А.А. Половцов Спиридов, Григорий Андреевич Спиридов , Григорий Андреевич, адмирал, герой Чесменского боя, родился в 1713 г., ум. в Москве в 1790 г. Вся жизнь его сложилась и протекла на море. С десятилетнего возраста (1723 г.) он является уже вольноопределяющимся во флоте – явление довольно обычное в XVIII в. Пять лет подряд С. ежегодно ходил в плавание в качестве волонтера и только в 1728 г. вступил в действительную службу гардемарином. Сведения о первой половине его жизни скудны и сухи: сначала он определен был в Астрахань и несколько лет, командуя гекботами «Св. Екатерина» и «Шах-Дагай», совершал рейсы от Астрахани до берегов Персии. В 1732 г. он переведен в Кронштадт, в 1737 – в Азовский флот, и 1741 – командирован оттуда в Архангельский порт. Каждый год он делал кампании – сначала на Каспийском, затем на Балтийском и Азовском морях. В то же время идет постепенно его производство. В Архангельске на С. обратил внимание главный командир этого порта, вице-адмирал Бредаль, который, заняв пост главного начальника Азовской флотилии во время турецкой войны (1735–1741 г.), в феврале 1737 г. взял С. к себе и адъютанты «ранга капитанского», и последний сопровождал адмирала во все время продолжения войны, принимая непосредственное участие в военных действиях. Звание адъютанта было за ним сохранено и по производстве в лейтенанты. С 1741 г. служба С. связывается надолго с северными морями. Два раза (1742–43 и 1752 гг.) он совершает переезд из Архангельска в Кронштадт на новопостроенных кораблях и по-прежнему – ежегодные кампании и плавания с флотом из Кронштадта по Балтийскому морю, иногда по Неве «до Невского монастыря». Вероятно, молодой лейтенант успел выдвинуться и обратить на себя внимание, о чем можно судить по разнообразию и значению даваемых ему поручений: в 1747 г. ему было поручено командование фрегатом «Россия», на котором ехал в Киль принц Голштинский Август; в 1749 – он был командирован присутствовать в московской адмиралтейской конторе; в 1750 – командовал придворными яхтами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Батурин, Иосафат Андреевич Батурин , Иосафат Андреевич, подпоручик ширванского пехотного полка, ум. в 1771 г. Батурин принадлежал к старинной дворянской фамилии, воспитывался в сухопутном шляхетном корпусе и в апреле 1740 г. был выпущен в армию прапорщиком; но вскоре же «за непристойные, противные и неучтивые слова» против своего полковника фон-Экина, а также за ложное сказывание «слова и дела по первому пункту» за тем же полковником и за прапорщиком князем Козловским приговорен к смертной казни. Военная коллегия смягчила этот приговор, лишив Батурина прапорщичьего чина и выслав его на три года в Сибирь на казенные работы. Из Сибири Батурин опять объявил за полковником фон Экиным и Козловским «слово и дело», вследствие чего был вызван в тайную канцелярию; обвинение его вторично оказалось ложным, и тогда он обвинил фон Экина в разного рода «непорядках и разгулах» пред военной Коллегией, где, между прочим, представил свои какие то проекты и предложения «для немалого интереса» Сибири; последние сказались не заслуживающими внимания. Между тем срок ссылки Батурина прошел, он вступил в солдаты, согласно прежнему решению военной коллегии, а в 1749 г. был уже подпоручиком и состоял в шуваловском пехотном полку, квартировавшем в окрестностях Москвы. В это время, вследствие стеснительных мер по отношению к тяглому сословию, в Москве было много недовольных из среды крестьян и фабричных, которые производили ежедневные разбои. Московская полиция справлялась с ними очень плохо. Этою-то неурядицей и решился воспользоваться Батурин для совершения государственного переворота. Подговорив фабричных, некоторых солдат и егерей великого князя Петра Федоровича, он при помощи их хотел короновать цесаревича с тем, чтобы последний «имел одно только государственное правление и держал бы армию в лучшем порядке». Но, благодаря доносу, об этом скоро узнали, и Батурин с некоторыми своими единомышленниками был препровожден в преображенский приказ. По словам Екатерины II, Батурин хотел лишить жизни императрицу, поджечь дворец и, воспользовавшись общим смятением, возвести на престол Петра Федоровича.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Бахов, Афанасий, Устюжский купец Бахов , Афанасий, устюжский купец XVIII ст., замечательный своими отважными путешествиями по Северному ледовитому океану, ум. в 1762 г. В 1747 г. он вместе с якутским купцом Новиковым (оба были поверенными Сольвычегодского купца Жилкина) построил в устье р. Анадыра небольшое судно и на нем отправился в море на промысел за бобрами. У Берингова острова судно сорвано было бурей с якоря и разбилось. Прозимовав на острове, Бахов выстроил небольшое судно, воспользовавшись остатками судна капитана Беринга, и весной 1748 г. плавал к северо-востоку от Берингова острова у американских берегов (тогда еще неизвестных в этой части); прозимовав на острове Медном, в 1749 г. он возвратился на Камчатку с небольшим грузом. Здесь большерецкая канцелярия отобрала от Бахова его суденышко в казну за употребление казенного материала из судна экспедиции капитана Беринга и запретила впредь приставать к Берингову острову и заниматься там промыслами. Это запрещение вскоре было нарушено, а судно, спустя 7 лет, было отдано купцу Жилкину. Бахов после этого плавания отправлялся еще на поиски мамонтовой кости у северных берегов Сибири. Около 1757 г. он, вместе с купцом Шалагуровым и 75 человеками, спустился вниз по р. Лене с намерением добраться до Чукотского носа. Прозимовав в устье р. Лены, они 20 июля 1758 г. отправились к р. Яне, куда прибыли в сентябре месяце. Пробыв здесь два года, они двинулись далее, в июле 1760 г. достигли р. Индигирки, а в сентябре дошли до р. Колымы, проплыв 760 верст. Здесь они оставались два года. В 1762 г. Шалагуров, не поладивши с Баховым, сам отправился к Шелагскому мысу, но полярные льды заставили его возвратиться в Колымское устье, где он нашел Бахова мертвым. «Северный Архив» 1828 г. ч. III, стр. 22–23. – Словари: Березина, Плюшара, Толя, Старчевского, Андреевского. Читать далее Источник: Русский биографический словарь/изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913./Т. 2. Алексинский - Бестужев-Рюмин. - 1900. - 796 c.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Новая графиня приобрела вскоре большое влияние при дворе, которое удержала до конца царствования Елисаветы Петровны. Этому очень содействовали ее ум, большой такт, знание людей, уменье расположить их к себе и привлекательная наружность. Представители иностранных держав, зная о влиянии Румянцовой при дворе, старались расположить ее в свою пользу. Так, Шведский генерал Дюринг хвалился тем, что успех его поручения обнадежен ему приязнью генеральши Румянцовой; Французский посланник Далион находил нужным производить ей пенсию от своего двора и писал своему правительству, что она в большой милости у Императрицы; Английский посланник Вейч склонял ее также на сторону своего кабинета. Но Румянцова, равно как и ее супруг, были сторонниками Французского двора и держались партии Шуваловых. Особенно видную роль получила графиня М. А. Румянцова с назначением в 1744 году состоять при Принцессе Ангальт-Цербстской (привезенной для бракосочетания с наследником Русского престола Великим Князем Петром Феодоровичем), в качестве доверенной особы Ее Величества, для надзора и опеки над Принцессой, с обязательством отдавать Императрице подробный отчет о всем замечаемом ею. Это, конечно, вооружило против Румянцовой будущую Императрицу Екатерину II, при торжественном бракосочетании которой графиня принимала большое участие. Она сопровождала Императрицу Елисавету в ее поездке из Москвы к Разумовскому в Глухов в 1744 г., а затем в Петербург, была с нею же на пиру у Разумовского в Гостилицах в день ее именин 5-го сентября 1745 года и т. д. Лишившись своего супруга в 1749 г., графиня М. А. Румянцова, оставаясь при дворе, продолжала тот же самый широкий род жизни и занимала собиравшихся у нее гостей разговорами, которые даже гораздо позднее известный граф Сегюр находил чрезвычайно занимательными. С годами она заменила танцы, в которых была большая искусница, картами, и немало проигрывала, увлекаясь игрою с утра до поздней ночи. Будучи к тому же нерасчетлива и расточительна, она нередко нуждалась в деньгах и обращалась с просьбами о вспомоществовании к Императрице Елисавете, а затем и к Екатерине II, при дворе которой, как старейшая придворная дама, современница Великого Преобразователя, пользовалась большим уважением, чему отчасти содействовали и заслуги ее сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

28 ноября 1739 г. власти поставили на кафедру епископа-униата Теофила (Пашича) и отдали ему православные приходы на территории от р. Дравы до Адриатического м. Православные ему не подчинились и даже пытались его убить. В 1741 г. он захватил епископский двор в Плашки, но вскоре оставил епархию. 24 октября того же года императорским указом для православных приходов на севере этой территории был утвержден митрополит Алексий (Андреевич, ум. 1749) с титулом «Костайницко-Зринопольский», но местные власти долго не пускали его в Банию, и он взошел на кафедру только в 1747 г. Он проживал в г. Медак и рукополагал священников и для Горно-Карловацкой части. 25 апреля 1742 г. на кафедру Горно-Карловацкой епархии был избран Павел (Ненадович, впоследствии митрополит Карловацкий). Его права австрийская императрица Мария-Терезия подтвердила 6 апреля 1744 г. При вступлении на кафедру присутствовал Карловацкий генерал, что вызвало резкое недовольство католического епископа Загреба. В мае 1745 г. католический епископ запретил епископу Павлу въезд в Банию для посещения приходов, мотивируя тем, что они находятся на территории Загребской католической епархии. Местные власти третировали православное духовенство, наказывали за малейшие проступки, заставляли выплачивать все налоги. Епископ Павел жаловался в Вену. В 1747 г. жалобу удовлетворили и подтвердили его права в Карловацком и Вараждинском генералитетах. В 1746 г. митрополит Алексий и епископ Павел открыли училища в Плашки и Залужнице близ Врховине. Епископ Павел основал новый епархиальный архив, т. к. все предыдущие документы уничтожил епископ-униат. После отъезда епископа Павла и смерти митрополита Алексия, в 1749 г. администратором обеих епархий стал архимандрит Даниил (Якшич). 18 сентября 1750 г. указом императрицы к Костайницко-Зринопольской епархии отошли приходы Лепавинско-Северинской епархии, приходы в Лике и Крбаве — к Горно-Карловацко-Приморской епархии. Тем же указом епископом первой был поставлен Арсений (Теофанович, ум. 15 мая 1753). На кафедру 2-й 19 августа 1752 г. вступил епископ Даниил (Якшич, ум. 27 февр. 1771). Он провел строительные работы в мужском монастыре Гомирье, духовном центре епархии, и открыл при нем иконописную школу.

http://sedmitza.ru/text/413690.html

Андреев А.В.: Проблема в том, что это не откровение никакое. Невеев А.Б.: Почему? Андреев А.В.: Потому что луна – это не светило. О. Георгий: Она светит, пусть и отраженным светом, значит, может называться светилом. Андреев А.В.: Ой, прекратите. О. Георгий: Нет уж, я договорю. Что такое «светило»? Дайте определение. А.В. и М.М. Андреевы и Марков А.К.: То, что светит. О. Георгий: Луна светит ночью или нет? А.В. и М.М. Андреевы : Нет! О. Георгий: Вы что, никогда не видели ночью такой большой светящийся круг на небе? Марков А.К.: Она отражает. О. Георгий: Вопрос: луна светит ночью или нет? Андреева М.М.: Нет, она отражает! Невеев А.Б.: Андрей, светило – это источник света. Все. Луна является источником света? Андреев А.В.: Нет. Невеев А.Б.: Ну почему нет-то, она же светит! Андреев А.В.: Какой источник света, Александр, вы же умный человек! Марков А.К.: Зеркало же не является источником света, оно отражает. О. Георгий: Если зеркало отражает свет, оно светит, в таком случае оно – светило согласно вашему определению. Марков А.К.: Ну, если так понимать, то да. р.Б. Сергий: Так что насчет человеческих жертвоприношений? Андреев А.В.: По поводу человеческих жертвоприношений. Такая ситуация, это очень показательно на самом деле. Смотрите, мы все живем с вами в одной деревне. У нас с вами у всех община. И такой момент: мы ловим на месте преступления педофила. Это жестко, но это вот такой пример. И что нам с ним делать? Может быть, посадить в клетку и кормить, чтобы твой сын, его сын недоедал, или мы его просто убьем на месте преступления, как ты считаешь, как нужно? р.Б. Сергий: Я считаю, что на все воля Божия. Андреев А.В.: А твой ребенок доедать не будет! р.Б. Сергий: Никто не имеет права брать на себя ответственность убить другого человека. Андреев А.В.: А если он педофил? Невеев А.Б.: Товарищи, ну кто вам сказал, что приносили в жертву сплошь педофилов? Андреев А.В.: Это я просто пример такой привел. р.Б. Сергий: Я говорил не про криминальные ситуации, а про человеческие жертвоприношения в рамках языческих обрядов.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В 1926 г. Андреев окончил школу и стал корректором в губернской газете, где и опубликовал несколько своих рассказов. С середины 1920-х гг. он принимал активное участие в работе литературного кружка. В 1927 г. Андреев был арестован и по «политической» 58-й статье осужден на десять лет исправительно-трудовых лагерей. «Зековский» маршрут его пролег через Соловки и европейский север России. В 1935 г. Андреев вышел на свободу с «поражением в правах». До начала Второй мировой войны он успел в полной мере ощутить унизительность и бесправие положения бывшего «зека» в СССР. В 1942 г. Андреев был мобилизован и после краткосрочного обучения отправлен на фронт. В том же году в Крыму попал в плен. Длительное пребывание в лагерях военнопленных позволило ему досконально сравнить их со сталинскими лагерями. Окончание войны Андреев встретил в Берлине. Оказавшись в американской зоне оккупации, сумел избежать насильственной репатриации. Поначалу жил вместе с женой, тоже «Ди-Пи», в Гамбурге на небольшие, но регулярные гонорары журнала «Посев», с которым активно сотрудничал. В начале 1950-х гг. вступил в НТС и в связи с этим перебрался в Лимбург для непосредственной работы в Союзе. Начал эту работу с составления текстов для радиостанции «Свободная Россия», созданной НТС для вещания в советской зоне оккупации Берлина. Принимал участие непосредственно в проведении передач. Потом стал штатным сотрудником издательства «Посев», вошел в Совет Союза, формально – высшего органа НТС. Однако во время раскола Союза 1955–1957 гг. выступил на стороне оппозиции. Помимо личностной борьбы за власть раскол был вызван недовольством многих рядовых членов ослаблением идеологической компоненты в работе Союза, приоритетом тактических задач над стратегическими, излишней коммерциализацией и, в связи с этим, усилением зависимости от американских союзников. Г. Андреев активно выступал за усиление конкретной идеологической работы, подкрепляя свою позицию собственной литературной и публицистической деятельностью. В результате раскола более трети членов, в том числе Г. Андреев, вышли из Союза (часть из них объединилась в другой, Российский ТС). Г. Андреев получил работу в мюнхенском отделении на радиостанции «Голос Америки», затем там же в Мюнхене перешел на работу в ЦОПЭ: составлял листовки, был редактором первых десяти номеров и одним из ведущих авторов альманаха «Мосты», выступал на радио «Свобода», активно сотрудничал в эмигрантской периодике. В 1967 г. перебрался в Нью-Йорк, где продолжил работу на «Свободе» и литературно – публицистическую деятельность. Печатался в «Новом журнале», в 1975–1976 гг. входил в состав его редколлегии. Скончался в США в 1984 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несомненно прав был К. Аксаков, когда в своем большом труде «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» сказал: его «исполинский образ возвышается перед нами во всем своем вечном величии, во всем могуществе и силе гения, во всей славе своего подвига, и бесконечно будет он возвышаться, как бесконечно его великое дело». Приведем список главнейших дошедших до нас трудов М. В. Ломоносова в области естественно-исторических наук (ссылки сделаны на последнее полное собрание сочинений М. В. Ломоносова, издаваемое Академией Наук с 1891 г.): 1739 . Dissertatio physica de corporum mixtorum differentia quae in cohaesione corpusculorum consistit. VI, 263–284. 1741 . Commentatio do instrumento caustico catoptrico-dioptrico. V?, 285–292. 1741 . Elementa Chymiae Mathematicae, VI, 1–6. 1742? De particulis physicis insensibilibus, corpora naturalia constituentibus, in quibus qualitatum particularium ratio sufficiens continetur. VI, 7–38. 1744–1747. Meditationes de caloris et frigoris causa. VI, 39–59. 1745 . De tincturis metallorum. VI, 60–71. 1745 . Dissertatio de motu aeris in fodinis observato. VII. 1745–1747. Dissertatio de actione menstruorum chymicorum in genere. VI, 92–110. 1746 . Вольфианская Експериментальная Физика с немецкого подлинника на латинском языке сокращенная, с которого на Российский язык перевел Михайла Ломоносов. VI, 293–438. 1748 . Anemometrum summam celerimamem cujusvis venti et simul variationes directionum illius indicans. VI, 231–245. 1748–1749. Tentamen theoriae de vi aeris elastica. VI, 72–84. 1749–1750. Supplementum ad meditaliones de vi aeris elastica. VI, 85–91. 1749 . Dissertatio de Generatione et Natura Nitri, concinnata pro obtinendo praemio, quod Illustris Scientiarum Academia Regia liberalitate Berolini florens proposuit ad 1-mum Aprilis, anni 1749. VI, 111–152. 1749 . Consilium de construendo Barometro universali. VI. 246–249. 1751 . Слово о пользе химии. IV, 272–295. 1752 . Tentamen Chymiae Physicae in usum studiosae juventutis adornatum. Dromus ad veram Chymiam Physicam. VI, 153–201.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Павел Захарович Андреев пел в Синодальном хоре с 15 апреля 1893-го по 30 апреля 1894 года. В воспоминаниях он писал: «Искренне должен сказать, что музыкальная основа, которую я приобрел за короткое время пребывания в Синодальном училище, послужила фундаментом для всей моей последующей творческой деятельности. В памяти своей я всегда сохраню глубокую благодарность к незабвенным руководителям этого учреждения: С. В. Смоленскому, В. С. Орлову и А. Д. Кастальскому» (цит. по кн.: Лебедев Д. Павел Захарович Андреев. Л., 1971, с. 14). Впоследствии Андреев пел в различных оперных антрепризах, в том числе в «Русских сезонах» Сергея Дягилева, с 1909 по 1948 год являлся солистом петербургского Мариинского театра (Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова), с 1919 по 1929-й и с 1934 по 1950-й – профессором Петроградской/Ленинградской консерватории. Примечательно, что в послереволюционные годы Андреев некоторое время продолжал петь в церкви, а воплощая на сцене такие образы, как князь Игорь в опере Бородина или Шакловитый в «Хованщине» Мусоргского, смело подчеркивал религиозные моменты. По воспоминаниям известного впоследствии литератора Русского Зарубежья Бориса Филиппова, Андреев был «одним из наиболее фрондирующих любимцев питерской публики»: «...Заканчивая монолог [Шакловитого] молитвой: «Ей, Господи, вземляй грех мира, услышь меня, не дай Руси погибнуть от лихих наемников!», Андреев как бы невольно и ненамеренно широким жестом указывал на ложу новых властителей. Весь театр замирал в неизъяснимом восторге... Когда в 1933 году торжественно чествовали Андреева по случаю тридцатилетия его артистической деятельности, ему вместе со званием «народного артиста» собирались вручить орден Ленина. Но артист дал понять властям предержащим, что не примет ордена. «Мне, – намекнул он, – будет, конечно, плохо, но и вам конфузно, если явно откажусь. Лучше не давайте». – Вот, Владимир Иваныч, – ласково-укоризненно выговаривал Андреев замечательному певцу Касторскому, – я не задолиз, пою в храме Божьем частенько, а уж «Разбойника благоразумного» в Посту – обязательно, а народного мне все-таки дали. А ты, Владимир Иваныч, вот и в «Союз воинствующих безбожников» вступил (хотя знаю, тайно крестишь лоб перед каждым спектаклем), а все дальше «заслуженного деятеля» не пошел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ещё раньше, в рассказе «Мысль» (1902), Андреев вывел самоутверждающегося доктора Керженцева, который вначале, начитавшись Ницше, ради доказательства своей неординарности совершает убийство, а затем мечтает изобрести некое универсальное взрывчатое вещество, чтобы уничтожить «проклятую землю, у которой так много богов и нет единого вечного Бога» . Чехов об этом рассказе писал Горькому (29 июля 1902 г.): ««Мысль» Андреева — это нечто претенциозное, неудобопонятное и, по-видимому, ненужное, но талантливо исполненное. В Андрееве нет простоты, и талант его напоминает пение искусственного соловья» (П11, 13). Чехов как всегда поразительно точен в образном сравнении. Андреев энергично, экспрессивно навязывал свою измышленную реальность, но, как искусственный соловей, тянул всё одну и ту же песню. Уныние, богоборчество, самоутверждение, безумие… В незавершённом романе «Дневник Сатаны» (1918–1919) Андреев продолжает тему, начатую в «Мысли». Пожелавший принять в себя сатанинскую природу изобретатель Фома Магнус отвергает какую бы то ни было мораль и, обретши разрушительное средство, о котором лишь мечтал доктор Керженцев, замышляет подлинно дьявольское преступление. Исследователи видят в том обличение капиталистического строя. Но сатана не имеет социальной детерминированности. Хотя те или иные обстоятельства и впрямь могут ему посодействовать, что показано в романе Андреева. Восторженно принявший февральские события 1917 года, Андреев от большевицкого переворота пришёл в уныние, вскоре оказался отрезанным от России, а давняя болезнь довершила последствия одиночества и депрессии. Горький М. Полн. собр. соч. Т.16. М., 1973. С. 314. Зайцев Борис . Т.6. С. 25. Там же. С. 30. История русской литературы. Т.4. Л., 1983. С. 334. Литературный архив. Т.5. М.-Л., 1960. С. 106. Андреев Леонид. Красный смех. Минск, 1981. С. 200. Там же. С. 116. Горький М. Полн. собр. соч. Т.16. С. 324. Там же. С. 332. Андреев Л.Н . Полн. собр. соч. Т.3. М., 1913. С. 304. Горький М. Т.16. С. 356. Андреев Леонид . Повести и рассказы. М., 1957. С. 288.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010