Анания, вручив письмо Спасителю, Который в то время был окружен народом, стал рассматривать лице Его с некоторой возвышенности, чтобы изобразить его на хартии; но все усилия живописца были напрасны: Божественный образ оставался превыше всех усилий человеческого искусства, – и художник никак не находил желанного сходства в своём изображении с великим подлинником. Сердцевидец видел всё это и не восхотел, чтобы труд Анании и усердие его владыки остались без награды. Омыв в присутствии Анании лицо Своё водою, Господь отер его убрусом, полотенцем, – и вдруг на сем убрусе со всею точностью отпечатлелся Его божественный образ, который составил драгоценнейший дар для едесского князя. Таким образом, Сам Господь для одного из Своих избранных, который пламенно желал, но не мог видеть Его, а с тем вместе и для всех будущих христиан устроил, как выражается Православная Христова Церковь , подобие Богомужного Своего образа, и даровал оное нам, как бы взамен первообраза Своего, который вознес от горы Елеонской и спосадил на престоле Отчи. Итак, слова Спасителя: блажени очи видящии, яже вы видите, глаголю бо вам, яко мнози пророцы и царие восхотеша видети, яже вы видите, и не видеша, – могут относиться и к нынешним христианам, когда они, благоговейно взирая на «Нерукотворенный образ» Христов, изливают пред Господом свои молитвы и благодарения. Обетованного Спасителя видели ветхозаветные праведники во многоразличных образах, – правда, видели Его как бы зерцалом в гадании, видели Его только издали; однако-же, и такие образы они усердно целоваша, или радовались и этому. А для нас, братие – христиане, Господь Бог предуготовил нечто лучшее ( Евр.11:13, 40 ). В самом деле, не ближе ли и не лучше ли изображают нам Господа Бога и Спаса нашего и всё дело смотрения Его о нас (не говоря уже о подлинном нерукотворенном образе Христовом, по судьбам Божественного промысла не известно с достоверностью где теперь сокрываемом, но и) все святые иконы, по подобию Нерукотворенного образа писанные или в другом виде изображающие Господа, – не ближе ли и не лучше ли напоминают нам Его, чем, напр., агнец пасхальный непорочный, закаляемый, огнем печеный, в костях своих не сокрушимый (Исх.17:6), или вознесенный Моисеем на древо медный змий, воззрение на которого было для израильтян исцелением от уязвления их живыми змиями ( Чис.21:8–9 )? Видели Господа избраннейшие из древних святых людей и во образе человеческом, напр., праотец Иаков – во образе мужа совершенного возраста вверху лествицы, утвержденной на земле и досягавшей до небес ( Быт.28:12, 13 ), – пророки: Исаия – в виде царя сидящего на престоле высоком и превознесенном ( Ис.6:1 ), Даниил – во образе Камня, отторгнутого от горы не руками ( Дан.2:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кондак, гл. 2. В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величание. Величаем Тя, пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое. Праздник Успения относится к двунадесятым праздникам. «Празднуется же убо сей праздник 9 дней», а вместе с предпразднством (с 14 по 23 августа) – 10 дней. На утрени 151 «канона два», «катавасия, кийждо лик свой ирмос»; на 9-й песни «Честнейшую не поем, но поем припевы праздника» (но если 15 авг. будет в воскресенье, то поется «Честнейшая»). На литургии, вместо «Достойно поем ирмос: Побеждаются, и до отдания». Парем. и проч. см. 8 июля. Мр. Аще случится праздник Пресвятой Богородицы Успения в неделю. См. Если Успение случится в среду и пяток, то на мясо, сыр и яйца не разрешается. Пр. Макария Римлянина, Грезневского или Лезневского, в Воскресенском монастыре (см. Новгород, еп.). Он жил в XVI-XVII в. В монастырской церкви есть придел во имя сего подвижника. 16 . Г. + От Едеса пренесение в Константин град Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа, рекше убруса. 152 Во время земной жизни Господа Иисуса слава Его чудес достигла до г. Едесы, за рекой Ефратом. Князь этого города, именем Авгарь, страдавший проказой, послал к Спасителю некоего живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа придти к нему и исцелить его. В то же время Авгар поручил Анании снять изображение Христа. Господь обещал послать к князю одного из учеников Своих, все же усилия Анании написать образ Христа оставались тщетными. Тогда Господь отер лице Свое полотенцем, и на нем чудесно отпечатлелся Его Божественный лик. Авгарь с благоговением принял Нерукотворенный образ Христа и тотчас исцелился от проказы. В царствование Константина Багрянородного, в 944 г., образ сей был принесен в Царьград 16 авг., в каковой день и установили ему празднество. 153 Есть предание, что во время завоевания Византии крестоносцами образ сей был похищен одним венецианским дожем и отправлен был им в Венецию, но корабль, на котором везли его, потонул в волнах Мраморного моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Господа ради, прости, да сам Господом прощен будеши: – рече, – и отпустится (л. 23об.) На писмо, Господа ради, не позазри, мало вижу, а набело писать не могу. Здравствуй, великий государь, со всмъ своим благодатным домом на многа лта. Примечания Л. 30 «Дайте, – рече, и дастся» – Лк. 6:38 . «Анание, почто сатана искуси сердце... и в твоей области дати, или ни?» – Патриарх Никон напоминает царю сюжет из книги Деяний апостолов о том, как некий человек по имени Анания, после того, как обратился в христианство , продал свои земли, подобно другим последователям Христа. Но с согласия своей жены Сапфиры Анания утаил часть денег, поэтому не всю вырученную от продажи имения сумму принёс к апостолам. Обличённый апостолом Петром во лжи, Анания пал бездыханным. Тело его было предано земле. Жена Анании, участвовавшая в обмане своего мужа и не знавшая о его кончине, на вопрос апостола о том, по какой цене супруги продали землю, подтвердила ложь Анании и тот час скончалась ( Деян. 5:1–10 ). Главная идея сюжета заключена в словах апостола Петра, которые и приводит патриарх Никон : Анания солгал не человеку, а Богу – Деян 5:3–4 . Поревнуй оной убогой вдовиц... дающим святым Божиим церквам. – О вдове, пожертвовавшей на строительство храма две последние лепты, рассказывается в двух Евангелиях; согласно новозаветным текстам. Господь похвалил её поступок, сказав своим ученикам, что женщина положила в сокровищницу деньги не от избытка своего, а от скудости – Мк. 12:42–44 ; Лк. 21:1–4 . О женщине-грешнице, которая в доме Симона фарисея целовала ноги Христа и омыла Его тело своими слезами и миром, отёрла Спасителя своими волосами, за что была прощена Иисусом Христом, рассказывается во всех Евангелиях ( Мф. 26:6–12 ; Мк. 14:3–8 ; Лк. 7:36–50 ; Ин. 12:3–8 ), но только в Евангелиях от Луки и Иоанна говорится, что женщина миром омыла Христу ноги (в Евангелиях от Матфея и Марка женщина возливала миро на голову Христа); однако в Евангелии от Иоанна имя женщины – Мария, и она сестра Лазаря, воскрешённого Христом. Поэтому источником рассказа о женщине-грешнице, омывшей Христу ноги миром, могло послужить патриарху Никону только Евангелие от Луки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Особенная черта корыстолюбия состоит в том, что оно разделяет человека с самим собою, двоит его характер, скрывающийся под покровом лицемерия, и вносит всюду плутовство, обман, несогласие и разделение. Напротив, чудо христианской любви состоит в том, что она теснейшим образом соединяет людей, которые имеют часто совершенно противоположные виды и различные страсти, так что они представляются все имеющими одну душу и одно сердце, и отсюда, одни и те же желания, одни и те же наклонности и одни и те же привязанности. Бескорыстие – добродетель святаго общества Апостольского составляло славу первенствующей Церкви. К сему-то, достойному удивления, общению первых верующих впоследствии призывал Апостол Христиан Ефесских, говоря: «тщащеся блюсти единение духа в союзе мира; ибо у вас одно тело и один дух, так как вы и призваны к одной надежде звания вашего» ( Еф.4, 3–4 ). Счастливо общество, среди которого не было ни одного бедного! Потому что богатые, обладаемые любовью к вечным благам, считали своею обязанностью не допускать своих братьев до оскудения временными благами. Дары, расточаемые ими, были тем великодушнее, чем более зависели от произвола их; дары сии с одной стороны были свидетельством взаимного благорасположения между Христианами, с другой – презрения к земным благам, которое заповедует вера. Анания и Сапфира рассчитывали оказать внешнюю услугу обществу, повергнув к стопам апостолов всё свое имущество, но солгали касательно целости дара своего. Напрасно нечестивые защитники, от природы негодные, стараются оправдать важное преступление Анании и Сапфиры. Не Св. Петр наказал сие преступление; ибо его слово могло ли без силы Божией иметь в себе столько могущества? Но Сам Господь, Которого премудрость может быть хотела предупредить другие соблазны и даже большие злоупотребления. Какой спасительный страх в самом деле объял всю церковь по случаю внезапной и страшной казни Анании и Сапфиры! Самое верное средство предупредить беспорядки, как в порядочном семействе, и среди образованного народа, как и беспорядки одного лица, – это уметь наказывать первые уклонения, в своё время.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В этой композиции на эстампах и иконах XVIII - нач. ХХ в. Н. изображают в группе святых, чьи мощи почивают в Ближних пещерах лавры, за прп. Антонием Киево-Печерским, в 7-м снизу ряду, в центре пятерицы преподобных, объединенных подвигом затворничества: Сисоя Затворника, Феофана Затворника, Н., Анании Затворника и Онисима Пустынника. В памятниках, следующих традиц. схеме иконографии, сохраняется визуальная парность образа Н., представленного вполоборота к среднику (или фронтально), и обращенного к нему, т. е. от центра, прп. Феофана. Так, порядок следования имен, приведенный Ровинским на гравюре почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621. 1505), повторяется и в работах др. мастеров, напр. на гравюрах московского мастера Мартина Нехорошевского (сер. XVIII в. Там же. 1509), Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. 1510) и ее копии Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. 1511) и др. (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505а; С. 761-763. 1517; самые ранние из к-рых датированы кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей) и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) - Там же. С. 623. 1506; 1507). Однако в ряде случаев уже на ранних гравюрах встречаются отклонения от классической схемы: напр., на киевской гравюре работы Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ; Там же. 1508) «Нестор Диакон» изображен 2-м от центра, обращенным к прп. Анании, к-рый здесь представлен также в диаконском облачении и с подписью: «Диакон». Прп. Нестор Летописец. Роспись трапезной палаты Трапезной церкви Киево-Печерской лавры. 1902–1910 гг. Худож. И. С. Ижакевич Прп. Нестор Летописец. Роспись трапезной палаты Трапезной церкви Киево-Печерской лавры. 1902–1910 гг. Худож. И. С. Ижакевич Как правило, Н. показан старцем с седой (или с проседью) бородой; в тех случаях, когда его голова не покрыта куколем, подразумевается, что он представлен в диаконском облачении - стихаре; напр., стихарь просматривается на иконах из суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря (1784, ГВСМЗ; иконописец Петр Горшков), из Киево-Печерской лавры (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2565114.html

Но называя историю явления Христа пред Дамаском в Деяниях апостольских мифом, Баур впадает в несомненное противоречие самому себе. Он укоряет писателя Деяний апостолов в «намеренной тенденциозности», – говорит, что нельзя смотреть на соединение Павла с Ананиею в нашей истории как на случайно происшедший продукт мифической традиции, но только – как на свободную композицию, составленную с известным намерением; он объясняет противоречие в известиях Луки всецело осмысленным прагматизмом автора, – и вдруг явление Христа признает мифической традицией, т. е. поэтической сагой, ненамеренно и постепенно объективировавшей внутренний, духовный процесс. Баур впал в такое противоречие самому себе, очевидно, недоумевая относительно появления Анании в истории обращения Павла. Если и вся эта история у Луки есть только мифическая традиция, то как мог выступить в ней на сцену и притом в такой важной роли какой-то неизвестный прежде и после в истории первохристианства Анания? Этот вопрос, неразрешимый с чисто мифической точки зрения на повествование об обращении Павла, побудил Баура обратиться к своей излюбленной идее – противоположности в первохристианс:ой Церкви между христианами из иудеев и христианами из язычников, между петринистами и павлинистами, и объяснить появление Анании (петриниста) в истории Павла тенденциозностью историка – показать первоначальное стремление Павла к соединению с иудейско-христианскою партией. Но такое объяснение, как мы сказали, разрушает основное воззрение Баура на нашу историю как на мифическую традицию. Если в Деяниях апостолов помещена не истинная история, но мифическая традиция о событии перед Дамаском, то необходимо предположить, что между самым событием и описанием его под диктовку мифического предания находился значительный промежуток времени; но такое предположение ничем не оправдывается. По согласному свидетельству церковного предания Книга Деяний апостолов написана святым Лукою, которого Павел прямо называет своим другом и товарищем своего римского узничества ( Кол. 4, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Полицейские смутились от этих простых слов Христа, сказанных без всякого гнева: не такого преступника ждали они найти. Словно агнец непорочный, шел Христос в Своих белых одеждах, окруженный толпой вооруженных солдат и городовых. А в это время митрополит Анания стоял у телефона и звонил к генерал-губернатору: – Это вы, ваше превосходительство? – Я, ваше высокопреосвященство! – У меня к вам большая просьба, да я только не знаю, не явится ли это, так сказать, нарушением законов Империи? – Помилуйте, ваше высокопреосвященство, все, что в моей власти, я готов для вас сделать. – Я все насчет того бунтовщика… Помните?… – Ну разумеется. Он уже взят, ваше высокопреосвященство. И, представьте, без всякого сопротивления. Сейчас сообщил мне по телефону пристав. Не извольте больше беспокоиться. Можете спокойно предаваться служению Всевышнему. – Нет, я не о том. Мне уже сообщили, что он взят. Я бы хотел иметь с ним свидание. – Очень хорошо. – Но, вы понимаете, ваше превосходительство, в моем сане неудобно посещать тюрьмы, особенно в такое лихолетье… это может возбудить толки. – Ну разумеется, я понимаю, ваше высокопреосвященство. Сегодня же арестованный будет доставлен в ваши покои. – Глубоко благодарен вам, ваше превосходительство. – Помилуйте, ваше высокопреосвященство! XIII – Я призвал тебя, чтобы говорить с тобой как пастырь с заблудившейся овцой, – сказал Анания, когда келейник ввел Иисуса в низкий, темный кабинет митрополита. Христос молчал. Круглые, острые глаза Анании внимательно всматривались в лицо Иисуса. – Ты должен быть со мной откровенен. В моих руках твоя участь. Христос по-прежнему не произносил ни слова и прямо смотрел в лицо Анании. Владыке стало жутко, и он, чтобы скрыть свое смущение, сказал: – Что же ты ничего не отвечаешь? – Зачем ты звал меня? – спросил Христос. – Я звал тебя для того, чтобы все обошлось без суда, чтобы ты раскаялся во всех своих делах. Ты молод, ты мог их совершить по неопытности, по увлечению… – В чем хочешь ты заставить раскаяться меня? – Ты не признаешь Церковь, – сурово сказал Анания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Скачать epub pdf Страдание святого Апостола Анании Память 1 октября Святой Апостол Анания, один из семидесяти, был епископом в городе Дамаске 6198 . Он известен тем, что совершил крещение над Апостолом Павлом. Однажды ему явился в видении Господь и сказал ему: – Встань и пойди на улицу, так называемую прямую, и спроси в Иудином доме тарсянина 6199 , по имени Савла; он теперь молится. Анания отказывался от сего, зная, сколько зла причинил Савл Иерусалимским христианам, и что он пришел в Дамаск с намерением заключить в узы всех, исповедующих имя Господа Иисуса Христа. Господь же увещевал Ананию, говоря: – Иди, ибо Савл избран Мною, чтобы возвещать Имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми, и Я покажу ему, сколько он должен пострадать за Имя Мое. Следуя Божественному повелению, Анания пошел к Савлу и, возложив на него руки, сказал: – Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа! Савл тотчас прозрел, и Анания крестил его. Спустя некоторое время, когда иудеи согласились между собою умертвить Павла за то, что он из гонителя стал проповедником Имени Христова, Анания, вместе с прочими учениками Христовыми, спустил его по городской стене 6200 ( Деян.9:10–25 ) в корзине. Сам же Анания, входя в иудейские сонмища 6201 , смело проповедовал имя Господне. И не только иудеям, но даже и язычникам благовествовал он веру Христову. Из Дамаска он пошел в Елевферополь 6202 и там, указывая народу путь ко спасению и исцеляя больных, обратил многих к вере во Христа. В те дни в Елевферополе был правителем Лукиан, поклонявшийся твари, а не Творцу. Диавол возбудил его против христиан и внушил ему разослать по всей своей области такой указ: – Если кто-нибудь окажется почитающим Христа и поклоняющимся Распятому, того повелеваем предать смертным мучениям; кто же, отрекшись от Христа, принесет жертву бессмертным богам, тот будет удостоен нами даров и почестей. Когда было издано такое злое и коварное повеление, святой Анания просвещал в той области людей проповедью Евангелия и врачевал в людях всякие болезни; с ним пребывал Господь, творя чрез него многие чудеса. Идолопоклонники схватили Ананию и привели к правителю Лукиану, который различными средствами стал принуждать его к принесению жертвы идолам. Но Анания не послушал его и отвечал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

11 сентября память преп. Феодоры. На поле прибавлено: «зде же споется служба и священномученику Автоному». Против памяти Симеона Иерусалимского (18 сентября: «сея службы несть ни в едином уставе ниже в минеи и часословах». Служба зачёркнута. Служба благоверному князю Михаилу Черниговскому полагается, «идеже лежат его мощи». Лист 173 сделано следующее замечание: «о началах стихир велико бе прение, чтобы не именовати их во всем уставе, а именовани не делом и ни на кую потребу». Смысл замечания тот, что между справщиками было большое разногласие: обозначать или не обозначать в уставе начало стихир. Решено было не писать. Сергию Преподобному (25 сентября) бдение «во обители его и в храмех, в прочих же полиелей». В уставе 1682 г. приписаны ему тропарь и кондак. Октября 1-го о службе Покрову Богородицы: «в греческих ни в каких несть». Затем на особом листе записана служба апостолу Анании и св. Роману сладкопевцу из греческого устава, и только на конце замечено: «аще восхощет настоятель Покрову и ап. Анании и Роману творит сице». Следует переход к печатному изложению. Служба св. Андрею юродивому зачёркнута с замечанием «в греческих никаких книгах несть». 14-го приписана память Косьмы Майюмского. 29-го Авраамия Богоявленского, Ростовского чудотворца. Оставлено имя, но служба зачёркнута. Особо записана подробная служба Николаю Чудотворцу и чин часов на Рождество Христово, но опущено заглавие, что это есть «чин святые соборные и апостольские церкви успенского собора русской митрополии». Чин часов по уставу Сергиевой лавры также зачёркнут. Зачёркнута статья о поздравлении игумена в его кельях в рождественский сочельник. По уставу 1641 г. на литургии в день Благовещения полагается петь: «да исправится». В правленом экземпляре это место зачёркнуто и на полях сделана заметка: «писать здесь о да исправится». И действительно, на приложенном к сему листке написано следующее: « Иоанна постника . Обретаем в неких типицех еже петися в сем дни честного сего праздника «да исправится» и сие не вемы киим нравом определися. Неции бо из произволения и неучения многая приложиша; аз же, яко мню, сего не попущати в Златоустого совершенней литургии и в шестом часе и проскомидии бывшей. Глаголет бо, в яковом дни случится праздник божественнаго благовещения литургисуем Златоуст (т.е. Златоустову службу) и на трапезе разрешение рыбы, яков аще день случится. Сие бо прияхом от божественных отцев, еже ясти рыбы в день божественнаго благовещения. Да исправится же в преждеосвященных литургии зачинися петися и в девятом: не бо требствует коему плача знамению в сем дни петися. Чествуем бо той яко главизну нашего спасения. Списася сие из минеи марта греческия». С именем Иоанна постника такой статьи неизвестно, но она приписана ему потому вероятно, что о трапезе в Благовещение идёт речь в его епитимийнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Принимая для удобства к достижению своих целей вид светлого ангела ( 2Кор.11:14 ), дьявол возбуждает в людях нечестивые мысли и желания, как об этом свидетельствует рассказ книги Деяний об Анании и Сапфире. «Для чего, – говорит апостол Петр Анании, – ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому» ( Деян.5:3 )? Дьявол действует иногда на тело, производя в нем физические страдания. «Дано мне, – говорит ап. Павел, – жало в плоть, ангел сатанин, чтобы удручить меня, дабы я не превозносился» ( 2Кор.12:7 ). На этом основании все, что есть только злого в мире, по учению святых апостолов, есть дело дьявола. «Кто делает грех , тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил», – говорит св. евангелист Иоанн ( 1Ин.3:8 ), а св. апостол Павел совращение на путь греха называет «совращением вслед сатане» ( 1Тим.5:15 ). Дьяволу усвояется ослепление всех тех, которые не принимают Евангелия ( 2Кор.4:4 ); они представляются попавшими в сеть дьявола, который уловил их в свою волю ( 2Тим.2:26 ). Священное Писание называет детьми дьявола нелюбящих братьев своих ( 1Ин.3:10 ). Даже обстоятельства, воспрепятствовавшие апостолу Павлу посетить Солун, признаются совершившимися под влиянием сатаны ( 1Фес.2:18 ). Отцы и учители Церкви видели причину всех бедствий Церкви: внешних гонений, и внутренних ересей и расколов, – в кознях сатаны и его служителей. Минуций Феликс говорит: «Я обращусь к самому источнику лжи и заблуждения, из которого произошел весь этот мрак; постараюсь глубже проникнуть в него и яснее показать его. Есть лживые духи, лишившиеся небесной чистоты. Эти духи лишились чистоты своей природы, осквернив себя пороками, и для утешения себя в несчастии – сами уже погибшие, не перестают губить других; сами поврежденные – стараются распространить гибельное заблуждение, и отчужденные от Бога, – усиливаются удалить всех от Бога, введя между людьми лживые религии и всякие заблуждения. Эти нечистые духи – демоны; они вдохновляют прорицателей, которые произносят смешанные с ложью прорицания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010