По рассмотрению изложенного ходатайства преосвященного Рижского, Святейший Синод постановил: 1) существующей в гор. Риге Алексеевский приход закрыть, прихожан же сего прихода предоставить преосвященному Рижскому распределить между Благовещенской церковью и кафедральным собором и 2) при церкви упраздняемого прихода учредить Алексеевский мужской штатный второго класса монастырь, коему и передать все угодья, капиталы (с правом расходования их согласно воле жертвователей) и постройки Алексеевской церкви. По рассмотрению внесенного о сем, согласно определению Святейшего Синода, представления, Государственный Совет мнением положил: ассигновать из государственного казначейства с 1 января 1897 года на содержание учрежденного в г. Риге мужского второклассного Алексеевского монастыря по две тысячи восьмисот сорока руб. в год, с обращением сего расхода на равную сумму, отпускаемую на основании высочайше утвержденного б-го мая 1868 года мнения Государственного Совета на содержание причта приходской Алексеевской церкви в том же городе; 2) разрешаемый расход вносить, с указанного срока, в ст. 2 § 5 финансовой сметы Святейшего Синода в число сумм, испрашиваемых на содержание монастырей, прекратив с того же времени ассигнование таковой по ст. 1 – § 6 означенной сметы. Означенное мнение Государственного Совета, 18 ноября 1896 года, Высочайше утверждено. Об отпуске из казны по 2.000 р. в год на содержание Бодбийского монастыря В м. Бодби, вблизи уездного города Сигнаха, Тифлисской гбернии, при соборном храме – усыпальнице св. Нины, учрежден Святейшим Синодом в 1889 году общежительный женский монастырь. Назначенная игуменьей Бодбийской обители инокиня Московского Страстного монастыря, Ювеналия, прибывшая туда с 10-ю русскими монахинями, принялась за дело устроения монастыря с особенным усердием и умелостью. В скором времени Бодбийская обитель внешним и внутренним благоустройством, – стройным богослужением и в особенности образцово поставленной церковно-приходской школой, (в 1897 г. в ней было 65 учениц) привлекла к себе расположение окружающего населения, а благотворным религиозно-нравственным влиянием на это население обратила на себя особое внимание местной светской власти, причем главноначальствовавшие на Кавказе, князь Дундуков-Корсаков и генерал-адъютант Шереметев, удостоверяли, что, насаждая православно-христианское учение в духе русской народности, Бодбийский женский монастырь является именно тем светочем православия, услуги коего делу русской народности на окраинах государства признаны всей прошлой исторической жизнью нашего отечества. Между тем добрые начинания настоятельницы монастыря и ее сотрудниц встретили неодолимые препятствия в отсутствии достаточных средств. Вследствие сего, главноначальствовавшими гражданской частью на Кавказе, по соглашению с преосвященным Экзархом Грузии, было возбуждено ходатайство о назначении Бодбийскому монастырю из казны ежегодной субсидии в размере 2.000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В нач. 20-х гг. XX в. игум. Глафира (Казакова) была зверски убита, свящ. В. Сапожников выселен из К. м., в течение 14 лет он служил в Никольской ц. с. Кольцова, где сложилась небольшая жен. обитель (9 сестер). В ночь на 15 июня 1937 г. свящ. Владимир был арестован по сфабрикованному делу о создании «контрреволюционной монархической группы священнослужителей Кунгурского района» и 20 сент. того же года расстрелян вместе с 19 др. священнослужителями. В 1957 г. свящ. В. Сапожников был реабилитирован «за недоказанностью улик». В 1997 г. часть построек К. м. была передана пермскому Стефанову во имя Св. Троицы муж. мон-рю . Трудами наместника архим. Стефана (Сексяева) здесь был организован женский скит Стефанова монастыря. 21 июля 1998 г. в частично восстановленном здании архим. Стефан освятил домовую ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Решением Синода от 29 дек. 2000 г. Бахаревский скит был преобразован в Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский жен. мон-рь, настоятельницей назначена мон. Руфина (Сидорова). К. м. размещается на площади ок. 6 га. К 2012 г. в мон-ре восстановлены деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери и кирпичная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, колокольня, новый кирпичный сестринский корпус и др. жилые и хозяйственные постройки. Организованы швейная мастерская, обширное хозяйство, скотный двор. В мон-ре имеется обширная б-ка; воскресная школа для детей и взрослых; проводятся экскурсии. На территории К. м. находятся 4 источника: в честь Казанской иконы Божией Матери, Покрова Пресв. Богородицы, прп. Серафима Саровского и свт. Николая Чудотворца. С 2004 г. в мон-ре была возрождена традиция встречать 26 июня крестный ход, идущий на Белую гору. Сестры ведут миссионерскую работу с курсантами Пермского ин-та ФСИН. Во время каникул при К. м. разбивается правосл. лагерь для детей. К нач. 2012 г. в К. м. проживали игум. София (Забурдаева) и 19 насельниц, в т. ч. схимонахиня. Арх.: ЦНЦ. Лит.: Харитонова Е. Д. История Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского жен. мон-ря близ дер. Бахаревой. Пермь, 2001; Русские мон-ри: Приуралье. Новомосковск; М., 2006. С. 418-427.

http://pravenc.ru/text/1319858.html

Ныне здесь находятся две каменные церкви: 1) Соб. Воздвижения Креста, с приделами: Похвалы Богородицы, Дионисия Ареопагита и Иннокентия Иркутского; сей, великолепно устроенный, храм освящен в 1823 году, 2) больничная, Богородицы Всех Скорбящих Радости. НИКОЛАЕВСКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Арзамасе. Он основан в 1606 году, при царе Василии Иоанновиче Шуйском. Монастырь состоит из каменных зданий и окружен такою же оградою; в нем две церкви, из коих соборная во имя Николая Чудотворца. Сестры здешней обители занимаются золотошвейною работою, которая, быв по достоинству высоко ценима покупателями, приносят и монастырю не маловажные выгоды. СВЕРХ ТОГО: АЛЕКСЕЕВСКАЯ ОБЩИНА, женская, в уездном городе Арзамасе. Тут прежде был женский Алексеевский монастырь, основанный в XVI веке, незадолго до времени царствования Михаила Феодоровича, и уничтоженный в 1764 году; церковь его обращена была тогда в приходскую. Между тем некоторые из инокинь упраздненной обители остались в прежних кельях и проживали на своем пропитании; мало по малу образовалась из них община, с правилами весьма строгими, почти единственными в России. Главною начальницею сей примерной обители была дворянка Марья Петровна Протасьева. Труженице здесь ныне до 500, которые, не быв пострижены в иночество, соблюдают все иноческие уставы и занимаются шитьем церковных облачений, плащаниц, образов и проч.; выручаемые за работу деньги составляют общественную кассу обители; сверх того, они исправляют все монастырская работы в поварне, трапезе, больнице, на огороде, даже кладут печи и красят крыши. Ныне в сей общине три церкви, украшенные великолепно на общие деньги, и больница для престарелых сестер. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: ЗАЧАТЕЙСКИЙ, женский, существовавший в древности в Нижнем-Новгороде; он был основан около 1369 года св. Княгинею Вассою (в иноч. Феодорою), супругою Андрея Константиновича, Великого Князя Нижегородского, которая здесь приняла иночество и была игуменьею, имея под начальством в общежитии 160 монахинь. Нет сведений, когда эта обитель уничтожена; известно только, что в половине XVII века она еще существовала.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Храм преподобного Алексия Божиего Человека В 1837 году по Высочайшей воле императора Николая I и по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) было решено перевести Алексеевский монастырь в Красное село. По мнению исследователей, Красное село могло существовать уже в XII-XIII веках. Первые известные упоминания о нём содержатся в духовных грамотах великих князей Василия Дмитриевича (1423 г.) и Василия Васильевича (1462 г.). По летописным сведениям, в 1480 году в «сельце над Великим прудом» останавливался великий князь Иван III. В XVI-XVII веках на территории Красного села существовала Красносельская дворцовая слобода, населённая торговыми и ремесленными людьми. В 1625 году в Красном селе, неподалеку от Красного пруда, была построена деревянная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В 1692 году она была отстроена из камня. В народе эта церковь была также известна как Тихвинская, по имени находящейся в ней чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. В 1812 году храм пострадал при нашествии французов, но был восстановлен и заново освящён. Крестовоздвиженской церкви было суждено стать первым храмом Алексеевской обители на новом месте. В течение полугода здесь были выстроены восемь двухэтажных флигелей для келий и каменная ограда со святыми вратами и двумя башнями. Перемещение монашествующих было совершено 17 октября 1837 года при участии митрополита Московского Филарета (Дроздова). Накануне в Алексеевском монастыре в соборной церкви была отслужена в последний раз всенощная, а на другой день состоялся торжественный крестный ход через всю Москву с особенно чтимыми монастырскими святынями – иконами Божией Матери «Целительница» и «Грузинская», святого Алексия, человека Божия, предметами ризницы. В крестном ходе шли духовенство Пречистенского сорока, настоятельница монастыря игумения Клавдия с сёстрами, народ, пожелавший проводить святыни на новое место. Процессия, пройдя почти через всю Москву, прибыла в Крестовоздвиженскую церковь, в которой московский святитель совершил Божественную литургию.

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_ж...

25 ноября 2002 года на праздник Милостивой иконы Божией Матери (в день первого освящения этого храма в 1853 году) состоялось освящение левого придела в храме преподобного Алексия человека Божия. Сейчас восстановлен весь храм. В марте 2006 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храме преподобного Алексия человека Божия учреждено Патриаршее Подворье с приписным храмом Воздвижения Креста Господня. 16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря. hram-ks.ru/history.shtml#ss_3 Михаила, Архангела, в Алексеевском монастыре церковь (уничтожена). Теплая больничная церковь архангела Михаила при трапезной и покоях настоятельницы обители была устроена и освящена в 1879 г. В 1970 г. комплекс зданий богадельни, настоятельских покоев с храмом и девичьим училищем был занят жилыми квартирами. К 1979 г. его снесли, и на месте бывшего храма выстроили 14-этажное здание (Верхняя Красносельская улица, дом 17/2). Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/ Два храма, разделенные скоростным шоссе, – вот и все, что осталось от Ново-Алексеевского монастыря. А ведь история этой старейшей женской обители Москвы, похоже, не закончилась, а только началась. Первый женский монастырь появился в Москве при митрополите Алексии в 1360 году и был освящен во имя Алексия, человека Божьего. Существует предание, что святителя попросили об этом его родные сестры монахини Евпраксия и Иулиания. Однако соборным храмом обители стала церковь Зачатия праведной Анны, поэтому монастырь в народе стали называть Зачатьевским. Святыня пережила многочисленные набеги татар, однако была полностью уничтожена во время пожара 1547 года. После этого было решено перенести Алексеевскую обитель на новое место, на территорию Белого города, граница которого проходила по столичным бульварам. На старом же месте при царе Федоре Иоанновиче был возобновлен монастырь, правда, уже Зачатьевский.

http://sobory.ru/article/?object=24160

В настоящее время монастырь передан Русской Православной церкви. Возрожден как женская обитель (раньше был мужским). Свято-Алексеевский монастырь изначально обосновался на главенствующих городских высотах. Издавна это место величали Огневой горой, и прежде тут, возле Каменного ручья, была устроена так называемая кереметь - древнее волжское капище. Христианское православие связывает культ такого рода святилищ с языческим поклонением духам предков, требовавших жертвоприношений. Истинная вера воцарилась здесь в 1371 году стараниями инока Адриана, обустроившего на этой земле монастырь по замыслу митрополита и святителя Московского Алексия, который и считается основателем сей святой обители. Место на Огневой горе во многом связано с деятельностью тогдашнего московского князя Дмитрия Донского. Именно здесь произошло сражение с его соперником за великокняжеский стол тверским князем Михаилом, который в 1371 году захватил и сжёг Углич, присоединённый к Москве более сорока лет назад знаменитым русским государственником Иваном Даниловичем Калитой. В 1375 году Дмитрий Иванович Донской значительно укрепил город. Ранее святая обитель тоже была возведена при его активной поддержке, поскольку московский князь заново выстраивал городскую крепость, а монастыри в те годы играли роль укреплённых форпостов. В Угличе обитель, со всех сторон окружённая деревянными стенами, защищала подступы к городу со стороны Ярославской дороги. А пять лет спустя угличская дружина уже храбро сражалась под началом своего князя с армией хана Мамая в битве на Куликовом поле. Изначально монастырь был мужским и назывался Успенским, поскольку в нём ещё с момента основания существовала деревянная церковь Успения Божией Матери, построенная также благодаря местному иноку Адриану в одно время с кельями для монашествующих. Эту обитель переименовали в честь святителя Алексия в 1439 году, в ознаменование его больших заслуг не только как основателя монастыря, но и как проводника активной политики, направленной на укрепление и расширение границ Московского государства, в том числе и за счёт таких удельных княжеств, как Угличское. Помимо Успенской церкви в обители существовали ещё два храма: во имя Алексия, митрополита Московского, и во имя святого Иоанна Предтечи, которую в 1681 году возвёл местный игумен Лаврентий. Вплоть до XVI столетия все постройки в монастыре, включая и окружавшие их стены, были деревянными. Первым каменным зданием обители стала Алексеевская церковь, выстроенная на деньги наместника Фомы Колычёва усилиями, предположительно, зодчего-ростовчанина Григория Борисова и, возможно, с участием итальянских строителей, специально с этой целью выписанных из Москвы. В XIX столетии монастырь был полностью перестроен, а в ХХ-м сильно разрушен. Одной из самых драматических страниц в истории Углича и его Алексеевского монастыря стал период Смутного времени, после которого в обители и появился храм Успения Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00229

Локализация Алексиевского монастыря на месте З. м. подтверждается, кроме археологических данных, рядом прямых свидетельств источников, прежде всего жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича от 6 авг. 1623 г. (находилась в архиве З. м., известна в цитатах исследователей XIX в.). В свою очередь она подтверждается размещением Алексиевского мон-ря в XVI в. за ручьем Черторыем (т. е. за границами Белого города): мн. летописи упоминают построенный в мон-ре каменный храм в списке церквей, возведенных в Москве и ее ближайших окрестностях начиная с 1514 г. итал. мастером Алевизом Фрязином , как «церковь Алексей святый человек божей в девичьи монастыри за Черторьею…» (ПСРЛ. 1859. Т. 7. С. 254-255; ср.: ПСРЛ. Т. 34. 1978. С. 11; Т. 13. Ч. 1. С. 18 и др.). Чашечка для елея. Кон. XIV в. В церковной традиции до нач. XIX в. Алексиевский мон-рь и З. м. считались разными обителями, не имевшими преемственности (ИРИ. Ч. 3. С. 90-91 [Алексеевский Московский девичий монастырь]; Ч. 4. С. 139-141 [Зачатейский Московский девич монастырь]), со 2-й пол. XIX в. ранняя история Алексиевского мон-ря отождествлялась с З. м. (И. Е. Забелин, В. В. Зверинский, Л. П. Смирнов, И. Ф. Токмаков, Е. В. Ушакова, А. Ратшин и др.). Историю переноса Алексиевского мон-ря излагает жалованная грамота 1623 г. царя Михаила Феодоровича. Согласно этому источнику, в годы правления вел. кн. Иоанна IV Васильевича «на том зачатейском месте был монастырь Олексея человека Божия и к тому де монастырю дана была вотчина и на ту вотчину была у них жалованная грамота и после де Московсково пожару тот Олексеевской монастырь переведен в каменной город в Чертолье» (цит. по: Смирнов. 1884. С. 13). Из этого текста делали вывод, что событие произошло в царствование Василия III Иоанновича или Иоанна IV, сопоставляя перенос обители с пожаром 1508 г. и постройкой каменного собора в мон-ре после 1514 г., с пожаром 1547 г., с набегом Девлет-Гирея в 1571 г. (Путеводитель. 1793. С. 5; Малиновский. 1992. С. 134 и др.). Грамота 1623 г., говоря о переносе в Чертолье, «в каменный город», отражает ситуацию своего времени, а не сер. XVI в. (Белый город строился в 1585-1591). Последнюю версию поддерживают материалы некрополя З. м., где обозначена лакуна 70-х - нач. 80-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/182731.html

С 1991 года в с. Зятьково зарегистрирована православная община. При открытии храма община была зарегистрирована как приход храма преподобною Сергия Радонежского. В храме достаточно хорошо уцелели росписи, последний раз поновленные в 1921 году. Религиозная картина Талдомской округи в прошлом была сложной и неоднозначной. Писатель М. М. Пришвин называл окрестности Талдома и Кимр «приютом беглецов от церкви, государства и общества». В «Очерках Тверского раскола и сектантства» 1895 года можно найти подтверждение этого мнения. В соседнем Корчевском уезде вокруг села Кимры гнездился так называемый беспоповский филипповский раскол. Филипповцы среди других толков старообрядцев-беспоповцев отличались наибольшим аскетизмом и фанатизмом. Самосожжение считалось у них не самоубийством, а мученичеством за веру, и таких случаев было известно достаточно много. В дореволюционном очерке о расколе говорилось следующее: «Кроме Кимр, как на более видные пункты в той местности нужно указать на приходы сел: Бела-городка, Иоанна Предтечи, Белого, Пухлимского, Зятьково… а из Калязинского уезда село Талдом». Из писцовых книг XVII столетия известно, что село Зятьково исстари было вотчиной древнего Вознесенского женского монастыря, располагавшегося в московском Кремле. До 1764 года у знаменитой обители было 16 тысяч крепостных крестьян по всей России. Монастырю принадлежали села, деревни, пашни и мельницы под Москвой, Волоколамском, Вереей, в Рузском уезде, во Владимирской, Нижегородской, Калужской, Брянской, Самарской губерниях. Вознесенский монастырь получал с вотчинных владений необходимые средства для содержания храмов и живущих в нем монахинь. Монастырское руководство назначало управляющими имениями так называемых «посельских монахинь». Почти в каждой монастырской вотчине жили также приказные и слуги, которым обитель выдавала жалованье. Вознесенский (Стародевичий) монастырь находился у Спасской башни внутри московского Кремля. Обитель была основана в 1407 году великой княгиней Евдокией – вдовой благоверного князя Дмитрия Донского. В то время в Москве было два женских монастыряАлексеевский и Рождественский. Великая княгиня Евдокия решила последовать примеру основательниц этих двух монастырей, игуменьи Иулиании и Марии, и создать новую женскую обитель, которую еще до кончины избрала местом своего погребения. Впоследствии монастырь приобрел то же значение, что и Архангельский собор московского Кремля. Если Архангельский собор стал усыпальницей великих князей и царей, то в Вознесенском монастыре, основанном супругой Дмитрия Донского, погребались великие княгини и царицы. Рядом с Фроловскими воротами (Спасской башней) Кремля, где впоследствии был основан женский монастырь, великая княгиня Евдокия провожала на бой и встречала своего супруга князя Дмитрия Донского после победной Куликовской битвы. На этом месте прежде находился дворец Дмитрия Ивановича и терем княгини.

http://sobory.ru/article/?object=03835

Чудотворный образ Царицы Небесной «Достойно есть» был подарен сестрам Алексеевской обители братией афонского Пантелеимонова монастыря в августе 1853 года. Сразу же по прибытии святыни в Арзамас по молитвам пред ней начали происходить чудесные исцеления, и в обитель во множестве стали притекать страждущие. Трудами елабужского купца Кирилла Стахеева образ Богородицы был украшен дорогой сребропозлащенной ризой. До революции в арзамасском Новодевичьем Алексеевском монастыре хранились несколько списков с чудотворной святыни. Арзамасский Новодевичий во имя Алексия, человека Божия, женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Феодоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия, — небесных покровителей царской семьи. В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Свято-Николаевскому женскому монастырю. Расцвет Алексеевской общины связан с именем преподобного Феодора (Ушакова), в 1762 году назначенного настоятелем Санаксарского монастыря. Преподобный стал духовником Алексеевской общины, в которую вступили приехавшие из Санкт-Петербурга его духовные дочери. Преподобный Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестер два-три раза в год, переписывался с настоятельницами, помогал пожертвованиями. В 1813 году указом нижегородского епископа Моисея (Близнецова-Платонова) для проживавших при Алексеевском храме около 450 сестер была учреждена самостоятельная, независимая от Николаевского монастыря женская община. Указом Синода от 22 декабря 1845 года в общине был принят устав, приравнивавший ее к общежительным монастырям. Сестры занимались шитьем церковных облачений, плащаниц, ткачеством. Золотошвейная мастерская общины получала заказы не только из многих районов России, но и из Константинополя, Иерусалима, Молдавии. Помимо доходов от рукоделия и пожертвований содержание общины обеспечивалось процентами с капитала и доходами с земельных и лесных угодий. К 1917 году обитель владела 1186 десятинами земли.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5460175...

В этом доме из-под пера Островского вышли «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень». В гости к нему часто приходили друзья — И.С. Тургенев, Д.В. Григорович, П.И. Чайковский. В этом же доме на Волхонке жили М.И. Чайковский, В.И. Суриков, Б.Н. Чичерин, И.С. Аксаков, который здесь скончался. В 1902 году Рождественская церковь обновлялась. Один из лучших московских архитекторов того времени, К.М. Быковский отделал ее в готическом стиле, а иконостас — в полуклассическом. Этот год стал последним в истории пребывания Рождественской церкви домовым храмом Голицыных. В следующем 1903 году дом был куплен Московским художественным обществом и потом стал принадлежать различным учреждениям. Достаточно упомянуть о Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского, который работал здесь в 1909-1911 г.г. до переезда в собственное здание на Миусской площади. В советское время бывшую усадьбу Голицыных заняла Коммунистическая Академия под руководством историка М.Н. Покровского. Тогда была закрыта Рождественская церковь, а ее иконостас был разобран и передан в церковь села Алексеевского. В настоящее время здесь находится научное учреждение — Институт философии Академии наук. Московский Рождественский женский монастырь. Церковь Иоанна Златоуста. Фото 1882 г.      В Москве существует и Рождественский монастырь, который основала в 1386 году княгиня Мария Кейстутовна, мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского. Великолепный собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1501-1505 годах — это один из древнейших храмов Москвы. Стройную колокольню возвел в 1835 году архитектор Н.И.Козловский — одна богатая москвичка пожертвовала на нее свои средства в память о рано умершем любимом сыне. В этом монастыре в 1525 году была насильно пострижена в монахини Соломония Сабурова, супруга великого князя Василия III. Они прожили 20 лет, но их брак оказался бездетным, а князь хотел иметь наследника престола. Он задумал жениться вновь — развод тогда был запрещен, и Соломонию уговаривали добровольно уйти в монастырь, но она сопротивлялась.

http://pravoslavie.ru/24031.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010