Москва. Ново-Алексеевский женский монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты В 1837 г. Алексеевский монастырь переведен в Красное Село (район современной Верхней Красносельской улицы) к церкви Воздвижения Креста Господня, построенной в 1692 г. В 1853 г. в монастыре была построена церковь Алексия-Божьего человека (архитектор М.Д. Быковский), в 1879 г. - церковь Архангела Михаила. Территория монастыря была обнесена стеной. За монастырем находилось кладбище. В 1891 г. на кладбище была построена церковь Всех святых (архитектор А.А. Никифоров). К началу XX в. в монастыре было 4 храма, больница, женское училище. После Октябрьской революции Алексеевский монастырь был упразднен. В 1930-х годах большинство построек монастыря было снесено, в храмах разместились различные учреждения. Было уничтожено и монастырское кладбище. В дальнейшем церковь Архангела Михаила была снесена, здание церкви Воздвижения Креста Господня было перестроено до неузнаваемости, но церкви Алексия-Божьего человека и Всех Святых сохранились. В середине 1980-х годов территорию бывшего монастыря рассекла пополам ставшая оживленной автомагистралью улица Гаврикова, после чего стало трудно даже представить весь бывший Алексеевский монастырь как единое целое. В настоящее время церковь Всех святых возвращена верующим. В находящихся рядом зданиях бывших монастырских келий открылся Новоалексеевский монастырь. В здании бывшей церкви Воздвижения Креста Господня в настоящее время размещается ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии.  " Так или иначе, но пришлось переселяться. Переход монахинь - это был действительно переход, всю многоверстную дорогу на далекую глухую окраину Москвы шли пешком - совершился 16 октября 1837 г., и с того времени Алексеевский монастырь начал отстраиваться на новом месте. Старую приходскую Воздвиженскую церковь расширили и заново отделали по проекту М.Д. Быковского в 1841 и 1857 гг. (в ней похоронены известные московские благотворители муж и жена Ф. Ф. и М. В. Набилковы); по его же проекту в 1853 г. выстроили в центре монастырской территории церковь Алексия Человека Божьего с приделами иконы Грузинской Богоматери и св. Павла Латрского; в 1879 г. построили больничный храм Архангела Михаила и последней в 1887-1891 гг. высокую Всехсвятскую церковь на новом кладбище по проекту архитектора А.А. Никифорова (освящена 30 июня 1891 г.). В этой церкви славился беломраморный иконостас, а расписана она была иконописцами Троице-Сергиевой лавры.На кладбище Алексеевского монастыря были похоронены художник И.М. Прянишников, писатели А.Ф. Вельтман и С.А. Юрьев, публицист М.Н. Катков, скульптор Н.А. Рамазанов, филолог П.М. Леонтьев, мемуарист Ф.Ф. Вигель, историк, издатель журнала " Русский архив " П.И. Бартенев, врач А.Я. Кожевников, физик П.Н. Лебедев, архитекторы А.С. Каминский, В.Н. Карнеев, А.С. Никитин, основатель народного университета А.Л. Шанявский, нотоиздатель П.И. Юргенсон, декабристы Ф.Г. Вишневский, П.Н. Свистунов и многие другие. Теперь же и следов кладбища нет.

http://sobory.ru/article/?object=24160

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святейший Патриарх Кирилл посетил Алексеевский ставропигиальный монастырь 30 июня Святейший Патриарх Кирилл посетил Алексеевский монастырь г. Москвы. Игумения Ксения (Чернега) и Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка М.А. Львова-Белова представили Его Святейшеству проект создания в обители центра развития детей и молодежи. 30 июня 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Алексеевский ставропигиальный женский монастырь города Москвы. Предстоятель Русской Православной Церкви вместе с настоятельницей монастыря, руководителем Правового управления Московской Патриархии игуменией Ксенией (Чернегой) осмотрел здания по адресу ул. Верхняя Красносельская, д. 15, строения 1 и 2. Первое из них в дореволюционный период являлось известной в Москве богадельней им. И.Н. Геера. Святейший Владыка побывал в домовом храме праведного Иосифа Обручника и осмотрел все помещения бывшей богадельни. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил здание, в котором ранее располагался Всесоюзный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), по адресу ул. Верхняя Красносельская, д. 17. Предстоятеля сопровождали игумения Ксения (Чернега) и директор ВНИРО К.В. Колончин. Сейчас все указанные здания находятся в безвозмездном пользовании Алексеевского монастыря. Святейший Патриарх Кирилл осмотрел помещение бывшей библиотеки — придел храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который в советское время был встроен в здание ВНИРО. В Крестовоздвиженском храме состоялась презентация проекта по дальнейшему восстановлению и использованию данных зданий в целях реализации церковно-государственного проекта по работе с детьми и молодежью. Его Святейшеству была представлена Концепция создания центра развития детей и молодежи «Алексеевский» в комплексе с церковью Воздвижения Креста Господня в Красном Селе. Презентацию провели игумения Ксения (Чернега) и Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка М.А. Львова-Белова. О восстановлении помещений бывшей богадельни рассказал заместитель министра просвещения РФ Д.Е. Грибов.

http://sedmitza.ru/patriarch/2023-06-30/...

Арзамас. Алексеевский Новодевичий монастырь. Храмы монастыря: Церковь Успения Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Алексеевский Новодевичий монастырь был основан именным указом царя Михаила Феодоровича в качестве " Царского богомолья " в 1634 г. Назван в честь Алексея Божия человека и сына царя, Алексия Михайловича. В монастыре располагались Успенская (1753 г.) и Вознесенская (1777 г.) церкви, а также больничная церковь. Монастырь был окружён высокой каменной стеной с Надвратной колокольней, за стеной находились монастырские постройки и кельи. Часть монастырской стены и построек сохранились в комплексе сооружений на ул. Советской и заняты воинской частью. Новодевичий Алексия человека Божия монастырь, 1 класса, общежительный, в городе Арзамасе. Учрежден в 1897 году из Алексеевской женской общины, образовавшейся в 1764 году на месте упраздненного Алексеевского монастыря, который был основан в 1634 году. В храме Вознесения находится местно чтимые иконы: Божией Матери «Утоли моя печали» и святого Николая чудотворца. В монастыре хранится замечательная резная группа, изображающая погребение Спасителя; она сделана в 1776 году священником городской Спасской церкви Василием Ильиным. При монастыре странноприимный дом, две больницы и золотошвейная мастерская, работы которой славятся не только в Европейской России и Сибири, но и в Греции и Палестине. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Арзамасский новодевичий во имя Алексия, человека Божия женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Была поставлена ограда с колокольней над Святыми вратами, внутри ограды построили 30 деревянных келий, в центре - бревенчатую холодную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с 3 приделами: во имя преподобного Алексия, человека Божия, во имя священомученика Филиппа, митрополита Московского и во имя преподобной Марии Египетской. Согласно описи 1686 года, у восточной стены монастыря находился теплый шатровый храм во имя Всех святых.

http://sobory.ru/article/?object=07873

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Дивная Галерея В Алексеевском женском монастыре Углича 30.12.2023 220 Фото: http://alexmonastir-uglich.ru/ В Алексеевском женском монастыре города Углича всё дивно. На диво прекрасна устремлённая в небеса трехкупольная церковь, которая так и называется с давних времён Дивной. Дивно и то, что сам монастырь возник 14-м веке, за несколько лет до Куликовской битвы, дивно, что он выстоял в нелёгкие времена Богоборчества. Может быть, это от того, что он стоит на возвышении, на горе, которая в языческие времена называлась Огнева. То есть это было место возжигания жертвенных материальных огней. Но такие огни, сколько ты в них дров ни подкладывай, все равно погаснут. И дождалась гора Огнева огня духовного. Вознеслись над пространством кресты православного храма, засиял небесный свет христианства. Явленная здесь икона Божией Матери зажгла свечу Неугасимую огня Невещественного. На её свет многие годы стремятся отовсюду, чтобы душу свою этим светом и огнём просветить и согреть, чтобы помолиться за родных и близких, за нашу любимую Родину. А в последние годы стараниями настоятельницы монастыря матушки Ольги (Сельской) при содействии Заслуженного художника России Н. С. Давыдова здесь возникло ещё одно диво дивное - художественная галерея. Она настолько замечательна, что невольно просится сравнение: может быть, это и есть то самое небо на земле, которое сотворяют наделённые талантом от Бога: видеть мир в красках и запечатлевать его на полотнах. Такое сравнение диктуют сами картины галереи. Казалось бы, нет какой-то единой темы выставленных работ, но полное ощущение их единства. Почему? Да потому, что они объединены любовью. И повторяем вслед за поэтом: «Как прекрасна земля, и на ней человек». Любовь к Божьему миру, к природе, к человеку - вот главная идея галереи. Вспоминается 84-й псалом: «истина от земли воссия и правда с небесе приниче». Может быть, в этом главная задача одухотворённого художника: соединять духовность небес и красоту земли и через это возвышать душу зрителя.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/30/...

Глава II. Возникновение и первоначальное существование монастырей Содержание. Участие в основании и устройстве монастырей общества и правительства. Принятие монашества под старость. Монастыри-приюты под старость после военной жизни. 1) Монастыри донских казаков. Чернеев Николаевский монастырь. Боршов монастырь. Его оборонительное значение. Его земельные владения. Тяжбы и столкновения с соседями. Воронежский Покровский монастырь. Покровительство донских казаков. Земельные владения. Внутренняя жизнь. Вражда партий. Устьмедведицкий Межигорский монастырь. – 2) Монастыри полковых казаков. Лебедянский монастырь. Предания о его возникновении. Связь его с историей дома Романовых. Исторические данные о начале и быте монастыря. Троицкий Елецкий монастырь. Тешевский Задонский монастырь. Связь его со Сретенским Московским и с памятью о нашествии Тамерлана. Даншина пустынь и Карачунский монастырь, – их неустойчивое существование при набегах разных «воинских людей». Семилуцкая пустынь – значение ее в качестве инвалидного дома. Толшевский монастырь – особенности его положения на незащищенной стороне р. Воронежа. Быт монастыря. Воронежские монастыри – Успенский и Алексеевский. Их основание, земельные владения и внутренний строй. Лысогорская пустынь. Коротоякский Казанский женский монастырь. – 3) Монастыри черкасские. Пятницкий Острогожский женский монастырь. Дивногорский монастырь. Его основание. Особенности положения. Опасности от внешних врагов и средства защиты. Пещерокопательство. Владения и столкновения из-за них с соседями. Шатрище и устроенная в нем пустынь. Общая характеристика монастырской жизни. Управление. Состав братии. Имущества монастырей. Связь с миром. Экономические связи. Церковная зависимость. Значение воевод и приказных. Черты внутреннего строя в жизни монастырей. Труд монахов. Пещерокопательство. Значение донских монастырей для края. Количество монастырей и монахов, как показатель тяготения населения к монашеству. Колонизационное значение монастырей. Обычно монастырь должен возникать, как завершение монашеского подвига: монастырь есть организованное монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Углич. Алексеевский женский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская Дивная церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Кирпичная трапезная церковь, построенная в 1628 г. старцем Мисаилом. Храм поднят на хозяйственный подклет. Основной частью здания является квадратная в плане трапезная с одностолпным сводчатым перекрытием. С восточной стороны к трапезной примыкает небольшая Успенская церковь с двумя приделами, завершённые тремя шатрами. С востока выступают три алтарные апсиды. Первоначально имелись приделы Козьмы и Дамиана и Мученицы Ирины (позже переосвящён во имя Гурия, Самона и Авива), в кон. XVIII в. приделы упразднены. Во 2-й пол. XVIII в. трапезная была перестроена под настоятельские покои. Церковь отреставрирована в 1956-1961 г. с восстановлением первоначальных форм. В 1997 г. стала основным храмом возрождённого монастыря. Успенская «Дивная» церковь – выдающийся памятник древнерусского зодчества первой трети XVII века. Находится на территории Алексеевского монастыря . Построена в 1628 году при настоятеле Мисаиле. Согласно местному преданию, является памятником защитникам монастыря, погибшим в Смутное время. Впервые упоминается в писцовых книгах 1628–1631 годов. Во второй половине XVII века приспособлена для размещения настоятельских покоев. В 1905 году отремонтирована на средства Н.Н. Войтяговского, пристроено каменное крыльцо. В 1918 году включена в список архитектурных памятников, подлежащих первоочередному обследованию и реставрации. После упразднения монастыря в 1920-х гг. использовалась под хозяйственные нужды. Архитектура церкви отличается простотой и монументальностью. Центральное место занимает небольшой объем, поставленный на высоком подклете. Он завершается тремя шатрами, сгруппированными следующим образом: два малых боковых смещены относительно большого центрального на восток. При этом каждый из них приобретает почти самостоятельное значение. Главный шатер, отделенный в настоящее время сводом от внутреннего пространства церкви, по своим размерам и конструкции не может считаться декоративным завершением. Первоначально, вероятно, он был открытым изнутри и имел функциональное значение. Малые шатры по внешнему виду похожи на главный, однако, являются чисто декоративными элементами, т.к. устроены на цилиндрических сводах, перекрывающих находящиеся под ними помещения. Под церковью расположен подвал. С восточной стороны храм завершается тремя полукруглыми апсидами. С запада к нему примыкает двухэтажная трапезная с массивным четырехгранным столбом в центре, поддерживающим своды.

http://sobory.ru/article/?object=05718

Предисловие иконы. Наше шествие благоговейное, молитвенно настроенное, производило глубокое впечатление и на всех встреченных свидетелей его. Так, один архитектор, встретивший нас в одном селении, был так тронут высоким настроением богомольцев, что потом приезжал ко мне в Москву и лично об этом мне засвидетельствовал. А вот на дороге встречается роскошная коляска, запряженная в пару лошадей. Едут интеллигентные господин и дама; они сходят с коляски, прикладываются к св. иконам, подходят под благословение. По их лицам видно, какое прекрасное впечатление произвело на них встретившееся им паломничество... Но вот мы и в Арзамасе. Расположенный на высоком холме, весь в садах, город производит чудное впечатление: заходящее солнце бросает свои прощальные лучи, отражаясь в золотых куполах церквей. Народу высыпало навстречу видимо-невидимо; моросил мелкий дождичек, первый дождик, который застал нас в пути; по городу разносился торжественный звон колоколов. Путь лежал мимо Никольского женского монастыря. Матушка игуменья с сестрами и городским духовенством устроила торжественную встречу. Зашли в монастырь совершить молебствие пред местночтимой иконой святителя Николая. Ласковый, сердечный прием поддерживал высокое настроение духа. На монастырском дворе расставлены были ведра с квасом и черным хлебом. Это обитель оказывала гостеприимство паломниками. По дороге заходили и в другой монастырьАлексеевский, славящийся своими изящными работами. И здесь, та же торжественная, сердечная встреча и угощение... Но сердце уже подернулось печалью, какое-то тоскливое чувство овладело им. Как будто мы прощались с чем-то дорогими. Да, мы прощались! Алексеевский монастырь – уже последний пункт нашего паломнического шествия, откуда мы должны идти к станции железной дороги и садиться на поезд. Паломничество пешком ведь есть самая привлекательная сторона этого благочестивого подвига; при этом виде паломничества все сливаются в одну массу, поют общими хором. Здесь и сердце радостнее бьется, и мысль выше настраивается, а окружающая природа, ликующая, славословящая Творца неумолкаемым гимном, приподымает чувство и отрешает его от суеты. С Арзамасом для нас кончилась эта самая важная сторона паломничества, и сердце тосковало, как бы прощаясь с пасхальными днями...

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Pokrovs...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 120-летию освящения Храма Христа Спасителя (комментарий в русле истории) Храм Христа Спасителя Еще недавно трудно было представить, что на том месте, где клубились пары бассейна " Москва " , всего за два года вырастет пятиглавый исполин - надежда и чаяние России. Много было противников у этого грандиозного начинания, и все же вновь сияет над Москвой золотой купол храма Христа Спасителя. Храм был возведен по указу императора Александра I в благодарность Богу за спасение России в Отечественной войне 1812 года и в ознаменование победы русской армии над Наполеоном. Храм должен был стоять именно в Москве - она приняла на себя великие тяготы нашествия французской армии и стала огненной могилой Наполеона... Из всех конкурсных проектов Александр 1 остановился на предложении архитектора Карла Витберга - построить трехъярусный храм с тремя престолами, освященными во имя Рождества Христова, Преображения и Вознесения Господня. Нижний Рождественский храм, по мысли архитектора, должен был стать усыпальницей погибших русских воинов. " Вы заставили говорить камни! " - воскликнул восхищенный император и повелел приступать к сооружению храма. Витберг хотел видеть свое детище в древнем московском Кремле, но Александр не разрешил трогать сердце Москвы и предложил, по его образному выражению, " корону Москвы " - Воробьевы горы. Там в октябре 1817 года и состоялась закладка первого храма Христа Спасителя. Однако после смерти Александра 1 все работы были остановлены из-за финансовых неурядиц: Витберга сослали в Вятку а его проект отвергли. Этот замысел не приняла и сама Москва - вскоре обнаружилось, что гора начала оседать... Император Николай 1 не забыл об обете своего царственного брата построить в Москве храм во имя Христа Спасителя. Ему понравилась идея архитектора Константина Тона возвести пятиглавый храм в " русско-византийском " стиле, то есть в традициях древнерусского зодчества. В 1832 году государь утвердил его проект и приехал в Москву чтобы лично выбрать подходящее для такого исполина место. Николай 1 облюбовал живописный холм в районе древнего Чертолья, где с 1547 года находился Алексеевский женский монастырь. Отсюда храм был бы виден со всей Москвы, а соседство с древним Кремлем подчеркивало бы его глубокую духовную связь со всей русской историей. Император приказал перевести Алексеевский монастырь в Красное село под Москвой и немедленно приступать к строительству. Во время подготовительных работ в земле были обнаружены кости мамонта, и это сочли за предзнаменование, предвещавшее долголетие будущему храму.

http://sedmitza.ru/text/396882.html

Кунгур. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченский монастырь, общежительный, в городе Кунгуре. Основан в 1868 году из существовавшей с 1822 года женской общины. При нем школа и приют для девочек-сирот духовного звания. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Монастырь возник как женская монашеская община при Предтеченской церкви города в 1825 г., официально статус общины получил в 1851 г., в монастырь преобразован в 1868 г. К нач. ХХ в. крупный монастырь с большим хозяйством, с территорией, застроенной каменными корпусами. Действовали приют и училище. Закрыт женский монастырь в 1921 г. Возрождение монастыря благословлено Священным Синодом в 2004 г. 12 мая 2005 г. был создан Устав и зарегистрирована религиозная организация Иоанно- Предтеченский женский монастырь. С 2009 г. началось возрождение женского монастыря в Кунгуре и только в 2015 г. он полностью перешел в руки монахинь. Кунгурская Иоанно-Предтеченская женская община была утверждена в 1851 году. Попечителем общины стал кунгурский купец А.Г. Пиликин, который в течение 15 лет руководил строительными работами на территории монастыря, занимающей квартал между улицами Гоголя (ранее – Острожной), Красной (ранее – Алексеевской), Ленина (ранее – Успенской). В 1850-е годы был построен первый келейный корпус, в котором позднее были устроены домовые церкви в честь иконы Владимирской Богоматери (1858 г.) и в честь Великомученика Пантелеймона и Симеона Верхотурского чудотворца (1879 г.). В 1860 году были построены: второй корпус – для женского духовного училища, третий корпус – под приют для девочек-сирот (на средства А.С. Губкина). Четвертый корпус возвели в 1869 году, пятый – в 1870 году. В 1868 году община была переименована в женский Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1903–1914 годах велось строительство каменной Иоанно-Предтеченской монастырской церкви с приделами Иверской Богоматери и Серафима Саровского. Освящение главного храма состоялось 21 сентября 1914 года. 22 и 23 сентября были освящены придельные храмы.

http://sobory.ru/article/?object=36234

ЖМП 9 сентябрь 2023 /  7 ноября 2023 г. 18:00 Игумения Ксения (Чернега): «Стараюсь добросовестно исполнять свои послушания» Шестнадцатого июля 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю десятилетия возрождения древнейшей женской обители Москвы — Алексеевского монастыря , основанного в 1340 году родными сестрами святителя Алексия, митрополита Московского, преподобными Иулианией и Евпраксией. О пути к вере, восстановлении монашеской жизни при храме Всех святых в Красном Селе и об итогах десятилетия монашеской жизни Алексеевской обители рассказывает руководитель Правового управления Московской Патриархии, настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы игумения Ксения (Чернега). PDF-bepcuя . Монастырь возрождался на моих глазах   - Матушка Ксения, как было принято историческое решение возродить Алексеевскую обитель?   - Наша обитель, сменившая в дореволюционный период несколько мест расположения, была возрождена на своем последнем историческом месте — в Красном Селе. В 1990-е годы здесь при храме Всех святых была создана приходская община, которая ходатайствовала о возрождении монастыря, были и желающие вступить в сестричество и идти узким путем монашеской жизни. Однако тогда ходатайство не было удовлетворено. В 2010 году я совместно с протоиереем Артемием Владимировым обратилась к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой благословить создание при храме Всех святых в Красном Селе сестричества в целях возрождения Алексеевской обители. Святейший поддержал эту инициативу, утвердил положение о сестричестве и назначил меня старшей сестрой. Через три года, в 2013-м, Священный Синод принял решение о возрождении Алексеевской обители. - Раз ходатайствовали вы, значит, вы были как-то связаны с этим местом еще до восстановления монашеской жизни? - Прихожанкой храма Всех святых в Красном Селе я стала в 1990-х годах, когда настоятелем храма был назначен мой духовный отец протоиерей Артемий Владимиров. К нему меня привела одна из его духовных чад. В тот период отец Артемий еще служил в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Помню морозный зимний вечер, когда впервые вошла в эту церковь во время всенощного бдения. Я увидела высокого священнослужителя, который обходил с кадилом храм, и сразу обратила внимание на сосредоточенное выражение его лица. В тот же вечер состоялась моя первая исповедь. С тех пор я стала ходить в храм Воскресения Словущего на богослужения и беседы, которые проводил отец Артемий. Среди его духовных чад было много молодежи. Когда батюшку перевели в Красное Село, все мы последовали за нашим духовным отцом.

http://e-vestnik.ru/db/igumeniya_kseniya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010