Довольно доброжелательным становится тон отчетов комиссий содействия. Во многих из них отмечается существенное изменение религиозной обстановки, резкий (более чем в 2 раза) рост количества крещений в 1988-1989 гг. Некоторые священники (например, священник Владимир Зайшлый из Братска) были выдвинуты кандидатами в народные депутаты горсоветов. «В округе альтернативы для Зайшлого нет» – свидетельствовал отчет комиссии содействия . 26 января 1990 г. архиепископ Хризостом был назначен в Виленскую и Литовскую епархию, а 4 февраля 1990 г. во епископа Иркутского был хиротонисан архим. Вадим (Лазебный) (р. 1954), по сей день в сане архиепископа занимающий Иркутскую кафедру. За один только 1990 г. к 20 существовавшим приходам Иркутской епархии прибавилось 13. Последним знаковым событием уходящего времени, свидетельствующим об окончании советской эпохи в жизни епархии стало возвращение мощей свт. Иннокентия, которые, после обнаружения в Ярославле, были на поезде перевезены в Иркутск и 3 сентября 1990 г. торжественно внесены в Знаменский кафедральный собор. Заключение Период господства советской власти стал для Русской Православной Церкви временем тяжелых испытаний, когда порой казалось, что ее существование вскоре прекратится. Судьба Иркутской епархии не стала исключением, и ее в полной мере затронули гонения, репрессии и притеснения. Хронологические рамки различных периодов церковно-государственных отношений в годы советской власти для истории Иркутской епархии в целом совпадают с общероссийскими и могут быть разделены на два основных этапа: довоенный (1917-1940) и послевоенный (1943-1990). После революционных событий в 1917-1919 гг. на территории епархии окончательно установился советский режим. Уже в первые годы советской власти епархия столкнулась с систематическими антицерковными мероприятиями: вскрытием мощей свт. Иннокентия Иркутского, конфискацией церковных ценностей, несправедливым осуждением еп. Анатолия (Каменского), активной поддержкой обновленческого раскола со стороны гражданских властей, не получившего при этом широкого распространения в регионе. В 1929-1937 гг. Иркутская епархия существовала в условиях ужесточения церковно-государственной политики, систематического закрытия храмов, при активных преследованиях священнослужителей и церковно активных мирян. Апогеем довоенного периода стали 1937-1938 гг., когда подавляющая часть духовенства была арестована и репрессирована, были закрыты практически все оставшиеся приходы.

http://pravoslavie.ru/44165.html

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 17 Окт 2023 Фото: mitropolia74.ru 15 октября 2023 года за Божественной литургией в Симеоновском кафедральном соборе г. Челябинска состоялось прославление священника Василия Носова в лике святых. Торжественное богослужение возглавили: митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений; митрополит Челябинский и Миасский Алексий; епископ Моравичский Антоний, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий; епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей; епископ Каменский и Камышловский Мефодий; епископ Шадринский и Далматовский Владимир; епископ Бирский и Белорецкий Спиридон; епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Зосима. Также в богослужении приняли участие представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии архимандрит Серафим (Шемятовский) и представитель Православной Церкви в Америке протоиерей Даниил Андреюк. За Литургией молились многочисленные потомки священномученика Василия Носова, включая правнука Романа, который в настоящее время участвует в СВО, но получил краткосрочный отпуск для участия в торжествах, связанных с причислением прадеда к лику святых. В храме присутствовали заместитель губернатора Челябинской области Анатолий Векшин, член Совета Федерации Маргарита Павлова, начальник управления общественных связей правительства Челябинской области Дмитрий Семенов. После малого входа из алтаря вынесли икону святого Василия Носова. Было оглашено решение о его канонизации, зачитано жизнеописание святого. Митрополит Викентий со словами «святый священномучениче Василие, моли Бога о нас!» благословил молящихся иконой. Затем образ был положен на аналой в центре храма. Проповедь перед причастием произнес председатель комиссии по канонизации святых Челябинской епархии протоиерей Борис Кривоногов. «Сегодня радуется земля и торжествуют небеса, ибо еще одним предстателем за нас с вами у Престола Господа Славы стало больше», — сказал священник.

http://azbyka.ru/news/v-cheljabinske-sos...

Иркутск. Церковь Петра и Павла (временная). Петропавловская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 2017 году в Иркутске на огороженной многие годы территории у Свердловского рынка началось восстановление деревянной Петропавловской церкви - одного из самых необычных храмов города с драматичной вековой историей. — Это была лагерная церковь 28-го сибирского стрелкового полка. Её построили примерно в 1910—1911 году сначала совсем в другом месте — при военном лагере в селе Михалёво в 20 верстах от Иркутска. Там полк квартировал в летнее время. Сейчас этого села уже нет: когда построили Иркутскую ГЭС, оно оказалось под водой, — рассказывает настоятель. Деревянный Петропавловский храм представлял собой большое бревенчатое строение в необычном сочетании стиля модерн и древнерусского культового зодчества. Солдаты и офицеры полка — прихожане этого храма — принимали участие в Русско-японской войне, героически защищали Порт-Артур, сражались на полях Первой мировой войны. После революции церковь отделили от государства и армии, храм в Михалёво стал не нужен, и в 1918 году его решили перенести в иркутское предместье Глазково. — Мы точно не знаем, как это происходило, видимо, жители предместья Глазково ходатайствовали о переносе этого храма сюда, — говорит отец Алексий. — Уникальность события в том, что это был 1918 год — уже советская власть, которая разрешила это сделать. Храм в Михалёво разобрали, перевезли сюда, на пустовавшую площадь возле рынка на углу улиц Гоголевской и Кругобайкальской (ныне улицы Гоголя и Терешковой). Торжественная закладка первого камня в основание храма состоялась 9 октября 1918 года. Строительство посвятили памяти чехословацких войск и армии Временного Сибирского правительства, погибших за освобождение от большевиков. Церковь возводили полтора года. Работы закончились, когда город вновь попал в руки красных, храм освятили 5 июля 1920 года. — Сохранилось имя владыки, который освящал церковь, — епископ Анатолий Каменский. Храм строили тяжело, не хватало средств, некоторых материалов. В итоге храм решили освящать недостроенным, — говорит отец Алексий.

http://sobory.ru/article/?object=20476

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Алексей Липецкий Липецкий (настоящая фамилия Каменский) Алексей Владимирович (1887–1942) – поэт, прозаик. В 1910 году в «Новом журнале для всех» появилось стихотворение Алексея Липецкого «В монастыре», ставшее его поэтическим дебютом. Псевдоним выбрал после знакомства в родном Липецке с автором скандальных эротических рассказов Анатолием Каменским, иначе в Серебряном веке было бы сразу три КаменскихАнатолий, Василий и Алексей. Эротизм Каменского-1 ему был так же чужд, как футуризм Каменского-2, поэтому предпочел остаться провинциальным поэтом Липецким. Ближе всех он считал для себя крестьянских поэтов, но они не приняли «чужака». Сергей Есенин в письме к А.В. Ширяевцу от 21 января 1915 года назвал его имя рядом с ранним Сергеем Клычковым и Александром Рославлевым, правда, заметив при этом: «…есть у них красивые подделки… но это все не то». Так что пришлось ему волей-неволей оставаться самим собой – не совсем крестьянским и не совсем богемным, а попросту «дворняжкой», каких и в ту пору существовало немало среди самых породистых чистокровных литературных бульдогов, легавых, пуделей. «С началом Первой мировой войны, – отмечается в современном исследовании, – у Липецкого, как и у многих других писателей его поколения, возникло достигшее экстатической напряженности ощущение, что Россия, „простором с пустыней небесною споря», достигнет преображения в духовно-телесном усилии одоления врага („В горне испытаний страдой всенародной//Скует себе счастье несчастная Русь»). Эти мотивы получили развитие в сборнике его рассказов „Воля к жизни» (Пгр.,1915)». Стихи Липецкого этого периода близки к поэтической патриотике Аполлона Коринфского, Николая Клюева, Сергея Есенина и являются одними из лучших в его поэтическом наследии. Они публиковались в журнале «Русский Паломник», в котором уже в сентябре 1914 года появилась постоянная рубрика – «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА». В 1916 году Алексей Липецкий вернулся из Петрограда в родной Липецк, где и пережил революционное лихолетье, сравнив его с эпидемией тифа, охватившей всю Россию: «Кошмарами изнеможденная,//По грудь стоящая в гробу,//Как гнев Господень, осужденная,//Ты вынесешь ли хворобу?» В 1920 году в Липецке тиражом сто экземпляров вышел его поэтический сборник «Тишина. Стихи. 1908–1920», но стихи последующих двух десятилетий остаются неопубликованными. Как в ранних, так и в поздних его стихах религиозные мотивы неотделимы от крестьянских, а «Молитва» («Боже, спаси мою родину милую») – одна из первых молитв о России, созданных в 1917–1920-х годах. У чудотворной иконы

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

В Патриаршем войсковом всеказачьем соборе в Новочеркасске торжественно отметили праздник Покрова Пресвятой Богородицы 16 октября 2018 г. 12:13 14 октября 2018 года в городе Новочеркасске прошли торжества по случаю праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Божественную литургию в Патриаршем войсковом всеказачьем соборе Вознесения Господня совершили митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата  митрополит Рязанский и Михайловский Марк , митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , митрополит Астраханский и Камызякский Никон , архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан , архиепископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон , епископ Волгодонский и Сальский Корнилий , епископ Россошанский и Острогожский Андрей , епископ Великолукский и Невельский Сергий , епископ Шахтинский и Миллеровский Симон , епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен , епископ Славгородский и Каменский Всеволод , епископ Шадринский и Далматовский Владимир . Преосвященным архипастырям сослужили благочинный приходов Юго-Западного округа, секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по г. Ростову-на-Дону протоиерей Иоанн Осяк, благочинный приходов Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский, настоятель Вознесенского собора протоиерей Георгий Сморкалов, ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов, секретарь Ростовского епархиального управления иеромонах Артемий (Кузьмин), руководители епархиальных отделов Ростовской епархии , духовенство Донской митрополии . В храме присутствовали губернатор Ростовской области Василий Голубев, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Анатолий Сафронов, председатель Законодательного собрания Ростовской области Александр Ищенко, атаман Всевеликого войска Донского Виктор Гончаров, атаманы и казаки округов Всевеликого войска Донского, кадеты казачьих кадетских корпусов Ростовской области.

http://patriarchia.ru/db/text/5283532.ht...

сент. 1918 г. П. вместе с беженцами, среди к-рых были и др. священники Елабужского у., покинул Челны (НАРТ. Ф. Р-1172. Оп. 4. Д. 33. Л. 19 об.- 20) и прибыл в Уфу. 19 июля 1919 г. П. был принят Томским и Алтайским еп. Анатолием (Каменским) в Томскую епархию и направлен в Михаило-Архангельский храм с. Тальменского Барнаульского у. Алтайской губ. (ныне пос. Тальменка Тальменского р-на Алтайского края). Весной 1922 г. П. был избран благочинным, но пробыл им недолго. 2 июля того же года умерла супруга П., и он стал воспитывать 7 детей. В мае-июне того же года по инициативе Томского губкома РКП(б) в Томске начала действовать негласно организованная чекистами «инициативная группа прогрессивного духовенства и мирян» во главе с одним из лидеров обновленчества свящ. П. Блиновым , захватившая епархиальное управление; временно управляющий Томской епархией Барнаульский еп. Виктор (Богоявленский) был арестован. Созданное «Временное церковное управление Томской епархией» на основе группы «Живая церковь» , избравшее свящ. П. Блинова председателем, 9 июля 1922 г. переименовало себя в «Сибирское церковное управление». П. на состоявшемся в кон. авг. 1922 г. благочинническом собрании первым приветствовал отдельные намечавшиеся реформы в богослужебной области, которые он считал полезными в целях спасения Церкви. В то же время он писал, что делал это, «не зная (я не сибиряк), какие люди выступали за осуществление этих реформ» (ГААК. Ф. Р-536. Оп. 1. Д. 73. Л. 1 об.). Однако, узнав о совершившемся 8 окт. 1922 г. беззаконии - лжехиротонии женатого свящ. П. Блинова во «епископа Томского и Сибирского», П. со священниками-единомышленниками сразу же перешел под омофор ближайшего епископа, не признавшего «хиротонию» и власть Блинова,- Новониколаевского еп. Софрония (Арефьева), к-рого они считали православным, не зная, что тот, не признавая Сибирское церковное управление Блинова, был сторонником обновленческой группы «Союз церковного возрождения», руководимой еп. Антонином (Грановским) , притом что духовенство продолжало поминать патриарха Тихона.

http://pravenc.ru/text/2580144.html

Как совершается это изменение – это святая тайна. – Но Иисус Христос на Тайной вечери Своим примером показал нам, что мы должны делать, чтобы совершилась эта тайна. И с тех пор христиане совершают Таинство причащения искупительного тела и крови Господа, и совершение этого таинства составляет самое главное дело всего нашего общественного Богослужения. Сущность порядка совершения этого таинства была указана Самим Иисусом Христом. Но потом, со времени Апостолов, эта сущность обставлялась разнообразными молитвословиями и даже целыми отдельными богослужениями, составлявшимися мало по малу, с течением времени: Апостолами, а потом их преемниками, Святыми Отцами, так что теперь, кроме служения, в котором совершается Таинство Причащения, так называемой Литургии (Ап. Иакова, Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Григория Двоеслова и др.), – у нас есть еще несколько служений вечерних и утренних, подготовляющих нас к совершению важнейшего Богослужения и наполняющих все части дня и ночи. Эти богослужения следующие: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы и Литургия, а всего девять служб. В состав всех этих богослужений входят чтения из книг Ветхого и Нового Завета, молитвы и песни, как ветхозаветные, так равно заповеданные Иисусом Христом, Апостолами и разными Св. Отцами. Из Отцов Церкви, кроме уже указанных Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Григория Двоеслова , для обогащения и устройства Христианского Православного Богослужения, потрудились особенно много: Св. Анатолий, патриарх Константинопольский (V в.); Роман Сладкопевец (V в.); Савва Освященный (VI в.) который написал первый устав церковных служб, известный под именем Иерусалимского; Св. Андрей Критский , составивший покаянный канон и очень многие другие каноны. Но особенно замечательным церковным песнопевцем был Св. Иоанн Дамаскин (VIII в.). Он составил Октоих (восьмигласник), Ирмологий (собрание ирмосов или песней канона, канон пасхальный, многие воскресные службы, надгробные песни и многое другое).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И всё же в начале 1945 г. вопрос был решён в пользу открытия церкви в с.Байсе. Сельские власти сообщали новому уполномоченному т.Новикову: «Байсинский сельский совет по согласованности с Буйским райисполкомом не возражает об открытии церкви в с.Байса. Церковь в настоящее время свободна. Для глубинки загот. зерно сельсовет предоставляет два склада, кроме помещения холодной церкви до 1 марта 1945 г. Помещение холодной церкви используется под глубинкой. Помещение тёплой церкви предоставляем, если разрешит Облисполком». 3 января 1945 г. тому же Новикову была дана характеристика технического состояния церкви: «…Здание церкви находится в удовлетворительном состоянии и требует незначительного ремонта (покраска, побелка и др. мелкие работы), что может быть выполнено силами общины, церковного оборудования и инвентаря нет. В течение последних пяти лет здание было занято под склады глубинного пункта загот. зерно». В 1945 г. Васильевская церковь все же открылась т.к. «верующие хлопотали до слёз», и частично восстановлена. Настенную роспись подновлял лебяжский иконописец Ф. В. Шаромов, хотел он поправить и крест на куполе, но не смог. При вновь открывшемся храме возникла «девятка» во главе которой стала церковная староста Елизавета Розальская (отошла ко Господу 11 августа 1957 г.). Первым священником вновь открывшегося храма стал о. Анатолий Малиновский, рукоположенный в сан священника к Васильевской церкви 21 марта 1948 г. и служивший в ней до 1955 г. с годичным перерывом – временно служил в церкви с. Илгань. 20 декабря 1955 г. согласно поданному прошению переведен настоятелем к церкви с. Рождественского Уржумского района. В 1956 г. в Байсу на служение прибыли о. Петр Марамзин и диакон Матвей Лихачев (служили ранее в с. Лебяжье и Окунево), служившие до закрытия храма. На службах им помогал послушник Никодим Каменских-впоследствии диакон Троицкого собора г.Уржума. Вторую попытку закрытия церкви в с. Байса правление колхоза Байсинского сельсовета предприняло 3 августа 1960 г., обратившись в районный исполком с просьбой передать здание церкви под мастерские для ремонта сельскохозяйственной техники, тот в свою очередь запросил об этом облисполком, но, очевидно, он получил отказ..

http://sobory.ru/article/?object=15664

Во второй половине дня о. Анатолий (Каменский) пригласил епископа на школьный вечер, где ребята пели, декламировали и сыграли два драматических отрывка. Детей владыка одарил гостинцами. 30 сентября/13 октября 1902 г. Утром Тихон принял участие в заседании совета Миннеаполисской миссионерской школы, вечером в Покровской церкви совершил бдение накануне престольного праздника. 1/14 октября 1902 г. «...в день Покрова Пресвятыя Богородицы Его Преосвященство совершил торжественно соборне св. литургию, за которой и Владыка и о. К. Попов говорили народу поучения. Литургия закончилась, по заведенному обычаю, крестным ходом вокруг церкви и молебствием с многолетиями, при колокольном звоне. В тот же день Его Преосвященство пригласил на парадный обед, сервированный в школьном зале, учащий персонал школы, причт с семействами, старосту церковного, кураторов и некоторых братчиков. Вечером в 8 часов паства Миннеаполисская почти в полном составе проводила Архипастыря на вокзал, причем Преосвященному был поднесен букет из живых цветов; в сопровождении своего спутника о. иеродиакона Илии Его Преосвященство отбыл в Чикаго» 486 . 2/15 октября 1902 г. Свое краткое пребывание в Чикаго архипастырь посвятил нуждам строящегося Троицкого храма. 3/16 октября 1902 г. В 10 ч. утра Тихон (Беллавин) и Илия (Ярош) отъехали в Кливленд. 4/17 октября 1902 г. «4 Октября после полудня Преосвященнейший Владыка наш Тихон приехал в г. Кливленд из Чикаго с целию осмотреть здание католического монастыря св. Иосифа с усадебным местом, каковой монастырь желали купить прихожане православного Свято-Феодосиевского храма для приходских нужд. Для встречи Владыки в Кливленд прибыл благочинный Нью-Йоркского округа. Отдохнув несколько минут в доме священника после долгого пути из Чикаго, Владыка пешком в сопровождении благочинного, приходского священника 487 и прихожан отправился осматривать здание монастыря. В монастыре Владыку встретила старшая монахиня, а остальные молились Богу в своей домовой церкви. Осмотром здания монастырского, построек при нем и земли Владыка остался доволен и потому дал разрешение Кливлендцам купить дом монастырский и 10 акров земли при нем за 28 000 долларов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

23 сентября/6 октября 1902 г. В 7 часов утра владыка со спутниками уехал из Вилкесона в город Такому, откуда в 15 ч. Тихон (Беллавин) и Илия (Ярош) отбыли в Миннеаполис на поезде компании «Northern Pacific Railway Со». 26 сентября/9 октября 1902 г. В 14 часов епископа и иеродиакона на вокзале Миннеаполиса встречали архим. Анатолий (Каменский) и церковный староста Павел Маслей. В Покровском храме высокого гостя приветствовал настоятель Константин Попов . «Совершив краткое молебствие, Его Преосвященство отечески преподал молившимся святительское благословение, утвердив в памяти присутствовавших своим назидательным словом значение этого дня. “Прошлый год, – приблизительно так говорил Владыка, – встречала меня в этот день далеко отсюда, в Аляске, Ситхинская православная миссионерская школа. Ныне, в этот же день Всеблагим Промыслом приведен я к вам, к вашей школьной миссионерской дружине. Хотелось бы видеть в этом не случайное совпадение: не указывается ли сим мне благовременность и необходимость напомнить воспитанникам и здешней миссионерской школы, как будущим – Господу споспешествующу – миссионерам, те начала, коими руководился и других руководил ныне прославляемый великий миссионер и Богослов, св. Евангелист Иоанн: начала эти – ИСТИНА И ЛЮБОВЬ. Познав истину в лице Христа, св. Иоанн и проповедывал о том, что видел и слышал и осязал своими руками, и не было для него радости большей как знать, что и чадца его, ученики, ходят в истине. Своих последователей он настойчиво убеждал содержать истину и удаляться антихристов-лжеучителей. И вы, питомцы нашей школы, обретши истину и познав ее в Православной церкви, ходите непрестанно в ней и других вводите в путь её: проповедуйте истину наипаче неведущим её, защищайте от лжеучителей, нападающих и порицающих Православие как по неведению, иногда, так и по злобе, часто. Берегитесь и в собственной жизни поклонения идолам, так как, к несчастию, в проявлениях нашего быта остается еще много языческого, идольского... Другое начало, коим руководился св. Иоанн Богослов, – Любовь . «Дети, любите друг друга», – его постоянный завет и наука. Вспомните каждому из вас известный случай о юноше разбойнике, побежденном и обращенном на путь правый высочайшею любовью св. Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010