В субботу на вечерни, и в неделю на утрени, и на литургии, поем службу всю неизменно, якоже прилучившагося святаго имущаго бдение, в неделю, глава 3. Глава 4. Аще случится храм святаго, или святыя, кроме недели И поем службу во храме, вечер и утро, и на литургии, якоже великаго святаго, емуже бывает бдение: зри главы септемвриа в 26-й день. Отдание же храма поем на вечерни, якоже указася в 1-й главе. [Зри] О томже: Аще случится во един день, на ряду во уставе другий великий святый с храмом, и поем службу его, когда настоятель восхощет, или церкве начальник, во ин день, аще и великий святый. Глава 5. Аще случится храм святаго священномученика Корнилиа в неделю Поем службу храма, якоже преподобнаго Симеона Столпника храма в неделю, по тойже главе: предпразднства же канон поем на повечерии. Глава 6. Аще случится храм Обновления в неделю, или кроме недели И поем службу всю на ряду Обновления с предпразднством Честнаго Креста. Корнилиа же службу поем на повечерии. Глава 7. Аще ли храм святаго Корнилиа случится, кроме недели в кий день И поем всю службу, вечер, и утро, Обновления и храма, якоже Симеона и Индикта, вечер и утро, и на литургии. Глава 8. Аще ли храм случится Покрова, или Сретения Пресвятыя Богородицы, или ин кий храм Ея, в неделю И поем всю службу, вечер, и утро, и на литургии, во всем подобно, якоже Рождества Богородицы в неделю, септемвриа во 8-й день. Глава 9. Аще ли храм Покрова Богородицы, или иный кий, случится кроме недели в кий день Поем службу храма в тех днех, якоже на праздник указася на ряду, септемвриа во 8-й день. Такожде поем и иным храмом Богородицы, кроме недели. Апостола же Анании и Романа служба поется во ин день. Глава 10. Аще ли храм Анании, или Романа случится в неделю Поем храма их службу, с Покровом Богородицы, яко указася храму Симеона Столпника, в неделю. А другаго святаго не храмоваго, поем службу, егда хощет настоятель, или на повечерии. Глава 11. Аще ли техже преждеписанных, святаго коего храм будет кроме недели, в кий день И поем службу Покрова, и храма, вечер и утро, и на литургии, во всем подобно, якоже Индикта, и храма святаго Симеона. Точию на благословении хлебов, тропарь: Богородице Дево: дважды: и храма, единожды. По кафисмах, седальны храма, по дважды: Слава, и ныне, Богородице. На хвалитех стихиры Богородице, три: и храма три. Глава 12. Аще ли случится храм святаго великомученика Димитриа Солунскаго в неделю

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В.М. Лурье; под ред. А.Л. Берлинского. СПб., 1995). Затем он уехал в Рим, откуда вернулся в Двин с множеством книг и посвятил себя литературе: написал ответ на послание патриарха Германа, «истолковал также множество книг: книги Бытия, Иова, Иезекииля и много других... написал также речи». Он был рукоположен во епископа Сюника, но в 735 г. «в ущелье Елегик (Дара Алагяз), в селе Мозан», был убит рукой некоей блудницы, которую обличал за разврат. 1076 В «Айсмавурке» (армянском синаксаре) говорится: «Так как он с большим усердием старался исправить расстроенный церковный чин, то несколько завистников оклеветали его перед епископом и князьями, и этого вардапета истины прозвали еретиком и маловером». 1077 Есть другие датировки; см.: Тер–Мкртчян Г. Анания Мокаци/Арарат. 1897. С. 93 (на арм. яз.); Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 296. Григор Нарекаци был похоронен в Нарекском монастыре рядом с церковью Св. девы Сандухт, где до сер. 20 в. сохранялась его могила, почитаемая как святыня. 1078 Известно, что отец его, епископ Хосров Андзеваци, был одним из выдающихся людей своего времени, знатоком церковных книг, автором «Толкования церковной службы» и «Толкования таинства св. литургии». В мемориальной записи к последней Григор писал о своем отце: «Милостью Божьей было написано толкование этой книги рукою епископа Хосрова Андзеваци, строгого последователя Божьих заповедей; не пристало нам хвалить его, дабы не впали вы в соблазн, так как он мой телесный отец; не достоин я называться сыном его, ни же поденщиком по Писанию... Но весьма стыжусь и нахожусь в отдалении я, Григор, должник заповедей Св. Писания. Итак, первый список этой св. книги был сделан рукой Саака, сына владыки Хосрова, толкователя сей книги, в 399 г. армянского летосчисления (950 г.)». Григор рос в Нарекском монастыре, «святостью и мудростью воспитываясь и обучаясь при вардапете Анании, настоятеле Нарекского монастыря в Рштунике» [Айсмавурк. Константинополь, 1834. С. 99 (грабар)]. Из этих свидетельств ясно видно, что отец его, приняв сан епископа, передал своего малолетнего сына Анании Нарекаци, который был братом деда Григора по материнской линии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подлинный средневековый Дамаск - это обнесенная хорошо сохранившейся крепостной стеной часть города. Главная его улица, - Прямая, она упоминается в Деяниях апостолов. Именно здесь расположен дом священномученик Анании - апостола от 70-ти и первого епископа Дамаска, - в подземной части которого был крещен будущий апостол Павел. Церковь Святого Анании - древнейший подземный храм, являющийся единственным христианским религиозным сооружением в мире, сохранившимся с I века нашей эры. И вот мы здесь! По крутой выбитой в камне лестнице спускаемся в подземелье. Два небольших помещения. Намоленные... Очень... На стенах небольшие иконы, на которых изображен путь Савла в Дамаск. Под каждым изображением на нескольких языках текст из Деяний, повествующий о явлении Господа Павлу. Читаю стихи из Библии, которые уже знаю наизусть, по телу пробегает холодок: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 3-4). «Тогда я сказал: «Господи! Что мне делать?» Господь же сказал мне: " встань и иди в Дамаск " » (Деян. 22:10). Когда я читала эти строки, мне было так радостно, что я не удержалась и сказала вслух: «Господи, неужели я пришла? Неужели я пришла в Дамаск?!»... И вот теперь о главном. Полтора года назад, когда я вернулась из первой поездки в Сирию, долгое время мне не удавалось войти в привычный ритм жизни. Я слушала свое сердце и не могла понять, что же произошло? Сирия настойчиво напоминала о себе, звала. Нужно было понять, что с этим чувством делать и как вообще дальше жить. Крайне редко, в моменты сугубой необходимости, я поступаю так же, как делал Федор Достоевский. Задумав что-то или сомневаясь в чем-то, с абсолютной верой и решимостью следовать воле Божией, он наугад открывал Евангелие и прочитывал то, что было напечатано на левой странице разворота. Так, помолившись и попросив о беспокоящем меня вопросе воли Божией, я открыла свою келейную Библию объемом почти в две тысячи страниц... Открылось возможное только у Бога, и я прочитала заветные строки: «встань и иди в Дамаск и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать» (Деян. 22:10).

http://pravoslavie.ru/100276.html

(стихи 32–37) Число членов христианской общины после великого чуда исцеления хромого увеличилось больше чем вдвое, и потому Дееписатель счёл нужным вновь дать характеристику жизни этого умножившегося общества, дабы показать, что внутреннее его состояние осталось таким же: сохранялось полное единодушие и взаимная братская любовь. Сохранялось и общение имуществ, в силу чего никто ничего не называл своим. Апостолы же с особою великою силою проповедовали о Воскресении Христовом. Это не значит, что они проповедовали только об этом, но что Воскресение Христово как основание христианской веры ( 1Кор. 15:14 ) было основанием и средоточным пунктом всей апостольской проповеди . Среди первых христиан не было никого нуждающегося, потому что владевшие землями или домами по доброй воле своей продавали их и приносили цену проданного апостолам, которые из составлявшейся таким образом общей кассы помогали нуждающимся. Примером такой жертвы указывается Иосия Кипрянин, прозванный Варнавою, что значит «сын утешения», вероятно за особенный дар утешительной речи. Характерно, что он был левит, то есть из сословия служителей храма, особенно враждебно относившихся к Господу Иисусу Христу. Вероятно, он продал участок земли в Палестине, которыми обычно владели все священники и левиты, как видно из примера пророка Иеремии ( Иер. 32:7 и далее). Это был тот самый Варнава – спутник святого апостола Павла, хорошо известный в истории первохристианства, о котором далее много повествует книга Деяний. Глава пятая История Анании и Сапфиры, утаивших часть денег за проданное имение (стихи 1–11). Чудеса, совершавшиеся апостолами, и новое гонение синедриона на апостолов: заключение их в темницу, освобождение их Ангелом, проповедь в храме, ответ перед синедрионом, совет Гамалиила и отпуск апостолов на свободу после нанесённого им бесчестия (стихи 12–42) История Анании и Сапфиры (стихи 1–11) После похвального примера Варнавы Дееписатель приводит противоположный пример нравственного падения в этом идеальном первохристианском обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Слово «страдавша» относится не только к страстям, которые претерпел Господь Иисус Христос (суд, заушения, бичевание, оскорбления), но и к Его Крестной смерти. Славянское слово страдание имеет несколько значений. Одно из них – мученическая смерть: « Страдание – подвиг, мученичество» (Полн. церковнославянский словарь, М., 1993). В современном русском языке это значение сохранилось. Когда мы говорим «за Христа пострадавшие», то чаще всего имеем в виду мучеников, проливших кровь за веру. Как истолковать сон Иосифа о солнце, луне и одиннадцати звездах поклоняющихся ему (Быт. 37:9–11? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Естественно предположить, что после смерти младшей сестры, Лия стала общей матерью всех детей своего мужа Иакова. Святитель Филарет Московский считает, что слово мать может быть отнесено и к Рахили: «тогда речь Иакова будет изображать невозможность того, чтобы сон Иосифа исполнился. «Неужели я и умершая уже мать твоя тебе поклонимся» (Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия). Почему апостол Петр не дал возможности покаяться Анании? иеромонах Иов (Гумеров) Слова св. апостола Петра Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян. 5:4 показывают, что о грехе Анании он получил откровение свыше. По-видимому, Господь знал, что Анания не принесет покаяние. Он был заражен теми же пороками, которые привели Иуду к предательству: сребролюбием и ложью. Поэтому апостол Петр решительно предупреждает появление в молодой христианской Церкви этой опасной закваски. Разъясните слова «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его» (Иов. 37:7 иеромонах Иов (Гумеров) Попытка хиромантов использовать этот стих – типичный пример буквализма: использование совпадения слов. Это явное злоупотребление священным текстом. Любому, кто берется за изъяснение Священного Писания, необходимо знать правила герменевтики – науки о методах толкования библейских текстов:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Прозри: приводится Павлом только сущность сказанного при прозрении его; но зато далее подробно передаются слова, сказанные Ананией после прозрения Савла, опущенные дееписателем. – Бог отцов наших (ср. Деян.3:13 и парал.), тот же Бог, которого чтут и исповедуют иудеи как и христиане, предизбрал тебя (ср. Рим.8:29 и дал.), как предизбрал и древних пророков ( Иер.1:5 ), чтобы ты познал волю Его, открытую в Его возлюбленном Сыне Христе Иисусе, и увидел сего Праведника (ср. Деян.3:14 ; Деян.7:52 и прим.) и пр.: эти и дальнейшие выражения речи, совершенно естественные в устах Анании к Савлу, вполне уместны и в речи Павла к иудеям, выставляя Ананию как древнего пророка, провозвестника воли Божией, одобряемого всеми иудеями дамасскими. – Свидетелем пред всеми людьми: т.е. не перед иудеями только, но и перед язычниками; это обобщение того же, что отдельно сказано Господом Анании о Савле по рассказу дееписателя: пред народами и царями и сынами Израилевыми« ( Деян.9:15 и прим.). – О том, что ты видел и слышал: под этим выражением разумеется вообще все содержание Евангелия, которое имеет проповедовать Павел. «Господь убеждает Савла посредством того и другого чувства, т.е. посредством зрения и слуха» (Феофил., ср. Злат.). – Крестись и омой и пр.: см. прим. к Деян.2:38 ; Деян.2:21 ; Деян.4:12 . К повествованию о своем обращении апостол, сообразно цели своей речи, присовокупляет повествование о явлении ему Господа в Иерусалиме, о котором не упоминает дееписатель, ни сам Павел в других своих речах и посланиях. Это случилось тогда, когда Павел возвратился в Иерусалим, проведя долгое время в Аравии, куда он отправился из Дамаска после своего обращения (см. прим. к Деян.9:26 ). Все это повествование, видимо, направлено Павлом к защите себя против обвинения, будто он враг закона, храма и народа ( Деян.20:28 ). Апостол поставляет на вид, что это новое явление ему, прежде гонимого им, имело место в Иерусалиме и именно в храме, во время его молитвы здесь; следовательно, и по обращении в христианство он не разрывал связи ни с Иерусалимом, ни с храмом и его законным богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мне удалось поговорить со многими чадами отца Наума. И все говорили о том, что от него нельзя было ничего скрыть. Игуменья Свято-Никольского монастыря в Переславле Залесском Евстолия сказала, что перед порогом комнатки, в которой он принимал, она чувствовала, будто идет на Страшный Суд. Зато, после исповеди и беседы с батюшкой, уходила окрыленная, словно в раю побывала. Батюшка всячески скрывал свою прозорливость. Деликатно ответит на вопрос, прочтет твои мысли, вразумит, говоря, будто о ком-то другом… и сразу же меняет тему, оборвет себя и с нарочитой строгостью скажет что-нибудь абсолютно далекое от темы. И даже некоторым давал совет: «Не ищите прозорливцев и чудотворцев. Ищите волю Божию». Но, все-таки, его духовные чада постоянно убеждались в том, что ему все открыто. Игуменья Свято-Николаевского Приволжского монастыря Анатолия рассказывала, как однажды ждала отца Наума вместе с несколькими посетителями. Рядом с ней сидела женщина и все время проявляла беспокойство: боялась, что батюшка  не успеет ее принять, пойдет после литургии служить обедню или уйдет по своим делам.  Матушку Анатолию это очень раздражало, особенно то, что та не понимала, что литургия и обедня одно и тоже. А когда эта  женщина сообщила, что работает следователем, то матушка подумала, что та соглядатай: приехала, чтобы вынюхивать, и вредить батюшке. Она решила предупредить отца Наума о грозившей ему опасности. Как только он вышел из кельи, она устремилась к нему.  Но он посмотрел на нее внимательно и заговорил с другими посетителями. Спросил молодого человека, как того зовут.  Тот ответил: «Анания».Анания, - удивился батюшка. Редкое имя.  А кто помнит, что сказано об Анании в Новом Завете? Не в Старом, а Новом. Никто не ответил. Тогда батюшка рассказал о том, как Савл по пути в Дамаск был осиян  светом с неба, ослеп, упал на колени и услыхал голос: «Савл, почто ты гонишь Меня?» Господь велел Савлу идти в Дамаск, и там ему будет сказано, что делать. А ученику Своему Анании Господь повелел найти в доме Иудине тарсянина по имени Савл и возложить на него руки, чтобы тот прозрел.  Но Анания стал перечить Господу, говоря, что Павел злодей и пришел в Дамаск, чтобы вязать всех, кто призывает имя Христово.

http://radonezh.ru/2022/07/11/svechu-ne-...

Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса (Деян. 4, 24–30). Господь ответил на молитву Своих верных последователей. После этого мирная жизнь первохристи-анской общины продолжилась. Также, как и прежде, в общине была совместная молитва, Евхаристия и «общение имуществ». Петр попрежнему был ее неформальным лидером. Первая община в Иерусалиме: искушения внутренние и внешние Как лидеру общины Петру пришлось столкнуться с искушениями, возникающими от того, что не все из новообращенных принимали Христа от всего сердца. Были и такие, кто был не готов к полноте общинной жизни. Яркая иллюстрация этого – случай с Ана-нией и Сапфирой. Обратившись ко Христу, эти супруги по обычаю общины продали свое имение, но решили не отдавать всё в общину. Самым неприятным в этом случае было то, что они не нашли в себе смелости заявить об этом открыто. Припрятав часть денег, они выдали принесенную апостолам часть за целое. Поэтому апостол Петр обратился к Анании с таким словами: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу (Деян. 5, 3–4). Внезапно, после слов апостола Петра: Анания пал бездыханен (Деян. 5, 5). Всех присутствующих свершившееся чудо удивило и напугало. Согласно иудейскому обычаю, юноши из общины тут же приготовили Ананию к погребению и похоронили. А несколько часов спустя к апостолу Петру пришла жена Анании Сапфира. Апостол спросил ее: Скажи мне, за столько ли продали вы землю? (Деян. 5, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

– Доколе ты будешь упорствовать? Ужели не пожалеешь себя и не поклонишься великим богам? Ужели тебе приятнее претерпевать бесполезно сии страдания за какого-то Христа, распятого иудеями, чем быть невредимым и здоровым? Клянусь, что не выпущу тебя живым из своих рук, если еще будешь так упорствовать! Святой отвечал: – Делай, что хочешь, враг Божий и друг диавола, – ведь ты уже много раз слышал от меня, что я не поклонюсь богам твоим, но буду поклоняться только Единому Богу, – Отцу, Сыну и Святому Духу, Творцу неба и земли и всего, что в них находится. В Него я уверовал, и Он дал мне силу целый день твердо стоять пред тобою и мужественно претерпеть сии муки. Зачем тебе еще более причинять себе хлопот? Ведь ты слышал, что я не хочу повиноваться твоей воле; делай же скорее то, что ты замыслил! Возгоревшись яростью, мучитель повелел народу взять святого Ананию, вывести его из города и побить камнями. Беззаконные слуги мучителя, взявши его, повели на место казни и побили камнями, как нового Стефана 6203 . Он же громко воскликнул: – Господи Иисусе Христе! предаю в руки Твои дух мой. Так он скончался, после всех мучений, и перешел в небесные обители. народ увидев, что он уже умер, оставил его не погребенным и разошелся. В то время случайно проходили там некоторые христиане из Дамаска; они взяли святое тело Апостола Христова, с честью перенесли его в Дамаск и похоронили в отечественном его городе 6204 . 6198 Дамаск – главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших во всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при р. Бараде, протекающей чрез него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Антиливана. 6199 Тарс – большой населенный город Киликии (юго-восточная провинция Малой Азии), в южной части ее, в плодоносной равнине при р. Кидне, недалеко от него впадающей в Средиземное море. И ныне это – еще довольно значительный торговый город. 6200 Среди других памятников древности, Дамаск доселе сохраняет в себе место обращения св. Апостола Павла к вере Христовой, так называемую прямую улицу, дом Иудин, где ему возвращено было зрение и преподано крещение, и дом Апостола Анании, а также – место, откуда он спущен был по стене и, таким образом, избежал своих гонителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Возмущение иерусалимских иудеев против ап. Павла. Зачинщики возмущения – иудеи из Асии (связь с проповедью апостола в Ефесе). Повод к возмущению. Обвинение апостола в осквернении храма – введении в него «язычника» Трофима. Обвинители не могли доказать виновность апостола законным путем; отсюда стремление самочинно расправиться с ним Римский военачальник вступается за ап. Павла. Его побудительный мотив – необходимость строгого соблюдения римского гражданского правопорядка. Римлянин ошибочно принимает апостола за некоего египетского мятежника, незадолго перед тем исчезнувшего и избежавшего уголовного наказания. После слов апостола тысяченачальник понял свою ошибку (в его реплике звучит разочарование, которое не передается в синодальном переводе. Ср. Деян. 21. 38 в переводе еп. Кассиана: «Так, значит, ты не тот Египтянин, который недавно возмутил и вывел в пустыню четыре тысячи человек из сикариев?») Речь ап. Павла перед толпой. Его краткий рассказ о своей жизни до встречи со Спасителем. Апология проповеди Слова Божия язычникам. Иудеи не могли ничего возразить на эту апологию по существу. Ветхозаветное иудейство уже достаточно давно само занималось целенаправленным прозелитизмом. Однако ненависть большинства иудеев к проповеди Божества Христова и Его Воскресения решительно возобладала над разумными соображениями, и тысяченачальник уводит апостола от готовой растерзать его толпы Ап. Павел избегает бичевания. Римское гражданство и его правовые следствия (см. Приложение 14) Ап. Павел перед судом Синедриона. Дерзновение апостола перед обвинителями: он называет их «мужи братия», тем самым уравнивая себя в положении со своими судьями; требует строгого соблюдения законной процедуры со стороны первосвященника Анании (значение слов «стена подбеленная»). В 23. 5 апостол вовсе не оправдывается перед судьями, как может показаться; своими словами он дает понять, что фактически не воспринимает Ананию как «начальствующего в народе», так как тот своим противозаконным поведением сам лишает себя этого сана. Свидетельства еврейской традиции (Талмуд) о нравах Анании. Ап. Павел к своей выгоде использует разногласия между членами Синедриона – фарисеями и саддукеями, привлекая на свою сторону первых и резко отмежевываясь от последних

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010