Отреставрирован и расписан храм во имя Валаамской иконы Божией Матери (бывший Никольский) в восточной части внутреннего каре. В северной части внешнего каре восстанавливается больничный храм Живоносного Источника и Живоначальной Троицы. Проводится реставрация живописи в церкви Всех преподобных отцов, в посте и подвиге просиявших, на Игуменском кладбище. Все вышеперечисленные реставрационные работы, требующие значительных средств, выполняются благодаря созданию в 2002 г. Патриаршего Попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря, а также организованной монастырем инфраструктуры, включающей монастырский флот из 8 судов. В 2001 г. для переселения местных жителей в г. Сортавала был построен 60-ти квартирный дом. Продолжается процесс добровольного переселения местных жителей в благоустроенные квартиры на материке. Построено здание для местной администрации пос. Валаам, освободившей келейный корпус. Возвращены в собственность монастыря помещения Внешнего каре и Работного дома, готовится к передаче последний непереданный памятник — здание Зимней гостиницы. Построены системы водоснабжения и водоотведения Центральной усадьбы монастыря и комплекс очистных сооружений. 2 июня 2005, в день обретения мощей святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца, в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейший Патриарх Алексий II совершил хиротонию архимандрита Панкратия (Жердева) во епископа Троицкого, викария Московской епархии. Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. ( журнал 18 ) назначен председателем Синодальной комиссии по канонизации святых . Решением Священного Синода от 11 октября 2023 г. ( журнал 107 ) назначен председателем новообразованной Синодальной комиссии по иконописи . Место работы: Синодальная комиссия по канонизации святых (Председатель) Место работы: Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник) Место работы: Синодальная комиссия по иконописи (Председатель) Епархия: Московская (городская) епархия (Викарий Патриарха Московского и всея Руси)

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198071...

Икона сразу же стала почитаться как чудотворная, с нее делали многочисленные списки, ее приглашали для совершения молебнов во все окрестные села, во многие обители, храмы, на заводы и фабрики по всей Москве. Служба и акафист Державной иконе были составлены по благословению и с участием Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. (Другая служба, изданная позднее в Джорданвилле, была составлена В.В. Богородицким.) Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и земная. Облаченная в красное одеяние, напоминающее императорскую мантию, и зеленый хитон, Она восседает на престоле, держа в простертой правой руке скипетр, левая рука Ее положена на державу, на голове, окруженной золотым нимбом, — царская корона. На коленях Владычицы — благословляющий Богомладенец, левой рукой указывающий на державу. Предполагается, что Державная икона, созданная в XVIII веке, прежде находилась в Вознесенском девичьем монастыре Московского Кремля, откуда была вывезена в Коломенское во время нашествия Наполеона в 1812 году. После большевистской революции 1917 года икона вместе с другими святынями закрытого Вознесенского храма находилась в различных хранилищах Государственного Исторического музея. Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и архимандрита Иннокентия (Просвирнина) икона, согласно личному распоряжению директора музея К.Г. Левыкина, была негласно перенесена в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь. Образ был установлен у правого клироса храма. С тех пор перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» по воскресным дням совершается чтение акафиста, составленного при участии святителя Тихона.

http://pravoslavie.ru/860.html

Блокада была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Многим до сих пор непонятно, чем держался город, ведь помощи ему практически не было, а то, что подвозили, было каплей в море. Но город выстоял. Казанская икона начала свое шествие по России. Чудом, явленным молитвами и заступничеством Божьей Матери, была спасена и Москва. Немцы в панике бежали. По дорогам валялась брошенная техника, и никто из наших генералов не мог понять, что произошло, ведь ничто не мешало немцам войти в Москву по Волоколамскому шоссе. После Москвы Казанскую икону Божьей Матери перевезли на правый берег Волги, где пред ней непрестанно служили молебны и панихиды. Икона находилась среди наших войск, и немцы так и не смогли перейти реку. Был даже момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцам так и не удалось столкнуть наших воинов, ибо им помогала чудотворная икона. Великие трудности встали на пути наших воинов при освобождении старой немецкой твердыни - Кенигсберга. После молебна священники пошли - с иконой - к передовой. Наши войска начали штурм города-крепости с суши и с моря. Немцы гибли тысячами. Пленные потом рассказывали, что перед штурмом русских в небе появилась Мадонна, Которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех отказало оружие. В тот момент наши войска сломили сопротивление врага и взяли город. Увидев явление Божьей Матери, немцы падали на колени; многие из них поняли, Кто помогает русским " . Киев - матерь русских городов - был освобожден в день празднования Казанской иконы Божьей Матери. В то время открыли 22 тысячи храмов: вся Россия молилась. Многие офицеры, да и сам маршал Жуков говорили перед боем: " С Богом! " Были открыты духовные семинарии, академии, Троице-Сергиева, Киево-Печерская Лавры, некоторые монастыри. Было разрешено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, в Московский Богоявленский Собор, где всю войну стояла та самая чудотворная икона Казанской Божьей Матери, которая была с ополчением 1612 года.

http://pravoslavie.ru/8087.html

В 1911 году в помещении упраздненной церкви было открыто епархиальное древлехранилище (музей). В 1970-х годах помещение церкви было приспособлено под магазин и склад для товаров. С 1990 по 2000 годы в помещении бывшей церкви находилась монастырская ризница. В 1997 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено празднование иконы Божией Матери " Валаамская " . Восстановление церкви по благословению Его Святейшества началось в 2001 году. В 2002 году 10 июля, во время своего посещения обители, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин малого освящения храма. В настоящее время работы по благоукрашению и росписи храма полностью завершены: установлен резной позолоченный иконостас, киоты с образами, резные стасидии. По желанию благотворителя, с явленной чудотворной иконы Божией Матери Валаамская, которая в настоящее время находится в Финляндии в монастыре именуемый Новый-Валаам, был написан точный список, который помещен в первой в России церкви, посвященной этому образу Божией Матери. Освящение церкви во имя почитаемой святыни монастыря – Валаамской иконы Пресвятой Богородицы – значительное и радостное событие для обители, живущей упованием на молитву и предстательство Божией Матери. Да не оставит Она нас Своим святым заступлением! Валаамский монастырь, 19 февраля 2005 г. Источник: Официальный сайт Валаамского монастыря Уже при самом входе в помещение древлехранилища посетитель ощущает, что он переступает за порог, откуда веет не двадцатым веком, а последней четвертью восемнадцатого. Здание построено при игумене Назарии в 1787 году. Узкая кривоколенная лестница в верха, сводчатые потолки и выстланные кирпичными квадратыными плитками полы вполне гармонируют наименованию учреждения. Епархиальное древлехранилище в Валаамском монастыре: крат. описание. – СПб.: иждивением Валаам. монастыря: Тип. И. В. Леонтьева, 1913. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=05455

В лето 1654 года, в дни державы христолюбивого государя царя и великого князя Алексия Михайловича, всея России самодержца, при святейшем Никоне, архиепископе царствующего города Москвы и всея Северной страны патриархе, в третье лето патриаршества его посещением Божиим из-за наших грехов в Москве, в окрестных городах, селах и в Бежецком крае началась эпидемия страшной моровой язвы. Бежечане, зная, что это за бедствие и сколько жизней оно уносит, обратились с мольбой о прощении и помиловании к Богу и Пречистой Его Матери Приснодеве Марии. Крепко же веруя в необоримую силу святой молитвы перед Господом святителя Николая, граждане в великом множестве пришли в Теребенскую обитель. С подобающей честью взяли чудотворный образ Святителя и икону Теребенской Божьей Матери и прибыли в Бежецкий Верх 13 июля ( 30 июня по старому стилю) 1654 года. Благоговейно и с великой надеждой встретили дивные иконы в Бежецке и поставили в кафедральном соборе Воскресения Христова. С того самого дня моровая язва в городе и крае стала прекращаться. Православные, в благодарность Богу и святителю Николаю, три дня служили молебны перед дивным образом и с великими почестями 4 июля святые иконы проводили обратно в Теребенскую обитель. В память о чудесном избавлении Бежецкого края от моровой язвы решено было ежегодно совершать Крестный ход с иконами из Теребенской обители в Бежецкий Верх. А название с тех пор этот ход получил «Большой Бежецкий Крестный ход». Икона Теребенской Божией Матери с той поры стала почитаться как чудотворная. Большой Бежецкий крестный ход возобновили только в 1990 году, и с тех пор ежегодно 6 июля в обители отмечается большой праздник. Сначала икону на руках несут в село Пятницкое, у источника святой мученицы Параскевы Пятницы служат водосвятный молебен, а затем, уже на машине, везут в районный центр Максатиху и в Бежецк. До революции 1917 года Николо-Теребенский мужской монастырь пользовался заслуженной славой. Когда-то ему принадлежало 1350 га земли, которой он продолжал пользоваться и после секуляризации, а монахов насчитывалось не больше сорока человек. Работавшие на этой земле крестьяне трудились на совесть, поэтому и жили хорошо, в отличие от помещичьих крестьян. Монастырь полностью содержал Тверскую духовную семинарию, помогал сиротам.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Теребен...

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . Предстоятель передал Свято-Троицкой Болдинской обители чудотворную Казанскую икону Божией Матери , обнаруженную недавно в ризнице Успенского кафедрального собора города Смоленска. Во внимание к трудам по восстановлению Болдинской обители архимандрит Антоний (Мезенцов) был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Также Святейший Владыка вручил церковные награды ряду благотворителей монастыря. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил губернатора Смоленской области С.В. Антуфьева, руководителей области, руководителей Дорогобужского района за большую поддержку в деле возрождения Болдинской обители. В дар монастырю Святейший Владыка передал образ Божией Матери «Знамение». В память о посещении Болдинской обители и освящении восстановленного Свято-Троицкого собора всем богомольцам были розданы иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/1175517.ht...

« " Почитай врача честью " (Сир. 38:1), — учит нас Священное Писание, — напомнил собравшимся владыка Александр. — На всех этапах своего исторического бытия Церковь Христова благословляла труд врачей, с большим уважением относилась к деятельности медицинских работников. Многие православные святые как древнего, так и нового времени были врачами, исцеляющими страждущих молитвой, лекарственными средствами и медицинским искусством. Помощь людям требует от врача высокого профессионализма, опыта, немалых телесных и душевных сил. Успех лечения во многом зависит не только от квалификации медицинского работника, но и от того, как он относится к пациенту. Врач должен обладать умением успокоить, утешить и ободрить человека, проявить терпение и чуткость, отзывчивость и сострадание, доброжелательность и жертвенность». «Два года не прекращается моровая язва — распространение коронавирусной инфекции. Это тяжелое испытание для миллионов людей, для стран и народов. Особенно непросто в это сложное время вам — врачам и медицинским работникам. Вы трудитесь в условиях, зачастую сопряженных с огромными рисками, являете пример подвига жертвенного служения ближним, пострадавшим от морового поветрия и его последствий. Православная Церковь неустанно молится обо всех, кто способствует своей деятельностью сохранению великого дара Божия — человеческого здоровья», — добавил архиерей. Глава Митрополичьего округа в своем выступлении особо отметил деятельность Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России: «Пользуясь возможностью, хотел бы поздравить всех вас с замечательной датой — 85-летием Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства России, бессменным директором которого является профессор Николай Аркадьевич Дайхес — доктор медицинских наук, член-корреспондент Российской академии наук. На сегодняшний день этот центр по праву именуется одним из ведущих медицинских отечественных учреждений. В его стенах собрался коллектив замечательных специалистов, объединенных благородной миссией восстановления и сохранения человеческого здоровья. Отрадно, что руководство и сотрудники медицинского исследовательского центра проявляют заботу не только о физическом, но и о духовном здоровье своих пациентов. С этой целью в стенах учреждения по благословению двух Предстоятелей Русской Православной Церкви — приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — был создан домовый храм во имя святителя Николая Чудотворца».

http://patriarchia.ru/db/text/5840955.ht...

Богослужебные песнопения исполнили Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова и хор детского отделения Московского Синодального хора (регент — Н.С. Асмус). В храме присутствовали: председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В. Громова; президент Фонда равноапостольных Константина и Елены А.П. Оситис. На телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Алексия Орехова, клирика храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии, в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес игумен Филарет (Тамбовский), клирик храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление перед чудотворной иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Протоиерей Николай Лищенюк приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству картину с изображением явления Христа апостолам на пути в Эммаус. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . На память о совершенном богослужении в дар храму Святейший Владыка передал старинную икону святителя Николая Чудотворца. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/db/text/6074937.ht...

Большинство Московских святителей были не только епископами Первопрестольного града, но и Предстоятелями всей Русской Церкви. Для каждого из них судьба Отечества, судьба нашего православного народа, судьба Церкви стала их личной судьбой. В настоящее время Собор Московских святителей включает 17 святых — от святителя Петра, рукоположенного на кафедру Русской митрополии в 1308 году, до священномученика Петра (Полянского) принявшего мученическую смерть за Христа осенью 1937 года. После Высоко-Петровского монастыря паломники посетили Богоявленский собор в Елохове , где смогли приложиться к мощам святителя Алексия Московского, наставника святого великого князя Димитрия Донского, друга преподобного Сергия Радонежского. Следующим местом стал Донской монастырь , где покоятся мощи святителя Тихона, исповедника, Патриарха Московского и всея России , избранного на Патриарший престол Поместным Собором в 1917 году. Здесь паломников благословил архиепископ Егорьевский Матфей, при поддержке которого данная поездка стала возможной. Все участники маршрута выражают владыке сердечную благодарность. В Донской обители паломники посетили большой Донской собор, где покоятся мощи святителя Тихона, и малый Донской собор, где состоялось их обретение, подошли к кельям, где святитель жил в заключении в течение почти трех лет. Следующим событием на маршруте стало посещение Московского Кремля, где участники Чтений посетили Успенский и Архангельский соборы. Успенский собор — это сердце Москвы, главная святыня, место, где совершали свое служение Предстоятели Русской Церкви и где ныне почивают мощи девяти из 17 Московских святителей. О каждом из них прозвучал краткий рассказ. Завершился маршрут в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, где покоятся мощи великого богослова и проповедника XIX века святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, совершавшего служение в непростой синодальный период. В монастырях и храмах паломники пели величания у мощей святителей и чудотворных икон Божией Матери — Казанской в Богоявленском соборе и Донской в Донском монастыре, а также пропели молитву «Царю Небесный» перед иконой Святой Троицы письма преподобного Андрея Рублева, которая в настоящее время находится в Храме Христа Спасителя рядом с мощами святителя Филарета.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

В завершение богослужения митрополит Онуфрий благословил верующих совершить заключительный этап Всеукраинского крестного хода, пройдя с крестом, хоругвями и святынями по центральным улицам столицы в Киево-Печерскую лавру. «Сейчас мы пройдем крестным ходом к Святой Успенской Киево-Печерской лавре и продолжим молитвенный подвиг, который станет доброй закваской мира, любви и согласия на нашей земле, которых мы ищем и о которых молим Бога», сказал Блаженнейший владыка. Молитвенное шествие растянулось на несколько километров и заняло всю проезжую часть. Все участники пели величания, тропари и другие церковные песнопения. Прохожие снимали многотысячное шествие на фото- и видеокамеры. На входе в Лавру участников крестного хода торжественно встретили братия и наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел . По завершении крестного хода мира в Лавре началось праздничное всенощное бдение, которое возглавил Блаженнейший митрополит Онуфрий. Всеукраинский крестный ход мира, любви и молитвы за Украину начался 3 июля 2016 года от Святогорской лавры и 9 июля от Почаевской. Молитвенное шествие с чудотворными иконами проходило по благословению Блаженнейшего митрополита Онуфрия, его цель  усиленная молитва о мире на Украине. Маршрут крестного хода охватил 12 епархий. Общая протяженность пути от Святогорской лавры составила более 700 километров, от Почаева более 400. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 .

http://patriarchia.ru/db/text/4575738.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010