25 февраля, в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, и день тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор совершили Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. В богослужении также принимали участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископы Костромской и Галичский Александр, Истринский Арсений, Верейский Евгений, епископы Красногорский Савва, Липецкий и Елецкий Никон, Видновский Тихон, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк, Гатчинский Амвросий, Троицкий Панкратий, Серпуховской Роман, Петергофский Маркелл, Бронницкий Феофилакт, Уссурийский Сергий, Орловский и Ливенский Иероним, а также находящиеся на покое епископы Илиан (Востриков), Серафим (Зализницкий), Никон (Миронов). За богослужением молились архиереи Поместных Православных Церквей, в частности, митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл (Болгарская Православная Церковь), настоятель Подворья Болгарской Церкви в Москве епископ Проватский Игнатий, епископ Диоклийский Иоанн (Сербская Православная Церковь), а также Президент Черногории Ф.Вуянович с супругой и губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко. По окончании литургии Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Христофор совершили литию перед гробницей приснопоминаемого Патриарха Алексия II. Затем духовенство совершило славление святителю Алексию Московскому перед ракой с его святыми мощами. Также в этот день по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была открыта в выставочном зале музея Храма Христа Спасителя подготовленная Управлением делами Московской Патриархии и Издательским советом Русской Православной Церкви совместно с Музейным объединением «Музеи Москвы» выставка «Патриарх Алексий II. К 80-летию со дня рождения».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Значение ее было громадно, хотя татарское иго было свергнуто окончательно только через 100 лет. Еще важнее было духовное значение святителя Алексия. В XIV в. в Средней Руси существовали лишь городские монастыри, общежительные монастыри и отшельничество были неизвестны. Но в последний год правления предшественника святителя Алексия — митрополита Феогноста, в 1353 г., совершилось важное событие, хотя и оставшееся тогда незаметным: юноша Варфоломей ушел на отшельничество в дремучие Радонежские леса. Это был первый отшельник тех мест, будущий прп. Сергий (память его 25 сент.). Так было посеяно первое духовное зерно, которое привело потом к духовному возрождению России и освобождению ее от чужеземного ига. После этого святитель Алексий был возведен в сан митрополита. В Константинополе он был не раз. Он знал греческий язык и перевел с греческого Евангелие. В то время обсуждался в Константинополе вопрос о внутренней молитве по учению святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Внутреннюю молитву знали в самые древние апостольские времена, но со временем она была забыта почти всеми, кроме немногих подвижников-монахов, главным образом святых гор — Афонской и Синайской. Причем наиболее высокие подвижники этой молитвы удостаивались видеть несозданный свет. Этот свет и есть проявление Божества. Его видели апостолы на горе Фавор, во время Преображения Господня, видели и многие подвижники. Православная Церковь настолько чтит святителя Григория и его учение, что посвятила ему 2-ю Неделю Великого поста. Патриарх Филофей, друг и покровитель святителя Алексия, был учеником святителя Григория и составил его житие. Сохранились письма Патриарха Филофея к святителю Алексию. В свою очередь святитель Алексий был другом и покровителем прп. Сергия. В одном письме к прп. Сергию Патриарх Филофей одобряет во всем его монастырь — что очень значительно с его стороны как ученика святителя Григория Паламы, — но советует ввести общежитие. Общежитие введено было. Изо всех этих писем ясно, что и патриарх Филофей, и митрополит Алексий, и прп.

http://sedmitza.ru/lib/text/436928/

Прошло с тех пор 13 лет. Никон был уже митрополитом Новгородским и другом царя Алексия Михайловича. В 1652 году он был послан царем в Соловки для перенесения оттуда в Москву мощей Святителя Филиппа. На обратном пути из Соловецкого монастыря он посетил Кий остров, видел Крест, поставленный им в благодарность Богу за свое спасение и возобновил обет устроить монастырь здесь. В память сего вторичного посещения Кия острова Никоном впоследствии была поставлена - и ныне существует - на другом конце острова, к материку, часовня, с Крестом же внутри оной. Во время отсутствия Никона, умер в Москве патриарх Иосиф, и возвратившийся с мощами Святителя Филиппа, Новгородский митрополит Никон упрошен был царем и народом быть патриархом Московским и всея Руси. Сделавшись патриархом, Никон решился привесть в исполнение свой давний обет и испросил у царя грамоту на построение монастыря на Кие острове, которая и была дана в 1656 г. Грамота эта следующего содержания. " От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца в Каргополь Воеводе нашему Федору Игнатьевичу Малыгину. Бил нам челом отец наш и Богомолец, Великий Государь Святейший Никон Патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя России; в прошлом де 147 году, как он Великий Государь Святейший Никон Патриарх ехал из Анзерского скита, и в те де поры от морского великого волнения едва не потоплен, но уповая на силу Животворящего Креста спасен пред Онежским устьем к пристанищу к Кию острову, и будучи де на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузил на том месте Святый Животворящий Крест. И как де по нашему Великого Государя указу в 160 году послан он Великий Государь Святейший Никон Патриарх по мощи Филиппа Митрополита в Соловецкий монастырь и с его чудотворными мощами морем едучи, на том месте благоволил Бог ему Великому Государю пристать и тот Честный Крест, который он прежде на том месте водрузил, силою Распятого на нем стоит в целости, а тот де остров пуст и ничьих и никаких угодий на нем нет; и быть тут жилецким людям нельзя, потому что на том месте камень голый, и силою де того Животворящего Креста, который на том месте водрузил, мнози веру держаще к нему, от морского потопления спасаются, а как де с мощами Чудотворца Филиппа стоял и обещался на том месте поставить Церковь и монастырь соградить, гречески Ставрос и русски Крестный, во имя Честного и Животворящего Креста и святого Священномученика Чудотворца Филиппа Митрополита, и нам Отца нашего и Богомольца, Великого Государя Святейшего Никона Патриарха Московского и всея Великия и Малыя России пожаловать, повелеть ему на том острову, идеже Честный Крест водрузил, поставить церковь и монастырь соградить во имя Честного и Животворящего Креста и святого Чудотворца Филиппа Митрополита, и жити ту иноком, вземши Крест свой на рамо и последовати Распятому на кресте Иисусу Христу.

http://sobory.ru/article/?object=03558

В монастыре инок Алексий начал жить «житием жестоким», изнуряя себя постом и бдением, молитвами и слезами, изучая ветхое и новое писание. Скоро все, от князя и митрополита и до простолюдина, возлюбили его, доброго ради жития его и смирения. И митрополит Феогност сначала перевел его во двор свой к себе наместником, потом поставил его епископом владимирским. А по смерти Феогноста св. Алексий, общим избранием и советом великого князя, бояр и вельмож и всех людей, наречен был митрополитом. Во время плавания его в Царь-град для поставления, поднялась один раз буря; корабль сокрушался волнами; все начали отчаяваться в жизни, все обратились к Богу с молитвою. Обратился и епископ Алексий и молитву подкрепил обетом – создать церковь во имя того святого, в день памяти которого Господь сподобит их достигнуть тихого пристанища. Буря вскоре утихла. Не нужно говорить о том, что святитель, возвратившись в отечество, совершил обет свой. Но замечательно то, что он исполнил больше, чем обещал: создал не церковь только, но и монастырь около церкви. На первосвятительском столе св. Алексий постоянно напоминал себе слова: «емуже много дано, много и взыщется от него... Раб, ведевый волю господина своего и не сотворив по воли его, биен будет много» ( Лук. 12, 4 ). И потому он подверг себя еще большим подвигам, и труды к трудам прилагал, и был образом и светом для всех, по слову Господню: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» ( Матф. 5, 16 ). И за премногую добродетель святого, слава о нем прошла не только в христианских, но и в неверных татарских странах. В это время супруга татарского хана Чанибека разболелась глазами и потребовала к себе человека Божия – Алексия, с надеждою получить от него исцеление. Искушение для русского святителя было великое, но он и робостию не постыдил себя и самонадеянностию не унизил. Он решился идти; но пред отшествием, со всем собором клира и мирян в церкви пресвятыя Богородицы, стал петь молебен и освящать воду. И вот, в знамение содействия Божия в предпринятом опасном пути святителя Алексия, загорелась сама собою свеча над гробом почившего его предместника св. Петра. Святитель, взяв воду освященную и часть от самозагоревшейся свечи, отправился в орду. Сами татары неверные, сам повелитель их Чанибек, с сыновьями своими, с князьями и вельможами вышли навстречу, с великим почтением, к человеку Божию. Уповая на милость Божию и совершив молебное пение, святитель возжег принесенную свечу, а принесенною водою окропил болящую царицу, и та прозрела.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Во времена святителя Алексия Церковь играла очень важную роль и имела очень большое значение в жизни русского государства и нашего народа. Во-первых, потому что она одна имела огромное духовное и нравственное воздействие на людей, формируя наилучшие черты нашего национального характера, укрепляя людей в понимании того, что высшей ценностью человеческой жизни является Бог, достойное человека отношение к ближним и благоговейное отношение к Творцу. Эта система ценностей стала именоваться Святой Русью, потому что в жизни именно нашего народа в то время святость стала главной ценностью и основным целеполаганием в жизни. И поддерживалась эта система ценностей в первую очередь жертвенным и мужественным пастырским служением Церкви. Церковь осуществляла свою проповедь, побуждая человека к святости в личной жизни, в семейных отношениях. Но не только. И в этом, может быть, особе историческое значение святителя Алексия, который пытался христианским духом пронизывать не только духовную, но и общественную, и политическую жизнь страны. По стечению обстоятельств он был не только первосвятителем земли Русской, он был государственным деятелем во многом определявшем тогда политическое направление жизни государства, и состояние русского общества. Святитель Алексий предпринимал дальние поездки, в первую очередь,  в Орду, чтобы добиться изменения положения народа и Церкви. И ему это удавалось. Он изменял отношение хана и правителей Орды к Земле русской и народу нашему. Но святитель Алексий, имея огромное влияние на жизнь всего русского общества и государства, никогда не переходил опасной черты — никогда не простирал длань к светской власти и никогда не пытался средствами светской власти проповедовать Христа и воспитывать народ. Русской Церкви, несмотря на огромный авторитет, какой она имела в народе, удалось избежать опасного соблазна — стать частью светской власти и осуществлять пастырское служение силой принуждения, которое свойственно государству. Именно поэтому наша Церковь и избежала всех тех опасных последствий, которые имели место в первую очередь на Западе, где Церковь связала себя прочно с механизмами светской власти, вовлекая себя в политическую борьбу, не свойственную для Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/567983.htm...

Лучшие черты православного старчества явил в своей жизни широко почитаемый на северо-востоке России иеромонах Матфей (Швецов). Своей твердой верой, духовными наставлениями и благодатным даром чудотворений он утвердил в Истине многих православных христиан. Его чудесное заступничество продолжается и поныне. Изучив житие и подвиги иеромонаха Матфея (Швецова), подвижника веры, и отметив его праведное житие во исполнение заповедей Христовых, безукоризненное православие и верность канонической Церкви Святейшего Патриарха Тихона, духовничество и наставление в вере православных чад церковных, дар прозорливости, дар духовного и телесного врачевания и чудотворений, не прекращающийся и поныне, исповедничество, народное почитание — по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: 1. Причислить к лику местночтимых святых земли Вятской преподобного Матфея (Швецова), Яранского чудотворца. 2. Честные его останки, покоящиеся на городском кладбище Яранска, да пребывают под спудом; отныне именовать их святыми мощами. 3. Установить ему празднование 16/29 мая. 4. Составить сему преподобному особую службу для местного епархиального употребления, а до составления таковой отправлять общую по чину преподобническому. 5. Писать новопрославленному угоднику Божию честную икону для поклонения согласно определению Седьмого Вселенского Собора. 6. Напечатать житие преподобного Матфея для назидания монашествующим и чадам Православной Церкви. 7. О сей благодатной радости прославления нового преподобного возвестить духовенству и мирянам Вятской епархии. Предстательством и молитвами преподобного Матфея, Яранского чудотворца, Господь да укрепит веру православных христиан, подаст мир и единение всем чадам Богом хранимой земли Вятской и ниспошлет им Свое Благословение. Аминь. Божией милостью смиренный ХРИСАНФ, Архиепископ Вятский и Слободской Обращение Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II к Высокопреосвященнейшему ХРИСАНФУ, Архиепископу Вятскому и Слободскому, всечестному духовенству, преподобному монашеству и пастве Вятской епархии по поводу причисления

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

В кон. XVII-XIX в. О. продолжал почитаться местно в Троице-Сергиевом мон-ре и в связанных с ним обителях (Описание о российских святых. С. 79; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142). Из-за неверного прочтения текста Жития прп. Сергия О. иногда ошибочно почитался не как 1-й троицкий диакон, а как привратник («вратарь»). Канонизация О. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому установлено 10 марта 1964 г. по решению патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) , а также в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Иеронима (Зиновьева) и по благословению, полученному 10 июля 1981 г. от патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). Ист.: ПСРЛ. Т. 11. С. 129, 135; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 304, 321. Лит.: Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1882. Серг. П., 1910, 1996р. С. 63; Никон (Рождественский), архим. Житие и подвиги прп. и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045. С. 27, 63; Kovalevsky P. Saint Serge et la spiritualité russe. Bourge, 1958 (по указателю); Евлогий (Смирнов), архим. Собор Радонежских Святых - престольный праздник Сергиевой Лавры//ЖМП. 1981. 10. С. 17-19; Городилин С. В. Ростовское боярство в 1-й трети XIV в.//ИКРЗ, 2001 г. Ростов, 2002. С. 94-98; Кузьмин А. В. Генеалогия и поминание представителей рода Сергия Радонежского в XIV-XIX вв.: (По данным древнерус. синодиков)//Честному и грозному Ивану Васильевичу: К 70-летию И. В. Лёвочкина: Сб. ст. М., 2004. С. 35-46; он же. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 214-219; он же. Судьба прижизненная и посмертная: Участь родственников прп. Сергия Радонежского в XIV - 1-й пол. XVI в.//Родина. 2014. 5. С. 77-81; Стрельников С. В. Землевладение в Ростовском крае в XIV - 1-й трети XVII в. М.; СПб., 2009. С. 119-120; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая обитель: Жизнеописание прп. Сергия; Путев. по Лавре. Серг. П., 2012. С. 71, 440. Примеч. 99.

http://pravenc.ru/text/2578419.html

ПОСТАНОВИЛИ: Правящим архиереям Бобруйской епархии усвоить титул «Бобруйский и Быховский». ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о проходившем с 20 по 23 января 2005 года визите в Русскую Православную Церковь Святейшего Патриарха Болгарского Максима. СПРАВКА: Святейшего Патриарха Болгарского Максима сопровождали митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, митрополит Русенский Неофит, епископ Знепольский Николай, глава Дирекции по вероисповеданиям при Совете Министров Республики Болгария доктор Иван Желев. В Москве делегацию Болгарской Православной Церкви сопровождали епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя ОВЦС, и архимандрит Игнатий (Карагьозов), настоятель Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве. 21 января 2005 года в Синодальной и Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря состоялась встреча между делегациями Русской и Болгарской Церквей. Были обсуждены актуальные вопросы церковной жизни. Святейший Патриарх Алексий выразил удовлетворение в связи с фактическим завершением раскола в Болгарской Православной Церкви. Святейший Патриарх Максим поблагодарил Русскую Православную Церковь за поддержку в разрешении проблемы раскола. В Храме Христа Спасителя Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму за большой личный вклад в укрепление единства православных народов была вручена премия «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов». 22 января 2005 года, в день памяти святителя Филиппа, Митрополита Московского и всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Святейший Патриарх Болгарский Максим в сослужении иерархов Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. В ходе визита Святейший Патриарх Болгарский Максим совершил богослужение в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Подворье Болгарской Православной Церкви) и встретился с прихожанами храма. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению.

http://sedmitza.ru/lib/text/429871/

Справка В период с 20 по 24 января 2006 года Русскую Православную Церковь посетил Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий. В поездке Предстоятеля Албанской Православной Церкви сопровождали митрополит Корчинский Иоанн и архимандрит Антоний (Мердани). 21 января в резиденции Предстоятеля Русской Православной Церкви в Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Блаженнейшим Архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече также участвовали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей епископ Егорьевский Марк, наместник московского Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), президент Международного фонда единства православных народов профессор В.А. Алексеев, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. На встрече состоялось обсуждение темы влияния Церкви на жизнь общества, диалога Православной Церкви с межхристианскими организациями и неправославными общинами, а также вопросов межправославных отношений. Была подчеркнута важность более частого братского общения Предстоятелей Поместных Православных Церквей и их представителей, особенно совместного совершения Божественной Литургии. В этот же день на торжественной церемонии в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя Блаженнейшему Архиепископу Анастасию была вручена премия «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов». В воскресенье, 22 января, в день памяти святителя Филиппа, Митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и Блажейнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий совершили Божественную литургию и молебен у мощей святителя Филиппа в Успенском соборе Кремля. Предстоятелям Русской и Албанской Православных Церквей сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Корчинский Иоанн (Албанская Православная Церковь), Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископы Дмитровский Александр и Егорьевский Марк.

http://sedmitza.ru/lib/text/429895/

27 апреля 1913 года на имя государя императора Николая Александровича из затерявегося в валдайских лесах Короцкого женского монастыря ушло прошение игумении Магдалины. В этом прошении была изложена целая история, начавшаяся в январе 1900 года. Тогда потомственный почетный гражданин из села Бологое Валдайского уезда Агапит Филиппович Гусев пожертвовал Короцкоиу монастырю 100 квадратных сажен земли близ станции Бологое Николаевской железной дороги «исключительно для постройки на означенном участке часовни в ознаменование молитв о ниспослании монаршего рождения будущего наследника престола российского. Господу Богу было угодно явить Свою милость народу русскому». 30 июля 1904 года вся царелюбивая Россия радовалась в день рождения цесаревича, а Короцкий монастырь в память сего радостного события соорудил каменную часовню, каковая 21 сентября 1904 года была освящена в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси Чудотворца и святителя Тихона Задонского чудотворца, и покровителей, и молитвенников за землю русскую. Присоединилась к сей радости и проживавшая в Бологое княгиня Екатерина Павловна Ширинская-Шихматова. «Желая вместо часовни иметь церковь, где бы возносилось ежедневное моление Господу Богу о здравии и спасении» Императорского величества и всего августейшего семейства, княгиня в 1909 году пожертвовала Короцкому монастырю участок земли в 999 квадратных сажен, находившийся по соседству с часовней, с непременным условием, чтобы на земле сей был выстроен храм. Каменный храм в память рождения государя наследника цесаревича начал возводиться на средства благотворителей, изысканные настоятельницей Короцкого монастыря. К строительству приступили в 1913 году – в год 300-летия царствования рода Романовых. Доброхотных подаяний и жертвователей, судя по масштабам стройки, нашлось немало. Но строительство не успели завершить. Осталась трехэтажная кирпичная коробка с фигурной – под барабаны – крышей. Война, эшелоны, беженцы – станцию Бологое лихорадило. В ночь на стыке февраля и марта у бологовского перрона дважды тормозил литерный поезд последнего российского императора. Через несколько часов он подпишет акт об отречении, незадолго до этого сказав: «Я берег не самодержавную власть, а Россию…». Но в России уже распоряжалось Временное правительство. Потом грянула Октябрьская революция. После бандитских выстрелов в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь на 18 июля 1918 года остался единственный на Руси – пусть и недостроенный храм в память рождения государя наследника цесаревича на станции Бологое. Несколько поколений бологовцев будут потом буквально вскормлены на памяти убиенного наследника русского престола: при советской власти в том здании разместили пекарню…

http://sobory.ru/article/?object=11715

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010