Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСТРОГОЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Воронежской епархии (см. ст. Воронежская и Борисоглебская епархия ), существовало в 1841-1853, 1866-1923 гг., в 1926 г. и в 2011-2013 гг. Получило название по г. Острогожску Воронежской губ. (ныне адм. центр Острогожского р-на Воронежской области ). В кон. 30-х - нач. 40-х гг. XIX в. архиепископ Воронежский и Задонский свт. Антоний (Смирницкий) дважды подавал прошения имп. Николаю I Павловичу и обер-прокурору Синода Н. А. Протасову об увольнении «по преклонности лет» и по состоянию здоровья на покой с «перемещением на жительство» в Киево-Печерскую лавру. Однако прошения не были удовлетворены. Вместо этого в помощь архиеп. свт. Антонию было решено назначить викарного епископа. Синод запросил Воронежского архиерея, «на каком быть положении новому викарию и какое получать ему содержание». Архиеп. свт. Антоний предложил определить местопребывание викарию в Задонском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре с правом управления обителью, в Воронеже викарию предлагалось останавливаться на принадлежавшем этому мон-рю подворье. Однако Синод не одобрил эти предложения, вероятно, потому, что Задонск входил в титулатуру правящего архиерея. Синод определил местопребывание викарному епископу в воронежском Алексеевском Акатовом муж. мон-ре (см. ст. Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь ); викарий должен был титуловаться епископом Острогожским - по названию крупнейшего уездного города. 28 окт. 1841 г. епископом Острогожским определен бывш. Рижский еп. Иринарх (Попов ; впосл. архиепископ). Поскольку еп. Иринарх был назначен в Воронежскую епархию «не на штатную вакансию, но по особенному Высочайшему вниманию к преклонным летам… архиепископа Антония, для пособия ему в отправлении епархиальных дел», особого штата при викарии (должностей иподиаконов, певчих) учреждено не было. По причине того что участие Острогожского епископа в богослужениях и «отправление епархиальных дел» должны были осуществляться им по указаниям Воронежского архиерея, викарий обязан был получать богослужебные предметы из ризницы Воронежской кафедры по распоряжению архиеп. свт. Антония. 19 дек. 1841 г. предложения Синода о статусе Острогожского епископа были утверждены императором.

http://pravenc.ru/text/2581669.html

Протоиерей Артемий Владимиров о сообщающихся сосудах духа, жизни цезарей и шестом чувстве (+Видео) Дети удивительно остро воспринимают мир, для них ничего нет в мире банального, привычного. Поэтому у них такие глазки — с искорками, с лучиками. Они очень глубоко если не размышляют, то чувствуют. Почему и говорят: ‘устами младенца истина глаголет’. 5 сентября, 2013 Дети удивительно остро воспринимают мир, для них ничего нет в мире банального, привычного. Поэтому у них такие глазки — с искорками, с лучиками. Они очень глубоко если не размышляют, то чувствуют. Почему и говорят: ‘устами младенца истина глаголет’. Протоиерей Артемий Владимиров встретился со студентами и преподавателями Российского православного университета имени святого Иоанна Богослова Предваряя наше общение, кратко расскажу о себе. Я выпускник филологического факультета Московского университета, который дал нашей Матери Церкви многих священников. Немного раньше меня его закончил наш замечательный патролог протоиерей Валентин Асмус. Я учился вместе с отцом Максимом Козловым, с которым мы впоследствии преподавали в Московских духовных семинарии и академии. Мое призвание — это гуманитарные дисциплины, языки, словесность, ораторское искусство. Став священником в юбилейный 1988 год, я не порывал с педагогикой и до сих пор преподаю в средних и высших учебных заведениях, в нескольких московских школах и  гимназиях. Имею за плечами опыт более чем двадцати пяти лет священства и в настоящее время являюсь духовником возрожденной Алексеевской женской обители, которая располагается в Красном Селе, сравнительно недалеко отсюда, близ метро Красносельская. Сама обитель восходит к четырнадцатому столетию, к святителю Алексию, митрополиту Московскому. Начинала она свою историю с Остоженки, где сейчас возрожден Зачатьевский женский монастырь. Для меня приоритетными являются темы, связанные со Священным Писанием и нравственным богословием. Конечно, приходской священник, имея возможность в течение нескольких десятков лет созерцать судьбы человеческие, всматривается в сердца и подрастающего поколения, и тех, кто преполовил свою жизнь, поэтому мне близка семейная тематика. По опыту миссионерскому (а так сложилось, что по благословению Святейшего Патриарха мне много приходится трудиться в городах и губерниях России), я знаю, что преимущественно волнует сердца нашей молодежи. Конечно же — дружба и любовь, как не ошибиться в выборе жизненного пути, как исправить уже содеянные ошибки.

http://pravmir.ru/protoierej-artemij-vla...

Москва. Алексеевский женский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1358. Год утраты:1837 (разрушен в связи со строительством храма Христа Спасителя) Адрес: Россия, г. Москва, ул. Волхонка Координаты: 55.74394, 37.605141 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Алексеевский монастырь, на месте которого возвели храм Христа Спасителя, был основан в XIV веке у бывшего села Семчинского. Во второй половине XIV века после пожара переведен под защиту укреплений Белого города. На его прежнем месте возник Зачатьевский монастырь (ряд построек его сохранился и поныне: 2-й Зачатьевский пер., 2). http://www.xxc.ru/history/monaster/index.htm Алексеевский монастырь основан в 1358 году митрополитом Алексеем - инициатором строительства белокаменных стен Кремля между рекой Остоженка и берегом Москва-реки. Примерно на этом месте сейчас находится Зачатьевский монастырь. После пожара в 1547 г. был переведен ближе к Кремлю в район современного храма Христа Спасителя. В конце 1837 году в связи с строительством на месте, занимаемом монастырем, храма Христа Спасителя Алексеевский монастырь был переведен в Красное Село (район современной Верхней Красносельской улицы) к церкви Воздвижения Креста Господня, построенной в 1692 году, где для него были выстроены новые помещения. Все постройки монастыря на старом месте были разобраны. http://adonay-forum.com/ Алексеевский монастырь, на месте которого возвели храм Христа Спасителя, был основан в XIV веке у бывшего села Семчинского. Во второй половине XIV века, после пожара, переведен под защиту укреплений Белого города. На его прежнем месте возник Зачатьевский монастырь (ряд построек его сохранился и поныне: 2-й Зачатьевский пер., 2). Главные постройки Алексеевского монастыря - собор и колокольня - принадлежали к числу характерных памятников архитектуры XVII века. Расположенные в центре монастырской площади, они создавали выразительную группу из увенчанных шатрами сооружений. Собор Алексеевского монастыря представлял оригинальный, получивший распространение в первой половине XVII века и известный только на Руси тип многошатровых храмов. Его основной объем венчали два стройных шатра. Судя по сохранившимся изображениям, сделанным накануне разборки, шатры были " светлыми " , а не декоративными - глухими, как в единственной из сохранившихся в Москве подобного рода построек - церкви Рождества в Путниках. Расположенная рядом с Алексеевским монастырем церковь Всех святых была снесена одновременно с ним.

http://sobory.ru/article/?object=42808

Углич. Алексеевский женский монастырь. Церковь Алексия, митрополита Московского. Карта и ближайшие объекты В Угличе найдена Алексеевская церковь, построенная в XVI веке. Его обнаружила экспедиция древнерусского археологического отряда " Эрмитаж " на территории Алексеевского женского монастыря. Оказывается, в недрах современного здания прекрасно сохранились старинные стены и даже своды старинного здания. Выстроено оно было в XVI веке в честь митрополита всея Руси Алексия. Алексеевский женский монастырь в Угличе теперь претендует стать одним из самых посещаемых мест в городе. В этой обители сохранился древний шатровый храм. И вот еще одна более дивная находка - Алексеевская церковь. При работе в одном из зданий монастыря археологи обнаружили не только фундамент ее алтарной части, но и стены. " Храмы XVI века в России сейчас уже известны все, и найти новый памятник, который бы сохранился выше сводов, почти на всю высоту и со всеми декоративными деталями " , - рассказала начальник архитектурного отряда древне-русской археологической экспедиции Екатерина Турова. В советское время здание перестраивали и достраивали. Был здесь и детский сад, и картинная галерея. Сейчас же церкви планируют вернуть первозданный вид. " В храме обязательно должна твориться молитва и должна совершаться Литургия " , - заметила настоятельница Алексеевского монастыря матушка Магдалена. В свое время церковь была очень почитаема верующими. Об этом говорят протоптанные дорожки. " Кирпичный пол изначально был толщиной 6,5-7 см, а сейчас он толщиной где-то около 1 см. То есть 80 % толщины была схожена, стоптана ногами людей, которые входили в этот храм, желая помолиться " , - отметила Екатерина Турова. Сотрудники " Эрмитажа " предполагают, что в строительстве Алексеевской церкви принимали участие и итальянские мастера, которые трудились в Московском Кремле. А угличане надеются, что храм в веке XXI будет восстанавливаться также быстро, как и столичные соборы. ГТРК " Ярославия "/Русская линия 2005-07-15 Алексеевская церковь построена в начале XVI века, предположительно ростовским зодчим Григорием Борисовым, возможно при участии итальянских мастеров из Москвы. В 1629-1631 гг. была восстановлена после Смутного времени. С южной стороны был пристроен Богоявленский придел. Церковь была сильно перестроена в XIX веке. После 1829 г. церкви был придан классицистический вид. В начале 2000-х гг. архитектурно-археологическим отрядом Угличской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством Е. А. Туровой было выявлено, что здание XVI века практически полностью (кроме утраченых апсид) сохранилось и было включено в объем позднейших перестроек. Характерной особенностью церкви были мелко-граненые апсиды, аналогичные апсидам построек Григория Борисова в Борисоглебске (1522-1524) и Свято-Троицком Даниловом монастыре в Переславле-Залесском (1532).

http://sobory.ru/article/?object=24553

Алексеевский Угличский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Дата основания : 1371 Алексеевский монастырь, стоящий за Каменным ручьем, на возвышенности, которая в древности носила название Огненной горы, был основан в 1371 году Алексием, митрополитом Московским. Это самый древний монастырь Углича. Московский митрополит, ведший очень активную политическую жизнь, неспроста основал здесь обитель - это также был политический шаг. Московское княжество, набиравшее в то время силу, стремилось распространять свое влияние по удельным княжествам. В Алексеевском монастыре в 1584 году была построена первая каменная церковь Углича вне кремля. Это была церковь Митрополита Алексия, от которой в наши дни сохранились только неузнаваемые остатки стен. Долгое время остальные постройки монастыря оставались деревянными. Монастырь пользовался симпатиями царственных особ. Сохранились сведения о посещении его Алексеем Михайловичем, Екатериной II, Николаем II. В XIX веке при монастыре существовал приют для сирот, было открыто училище для служительских детей, библиотека; для бездомных устраивали бесплатные трапезы. Главная жемчужина монастыря - это видная издалека великолепная Успенская «Дивная» церковь с тремя шатрами. «Дивной» ее прозвали практически сразу после постройки. Церковь была возведена в 1628 году, когда город стал оправляться от страшного польско-литовского разорения. В 1608-1612 годах, когда Углич осаждали поляки, за деревянными стенами Алексеевского монастыря скрылось более пятисот жителей города, долгое время оборонявшихся от врага. Но в конце концов поляки ворвались и в монастырь; все, кто там оставался, были перебиты. Возможно, что первыйхрам, шатровый, и был поставлен в обители в память об угличанах, погибших здесь. Это предположение тем более может быть верным, что шатровые храмы со времен Ивана Грозного строились в память о победах или о погибших. И три высоких стройных шатра «Дивной» Успенской церкви, скорее всего, поставлены как памятник жителям города и монахам, погибшим здесь.

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_У...

Москва. Ново-Алексеевский женский монастырь. Церковь Алексия, человека Божия в Красном селе. На территории Ново-Алексеевского монастыря . Карта и ближайшие объекты Храм Алексия, человека Божия, в Красном селе является подворьем Патриарха Московского и Всея Руси. В 1837 году из центра на окраину Москвы, в Красное село, был переведен Алексеевский монастырь. Центральным храмом как Алексеевского, так и Ново-Алексеевского монастыря, являлся храм Алексия, человека Божия. В старом монастыре это был построенный в 1634 году двухшатровый храм-памятник архитектуры XVII века. Главный престол освящен в честь преподобного Алексия, человека Божия; приделы - в честь Грузинской иконы Божией Матери и в честь преподобного Павла Латрийского. В 1854 году в самом центре монастырских земель был построен новый храм преподобного Алексия, человека Божия. Автором проекта стал известный московский архитектор М.Д. Быковский. По его же проекту монастырь был обнесен красивой стеной с башнями. Основной объем храма представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. С восточной стороны он завершается полуциркульными апсидами, в центре западного фасада расположен ризалит. Храм венчает огромный купол на широком световом барабане, высота которого равна высоте основного объема. Внешняя отделка получилась очень богатой, выполнена по мотивам русского зодчества XVI-XVII веков. Фасады храма украшены декоративными колонками с дыньками, завершаются они развитой системой килевидных аттиков разной величины. Барабан храма украшен декоративными аттиками и арками аркатуры, имеющими аналогичное килевидное завершение. Богатым было и внутреннее убранство храма, так как из бывшего монастыря в новый были перенесены многочисленные святыни, хранимые в монастыре с давних времен. В библиотеке имелись редкие экземпляры старинных книг. В 1899 году была по проекту архитектора А. Латкова была проведена реконструкция храма. Располагавшаяся с западной стороны храма открытая паперть была встроена в его основной объем. Внутри хрма были перестроены хоры, в западной их части было оборудовано помещение для ризницы. Пол выложили метлахской плиткой. С.Л. Конюховым был изготовлен новый иконостас, на котором были размещены новые иконы работы Т.И. Тюрина. Художником Е. Чернышевым расписаны купола и верхние части северной и южной стен.

http://sobory.ru/article/?object=02192

Золотухино. Алексеевский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Женский монастырь во имя святого преподобного Алексия Человека Божия был создан в месте, где никогда, даже в дореволюционные времена, не было не только православной обители, но и приходского храма. Таким местом был и еще десять лет назад оставался поселок Золотухино Курской области… В 1997 г. архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий узнал о том, что руководитель агропромышленного предприятия «Содружество» ищет покупателя на земельный участок с расположенными на нем жилыми и хозяйственными постройками. Участок находился в центре Золотухина, однако дорога, к нему ведущая, твердого покрытия не имела, здания же, на нем расположенные, стремительно ветшали. Заручившись поддержкой администрации Курской области, летом того же, 1997 г., Владыка Ювеналий обратился к директору АО «Содружество» Н.С. Максимову с предложением приобрести землю, изначально имея намерение создать на ней монашескую обитель. Когда переговоры были в самом разгаре, и наметилась лишь перспектива их благоприятного завершения, архиепископ Ювеналий приехал на хозяйственный двор Коренной пустыни, собрал небольшую общину подвизавшихся там монахинь и послушниц и предложил желающим переселиться во вновь создаваемый монастырь. При этом Владыка не скрывал тех трудностей, что ожидали сестер, которые приняли бы его предложения. На хоздворе они проживали в добротно отстроенном, теплом келейном корпусе, молились в просторном домовом храме во имя преподобного Серафима Саровского... В Золотухино же не было ничего, кроме ветхих сооружений, требующих срочного ремонта! Тем не менее четверо сестер разного возраста и различного духовного опыта сразу согласились на переезд в несуществующий еще монастырь. Монастырь был поименован в честь святого Алексия Человека Божия. В ноябре 2002 г. митрополит Ювеналий обратился к настоятелю храма Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами в Москве, с просьбой о выделении частицы мощей св. Алексия. Просьба не осталась безответной, и 2 января 2003 г., в день памяти св. праведного Иоанна Кронштадтского, исполняющий обязанности настоятеля Вознесенского храма иерей Константин Татаринцев подписал письмо следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство! Приход и клир Храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами передает женскому монастырю во имя прп. Алексия Человека Божия п. Золотухино Курской области частицу святых мощей прп. Алексия Человека Божия и просит Ваших святых молитв о приходе и прихожанах нашего храма». Так золотухинский монастырь обрел свою первую святыню. Ковчежец со св. мощами был помещен в киот иконы угодника Божия Алексия, которая постоянно пребывает на аналое, посередине храма.

http://sobory.ru/article/?object=16811

Москва. Ново-Алексеевский женский монастырь. Церковь Всех Святых. На территории Ново-Алексеевского монастыря . Карта и ближайшие объекты Храм Всех Святых бывшего Алексеевского монастыря был построен в 1891 году по проекту архитектора А.А. Никифорова. Главный престол посвящен Всем Святым; правый придел храма, ранее освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, в настоящее время перенесен в нижний храм, где распологалась усыпальница. История храма Всех Святых неотделима от истории Алексеевского монастыря, созданного около 1360 года на Остожье и перенесенного в середине XVI века в черту Белого города. В связи с тем что на место, где распологался Алексеевский монастырь, было решено возвести храм Христа Спасителя, обитель была перемещена в Красное село. В середине 20-х годов ХХ века в связи с упразднением Алексеевского монастыря, храм Всех Святых был закрыт. В 1990 году храм Всех Святых был возвращен верующим. Освящение храма состоялось в Лазареву субботу в 1991 году. Главной достопримечательностью храма является чудотворный образ Божией Матери " Всецарица " . Сведения взяты в храме Закладка храма Всех Святых девичьего Алексеевского монастыря состоялась 23 августа 1887 года. Через 4 года храм был построен по проекту архитектора А.А. Никифорова в национально-романтических формах, использующих мотивы русского зодчества XVI-XVII вв. Здание выполнено из красного кирпича с элементами белого камня. Однокупольный, двухэтажный, трёхапсидный храм с примыкающей к нему одноярусной «о трех главах» колокольней имеет форму корабля. В верхнем ярусе перехода к колокольне были устроены церковные хоры и келья. Центральный престол храма посвящён Всем Святым, а правый придел - в честь чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери. Храм Всех Святых обладал уникальным иконостасом, выполненным по проекту архитектора Д.Н. Чичагова из белого резного мрамора в русско-византийском стиле. Своды и подкупольное пространство были расписаны в византийском романтическом стиле иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. Ими же, наряду с монастырскими иконописцами, были выполнены иконы и фрески, некогда украшавшие храм Всех Святых.

http://sobory.ru/article/?object=03605

Пермь. Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1863. Ссылки:     Адрес: 618034, г.Пермь, Бахаревка, ул Пристанционная, 38 Координаты: 57.945307, 56.235866 Проезд:до конечной остановки трамвая который был пущен еще в 1957 году. Потом через железнодорожный переход, построенный полвека назад, на улицу Пристанционную и далее по проселочной дороге. Минут через 10-15 повернуть налево - и вы уже на территории монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты г. Пермь, Пристанционная ул., 38 Свердловский район, м-р Крохалева В 1863 году купеческая вдова Наталья Козьмовна Бахарева (Каменская) в память о своем муже «пожелала на месте своей родины, в деревне Бахаревой, устроить женскую обитель и вызвала из Серафимо-Дивеевского монастыря послушницу, проживавшую там около 25 лет». Феодосия Норина организовала и возглавила общину. 30 ноября 1875 года в деревне Бахаревой был освящен храм Покрова, построенный на средства братьев В. Н и А. Н. Бахаревых, собственников большого транспортного предприятия по перевозке грузов. В построении храма также принимала участие Н. К. Бахарева, сестра пароходчиков - братьев Каменских. К концу 1880 года эта женская обитель имела богадельню и 47 десятин земли. Е. Д. Харитонова, автор исследования о монастыре, пишет, что, помимо земледелия и рукоделия, сестры занимались производством кирпича. В 1889 году здесь открыта была церковно-приходская школа. В начале 1900-х годов иеромонах Серафим (Кузнецов) определил: вместо богадельни учредить женский общежительный монастырь и назвать его в честь рождения наследника престола царевича Алексея Николаевича. Было принято решение выстроить для общины, на отведенной ей в стороне от деревни Бахаревой земле, новую церковь, пока деревянную. Что касается Покровской церкви, выстроенной трудами сестер бывшей общины, то она осталось пока в пользовании крестьян Бахаревского прихода. В 1906 году богадельня была преобразована в женскую общину. «Строительницей» общины стала купеческая вдова монахиня Анастасия (Кузнецова). А уже в июне 1907 года на месте будущей монастырской церкви был отслужен молебен, а в Покров состоялась закладка храма. Однако сама постройка монастырского храма началась только зимой 1909 года и к весне уже была закончена. Все расходы на строительство храма во имя иконы Казанской Божьей Матери, оформление интерьера, приобретение колоколов, утвари, облачений были сделаны за счет попечителей обители П. С. Жернова и его жены. Освящение храма состоялось 23 июня 1909 года. К этому периоду в монастыре насчитывалось 109 сестер.

http://sobory.ru/article/?object=16184

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Россия, г. Москва, 2й Зачатьевский пер., д. 2 (м. «Кропоткинская», м. «Парк Культуры») Зачатьевский монастырь является древнейшим женским монастырем в Москве. В 1360 году святитель Алексий (Бяконт), митрополит Московский, построил деревянную церковь Зачатия праведной Анны и основал при ней монастырь, первыми насельницами которого стали его родные сестры, игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. Монастырь явился первой чисто женской обителью и служил образцом для устройства последующих женских монастырей города Москвы, отчего в народе был прозван Стародевичьим, славился благочестием насельниц и строгостью исполнения церковного устава. Во время Большого Московского пожара 1547 года обитель полностью сгорела. Царем Иоанном Грозным монастырю даруются земли для его нового устройства, где и основывается новый Свято-Алексеевский женский монастырь. Но часть сестер остаются на прежнем месте и трудятся по возрождению древней Зачатьевской обители. В 1584 году при попечительстве царя Феодора Иоанновича в ней были построены храмы Зачатия праведной Анны с приделом великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины, трапезный храм в честь Рождества Богородицы. В народе монастырь прославился как место, где Божией благодатью совершается помощь в чадородии. Среди множества паломников посещали святую обитель бездетные супруги царь Федор Иоаннович и царица Ирина (Годунова). По совершении паломничества в Зачатьевский монастырь и последующем рождении дочери царственная чета по ранее данному обету возвела здесь храм в честь Зачатия святой праведной Анны с приделами в честь своих небесных покровителей: святого великомученика Феодора Стратилата и святой мученицы Ирины. В период смуты начала XVII b. монастырь явился одним из центров благочестия. Монастырь сильно пострадал в это время, но вскоре был возрожден. И в знак этого по восстановлении государственности в России здесь принимает иноческий постриг сестра одного из руководителей освободительного движения – Козьмы Минина, впоследствии прославившаяся в народе как старица София.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010