Саратовская область (монастыри) Материал из Азбука паломники Алексеевский Саратовский женский монастырь [ править править код ] Алексеевский Саратовский женский монастырь - православная женская обитель, основанная в конце XIX века. Возвращен Церкви в 1991 году. При монастыре имеется трапезная и гостиница для паломников. На сегодняшний день в монастыре 20 насельниц, из них 11 монахинь, остальные - инокини и послушницы. При монастыре создан детский приют для девочек, в котором на сегодняшний день пять воспитанниц. Кроме того, насельницы помогают дому-интернату для детей с пониженным зрением, предоставляют нуждающимся питание и оказывают материальную помощь многодетным семьям. Монастырь осуществляет сотрудничество с юридическим институтом МВД. С 1997 года при монастыре работает воскресная школа. При ней действуют кружки шитья и рукоделия, художественной резьбы по дереву, компьютерной грамотности. Адрес: г. Саратов, Замковый пр., 18 Подробнее... Никольский Саратовский мужской монастырь [ править править код ] История Никольского Саратовского монастыря начинается с постройки каменной церкви-школы для детей железнодорожных служащих станции Capamob-II. Постройка была приурочена к памяти бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни императрицы Александры Федоровны на средства, пожертвованные Рязанско-Уральской железной дорогой и ее служащими. Строительство было начато в 1896 году, а уже в декабре 1897 года священник Иоанно-Предтеченской церкви Александр Траецкий сообщал Преосвященному Николаю (Налимову; †1914), епископу Саратовскому и Царицынскому, что строение полностью готово, не хватает лишь иконостаса. 25 июля 1898 года последовало торжественное освящение новопостроенного храма. Первоначально Николаевско-Александрийский храм был приписан к расположенной неподалеку Иоанно-Предтеченской церкви, однако в ноябре 1898 года по прошению Преосвященного Николая Святейший Правительствующий Синод благословил открыть при храме отдельный приход, к которому были причислены все рабочие и служащие РУЖД и станции Capamob-II.

http://azbyka.ru/palomnik/Саратовская_об...

Марие-Магдалининский женский монастырь (Вильнюс) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Марие-Магдалининский монастырь — единственный женский монастырь Виленской и Литовской епархии Русской Православной Церкви, открыт в 1865 году. Находится в Вильнюсе. Содержание История [ править править код ] В 1864 году по инициативе генерал-губернатора М. Н. Муравьёва в Вильне был закрыт католический монастырь Сердца Иисуса женского ордена визитанок, а на его месте указом императора от 9 ноября 1864 года учреждёна православная Марие-Магдалининская обитель из прибывших в Вильно монахиней московского Алексеевского монастыря. Официальное открытие монастыря состоялось 22 июля 1865 года. При переустройстве костёла в православный храм, была разобрана высокая четырёхугольная колокольня, украшенная большим позолоченным бронзовым сердцем, были переделаны детали наружного и внутреннего декора, добавлен купол посредине (над прежним куполом), и две башни на западной стороне, к входу пристроены сени. В церкви, помимо главного, был устроен престол в приделе во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Придельный храм был небольшим, с колокольней. Иконостас главной церкви был трёхярусным, окрашенным под мрамор. Алтарь с большими коринфскими колоннами украшала копия известной картины Ф. А. Бруни «Моление о чаше». При Мариинском монастыре действовала иконописная мастерская и школа для девочек сирот духовенства и дочерей чиновников, состоящих на службе в Северо-Западном крае. В школе при монастыре обучалось ежегодно до 40 девочек. В 1901 году школа была преобразована в епархиальное женское училище. Средства школы и монастыря составляли % от капитала местного духовенства (3585 руб.) и капиталов (3991 руб. 50 к.) упразднённых в 1874 году Тороканского монастыря (в Кобринском уезде Гродненской губернии близ местечка Антополь) и Борунского монастыря (в местечке Боруны Ошмянского уезда Виленской губернии). Борунский монастырь в 1886 году был восстановлен и приписан к виленскому Свято-Духову монастырю.

http://azbyka.ru/palomnik/Марие-Магдалин...

Предстоятель Русской Православной Церкви почтил память родственников Патриарха Сергия на месте их захоронения 13 августа 2017 г. 22:40 13 августа 2017 года, в завершение однодневного Первосвятительского визита в Нижегородскую епархию , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал на месте исторического Алексеевского женского монастыря в Арзамасе. В настоящее время это территория одной из воинских частей Нижегородского гарнизона. Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий . На месте бывшего кладбища, где были погребены родственники Патриарха Сергия, установлен крест, у которого была возглашена вечная память протоиерею Николаю, Любови, протоиерею Иоанну, Пелагее, игумении Евгении и всем зде погребенным . Святейший Патриарх Кирилл, В.П. Шанцев и митрополит Нижегородский Георгий возложили цветы к кресту в память о родственниках двенадцатого Предстоятеля Русской Православной Церкви. Затем Святейший Патриарх ознакомился с информацией, представленной на установленных на территории воинской части стендах, рассказывающих об истории монастыря и династии Страгородских. Алексеевский женский монастырь в Арзамасе (Новодевичий в честь преподобного Алексия, человека Божия, женский монастырь) был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие». На территории обители были построены деревянный храм Казанской иконы Божией Матери с тремя приделами (в честь преподобного Алексия, человека Божия; священомученика Филиппа, митрополита Московского; преподобной Марии Египетской), храм Всех святых, монашеские кельи. Обитель была бедна и немноголюдна. В 1744 году была перестроена деревянная Казанская церковь, в 1753 году вместо Алексеевского придела Казанской церкви был построен каменный Алексеевский храм с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы.

http://patriarchia.ru/db/text/4981706.ht...

Богородице-Рождественский Ильинский Тюменский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женский монастырь при Ильинской церкви Тюмени создан ок. 1620, но в 1765 упразднён, церковь обращена в приходскую. Восстановлен в 2002 одновременно с началом реставрации церкви. Содержание История [ править править код ] Ильинская приходская церковь в Тюмени впервые упоминается в 1586—1587 гг. В 1620 г. настоятель Никон основал при церкви женскую монашескую общину. Она просуществовала до 1765—1767 гг., когда была преобразована в приходскую Успенскую церковь. За всё время существования обитель неоднократно меняла своё название — Успенская, Ильинская, Алексеевская. 21 июня 1773 года был освящена однопрестольная приходская церковь, получившая название во Имя Ветхозаветного Пророка Илии. Через 60 лет, 3 июня 1833 г., был заложен фундамент нового каменного здания во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 24 апреля 1837 года была освящена каменная построенная двухъярусная колокольня, в которой повесили шесть колоколов. В 1884 г. с северной стороны храма был построен новый Покровский придел, а старый придел был объединён с Ильинским приделом аркой. Строительство было профинансировано на средства пароходчика Ивана Ивановича Игнатова и прихожан. В апреле 1894 г. - ноябре 1895 гг. храм был прошёл капитальный ремонт. Проект предусматривал перестройку главного купола и колокольни в русско-византийском стиле, установку нового иконостаса в главном приделе в стиле эпохи Ренессанса, а также обновление каменного пола и роспись стен живописью. 12 ноября 1895 года Пророко-Ильинская церковь была освящена. Церковь Илии Пророка 25 января 1893 года в приходе была открыта церковно-приходская школа. Она действовала до 1918 г., когда была закрыта советской властью. В июне-сентябре 1925 г. тюменцы провели капитальный ремонт храма. А 26 января 1930 года Ильинская (Покровская) церковь была закрыта, верхние ярусы колокольни разобраны, кресты и купола — сняты. В 1935 г. здание бывшей церкви было передано под ломбард, а с 1942 по 2002 г. здесь размещался Тюменский ликеро-водочный завод «Водликёртрест».

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Рож...

Архив Пн В Алексеевский ставропигиальный монастырь передан ковчег с частицей мощей святителя Алексия Московского 3 февраля 2023 г. 12:53 29 января 2023 года по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы был передан ковчег с частицей мощей святителя Алексия, митрополита Московского. Передача мощей состоялась в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. Руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель собора архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома передал настоятельнице обители игумении Ксении (Чернеге) частицу мощей святителя Алексия, огласив резолюцию Святейшего Патриарха, в которой, в частности, было отмечено, что святые мощи передаются монастырю, «поскольку, Алексеевский монастырь является древнейшей женской обителью столицы, основанной около 1360 года по благословению святителя Алексия его родными сестрами преподобной Иулианией и Евпраксией». Перед ракой с мощами святителя Алексия был совершен молебен. Игумения Ксения (Чернега) с сестрами и присутствовавшая при передаче мощей гостья обители игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга, поклонились святым мощам. В своем слове к собравшимся матушка Ксения поблагодарила Святейшего Патриарха за благословение передать святые мощи в обитель и, в частности, сказала: «Алексеевская обитель первоначально располагалась на Остожье, на том самом месте, где сейчас находится Зачатьевский женский монастырь, а затем в связи с пожаром была перенесена в Чертолье, на то место, неподалеку от Кремля, где сейчас возвышается Храм Христа Спасителя. В 1837 году обитель было решено перенести в третье место ее расположения — в Красное Село. Для этого пришлось снести монастырские постройки и соборный храм Преображения Господня с приделами Алексия, человека Божия, и Тихвинской иконы Божией Матери. Многие знают, что нижняя церковь Храма Христа Спасителя освящена в честь Преображения Господня и приделы ее названы Алексеевским и Тихвинским в память о снесенном соборе Алексеевского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/6002099.ht...

Алексеевский женский монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Алексеевский монастырь был первым женским монастырем Москвы и оттого назывался стародевичьим – по старшинству над остальными московскими женскими обителями. 16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря. Содержание История [ править править код ] История древнейшей в Москве женской обители – Алексеевского девичьего монастыря – восходит к XIV веку. Предание связывает основание монастыря с именем московского святителя Алексия, заботившегося об утверждении общежительных монастырей и по благословению которого на Руси были основаны многие обители. Алексеевская обитель была устроена около 1360 года по просьбе родных сестёр святителя, Евпраксии и Иулиании, в честь святого Алексия, человека Божия, чьё имя воспринял в монашеском постриге сам митрополит. Для постройки монастыря было выбрано уединённое место близ села Семчинского. Здесь, в пойме Москвы-реки, находились обширные луга и покосы, на которых стояли многочисленные стога сена, отчего вся местность получила название Остожье. В монастыре был возведён храм во имя святого Алексия, человека Божия, а также соборная церковь во имя Зачатия праведной Анны. В основание обители был положен общежительный устав. Существует предание, согласно которому первой настоятельницей обители стала одна из сестёр святителя – Иулиания. По летописным же сведениям, первой игуменией Алексеевского монастыря была другая Иулиания, родом из Ярославля, «дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело благобоязлива, чернечьствовавши лет боле 30 и игуменья бывши 90 черницам и общему житью женскому начальница сущи и многим девицам учительница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду, и положена подле церковь» [Приселков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 442.]. В 1451 году монастырь вместе с Москвой подвергается нашествию татар и разорению. В 1514 году по повелению великого князя Василия Иоанновича итальянский зодчий Алевиз Фрязин построил на месте сгоревшей деревянной церкви каменный храм во имя Алексия, человека Божия. Но «большой московский пожар» 1547 года не пощадил и его: «И бысть буря велика, и потече огонь, яко же молния и пожар силен, и промче во един час за Неглинною огнь и до Всполья за Неглинною и Чертолья погоре до Семчинского сельца...» [Полное собрание русских летописей. Т. 34. М., 1978. С. 182.]

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_ж...

Вологда. Горний Успенский женский монастырь. Церковь Алексия, человека Божия. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Преподобного Алексия Человека Божия построена одновременно со Святыми воротами Успенского монастыря, между 1709 и 1714 годами (по Вологодскому Календарю - 1700 г.) , освящена в 1720 году. Чтобы завершить ее постройку, игуменья с монахинями вынуждены были " на Москве и в городах ходить и собирать по верующим... кто что подаст " . Церковь Алексия каменная, холодная, одноэтажная, одноглавая, однопрестольная. Известно, что первоначально предполагалось освятить в церкви два престола: первый - во имя Святителя Николая Чудотворца, второй - во имя Алексия, человека Божия. Монастырская надвратная церковь имела под собой два прохода: боковую дверь и прежние Святые ворота. Нижний этаж, включенный прежде в ограду монастыря, служил своего рода подклетом храма. На простой, из гладких стен, первый этаж был поставлен второй ярус, богато украшенный полуколоннами, наличниками с барочными фронтонами. Верхний этаж занимал сам храм с четырьмя окнами на фасаде, которые придавали зданию типично жилой характер. Церковь венчал купол в классическом стиле. В храме находился древний образ Нерукотворного Спаса с изображением многих святых. Двухъярусный иконостас, созданный одновременно с церковью, был украшен золотой резьбой по голубому фону. В настоящее время Алексеевская надвратная церковь находится в полуразрушенном состоянии. После утраты главы церковь не имеет никаких внешних признаков культового здания и напоминает обычную жилую постройку. Источник: http://history.nason.ru/hramy/14/ Каменный холодный одноглавый однопрестольный храм во имя Алексия человека Божия построен в 1709-1714 годах при игуменье Екатерине. Освящена в 1720 году. Чтобы завершить строительство церкви, игуменья с монахинями вынуждены были " на Москве и в городах ходить и собирать по верующим... кто что подаст " . Нижний этаж храма служил своего рода подклетом. Решен он подчеркнуто асимметрично, в левой части прорезаны два арочных проема (ныне заложены): меньший – для пешего прохода, больший – для проезда. В правой части находится небольшое помещение сторожки с одним окошечком. Верхний этаж занимает храм с четырьмя окнами на фасаде. Церковь венчал купол в классическом стиле. Лаконизм обработки нижнего яруса сменяется богатым убранством второго этажа: окна украшены нарядными наличниками, на углах и в межоконных простенках – спаренные или одиночные пилястры, в завершении – карниз с зубчиками. Весь декор выполнен в барочных формах начала XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=07092

Заповедник тишины преподобных сестер Да, это первое, что поражает в Зачатьевском монастыре. Необыкновенная ти-ши-на. 14 октября, 2014 Да, это первое, что поражает в Зачатьевском монастыре. Необыкновенная ти-ши-на. В 2015 году Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь отмечает двойной юбилей: 655 лет со дня основания и 20 лет возобновления статуса монастыря. А этим летом обитель, как и вся Русская Православная Церковь, празднует 700-летие преподобного Сергия Радонежского, современника преподобных сестер-основательниц. Замечательно, что великий русский подвижник, согласно преданию, родился 3/16 мая 1314 года – в тот же день 1393 года почила преподобная игумения Иулиания.   В 2015 году Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь отмечает двойной юбилей: 655 лет со дня основания и 20 лет возобновления статуса монастыря. А этим летом обитель, как и вся Русская Православная Церковь, празднует 700-летие преподобного Сергия Радонежского, современника преподобных сестер-основательниц. Замечательно, что великий русский подвижник, согласно преданию, родился 3/16 мая 1314 года – в тот же день 1393 года почила преподобная игумения Иулиания. Духовное родство Свидетельство о духовном родстве этих двух угодников Божиих запечатлено в одном из древнейших письменных памятников русской истории – Троицкой летописи. «Не успела земля русская оправиться от скорби по преподобному Сергию, как новая скорбь постигла народ московский. Преставилась ко Господу Ульяна, игумения Алексеевского монастыря». Союзом любви ко Христу и стремлением к воплощению заветов древних отцов об истинно монашеском житии неразделимо связаны святитель Алексий Московский, Игумен земли Русской Сергий и преподобные матери Иулиания и Евпраксия. Проявляя архипастырское попечение о родной Церкви, святитель Алексий усердствовал о возрождении и укреплении русского монашества в духе молитвенного делания и Богосозерцания, в хранении монашеских обетов нестяжания, телесной и душевной чистоты и послушания. Ради этой цели митрополит перевел «Устав» Константинопольского Патриарха Филофея (Коккина) и с некоторыми изменениями и дополнениями применил его в созданном им Чудовом монастыре.

http://pravmir.ru/zapovednik-tishinyi-pr...

монастир м. Воронежа 18 вересня 2011 р. 01:00 Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии , был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Место для строительства было выбрано на Акатовой поляне — покрытой лесом возвышенности в двух верстах от города, давшей название новой обители. Основателем ее и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства. В недолгий период пребывания в Воронеже Петра I монастырь оказался в крайне стесненных обстоятельствах — в непосредственной близости с судоверфями. На протяжении всего XVII — начала XIX века Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. С того времени настоятели его имели сан архимандрита. В царствование императрицы Екатерины II, когда число православных монастырей было резко сокращено, Алексиевская обитель была отнесена к второклассным; по штату ей полагалось 17 человек. За монастырем были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли. Из материалов об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII-XIX веках известно о трудах настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительской деятельности (с 1796 года должность настоятеля традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859 г.), наиболее полное для своего времени. В конце XIX века отмечается особый расцвет просветительской деятельности в стенах обители во многом благодаря трудам ее настоятеля преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал епархиальный училищный совет и епархиальный комитет православного миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам владыка Владимир).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624713...

В Алексеевский монастырь возвращена старинная икона прп. Алексия Москва, 28 июня 2016 г.      26 июня 2016 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в Алексеевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы прошли торжества по случаю престольного праздника. В этот день в монастырский храм Всех святых была возвращена икона небесного покровителя обители — преподобного Алексия, человека Божия, сообщает Патриархия.ru . Утром в храме Воскресения Христова в Сокольниках его настоятель протоиерей Александр Дасаев и духовник Алексеевской обители протоиерей Артемий Владимиров отслужили молебен перед иконой прп. Алексия. За богослужением молились настоятельница Алексеевского монастыря игумения Ксения (Чернега) с сестрами, а также духовенство и прихожане обители.      После молебна протоиерей Александр Дасаев приветствовал игумению Ксению, духовенство и сестер обители, отметив, что в этот день Алексеевская обитель и храм Воскресения Христова в Сокольниках стали «побратимами» ввиду состоявшегося обмена святыми иконами: взамен образа прп. Алексия, человека Божия, возвращенного Алексеевской обители, над входной дверью храма Воскресения Христова будет размещен переданный Алексеевским монастырем в дар упомянутому храму древний образ Спаса Смоленского с предстоящими — точная копия того образа, который некогда находился на Спасских воротах Кремля. Протоиерей Александр Дасаев вручил игумении Ксении и сестрам обители праздничную просфору. Затем украшенный цветами образ преподобного Алексия, человека Божия, крестным ходом был торжественно перенесен в Алексеевский женский монастырь. В перенесении иконы участвовало духовенство Алексеевского монастыря и храма Воскресения Христова в Сокольниках: старший священник обители протоиерей Артемий Владимиров, игумен Тихон (Марилов), протоиерей Александр Симаков, настоятель храма Воскресения Христова протоиерей Александр Дасаев, иерей Евгений Головин. Всего в крестном ходе приняло участие более 350 человек. В Алексеевском монастыре крестный ход встречали насельницы обители, многочисленные прихожане.

http://pravoslavie.ru/94737.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010