Закончилась Отечественная война 1812 г., затянулись нанесённые ей раны, выросло новое поколение. Назрела необходимость дальнейшего расширения Никольской церкви. В 1875 г. на колокольне был установлен самый большой в округе пятитонный колокол. В 1876 г. церковь была обнесена каменной оградой с железной решёткой, в ряду которой была построена каменная часовня. 9 мая 1892 г. был заложен, а 25 июня (ст.ст.) 1893 г. епископом Калужским и Боровским Анатолием освящен придел Рождества Христова. В 1914 г. началась Первая мировая война; в 1917 году произошла революция, прервавшая царствование династии Романовых; потом — гражданская война. Царь Николай II и Царская Семья приняли мученическую смерть. Опять разделился народ, восстал брат на брата, сын на отца. Потоки страданий и крови захлестнули Россию. Священству и мирянам уготовано было понести Крест мученичества. Начались гонения на Церковь. 1 декабря 1927 г., о. Евстафия арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Осиротел приход, лишившись своего духовного отца. С 1938 г. крестить детей ездили в ближайшую церковь в селе Иклинское. В Каменском церковь действовала лишь частично: отпевать умерших и служить панихиды приезжал из Иклинского иеромонах Амвросий (Иванов), воспитанник Оптинских старцев. 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. На этот раз Каменское пострадало сильнее, чем в 1812 г.: из 360 домов уцелели только 7. На удивление, Никольская церковь выстояла; в ней еще оставалось много икон, подсвечников, висели паникадила. Церковь стали использовать в различных хозяйственных нуждах: хранили зерно, разливали молоко. Приход вновь был образован в апреле 1999 г. В пятницу Светлой седмицы 16 апреля 1999 г. был совершён первый молебен с водоосвящением, и начались регулярные богослужения, которые проходили рядом с храмом под открытым небом. Одновременно с этим, всё лето велись интенсивные восстановительные работы. И уже в воскресенье 12 сентября 1999 г., после 60-летнего перерыва, в церкви была отслужена Божественная литургия. 14 июля 2001 г. архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения храма. Архитектура [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

По окончании службы архипастырь проследовал в здание миссионерской школы, где его приветствовал архим. Анатолий (Каменский), поднесший владыке хлеб-соль. «Поблагодарив за подношение, Владыка на речь о. Архимандрита Анатолия ответил, что он всегда имел и будет иметь близко к своему сердцу братство и школу, обещал по мере сил и средств идти навстречу их нуждам и просил братчиков не только именоваться братчиками, но и жить по-братски, как живут в хорошей семье, а школьников просил сохранять в себе и с возрастом детскую чистоту и невинность. После этого все школьники подошли к Владыке под благословение и, получив от своего доброго Архипастыря на гостинцы, поспешили выйти из залы, чтобы поскорее купить сладостей и поделиться ими. Братчики же и причт со Владыкой остались в зале и им предложена была Архимандритом Анатолием трапеза, за которой была провозглашена здравица о. Анатолием за Его Преосвященство, Епископа Тихона. Владыка с своей стороны предложил здравицу за своих предшественников, – Епископов: Владимира, при котором было воссоединение Миннеаполисского прихода, и Преосвященного Николая, как организатора сего прихода, – и за хозяина и всех прихожан храма сего. Громкое, долго не смолкавшее ура было ответом на сей предложенный тост» 65 . Отобедав, владыка обсудил с церковными кураторами и старостой приходские проблемы. В 5 ч. вечера в школьном зале начался двухчасовой митинг, на котором председательствовал еп. Тихон. Несмотря на усталость, он по завершении митинга принимал посетителей до 23 ч. 26 апреля/8 мая 1899 г. В понедельник утром Тихон пришел в Миннеаполисскую церковь на молитву учеников; с 9 до 12 часов присутствовал в первом и втором классах миссионерской школы на уроках Закона Божьего, церковно-славянского и русского языков, арифметики. С 13 до 14 часов под председательством Его Преосвященства проходил педагогический совет. До четырех часов дня владыка был на уроках русской истории и английского языка, с четырех до пяти осматривал здание школы и школьные постройки.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

26 янв. 1923 г. началась регистрация религ. об-в в Омской губ.; почти все приходы примкнули к обновленчеству. В дек. 1923 г. в Омской губ. было зарегистрировано 214 правосл. об-в (без указания принадлежности). 4 марта 1924 г. на Омскую кафедру определен Вольский еп. Виссарион (Зорнин). Весной, к месту служения он не выехал, но в авг. 1924 г. прибыл в Омск, 12 авг. избран настоятелем Ильинской ц. (оставался в городе до осени 1924). 13 марта 1924 г. на Петропавловскую кафедру назначен еп. Алексий (Буй), ему было поручено временное управление Омской епархией (зарегистрирован властями 1 апр. 1924). Он добивался передачи патриаршим приходам б-ки Омского епархиального братства, находившейся у обновленцев. Не позднее июля 1924 г. еп. Виссарион получил назначение на Ульяновскую кафедру. Освобожденный из заключения архиеп. Анатолий (Каменский) 6 авг. 1924 г. был назначен Иркутским архиереем, однако в Иркутске власти отказали ему в регистрации. В окт. того же года он был определен на Омскую кафедру (28 окт. зарегистрирован как настоятель Ильинской ц.). Архиеп. Анатолий умер 3 дек. 1924 г. от приступа астмы. В дек. 1924 г. главой Омской епархии был назначен архиеп. Иоанникий (Соколовский), однако к месту служения он не выехал. 3 марта 1925 г. Петропавловским викарием был назначен еп. сщмч. Иоанн (Троянский). Ему было поручено временное управление приходами Акмолинского вик-ства (упом. как епископ Акмолинский и Петропавловский). В марте 1925 г., после возведения в сан архиепископа, на Омскую кафедру назначен Виктор (Богоявленский). К тому времени большинство приходов епархии были обновленческими (111 приходов и 81 священник). Архиеп. Виктор прибыл в Омск в 1925 г. накануне Благовещения, ему было отказано в праве совершить всенощное бдение и литургию, как еще не оформившему регистрацию. В июне 1925 г. владыка совершил поездку по приходам епархии, обличая в проповедях раскольников. 14 авг. возглавил крестный ход с участием всех правосл. приходов Омска. К кон. лета в Омске под управление архиеп. Виктора перешли 16 из 19 действующих храмов. В пользовании обновленцев оставались Успенский собор, Воскресенский военно-крепостной собор и Никольская ц. Впосл. были закрыты и эти храмы в связи с малым числом прихожан. Архиеп. Виктор безуспешно ходатайствовал перед властями о возвращении православным Никольской ц., в которую намеревался перенести кафедру. Поскольку архиерей активно способствовал возвращению обновленцев в каноническую Церковь, власти чинили многочисленные препятствия при его поездках по епархии. 13 дек. 1925 г. архиеп. Виктор и Петропавловский еп. сщмч. Иоанн (Троянский) хиротонисали во епископа Семипалатинского Иннокентия (Никифорова).

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШЕЕ ВРЕМЕННОЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИБИРИ (ВВЦУ Сибири), было сформировано на сибир. Соборном Церковном совещании 14 нояб.- 3 дек. 1918 г. Открытие первого в истории РПЦ провинциального Соборного совещания состоялось в томском кафедральном Троицком соборе, работа проходила в Покровском домовом храме (в актовом зале) нового Томского жен. епархиального уч-ща. На совещании присутствовали 39 делегатов, представлявших епархии Сибири, Урала и Поволжья, территории к-рых находились под властью правительства адмирала А. В. Колчака, провозглашенного Верховным Правителем России. Из архиереев в совещании участвовали: митр. Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий) , избранный почетным председателем совещания; архиепископы Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский) , Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) , Иркутский и Верхоленский Иоанн (Смирнов) , Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов) , епископы Томский и Алтайский Анатолий (Каменский) , Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) , Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский) , Енисейский и Красноярский Назарий (Андреев), Чебоксарский вик. Казанской и Свияжской епархии Борис (Шипулин) , Берёзовский вик. и управляющий Тобольской и Сибирской епархией Иринарх (Синеоков-Андреевский) , викарии Томской и Алтайской епархии Бийский Иннокентий (Соколов) и Барнаульский Гавриил (Воеводин) . Среди делегатов совещания были представители духовенства и мирян, участники Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , в частности прот. Иаков Галахов , главноуправляющий правительства адмирала Колчака по делам вероисповеданий, проф. П. А. Прокошев, а также бывш. ректор Томского ун-та, министр народного просвещения Сибирского временного правительства В. В. Сапожников. Ввиду невозможности связаться с Патриархом Московским и всея России свт. Тихоном делегатами совещания было принято решение об образовании ВВЦУ Сибири, полномочия к-рого признавались до восстановления прерванной гражданской войной связи с патриархом. В управление вошли архиеп. Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), еп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), протоиереи И. Галахов и В. Садовский, профессора Прокошев и Л. И. Писарев, главой управления был избран архиеп. Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский).

http://pravenc.ru/text/161101.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРАКЛИЙ (ПОПОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Ираклий (Попов), 1930 г. " Добрая " комиссия разрешила сдать ризы с икон не до Пасхи, а после праздника, а " церковники " не спешили. К 30 апреля только три церкви сдали ризы, а остальные не исполнили своих обязательств... Наместник монастыря архимандрит Ираклий не сдал 2 ризы... " . Сначала дело было рассмотрено Томским трибуналом, который вынес крайне суровые приговоры, из 33 человек обвиняемых по делу 9 человек, в том числе архимандрит Ираклий, были приговорены к расстрелу. По кассации Сибирский Верховный Трибунал 4 ноября 1922 г. пересмотрел дело. Архимандрит Ираклий получил 3 года принудительных работ со строгой изоляцией и конфискацией имущества. Известно, что все обвиняемые по этому делу впоследствии получили дальнейшее смягчение, а в ряде случаев и отмену наказания. В 1924 г. был досрочно освобожден. С июля 1924 года служил в Иркутске , а с 1925 года - в Канске Енисейской губернии (ныне Красноярский край) настоятелем церкви и благочинным церквей Канского округа. В 1925 г. состоял под следствием Иркутского Губотдела ГПУ по ст.73 за " распространение ложных слухов и антиправительственную агитацию " . 27 сентября 1925 года хиротонисан во епископа Киренского , викария Иркутской епархии . В 1925 - 1926 гг. временно управлял Иркутской епархией . С момента своего приезда епископ Ираклий незамедлительно продолжил дело архиепископа Анатолия (Каменского) , трудившегося там прежде. Он был вдохновителем общества, деятельность которого была связана с оказанием помощи безработному и сосланному духовенству, возобновлением деятельности касс взаимопомощи. В церквах устраивались тарелочные и кружечные сборы с целью усиления материального фонда помощи " староцерковному " духовенству. Общество также " оказывало сопротивление изъятию церковных ценностей " . Хотя он пробыл в Иркутской епархии всего несколько лет (1924-1928 гг.), но среди старожилов Киренска , Н. Удинска оставил по себе память как о праведнике. Он был очень почитаем за свою смиренномудрую жизнь, за участие в горе ближнего, он был целитель болящих, которых привозили к нему с разных сторон.

http://drevo-info.ru/articles/18596.html

А.В. Попов Глава 2. Первые годы служения святит. Тихона на американской земле 59 § 1. Посещение Тихоном Нью-Йоркского благочиния весной 1899 года 20 апреля/2 мая 1899 г. Во вторник Светлой седмицы еп. Тихон вместе с членом Аляскинского духовного правления протодиак. Петром Поповым уехал из Сан-Франциско на восток США для инспектирования приходов Нью-Йоркского благочиния. «Выслушав по православному обычаю напутственный молебен, Преосвященный Тихон вместе с своим спутником протодиаконом П. Поповым и причтом Собора при колокольном звоне отбыл из кафедрального дома в 5 ч. вечера на вокзал, где уже ожидала его толпа прихожан, желавших проститься с своим Архипастырем. Наступило время отхода поезда. Все присутствовавшие православные поспешили принять от своего Архипастыря последнее благословение и пожелать Ему счастливого пути и благополучного возвращения. Владыка милостиво простился со всеми и в 6 1/2 ч. вечера отбыл в Миннеаполис» 60 . 24 апреля/6 мая 1899 г. В восемь часов утра владыка и протодиакон приехали в Миннеаполис и сразу же отправились в Покровский храм, где молились во время литургии, которую совершал настоятель Миннеаполисского прихода и смотритель Миннеаполисской миссионерской школы Димитрий Гебей 61 (карпаторосс). «В конце литургии Владыка вышел из алтаря с крестом и сказал отпуст. В этот момент Настоятель храма обратился к Владыке с приветственною речью, в которой, поздравив его с благополучным прибытием, просил благословения на свои труды, – на что Владыка ответил в кратких словах, что он желал бы, чтобы его пришествие принесло прихожанам хотя в некоторой степени мир, отраду и утешение» 62 . После обеда в церковном доме Тихон смотрел приходскую документацию 63 , а вечером, с 7 до 9 часов, служил праздничное (недели Фоминой) всенощное бдение со свящ. Димитрием Гебеем, законоучителем (с марта месяца) Миннеаполисской миссионерской школы архим. Анатолием (Каменским) и протодиак. Петром Поповым. 25 апреля/7 мая 1899 г. В половине десятого утра в Покровской церкви началась архиерейская литургия, на которую пришли человек триста, в том числе члены Миннеаполисского Петропавловского братства в парадной форме. Т.к. храм не смог вместить всех молящихся, то многим пришлось стоять на улице. По заамвонной молитве владыка обратился к народу с поучением 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Новокашпирский. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Уже несколько столетий известно, что на восточной окраине Русской равнины, в центральной части Волжского сланцевого бассейна, расположено Кашпирское месторождение горючих сланцев. И в первую очередь тем, что слои горючего камня в районе поселка Кашпир выходят прямо на Волжский берег. В августе 1919 г. началась разработка и закладка штольни. На руднике был выстроен один барак, в котором находилась и контора и общежитие для рабочих. Это послужило началом возникновения рабочего поселка шахтеров «Новокашпирский». В советскую эпоху не могло быть и речи о строительстве храма. Все изменилось после празднования тысячелетия Крещения Руси, когда стали открывать старинные церкви и строить новые. По благословению архиепископа Самарского и Сызранского Евсевия и решением Приходского собрания 1 сентября 1991 г. в поселке Новокашпирский города Сызрани был создан православный приход во имя иконы Божией Матери «Феодоровская». Этот выбор не случаен, ведь в 1713 г. на роднике у села Кашпир чудесным образом был обретен список иконы Божией Матери «Феодоровской», который прославился многими чудотворениями. Приходу был передан земельный участок площадью 1,5 га, на котором до этого стояли бараки. Первоначально на расчищенном месте был установлен железнодорожный вагон, ставший временный храмом. Первым настоятелем нового прихода стал священник Анатолий Иванов. Сразу был заложен срубовой храм в лучших традициях русского деревянного зодчества. Строительство было завершено в начале XXI столетия. Однопрестольный храм общей площадью 388 кв. м. Крестообразная в плане рубленая церковь, восьмерик на восьмерике, завершённый пятиглавием; обширная трапезная в одной связи с трёхъярусной колокольней с набором колоколов, изготовленных в городе Каменск-Уральске. Главной святыней храма является образ Божией Матери «Феодоровская» в окладе, преподнесенный в дар настоятельницей Богоявленского-Анастасиинского женского монастыря Костромы игуменьей Иннокентией. Другие святыни храма: частицы святых мощей благоверного князя Петра Муромского (память 8 июля и воскресенье перед 19 сентября) и преподобного Антония Радонежского (память 25 мая и 16 октября). В убранстве церкви много старинных икон, среди которых особо значимым является образ апостола Андрея Первозванного, написанный в Сызранской технике иконописи. В храме располагается Крестильный зал, ризница, библиотека православной литературы и свечная лавка. Богослужения совершаются по субботним, воскресным и праздничным дням.

http://sobory.ru/article/?object=30611

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Пачинская Предтеченская церковь упоминается в 1769 году, клир состоял из: священника Бориса Плотникова, дьячка Гаврила Плотникова и пономаря Семена Замараева . Деревянный однопрестольный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи был построен в 1834 году. В начале 1910-х годов в состав прихода входили деревни Томского уезда: Убиенная, Митрофанова, Крылова, Тайменька, Зырянская, Баранова, Махнова, Власкова, Писанная, Морковина, Миничева, Пожарище (Колмогорова), Яшкина , Верх-Пачинский, Горевский, Еловский и Орловский заселки; деревни Кузнецкого уезда: Колмакова, Копылова, Громотуха и Колбиха. Церковно-приходские школы дейстовали в селе (с 1887 года) и деревнях Яшкиной, Пожарище, Власковой и Убиенной. При храме по штату положено было состоять священнику, диакону и псаломщику. В 1901 году при храме было учреждено церковноприходское попечительство. Имелась церковная библиотека (в 1914 году - 169 книг). Весной 1915 года епископ Томский Анатолий (Каменский) совершил поездку по епархии для обозрения церквей Кузнецкого, Барнаульского и Бийского уездов. В " Томских Епархиальных ведомостях " были опубликованы впечатления одного из сопровождавших Владыку лиц от посещения села Пачинского: " Храм Пачинский деревянный, тесный, убогий, содержится не в надлежащей чистоте. Как во время следования Владыки от пароходной пристани к храму, так и в самом храме народ выказал полнейшее отсутствие у него навыка к общенародному пению. Тогда как в других приходах народ, встречая Владыку, тотчас сам образовал из себя громадный, воодушевленный, стройный хор, Пачинцы молча встречали своего Архипастыря " . В годы советской власти храм был закрыт. В 1960-х годах снесен . Статистика Настоятели Использованные материалы   ГУТО государственный архив в городе Тобольске ФИ 156 Оп.2 Д.1983 Разбор священноцерковнослужителей и их детей – 1769 год   С.А.Б. Томский Архипастырь среди своих пасомых на окраинах епархии//" Томские епархиальные ведомости " , 1915, часть неофиц., с.695-696.

http://drevo-info.ru/articles/27793.html

У прославлення у лику святих священномученика Носова 16 жовтня 2023 р. 13:42 15 октября 2023 года за Божественной литургией в Симеоновском кафедральном соборе г. Челябинска состоялось прославление священника Василия Носова в лике святых. Торжественное богослужение возглавили:  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа ;  митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений ;  митрополит Челябинский и Миасский Алексий ;  епископ Моравичский Антоний , представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси;  епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий ;  епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей ;  епископ Каменский и Камышловский Мефодий ;  епископ Шадринский и Далматовский Владимир ;  епископ Бирский и Белорецкий Спиридон ;  епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Зосима . Также в богослужении приняли участие представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии  архимандрит Серафим (Шемятовский)  и представитель  Православной Церкви в Америке   протоиерей Даниил Андреюк . За Литургией молились многочисленные потомки священномученика Василия Носова, включая правнука Романа, который в настоящее время участвует в СВО, но получил краткосрочный отпуск для участия в торжествах, связанных с причислением прадеда к лику святых. В храме присутствовали заместитель губернатора Челябинской области Анатолий Векшин, член Совета Федерации Маргарита Павлова, начальник управления общественных связей правительства Челябинской области Дмитрий Семенов. После малого входа из алтаря вынесли икону святого Василия Носова. Было оглашено  решение  о его канонизации, зачитано жизнеописание святого. Митрополит Викентий со словами «святый священномучениче Василие, моли Бога о нас!» благословил молящихся иконой. Затем образ был положен на аналой в центре храма. Проповедь перед причастием произнес председатель комиссии по канонизации святых  Челябинской епархии  протоиерей Борис Кривоногов. «Сегодня радуется земля и торжествуют небеса, ибо еще одним предстателем за нас с вами у Престола Господа Славы стало больше», — сказал священник.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6068053...

Новосибирск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Новом кладбище. Богородицкая церковь, Успенская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянная однокупольная церковь в духе эклектики с колокольней, построенная на Новом городском кладбище в 1925 г. В 1940-х гг. оставалась единственной действующей в городе. Закрыта и снесена в 1961 г., на месте храма построен ДК " Строитель " . На месте Нового кладбища Новосибирска во 2-й пол. ХХ в. устроен ПКИО " Берёзовая Роща " .   Еще осенью 1918 г. на заседании общего собрания Союза приходских советов Новониколаевска обсуждался вопрос о построении храма на новом кладбище. В частности, было даже предложено на месте существовавшей к тому времени Воскресенской церкви на старом кладбище построить новый каменный храм, а старую деревянную церковь перенести на новое кладбище. Епископ Томский Анатолий (Каменский) наложил следующую резолюцию на протоколе собрания: «Приветствую начинание… старую деревянную церковь не следует трогать; пусть строится каменная на новом кладбище». Тогда же начался сбор средств на постройку нового храма. Но продолжавшаяся гражданская война не позволила приступить к строительству. В 1922 г. священник Воскресенской церкви Илия Копылов и группа прихожан обратились к епископу Новониколаевскому Софронию (Арефьеву) с просьбой о благословении постройки храма на новом кладбище на добровольные пожертвования. Владыка Софроний предложил рассмотреть это прошение на заседании Окружного церковного управления и Объединенного совета городских приходов. Решение данного собрания пока в архивах не обнаружено, но в 1922 г. на новом кладбище была построена Диомидовская часовня, настоятелем которой стал отец Илия Копылов. Часовня просуществовала недолго – всего два года. В 1924 г. было принято решение о её сносе. Через год на месте часовни был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Новая церковь представляла собой небольшое деревянное здание в форме креста, с куполом и колокольней, выкрашенная в голубой цвет; и была освящена епископом Новониколаевским Никифором (Асташевским) в честь Успения Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем Успенской церкви был назначен священник Илья Копылов.

http://sobory.ru/article/?object=39561

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010