10) Церковь Святого апостола Андрея Первозванного, построенная на Васильевском острове при Анне Иоанновне, была деревянная, об одном престоле и холодная, т. е. без печей. В 1740 году при ней имелось три священника. Число жителей острова все увеличивалось год от года. В январе 1740 года прихожане сей церкви из людей знатных, прописав все сии обстоятельства, просили Высочайшего разрешения близ сей церкви на принадлежащем ей месте построить из своего иждивения, с помощью и доброхотных подаяний, другую теплую, а для безопасности от топления печей – каменную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы или какого-либо святого. 5-го апреля 1740 года комиссия о строении города отвечала духовному правлению, в котором производилось сие дело, что построить можно (т. е. разрешается), но требовала к апробации план и фасад, которые и поданы 21-го апреля 1740 года. Архитектор Осип Трезин 29-го мая того же года подал в Духовное правление ведение, что строение будет находиться под его смотрением. Св. Синод 2-го июня разрешил церковь сию построить, прибавив, что о наименовании ее решение будет принято после того, когда поступит донесение о готовности ее к освящению. Через некоторое время на постройку сей церкви отданы разные материалы, известь и гвозди, оставшиеся от починки каменных домов, в которых жил в С.-Петербурге персидский посол со свитой. В 1743 году, по челобитью Андреевского священника Иакова Тиханова, Сенат, по указу Императрицы, постановил: не требовать денег за оные материалы, так как при Андреевской церкви не имелось вкладных сумм. Об освящении же этой церкви будет сказано в свое время. 11) В это время строилась на Васильевском острове между седьмою и восьмою линиями церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом. Священник этой церкви Стефан Иванов в 1741 году донес, что придел во имя святых Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Всея России чудотворцев, окончательно устроен. Ему выдан из Духовного правлении антиминс со взятием 75 коп. указных пошлин и указ на освящение. А когда освящен сей придел и кем, в деле 8-го декабря 1741 года за 2165, не значится.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

2 . Святаго священномученика Киприана. Святыя мученицы Иустины, Святаго блаженнаго Андрея, Христа ради юродиваго. 3 . Святаго священномученика Дионисия Ареопагита . 4 . Святаго священномученика Иерофея, епископа Афинскаго. Обретение честных мощей иже во святых отец наших Гурия, архиепископа Казанскаго, и Варсонофия, епископа Тверскаго . 5 . Святыя мученицы Харитины. Иже во святых отец наших Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев . 6. Святаго и славнаго апостола Фомы. 7 . Святых мученик Сергия и Вакха. Преподобнаго Сергия, иже на Нурме реце, Вологодскаго чудотворца. 8 . Преподобныя Пелагии. 9 . Святаго апостола Иакова Алфеева . Преподобнаго Андроника и жены его Афанасии. 10 . Святых мученик Евлампия и Евлампии. 11 . Святаго апостола Филиппа, единаго от седми диаконов. Преподобнаго Феофана Начертаннаго, творца канонов, епископа Никийскаго. Память святых отец Седьмаго Вселенскаго Собора (празднование бывает в неделю). 12 . Святых мученик Прова, Тараха и Андроника. Преподобнаго Космы Святоградца, епископа Маиумскаго, творца канонов. Празднование святому Иоанну, Крестителю Господню, на память пренесения из Мальты во град Гатчину креста из части Древа Животворящаго Креста Господня, чудотворнаго Филермскаго образа Божия Матере, писаннаго святым евангелистом Лукою, и десныя руки мощей святаго Иоанна Предтечи. 13 . Святых мученик Карпа и Папилы. Празднование Иверстей иконе Пресвятыя Богородицы . 14 . Святых мученик Назария, Гервасия, Протасия и Келсия. Преподобныя Параскевы. 15 . Преподобнаго Евфимия Новаго. Святаго преподобномученика Лукиана, пресвитера Великия Антиохии. 16 . Святаго мученика Лонгина сотника. 17 . Святаго пророка Осии. Святаго преподобномученика Андрея Критскаго . 18. Святаго апостола и евангелиста Луки . Преподобнаго Иосифа, игумена Волоцкаго (Волоколамскаго), чудотворца. 19 . Святаго пророка Иоиля. Святаго мученика Уара. Преподобнаго Иоанна Рыльскаго . 20 . Святаго великомученика Артемия. 21 . Преподобнаго Илариона Великаго. Пренесение мощей преподобнаго Илариона, епископа Меглинскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5 ноября 1917 года на Троицком подворье митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин) получил весть об избрании его на Патриарший престол. Здесь же в мае 1922 года святитель был арестован. После этого на подворье ненадолго разместилась Московская богословская академия Обновленческой Церкви. В 1929 году ее сменил детский сад. Домовую церковь разорили, а ее купол и шатровый верх звонницы снесли. Храм Живоначальной Троицы власти превратили в склад, потом в него вселился Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр... В 1992 году Троицкое подворье было возвращено Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II иеромонах Лонгин (Корчагин), ныне епископ Саратовский и Вольский, возродил здесь монашескую и приходскую жизнь. Первая Литургия на подворье была отслужена на Пасху 1993 года. А в 1995 году состоялось первое патриаршее богослужение. Святейший Патриарх Московский Алексий II в сослужении Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры во главе с отцом наместником, архимандритом Феогностом (Гузиковым) и лаврским хором под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) совершил на подворье БожественнуюЛитургию. Завершена реставрация храмаЖивоначальной Троицы. Его Великое освящение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в 2000 году на празднование Похвалы Пресвятой Богородицы. Сейчас богослужения совершаются в трех восстановленных его приделах - во имя Живоначальной Троицы, в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя преподобных Сергия и Никона, Радонежских чудотворцев. Одна из наиболее почитаемых икон подворья – образ Божией Матери «Достойно есть» афонского письма. Это список чудотворной афонской иконы, находящейся в соборном храме Протата в Карее - столице Афона. Он был привезен на Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 16 июня 1999 года. Еще одна святыня - икона Живоначальной Троицы, написанная на доске из Мамврийского дуба и освященная на Гробе Господнем. Она была подарена Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Русской Духовной Миссией в Иерусалиме в 1912 году. На подворье также хранятся два креста-мощевика, в которые заключены более двух десятков мощей почитаемых в России святых.

http://sobory.ru/article/?object=23245

8. Что касается нашего, якобы «неучастия» в делах Украины, то мы неоднократно бывали в Малороссии: по нескольку раз - в Киево-Печерской Лавре, в Почаевской Лавре, в Святогорской Лавре, проводили Крестные ходы, привозили чудотворную мироточивую икону Святых Царственных Мучеников, принимали участие в церковных богослужениях и собраниях местной православно-патриотической общественности. На проводимых в Москве мероприятиях мы всегда поднимали тему защиты канонического Православия и единства Русской Православной Церкви и нашего народа в России и на Украине. Кроме этого, ныне преставившаяся ко Господу всем известная старица Олимпиада из города Луганска благословила меня лично на духовную брань, на нашу дальнейшую деятельность в Союзе Православных Братств Русской Православной Церкви Московского Патриархата и на поддержку Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II-ro, который не раз у нее бывал. Что касается нашего взаимодействия с СПБ Украины, то однажды нас пригласили в Киев на Крестный ход, а когда мы приехали, В.Лукьяник скрылся, а его заместитель даже не помог нам по-нормальному разместиться на ночлег, так что нам самим пришлось искать, где преклонить главу. После этого мы развернулись и уехали в Луганск, где нас прекрасно приняли. 9. Считаю необходимым прекратить ненужные склоки с фактически сформированным московским отделением Союза Православных Братств Украины и продолжать работу братств, верных законному руководству российского СПБ, во благо Матери-Церкви и Русского Народа. 10. В заключение хочу еще раз повторить, что решения «конференции» от 9 августа 2007 года считаю незаконными и заявляю, что наш Союз Православных Братств, который я возглавляю, как действовал, так и будет продолжать действовать во благо Матери-Церкви и Русского Народа. Председатель Союза Православных Братств Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Глава Союза Православных Хоругвеносцев, Сопредседатель Свято-Сергиевского Союза Русского Народа Леонид Донатович Симонович-Никшич.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Вообще Ленин и Хрущев, при всех их внешних различиях очень близки внутренне. Это прежде всего яростные разрушители духовной, да и материальной жизни народа. Вспомним хрущевскую политику по отношению к деревне, добивающую крестьянские хозяйства, внешнеполитические авантюры, разрушение целых родов войск в армии... Одним словом, сатанинскую идею по скорейшему построению «коммунизма» Хрущев проводил по всем направлениям с присущей ему энергией. Однако, чаша терпения вскоре переполнилась. И что, конечно, не может быть случайностью, смещение «кукурузника» со всех постов произошло на Пленуме ЦК 14 октября 1964 года, причем именно в ночь, когда Русская Православная Церковь отмечает Покров Пресвятой Богородицы! Ведь наша Церковь и является воплощением идеи – Дом Пресвятой Богородицы, причем сам Покров – праздник преимущественно русский национальный. Сам Андрей Юродивый, которому в X веке в Константинополе явилась Пресвятая Богородица, держащая Свой Покров над молящимися в храме, защищая их от врагов видимых и невидимых, был славянином, македонцем. Причем, так торжественно, как у нас на Руси, этот праздник нигде не отмечается, даже в братских Церквях Сербии и Болгарии. Храмов в честь Покрова в России – бесчисленное множество... Тема хрущевских гонений неразрывно связана с именем великого святителя Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) , о котором и хотелось бы рассказать. По национальности он был белорус, его отец служил настоятелем Ковенского кафедрального собора. Этот храм и сейчас стоит в Ковно (Каунасе), но в начале 1920-х годов он был превращен в костел. Что интересно, роспись стен осталась прежней, над органом и сейчас находятся изображения Преподобного Сергия Радонежского и Святителя Алексия, митрополита Московского и Всея Руси... В начале века это был гигантский для западнорусского края собор. Юноша (в миру Борис Дорофеевич Ярушевич) с детства проявлял незаурядные способности к математике. Еще когда он заканчивал гимназию в Ковно, всех поражало его уникальное дарование. Протоиерей Дорофей хотя и желал, чтобы сын наследовал священство, сдался перед уговорами и отдал сына на математический факультет Петербургского университета. Однако, молодой Борис не пошел по пути, который ему предсказывали. Закончив, причем с блестящими успехами, первый курс университета, он поступает в Петербургскую Духовную Академию, экстерном сдав экзамены за Семинарию. По окончании курса Академии он принимает монашество с именем в честь Святителя и Чудотворца Николая. Вот эти решительность, бесстрашие и ярко выраженное волевое начало были свойственны Владыке от начала его жизни и до конца, когда он единственным из всех русских святителей открыто выступил против хрущевских гонений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Давид при стаде Вифлеемском мал пред прочими сынами малого в народе своем Иессея; в то же время тот же Давид уже велик паче братий своих пред Богом и пред Пророком Его Самуилом. Давид на престоле во Иерусалиме велик и пред Богом и вместе пред человеками. Навуходоносор, без сомнения, почитал себя очень великим, когда нарек себя создателем Вавилона великого; но в то же самое мгновение открылось, что он не выше бессловесных. Сын Захарии, живущий в пустыне, одевающийся звериною кожею, питающийся дикою пищею, вероятно, диким человеком казался многим из тех, которые «носят мягкая, и живут в домех» ( Mamф. XI, 8 ): и кто бы подумал, что есть род великости, в которой он перерос всех рожденных женами прежде его? Но и еще есть род великости, в которой он не достиг до меньшего в царствии небесном. К чему же, наконец, могут послужить нам столь разнообразные меры великого и малого. К тому, чтобы к ним примеривал себя мнящийся быть более других, и не презирал малых земли, не возносился пред ними надменною мыслию, предусмотрительно помышлял о времени, когда разновидная великость земная, подобно разносоставному истукану сновидения Навуходоносора, рассыплется в прах, и, может быть, оставит его слишком малым против меры небесной, – чтобы к оным примеривал себя и малый земли, и не завидовал великим, не упадал духом, заботился не о том, как бы возвыситься на земли, но, да не «наречется мний в царствии небеснем». Не разумеющий, или нерадящий может сказать, что для него довольно, если хотя мний наречется в царствии небеснем. Таковому ответствует Святый Златоустый: «егда слышиши меньшего во царствии небеснем, ничто же ино разумей, разве геенну и муку; царство бо он не наслаждение весть нарицати токмо, но и время воскресения, и пришествие оное страшное». И далее говорит: «Мний будешь, сие есть, отверженный, последний, – последний же всячески в геенну впадет тогда», то есть, во время всеобщего воскресения и открытия царствия Божия. И подлинно, как рассуждает тот же учитель Церкви, если тот, кто скажет брату: уроде, осуждается в геенну, может ли быть меньше осуждение тому, кто «разоряет...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Другие чудотворные списки с Феодоровской имелись в Вознесенском монастыре в Сызрани, в Нижнем Новгороде в церкви во имя святого митрополита Алексия, в Феодоровском Гродецком монастыре Нижегородской епархии, в Троицкой церкви в Казани (ее поставил туда святитель Гермоген), в Моршанске, Ярославле и во многих иных местах. В Москве помимо списка в дворцовой церкви находился еще и другой, очень древний и точный, список с Феодоровской — в храме на Малой Алексеевской улице в Рогожской слободе. Воцарение Михаила Федоровича знаменовало собою окончание смутного времени на Руси. Феодоровская икона особо почиталась всей династией Романовых, и в послепетровское время принимавшим Православие иноверным невестам наследников русского престола именно в ее честь давалось обычно отчество Феодоровна. Как некогда совершилось перед этой иконой поставление на царство первого царя из династии Романовых, так и сопровождала она до самой мученической кончины последнего государя и его семью. Царица-мученица Александра Феодоровна особенно чтила Феодоровскую икону. В Царском Селе ею был выстроен Феодоровский собор с Феодоровским городком вокруг него. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над царской семьей был найден образ Богоматери Феодоровской, без которого Александра Феодоровна никуда не выезжала. В 1930-х годах костромской Успенский собор — место постоянного многовекового пребывания иконы — был разрушен. Однако икона не попала в руки безбожников, а была передана сначала в церковь Иоанна Златоуста, а затем в храм Воскресения на Дебре, долгие годы служивший кафедральным собором Костромской епархии. Перед этим образом никогда не прекращалось народное моление. В 1991 году главная святыня Костромы была торжественно перенесена в восстановленный после страшного пожара 1982 года и возвращенный церкви Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне. Промыслительно, что когда рухнуло в России «засилье дьявола», возобновились и крестные ходы с Феодоровской иконой. И, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руки Алексий II, ходы эти «ныне приобретают государственное общероссийское значение».

http://pravoslavie.ru/put/050829141828.h...

Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради Спасения, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. В ту же Неделю вечера, в Великий Понедельник, Великий Вторник: Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради Спасения, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. На повечерии Великиго Понедельника и Великиго Вторника отпустом служит молитва: Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Боже наш, молитвами всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы честных Небесных Сил безплотных, честнаго, славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостол, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей: Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святых отец наших всея России чудотворцев, Михаила, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и Ермогена, и святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, (и святаго имярек, егоже есть храм, и егоже есть день) и всех святых Твоих, благоприятну сотвори молитву нашу, даруй нам оставление прегрешений наших, покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь. Господи, помилуй нас и мip Твой, и спаси души наша, яко благ и человеколюбец. В Великую Среду в конце утрени и после литургии: Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради Спасения, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Отпуст изобразительных в этот день совершается молитвой «Владыко Многомилостиве», а после малого повечерия полагается обычный малый отпуст:

http://azbyka.ru/vse-bogosluzhebnye-otpu...

История города Иваново, 1958, ч.1, с 170; Тихомиров, 1996, с. 94-98; ГАВО Ф 556 Оп. 3 Ед. хр. 914 Л. 2, 31, 38, 60, 88; ГАИО Ф. 205. Оп. 1. Ед. хр. 269. Л. 38. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область » . Часть 1, стр. 456-459. М., «Наука», 1997. Введенский женский монастырь в г.Иванове расположен в центре города Иваново. Основан в 1991 году архимандритом Амвросием (Юрасовым). Церковь в честь Введения Богородицы — памятник архитектуры начала XX века. Построена по проекту архитектора П. Бегена. В этом храме в 1918 году служил Патриарх Тихон. Долгие годы в храме располагался государственный архив, в Никольском приделе был устроен туалет, установлены перекрытия, сняты кресты. Чтобы вернуть храм верующим, 16 дней продолжалась голодовка 4 женщин — членов православной общины Введенского храма. Благодаря им в 1990 году храм был передан Русской Православной Церкви. 27 апреля 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал указ об учреждении Свято-Введенского женского монастыря. Основатель и духовник монастыря: архимандрит Амвросий (Юрасов). Игумения Мария (Перепеча). В Введенском храме монастыря покоятся мощи новомучеников Российских — свщмч. Владимира (Лежневского) и блж. Алексия (Елнатского), частицы 168 святых, ряса св.прав. Иоанна Кронштадтского. Свято-Введенский храм в центре Иванова, известный в Иванове как " Красная церковь " , был построен на средства горожан в начале ХХ века (архитектор П. Беген). Он имел три престола: Введения Пресвятой Богородицы во храм, свт. Николая Чудотворца и вмч. Феодора Тирона. Введенский храм постигла та же участь, что и другие церкви Иваново-Вознесенска. 22 октября 1935 г. власти передали храм обновленцам, и народ перестал его посещать. Ссылаясь на это обстоятельство, городские власти в 1938 г. его закрыли. Убранство храма и иконы были разграблены, а в опустевшем здании расположился Областной Государственный архив. Во время войны в 1942 г. была сделана первая попытка открыть храм. Верующие собирали подписи, писали многочисленные прошения. Но власти посчитали, что «к открытию церкви нет никаких оснований " ...

http://sobory.ru/article/?object=05666

Как известно, Ростов-на-Дону и его окрестности часто посещала эпидемия холеры, которая уносила жизни многих людей. Одним из чудесных средств, противостоявших этому недугу, считалась Аксайская икона Божией Матери — Одигитрия. В ознаменование избавления местности от страшного холерного недуга и предотвращения очередного его пришествия в 1892-1893 годах недалеко от Преполовенского храма сооружается небольшая кирпичная часовня, которую освящают в честь чудотворной Аксайской иконы Бежией Матери - Одигитрии. 1908-1909 года в истории Преполовенского храма были весьма значимыми. В указанные годы храм был существенно перестроен, значительно расширен и стал трехпрестольным. Левый, северный придел перестроенного храма 27 октября 1909 г. был освящен во имя святителя Алексия, митрополита Киевского, часто неправильно именуемого Московским и Всея России, а правый южный придел 7 декабря 1910 г. - в честь Смоленской иконы Божией Матери - Одигитрии. Интерьер расширенного и обновлённого Преполовенского храма украшали многочисленные росписи масляными красками, включавшие изображения святых и сюжеты из Священного писания. При Преполовенской церкви с 1898 года начала действовать церковноприходская школа. Причт в расширенной церкви был также увеличен, с этого времени в нем было уже два священника, диакон и два псаломщика. Увеличенные размеры церкви и богатство её внутреннего убранства стали предметом гордости станичников. В годы Гражданской войны Преполовенский храм стал центром, где была предпринята неудачная попытка организовать белый отпор установлению в станице Советской власти. Весною 1918 года священник церкви Алексей Часовников созвал станичный сбор казаков, на котором было принято решение оказать вооруженное сопротивление отряду красного прапорщика Рудольфа Фердинандовича Сиверса (1892-1918), вынудившего покинуть Ростов уступавшего ему по числу бойцов в 4-5 раз белую Добровольческую армию генерала Лавра Георгиевича Корнилова (1870-1918). Еще более слабый и небоеспособный отряд казаков Нижне-Гниловской станицы, принявших неподготовленное и легкомысленное решение, был легко рассеян красным отрядом. Победители вошли в станицу, разыскали священника Алексея и повесили его перед станичниками около церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02621

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010