На стене чернобыльского храма была установлена икона Божией Матери с разбитым колоколом, а внутри — плиты с фамилиями погибших ликвидаторов. Затем Андреев изготовил и передал храму 27 (по количеству регионов Украины) кожаных фолиантов, чтобы в них вносили имена умерших чернобыльцев для поминовения. История мемориальной могилы-кургана связана с возведением мемориала героям-чернобыльцам на Митинском кладбище в Москве, где похоронены наши пожарные, погибшие от переоблучения радиацией. При реконструкции старые плиты заменили, и Андреев привез их в Киев. Их установили на кургане, добавив плиту с именем Валерия Ходымчука, дозиметриста, для которого могилой стал сам разрушенный реактор. Над курганом поставили две стелы из черного и красного гранита, а между ними повесили колокол, удар которого ежегодно 26 апреля в 1ч.23 мин возвещает о начале памятных мероприятий о чернобыльской трагедии. Перед этим руководители государства и священноначалие Православной Церкви возлагают цветы, зажигают свечи, служится панихида. Затем все идут в храм, молятся, ставят свечи. Была традиция общения лидеров державы с чернобыльцами, которые на траве расстилали скатерти, доставали снедь и выпивку и устраивали поминки. Иногда ставили столы под навесом. Помню, президент Виктор Ющенко больше часа общался с чернобыльцами: пил водку из пластикового стаканчика, говорил, спрашивал, отвечал. Напротив кургана по другую сторону проспекта трудами Андреева был установлен памятник погибшим вертолетчикам и всем ликвидаторам-сотрудникам МЧС. Под чугунной ротондой, с лопастью вертолета, разбившегося у стен реактора. Утром траурные мероприятия продолжались уже здесь: возлагались венки, погибшим отдавались воинские почести, в завершение пожарные машины с включенными сиренами проезжали мимо памятника. Традиция этих памятных торжеств не была спущена сверху, она родилась снизу, никогда не превращалась в митинги, а подкупала своей христианской простотой и человечностью. Молитва, свечи, колокол в ночи. Живая благодарная память. Для Юры в этом заключался смысл его многих трудов.

http://radonezh.ru/analytics/yury-andree...

Другой замечательный человек долгие годы жил прямо здесь, в Джорданвилле. Я говорю о философе Иване Михайловиче Андрееве. Подобно многим своим интеллигентным современникам, в годы революции он держался либеральных взглядов; лишь постепенно, лет за десять, возвратился он к Православию и открыл в нем для себя философию жизни, недоступную западным школам. Поездки в Саров , в Дивеево и в другие русские монастыри, как раз перед тем как большевики уничтожили их, укрепили, углубили его молодую веру. Потом, в страшные двадцатые и тридцатые годы, сделав свой выбор в пользу истины, он оставался в Катакомбной Церкви. У Андреева был тонкий философский ум, но, что главное, у него было живое православное сердце, полное боли за всех тех, кто теряет веру, любовь к Богу и ближнему. Как-то в Нью-Иорке молодая мать зверски убила своего маленького ребенка; в статье под названием «Плачьте!» Андреев написал следующее: «Все виноваты за каждого, и каждый – за всех… Пусть каждый подумает о себе… что вы делали в тот вечер, когда совершилось это немыслимое, но вполне реальное зло? Может статься, это ваш грех, ваша безнравственность или злоба оказалась той последней каплей, которая переполнила чашу зла. Именно так мы обязаны думать, если мы хотим быть христианами… Плачьте, братья и сестры! И не стыдитесь своих слез… чтобы они стали для вас источником противоположной энергии, энергии добра, которая противодействует энергии зла… и пробудили многих равнодушных». Андреев доказывает нам, что без живого сострадательного сердца мы не имеем права называться христианами. Наконец, третье имя – о. Дмитрий Дудко , который живет в России. Он родился уже после революции; к Богу привели его мучительные годы большевицкого атеизма и восьмилетний лагерный срок. Последние его выступление с особенной силой поддерживают нас, православных за пределами России. Пускай мы расходимся с ним по ряду богословских вопросов, но сердцем своим он полностью наш, полностью православный. У о. Дмитрия – то же горячее сострадание, которого Андреев не смог найти на Западе; та же целеустремленность в духовной борьбе, которую проповедовал Владыка Андрей. Однажды, во время беседы после всенощной, как записано в его книге «Наша надежда», кто-то спросил о. Дмитрия: «Скажите, христианство на Западе, в свободном мipe, не лучше ли оно нашего, русского?» «Нет, – ответил он, – там христианство с комфортом, от него много не жди. В России, где мученики, где страдания, – тут и Воскресение, тут и новая жизнь».

http://pravmir.ru/neskolko-primerov-isti...

В этот же год церковный староста, Иван Иванович Закалин-Русманов, крестьянин села Угодич, построил в северо-восточном углу ограды при Богоявленской церкви каменную часовню и снабдил ее внутри столярными кивотами и новыми иконами. В 1821 году, как я запомню, ученье шло также однообразно, как и в прошлом году. Отлучки из класса повторялись все чаще и чаще, особенно если провожатая впустит меня только в калитку школы; тут я тотчас же выйду в задние ворота и опять цельный день гуляю с товарищами. Были они у меня следующие: Василий Андреев Балашов, Иван Васильев Трефилов-Богданов, Александр Борисов Жирнов-Богданов, Михайла Андреев Галкин, Алексей Андреев Шамов, Дмитрий Федоров Журавлев, Петр Яковлев Шапугин и Владимир Иванов Никонов. Теперь один только остался в живых — Александр Жирнов. Во время лета занимались мы все более купаньем в так называемом «Псарском пруде» близ бывшей помещичьей псарни. Наука в течение лета шла еще медленнее, да я, впрочем, и не интересовался ей, удивляясь на своих товарищей, которые, уча часослов, не могли ничего чихать в псалтири и наоборот, кто учит псалтирь, заставят его читать часовник, это значит зады твердить; он ничего не прочтет, а если и станет читать, то, как говорится, ощупью. В праздник летней Казанской Божией Матери мать моя собралась в Белогостицкий монастырь и взяла меня с собою. Поездка наша была на лодке, называемой «Соминкой»; перевозчиком был Яков Алексеев Корякин. Богомольцами была полна лодка, и путь наш был до устья реки Вексы, мимо деревни Борисовской и сел Сельца и Сулости. Рекой Вексой, помнится, проезжали не одни рыболовные язы , которые содержал наш перевозчик. Он для проезда лодки разбирал заплоты, сделанные в воротах, где быстро течет суженная река. Мне помнится, что над нашей лодкой по всему протяжению Вексы летало с оглушительным криком бесчисленное множество чаек. Берега Вексы густо поросли тальником. Лодка наша остановилась против монастырских ворот, и когда мы вышли на берег, то был уже благовест к обедне. С западной стороны монастыря была тогда многолюдная ярмарка в полном разгаре.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

И лицо его приняло нехорошее, злое выражение. Однако я продолжал начатую речь. Я объяснил слушателям, что Василий Андреев в своей проповеди лукаво обошел самый трудный 9-й стих из 3 гл. 1-го послания Иоанна. Именно, он не сказал ничего определенного относительно свойств возрожденных христиан: могут ли они, по немощи плоти, согрешать и после крещения; или навсегда потом остаются чистыми и безгрешными? То, что мы слышали сейчас об этом – одни жалкие слова, ничего не доказываюшие. Проповеднику надобно быть откровеннее. Иначе и хорошие речи его получат фальшивый и неприятный вид... Василий Андреев потерял терпение. – Да чего вам собственно от нас надо? – загремел он. – Мне надобно, чтобы ты яснее сказал: погрешаете ли вы в своей жизни, или нет? – Ну, погрешаем... Конечно, нет человека без греха!.. – Так бы и говорил. А то ваши братья все глаза мне проели своей напускной святостью... Мое сообщение удивило штундистов. Они не понимали даже, как их единоверцы могут считать себя «совсем святыми». Это уж – «чистая неправда»... § V. Впечатление получилось дурное для сектантов. Само собой приходило всем в голову, что штундисты не имеют строго согласованного упования. А какая это «апостольская вера», у которой один говорит так, другой – иначе? Это что-то человеческое и людьми придуманное, а не Божье дело... И вот, чтобы положить конец столь тягостному выводу из моих замечаний, Василий Андреев вдруг, – ни с того, ни с сего, – спросил: – Нет, вы скажите – за что нас гонят? – Никто вас не гонит, а за веру особенно. От вас лишь требуют, чтобы, не посланные законно ни кем, вы не бродили по дворам и не мутили бы своей проповедью народ... – Мы ведь истинного Христа проповедуем: какое это смутьянство? Мы просветились светом истины, – не хотим и других оставлять во тьме!.. – Ну это еще большой вопрос: кто ходит во свете, и кто сидит во тьме... Я вам напомню лишь, что и скопцы мнят себя единственно-истинными христианами, и хлысты думают, что они только дети Божии , и молокане считают себя подлинными «духовными братьями» . Хорошо ли было, если бы все эти сектанты кинулись волновать Церковь Божию?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

В.Р. Легойда: Да, я как раз хотел об этом сказать... В.А. Андреев: Да, помогает проснуться и снова захотеть действовать. Полезно вспоминать о том, что жизнь составлена из необходимости действовать, работать, а если получается - и пользу приносить. В.Р. Легойда: Вы знаете, я вот сейчас вспомнил, слушая вас... Кто-то сказал, что в жизни чередуются светлые и темные полосы, и, когда идет темная полоса, научиться быть верным тому светлому, что ты испытывал в жизни - это, наверное, и значит быть верующим. В.А. Андреев: И это тоже. Был такой очень крупный ученый XVII века, тоже христианин, но, как говорится, " не наш " - француз Блез Паскаль. Тот самый Блез Паскаль, который как бы протаранил гидростатику, теорию вероятностей, стал философом, ни на кого не похожим. Который говорил, что человек - все по сравнению с ничем и ничто - по сравнению со всем. Что человек - слава и хлам вселенной. И этот человек с таким, иногда даже страшноватым, умом обладал верой нерассуждающей. Вот если задуматься об этом - нерассуждающей! Знать надо стремиться побольше, чем мало или ничего не знать. Но раз уж мы заговорили об этом... Я на себе ощутил, что это такое - когда вера нерассуждающая, даже если ты, простите меня, не чурка деревянная, а человек, способный логически мыслить и страдать за других. Вот Паскаль ушел в монастырь. Вдруг бросил все и ушел в монастырь, понимаете? Непостижим человек вообще, и в частности - этот. И знаете, когда тебя посещает это чувство, когда тебе не надо даже рассуждать, - то это хорошо. Но мы живем в век прагматический, и нам предлагается - в том числе и средствами массовой информации, телевидением, - многое анализировать. И если доверять только самому себе, так это загонят туда, откуда и не выберешься! (смеется) В.Р. Легойда: У Паскаля есть замечательная мысль, которая мне очень нравится. Он говорит: " Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками " . В.А. Андреев: Да. Понимаете, ведь это очень опасно - поверить в то, что ты праведник и начать учить, учить... Тут надо уметь остановиться и оглянуться.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

– Эх, ты! Не умеешь поймать рыбы, когда она сама лезет на удочку... Жаль, что не на твоем я месте, я бы сейчас же пошел, объяснился, а там как раз после обедни и к ним бы махнул на обед... – Я и без того буду у них... – Нет, брат, поди, объяснись, ведь они тебя теперь ждут... Неотвязчивостью Николая Андреева Владиславлев был поставлен в довольно затруднительное положение. Он находился теперь между двумя огнями, ему и непременно следовало пойти в церковь раскланяться с Дикопольскими, и довольно щекотливо было решиться на это, тем более, что на него в эту пору было обращено внимание всего кружка товарищей. Владиславлев внутренне проклинал Николая Андреева, за то, что он не в свое дело вмешался, досадовал на себя за то, для чего он обертывался назад, когда услышал имя Людмилы, и решительно не знал, что ему теперь делать, не пойти в церковь было невежливо с его стороны, потому что Дикопольские заметили, что он увидел их, и долг знакомого человека требовал засвидетельствовать им почтение, пойти было довольно наглядно для товарищей, которые после могли бы над ним подсмеиваться, да и вообще считалось в семинарии неприличным и чем-то даже дерзким, чтобы кто-нибудь из учеников и в особенности такой, как Владиславлев, вступал в объяснение с какою-либо из посетительниц в церкви или на коридоре. Владиславлев решил наконец ждать выхода инспектора, чтобы в это время, воспользовавшись суматохою учеников, ускользнуть от взора товарищей, войти первым в церковь и успеть в минуту раскланяться с Дикопольскими и засвидетельствовать им свое почтение. А Николай Андреев между тем все-таки еще привязывался к нему, и уговаривал его идти в церковь. – Да ну же, Василий Петрович, иди пожалуйста, ведь, и Людмила и мать тебя непременно теперь ожидают, – говорил Николай Андреев. – Слушай Николай Андреев! – сказал наконец Владиславлев, – Отойди от меня пожалуйста. Что тебе за охота привязываться ко мне... Вон еще идет одна брюнетка, по которой ты и день и ночь вздыхаешь... Поди, да объяснись с нею, если ты очень храбр на этом поприще...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Так или примерно так думали в 1940 году лучшие люди ВИРа. Роль вестницы снова взяла на себя Базилевская. Стихией Нины Александровны в науке были цветы, цветоводство. Но этот деликатный объект Базилевская сделала столь серьезным предметом исследования, так хорошо знала всю мировую литературу, посвященную цветам, в частности макам, что Николай Иванович звал ее не иначе как «королева опийного мака». Характер у этой «цветочницы» был, однако, весьма решительный. Во время предвоенных дискуссий Нина Александровна не раз обрушивалась на недругов института. В 1937 году на дне рождения Николая Ивановича Базилевская подняла тост, который для многих потом послужил чем-то вроде символа веры: «Да воскреснет ВИР и да расточатся враги его!» Тост этот, как и многое другое в том же роде, лысенковцы припомнили ей осенью сорокового года. Покидая Ленинград (здесь никто не принимал ее на работу), Нина Александровна зашла к Сергею Ивановичу Вавилову и попросила помочь ей (встретиться в Москве с кем-нибудь из членов ЦК. Вавилов-младший высоких знакомств в те годы еще не имел, но пообещал устроить встречу с членом ЦК А. А. Андреевым через своего родственника, видного архитектора Веснина. Андрей Андреевич Андреев был, пожалуй, самым подходящим человеком для такого разговора, он в ЦК ведал вопросами сельского хозяйства. Но встреча как-то долго не получалась, хотя Веснин сделал все, что мог. Состоялась она только в начале 1941 года. Базилевская приготовила целую речь с объяснением лысенковского диктата, с описанием того, что происходит в ВИРе и других научных учреждениях ВАСХНИЛ. В этот февральский день 1941 года товарищ Андреев мог бы получить довольно полную и объективную информацию о судьбах отечественной биологии и сельскохозяйственной науки. Мог, но… референт предупредил просительницу, что член ЦК чрезвычайно занят и уделит ей лишь несколько минут. Беседа оказалась даже короче, чем мог представить видавший виды референт. Едва Базилевская заговорила о роковой ошибке, произошедшей с академиком Вавиловым, Андреев прервал ее фразой, которую Нина Александровна дословно пересказала мне двадцать три года спустя: «Никакой роковой ошибки быть не могло.

http://azbyka.ru/fiction/delo-akademika-...

У настоящих язычников смысл понятен: это тело бога, оно нуждается в пище, перед ним ставится еда, чтобы бог или дух съел духовную сущность этого подношения. Поэтому идол – это не икона, это совершенно другое понимание. Если вам больше нравится христианское понимание иконы, то мне это очень приятно осознавать. Но просто будьте честными, признайтесь: да, мне понимание иконы у христиан больше нравится, чем то, как понимают язычники идолов, поэтому я себе возьму это христианское понимание. Вот и все. Вопрос элементарной честности. Андреев А.В.: А вот христиане откуда иконы взяли, как бы узнать? О. Георгий . Что значит откуда? Икона – это понятие, выработанное в самом христианстве. Андреев А.В.: Давайте начнем с первых христиан – у них были иконы? Невеев А.Б.: Были. Смотрите. Это мы можем спрашивать язычников, откуда они все это знают. А у нас есть откровение Божие, понимаете, у нас концепция какая: что Господь, сотворивший этот мир и каждого из нас, Он хотел о Себе что-то рассказать Своим творениям. Господь Себя открывает, и в том числе то, что у нас на иконах изображено. Вот тот же самый Илья пророк, его огненное восхождение. Откуда мы это взяли? А из слова Божьего, где это описывается. А дальше я вам уже этот пример приводил: Сам Христос утер лик и сказал: вот, пожалуйста, поклоняйтесь. Вы спрашиваете откуда взялись – вот отсюда. Это просто визуальное выражение откровение Божьего. А вот откуда идолы взялись – это как раз непонятно. Какой-то шаман придумал. О. Георгий: Была античная живопись, и люди, которые владели техникой античной живописи, изображали то, что им было дорого. Некоторые язычники античные изображали античных богов, некоторые изображали императоров, некоторые изображали просто фигуры людей. Андреев А.В.: То есть это идет из язычества. О. Георгий . Нет, это идет из культуры античной живописи 23 . В рамках которой изображали не только богов, но также и портреты просто людей. И в той античной культуре, кстати, не все были язычниками, там были и атеисты, например, и вы знаете об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/publichn...

Но снова затяжной дождь, прибив землю и мусор весной 2007 года, обнажил часть иконостаса с фрагментом чугунного узорочья. Отступать было некуда – святыню надо было спасать! И 2 мая, в праздник преподобного Иоанна Ветхопещерника (!), были начаты работы по расчистке на месте пещерного храма. На работы с желанием выходили все: братия и послушники, прихожане и жители окрестных деревень, дачники и отпускники-добровольцы, студенты московского клуба «Реставросъ» со своим руководителем Константином Лобачевым. Энтузиазм был необыкновенным. За очень короткий срок проделан огромный объем работ, и результат налицо: были расчищены пещерные ходы и кельи, обнажились остатки кирпичных стен, церковный плитняковый пол, лестница, ведущая под землю, и главная святыня – иконостас, засыпанный землей и мусором, но не поверженный ниц, а как бы выстоявший и выстрадавший эти долгие десятилетия глухого забвения. Сейчас картина скитского храма открыта почти полностью, сам чугунный иконостас перенесен на территорию монастыря, идут полным ходом работы по его реставрации. На месте пещерного храма предстоят еще труды большие и трудоемкие, но теплится в сердце надежда, что с Божией помощью придет день, когда и сам храм во имя Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и скитская жизнь при нем будут восстановлены. И даст мне Господь сил послужить в пещерном храме Божественную Литургию. Возродится жизнь монашеская на пещерах, та жизнь, о которой говорил митрополит Анастасий (Грибановский) : «Монашество, стремящееся воплотить в полноте идеал нравственной христианской жизни, есть подлинно соль земли, которая, быть может, одна спасает последнюю от полного разложения. Оно не уничтожает ничего истинно человеческого в людях, но только возвышает, очищает и облагораживает душу» 62 . Александр Панин. Схиигумен Парфений Агеев. Жизнь и труды на благо Церкви В наступившем 2008 году исполнилось 130 лет со дня преставления отца схиигумена Парфения, постриженика Святой Горы Афонской. По благословению настоятеля Николо-Берлюковского монастыря игумена Евмения (Лагутина) проводится работа по изучению и систематизации архивных материалов и большого эпистолярного наследия отца Парфения. В Центральном Историческом архиве города Москвы (ЦИАМ) были обнаружены уникальные исторические документы. Среди этих документов присутствует: «Список о настоятеле Николаевской Берлюковской пустыни иеромонахе Парфении» 63 , в котором есть запись о его мирском имени и фамилии – Петр Андреев. Этот документ крайне интересен тем, что впервые официально присутствует упоминание о мирском написании данных отца Парфения. Отсюда можно заключить, что Андреев – это или его фамилия, или отчество (Петр, сын Андреев), что вероятнее всего. Существуют и другие версии относительно мирского отчества и фамилии отца Парфения. Работа по сему вопросу будет продолжена, что, несомненно, принесет свои результаты, пока же мы будем придерживаться традиционной формы написания фамилии отца Парфения – Агеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Иван Михайлович Андреев . Православная апологетика . – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. – 192 с. – (серия «Духовное наследие русского зарубежья»)/Представляет Виталий Каплан //Фома. - – август 2007. – С.121. – (рубрика « Что читать »). Профессор Иван Михайлович Андреев (1894-1976) – имя мало знакомое российскому читателю. В 1929 году он был арестован и два года находился в заключении в Соловецком лагере, потом - ссылка и эмиграция. С 1950 года Андреев жил в США, преподавал в Свято-Троицкой духовной семинарии Русской Православной Церкви Заграницей, в Джорданвилле. Предлагаемая книга – конспективное изложение семинарского курса лекций по апологетике. Мультимедиа: Представлены диски: Святитель Николай Сербский . Миссионерские письма . – Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, формат audio-CD (2 диска), 2006 год/Представляет Вероника Бузынкина //Фома. - – август 2007. – С.122. – (рубрика « Мультимедиа »). Епископ Охридский и Жичский Николай (Велимирович) (1881-1956) – один из самых известных сербских проповедников, недавно причисленный Церковью к лику святых. Коллекционное подарочное издание «Миссионерские письма» включает несколько отрывков из одноименной книги владыки, в которой он отвечает на самые разные вопросы верующих. Два диска разделены на темы: «О духовной жизни» и «Советы в семейных нуждах». Текст читает Владимир Заманский. Народы и религии мира: Энциклопедия. (Серия «Классика энциклопедий»). – Издательство Directmedia Publishing, формат CD-ROM, 2007 год/Представляет Наталия Вавилова //Фома. - – август 2007. – С.122. – (рубрика « Мультимедиа »). Энциклопедия посвящена всем народам и народностям, проживающим сегодня на Земле, и особенностям их вероисповедания. Издание, представляющее собой новый электронный вариант классического проекта издательства «Большая российская энциклопедия», привлекает полнотой и достоверностью предлагаемой информации, высоким научным уровнем библиографического аппарата, красотой и уникальностью иллюстраций (их на диске более тысячи).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-52-a...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010