Лаврентьевская летопись датирует Исады ещё XIII столетием (1217), при этом есть даже версия о возникновении села двумя веками ранее, в одно время со старой Рязанью XI столетия. В полном соответствии со своим названием, Исады, предположительно служившие резиденцией нескольким рязанским князьям, были местом больших и оживлённых торгов на берегу Оки. Это стало дополнительным стимулом к закладке здесь собственной церкви и подтверждения сельского статуса бывшей деревеньки. Исторически так сложилось, что письменных свидетельств о тех или иных событиях в истории Воскресенской церкви, числе её прихожан или именах священников почти не сохранилось вплоть до XVII века. Известно, что она являлась родовым храмом семьи Ляпуновых, была построена " тщанием " Луки Владимировича Ляпунова предположительно в 1635 году и освящена в честь Воскресения Христова. При церкви был обустроен достаточно большой некрополь Ляпуновых. Долгое время сохранявшиеся надписи на его надгробиях и могильных крестах, а также могилы Ляпуновых, датируемые 1587 и 1603 годами, свидетельствовали о том, что храм на этом месте вполне мог существовать и гораздо ранее официально принятой даты его постройки, скорее всего, как его деревянная предтеча. Поначалу в Воскресенском храме имелись два придела, освящённые во имена святого князя Владимира и мучеников Флора и Лавра. В 1673 году будет обустроен ещё один придел - Георгия Победоносца. Строители Воскресенского храма Владимир и Лука Ляпуновы посвятили её своему отцу и деду Прокопию Петровичу. Владимир Прокопьевич начертал об этом для потомков на серебряном напрестольном алтарном кресте: " Лета 7144 года мая в 20 день на память св. мученика Фалалея и обретение честных мощей иже во святых отца нашего Алексия Митрополита Киевского и всея России чудотворца сей животворящий крест приложил в вотчину в свою в Старой Рязани в селе Исады в церковь Воскресение Христово великомученикам Флору и Лавру и Чудотворцу Николе и благоверному князю Владимиру, Владимир Прокопьев Ляпунов по своем родители и по себе в наследие вечных благ, доколе сия святая Божия церковь предстоит " . Разумеется, надпись на напрестольном кресте, который является не частью архитектурных зданий, а его перемещаемой деталью, которую " приложили " , также не уточняет дату его постройки. Тем не менее,  первоначально каменная ипостась храма была гораздо меньше нынешнего, что и поныне ещё можно определить по еле заметной границе различных кладок на восточной, алтарной части фасадов и около цокольных областей. Достоверно известно, что западная стена перестраивалась в ходе позднейшего расширения здания в 1672 году.

http://sobory.ru/article/?object=00863

Лучшая публицистическая книга 1 место. Издательство «Даниловский благовестник». Руководитель проекта Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов) «Святой благоверный князь Даниил Московский. 720 лет со дня преставления». 2 место. Издательство «Молодая гвардия». Екатерина Скоробогачева «Свеча жизни. Виктор Васнецов» 2 место. Издательский дом «Познание». Валерия Алфеева «Священный Патмос» 3 место. Издательский дом «Познание». Владимир Катасонов. «Иван Крамской. Религиозная драма художника». 3 место. Каменская и Камышловская епархия. Ольга Орлова «Достигайте любви. О жизни архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова)» Лучшая духовно-патриотическая книга 1 место. Издательство «Книжный мир». Владимир Малягин «Глас вопиющего. Священный смысл несвященной истории» 3 место. Издательство Института мировой литературы имени А.М. Горького. Иерей Вячеслав Умнягин «В поисках единства. О Соловках и не только» Лучшая духовно-просветительская книга 1 место. Издательство «Паломник». Перевод с греческого Павла Доброцветова «Блаженный Феодорит Кирский Лечение эллинских недугов» 2 место. Издательский дом «Познание». Под общей редакцией митрополита Илариона (Алфеева) «Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) . Проповеди и статьи Тамбовского периода» 2 место. Издательство Сретенского монастыря. Жан-Клод Ларше «Обратная сторона новых медиа» 3 место. ООО «Скрижаль». Автор-составитель Дарья Васильева « Блаженный Иероним Стридонский . Толкование на псалмы» 3 место. Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Составитель священник Дмитрий Трибушный «Человек Христов. Преподобный Иустин (Попович) , богослов и чудотворец Челийский» Лучшая историческая книга 1 место. Издательство «Политическая энциклопедия». Михаил Одинцов «Крестный путь патриарха. Жизнь и церковное служение патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского)1867–1944» 2 место. Издательство «Политическая энциклопедия». Руководитель проекта Валентин Шелохаев «Политические партии России. Конец XIX – нач. XX в.»: т.1 «Консервативные партии», т.2 «Либеральные партии», т.3 «Социалистические партии»

http://azbyka.ru/news/vrucheny-nagrady-x...

Наиболее чтимыми святынями храма является чудотворная Ахтырская икона Божией Матери, а также иконы с частицами святых мощей: святого великомученика Никиты, священоисповедника Георгия Косова. Некоторое время в храме пребывали святые мощи святителя Тихона Задонского. В 1919 году они были изъяты из Задонского монастыря и переданы в Елецкий краеведческий музей. В 1930-е годы, в связи с устройством Орловского антирелигиозного музея, они были доставлены в Орел, где и находились до 1941 года. В годы немецкой оккупации мощи были перенесены в Богоявленский храм. В сентябре 1960 года, когда возобновились гонения на Православную Церковь, просьба директора Краеведческого музея о возвращении мощей в музей была удовлетворена. И еще 28 лет святые мощи находились в фонде музея. В дни празднования 1000-летия Крещения Руси мощи были переданы Церкви, тогда же было принято решение поместить их в Ахтырском кафедральном соборе. В 1991 году открылся Задонский мужской монастырь, и мощи святителя были возвращены на место. В память о пребывании их в Ахтырском соборе, кисть святителя Тихона, с давних времен хранившаяся отдельно, была оставлена в этом храме, где и почитается прихожанами одной из главных святынь. Для нее художником иконописцем А.И. Неверовым была написана икона святителя в рост и изготовлены ковчег для мощей и резной киот для иконы. В июне 2008 года по благословению Преосвященнейшего епископа Орловского и Ливенского Иеронима Кафедральным собором епархии определено быть Смоленскому собору. Однако за Ахтырским собором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II также закреплен статус Кафедрального собора. Орловская и Ливенская епархия, 2008—2009.Официальный сайт Орловской и Ливенской епархии. Администратор сайта: pravorel@yandex.ru. Подготовил священник Михаил Жарков. История храма насчитывает более трех столетий. Согласно преданию, еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. Осуществилось это дело при следующих обстоятельствах. В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был поострен величественный каменный собор в Ахтырке. Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма. В 1775 году церковь была поострена и освящена. В 1876 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты.

http://sobory.ru/article/?object=02338

Нам следует говорить о Сотворении не в какой-то неопределенный момент времени, но в настоящем. Мы не должны говорить, что некогда, много лет назад, Бог создал мир. Речь идет о том, что Бог творит мир со мной и тобой внутри него сейчас и всегда. Если бы святой Творец не пользовался своей творческой волей каждую долю секунды, то вселенная затерялась бы во мраке небытия. Как говорил святой Филарет Московский, “творческое слово есть как адамантовый мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездною Божией бесконечности, над бездною собственного ничтожества” (“Слово в день обретения мощей иже во Святых Отца нашего Алексия Митрополита Московского и всея России Чудотворца и по случаю возвращения к Московской пастве”). Это творческое слово Бога, “адамантовый мост” святого Филарета, есть слово, произносимое не единожды, но непрестанно, слово, сказанное вчера, сегодня и повторяемое “во все дни до скончания века” (Мф. 28:20). Как творение Божье, мир является по рождению прекрасным: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт. 1:31). Но одновременно это и мир грехопадения, изломанный, сокрушенный, разрушенный и искаженный грехом – первородным грехом наших предков и личными прегрешениями каждого из нас. Как говорит апостол Павел, все творение “покорилось суете” и “стенает”, ожидая часа, когда вновь станет свободным (Рим. 8:20-22). Однако это падение не является всецелым. В тварной природе даже в падшем состоянии продолжают слышаться отзвуки священнодейственного присутствия Божьего. И мир продолжает оставаться прекрасным, пусть и красота его несовершенна. И мы поистине можем сказать слова, произносимые на каждой вечерне: “Дивны дела Твоя Господи”. Неизвестный автор произведения русской прозы XIX века “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу” ярко подчеркивает эту врожденную красоту и великолепие мира. Проходя сквозь нескончаемую лесную чащу с Иисусовой молитвой на устах, странник чувствовал, как сердце его наполняется любовью ко всем людям, и не только к ним, но и ко всему сущему: “Когда при сем я начинал молиться сердцем, все окружающее меня представлялось мне в восхитительном виде: древа, травы, птицы, земля, воздух, свет, все как будто говорило во мне, что существуют для человека, свидетельствуют любовь Божию к человеку и все молится, все воспевает славу Богу. И я понял из сего, что называется в Добролюбии “ведением словес твари” (Рассказ второй). Опыт этого конкретного момента является не ложным ощущением, но подлинным познанием истинной природы тварного мира. Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”. Рейтинг: 8.7 Голосов: 254 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Ольга 23 ноября 2019, 01:54 Спасибо Богу за всё Татьяна Бронникова 4 августа 2016, 19:14 Дивны дела Твоя Господи”. Галина Николаевна 30 июля 2016, 21:46 СПАСИ, ГОСПОДИ! Димитрий, Белая Русь 29 июля 2016, 01:48 Простите, могу ли вместо комментария привести несколько цитат преподобного отца нашего Паисия Святогорца.

http://pravoslavie.ru/95727.html

Нет сомнения, что не собственно множество учителей отвергает Апостол, ибо в каком бы то ни было обществе, а кольми паче в Церкви, которая есть училище «премудрости Божией, в тайне сокровенной» ( 1Kop. II, 7 ) множество людей просвещенных и способных преподавать другим спасительные наставления не может составить обременительного излишества. Нет сомнения, что Апостол, увидя множество таковых, не запретил бы им учить, подобно как Моисей не запретил Елдаду и Модаду пророчествовать, и еще сказал бы вместе с ним: «кто даст всем людем Господним быти Пророки» – или учители, – «егда даст Господь Духа Своего на них» ( Чucл. XI, 29 )? Но должно взять в рассуждение то, что истинно духовные люди и достойные учители почти не могут являться в виде избыточествующего множества: ибо как первый степень их достоинства есть познание своего недостоинства, и высший степень их мудрости есть смирение, то, доколе можно, скрываются в числе учеников и никогда по своей воле не умножают собою числа учителей. Так Моисей и Иеремия даже тогда, как сам Бог посылает их проповедывать, еще уклоняются от сего: «избери могуща иного, егоже послеши», говорит один ( Ucx. IV, 13 ); «не вем глаголати», восклицает другой (Иерем. I, 6). Исаия по воззванию Божию соглашается быть послан, и то не прежде, как чудесно будучи очищен и воспламенен пламенем Серафима. В Апостолах видим готовность быть ловцами человеков и проповедовать царствие небесное: но ни в одном из них не видим того, чтобы он сам себя представил к званию Апостола, не говорю, поставил себя в оное. Таким образом, если не искать и даже убегать учительства есть отличительная черта достойных оного: то искать и домогаться оного есть признак недостойных. Следственно, увидев множество людей, толпящихся около седалища учительского, и наперерыв старающихся занять оное, мы могли бы сказать всем им: удалитесь; ваше множество доказывает, что между вами нет ни одного достойного, ваше своевольство и усильное искание достоинства учительского обличает ваше недостоинство. Сие самое обличение, только покрытое кротостию, произнес Апостол, когда сказал: «не мнози учители бывайте, братие моя». Люди, которые предприемлют учить, не быв призваны к тому, обыкновенно думают оправдаться тем, что хотя дерзновенно их предприятие, но дело их спасительно. Апостол разрушает сию мечту, вводя их в познание самих себя, и представляя им последствия их неуместной деятельности. «Ведяще, – говорит, – яко большее осуждение приимем: много бо согрешаем вси».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Одно время его уединение прервалось: ему пришлось заменять заболевшего престарелого игумена Алексия, а по кончине его он принял окончательно настоятельский посох. Перед тем монастырь погорел, и восстанавливать его святитель Филипп начал на средства, врученные ему родными, когда он приезжал для посвящения в Новгород. Все в Соловецком монастыре говорит о неутомимой энергии и могучей силе воли его гениального преобразова теля. Начал он с разработки железной руды и поваренной соли — для добывания средств для своей дальнейшей деятельности. Затем он соединил 52 озера в одно «Святое озеро», из которого монастырь стал получать питьевую воду, соединил его каналом с морем и поставил на нем свои знаменитые мельницы. Вместо маяков он поставил высокие кресты и устроил пристань, больницу и гостиницу для паломников. Обитель он окружил гранитными стенами и все деревянные постройки заменил кирпичными, для чего устроил кирпичный завод. Он изобрел какую-то самодвижущуюся телегу (без лошади) и решета, которые сами просеивали муку, что значительно облегчило труд братии; завел скотный двор и развел стада лапландских оленей, из шкур которых стали шить платье и обувь братии в устроенных им мастерских. Трапезу он улучшил, что было необходимо при суровом климате Соловецких островов, но строгость устава усугубил и очень высоко поставил послушание. Жизнь монастырских крестьян святитель Филипп благоустроил, поставил во главе их платное начальство и дал крестьянам право жаловаться. За благосостоянием и нравственностью их он зорко следил. Всеми работами он руководил лично. Но более всего святитель Филипп потрудился над духовным благосостоянием и благолепием обители. Он воздвиг и благоукрасил два великолепных собора — Преображенский и Успенский. Горячо принимая к сердцу все, что касалось святых основателей обители — Зосимы, Савватия и Германа, он разыскал чудотворную икону Божией Матери прп. Зосимы и его каменный крест, который и поставил в часовне на могиле прп. Германа; ветхие ризы и Псалтирь прп.

http://sedmitza.ru/lib/text/436772/

После краткого отдыха, Митрополит предложил идти осматривать святыню и древность. С бывшей кельи Преподобного, ныне обращенной в каменную палатку при соборе, началось сие летописное обозрение, где на каждом шагу встречалось или святое имя, или славное событие. Пред богатою иконою явления Божией Матери Сергию объяснил Митрополит сие утешительное видение на том самом месте, где оно происходило. Он указал на священные гробницы Митрополита всея России Иоасафа и Архиепископа Новгородского Серапиона. и, подведя Государя Наследника гробу великого мужа церкви, Архимандрита Дионисия, помянул подвиги за веру и отечество сего первого избирателя Романовых. Признательное сердце их потомка не могло забыть в такую минуту и славного Келаря, сподвижника Дионисиева: «где же Аврамий?» спросил он с участием, как будто о живом, и казалось сей бессмертный готов был отозваться на голос юного Романова, как отзывался некогда юному Михаилу, когда умолил его на царство. Митрополит, в звании Архимандрита лавры, тихо отвечал за своего Келаря: «погребен в Соловецком на своем обещании.» Посреди Троицкого собора, великолепие раки и иконостаса, и внутреннее убранство алтаря поразили удивлением взоры. Даяния Грозного и Годунова, Царей Михаила, Алексия, Феодора, сияли золотом и каменьями на древних иконах св. Троицы, Спасителя и Богоматери, и массою металла изумляли две серебряные сени, над ракою и над престолом, и висящий на своде хорос. Все это вручено Сергию и им сохранено сквозь ряд столетий, коих частные бедствия не дерзнули коснуться его лавры. С книгою Аврамиева сказания в руках, Митрополит рассказывал Великому Князю: как, во время осады Литовской, влетело ядро в окно алтарное и, пробив иконостас, ударило в образ Архангела Михаила, отразилось в левый столп, от него в подсвечник пред образом св. Троицы, и пало без вреда на помост, поливаемый слезами осажденного народа, и как в ту же минуту другое ядро, пробив южные железные врата, где на веки оставило славную язву, поразило в иконостасе образ чудотворца Николая и за ним исчезло. Он указал и самый образ, поставленный в трапезе соборной: поверх плеча Святителя есть круглое отверстие. Казалось Чудотворец и Архангел поборали сами защитникам лавры, ибо в сей роковой час Архимандрит Иоасаф, стоя на своем месте в церкви, впал в некое забвение и увидел пред собою светлого Архангела, обещающего ему поражение врагов, не пощадивших его иконы. С таким духовным подкреплением можно было полтора года отражать осаду и выйти победителями из смут междуцарствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

После монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда архипастырем и духовным вождем ее Господь избрал «смиренного богомудрого Петра» и открыл его духовному взору грядущий жребий Москвы – первопрестольного града, сердца Православной России. Уроженец далекой Волыни, носитель традиционного титула митрополита Киевского и всея Руси, святитель Петр († 1326 г.) завещал похоронить его в заложенном его честными руками Успенском соборе Московского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела – собирания Русской земли. Подвиг его продолжил святитель Алексий († 1378 г.) – «правило монашествующих и Церкви утверждение», духовный отец и воспитатель великого князя Димитрия Донского. Родом из черниговских бояр, постриженник Московского Богоявленского монастыря, святой митрополит всю свою жизнь отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси. «Постникам сподвижник», друг и собеседник богоносного аввы Сергия, богопросвещенный создатель нового славянского перевода Нового Завета, он соединил в себе совершенства духовные с мудростью государственной. Многие годы при юном князе Димитрии он стоял у кормила гражданского правления, мужественно предстательствовал за родную землю пред ордынскими ханами и исцеленной им ханшей Тайдулой. Он не дожил до великой победы на поле Куликовом, но победа эта стала возможной лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому молитвенному предстоянию перед Господом Сил. Прославлением чудотворных мощей святителя Алексия начал свое первосвятительское служение Русской Церкви святой митрополит Иона († 1461 г.) – достойный преемник «осиянных светом Божественным» первопрестольников Российских. Уроженец Костромских пределов, с 12 лет вручивший свою жизнь монастырским старцам, он подвизался, восходя по лестнице добродетелей, в Московском Симоновом монастыре, где послушанием его было «Божественных книг списание». Посвященный в архиерейское достоинство святым митрополитом Фотием († †1431 г.), он по смерти последнего должен был стать его преемником, но Господь послал в эти годы Русской Православной Церкви великие испытания: митрополитом поставлен был в Царьграде (в 1439 году) латинствующий Исидор. Святитель Иона, поборник истинного почитания Святой Троицы, потерпел много трудов и скорбей в обличении лжепастыря во имя веры и благочестия. Милость Божия была ему наградой – он сподобился чести стать в 1448 году первым предстоятелем Автокефальной Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Предание рассказывает, что уроженке этих мест девице Ольге Перегудовой, прозванной в народе Олюшкой Темной, которая была слепа с младенчества, дважды являлась во сне Богородица с просьбой о спасении иконы. Ольге удалось уговорить родственницу и соседку выкрасть образ из оскверненного храма. Когда икону принесли в дом и отмыли от грязи, то увидели, что краски с ликов стерты, а посередине зияла огромная щель. Здесь же изумленным и испуганным женщинам было явлено первое чудо: икона заплакала, и был голос, сказавший: «Все, все согрешили». С этого дня в доме Перегудовых постоянно собирался народ, у иконы горела лампада и не прекращалась молитва. Олюшка Темная утверждала, что от иконы исходит сияние. Перед Пасхой в 1972 г. был сделан венок из ткани, чтобы украсить икону, и тогда икона полностью обновилась. После смерти Ольги Перегудовой икона перешла в руки ныне уже покойной, тайной монахини Глафиры (Любицкой), в схиме Евлогии, первой настоятельницы Знаменского женского монастыря г. Барнаула, которая описала, как продолжалось ее обновление и другие чудеса, происходящие по молитве перед образом. В 1994 г. икону перевезли в уже восстановленный к тому времени храм. С этого времени по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II установлено празднование в честь перенесения иконы – Престольный праздник обители, который совершается в первое воскресенье июля. Прославить Заступницу земли Алтайской ежегодно собираются тысячи паломников с Алтая, Сибири, да и со всей России. Традицией стал семидневный Крестный ход в с. Коробейниково из г. Барнаула, который начинается за неделю до праздника. За 250 км. идут богомольцы, вознося Божией Матери свои молитвы. И не одна из них не бывает не услышана. Несть числа чудесам, совершившимся по молитвам у этого чудотворного образа: исцеления, помощь в житейских нуждах, дарование чада бездетным родителям. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь является действующим. Богослужения в обители совершаются регулярно, возрастает число насельников.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Каз...

Приблизившись к блаженной кончине своей, и заблаговременно сделав все, нужные к этой великой перемене в нашей жизни, приготовления, святитель Алексий, чувствуя наступление последняго часа, сам совершил священную литургию, причастился святых Таин, помолился о великом князе и боярах, о воинстве и всех людях, дал всем присутствующим последнее целование, и затем отошел ко Господу в безконечный век. И при такой чисто-подвижнической жизни, он заповедал положить тело свое не в церкви, но вне церкви за алтарем, на указанном им месте, «великого и конечного ради смирения». II. Вот сколько душеспасительных уроков предлагает нам своею жизнию святитель Алексий! а) Хорошо было бы, если бы в юности нашей, подобно святителю Алексию, мы были глубоко внимательны ко внутреннему голосу нашей совести и Господа Бога, – голосу, который каждого из нас зовет к Богу, покаянию и доброй жизни во Христе, зовет всегда, а в некоторых обстоятельствах нашей жизни особенно. б) Прекрасно было бы, если бы мы по достижении зрелого возраста, сознательно и свободно приняв на себя звание или монашества, или священства, или гражданского, военного и всякого другого служения престолу цареву и Божию, подобно святителю Алексию, ходили достойно нашего звания, по христиански, не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, но яко раби Христовы, – не для себя, но для Бога и ближних; если бы, взявшись за рало, не зрели вспят и тако управляли себя ко спасению; если бы за всякое благодеяние Божие благодарили Господа Бога тем или другим добрым делом; если бы всякое доброе дело начинали молитвою к Богу и святым Его; если бы к смерти готовились также внимательно, как готовился святитель Алексий; если бы о царе и августейшем доме его и всех людях молились всегда и пламенно также, как молился святитель Алексий; если бы, одним словом, жили и умирали также, как жил и почил святитель, чтобы другие, видя наши добрыя дела и мирную христианскую кончину, прославляли небесного нашего Отца. Аминь. (Извлеч. в сокращ. из «Поучений» Никанора, архиеписк. херсон. и одес., т. II, стр. 491–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010