2 червня 2009 р. 00:00 2 июня — обретение мощей митрополита Алексия, святителя Московского и всея России чудотворца [Стаття] Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни отрок раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня он стал уединяться, часто посещать церковь и решился стать иноком. 31 травня 2009 р. 19:04 1 июня — день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского [Стаття] 1 июня (19 мая по ст. ст.) празднуется день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского. Князь, знаменитый своей победой в Куликовской битве, был прославлен в лике святых в 1988 году, в год празднования тысячелетия Крещения Руси. 27 травня 2009 р. 15:00 28 мая — Вознесение Господне [Стаття] Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святой Православною Церковью как один из великих праздников, в сороковой день от первого дня Пасхи. 21 травня 2009 р. 19:00 22 мая перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар [Стаття] Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 (22) мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. 21 травня 2009 р. 00:00 21 мая день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова [Стаття] Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. 6 травня 2009 р. 00:00 6 мая — память великомученика Георгия Победоносца [Стаття] Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

За «Рашку», ребята, вам придется, отвечать, рано или поздно. Считайте, что вы сами себе послали «черную метку». Обратите внимание, как синхронизированы действия этой некрофильской группировки, этого «коллективного Троцкого» малого народа. Сначала Познер заявляет, что Православие - это ошибочный выбор России , затем Сванидзе с Млечиным пытаются облить своими нечистотами святого благоверного князя Александра Невского , затем Невзоров, лицо которого всё больше приобретает лошадиные и бесовские черты , пытается оскорбить Божию Матерь, затем НТВшники дают подряд две антирусские и антироссийские темы. Первая против Москвы , называемая «Замкадыши», а вторая против всей России «Пора сваливать из Рашки?» И всё это глумление совершается одновременно с угрозами, поступающими с исламской стороны. Весьма интересные связи обнаруживаются, не правда ли? И при этом наши горе-идеологи заявляют, что надо бороться с десталинизацией общественного сознания, тем самым признавая, что сталинизация реально происходит в нашей стране. А на что вы ещё можете рассчитывать, господа горе-идеологи, если великую страну некрофилы из НТВ называют «Рашка»?! Напомню вам слова из одного сна, который снится «коллективному Троцкому»: «Раз-два, Сталин идет, три-четыре, идет за тобой, пять-шесть, он уже здесь». Для вас, господа некрофилы, Россия - «Рашка», а для Русского народа Россия - Святая Русь. И мы с вами больше никогда не найдем общего языка. Вы сами себе вынесли окончательный приговор и обжалованию он не подлежит. Бегите, крысы, пока не поздно! Сегодня память святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена Московских и всея России чудотворцев. Обратимся к ним со слезной молитвой заступиться за дом Пресвятой Богородицы и спасти его от поругания нечестивцев. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 3. Русскому Сталинисту-25 «Мы с марта 17-го года непрерывно живём в условиях, когда кое-кто постоянно стремится лишить нас Родины и Бога». Да, уж, с марта… А ранее таковых тенденций не наблюдаем? Чё ж Вы себе историческую память так обрубаете-то ? Если стране нужена оздоровительная диктатура, то почему именно сталинского разлива? Желаете «здоровый» государственный атеизм ? Или тотальное господство Госплана, режущее любую частную инициативу? Своей сталинской хоругвью даёте в руки врагов русской государственности оружие, типа «Архипелага», и этим топите патриотизм. Историческая инфантильность какая-то. Хоть бы вырастали скорее !

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/18/kr...

Как в Московском государстве прежде были и иные суть цари благочестия и православной веры блюстители. Также и моя братия и святейшие патриархи, пасущие благочестно Христову церковь в вере до кончины жизни своей, пребывали непоколебимы ветром лжеучения и никто не был противником святой веры. И все, держащие церковь святую, соборную, митрополиты российские, первые архиереи, из них же святой Петр, Алексий, Фома и Филипп чудотворцы, поставлялись митрополиты в Константинополе, вселенским патриархом греческим и оттуда чинами в церкви святой действовали, священное песнопение все воспринимали. Если бы здесь в России от этих царей было в вере святой повреждение или в церкви бесчинное действо в Святых Таинствах церковных, не по чину восточной церкви или какой ереси, и святейший бы вселенский патриарх, с прочими православными патриархами: Александрийскими, Антиохийскими и Иерусалимскими, не боясь здешних царей и патриархов, обличали бы и писали бы всюду, и всему народу то было бы ведомо. Этот же изверженный поп Никита, был бы за такое возмущение и упорство, и в церкви крамолу от всего собора проклятый (даже познав свою прелесть и самомненную беду, святой церкви покорился, тогда даже приняв христианское прощение, сана же пресвитера не удостоился). И иные многие неразумные люди всякого чина: священники, монахи и простые, по мистрам и пустыням, в городах по домам пребывающим, мнящиеся в святом писании обрести разум и ради самомнения своего, не только погибают сами, но иных неразумных, вечной погибели творя соучастие, так говорю: они злые люди и безумные. Так здесь в российской церкви учинили новую веру и что есть вера, того не знают. В безумных же своих письмах укоряют и бесчестят, во-первых благочестивых и православных наших царей, блаженной памяти великого государя царя и великого князя Алексия Михайловича и сына его государя царя и великого князя Федора Алексиевича, всея великой и малой России самодержавец. Также прежде святейших: Никона, Иосифа, Петирима, патриархов православных московских и всей России и ныне нашу мерность, и всех российских архиереев, монахов, священников и весь народ (которые бегают льстивого их гласа и ими гнушаются) называют всех еретиками и богоотступниками – это не главная ли их дерзновенная погибель? Так не нам только противятся, но самому Богу, по учительству святого апостола Павла в послании к Римлянам в главе 13:1: «Всякая душа, говорит, которая если будет подчинена властям, да повинуется им, ибо нет власти (если) не от Бога» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/slovo-na...

После этого бл. Феогност пережил в 1351 и 1352 гг. страшную моровую язву, которая, как известно, в это время свирепствовала в таком ужасающем виде на Руси, и скончался 11 марта 1353, и 14 числа того же месяца похоронен в Московском Успенском кафедральном храме, – «об едину страну с Митрополитом Петром Чудотворцем». 286  Его св. мощи обретены нетленными в 1411 г. Память его 14 марта. II. Жизнь и деятельность Святителя Киприана Митрополита Киево-Московского на Волыни. Святитель Киприан был родом Серб, из города Тырнова, и первые иноческие подвиги свои совершал на Афоне. – Еще будучи иноком, он посещал пределы южной России, по поручению Константино-польского Патриарха, «для того, чтобы, как говорит Царьградский Собор о Киприане, он примирил здешних князей друг с другом и с Митрополитом» (св. Алексием), на которого первые жаловались Патриарху. Киприан действительно успел на время успокоить волнение. Но вслед за сим недовольные южнорусские князья опять послали новое посольство в Константинополе, умоляя дать им особого Митрополита на место умершего Литовского Митрополита Антония; в противном случае грозили отложиться и обратиться к другой церкви. – После этого Патриарх не мог не уступить и после соборного рассуждения посвятил самого же Киприана Митрополитом Киева и Литвы. В тоже время подчинена была ему и Епархия Волынская. А для того, чтобы сохранился древний порядок управления русской Церкви, тут же постановлено было, дабы по смерти Алексия Киприан остался общим Митрополитом всея России. 287 Это было в Январе 1376 г. – Следуя соборному определению, бл. Киприан, по прибытии на место служения, дал знать о своем назначении в Новгород, и за тем со всею любовно предался заботам об устроении подчиненной ему митрополии. «Дыша, как пишет автор истории православной церкви на Волыни, «истинно Евангельским миролюбием, он, со многими трудностями и редким терпением обтекая во всю землю русскую, по целым месяцам и годам проживал в земле Волынской; всегда старался извлечь пользу для церкви, утвердить общее благо, мир, порядок; снискал благоволение и князей литовских и королей польских, и умел держать в зависимости и подчинении Епархии Волынской области даже в то время, когда между самими иерархами Волынскими находились, такие которые, неизвестно по каким видам, покушались отложиться от власти всероссийского митрополита».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В 1935 году при разрушении кафедрального собора чудотворная икона была утрачена. Великорецкий крестный ход был запрещен в 1930-х годах. Несмотря на неофициальный запрет проведения хода, он превратился в паломничество небольших групп верующих на берег реки Великой к месту обретения чудотворной иконы. В 1959 году впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества к реке Великой. Несмотря на это, паломничество никогда не прерывалось. В современной России крестный ход на Вятке был возобновлен 27 лет назад, в 1989 году. В 2000 году к 600-летию (ежегодно в крестном ходе стало участвовать несколько тысяч человек из России и СНГ) решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Великорецкий крестный ход получил статус всероссийского. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 24 мая, 2018 6 июня, 2017 8 июня, 2012 9 июня, 2013 3 июня, 2014 3 июня, 2021 3 июня, 2020 22 мая, 2020 4 июня, 2019 24 мая, 2018 6 июня, 2017 8 июня, 2012 9 июня, 2013 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/26-tyisyach-chelovek-o...

Во всяком случае, первые пушки, которые называли тюфяками, представлены в Историческом музее Москвы, Артиллерийском музее Санкт-Петербурга, а также в музее Куликовской битвы и др. К тому же, их можно увидеть и на летописных страницах (защита Москвы от Тохтамыша, 1382). Читаем: «Тюфяки пущаху на ня, иные из самострел стреляху и пороки шибаху, иные пушки великие пущаху». Что касается митрополитов, владевших землей на берегах реки Учи, по архивным документам известны митрополиты Петр, Алексий, Иона. Митрополит Петр скончался в 1326 году. И нет никаких сведений, что этой землей владел следующий за ним митрополит Феогност, преемником которого стал митрополит Алексий. Академик С.Б. Веселовский на основе топографических исследований предположил, что село Пушкино митрополит Алексий получил от Григория Морхинина, по прозвищу Пушка. Вполне возможно, что родоначальник фамилии Григорий Александрович Морхинин, по прозвищу Пушка, был человеком не только воинственным, но и тонким. При великокняжеском дворе слушали былины и проповеди. Там можно было встретиться с митрополитом Московским Алексием, который умел лечить и духовные, и физические недуги. Он умер незадолго до Куликовской битвы. И тогда Сергий Радонежский благословил Великого князя на решительное сражение и дал ему в помощь двух монахов Пересвета и Ослябу. Имея вотчину на Троицком пути в Пушкино, в Троице-Сергиевой Лавре следовало побывать. Так или иначе, Пушкино перешло в церковные владения. Что касается пушкарей, и они могли здесь появиться. Но только уже после первого артиллериста России. Первые пушки XIV века уцелели, а вместе с ними и память о славном роде оборонявших Отечество, среди которых появился Поэт, защищавший Россию словом. Как известно, свое имя Александр Сергеевич Пушкин получил в честь Александра Невского. Вот почему в Богоявленском соборе Сретенского Сорока, в Елохове, где крестили будущего Поэта, Александра Пушкина поминают и 12 сентября, в день его Небесного покровителя. Там же покоятся мощи Святителя Алексия, митрополита Московского и всея России Чудотворца.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/27/al...

К 70-летию выдающегося ученого друзья и коллеги издали юбилейный сборник « Церковь в истории России. Сборник 11. К 70-летию Николая Николаевича Лисового ». Институт российской истории РАН. М., 2016. – 354 с. В знак памяти об ученом и для общего представления о широте его научных интересов приведем избранную библиографию его сочинений. Избранная библиография н. Н. Лисового Диссертации: Лисовой Н. Н. Философский анализ современных концепций времени в физике и космологии: дисс. канд. филос. наук: 09.00.08. М., 1977. – 247 с. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в.: дис. д-ра ист. наук: 07.00.02. М., 2007. – 381 с. Книги: Лисовой Н. Н. Круг земной: Стихи и поэмы/[Худож. В. Борисов]. М.: Современник, 1989. – 151 с. Лисовой Н. Н. Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле/С предисловием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: “Русское Деловое Агентство”, 2000. – 543 с. Лисовой Н. Н. Награды Русской Православной Церкви. М.: “Ферт”, 2001. – 78 с. Лисовой Н. Н. Чудотворные иконы. Обретение, чудотворения, молитвы. М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2002. – 270 с. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX начале XX в. М.: Индрик, 2006. – 510 с. Лисовой Н. Н. Церковь , Империя, культура. Очерки синодального периода. М.: Индрик, 2016. – 522 с. Статьи: Лисовой Н. Н. Александр Назаренко или еще раз о методе православного историка//История: дар и долг. М. – СПб., 2010. С. 3–11. Лисовой Н. Н. Архимандрит Антонин (Капустин) исследователь синайских рукописей. (По страницам дневника)// Церковь в истории России. Сб. 4. М., 2000. С. 197–225. Лисовой Н. Н. Василий Николаевич Хитрово основатель Императорского Православного Палестинского общества// Хитрово В. Н. К Животворящему Гробу Господню. Рассказ старого паломника. М., 2003. С. 5–59. Лисовой Н. Н. Великая княгиня Елизавета Федоровна председатель Императорского Православного Палестинского Общества (1905–1917 гт.)//Отблеск Нетварного Света.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

На зашитых в рогожу останках при вскрытии прочитали надпись «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!». Расследование комиссии, созданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, не оставило сомнений, что мощи принадлежат Саровскому чудотворцу. Когда все необходимые документы были готовы, в Казанском соборе Ленинграда 11 января 1991 года состоялась торжественная церемония передачи мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви. После завершения акта передачи святыня была перевезена в Александро-Невскую лавру, оттуда  Богоявленский кафедральный собор Москвы и 23 июля 1991 года отправилась в Дивеево. Это был Всероссийский крестный ход во главе со Святейшим Патриархом, иерархами и священнослужителями. 1 августа 1991 года, в день рождения преподобного Серафима, его мощи были доставлены в основанный им Свято-Троицкий монастырь в Дивееве. Эта обитель была главным детищем старца: он опекал здешних сестер до конца своих дней. В беседах с ними преподобный говорил о будущем монастыря. «Какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон, со всех сторон!» — услышала однажды от батюшки Серафима дивеевская старица Ирина Семеновна. Помолчав немного, он продолжил: «Но эта радость будет на самое короткое время. Что далее, матушка, будет… такая скорбь, чего от начала мира не было!» Эти слова преподобного Серафима во всей полноте отразили события, коснувшиеся не только Дивеева, но и всей России. В 1903 году действительно среди лета запели Пасху — во время прославления саровского чудотворца в лике святых и первого обретения его честных мощей Саров посетил государь Николай II. В Успенской пустыни, где подвизался великий старец, собралось тогда около трех тысяч паломников, священников и архиереев со всей России. Но вскоре времена изменились. В 1925 году было принято решение о закрытии Саровской пустыни. В 1927 году закрыли и Дивеевский монастырь, который успел к началу ХХ века разрастись в крупнейшее иноческое общежитие. Как и предрекал преподобный Серафим, сестер разогнали. Те из них, что поселились вблизи монастыря, со слезами наблюдали, как рушатся монастырские постройки, как засыпают землей и мусором Святую канавку…

http://radonezh.ru/2021/07/30/v-diveevsk...

Основные колокола собора сохранились, кроме одного — большого. Его особенно ценил выдающийся специалист по колокольному звону К.К.Сараджев. Но трещина, образовавшаяся в многотонной массе металла, исказила чистоту его тона. Колокол пришлось заменить на другой, отлитый в 1900 году и приобретенный в Большом театре России. К западной стене храма примыкает сохранившаяся трапезная конца XVIII века. Ее вытянутые вдоль улицы стены прорезаны прямоугольными окнами с треугольными фронтонами. Их разделяют белые пилястры. Углы торца трапезной, связанного временем создания с первым ярусом колокольни, мягко скошены и украшены горизонтальными прорезанными линиями. Но процесс поновлений коснулся и трапезной. Первые дополнения были произведены в 1889 году архитектором П.П.Зыковым. Он украсил ее сдержанный облик рядом деталей: широким и приземистым фигурным куполом, опирающимся на глухой железный барабан, протяженным аттиком вдоль фасада с выделенным в центре его трехарочным портиком. Входя в храм через просторный притвор колокольни, молящиеся попадают в широкую трапезную с низкими сводами, опирающимися на два четырехугольных столпа. С основным храмом трапезная соединена небольшим проходом, на стенах которого помещены восемь икон. Трепетное чувство охватывает каждого, вступившего в пространство главной части собора. Взоры прихожан устремляются вверх — навстречу образу Троицы Новозаветной. Ее изображение венчает зеркало купола центральной ротонды храма. Свет, льющийся мощным потоком из окон, кажется увеличивает пространство соборной церкви во имя Святого Богоявления и освещает изображенные по кругу барабана образы русских святых — заступников державных: святых равноапостольных великого князя Владимира и великую княгиню Ольгу, святого благоверного князя Александра Невского, святого благоверного Московского князя Даниила, преподобного Сергия Радонежского, святителя Тихона Задонского, святителей Михаила, Петра, Алексия, Ионы, всея России чудотворцев, святителя Димитрия Ростовского и блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Величественная ротонда, опирающаяся на паруса с изображениями святых апостолов и евангелистов Иоанна Богослова, Марка, Луки и Матфея, словно покрывает храмовое пространство целиком. Архитектурная роль ротонды становится доминирующей в интерьере собора. Опорой этой масштабной и удивительно красивой конструкции служат гигантские опорные арки. Их поддерживают четыре мощных четырехгранных столпа со скошенными углами, пара которых скрыта от глаз молящихся иконостасом. Столпы принимают на себя всю тяжесть сводов собора.

http://pravmir.ru/bogoyavlenskij-kafedra...

С 1913 по 1933 годы Нишскую кафедру занимал священноисповедник Досифей, митрополит Загребский. Епископы Нишские дважды избирались на Сербскую Патриаршую кафедру: Димитрий (1920-1930), который занимал Нишскую кафедру с 1884 по 1889 годы, а также ныне здравствующий Святейший Патриарх Сербский Ириней, управлявший Нишской епархией с 1975 года вплоть до своего избрания на патриаршество в 2010 году. В настоящее время в епархии насчитывается 299 действующих храмов и 16 монастырей, а также духовная семинария. Епархия разделена на десять архиерейских наместничеств. В Нишской епархии имеется много памятных мест, связанных с русскими эмигрантами и Русской Церковью. Неподалеку от монастыря святого Романа (XI в.), в селе Алексинац, находится храм, построенный вдовой русского полковника Николая Раевского, убитого в годы Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Там же захоронено его сердце. Храм бережно поддерживался и реставрировался сербами. В монастыре Темска (XI в.), находящемся ныне под охраной ЮНЕСКО, после революции проживало 40 монахинь из России. Среди святынь епархии — привезенная русскими эмигрантами чудотворная икона «Коронование Пресвятой Богородицы», хранящаяся во Введенском монастыре в Сичево (XVII в.). В монастыре Лешье (XIV в.) хранится епитрахиль святого Иоанна Шанхайского. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/3284673.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010