Вторая половина последней седмины приходится на первые 3 1/2 года апостольской проповеди, призвавшей всех быть участниками Нового Завета. После этого должно было наступить окончательное запустение ветхозаветного святилища, завершённое римлянами в 70 г. по Р.Х. Об этом запустении, с указанием на пророчество Даниила, говорят евангелисты-синоптики: Мф.24:15 ; Мк.13:14 ; Лк.21:20 . Неканонические места в книге пророка Даниила В переводе Семидесяти, славяно-русской Библии и в Вульгате, книга пророка Даниила имеет некоторые дополнительные повествования, по сравнению с еврейским текстом, которые составляют неканоническую часть книги. К ним относятся молитва Азарии и песнь трёх отроков – Анании, Азарии и Мисаила – в печи вавилонской) (3:24–90); история Сусанны (13 гл.) и повествование об идоле Виле, драконе и шестидневном пребывании Даниила во рву львином (14 гл.). А. Песнь трёх отроков (3:24–90) По содержанию этот отдел разделяется на две части: в первой излагается молитва Азарии (стт.25–45), во второй – песнь трёх отроков – Анании, Азарии и Мисаила (стт.52–90). В покаянной молитве Азарии оплакиваются грехи еврейского народа, в наказании его пленом признаётся правосудие Божие и выражается надежда на спасение Господом от бедствий (стт.24–45). В хвалебно-благодарственной песне отроков – Анании, Азарии и Мисаила, прославляется Господь за все дела Его в мире и за спасение их в огненной печи (стт.52–90). Между молитвой Азарии и песнью трёх отроков имеется краткое историческое замечание о том, что в то время, когда царские слуги продолжали всё более и более усиливать пламя, в раскаленную печь к трем отрокам сошел ангел Божий и охладил пламя (стт.46–51). Молитвы Азарии и песни трёх отроков нет в еврейско-масоретском тексте Библии, поэтому 3:24–90 и считаются неканоническими; но есть основания думать, что и этот отдел первоначально был написан на еврейско-арамейском языке, так как он имеется в греческих переводах; в частности, в переводе Феодотиона, составленном во 2 в. по Р.Х. с еврейского текста. Кроме того, неканонический отдел логически тесно связан с каноническим текстом главы: в стт.91–92 подтверждается упоминаемое только в рассматриваемом неканоническом отделе (ст.49) явление в печи ангела – «четвёртого мужа, подобного сыну Божию». Отцы Церкви придавали песни трёх отроков высокий авторитет (напр., И.Златоуст, бл.Феодорит и др.), а Православная Церковь употребляет песнь отроков за богослужением. Первая половина её: покаянная молитва Азарии и начало песни отроков (стт.26–56) послужила основанием для 7-й песни утренних канонов, а вторая половина – хвалебная песнь всех отроков (стт.57–88) явилась основанием для 8-й песни. 15-я паремия на Литургии в Великую субботу читается вместе с неканоническим прибавлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

258 Успокаивая Ананию, Господь открывает ему судьбу Савла, называя его «избранным», т. е. дорогим сосудом, особенно благопотребным при возвещении Евангелия другим народам, а вместе и Евреям. Вместе с тем было сказано, что на уготовляющемся Савлу великом деле он и сам много постраждет, чем и искупит грех своего гонительства. Этим отсекались не только всякие опасения Анании, но и возможные недоумения о том, как это гонитель будет избраннейшим благовестником Евангелия перед язычниками и царями, хотя в существе дела такие-то испытанные лица в гонительстве и были самыми пригодными благовестниками среди врагов христианства и гонителей его, ибо они по собственному опыту могли знать и понимать, откуда проистекают преимущественные мотивы к гонительству и потому могли отчасти предотвращать их, пресекая в самом корне. «Сосуд избран Ми есть сей, – сказал Христос о Павле, когда вручал ему Апостольскую проповедь. Ибо Церкви Своей, за которую излиял драгоценную кровь Свою, Он не предал бы такому учителю, который бы впоследствии не принес от себя добродетель, соразмерную благодати. Богу угодно было, чтобы проповедь пронеслась повсюду, усиливаемая не только словом, но и нравственностью проповедующих. Чудеса могут дать место подозрению, а правая жизнь заграждает уста самому диаволу. Посему всему, что совершали и говорили проповедующие, содействовала и их жизнь, не представлявшая (в Павле) никакого повода к укоризне» ( Исидор Пелусиот ). 259 Встреча Анании с Савлом была братская. Видно, что, кроме записанного в предшествующем, Павлу открыто было об Анании и многое другое, ибо он, возлагая руки на Савла, для исцеления и дарования Святого Духа, говорил, как о ведомом ему явлении Савлу Господа на пути в Дамаск. «Мне кажется (говорил святой Иоанн Златоуст ), что он (Павел), подобно как и Корнилий, тотчас по произнесении этих слов сподобился Духа Святого, хотя преподавший и не был из числа двенадцати. Так все, касающееся Павла, было нечеловеческим и совершалось не через человека, но Сам Бог был совершителем этого».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Любяй мя, возлюблен будет Отцем моим: и аз возлюблю его, и явлюся ему сам, ( Ин.14:21 ). Спаситель наш Иисус Христос в последней, прощальной беседе своей с учениками, между прочими утешительными истинами, преподавая и раскрывая им заповедь о любви, обещает за эту любовь многое, – любовь Бога Отца, любовь Свою, мало того, обещает явить Свое присутствие, свою благодать. Любяй мя, возлюблен будет Отцем моим: и аз возлюблю его и явлюся ему сам». Что может быть вожделеннее и утешительнее для христианина сего обетования? И мы совершенно уверены в непреложности Его обетований; а колеблющимся в вере можно указать на тот случай, когда Господь будучи еще на земле, в празднуемом ныне событии, благоволил утвердить, как бы видимо и опытно Свое явление ищущим Его и просящим Его помощи. Так Авгарь, Едесский владелец, будучи одержим неизлечимою болезнью, когда услышал, что в Иудеи явился необыкновенный муж, называемый Иисусом, Который одним словом исцеляет различные болезни, немедленно послал одного из своих слуг Анания с приказом – невидимо от Чудотворца – снять изображение Его лица. Но снять изображение лица Спасителя Анания, при всем своем искусстве и усилии, никак не мог; Божественного образа не могла изобразить рука человеческая. Сердцеведец видел всё это, и не желая, чтобы усильный труд Анании и усердие его владыки остались напрасными, в присутствии Анании умыл лице свое, отер оное полотном или убрусом, – и на сем убрусе отпечатлел Свой Божественный образ, – драгоценный дар дли Едесского владельца. По вознесении Спасителя, Фаддей, один из седмидесяти Апостолов, достигши Едессы, чрез крещение преподал Авгарю исцеление от недуга телесного и вместе с тем даровал и спасение душевное как ему, так и его подданным, крестив их во имя Господа Иисуса. Вот образец, как бы видимого, благодатного и спасительного явления Спасителя ищущим и любящим Его. Христиане! Спаситель наш, сим и другими, различными образами еще на земле ищущим Его и прибегающим к Нему с верою и усердием являл свою помощь, открывал свою благодать Сам – непосредственно. Менее ли теперь, когда Он на небе, – менее ли Его благости и любви к роду человеческому, когда Он с тем и сходил на землю, чтобы исходатайствовать и даровать людям спасение? Менее ли мы – слабые и долу преклонные, имеем нужду в Его помощи? И что может быть благодетельнее и спасительнее для бессильного и немощного человека, как в невидимом, таинственном явлении нашего Спасителя снискать Его помощь и благодать? Что же с нашей стороны потребно к тому, чтобы удостоиться непосредственной помощи и благодати нашего Спасителя? Размыслим о сем, при торжественном праздновании в честь нерукотворенного образа Его.

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

(Минов Никита; май 1605, с. Вельдеманово Нижегородского у. (в наст. время Перевозского р-на Нижегородской обл.) - 17.08. 1681, р. Которосль, близ Ярославля), патриарх Московский и всея Руси в 1652-1666 гг. Основные сведения о биографии Н. до поставления на Патриарший престол содержатся в «Известии о рождении, и воспитании, и о житии святейшего Никона», к-рое было написано в 80-х гг. XVII в. И. К. Шушериным , много лет служившим у Н. Буд. патриарх род. в крестьянской семье Мины и Мариамны (Марии). В синодиках сер. XVII в. приведены имена братьев Н.- Симеон, Никифор и Григорий, имена деда по отцу и отчима отца - Василий и Иоанн и деда по матери - Гавриил. По сообщению Аввакума Петрова , земляка Н., отец патриарха был «черемисин» (мариец) (Житие Аввакума. 1991. С. 212). В последующей традиции утвердилось мнение о том, что Н. был мордвин. В раннем возрасте Никита потерял мать, мачеха обращалась с ним жестоко. Мальчик обучался грамоте у приходского священника, в «детских летех» ушел в Макариев Желтоводский во имя Святой Троицы монастырь - центр зарождавшегося движения церковного обновления (см. Ревнителей благочестия кружок ), с к-рым оказались связаны судьбы мн. церковных деятелей того времени. (Существует неск. версий того, когда Никита попал в Желтоводскую обитель. Поскольку активное возрождение Желтоводского мон-ря происходило в 20-х гг. XVII в., когда Никита Минов уже не был отроком, часто пишут, что он сначала жил в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня монастыре и в нач. 20-х гг. перешел в Желтоводский мон-рь. Высказывалось мнение, что ок. 1617 Никита поселился в Макариевом Унженском мон-ре, затем перешел в Желтоводский мон-рь.) В мон-ре Никита прилежно изучал Писание, часто оставался ночевать в церкви под колоколом, чтобы не пропустить начало службы. Живя в Желтоводском мон-ре, юноша бывал «для духовных бесед» у свящ. Анании, служившего на монастырском подворье в близлежащем с. Лыскове. У свящ. Анании Никита мог познакомиться с Иоанном Нероновым , одним из вождей движения «боголюбцев» (ревнителей благочестия).

http://pravenc.ru/text/Никон ...

Гонение на Иерусалимскую Церковь . Апостолы остаются в Иерусалиме; ученики их, рассеявшись по Иудее и Самарии, благовествуют Слово. Проповедь Филиппа в Самарии: И была радость великая в том городе ( Деян. 8: 8 ). Ангел внушает Филиппу идти по дороге, ведущей в Газу. Встреча с царским евнухом, едущим на колеснице и в недоумении читающим книгу пророка Исайи. Филипп по внушению Духа подходит к колеснице: Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе ( Деян. 8: 35 ). Евнух изъявляет желание креститься, исповедуя веру свою: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий ( Деян. 8: 37 ). Крещение евнуха. Глава IX. Савл Еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа ( Деян. 9: 1 ), Савл испрашивает у первосвященников разрешение идти в город Дамаск, в котором было много последователей учения Христова, и там утвердить гонение. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать ( Деян. 9:3–6 ). Савл от сияния снега теряет зрение, его приводят незрячего в Дамаск. Видение Анании, повеление исцелить Савла. Смущение и возражение Анании. Анания исцеляет Савла: и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился ( Деян. 9: 17, 18 ). Первая проповедь Савла в Дамаске. И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий ( Деян. 9: 20 ). Недоумение и изумление иудеев, их злоба на Савла; намереваются умертвить его. Прибытие Савла в Иерусалим. Недоверие и смущение апостолов при встрече с Савлом, Варнава повествует апостолам обо всем бывшем с Савлом. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса ( Деян. 9: 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Савл встал, но ничего не видел – он ослеп от Небесного света. Сопровождавшие Савла повели его в Дамаск. А в это время Господь явился в Дамаске святому апостолу Анании, который возглавлял тогда христианскую паству в этом городе, и повелел ему идти к Савлу, сказав о нем: он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народам и царями и сынами Израилевыми ( Деян 9,15 ). Анания нашел Савла, возложил на него руки и крестил его. Тогда Савл исполнился Духа Святаго, прозрел и тут же начал проповедовать, что воистину Христос есть Сын Божий. Отныне Савл, которого со временем стали звать уже не по-еврейски, а по-римски – Павлом, сделался ревностным апостолом, пронесшим проповедь о Христе по многим известным тогда городам и странам. Во многих местах он основывал Церкви, претерпевая всевозможные скорби и лишения, как и сказал об этом в свое время Господь Анании: Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое ( Деян 9,16 ). За это время он написал четырнадцать посланий, которые мы с вами и поныне так часто читаем за нашими богослужениями. Как и святой апостол Петр, апостол Павел так же закончил жизнь мученически, будучи усечен мечом, – и тоже в Риме, и около того же времени, то есть около 67 года. Тело святого апостола Павла почивает в загородной церкви по Остийской дороге неподалеку от Рима. Главы же обоих апостолов, по преданию Римской Церкви, находятся в Латеранском соборе в Риме. Итак, возлюбленные братие и сестры, мы видим, сколь великими проповедниками нашей христианской веры и Самого Христа были эти два первоверховных апостола. С проповедью о спасении во Христе Иисусе они обошли огромные пространства и обратили к истинной вере множество людей, основывая по местам во славу Божию Церкви, поучая новообращенных и поддерживая их дух в боговдохновенных своих посланиях. Но замечательно и то, что они и ныне поучают нас доброй христианской жизни, оставаясь и почти через две тысячи лет необычайно дорогими и близкими нам. Они всё так же учат нас твердо и неизменно хранить нашу православную веру и наше единство, ничего не изменяя в церковных основах. Недаром сам апостол Павел говорит: если бы даже мы или Ангел с неба стал благо- нествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал 1,8 ), то есть да будет отлучен!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рассказ о чуде с Ананией и Сапфирой с давних пор привлекал к себе внимание сомневающейся мысли: «подлинность его заподозривалась не только на общем основании невозможности чуда, но даже на основании будто бы несогласия данного чуда с духом христианства. Ещё И. Златоуст должен был задавать себе вопрос, не является-ли кара Анании и Сапфиры слишком жестокой? 545 а бл. Феофилакт прямо свидетельствует, что в его время «многие из нечестивых, выставляя на вид случившееся с Ананией и Сапфирою, присуждают самого верховного Апостола к смерти» 546 . В новое время, особенно, конечно, Тюбингенская 547 школа выставляет на вид несогласие этого чуда будто бы даже с историческими сведениями других Св. Писаний о духе и характере христианской жизни и учения апостольского века; так, напр., по свидетельству Посланий к Коринфянам Ап. Павел, говорят, простил кровосмесника, – грех будто бы более тяжкий, чем описываемый здесь, – и, налагая кару на грешника, имел в виду только его исправление ( 1Кор.5:5 и др.). В объяснение этого прежде всего надо заметить, что содержание христианской религии не может быть исчерпано одной идеей любви; на ряду с любовью в христианстве выступает и правда Божия; уже одна идея искупления и вечных мучений необходимо предполагает идею правды и абсолютно была бы немыслима без неё 548 . Христианское всепрощение нельзя понимать в смысле непротивления злу. Что же касается собственно данного случая, то напрасно Тюбингенская школа утверждает, будто идея строгого наказания за грех ( Деян.5:1–10 ) не соответствует историческим сведениям о духе жизни и учения апостольского века. Апокалипсис Иоанна сами же Тюбингенцы признают писанием не менее подлинным, чем Послаяния к Коринфянам. Между тем, что говорится там о судьбе лжецов и корыстных обманщиков? – «всем лживым – часть в езере, горящем огнем и жупеломь» (21:8); «не имать внити во град Божий творяй мерзость и лжу» (27 ст); «вне же (града)... всяк любяй и творяй лжу» (22:15). Если это – взгляд, по признанию даже Тюбингенцев, подлинно апостольский, то почему же чудесная кара Анании и Сапфиры не соответствует духу учения времён апостольских? Правда, по учению Христа и Апостолов, грешнику до последней возможности надо давать время

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Так, синайский архиепископ Лаврентий, посвященный в 1593 году вопреки канонам и правам Александрийского патриарха, освятил своевольно церковь в синайском метохе в Каире – в Джувании – и стал в ней открыто совершать богослужение, не спрашивая разрешения патриарха. Этого мало: Лаврентий стал облекаться в патриаршее облачение, при богослужении носил митру, которую на Востоке носили одни только патриархи, и не снимал ее, вопреки уставу, при освящении Святых Даров на литургии. Долго пришлось бороться с Лаврентием тогдашнему Александрийскому патриарху Кириллу Лукарису, и только в 1620 году Лаврентий был осужден и низложен. Низложение Лаврентия не остановило, однако, последующих епископов от попыток так или иначе сделаться автокефальными. Так, Иоасаф, преемник Лаврентия, хотя и отказался при своем поставлении от притязаний на совершение богослужения синаитами в церкви в Джувании, однако впоследствии не сдержал своего обещания, пока, наконец, не был осужден и низложен Собором в Константинополе в 1646 году 22 . Но дело Лаврентия и Иоасафа нашло себе самого энергичного представителя в лице преемника Иоасафа, архиепископа Анании. Опираясь на подложную грамоту Юстиниана, которая, однако, была признана подлинною Собором 1575 года, Анания смело и открыто признал себя автокефальным, отменил возношение имени патриарха Иерусалимского на литургии, в письменных актах и при богослужении стал величать себя, подобно патриархам, титулом «блаженнейший», а не «боголюбезнейший» и «мерность наша», а не «смирение наше», как титулуются епископы, и т.п. Узнав о поступках Анании, Иерусалимский патриарх Нектарий пытался было вразумить его, но Анания не обратил на его увещания никакого внимания. Тогда по просьбе Нектария в дело вступился Константинопольский патриарх, и так как Анания упорствовал в своих домогательствах, то в 1670 году в Константинополе собрался Собор, на котором присутствовали патриархи: Константинопольский, Иерусалимский Досифей, девять митрополитов и епископов и др. На этом Соборе Анания был объявлен лишенным сана и прав, о чем и составлена была синодальная грамота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Неронов прожил у Анании многое время «и извыче от него разумети, яже о Божественном писании суть недоведомая». Завершив у Анании свое книжное образование, Неронов выступает затем в качестве самостоятельного настоятеля церкви. Он переходит в Нижний Новгород, где в одной опустевшей церкви и начинает священнодействовать. Теперь Неронов без помехи мог осуществлять на деле свой идеал истинно пастырского служения. Он начал неопустительно и самым истовым образом совершать в заброшенной дотоле церкви все положенные богослужения, которыми и привлек к себе богомольцев. Тогда он стал читать народу поучения «с разсуждением и толковаше всяку речь ясно и зело просто слушателем простым, во еже бы им возможно было внимати и памятствовати, и вси ползовахуся поучением его и умиляхуся, зряще толикое его тщание о спасении душ человеческих, купно и велие смирение; ибо, поучая народ, кланяшеся на обе страны до земли, с слезами моля, дабы вси, слышаще, попечение имели всеми образы о спасении душ своих и слышимая выну незабвенно в памяти своей дабы обносили, и кийждо в домех своих сущим слышанная поведывали и тако вси купно дабы друг другу убеждали ко спасению». Но проповедью только с церковной кафедры Неронов не довольствовался. Он ходил по городским улицам и площадям, «нося с собою книгу великого светильника Иоанна Златоустаг о, именуемую Маргарит, возвещая всем путь спасения. И мнози послушаху божественнаго писания и сладкаго Иоаннова учения». Появление в городе священника проповедника, всюду – в церкви, на улицах и площадях – ревностно поучающего народ и притом в такое время, когда церковной проповеди почти совсем не существовало, необходимо обратило на проповедника всеобщее внимание. Скоро множество народа из города и его окрестностей стало стекаться в храм Иоанна, чтобы послушать его поучений. Явились и тароватые милостивцы, благодаря которым на место прежней ветхой была выстроена новая, сначала деревянная, а потом каменная церковь , благолепно украшенная, построены были келейки, в которых поселились иноки, явилась возможность принимать и кормить странных и нищих, которых садилось в иной день за братский стол до сто и больше человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

– Чадо, раз ты покаялся, то, даже если я промолчу, грехи прощаются тебе. Демон терзал тебя до сего момента, пока ты молчал. А рассказав обо всем, ты стер его в прах, изгнал из своего сердца. Отныне в тебе не осталось места для него. Не успел он проговорить эти слова, я увидел, как бесовская энергия ярким пламенем вышла из моей груди. Она наполнила смрадом всю келью. Можно было подумать, что горит целая гора серы. – Вот видишь, – сказал старец, – каким знамением Господь подтвердил мои слова и твое освобождение. И с той поры я навсегда избавился от страсти чревоугодия и диавольского вожделения, и они больше никогда не тревожили мой ум. Из сказанного следует вывод: нет другого пути спасения, кроме как открывать свои помыслы отцам и не пренебрегать опытом наших предшественников. Ибо они не от себя говорили, но от Бога и боговдохновенных Писаний передали нам заповедь: спрашивать опытных отцов. Этому можно поучиться из множества мест Священного Писания , особенно из истории святого пророка Самуила ( 1Цар. 2–3 ). Мать с детства посвятила его Богу, и он сподобился беседы с Богом. Но даже после всего этого он не поверил своему помыслу. Господь позвал его один раз, позвал другой, а Самуил все же пошел к старцу Илию и поступил по его совету и наставлению. Хотя Сам Бог признал его достойным, Ему угодно было воспитывать Самуила с помощью советов и наставлений старца, чтобы приучить его к симрению. И Павла призвал Христос и говорил с ним. Он мог бы сам открыть ему очи и показать путь к совершенству. Нет, Он посылает его к Анании и говорит, что Павел узнает путь истины от Анании. Бог сказал ему: Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно будет делать ( Деян. 9:6 ). Тем самым Он наставляет, чтобы и мы жили по руководству опытных людей. И апостол знал это и исполнял на деле. В посланиях он рассказывает, как ходил в Иерусалим видеться с Петром и Яковом и предложил там благовествование, проповедуемое мною..., не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался ( Гал. 1:18; 2: 2 ). Можно только удивляться! Избранный сосуд! Восхищенный на третье небо и слышавший неизреченные глаголы Божии, кого благодать всюду сопровождала и подкрепляла слово завета последующими знамениями – он признается, что ходил за советом к тем, кто стал апостолом раньше него.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010