433 женский монастырь на Театральной площади в Москве. В настоящее время на месте разрушенного Страстного монастыря стоит памятник А. С. Пушкину. – Примечание. 434 памятник русской гражданской архитектуры, стоявший с 1695 по 1934 гг. в Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира). – Примечание. 436 28 октября 1917 г. был опубликован декрет о печати, который запрещал «контрреволюционные» издания. До начала ноября в России газеты практически не выходили. – Примечание. 437 33-е заседании Собора 31 октября (13 ноября). Председатель: митрополит Московский Тихон. Повестка дня: избрание трех кандидатов на Патриарший Престол. Перед началом заседания был совершен молебен при общем пении членов Собора (См.: Деяния... Т. 3. С. 52–56). – Примечание. 438 1 (14) ноября на Совещании епископов «Слушали: Заявление членов Собора И. Галахова и преподавателя И. В. Фигуровского, явившихся депутатами от клириков и мирян, о необходимости принять какие-либо меры для прекращения братоубийственной брани, совершающейся в текущие дни около священного Кремля и на улицах города. Постановили: Предоставить Преосвященным Митрополиту Тифлисскому Платону [Рождественскому], Архиепископу Таврическому Димитрию [Абашидзе] и Епископу Камчатскому Нестору [Анисимову], изъявившим на это готовность, отправиться в лагерь враждующих сторон для возможного умиротворения и скорейшего прекращения действий, пригласив с собою из состава Собора двух клириков и двух мирян» (Документы Совещания Епископов... С. 56–57). – Примечание. 440 На Совещании епископов «Слушали: Заявление 30-ти членов Собора с первым подписавшимся прот[оиереем] Э. Бекаревичем, о желательности скорейшего избрания патриарха Всероссийского из трех указанных Собором кандидатов и проект организации Высшего Управления Русской Церкви, внесенный Преосвященным Анатолием [Каменским], Архиепископом Томским. Постановили (большинством 22-х голосов против 18-ти): назначить на ближайшее воскресенье (5 ноября) днем избрания первоиерарха Русской Церкви, наименовав его Архиепископом (Так в тексте) Московским и всея России Патриархом, а архипастырю Москвы и Московской епархии присвоив титул Митрополита Крутицкого и Коломенского, одновременно с сим поручить Преосвященным Анастасию [Грибановскому], Гермогену [Долганеву], Пахомию [Кедрову] и Андронику [Никольскому] выработать соответствующий для сего церемониал, а соборному Отделу о Высшем Церковном Управлении – продолжать выработку конституции патриаршего участия в управлении Русской Церковью (ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 192. Л. 21–21 об. Опубл.: Документы Совещания Епископов... С. 56; имеются расхождения в тексте источника и публикации). – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Почтили меня приветствиями: телеграммой – Петроградский митрополит Владимир, письмами – архиепископ Алексий (Опоцкий), член Св. Синода, находившийся на покое в московском Донском монастыре, мой бывший товарищ по студенчеству, архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) , вместе с обширным письмом, характеризовавшим профессоров старого и нового времени, приславший прекрасную икону Почаевской Божией Матери, архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) , телеграммами: архиепископ Ярославский Тихон (Беллавин), епископ Елисаветградский Анатолий (Каменский), мой бывший слушатель (вып. 1895 г.), член Государственной Думы, обер-прокурор Св. Синода В. К. Саблер, приветствовавший меня «с 50-летием столь полезной для православной церкви ученой и педагогической деятельности». Эта последняя телеграмма была для меня вполне неожиданна и тем более приятна – в виду прежних наших столкновений, в особенности по поводу диссертации Е. П. Аквилонова. Получены частью телеграммы, частью письма: от ректора Нижегородской семинарии, от Нижегородской архивной комиссии, из редакции «Церковного вестника», от бывших сослуживцев по родной академии – профессора Петроградского университета, протоиерея В. Г. Рождественского , профессора протоиерея С. А. Соллертинского, профессора А. А. Бронзова , профессора Н. Н. Глубоковского и от бывших моих учеников протоиереев – Ф.А. Знаменского (вып. 1869 г., протоиерей Исаакиевского собора), Г. И. Титова (вып. 1873 г., член Учебного комитета при Св. Синоде), М. Г. Березина (вып. 1878 г., настоятель одной общ. сестер милосердия в Петрограде), Н. Г. Кедринского (вып. 1879 г., в то время духовника Их Императорских Величеств), А. А. Дернова (вып. 1882 г., настоятель Петропавловского собора, ныне протопресвитер придворного духовенства), А. П. Устьинского (вып. 1882 г., настоятель церкви новгородского Десятинного монастыря), А. В. Рождественского (вып. 1882 г., протоиерей петроградского Казанского собора), И. И. Добронравова (вып. 1884 г., настоятель петроградского Андреевского собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Общ. Истории и Древностей Российских избрали его своим почетным пожизненным! и действительным членом. Составляя гордость и красу Казанской Академии, П. В-ч состоял почетным членом всех духовных академий. Ученая критика всегда с восторгом приветствовала появление в свет трудов П. В-ча. Популярнее всех книг П. В-ча было и остается его Руководство к Русской Церковной Истории, как известно, переделанное в 1896 году в учебное руководство по Истории Русской церкви, применительно к семинарской программе. Посредством своего «Руководства» Петр Васильевич издавна сделался учителем всего российского юношества, насадителем в русской духовной школе здравых неприкрашенных понятий о религиозности русского народа и православии Русской церкви. П. В-ч прослужил родной ему Академии 36 лет, служил при трех академических уставах (1814 г., 1869 г. и 1884 г.), при четырех ректорах (архим. Иоанн (Соколов) , Иннокентий (Новгородцев), Никанор (Бровкович) , прот. А. П. Владимирский) и при пяти казанских архиепископах (Афанасии – Соколов, Антонии – Амфитеатров, Палладии – Раев, Павел – Лебедев и Владимир – Петров). Два года он служил при ректоре Академии архим. Антонии – Храповицком, при чем один год служил, уже выйдя в отставку. По выходе из Академии он прожил двадцать лет; за это время управляли Академией в сане епископов – Антоний – Храповицкий, ныне на покое архиеп. Харьковский, Алексий – Молчанов, скончавшийся экзархом Грузии, Алексий – Дородницын, ныне архиеп. Владимирский, Анастасий–Александров, ныне еписк. Ямбургский, викарий Петроградский, ректор столичной Академии, и нынешний ректор Академии епископ Чистополский Анатолий, которому суждено благословить в последний раз в академическом храме незабвенного Петра Васильевича и проводить на место вечного упокоения. Казанской епархией, а вместе Академией за это время, после архиепископа Владимира, последовательно управляли ныне скончавшиеся архиепископы: Арсений – Брянцев, Димитрий Ковальницкий, Димитрий – Самбикин, Никанор – Каменский и ныне здравствующий архиепископ Иаков – Пятницкий, которому суждено встать во главе сонма духовенства при отпевании Петра Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Деятельным помощником Патриарха Тихона в эти грозные дни был архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов). 7 марта он созвал совещание московских благочинных, на котором заслушано было обращение Святейшего. Столичные и приходские советы выносили решения о недопустимости изъятия богослужебных предметов. Снова, как и в первые месяцы после издания декрета об отделении Церкви от государства, миряне организуются в дружины для охраны храмов. Воззвание Патриарха Тихона встречено было с сыновним послушанием большинством российских архипастырей. Но нашлись и такие, кому совесть позволила повиноваться правительственному декрету, а не посланию Патриарха. Это были преосвященные: Нижегородский Евдоким (Мещеряков), Тульский Виталий (Введенский), Саратовский Иов (Рогожин), Иркутский Анатолий (Каменский), Вологодский Александр (Надеждин). Епископ Кубанский Иоанн (Левицкий) в своем воззвании благословил декрет, восторженные отзывы о декрете опубликовали в газетах протоиереи Николай Русанов и Сергий Ледовский вместе с группой саратовских мирян. В Петрограде эти мероприятия поддерживались священниками-обновленцами Введенским, Красницким, Боярским, Платоновым. Заштатному епископу Антонину (Грановскому) за его особое рвение в нападках на воззвание Патриарха председатель ВЦИК предложил участвовать в работе Центральной комиссии Помгола, и он согласился. Между тем кампания по ограблению храмов началась по всей стране. В Смоленске красноармейцы взломали двери собора, арестовали находившихся там священнослужителей и мирян, защищавших его от поругания, и приступили к ограблению храма. 15 марта 1922 г. в «Известиях» появилась беседа с Патриархом под заголовком «Церковные ценности для помощи голодающим», в которой Патриарх объяснял позицию Церкви в этом вопросе. «В церквах нет такого количества драгоценных камней и золота, чтобы при ликвидации их можно было бы получить какие-то чудовищные суммы денег. Боюсь, что около вопроса о церковных ценностях поднято слишком много шума, а на практике намеченная мера не даст ожидаемого результата, при всем благожелательном отношении к делу помощи голодающим со стороны церковных общин... Если наши храмы имеют в своих ризницах не так много драгоценных предметов, то во всяком случае в них хранится немало предметов, имеющих художественное и историческое значение. Заграничный рынок охотно будет скупать нашу церковную старину. Я по своей жизни в Америке знаю, каким спросом пользуются там предметы старины, особенно русской. Даже простой тульский самовар помещается там в богатых семьях, как антикварная редкость, на особом столе, а церковные сосуды, лампады прошлых веков, конечно, найдут немало охотников... Я полагаю, что комиссии надлежит очень внимательно отнестись к ликвидации поступающих в ее распоряжение вещей и приложить все старание, чтобы то, что ценно для нас по своим художественным и историческим данным, осталось в наших общественных собраниях».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Учите нас премудрости своей. Учите нас, о братья, быть счастливей, Учите жить красивей и светлей. О солнце дня! О напоенный небом Пушистый снег! О лиственный собор! О перелив звезды над синим снегом! Прельщайте нас, родните нас с собой. Учите нас дыханьем, каплей влаги, Цветеньем трав, свеченьем голубым, Каменья, льды, созвездия и злаки, Учите нас молиться и любить! 1922 Алексей Липецкий Липецкий (настоящая фамилия Каменский) Алексей Владимирович (1887–1942) – поэт, прозаик. В 1910 году в «Новом журнале для всех» появилось стихотворение Алексея Липецкого «В монастыре», ставшее его поэтическим дебютом. Псевдоним выбрал после знакомства в родном Липецке с автором скандальных эротических рассказов Анатолием Каменским, иначе в Серебряном веке было бы сразу три КаменскихАнатолий, Василий и Алексей. Эротизм Каменского-1 ему был так же чужд, как футуризм Каменского-2, поэтому предпочел остаться провинциальным поэтом Липецким. Ближе всех он считал для себя крестьянских поэтов, но они не приняли «чужака». Сергей Есенин в письме к А.В. Ширяевцу от 21 января 1915 года назвал его имя рядом с ранним Сергеем Клычковым и Александром Рославлевым, правда, заметив при этом: «…есть у них красивые подделки… но это все не то». Так что пришлось ему волей-неволей оставаться самим собой – не совсем крестьянским и не совсем богемным, а попросту «дворняжкой», каких и в ту пору существовало немало среди самых породистых чистокровных литературных бульдогов, легавых, пуделей. «С началом Первой мировой войны, – отмечается в современном исследовании, – у Липецкого, как и у многих других писателей его поколения, возникло достигшее экстатической напряженности ощущение, что Россия, „простором с пустыней небесною споря», достигнет преображения в духовно-телесном усилии одоления врага („В горне испытаний страдой всенародной//Скует себе счастье несчастная Русь»). Эти мотивы получили развитие в сборнике его рассказов „Воля к жизни» (Пгр.,1915)». Стихи Липецкого этого периода близки к поэтической патриотике Аполлона Коринфского, Николая Клюева, Сергея Есенина и являются одними из лучших в его поэтическом наследии. Они публиковались в журнале «Русский Паломник», в котором уже в сентябре 1914 года появилась постоянная рубрика – «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛИНОВ Петр Федорович (1893, с. Новоризадеево Сызранского у. Симбирской губ.- после 25.05.1938, Минская обл.), один из лидеров обновленчества , организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления» (СибЦУ, или «Сибцерковь»). Род. в семье охотника, подростком отправился странствовать, 2 года провел послушником в одном из сибир. мон-рей. Позднее скитался по Сибири, знакомясь с жизнью старообрядцев различных толков. Приехав в Томск, женился и поступил на богословские курсы при Томской ДС. В сент. 1914 г. был рукоположен во диакона и назначен псаломщиком в ц. свт. Николая в Томске. 16 окт. 1914 г. освобожден от занимаемой должности по собственному прошению. 24 апр. 1916 г. (вероятно, еп. Томским и Алтайским Анатолием (Каменским)) рукоположен во иерея и назначен полковым священником 38-го Сибирского стрелкового полка, в 1917 г. переведен настоятелем в томскую ц. Иоанна Лествичника. Будучи талантливым проповедником, быстро приобрел популярность в народе. В мае 1922 г., после ареста временно управляющего Томской епархией Барнаульского еп. Виктора (Богоявленского), Б. объявил, что вместе со своей общиной отлагается от Патриарха Тихона , от местного епископа и сам становится главой «свободных христиан», объединенных вокруг возглавляемого им прихода. 7 июня 1922 г. Б. опубликовал в томской газ. «Красное знамя» 121) программу сибир. обновленческого движения, где, в частности, содержался призыв к созыву собора. Е. М. Ярославский , находясь в Новониколаевске (совр. Новосибирск), поместил в газ. «Советская Сибирь» (24 июня 1922, 138) передовицу под названием «Сибирское церковное управление», в к-рой превозносил «манифест церковного обновления Сибири... хорошо известного сибирякам, особенно томичам, священника Блинова». 9 июня 1922 г. Б. сформировал «Томское высшее церковное управление», вскоре переименованное в «Сибирское временное высшее церковное управление», к-рое сам и возглавил.

http://pravenc.ru/text/149389.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАЛОЖНЫХ ИВАН ЛЕОНТЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоанн Леонтьевич Заложных ( 1879 - не ранее 1930), священник Родился в 1879 году в Воронежской губернии. В детстве вместе с родителями переселился в Сибирь. Окончил Бийское городское двухклассное училище. С 1894 года состоял учителем церковно-приходской школы села Куюганского Бийского округа. 9 августа 1906 года определен псаломщиком к Одигитриевской церкви села Смоленского Бийского уезда. 9 сентября 1912 года рукоположен во диакона на штатную вакансию в Смоленском приходе. 20 июля 1916 года назначен на место настоятеля при Михаило-Архангельской церкви сел Шипицинского Каинского уезда, 22 июля рукоположен в сан священника епископом Томским Анатолием (Каменским) в Томском Троицком кафедральном соборе . К концу 1920-х годов вместе со священником Иаковом Хмылевым служил в Смоленском приходе, где в это время имелись два храма - каменный и деревянный. 1 февраля 1930 года сельсовет принял решение выселить отца Иоанна с матушкой из дома как " живущего на нетрудовые доходы " , а дом конфисковать. Священника с семьей согласился приютить брат псаломщика Попова. 2 февраля 1930 года на " собрании бедноты " сельский активист, " бедняк " Тихон Климов выступил с предложением: закрыть большую каменную церковь и приспособить ее здание под клуб. Была создана комиссия для " проведения разъяснительной работы среди населения " . 3 февраля состоялось новое собрание жителей села, кроме " лишенных голоса " , с повесткой " Об ускорении темпов коллективизации " , на котором снова был поднят вопрос о закрытии церкви. Для детального обсуждения вопроса и для утверждения решения о закрытии церкви на следующий день решили созвать специальное собрание. Однако на него почти никто не пришел. Наоборот, 4 февраля верующие с утра собрались в храме для обсуждения вопроса о защите церкви от закрытия. Народу было много, места всем в храме не хватило, народ стоял и на улице, многие плакали. Раздавались голоса: " Пусть коммунисты всех перевешают, а церковь не отдадим! "

http://drevo-info.ru/articles/13672042.h...

Алексей Липецкий Липецкий (настоящая фамилия Каменский) Алексей Владимирович (1887–1942) – поэт, прозаик. В 1910 году в «Новом журнале для всех» появилось стихотворение Алексея Липецкого «В монастыре», ставшее его поэтическим дебютом. Псевдоним выбрал после знакомства в родном Липецке с автором скандальных эротических рассказов Анатолием Каменским, иначе в Серебряном веке было бы сразу три КаменскихАнатолий, Василий и Алексей. Эротизм Каменского-1 ему был так же чужд, как футуризм Каменского-2, поэтому предпочел остаться провинциальным поэтом Липецким. Ближе всех он считал для себя крестьянских поэтов, но они не приняли «чужака». Сергей Есенин в письме к А.В. Ширяевцу от 21 января 1915 года назвал его имя рядом с ранним Сергеем Клычковым и Александром Рославлевым, правда, заметив при этом: «...есть у них красивые подделки... но это все не то». Так что пришлось ему волей-неволей оставаться самим собой – не совсем крестьянским и не совсем богемным, а попросту «дворняжкой», каких и в ту пору существовало немало среди самых породистых чистокровных литературных бульдогов, легавых, пуделей. «С началом Первой мировой войны, – отмечается в современном исследовании, – у Липецкого, как и у многих других писателей его поколения, возникло достигшее экстатической напряженности ощущение, что Россия, „простором с пустыней небесною споря», достигнет преображения в духовно-телесном усилии одоления врага („В горне испытаний страдой всенародной//Скует себе счастье несчастная Русь»). Эти мотивы получили развитие в сборнике его рассказов „Воля к жизни» (Пгр.,1915)». Стихи Липецкого этого периода близки к поэтической патриотике Аполлона Коринфского, Николая Клюева, Сергея Есенина и являются одними из лучших в его поэтическом наследии. Они публиковались в журнале «Русский Паломник», в котором уже в сентябре 1914 года появилась постоянная рубрика – «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА». В 1916 году Алексей Липецкий вернулся из Петрограда в родной Липецк, где и пережил революционное лихолетье, сравнив его с эпидемией тифа, охватившей всю Россию: «Кошмарами изнеможденная,//По грудь стоящая в гробу,//Как гнев Господень, осужденная,//Ты вынесешь ли хворобу?» В 1920 году в Липецке тиражом сто экземпляров вышел его поэтический сборник «Тишина. Стихи. 1908–1920», но стихи последующих двух десятилетий остаются неопубликованными. Как в ранних, так и в поздних его стихах религиозные мотивы неотделимы от крестьянских, а «Молитва» («Боже, спаси мою родину милую») – одна из первых молитв о России, созданных в 1917–1920-х годах. У чудотворной иконы

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Калитвенская. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1809 и 1833. Архитектор: И.Е. Старов Ссылки:   Адрес: Ростовская область, Каменский район, ст. Калитвенская Координаты: 48.289247, 40.529466 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 175 – лет со дня освящения церкви Успения Пресвятой Богородицы в станице Калитвенской. В этом небольшом повествовании хотелось бы, опираясь на архивные документы и свидетельства очевидцев, рассказать о храме, расположенном в центре станицы Калитвенской Каменского района. Основу казачьей духовной жизни составляло православие. Добровольно избрав свой путь и присягнув на верность, казак никогда не сворачивал с него. Самой страшной изменой считалось у казаков – изменить православной вере. Даже находясь на службе, у них были походная церковь и полковой священник, - об этом мы прочитали в архивных документах. Церковь никогда не стояла вне интересов станичного общества. Во время войн двери храма не закрывались даже ночью. В них непрерывно читали молитвы старцы – инвалиды, ведущие полумонашеский образ жизни. Вера в то, что Господь всегда рядом, оберегала и хранила казака. Для воина существовала особая молитва « Казачий спас». Основой ее были: знание молитв и секретное обучение воинскому мастерству. До 1735 г. в станице имелась деревянная церковь во имя Димитрия Солунского. В 1769 г. обветшалая церковь была перестроена, возведена колокольня. В архивных документах «Ведомость о церкви за 1829 г.» мы читаем, что Димитриевская церковь в станице Калитвенской, построенная деревянным зданием, имеет ветхую кровлю. Содержание священнослужителей в ней посредственное. Священником является Тимофей Иванович Ершов, дьяконом – Анатолий Попов, дьячок – Андриан Ершов – сын священника. Новую каменную трехпрестольную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы начали строить в центре станицы в 1820 году. В начале XIX в. в практике строительства храмов на Дону стали применять образцовые проекты православных церквей в стиле русского классицизма. Эти проекты разрабатывались при участии известного русского зодчего И. Е. Старова и его можно считать архитектором нашего храма.

http://sobory.ru/article/?object=13852

В Ташкенте прошли торжества, посвященные 140-летию учреждения Туркестанской епархии 11 ноября 2012 г. 20:47 11 ноября, в 23-ю неделю по Пятидесятнице, в Ташкенте прошли торжества, посвященные 140-летию учреждения Туркестанской епархии. Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе возглавили митрополит Астанайский и Казахстанский Александр  — глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, и  митрополит Среднеазиатский Викентий  — глава Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви. Митрополиту Александру и митрополиту Викентию сослужили архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний , архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий , епископ Петропавловский и Булаевский Гурий , епископ Костанайский и Рудненский Анатолий , епископ Каскеленский Геннадий , епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава , епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Бишкекский и Кыргызстанский Феодосий , епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , епископ Каменский и Алапаевский Сергий , епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим , духовенство Казахстанского и Среднеазиатского митрополичьих округов. На богослужении присутствовали преподаватели и учащиеся Ташкентской духовной семинарии, насельницы Свято-Троицкого Никольского женского монастыря г. Ташкента, представители дипмиссий, аккредитованных в Узбекистане, многочисленные верующие. За Литургией возносились молитвы о умножении любви, мире и благоденствии жителей Казахстана и стран Центральной Азии. По окончании Литургии было совершено молебное пение перед ковчегом с частью главы великомученика и целителя Пантелеимона, доставленным накануне митрополитом Александром из Свято-Никольского собора г. Алма-Аты. Частица мощей была принесена в Туркестанскую епархию Преосвященным епископом Димитрием (Абашидзе; 1867-1942), прославленным ныне в лике местночтимых святых Киевской епархии . На молитвенную память о юбилейной дате митрополит Викентий преподнес митрополиту Александру икону святого апостола Фомы и частицу мощей небесного покровителя Семиречья — преподобного Ираклия, исповедника Иссык-Кульского.

http://patriarchia.ru/db/text/2583939.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010