Таким образом, в апреле 1918 г. собор перешел из Морского ведомства в разряд приходских. В об­разованный приходской совет вошел 21 человек, в том числе все члены причта: 4 протоиерея, 2 диако­на и 2 псаломщика; его председателем был избран рабочий Василий Феофанович Андреев. Настояте­лем храма с 1914 г. служил митрофорный протоие­рей Александр Иоаннович Преображенский. 7 ок­тября 1918 г. В. Ф. Андреев известил совет 2-го Городского района об изменениях в статусе собора и указал, что территория прихода простирается с востока на запад от Прачечного переулка до Англий­ского проспекта, а с юга на север — от Фонтанки до Мойки, число же обращающихся за удовлетворени­ем религиозных нужд в храм ежегодно колеблется от 8 до 15 тыс. чел. Андреев также передал в рай­совет приходской устав и попросил разрешения на устройство 20 октября общего собрания прихожан. На этом собрании решался вопрос об использо­вании помещений в квартирах причта домов 127 и 129 по набережной Екатерининского канала для при­ходских нужд — устройства в них библиотеки, ком­наты бесед на религиозные темы, зала для спевок соборного хора и заседаний приходского совета, орга­низации обучения религиозным и церковно-историческим предметам и т. д. Ранее все это проводилось в доме приходского благотворительного общества по адресу: Никольская пл., 1, но в июне 1918 г. он был передан в распоряжение Комиссариата по со­циальному устройству. В первые годы после рево­люции преподавание Закона Божия и духовного пе­ния частным образом не запрещалось, и на соответствующий запрос приходского совета ( " двад­цатки " ) городской отдел юстиции ответил, что осо­бого разрешения на это не требуется. Иначе обстояло дело с церковным имуществом и капиталами, все они в соответствии с декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церк­ви подлежали национализации. И 6 мая 1919 г. Пет­роградский отдел юстиции, угрожая судом членам причта, потребовал немедленно представить все бан­ковские документы. Назначенный к тому времени настоятелем и избранный председателем приходс­кого совета протоиерей Александр Николаевич Бе­ляев передал 10 мая в отдел юстиции опись на ка­питалы в размере 147392 рублей, хранившиеся в Народном банке, и 31 августа все эти деньги были переданы в доход казны, о чем настоятеля извести­ли 11 сентября 1919 г.

http://bogoslov.ru/article/2518081

1947. 9. С. 7–12. 159 Андреевский И. М. Путешествие в Саров и Дивеево в 1926 году//Дивеевские предания. М., 1996. С. 409, 416. 160 Андреевский И. М. Путь проф. С. А. Аскольдова. С. 57; Антонов В. В. Указ. соч. С. 44–49, 93–99; Лихачев Д. С. Воспоминания. СПб., 1995. С. 129–136; Полчанинов Р. Проф. И. М. Андреевский. С. 11. 161 Андреевский И. М. Путь проф. С. А. Аскольдова. С. 57; Антонов В. В. Указ. соч. С. 44, 95–98; Медведев Ю. «Воскресение»: К истории религиозно-философского кружка А. А. Мейера//Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск; М., 1999. 4 (29). С. 90. 162 См., например: Андреевский И. М. Еще несколько слов о Д. В. Болдыреве/И. А.//Православный путь: 1951. Джорданвилль, 1951. С. 60; Его же. Заметки о Катакомбной Церкви в СССР/Проф. И. Андреев //ПР. 1947. 14. С. 6, 10; Его же. Матушка Мария Гатчинская. С. И; Его же. О положении Православной Церкви в Советском Союзе: (Катакомбная Церковь в СССР)/Проф. Ив. Андреев//ПР. 1951. 1. С. 7, 8; Катакомбная Церковь . Доклад проф. И. М. Андреева, прочитанный 17 июня с.г. в Лейквуде, Н. Дж. и записанный одним из слушателей/Ю.Д.//ПР. 1950. 13. С. 3; Речь проф. И. М. Андреева на Владимирском празднике 12–25 июля 1954 г.//ПР. 1954. 15. С. 8. 163 Анциферов Η. П. Указ. соч. С. 349–350; Лихачев Д. С. Указ. соч. С. 153, 171, 177, 225–226, 253, 267, 397–410. 164 См.: Андреевский И. М. Большевизм в свете психопатологии/Проф. И.С.//Возрождение. Париж, 1946. 6. С. 142–149; Его же. Психиатрические экспертизы в Советской России/Проф. И. А.//Владимирский Православный русский календарь на 1956 г. Нью-Йорк, 1955. С. 104–118. 165 Андреевский И. М. Пытка детьми: (Страничка из «Воспоминаний»)/Профессор И. С.//ПР. 1948. 1. С. 13. 166 Андреевский И. М. Заметки о Катакомбной Церкви в СССР. С. 7–10; Лихачев Д. С. Указ. соч. С. 129; Полчанинов Р. Проф. И. М. Андреевский. С. 11; Серафим (Роуз) , иеромон. Указ. соч. С. 554; Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей: Иосифлянское движение Русской Православной Церкви в судьбах его участников. Архивные документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О том, как сегодня живут люди в зоне отчуждения, рассказал президент «Союза Чернобыль Украины» Юрий Андреев: «В районе саркофага, где будет служиться панихида, радиационная обстановка превышает нормы в 50–60 раз. Но там служба будет короткой, около 15 минут, и серьезной опасности не представит». Единственный действующий храм в этой местности - во имя Пророка Илии в Чернобыле. Его регулярно посещают около 3000 человек, которые работают на АЭС, а также около 700 «самоселов». «Храм оказывает им и гуманитарную, и медицинскую помощь, и фактически является гуманитарным центром зоны отчуждения. Благодаря ему и власть уже вынуждена выезжать и оказывать людям амбулаторную и медицинскую помощь, привлекать автолавки, для того, чтобы люди могли покупать продукты, чтобы чиновники регулярно выплачивали социальные выплаты и пенсии», – рассказал Юрий Андреев. Он также сообщил, что даже в 1986 году место вокруг храма " было чистым " . Сейчас эта территория имеет фоновое значение на уровне шести микрорентген в час, в то время как в Киеве, например, 18. " Подвижническая деятельность настоятеля храма протоиерея Николая Якушина восхищает. Свято-Ильинский храм - очаг надежды на возрождение этой пораженной, отравленной, долгое время не приносящей плода земли " , - подчеркнул заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов. В свою очередь, Юрий Андреев выразил надежду, что визит Патриарха «позволит в ближайшее десятилетие часть зоны отчуждения, южную часть, во всяком случае, вернуть к нормальной жизни». Вскоре при храме планируется открыть церковный музей, куда будут свезены иконы, предметы церковной утвари из церквей зоны отчуждения, которые теперь закрыты и большей частью разрушены (всего в советские годы там действовало 26 церквей). Также в музее соберут артефакты, свидетельствующие об аварии на ЧАЭС. «Я думаю, что патриарх и гости, которые впервые приедут в зону, увидят, что православная древняя чернобыльская земля - не только земля отчаяния, но и земля надежды и возрождения», - заключил он.

http://e-vestnik.ru/news/v_pervye_dni_28...

Рукописи и печатные материалы «Дело митрополита Сергия». Собрание рукописей. 124 документа. 403 страницы. Проф. И. М. Андреев. Епископ Максим Серпуховский (Жижиленко) в Соловецком концентрационном лагере. («Православный Путь». Церк.-богосл.-философ, сборник. 1951 г. стр. 61–70). Исповедник о. Феодор Андреев. Протоиерей Сергий Тихомиров и иерей Николай Прозоров. Матушка Мария Гатчинская. Проф. С. Нестеров. Серафим, Архиепископ Угличский, Амвросий, епископ Сарапульский. Свяшенник о. Феодор Гидаспов. Исповедник о. Феодор Андреев. Протоиерей Сергий Тихомиров и иерей Николай Прозоров. Протоиерей о. Михаил Тихомиров и его однодельцы. Протоиерей о. Михаил Чельцов и его однодельцы. Новомученики в Раифе избиенные. Священномученики Зилантова монастыря. Проф. А. И. Иванов . Общие сведения о Казанском округе. Об епископате и духовенстве разных областей. Пр. А. С. Никодим, епископ Белгородский. Мария Дмитриевна Кияновская. Протоиерей о. Алескей Попов. Священник о. Константин Ефремов. Священник о. Иоанн Тимофеев. Протоиерей о. Филарет. Павел Николаевич Попов. Схимонахиня Пелагия. Мелхиседек, Митрополит Минский и Белорусский. Епископ Феодосий (Вашницев). Леонтий, еп. Чилийский и Перуанский. Епископы Парфений. Аркадий (Остальский) , Максим (Руберовский), Митрополит Константин, Архиепископ Пахомий и др. епнскопы и духовенство Украинского экзархата и разных областей. Св. С. Б. Евсевий, епископ Ейский. Епископ Феофил. Епископ Памфил. Духовенство Кубанской епархии. Архимандрит Дамаскин. Прот. Д. Чубов. Духовенство Кубанской епархии. Дополнения и поправки. Протопресвитер А. Шабашев. Священник Д. Алферов. Протоиерей Н. Шабашев. Протопресвитер А. Рымаренко. Монах о. Викентий. Архимандрит Димитрий. О Киевском духовенстве. Поправки и дополнения к 1-му тому. Архимандрит Илия (Апостолов). Никон, Епископ Белгородский. Епископ Павлин. Духовенство гор. Феодосии. Прот. Г. Шорец. Иван Ефимович Татаринцев. Схиепископ Макарий («Русская жизнь» 19 апр. 1944.). Иеромонах Нектарий. Игумен о. Варсонофий и организация тайной церкви. Другие дополнения и материалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Затем были созданы мемориальный памятный комплекс в Святошино на Чернобыльской улице и мемориал на самой ЧАЭС у центрального входа в станцию. Воцерковление чернобыльского движения тесно связано с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Андреев как-то сразу проникся глубоким уважением к Предстоятелю Православной Церкви, дорожил его мнением и советами. А Блаженнейший Митрополит по-особому относился к нуждам чернобыльцев и Союза Чернобыль, я не помню, чтобы он хоть раз отказал в каких-то просьбах: как правило, сам правил чернобыльские службы, посещал зону, открывал выставки и конференции. По благословению Блаженнейшего Владимира была написана икона «Чернобыльский Спас», которой Андреев более всего дорожил как святыней всех ликвидаторов. Блаженнейший Митрополит Владимир считал, что все, нужное Богу, непременно свершится, несмотря на сложности. Стабильной, постоянной помощи или содействия никогда не было, но всегда находись люди и организации, которые помогали чернобыльским церковным стройкам. Помню забавный случай. Я был в командировке, вернулся в Киев, и в редакции мне передали от нашей дарницкой общины текст анонса события о том, что в ночь на 26 апреля Блаженнейший Митрополит Владимир с первыми лицами державы откроют мемориальную могилу героев-чернобыльцев. Там было и ее описание – гранитные стелы, колокол, мраморные плиты. Я подписал материал в пятничный номер, а на следующий день где-то после обеда заехал посмотреть на мемориал, который через два дня должны открывать. Шел снег с дожем, дул пронизывающий холодный ветер, но самое неприятное заключалось в том, что и воскресная школа, и храм и огромная стройплощадка, обнесенная забором, были закрыты, нигде не было ни души. Как не было и самого мемориала. Тогда еще не изобрели мобилок, выяснить что-то было сложно, я достучался в окошко стройвагончика до заспанного сторожа, который ничего не знал, только пожимал плечами. Мы пошли по территории, недалеко от храма увидели кучу привезенного чернозема, а на заднем дворе стройки под запорошенными снегом бетонными столбами нашли длинные гранитные плиты. Было очевидно, что для сооружения мемориала, облагораживания территории нужны не дни, а недели, и, чтобы никого не подводить, открытие следует перенести по срокам.

http://radonezh.ru/analytics/yury-andree...

На вокзале уже ждала большая толпа народа, пришедшая проводить епископа Луку. Ссылка закончилась в январе 1926 года, и по дороге из Красноярска в Ташкент епископ Лука заехал в Черкассы повидать своих престарелых родителей и старшего брата Владимира. Пробыл у них недолго – он торопился к детям. Вернувшись в Ташкент, он, наконец, увидел своих детей, которые благодаря самоотверженным стараниям Софии Сергеевны Белецкой, заменившей им мать, были вполне благополучны. После возвращения владыка поселился на Учительской улице в небольшом домике в две комнаты с прихожей неподалеку от Сергиевской церкви. В университете его, как неблагонадежного, лишили преподавательского места. И в церковной жизни произошли неприятности: между владыкой и его бывшим духовным наставником, протоиереем Михаилом Андреевым, возникли разногласия. «В это время кафедральный собор был уже разрушен, и в церкви преп. Сергия Радонежского несколько раз служил ссыльный епископ, перешедший в обновленчество во время моей ссылки. Протоиерей Михаил Андреев, разделявший со мною тяготы ссылки в Енисейский край и дальше в Богучаны и возвратившийся незадолго до меня, требовал, чтобы я освятил Сергиевский храм после епископа, перешедшего в обновленчество. Я отказался исполнить это требование, и это послужило началом тяжелых огорчений. Протоиерей Андреев вышел из подчинения мне и начал служить у себя на дому для небольшой группы своих единомышленников. Он неоднократно писал обо мне Патриаршему Местоблюстителю, митрополиту Сергию, даже ездил к нему, сумел восстановить против меня Местоблюстителя, от которого в сентябре того же года я получил три быстро следовавших один за другим указа о переводе меня с епархиальной Ташкентской кафедры: в город Рыльск Курской области викарием, потом – в город Елец викарием Орловского епископа и, наконец, в Ижевск епархиальным епископом», – вспоминал владыка Лука. с. 66, 67.] Очевидно, нелегко было святителю претерпевать такие козни от собрата, прошедшего вместе с ним ссылку и гонения. Протоиерей Андреев вскоре попал в новую ссылку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Под 161 (1653) годом в указанных книгах о состоянии прихода при церкви сообщается «у Николаевской церкви 2 дв. поповых, дв. пономарев, бобыльских 5 дв., да в приходе помещиковых 8 дв., крестьянских 160 дв., всего 185 дв., пашни церковныя пахатныя середния земли 11 чети, да перелогом и лесом поросло 5 чети в поле, а в дву по тому ж, сена по реке по Тальше и промеж поль 100 копен». «164 (1656) г. а по новому дозору положено дани 4 рубли 2 денги заезда гривна»; под 1710 годом в тех же книгах о причте сказано: «Боголюбскаго стана при церкви Николая Чуд. села Стараго погоста, вотчины Покровскаго монастыря, что в Суздале, попы: Алексей Стефанов, Андрей Григорьев у него сын поп Петр Андреев, Иван Стефанов, у него брат поп Борис Стефанов, пономарь Прокопий Иванов». К 1678 г. у Никольской церкви уже стояли «четыре избенки, а в них живут нищие, кормятся Христовым именем». Под 1710 г. в окладных книгах указано о причте погоста: «Боголюбского стана при церкви Николая Чудотворца села Старого погоста, вотчины Покровского монастыря, что в Суздале, попы: Алексей Стефанов, Андрей Григорьев, у него сын поп Петр Андреев, Иван Стефанов, у него брат поп Борис Стефанов, пономарь Прокопий Иванов». По данным книг I ревизской переписи 1719 г., значились «села Старого Погосту церкви Николая Чудотворца попы Алексей Степанов, Петр Андреев, Иван Степанов, Борис Степанов, дьякон Иван Михайлов, дьячек Василий Алексеев». В 1764 г. приходские монастырские селения перешли в ведение Государственной Коллегии Экономии и с тех пор находились в казенном ведомстве. В 1791 г. вместо деревянной церкви, усердием, прихожан построена каменная теплая церковь, небольшая и об одной главе, вместе с шатровой каменной же колокольней. Освящена в прежнее наименование — в честь Святителя и Чудотворца Николая. В 1894-1895 гг. теплая церковь погоста была расширена, при ней выстроили теплый же придел во имя Пророка Божия Илии. Инициатором этого строительства стал священник И. П. Чижев. Он на свои средства устроил иконостас в новом приделе, всего пожертвовав более 650 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=02516

Кроме того, мне известно: ключарь этой церкви Павел Андреев при подписании интервью митрополита Сергия “О гонении на религию в СССР” устроил совещание с членами приходского совета в церковной сторожке, где протестовал против этого интервью и призывал не подчиняться членов церковного совета, говоря, что Синод работает рука об руку с советской властью. Практических мер или решения никаких вынесено не было, но среди прихожан было глубокое возмущение по поводу этого интервью. Это видно из того, что когда за церковной службой выступил епископ Иоасаф о декларации митрополита Сергия, то среди этих прихожан раздавались злобные выкрики, то есть против интервью. Все эти действия проявились, несомненно, после совещания, созванного Павлом Андреевым». После этих показаний свидетеля следователь 3 мая снова допросил священника, задав ему вопросы в соответствии с тем, что было сказано протодиаконом. Отец Павел ответил: «Мне лично с духовенством и церковниками приходилось говорить об интервью митрополита Сергия, но против такового никогда и нигде не выступал. Также мои разговоры с кем бы то ни было не касались политических вопросов. Разговор по поводу интервью в церковной сторожке как таковой мог происходить, но фактически не помню, был ли или нет, ввиду того, что прошло много времени». 4 мая следствие было закончено, и сотрудник ОГПУ в обвинительном заключении написал: «Не останавливаясь на распространении контрреволюционных провокационных слухов, поп Андреев за церковными службами произносил проповеди антисоветского характера, в которых призывал верующих сплачиваться вокруг церкви против “гонителей на религию и духовенство”. Кроме того, Андреев в антисоветских целях использовал выпущенное митрополитом Сергием интервью об отсутствии “гонения на религию в СССР”, среди церковников агитировал против этого интервью, собрав по этому поводу в церковной сторожке упомянутой церкви церковный актив, и выступил с резкой антисоветской критикой этого документа, утверждая “о гонении религии в СССР”».

http://fond.ru/foto/1145/Aleksandr/

Якубов, Ник. Евграф., каф. прот. и смотр. Вологод. дух. училища —14— III. Действительные члены Абрамова, Софья Абрам. Аксенов, Серг. Дмитр., пот. поч. гр. Андреев, Карп Андреов., кр-н Ряз. г. Антоний, архим., Рект. Виф. дух. сем. Антушев, Ник. Петр., свящ. Моск. Афонский, Ал-ей Петр., свящ. Моск. Багрецов, Мих. Петр., свящ. Серг. Пос. Баев, Ник. Ив., пот. поч. гр. Балакирев, Ив. Никит. Барановых Т-во Басов, Феофил. Ал-др., свящ. Моск. Безсонова, Варв. Андреевна,пот. поч. гр. Берников, А-р Федор. пот. поч. гр. Благоразумов, Ник. Вас., протопресвитер Моск. Усп. Соб. 2 р. 50 к. 2 р. 50 к. Богданов, Влад. Серг., академист Имп. Акад. Худ. Богословский. Вас. Серг., прот. Моск. Богоявленский, К-н Иоанн., прот. Моск. Бутурлина, Марья Серг., вдова ген. от инфант. Былов, Ник. Ник., смотр. Волокол. дух. училища Бычков, Ант. Федор., Моск. купец Белокуров, Серг. Ал-еевич Белоусов, Ив. Ив., Тул. куп. Белтов, Мих. Ильич Бельский, Серг. Дм., соб. прот. г. Кирсанова Беляев, А-р Дм., проф. М.Д. Академии Вальский, Ник. Андреев., свящ., смотрит. Пошехон. Духов. учил. Варгин, Вас. Вас., Моск. куп. Васильев, Никита Вас., Моск. куп. Введенский, Ал-ей Ив., доц. М.Д. Академии Веригина, Татьяна Ив., жена свящ. Веселовский, Мих. Андреев., свящ., инсп. кл. Влад. Еп. женск. учил. Виллер, Эрих Эдуард., Моск. куп. 6 р. 60 к. Виноградов, Ник. Ив., преподават. Виф. дух. сем. Виноградов, Ник. Павл., дворян. Виноградов, Фед. Петр., Моск. куп. Владимиров, А-р Ефим., пот. поч. граждан. Воздвиженский, Мих. Мих., прот. Моск. Воздвиженский, Петр Дм., свящ. Моск. Волконский, Петр Григ., светлейший князь Волынский, Ив. Ив., Москов. куп. Воронцов, Влад. Вас., свящ. Моск. Воропанова, Елизав. Мих., дворянка Воскресенский, Григ. Ал-др., проф. М.Д. Академии Воскресенский, Ник. Матв., свящ. Моск. Всехсвятский, Ник. Дим., пом. секр. М.Д. Академии Георгиевский, Вас. Сем., пом. смотр. Ефрем. дух. учил. Герасимов, Евламп. Петр., кр-н Владим. губ. Глаголев, Вас. Ал-еев., преподав. Уральск. дух. учил . Глаголев, Серг. Серг., доц. М.Д. Акад.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот некоторые сведения о возможных проездах высокопоставленных вельмож через местность Поля. Около сотни лет после упразднения монастыря храм и место возле него беднели. Об этом живописует выскатский на протяжении тридцати лет церковный староста и старшина Ефим Андреев — примечательнейшая личность окрестных мест. Им написаны две книги по истории края. Книги включают важные сведения по Православию и впервые резюмируют сведения этническо-исторического порядка. О нем известно, что он был храмоздателем Выскатки, смолоду поновлял иконы, путешествовал в Святые места, имел общение с влиятельными особами (с некоторыми состоял в переписке), учредил и выстроил Выскатское училище (школу), при нем существовали церковная и большая личная библиотеки, Он был отмечен специальными наградами и благодарностями царских особ. Говорят, что Андреев публиковался в периодике своего времени. — Вот такой человек оставил бесценные труды- описания о Погосте в Полях, а так же о других Святынях и достопримечательностях северной Гдовщины. Е. Андреев отмечает, что погост Поля находился на пути из Нарвы к Новгороду, а впоследствии к Ямбургу. Вследствие близости границы погост неоднократно подвергался нападению неприятеля. Не случайно, писцовые книги описывают монастырские деревни как пустоши, т.е. из них народ ввиду опасности уходил. Так или иначе — впоследствии монастырь и деревни оживали — жители и насельники возвращались, или их место заступали другие. Дорога от монастыря к Нарове оканчивается в селе Скамья. В связи со Скамьей существует ряд легенд о сидении здесь княгини Ольги или Петра. Иные легенды рассказывают, что Петр со скамьи рассматривал неприятеля на ливонском берегу (такой он был большой). Касаясь топонима «Скамья», заметим, что в Сланцевском районе (и в соседнем Лужском) до сих пор изредка используются лодки, называемые «камейки». Это обыкновенные долбленки из одного или двух стволов дерева. Счаленные камьи служили некогда для переправ и артельного лова. Таковые помнят на небольшом озере Белом, что находится в приделах Гдовского района.

http://sobory.ru/article/?object=03942

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010