И потому, в пределах возможности, Владыка обещал всегда помогать и сиро-арабам» 32 . При выходе из церкви преосвящ. Тихону поднесла хлеб-соль матушка Мария Владимировна Хотовицкая, которая пригласила владыку подняться в отведенные ему покои в церковном доме. С благословения епископа туда же прошли жеО лавшие быть представленными депутации Нью-Йоркского братства Рождества Пресвятой Богородицы, Нью-Йоркского Свято-Николаевского сиро-арабского С9 братства, Ионкерского братства Иоанна Крестителя, Анзонийского Свято-Васильевского братства, Пассайкского Трехсвятительского братства, члены возглавляемого Тепловым В.А. общества «Русская Беседа», множество частных лиц, среди которых были инославные американцы. «Все это на другой день было описано в весьма сочувственном тоне в большой газете «Геральд»; там же был помещен и неудачный мой портрет» 33 . 1/13 декабря 1898 г. Днем Тихон знакомился с православными приходами Нью-Йорка. Потом встретился с участниками «Русской Беседы»: «Оживленный обмен мыслей, трогательные воспоминания о России и речи об Америке продолжались еще несколько времени, и затем Владыка уехал в отведенное ему помещение в доме настоятеля церкви» 34 . Вечером преосвященный отправил в Николаевском храме всенощное бдение вместе с архим. Анатолием (Каменским), архим. Рафаилом (Ававини) и свящ. Александром Хотовицким. 2/14 декабря 1898 г. В Николаевской русской церкви Тихон отслужил литургию, на которой рукоположил псаломщика из Аллегени 35 Владимира Кальнева во диакона. После киноника Его Преосвященство обратился к прихожанам с поучением на евангельскую тему. «Спаситель, говорил он, укоряет фарисеев за то, что, имея ключи царствия Божия, они и сами не входят в него и другим возбраняют. Пользующийся знанием истины не только сам должен пользоваться ею, но и другим сообщать ее. Это особенно следует помнить нам, православным, и именно живущим среди иностранцев, заблуждающих от истины. Мы, русские люди, чужды хвастовства некоторых иностранцев, но при этом мы иногда как будто скрываем и то, что у нас есть хорошего.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Где бы я ни был, моя любовь и моё благословение будет с Вами и с Вашей паствой. Димитрий, епископ Гдовский. г. Петроград, день св. муч. Парамона, 29 ноября (12 декабря) 1928 г. Архив составителя Письмо архиепископа бывшего Саратовского и Царицынского Досифея [Протопопова] к митрополиту Саратовскому Серафиму [Александрову] по вопросу о «григорианском расколе» Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший митрополит Серафим. До меня дошло, что иереи раздорники злоупотребляют моим именем, говоря, что я сочувствую раздорникам, в частности Григорию [Яцковскому], Борису [Рукину] и иже с ними. Это наглая ложь, свойственная григорианам, григорианский раскол я хорошо знаю и, будучи в Саратове, я не раз предупреждал паству об этой опасности. Григорианство положило в основание ложь, обман, и из лжи и обмана ничего доброго не может произрасти. Говорить, что я сочувствую григорианам, это значит говорить, что я не в здравом уме. Я скорблю об этих отпадениях от Св. Православной Церкви, о погибели отпадших, ибо вне Церкви нет спасения. Умоляю отпадших в разум истины прийти, возвратиться в лоно Св. Православной Церкви и во смирении соделать своё спасение. Иереи – раздорники, бывшие раньше обновленцами, полагаю, уклонились опять от Св. Церкви по гордости – самолюбию и расчёту: они ради прибытка обманывают, обольщают легковерных. Умоляю отпадших их собственным спасением возвратиться в лоно Православия – под руководством митрополита Сергия и своего архипастыря – митрополита Серафима [Александрова]. Они это сделают, если им дорого спасение. Прошу Ваше Высокопреосвященство сообщить это прельщённым и прельщаемым. Вашего Высокопреосвященства собрат и сомолитвенник архиепископ Досифей [Протопопов]. Испрашиваю святых Ваших молитв. г. Покровск, 1928 г. 26 декабря (ст. ст.) Характеристика епископа Алексия [Буя], составленная канцелярией Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя ...Канцелярия Патриаршего Священного Синода в ответ на Вашу просьбу – дать имеющиеся в Патриаршем Священном Синоде сведения об епископе Алексии – сообщает: епископ Алексий в прошлом был келейным иеромонахом у архиепископа Томского и Иркутского Анатолия [Каменского] (ныне покойного); в годы церковной разрухи он проживал в Никольском монастыре г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Предоставляя противникам нашим клеветать на нас и поносить нас, мы стремимся в чистоте совести, по мере сил наших, служить к устроению Церкви Божией. С этой целью назначаем на 2(15) ноября сего 1927 г. общее собрание Архипастырей, пастырей и пасомых староцерковников, проживающих на территории СССР, дабы общими силами и общим советом найти лучшие пути и средства к общему спасению и благоустроению нашей Православной Патриаршей Церкви. На съезд приглашаются прежде всего все православные епископы, кроме того, от епархии и полусамостоятельных викариатств приглашаются по два депутата от клира и по два от мирян, избранных на епархиальных и викариальных собраниях. От отдельных групп приходов, равно от отдельных общин, избираются по одному депутату от клира и по одному от мирян. Доводя о сем до общего сведения верующих о сем, просим вас вместе со св. апостолом Павлом: вместите нас, мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти ( 2Кор.7:2 ). Тем же, которые сомневаются в нас, скажем с тем же св. апостолом: испытывайте самих себя, в вере ли вы... о нас же, надеюсь, вы знаете, что мы то, чем быть должны ( 2Кор.13:5–6 ). 29 апреля (12 мая) 1927 г. Донской монастырь. Смиренный Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский, ныне Свердловский и Ирбитский. Смиренный Константин [Булычев], архиепископ бывший Могилевский. Смиренный Митрофан [Симашкевич], митрополит Донской и Новочеркасский. Смиренный Виссарион [Зорин], епископ Ульяновский и Корсунский. Смиренный Тихон [Русинов], епископ Сталинградский. Смиренный Борис [Рукин], епископ Можайский. Смиренный Иннокентий [Бусыгин], епископ Каменский. Смиренный Митрофан [Русинов], епископ Валуйский, управляющий Воронежской епархией. Смиренный Августин, епископ Луганский и Сумский. Смиренный Смарагд [Яблоков], епископ Скопинский. Смиренный Анатолий, епископ Ибрессинский. Смиренный Иоанникий [Соколовский], архиепископ Днепропетровский. Смиренный епископ Николай [Судзиловский], бывший Белыничский. Смиренный Феофан [Прокопович], епископ Майкопский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Те же авторы упоминают и о том, что вскоре после занятия Казани, где большевики официально объявили и организовали " красный террор " , несколько красноармейцев, исполняя приказ, прибыли в Воскресенскую церковь, " за попом Троицким " , а затем, не найдя его, поспешили к о. Николаю домой, " но и здесь их месть ждала неудача " . Известно, что в дальнейшем, " попа Троицкого " , явно по " наводке " из Казани, разыскивали и иркутские чекисты. Так, например, преподаватель из Иркутска А.В.Кожин, рассказывая в своей статье " Становление карательных органов в Иркутской губернии в январе - сентябре 1920 года " об обыске в знаменитом Иркутском Знаменском женском монастыре, пишет, что: " Обнаруженные в нём " ряд бездокументных попов " были арестованы, зарегистрированы и освобождены на поруки местного Епархиального Совета. Не удалось задержать протоиерея Николая Троицкого, бежавшего из Казани и живущего нелегально " . [ 19 ] Чем занимался Н.М.Троицкий в Иркутске при " белых " и как ему удавалось затем уходить от преследований " красных " , нам пока доподлинно не известно. Однако, учитывая общественно-политические взгляды о. Николая и его личные связи (в частности, со священником П.А.Рождественским), не будет лишним предположить, что он продолжил своё пастырское служение в белогвардейских формированиях. Известно также, что 10 ноября 1920 г. указом известного деятеля монархического и белого движений архиепископа Иркутского и Верхоленского Анатолия (в миру - А.В.Каменского) о. Николай был определён священником в Михайло-Архангельскую церковь, расположенную в известном Иннокентьевском ските около станции Иннокентьевка, что недалеко от Иркутска. " Ораторские способности о. Николая и его значительный преподавательский опыт на данном поприще, - пишут А.В.Колясев и В.А.Кучин, - приносили значительные плоды. На следующий год, весной 1921 г., Владыка Анатолий, чтобы как-то отметить пастырские труды о. Николая, решает подать в Священный Синод представление о награждении о. Николая. Указом Священного Синода от 12/25 мая 1921 года за N 644 о. Николай " за усердную и полезную службу " был награждён наперсным крестом " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/14/...

6. Утвердить Преосвященного епископа Каменского и Алапаевского Сергия в должности настоятеля (священноархимандрита) Преображенского мужского монастыря города Каменск-Уральский Свердловской области. 7. Наместников прочих мужских монастырей Белгородской, Брянской, Тираспольской, Рыбинской, Искитимской и Каменской епархий утвердить в должности настоятелей (игуменов).   ЖУРНАЛ 80 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных о назначении на должность, освобождении от должности игуменов (настоятелей и наместников) и игумений (настоятельниц) монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора освободить игумена Иоанна (Хайдина) от должности наместника (игумена) мужского монастыря Крестовая Пустынь поселка Солохаул города Сочи и назначить на эту должность иеромонаха Льва (Грызуна). 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона освободить архимандрита Алексия (Кострикова) от должности наместника (игумена) Успенского мужского монастыря города Красноярска и назначить на эту должность иеромонаха Иннокентия (Нилова). 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла назначить архимандрита Пимена (Адарченко) на должность наместника (игумена) мужского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев города Екатеринбурга. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа назначить монахиню Анатолию (Баршай) на должность настоятельницы (игумении) Никольского женского монастыря города Приволжска Ивановской области. 5. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила освободить иеромонаха Макария (Жучкова) от должности наместника (игумена) Муромского Успенского мужского монастыря деревни Гакугса Республики Карелия и назначить на эту должность иеромонаха Илию (Горбачева).

http://patriarchia.ru/db/text/2367549.ht...

«Разве дал бы святой праведный отец Иоанн Кронштадтский свое благословение Союзу, а тем более вступил бы он в его ряды, - вполне резонно задавался вопросом наш современник скульптор В.М. Клыков, - если бы Союз Русского Народа был причастен к тем преступлениям, в которых его обвиняли недоброжелатели и враги Исторической России?» [cxvi] Но, заметим, Кронштадтский Пастырь был не одинок. Перечислим некоторых (и, кстати, далеко не всех) Архипастырей Русской Православной Церкви, не только состоявших в СРН, но и занимавших там руководящее положение (почетные председатели и председатели губернских отделов): митрополит Агафангел (Преображенский); архиепископы: Анатолий (Каменский), Андроник (Никольский), Димитрий (князь Абашидзе), Димитрий (Сперовский), Иннокентий (Беляев), Иннокентий (Ястребов), Митрофан (Краснопольский); епископы: Алипий (Попов), Виталий (Максименко), Ефрем (Кузнецов), Павел (Гальковский), Серафим (Чичагов), Феодор (Поздеевский) и др. Активное участие в черносотенном и монархическом движении (вплоть до занятия официальных постов) принимали также первые три послереволюционные Патриарха Московские и всея Руси - Тихон (Беллавин), Сергий (Страгородский) и Алексий (Симанский); первоиерах Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий), основатель «парижского раскола» митрополит Евлогий (Георгиевский) и «американской автокефалии» митрополит Платон (Рождественский) [cxvii] . Одним из многочисленных лживых «лэйблов», которые пытаются навесить на Россию западные демократы, - конечно же, погромы. Слово pogrom «внедрили» во все основные языки мipa, превратив его в символ Российской Империи - «родины погромов» [cxviii] . Разоблачивший и подробно разобравший смысл и происхождение этой клеветнической напраслины, В.В. Кожинов пишет о том, что столь же голословны были обвинения в организации еврейских погромов черносотенцами. Он подчеркивал, что «вылеплен " страшный " образ Союза Русского Народа» был исключительно из воинственной «риторики» «союзников». При этом «их слова преподносятся как нечто гораздо более опасное и жестокое, нежели бомбы революционеров». Более того, по словам В.В. Кожинова, ни один еврейский автор так и не смог привести ни одного достоверного факта, «свидетельствующего об " организованных " Союзом Русского Народа погромах» [cxix] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Отрицательное отношение к митр. Евлогию стало усиливаться после появления в печати интервью митр. Сергия, который старался представить в смягченном виде увеличившиеся гонения против Церкви советской власти, дошедшие до снесения в Москве часовни Иверской Божией Матери, столь почитаемой русским народом. Интервью это подписали, на ряду с митр. Сергием, митр. Серафим саратовский, наименованный народом «лубянским» (по месту нахождения Чека) и еп. Питирим, орехово-зуевский. Берлинский «Руль» сообщал, что составителем интервью был секретарь митр. Сергия Финикеев, приставленный к нему Г.П.У. Писатель Анатолий Каменский, выбравшийся незадолго перед тем из СССР, сообщал, что оно составлено было советским журналистом Борисом Волиным 2880 от 18 мая 1930 г.). В то время, как митр. Евлогий, в беседе с близким ему журналистом Никаноровым, с радостью устанавливал, что в Лондоне он: «не слышал ни осуждений, ни порицаний, ни упреков по отношению к митр. Сергию», русский народ, не страшась даже чекистов, выявлял свое отношение к нему. «Возрождение» решилось в (март 1930 г.) воспроизвести сообщение «Кельнише Цейтунг» о том, что, после интервью митр. Сергия, ряд священников перестали поминать его имя за богослужениями. «Последние Новости» 3 марта (3267) передавали, со слов английской газеты «Сандей Таймс», что, когда митр. Сергий ехал служить в одну из больших московских церквей, его освистала толпа на улицах, чего прежде никогда не случалось, несмотря на самую отчаянную агитацию безбожников. Освистан и встречен был так же еп. Питирим, один из подписавших заявление в печати». «Пари-Миди» 5 марта сообщила о тех оскорблениях, которым подвергся в Москве со стороны паствы митр. Сергий. «Возрождение» 6 марта поместило сообщение берлинского «Локаль Анцейгер» о том, что когда митр. Сергий «вышел из алтаря, чтобы служить обедню, толпа начала свистать и осыпать его возгласами: «изменник», «иуда», «трус» и т.д. Шум был настолько велик, что м. Сергий не мог служить и вошел в толпу, чтобы ее успокоить. Но возмущенные прихожане пытались сорвать с него облачение, плевали в него и хотели снять с него патриарший крест. Митр. Сергий должен был покинуть церковь . Он пытался служить обедню в другом храме, но верующие бойкотировали его богослужение». Рижская газета «Сегодня» сообщая о том же, добавляет, что на службу, назначенную митр. Сергием в другой церкви, «не явился ни один человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Urhamiй Capъckiй». Подобную иконографию имеют 2 подписные иконы: 1778 г. московского иконописца Лазаря Климова Ершова «со товарищи» (из кафедрального Троицкого собора Архангельска, АМИИ) и 1779 г. вологодских иконописцев Димитрия и Ивана Сумароковых из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе (ВГИАХМЗ). И. изображен в молении, вполоборота влево, рядом с прп. Иоасафом Каменским, напротив - преподобные Иосиф Заоникиевский и Герасим Вологодский. И. показан средовеком с волнистыми волосами, открывающими высокий лоб, с едва заметной проседью, с длинной, раздвоенной на конце бородой, в монашеских одеждах - желтой рясе, мантии красноватого цвета, зеленом парамане, с куколем на плечах; надпись на фоне: «Пр Irhamu Сарски». К этим произведениям близка небольшая икона нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ), где И. (с окладистой бородой и с разведенными в молитве руками) тоже помещен рядом с прп. Иоасафом. Изображение И. в академической стилистике присутствует в группе подвижников XVI в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В составе Собора русских святых преподобный в куколе с надписанием: «п Irhamiu Boлorдckiu» - 4-й справа во 2-м ряду левой группы преподобных на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). В иконописи XX в. поясной образ И. в молении перед Толгской иконой Божией Матери (во 2-м ряду слева) включен в композицию «Собор Ярославских святых», созданную мон. Иулианией (Соколовой) в Загорске (ныне Сергиев Посад) в 1962-1973 гг. (не сохр.? Фотография из альбома игум. Марка (Лозинского) - Алдошина . 2001. С. 228). Святой изображен с «шапкой» волос и округлой бородой средней величины, на нимбе надпись: «св. преп. urhamiй лoмckiй». В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией под рук.

http://pravenc.ru/text/293411.html

7 марта 1914 г. запросы октябристов обсуждались на заседании Гос. думы в Таврическом дворце. С речью в защиту имяславцев выступил депутат Е. П. Ковалевский: «Несмотря на мое полное нежелание касаться религиозно-догматических заблуждений афонцев и их отношения к церкви, я считаю нравственным долгом заявить, что те из афонских изгнанников с которыми мне пришлось лично беседовать и видеться, производят впечатление людей искренних, глубоко верующих и нравственно чистых. Церковь могла их осудить с своей точки зрения, но мы и общество можем поддержать их с точки зрения обыденных нравственных требований» (Запрос об афонских монахах//Петербургский листок. 1914. 65, 8 марта). Тема правового положения имяславцев возникла также в сер. марта 1914 г. во время заседания Бюджетной комиссии Думы, обсуждавшей смету Святейшего Синода в присутствии синодального обер-прокурора Саблера. 28 апр. 1914 г. Дума вернулась к обсуждению вопроса об изгнанных с Афона иноках-имяславцах на заседании, посвященном смете Святейшего Синода. На этот раз первым об имяславцах заговорил представитель «официального православия» еп. Елисаветградский, вик. Херсонской епархии Анатолий (Каменский) , один из 48 депутатов IV Гос. думы в священном сане. В своей речи он поставил имяславцев в один ряд с «трезвенниками» и др. сектантами, упомянув и об особой роли Булатовича в афонском деле (Речь епископа Анатолия по смете Св. Синода//Колокол. 1914. 2399, 1 мая). Обер-прокурор Саблер в своей речи также коснулся дела афонских иноков: «Это дело будет предметом особого обсуждения... Это дело возникло вследствие недоразумения. Дело это сложилось прискорбно, но теперь я могу сказать, что оно вступило на тот благоразумный и желательный путь, который приведет к умиротворению» (Государственная Дума: Заседание 28 апр.//Газета-Копейка. 1914. 2077, 29 апр.). Известный историк, культуролог и политический деятель, лидер фракции народной свободы депутат П. Н. Милюков в своей речи обрушился на то понимание церковной жизни, к-рое было отражено в отчете обер-прокурора.

http://pravenc.ru/text/389527.html

его ключевые положения были закреплены решением IX съезда в ка­детской программе по церковному вопросу 21 . По мнению Карташева, его осуществле­ние создавало условия для «морального культурного» сотрудничества Церкви и госу­дарства при их взаимной независимости 22 . Заняв 25 июля пост обер-прокурора Св. Синода, Карташев приступил к реализации некоторых положений программы, намеченной Пред-соборным советом. Уже 5 августа было создано Министерство исповеданий, которое(91) возглавил тот же Карташев, объединивший в своих руках дела всех религиозных орга­низаций. Должность обер-прокурора Св. Синода была упразднена. 15 августа 1917 г. в Москве состоялось торжественное открытие Поместного Собо­ра Православной Российской Церкви. Подготовка доклада о правовом положении Церкви в государстве была поручена VI отделу Собора, в списке членов которого зна­чился 121 человек (8 архиереев, 15 священников, диакон, псаломщик и 96 мирян), Председателем отдела был избран архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий), активное участие в разработке соборного решения приняли архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский), епископ Томский Анатолий (Каменский), профессора С.Н. Булгаков, И.М. Громогласов, П.Н. Жукович, В.З. Завитневич, Н.Д. Кузнецов, Ф.И. Мищенко, А.Ф. Одарченко, П.А. Прокошев и Н.Н. Фиолетов, граф Д.А. Олсуфьев, кн. Е.Н. Трубецкой, генерал Л.К. Артамонов, П.И. Астров, А.В. Васильев, С.А. Котляревский, В.В. Радзимовский, С.Г. Рункевич. Обсуждение взаимоотношений Церкви и государства стало одним из основных на­правлений работы I сессии Поместного Собора, продолжавшейся до 9 декабря 1917 г. Приступив к работе 1 сентября, VI отдел провел 17 рабочих заседаний, последнее из ко­торых состоялось 6 ноября. Переработав и дополнив законопроект Предсоборного со­вета, отдел составил доклад «Правовое положение Православной Церкви в России», обсуждавшийся на 4-х пленарных заседаниях Собора 15-17 ноября 23 . После одобрения Совещанием епископов и обработки в Редакционном отделе, он был с незначительны­ми изменениями окончательно принят 2 декабря 1917 г.

http://bogoslov.ru/article/352898

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010