Приложение. Алфавитный указатель монастырей и монашеских пунктов, существовавших в пределах Византийской империи с середины IX до начала XIII века (842–1204) А арона, на горе Ор в Аравии Авгаров, на Олимпе вифинском Авксентия (гора), в Вифинии Авраамитов, на Олимпе вифинском Авраамитов, или Богородицы Нерукотворной, в Фессалонике Авраамия, или Авраамитов, в Константинополе Агафии, близ Тускулана в Италии Адриана, близ Россано Адриана и Наталии, близ Армента в Италии Акаппейский, в Фессалонике Акммитов, или Неусыпающих, в Константинополе Акруллия, в Фессалонике Ал-Сари, или Калоградик. в Иерусалиме Амальфинскии, на Афоне Анании, в Константинополе Анании, в Южной Италии Anargirius, в Россано Анастасии, в Константинополе Анастасии, в Россано Анастасии Φαρμακολυτρ ας, в Фессалоникийской митрополии Анастасия, в Полихоре в Южной Италии Анастасия, в Риме Ангела, в Мелитене Ангела, в Деманской долине в Сицилии Ангела Brolo, или Lisico, в Сицилии Ангела de Battipede, в Южной Италии Ангела de Ficarra, в Калабрии Андрея, близ реки Нигра Андрея, в Калабрии Андрея, в Фессалонике (перистерийский) Андрея, на Афоне Андрея и Иоанна Апостола, на реке Сангарисе νεμ, на Олимпе вифинском Аникитов, на Афоне Анкуриев, в Константинополе Анны, близ Мессаны Анны, в Иерусалиме Анны (скит), на Афоне Анны Monteforte, в Сицилии Антигонов, во Фракии Антидия, на Олимпе вифинском Антиоха, в Константинополе ντιφωνητο, в Константинополе Антония, в Константинополе Антония Великого , в Египте Анфемия, в Константинополе Апостолов, в Южной Италии Апостолов, на Афоне Апостолов, на горе Авксентия в Вифинии Аргурия, в Константинополе Аренария, в Россано ρεοβνδου, в Константинополе Арку, на Афоне Арментский, в Базиликате Армонианский, или το Β ρδονος, в Константинополе Арсения Великого , или Алказир, или Козаир, в Египте Артигена, в Кизической митрополии Архангела de Brolo, в Сицилии Архистратига, на Афоне Архистратига, в Иконии Архитриклиний, в Кане Галилейской Асикритский, в Пифиях Attalini, в Анкире в Галатии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

послушником М. Ж. м. был буд. патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов) . В обители проживали протопоп Аввакум Петров и рязанский и Муромский митр. Иларион ( 1673). В 1649-1656 гг. Иларион возглавлял М. Ж. м. в сане архимандрита. Впосл., находясь в заточении, протопоп Аввакум писал митр. Илариону, своему бывшему единомышленнику: «Недостоин суть век твой весь Макариевскаго монастыря единыя нощи. Помнишь, как на комарех тех стояно на молитве?!» В обители принял постриг буд. Сибирский и Тобольский архиеп. Симеон , защищавший Аввакума, пребывавшего в ссылке в Сибири. В нач. 20-х гг. XVII в. на подворье в Лыскове у «учительного священника» Анании проживал свящ. Иоанн неронов. У свящ. Анании был младший сын Иван (впосл. митр. Суздальский и Юрьевский свт. Иларион ), его жена, родившаяся в лыскове, была сестрой Коломенского еп. Павла; т. о., он также был связан с Лысковом и, возможно, с монастырем. В синодик М. Ж. м. вписан род протопопа московского Благовещенского собора Стефана Вонифатьева (Там же. С. 58, 66). Почти всех «ревнителей благочестия» объединяло стремление к обновлению и улучшению церковной и гражданской жизни в России, источником к-рого явился патриотический подъем, начавшийся в В. Поволжье в 1608-1609 гг. (см. подробнее: Кравец. 2009). Ежегодно 25 июля, в день памяти прп. Макария, у стен М. Ж. м. проводилась ярмарка, к кон. XVII в. ставшая крупнейшей в стране. Так, в 1685 г. весь привезенный товар оценивался в значительную сумму - не менее 120 тыс. р., что составляло 1/10 всего гос. бюджета страны. На ярмарку приезжали купцы не только со всей России, но и из-за границы, и она продолжалась 2 недели. Ежегодно у стен обители строился обширный гостиный двор с каменными и деревянными лавками, составлявшими целые улицы, и гостиницами. В 1641 г. грамотой царя Михаила Феодоровича мон-рю предоставлялось право собирать с торговцев за день торговли (25 июля) таможенную пошлину и владеть перевозом через Волгу. В 1648 г. царь Алексей Михайлович разрешил торговать беспошлинно 5 дней, а 26 июня 1667 г.

http://pravenc.ru/text/2561262.html

Корнилие же, дарованиемъ Божиимъ, приходящих к нему с врою вся раздршаше, и вся сказываше и всхъ благословяше и утшаше, и ни единаго скръбна отпущаше. И обаче сия добр имяхуть ему, начатъ прочее полагати церковныя уставы и образы благочиния, и законъ и правила душеполезна, по заповди Христове, и по преданию святых апостолъ и преподобных и блаженных отець, и по Уложению Великаго Василия, 467 – когда пти Бога лпо есть бдением въ дневных и нощныхъ службах, и еже не оставляти кого бесдовати въ славословии или празднословити и не пти, но ниже часто входити и исходити коему егда любо хощетъ, ни дяти кому что множае повелнных, но коемужьдо въ свое время довлтися своею служебною властию, и всякия работы монастырьския творити по благословению настаящаго. Всяческую же добродтель тщашеся преже сам исправити, сице и братию учаше, еже призирати плоть, преходитъ бо, всякое же тщание и прилжание о души творити, о вещи бесмертней. И ни в чем же воля своея не творити и тснымъ и прискорбнымъ путемъ шествовати, ведущимъ в животъ вчный, широкого же и пространного пути всяческии удалятися, ведущаго в пагубу. 468 О крест и мнисе Анании Егда же прииде преподобный Корнилие на мсто се, тогда сътвори крестъ и постави его вдал от монастыря единого поприща 469 на дорозе. Мимоходящии же и недужнии приходяще с врою, покланяющеся ему, и молящееся насъ ради распятому Господу нашему Исусу Христу и Пречистой его Матери, и святаго старца молитвы призываху на помощь. И приемляху здравие душевное и телесное и облегчение путешественое, и полагаху милостину на препитание пустыни, и отхожаху. Нкоему же брату, именемъ Анании, повелнно бысть от святаго принимати милостыню ту и относити в монастырьскую казну. Он же даяная приемля, и ова приношаше в казну, иная же сокрываше себ, другая же отдаваше, ямо же онъ хотяше, без благословения святаго Корнилия, б бо заповедано от него всй братьи ничтоже принимати или даяти без благословения настоящаго. Въ время же Божественыя литоргия, егда хотящимъ братиям приимати святую дору, 470 – преже приходяще и покланяющеся Пресвятей Богородици, на икон написаннй, на руку имущи Господа нашего Исуса Христа, и целующе святую икону и приимаху дору от руку преподобнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 св. мучен. Маккавеев. 3 преп. о. н. Далмата. Свв. архиеп. Ефесских Иоанна монаха и Иоанна нового. (Служба писана 1 октября, а она писана епископу и апостолу Анании). 4 память св. и Марии Магдалины. 6 Преображение Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 9 св. мученика Мирона, еписк. критского чудотворца. 15 Успение Пресвятой Богородицы. 16 землетрясение и избавление от агарян. 18 память Иоанна и Георгия. патриархов константинопольских. 19 св. апостола Фаддея. 23 св. Каллиника, патриарха константинопольского. 25 св. апостола Тита. 29 Усекновение Честные главы Иоанна Предтечи. 31 положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратиях. Служба 2 июля. Приложение 3. Список праздников и святых, которым написаны каноны Феофаном и Иосифом и другими песнописцами раньшими их или современными им, не позднее IX века 462 . Сентябрь 1 началу индикта Имон. Стихиры Герм. Симеону столпнику Имон. Стих. Герм. 40 девам постниц. Феоф. 2 Маманту Феоф. 3 св. Анфиму Феоф. или Имон., но не Иос., пр. Феоктисту Феоф. 4 Вавиле еписк. антиохийскому Имон. Моисею пророку Клим. 5 пророку Захарии Феоф. Кириллу гортинскому Иос. (вместо 6). 6 чудо арх. Михаила Иос. 7 Созонту Феоф. Препразднству Иос. 8 Рождеству Богородицы Андр. Имон. Иос. 9 Иоакиму и Анне Феоф. 10 Минодоре и с нею Иос. 11 пр. Феодоре Феоф. 12 Автоному Имон. Георг. 13 Препраздн. Герм. Обновлению храма Иерусалим. Имон. Корнилию Иос. 14 Воздвижению креста Косм. Андр. 15 муч. Никите Феоф. 16 Евфимии Имон. 17 Вере и Надежде и проч. Феоф. 18 Евмению Иос. 19 Трофиму и проч. Иос. Сосанне Иос. 20 Евстафию Феоф. 21 ап. Кодрату Иос. 22 Фоке Иос. Прор. Ионе и преп. Ионе. Феоф. 23 зачатию Предтечи Имон. Феоф. 24 Фекле Имон. 25 Евфросинии Иос. Феофилу ефесскому Феоф. 26 Иоанну Богослову Феоф. два, Иос. 27 Каллистрату Иос. Епихарии Иос. 28 Пр. Харитону Имон. 29 Пр. Кириаку Феоф. 30 Григорию еп. Армении Иос. Октябрь 1 ап. Анании Имон. Роману Имон. Феоф. 2 Киприану Феоф. 3 Дионисию Феоф. 4 Иерофею Феоф. 5 Харитине Иос. 6 ап. Фоме Феоф. 7 Сергию и Вакху Имон. Феоф. 8 Пелагии Имон. Георг. 9 ап. Иакову Феоф. 10 Евлампию и Евлампии Имон. 11 ап. Филиппу Иос. 12 Прову и прочим Иос. Косме Феоф. 13 Карпу и Папиле Иос. Феоф. и Георг. 14 Назарию и прочим Иос. 15 Лукиану Феоф. 16 Лонгину Иос. 17 прор. Осии Феоф. Андрею Критскому Иос. 18 св. Луке Феоф. 19 прор. Иоилю Феоф. Уару Иос. 20 Артемию Иос. Георг. 21 пр. Илариону Феоф. 22 Аверкию Иос. Семи отрокам Иос. 23 Иакову брату Божию Феоф. 24 Арефе Феоф. 25 Маркиану и Мартирию Иос. 26 Димитрию солун. Феоф. Трусу Иос. 27 Нестору Иос. Феоф. 28 Терентию Феоф. 29 Анастасии Иос. Аврамию Иос. 30 Зиновию и Зиновии Иос. Маркиану Феоф. 31 ап. Стахии Иос. Епимаху Имон. Иос. Арс. Ноябрь

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Тяжесть этого наказания объясняется опасностью, которая грозила от этого Иудина греха всему первому христианскому обществу. Один грешник представляет большую опасность для других, как человек, от которого другие могут заразиться его болезнью. «Разве вы не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (1 Кор 5:6). Это апостольское изречение объясняет нам строгость суда над Ананией. Грех Анании мог быть опасен для целого общества, а потому этот гнилой член немедленно отсекается в страх и поучение другим, чтобы кто-нибудь не вздумал взять с него пример. «И великий страх объял всех, слышавших это» — вероятно все это произошло в общем, быть может, даже богослужебном собрании, и такая явная казнь Божия не могла не потрясти всех. «И встав, юноши приготовили его к погребению» — вероятно, это были молодые служители, исполнявшие разные поручения, как было и в синагогах. «И, вынеся, похоронили» — тотчас же вынесли труп за город, где обычно погребали умерших, и похоронили его там. Жена Анании ничего не знала о происшедшем, а когда часа через три пришла, святой Петр уличил и ее в обмане и сговоре с мужем. Желая дать ей возможность оправдаться и раскаяться, святой Апостол спросил ее, за сколько они продали землю, но и она повторила ложь своего мужа. «Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня?». В этот момент возвратились юноши, похоронившие ее мужа, и святой Петр воспользовался этим, чтобы и ей изречь ту же казнь, которая постигла ее мужа: «и тебя вынесут». И она тотчас же упала у ног его и испустила дух. «И великий страх объял всю Церковь». Примечательно, что здесь впервые Дееписатель называет общество первых христиан «Церковью», по-гречески: «Экклисиа». Новое гонение на Апостолов (5:12-42) Окончив повествование о событиях внутренней жизни Церкви, Дееписатель опять дает характеристику тогдашнего состояния христианского общества. Для этого состояния характерно множество знамений и чудес, совершавшихся Апостолами «в людях», то есть, по-видимому, среди неверующего народа, для привлечения его к вере во Христа, а также — единодушие между всеми христианами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Эривань. Кегарт В тот же вечер оставил я Эчмиадзин, чтобы продолжать мое путешествие по области армянской. Патриарх, исполненный благоволения, отпустил со мною собственного келейника, для того чтобы мне все было открыто в монастырях. Смеркалось, когда спустился я в ущелье Занги, на крутой мост, переброшенный через поток; его строили каменщики греческие, двести лет тому назад, во времена шах-Аббаса. Как тени мелькнули предо мною пустые палаты сардаря, и гарем, и крепость; кое-где горели огни, в уединенных окнах, над рекою, и шумела Занга, в вечерней тишине; с трудом мог я въехать под темные изгибы ворот, бывшей персидской твердыни. На рассвете отрадно мне было слышать утреннее богослужение, в соборе Эриванском, весьма благолепном. Те же греки, которые строили мост, соорудили и храм, для самих себя, как меня уверяли некоторые старожилы, но в последствии церковь была отдана туркам, для их исповедания суннитского, а наконец обращена в пороховое хранилище. Так застали ее войска наши и освятили в честь покрова Богоматери, потому что в этот день сдалась сия сторожевая бойница Персии, как некогда, в тот же день, пали твердыни казанские, пред победною хоругвию России. Мечеть, бывшая придворною сардара, теперь обращена в арсенал, и нарядна своими арабесками, из разноцветных кирпичей. Замечательна и главная городская мечеть, принадлежащая господствовавшему исповеданию шиитов; она окружена базаром и караван-сараями; платановое дерево, под которым шумит фонтан, одно развесилось на весь широкий двор мечети, призывая под тень свою поклонников Али. Но я нашел христианское сокровище в Эривани, о котором даже не знают многие из армян, на краю города. В уединенной церкви, называемой Зоравар т.е. святынею сильных. Изнутри сего храма спускаются в подземелье, подобное гробовым покоям Рипсимы и Гаяны, и там гробница св. Апостола Анании, одного из семидесяти, которому явившийся Господь, велел окрестить Савла, избранный им сосуд. Каким образом могли явиться мощи сии в Эривани, не мог я достоверно узнать; но священники той церкви говорили мне, что они подарены были еще великому Григорию. Правдоподобнее думать, что некая часть их досталась гораздо позже в удел, кому-либо из католикосов или царей армянских. Рядом с гробницею Анании есть другая неизвестная, в том же подземелье.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Никон, шестой от учреждения Патриаршества в России, Патриарх, родился в Мае месяце 1605 года, когда первый Патриарх Московский Иов лишен сана. Родиной его было Нижнего Новгорода село Вельманово, а родителями поселяне Мина и Мариамия. При св. крещении новорожденный наименован Никитою. Вскоре он лишился матери. А когда отец его вступил во второй брак: тогда посторонняя женщина, именем Ксения, из сострадания о сиротстве Никиты и недостаточном состоянии отца его, взяла к себе на воспитание младенца из родительского дома; у ней он и находился до отроческих лет. Потом Никита отдан отцем своим для научения грамоте, и, по счастливому природному дарованию, сделав успех в чтении и письме Славяно-Русского языка, возвратился в дом родительский. Живши там, Никита начал-было забывать все изученное им; однакож, чувствуя в себе природную охоту к духовным книгам и желая служить Богу в смирении, на заре жизни своей начал искус иноческий, вступив в монастырь Преподобного Макария Желтоводского, и там, под руководством одного благочестивого Иерея Анании, в иночестве Антония, упражнялся в церковных и монастырских службах, особенно прилежал к изучению Священного Писания . Такое упражнение поселило в нем склонность к Духовному званию до того, что отец его, под разными предлогами вызывавший к себе в дом юношу из монастыря, никак не мог отвратить его от монашеской жизни. Призвание его на путь подвижничества и чиноначалия оправдало предсказание благочестивого его наставника Анании, который обещал ему Патриаршество, и предсказание одного Мордвина, который при встрече с ним воскликнул: ты будешь или Царь, или Патриарх! 1 . Но когда Никита закрыл глаза родителю, удрученному болезнями: тогда еще более познав ничтожность человеческую, он, по первоначальному влечению к пустынножительству, решился оставить мир и снова идти в тот же монастырь и предаться любимому уединению, составлявшему покой души его; однакож в последствии, убежденный неотступными просьбами и советами родственников, сочетался браком с предложенной ему невестою. Потеря трех малолетных детей и внутреннее влечение заставили его переменить мирское звание на духовное. Сыскав в одном приходе праздное причетническое место, Никита определился к оному, и вскоре к тому же приходу посвящен во Иерея, на 20 году от рождения, а чрез несколько времени перешел в Москву, по убеждению Московских купцов, знавших его в Макарьевском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/na...

Тот же Навуходоносор поставил однажды οгромного золотого идола, собрал около него народ и повелел всем, по данному знаку, упасть перед этим идолом на землю и поклониться ему, а кто не поклонится, о том было сказано, что он будет брошен живым в раскаленную огнем печь. Все исполнили царский приказ, кроме трех еврейских юношей: Анании, Азарии и Мисаила. Разгневанный царь приказал сильно разжечь печь и бросить в нее непокорных. Пламя в печи было такой силы, что люди, бросавшие туда твердых в вере юношей, умерли от жара. Но Господь спас благочестивых отроков, послав Ангела Своего, который остудил пламя. Отроки были в нем невредимы и славили Бога. Навуходоносор, смотревший на них издали, удивился этому, а еще более тому, что с тремя брошенными в печь отроками увидел четвертого, Ангела Господня. Он подошел к печи и велел Анании, Азарии и Мисаилу выйти из нее. Все увидели, что огонь не имел силы над ними: даже волосы на голове не были у них опалены, одежды остались целы и не имели запаха дыма. Пораженный этим чудом царь и тут прославил сам истинного Бога и, под страхом смертной казни, запретил своим подданным хулить Его имя. Вскоре после смерти Навуходоносора царством его завладели мидяне с царем их Дарием. Новый царь тоже полюбил Даниила и сделал его большим начальником в стране. Многие завидовали ему и решили его погубить. Уговорили царя приказать, чтобы никто из его подданных 30 дней никого ни о чем не просил, кроме царя. Даниил же, конечно, и после этого ежедневно молился Богу, прося Его милости. Придворные донесли царю, что Даниил не исполняет царского приказа, и его бросили за это в ров к голодным львам. На другой день царь со своими придворными пришел ко рву посмотреть, что сделалось с Даниилом, и увидели они, что львы его не тронули. Царь велел вынуть его из рва, а на его место бросить его врагов, которых львы и съели. Даниил сделал очень важное предсказание о времени пришествия Спасителя, именно, что Он явится рез 490 лет после возвращения иудеев из плена. Так точно и сбылось. 29. Возвращение народа иудейского из плена. Построение нового храма

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Скачать epub pdf Житие святого пророка Даниила и с ним святых трех отроков Анании, Азарии и Мисаила Память 17 декабря Святой пророк Даниил происходил из рода царского, из колена Иудина. В юных летах он был взят в плен Навуходоносором 8449 и вместе с царем иудейским Иоакимом был отведен из Иерусалима в Вавилон 8450 ; там он еще в юности прославился божественными дарованиями, – в особенности же, когда мудро обличил неправедных и беззаконных судей, и избавил от смерти неповинную Сусанну. В то время Иудеи, находившиеся в плену Вавилонском, имели двух старцев – судей, избранных разбирать случающиеся между ними распри. В определенные дни старцы эти собирались в дом некоего знатного и богатого мужа Иоакима и там разбирали распри среди народа Иудейского. У Иоакима была жена, по имени Сусанна, дочь Хелкия, – очень красивая и богобоязненная. Родители ее были люди праведные и воспитали дочь свою во всех правилах закона Моисеева. Старцы же те были люди беззаконные: под видом суда они творили неправду, так что исполнилось на них слово Писания: «беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей» ( Дан.13:5 ). Эти-то старцы видели Сусанну, ежедневно входящую в сад мужа своего и выходящую оттуда, и в них родилась похоть к ней. И извратили они ум свой и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах, однако, не открывали друг другу о страсти своей, так как стыдились в том признаться. Каждый из них искал удобного времени, для удовлетворения своей страсти. И они прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть Сусанну, и говорили друг другу: – Пойдем домой, потому что – час обеда, – и вышедши расходились друг от друга, но возвратившись, снова приходили на то же самое место и, когда допытывались друг у друга о причине того, признались в похоти своей. Тогда они вместе назначили время, когда бы могли найти ее одну. Однажды, когда они выжидали удобного дня, Сусанна вошла, как всегда, с двумя только служанками и захотела мыться в саду, потому что было жарко. И не было там никого, кроме двух старцев, которые спрятались и сторожили ее. Сусанна сказала служанкам:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Принимая для удобства к достижению своих целей вид светлого Ангела ( 2Кор.11:14 ), дьявол возбуждает в людях нечестивые мысли и желания, как об этом свидетельствует рассказ книги Деяний об Анании и Сапфире. Для чего, — говорит апостол Петр Анании, — ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? ( Деян.5:3 ). Дьявол действует иногда на тело, производя в нем физические страдания. Дано мне, — говорит апостол Павел, — жало в плоть, ангел сатанин, чтобы удручить меня, дабы я не превозносился (Кор. 12:7). На этом основании все, что есть только злого в мире, по учению св. Апостолов, есть дело дьявола. Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил, — говорит св. евангелист Иоанн ( Ин.3:8 ), а св. апостол Павел совращение на путь греха называет совращением вслед сатане (Тим.5:15). Дьяволу усвояется ослепление всех тех, которые не принимают Евангелия ( 2Кор.4:4 ); они представляются попавшими в сеть дьявола, который уловил их в свою волю ( 2Тим.2:26 ). Св. Писание называет детьми дьявола нелюбящих братьев своих ( 1Фес. 2,18 ). Отцы и учители Церкви видели причину всех бедствий Церкви: внешних гонений и внутренних ересей и расколов в кознях сатаны и его служителей. Минуций Феликс говорит: «Я обращусь к самому источнику лжи и заблуждения, из которого произошел весь этот мрак; постараюсь глубже проникнуть в него и яснее показать его. Есть лживые духи, лишившиеся небесной чистоты. Эти духи лишились чистоты своей природы, осквернив себя пороками, и для утешения себя в несчастии, сами уже погибшие — не перестают губить других; сами поврежденные — стараются распространить гибельное заблуждение, и отчужденные от Бога — усиливаются удалить всех от Бога, введя между людьми лживые религии и всякие заблуждения. Эти нечистые духи — демоны; они вдохновляют прорицателей, которые произносят смешанные с ложью прорицания. Они обманываются и обманывают, — то, не зная истины, то зная ее, но, не открывая, а затемняя ее, чтобы не погубить себя. Они отвращают людей от Бога и от неба, возмущают человеческую жизнь, причиняют всем беспокойство, вселяясь тайно в тела людей; производят болезни, наводят страх на умы» 47 .

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010