16 июля 1744 г. последовал имп. указ об учреждении епархий (ПСПиР. Царствование Елизаветы Петровны. СПб., 1907. Т. 2. С. 141, 142, 176-179). Однако в связи с недостатком средств фактическое открытие В. е. произошло почти 4 года спустя. 20 марта 1748 г. архим. владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря, постоянный член Синода с 1742 г. Платон (Петрункевич) был хиротонисан во епископа Владимирского и Яропольского. В состав епархии вошли территории, определенные в 1744 г.: Владимир с десятиной, Гусская и Яропольская десятины Владимирского у., Гороховецкая десятина, Арзамас с десятиной, десятина Полесских станов Арзамасского у., Балахна с десятиной, Городецкая, Заузольская и Толоконцевская десятины Балахнинского у., Кинешемская, Лухская и Юрьевец-Повольская десятины. В 1749 г. к В. е. перешли из Тамбовской епархии Краснослободская десятина, из Московской епархии Починковская десятина, в 1753 г.- из Переславль-Залесской епархии Троицкая десятина. В 1744 г. в епархии находилось 684 церкви, в 1753 г.- 830, в кон. XVIII в.- 1083-1092 церкви ( Покровский И. Рус. епархии в XVI-XIX вв. Каз., 1897. Т. 2. С. 369, 384, 385, 569, 583, 849). Флорищева пуст. в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Флорищева пуст. в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Резиденцией архиерея стал владимирский Рождество-Богородицкий мон-рь, где при еп. Платоне были выстроены каменные архиерейские палаты. В 1749 г. прошла ревизия епархии, в т. ч. мон-рей во Владимире и в его окрестностях. По результатам ревизии 18 мая 1749 г. были заменены 6 настоятелей мон-рей и все члены духовной консистории. В февр. 1750 г. начала работу Владимирская ДС. В кон. 1754 г. еп. Платон провел новую ревизию епархии, во время к-рой обратил внимание на часто встречавшиеся в храмах и в домах, особенно в Юрьевском у. и Яропольской вол., иконы с двоеперстием . Следствием поездки явился вышедший в нач. 1755 г. указ архиерея духовным правлениям о необходимости «переписать» и «переисправить» такие иконы.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Как указано в рукописи «Большого теоретикона» Хрисанфа из Мадита, каталог был составлен «при Иоанне протопсалте» (Dimits. 18. P. XXIX). Во мн. пунктах каталога Иоанн представлен как «нынешний протопсалт», а перечисленные мелурги - Захария, протопсалт Кизика, Иоанн, протопсалт Редестский, Николай Андрианопольский, Хрисанф, иером. Кипрский, и др.- названы его учениками (Athen. Soc. Hist. Ethn. 350. Fol. 86-87v). Учителями К. М. названы тот же Иоанн и Панайотис Халацоглу (учеником которого в свою очередь назван Иоанн); Даниил упоминается в каталоге как «нынешний лампадарий и ученик Панайотиса Халацоглу» (о периоде служения Даниила в чине лампадария см.: Πατρινλης. 1969. Σ. 84-85 (англ. пер.: P. 161-162)). Поскольку наиболее раннее известное упоминание Иоанна в качестве протопсалта содержится в его автографе Пападики, датированном мартом 1743 г. (Meteor. S. Stephan. 5. Fol. 486; описание рукописи см.: Σοφιανς. 1986. Σ. 134-141; см. также: Πατρινλης. 1969. Σ. 76-78 (англ. пер.: P. 153-154)), а самый ранний датированный список его каталога восходит к 1749 г., К. М. составил каталог между 1743 и 1749 гг. Особую ценность имеют содержащиеся в каталоге К. М. дополнительные сведения об упоминаемых в нем лицах: родственные связи (напр., «Агафон, брат Ксена Корониса»), отношения «учитель - ученик», места рождений, жизни и творчества перечисленных музыкантов. Изд.: Ψχος Κ. Α. Δημοσευσις ρχαων νεκδτων χειρογρφων περ τς κκλησιαστικς μν μουσικς//Θρμιγξ. Αθναι, 1905. Ν 1. Σ. 4; Ν 3/4. Σ. 6-7; Ν 6. Σ. 3; Δυοβουνιτης Κ. Ι. Κατλογος τν κωδκων τς ν Αθναις Ιστορικς κα Εθνολογικς Εταιρεας//Νος Ελληνομνμων. Αθναι, 1926. Τ. 20. Σ. 276-281; Moisescu T. A Catalog of those Engaged in the Art of Byzantine Music along Time (Ms. 923 BAR)//Revue Roumaine d " Histoire de l " Art. Ser.: Théâtre, musique, cinéma. Bucur., 1985. T. 22. P. 67-75; Герцман Е. В. Петербургский Теоретикон. Од., 1994. С. 697-779. Табл. XCV-XCVIII; Popescu-Judetz E., Ababi-Sirli A. Sources of 18th Cent. Music: Panayiotes Chalathzoglou and Kyrillos Marmarinos " Comparative Treatises on Secular Music. Istanbul, 2000; Καρακατσνης Χ. Βυζαντιν Ποταμης. Αθναι, Τ. 11: Θεωρητικν Κυρλλου το Μαρμαρινο το Τηνου, χειργραφον 305 Ι. Ε. Ε. Α. 1749.

http://pravenc.ru/text/1840441.html

В 1746-м году архиепископ Феодосий представлял Святейшему Синоду о нецелесообразности вызова в Александро-Невский Монастырь монашествующих на пятилетний срок. Временные насельники Монастыря «определенное им послушание несут нерадетельно». Преосвященный просил впредь высылать монашествующих в Монастырь, «не упоминая прежнего пятилетнего термина» 3016 . В 1748-м или 1749-м году, согласно синодальному указу, Переяславским епископом Никодимом выслан был в Александро-Невский Монастырь иеромонах Переяславского Вознесенского Монастыря Владимир (Зеленский), бывший префектом в Переяславской Семинарии, но он доехал только до Москвы и здесь, по ходатайству Тобольского митрополита Сильвестра, получил назначение в его епархию 3017 . В 1749-м году, по ходатайству преосвященного Феодосия, Святейший Синод предписал выслать в Монастырь «для необходимых в священнослужении, а паче в клиросских послушаниях» 10 монашествующих – иеродиаконов и монахов, «к произведению во священство и к клиросному и прочим послушаниям», по представленному преосвященным реестру из епархий Киевской, Белоградской, Черниговской и Переяславской 3018 . В 1749-м году вызваны были из Киево-Межигорского Монастыря иеродиакон Иоанникий (Святковский) и монахи Зиновий (Романовский) и Александр (Павлов) 3019 , из Киево-Николаевского Монастыря иеродиакон Гавриил 3020 . За скудостью монашествующих, архиепископ Сильвестр в 1752-м году просил Святейший Синод о вызове монашествующих из Киева. Ходатайство это было удовлетворено. Но из Киево-Межигорского Монастыря «не дослан» быд 1 иеромонах. Взамен этого, в 1756-м году был принят, по собственному его прошению, иеромонах Варлаам (Маевский), бывший в Киево-Межигорском Монастыре казначеем 3021 . Преосвященный Вениамин, в виду недостатка монашествующих, вызвал из Псковской епархии иеромонаха Леонида, иеродиаконов Порфирия, Илиодора, Иону 3022 . В 1761-м году, по ходатайству архиепископа Вениамина, переведен в Александро-Невский Монастырь иеромонах Пыскорского Монастыря Модест 3023 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Санкт-Петербург. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменная церковь в с.Большое Пулково была заложена 30 мая 1783г. благочинным свящ. Стефаном Ивановым и строилась по проекту архитектора Джакомо Кваренги на казенные средства императрицы Екатерины II. Храм был торжественно освящен в 1785 г. Это была большая церковь с полукруглой апсидой, западный фасад храма был увенчан двумя квадратными башенками, на одной из которых находились колокола. К храму была приписана одна каменная часовня, построенная в 1831 г. и находившаяся в церковной ограде. Последним настоятелем храма в 1933-1938 гг. являлся прот. Александр Иоаннович Мошинский (1885-1955). Церковь была закрыта в 1938 г. и во время контрнаступления советских войск во время войны разрушена до основания. К настоящему времени сохранился лишь фундамент храма с глубоким подвалом и фундамент находившегося рядом одноэтажного каменного причтового дома. Подробнее об этой церкви см. книгу М.Ю. Мещанинова " Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей " (СПб, 2007, сс.362-368), там же имеются старые фотографии ее внешнего вида и внутреннего убранства (1910-х гг.) из коллекции автора.  ЦГИА СПб, ф.19, оп.1, д.12027, л.4; ф.19, оп.113, д.4181, л.115. ЦГА СПб, ф.7179, оп.10, д.1341, л.66 Район Пулковских высот был заселён при Петре I и состоял из двух слобод: Большого (Верхнего) Пулкова и Подгорного Пулкова. Каменная однопрестольная церковь, взамен деревянной, 1749 года постройки, построена в Нижней Подгорной слободе села Большое Пулково в 1782-1784 годах. Храм был построен в стиле классицизма по проекту Джакомо Кваренги. Рядом с ним была выстроена каменная колокольня. Около церкви у дороги на Царское Село была построена часовня. Церковь была закрыта в 1938 году. Здания храма и часовни были разрушены в годы Великой Отечественной войны. http://piters.in/nohram Первая деревянная церковь в Пулкове была построена в 1748-1749 гг. Одновременно для нее писался образ Смоленской Божией Матери. Церковь была освящена архиепископом Санкт-Петербургским Феодосием 14 октября 1749 г., но через несколько лет сгорела. Вместо нее в 1755-1757 гг. по повелению имп. Елизаветы Петровны была выстроена новая деревянная церковь, освященная 28 июля 1757 г. архиепископом Санкт-Петербургским Сильвестром.

http://sobory.ru/article/?object=07055

Некоторые не выучивали заданного урока из катехизиса и были штрафованы деньгами, и неоднократно. Если кто из штрафованных не являлся после того в срок, такой угрожаем был телесным наказанием. Есть свидетельство, что и при поступавши на места к сельским церквам ставленники отсылаемы были для изучения катехизиса к учителям семинарии 38 . С открытием семинарии введена была в лавре должность проповедника, который обязан был говорить поучения в соборе в праздничные и воскресные дни. Несколько раз в год проповеди назначаемо было от Учрежденного собора говорит начальствующим семинарии и учителям монашествующим; на них исключительно возлагаемо было проповедование в присутствии Высочайшей Фамилии. Первым по открытии семинарии проповедником был иеромонах Панкратий Черныевский (1744 г. ), за ним Феофан Зеленецкий, вытребованный в лавру из Киевософийского монастыря в 1746 году. В последствии времени семинария образовала проповедников для лавры из своих питомцев. Из проповедей, говоренных по нарочитым случаям начальствующими и учителями семинарии, мы имеем шесть: три – первого префекта и первого ректора Афанасия Волховского, одну – префекта Кирилла Ляшевецкого, и две – учителя иеромонаха Иннокентия Паскевича. Все они произнесены в сороковых годах прошедшего столетия 39 . Проповеди Афанасия произнесены в присутствии Императрицы Елисаветы Петровны, В. К. Петра Феодоровича и супруги его Екатерины Алексеевны, две в Петербурге в сентябрь и октябрь 1745 года: третья – в Троицкой лавр 29 июня 1749 года; Кирилл свою проповедь произянес в присутствии Императрицы в Троицкой же лавре 25 сентября 1749 года. Иннокентий говорил одну проповедь в Царском Селе, в присутствии Императрицы, в церкви Знамения, сентября 25 1747 года; другую в Ее же присутствии в Троицкой лавре, в Трапезной церкви, 8 декабря 1749 года. Афанасий и Кирилл, как проповедники, отличаются один от другого по духу и тону поучения: в проповедях первого видим спокойное изложение предмета, о котором он беседует: проповедь его – ученый трактат из области нравственного богословия, с легким приспособлением к месту и времени поучения и к характеру слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

На место Богдановича (30-го января 1749 г.) определен «на трехгодичное время» игумен Киевокириловского монастыря, член консистории и генеральный слова Божия проповедник, Сильвестр Добрыня. В 1748 и 1749 гг. один за другим два страшных пожара опустошили Вильну. В мае 1749 года сгорел Святодуховский монастырь. «Прекрасная, всем господам полякам бывшая во удивление» братская церковь Св. Духа с двумя приделами конгрегаций Кромницкой – Иоанна Богослова и Студентской – Константина и Елены, сгорели до основания. Серебряная и золотая посуда мало новая погорела; золотом и серебром тканая ризница, книг не малое число и все прочее, что в церкви и монастыре было, в прах и пепел пошло. Погорели все каменные келии и службы, и все хлебные и питейные припасы, которые доставлялись приписными монастырями и которых запасено было на 3 года. Уцелела только одна малая девичья церковь . Донося об этом Св. Синоду, Добрыня просил о пособии на возобновление монастыря, а также и на восстановление при нем школы, «чтобы дети благочестивых не скитались по коллегиям неприятелей, ибо чрез сие многие уже церкви святой отверглись и стали в ряды неприятелей благочестивой веры». В то же время братия просила о присылке книг учительных, а именно Бесед Златоустого, Маргарита, Камня веры, Пращицы, Катихизисов и Букварей с толкованием для детей. 765 Русское правительство дало на возобновление монастыря 6,000 рублей. Но не легко было получить дозволение на производство работ. В том же году Добрыня просил о том польское правительство. Разрешив постройку, виленский епископ писал к литовскому подканцлеру князю Чарторыйскому, от 17-го апреля 1751 г.: могу ваше сиятельство удостоверить, что в требуемой оной починке ни малейшее им препятствие не последует и не возбранно им будет предприятие свое в действо произвесть, только бы они в строении церковных глав и колокольни и в украшении монастырских ворот ничего излишнего не затевали, но все тем примером, как прежде у них было, строили б. Сие позволение по первому скромному их прошению не было им от меня отказано и ныне оного не отказую, как по ходатайству вашего сиятельства, так и потому, понеже нынешний игумен с братией своей живет спокойно и гордым своим предкам не последует; для того и жалобы уже утишились и сами они то чувствуют, что от нас никакое препятство в их делах и в отправлении их религии не чинится, пусть только они не выступают из пределов позволенной им у нас вольности». 766 В 1754 г. Добрыня приезжал в С.-Петербург для ходатайства по монастырским делам. Взявши с собой несколько бланкетов с подписью братии, он писал на них разные прошения, чем возбудил против себя подозрения и наказан был заключением на несколько дней под стражу. 767 В следующем году Добрыня уволен из Вильны, а в 1756 г., 1-го декабря, произведен в архимандриты в Глуховский петропавловский монастырь. 768

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Кимру, Кашин. уез., с тем, чтобы впредь к прежней церкви в г. Ржев не просился. Однако Ульянов, был недоволен таким назначением и спустя только полгода, именно 22 февр. 1749 года, подает преосв. Митрофану прошение о возвращении его на старое место в г. Ржев. Докладывая об этом преосв. Митрофану 7 марта, Тверская дух. консистория высказала такое свое мнение: объявленного священника не точию к прежней его церкви, к наученным от него раскольникам, определить не надлежит, но и из села Кимры отрешить и к другим приходским церквям не определять, ибо он ещё сомнителен в православии признается и дабы простого и писания незнающего народа к раскольнической душепагубной прелести не развратил. На этом докладе преосвященный положил резолюцию: «объявленного священника послать в Рябов монастырь, Кашин. у.». Но из Рябова монастыря Григорий Ульянов в мае того же 1749 г. пишет преосвященному прошение, в котором, указывает на то, что «по причине держания его в монастырских трудах и в прочем послушании» оставшиеся во г. Ржеве в его доме жена и дети пришли во всеконечную скудость и убожество, просит определить его опять в Кимру. Но преосв. Митрофан положил на этом прошении такую резолюцию, по которой Григорий Ульянов должен быть определен к какой-нибудь праздной церкви, Кашин. у., кроме Кимры, а о приискании такого места послать указ в Кашинское духовное правление 49 . По указанию, вероятно, Кашинского дух. правления, он был определен в погост Никольский, что на Яму; но и здесь оставался весьма недолго. Неизвестно – по какой причине, он указом от 19 окт. 1749 года определен был к Воскресенской церкви села Отроковичей. 3десь Григорий Ульянов просвященствовал до 1757 года. Но и тут ему не нравилось после привольной жизни у гжевских раскольников, – и он под предлогом старости и какой-то «животной болезни» стал просить преосвященного об увольнении его во Ржев – в дом свой «на сыновнее пропитание». Просьба его была удовлетворена с тем однако условием, чтобы, будучи во Ржеве, он как при бывшей своей церкви, так ни при какой другой священнического служения и треб не отправлял.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Феофан Несин , в 1746–49; перев. в Козелецкий Георгиевский мнтрь. Иосиф Миткевич в 1749 перев. из Домницкого, а в 1756 – в Густинский мнтрь. Феофил , в 1756–62. Варсонофий Пальмовский , с 1763; в 1764 произведён в архимандрита; в 1775 перев. в Ахтырский мнтрь. Владимир Сокальский , архим., произведён в 1776; 14 мар. 1790 уволен на покой; † 4 апр. того же года. Платон Романовский , ректор Новгород-Северской семинарии, произведён 9 апр. 1790; в 1794 перев. в Гамалеевский мнтрь. Павел Чедневский , бывший строитель Астраханского Предтечева монастыря, определён в 1794; в 1798 ... перев. в Козелецкий Георгиевский. Феодосий , Грек, в 1798 перев. из Новгородского Розважского монастыря; † 1805… Афанасий в 1805 перев. из Домницкого монастыря; † 21 апр. 1806. Гервасий произведён из иеромонахов 20 июля 1806; † 1 апр. 1831. Феофан Миславский произведён из иеромонахов 8 мар. 1831; с 1842 архим.; в 1844 уволен на покой; † 21 дек. Иларион , в 1844–46; перев. в Глуховский Петропавловский мнтрь. Вениамин Доброгаев произведён в 1846, из иеромонахов в 1853 перев. в Глуховский Петропавловский мнтрь. Августин Болох произведён 18 окт. 1853, из иеромонахов; архим. с ... до ныне (1869). 10 Георгиевский, от города Козельца в 5 верстах, на реке Остре, основан в 1654 г. (с приписанием монастырка св. Троицы в самом Козельце); с 1788 г. третьеклассный. [III, 689.] Игумены Симеон Чайковский , основатель, † 1675... Иоиль Пучковский , с 1675; † после 1680. Игнатий Грязной , 1682–93. Георгий упом. 1697. Иосиф Исаевич , игум. Почаевский, управлял Троицким и Георгиевским (соединёнными) мнтрями с 1708; † 1731. Анастасий Долинский упом. 17 окт. 1713. Феофан Степанский , в 1731–40; † … Гавриил Великошапка определён 14 окт. 1740; † 1749 ... Феофан Несин в 1749 перев. из Батуринского Крупицкого монастыря, и в 1750. Иннокентий Домбромбский , в 1750 (недолго). Дионисий Шугаев в 1751 перев. из Киево-Петропавловского монастыря; † 1770... Давид Сухозанет , в 1770–75. По Адрес-Календарям в 1775–78 показаны Александр и Фаддей??

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Метенский Симеон, из киевских воспитанников и учителей Тверской семинарии, в 1743 году – учитель фары в Троицкой семинарии. Маляховский Геласий, иеродиакон, из киевских воспитанников, вызванный в Троицкую семинарию в 1743 году 611 ). Пещанский Степан, в монашестве Серафим, из студентов Киевской Академии 612 ), в 1743 году былъ учителем низшего класса. Граблев и Заюшевский, учителя в 1743 году 613 ). Паскевич Иаков Феодоров, в монашестве Иннокентий, из польских шляхтичей, учившийся в Киевской Академии, с декабря 1744 года преподаватель еврейского языка. В 1758 году назначен архимандритом Калязинского Макариева монастыря, но за болезнью отказался от сего назначения и, вследствие прошения, помещен на жительство при Тверском архиерейском доме 614 ). Вольховский Афанасий, учитель Харьковского Коллегиума, в 1745 году первый префект Троицкой семинарии, а с 1748 года – ректор ее. Скончался в 1776 году в сане Ростовского епископа 615 ). Каменский Николай, иконописный мастер, обучавший учеников иконописи с 1746 до 1748 года 616 ). Чепелевский Василий, в монашестве Авксентий, из воспитанников Киевской Академии 617 ); в 1747 г. определен учителем фары и инфимы; в 1754 году выбыл из учителей 618 ). Казанович Павел, иеромонах, прибывший в 1748 г. из Киева с двумя живописного мастерства учениками Игнатием и Иаковом Бороховичами для обучения семинаристов иконописи 619 ). Гординский Стефан Андреев, из воспитанников Киевской Академии, с 1749 года учитель Троицкой семинарии; в 1755 году по прошению уволен в Малороссию 620 ). Чишкевич Иван, в монашестве Игнатий, воспитанник Киев. Академии, из бывших учителей Новгородской семинарии, вызван в Троицкую семинарию в 1749 году и прибыл туда в 1750 году 621 ). 26) Костромская семинария. Начало этой семинарии положено было в 1746 году тогдашним Костромским епископом Сильвестром Кулябкою, из бывших профессоров и ректоров Киевской Академии, который в июне 1746 года издал по епархии указ о сборе с монастырей и церквей хлеба на содержание будущих семинаристов. Семинария помещена была в Ипатьевском монастыре, в монашеских кельях, близ архиерейских покоев, и начальником и вместе учителем ее назначен был иеромонах Анастасий Бялопольский, прибывший с преосвященным Сильвестром из Киева и обучавшийся в Киевской Академии. Но устойчивость и правильную организацию эта семинария получила лишь в 1754 году 622 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

В 1751 году, учителей было 8; в конце 1761 года – пять. Первыми учителями в семинарии были: Семен Иванов Метенский, в 1743 году отбывший в Петербург, и Иван Лелеецкий. В первое время видим учителей исключительно светских, но с течением времени наставнические должности большею частию стали занимать монашествующее: так в 1751 году монашествующих наставников было пять, и светских – трое. Укажем некоторых из тех и других. Стефан, в монашестве Серафим, Пещанский. Поступил в учители в одно время с Ляшевецким, в марте 1743 года. Иннокентий (Иаков Федоров) Паскевич, из польских шляхтичей. Определен учителем в декабре 1744 года. Пострижен в монашество в ноябре 1745 года. В сане иеродиакона не раз проповедывал в высочайшем присутствии. В иеромонаха посвящен в мае 1752 года. Преподавал еврейский язык. В 1753 году был Келарем лавры и оставался наставником. В 1758 году назначен во Архимандрита Ка- лязинского Макариева монастыря, но за болезнию отказался от сего назначения, и вследствие прошения помещен на жительство при Тверском Архиерейском доме с ежегодною пенсиею от лавры в 100 рублей 51 . Авксентий (Василий) Чепелевский. Сын священника села Каплинц Пирятинской сотни Лубенского полка. Учился в Киевской академии. В сентябре ,1747 года опредлен учителем ннфимы и Фары. Начальством семинарии рекомендован был, как «человек доброй, постоянной, трезвенной и искусной». Пострижен в монашество в 1749 году. В 1751 году был преподавателем пиитики. Выбыл из учителей в 1753 г. Игнатий, из Киевских ученых; иеромонах и учитель риторики в 1751 году. В 1752 году по прошению уволен в Киевопечерскую лавру. Игнатий Калинин, сын слуги Троицкой лавры. Поступив в богословский класс в 1751 году, исполнял обязанности учителя Фары и инфины, в 1752 – грамматики; в 1757 был учителем риторики. В 1758 году вызван архимандритом лавры Гедеоном в Петербург и состоял при нем в качестве письмоводителя: в 1762 году был приказным при Учрежденном соборе лавры; в 1772 году – секретарь при св. Синоде. Стефан Андреев Гординский, из воспитанников Киевской академии, учитель Троицкой семинарии с 1749 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010