В Алексеевский ставропигиальный монастырь возвращена старинная икона преподобного Алексия, человека Божия 27 июня 2016 г. 15:52 26 июня 2016 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в Алексеевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы прошли торжества по случаю престольного праздника. В этот день в монастырский храм Всех святых была возвращена икона небесного покровителя обители — преподобного Алексия, человека Божия. Утром в храме Воскресения Христова его настоятель протоиерей Александр Дасаев и духовник Алексеевской обители протоиерей Артемий Владимиров отслужили молебен перед иконой прп. Алексия. За богослужением молились настоятельница Алексеевского монастыря игумения Ксения (Чернега) с сестрами, а также духовенство и прихожане обители. После молебна протоиерей Александр Дасаев приветствовал игумению Ксению, духовенство и сестер обители, отметив, что в этот день Алексеевская обитель и храм Воскресения Христова стали «побратимами» ввиду состоявшегося обмена святыми иконами: взамен образа прп. Алексия, человека Божия, возвращенного Алексеевской обители, над входной дверью храма Воскресения Христова будет размещен переданный Алексеевским монастырем в дар упомянутому храму древний образ Спаса Смоленского с предстоящими — точная копия того образа, который некогда находился на Спасских воротах Кремля. Протоиерей Александр Дасаев вручил игумении Ксении и сестрам обители праздничную просфору. Затем украшенный цветами образ преподобного Алексия, человека Божия, крестным ходом был торжественно перенесен в Алексеевский женский монастырь. В перенесении иконы участвовало духовенство Алексеевского монастыря и храма Воскресения Христова: старший священник обители протоиерей Артемий Владимиров, игумен Тихон (Марилов), протоиерей Александр Симаков, настоятель храма Воскресения Христова протоиерей Александр Дасаев, иерей Евгений Головин. Всего в крестном ходе приняло участие более 350 человек. В Алексеевском монастыре крестный ход встречали насельницы обители, многочисленные прихожане.

http://patriarchia.ru/db/text/4549631.ht...

Москва (монастыри) Материал из Азбука паломники Алексеевский женский монастырь (Москва) [ править править код ] История древнейшей в Москве женской обители – Алексеевского девичьего монастыря – восходит к XIV веку. Предание связывает основание монастыря с именем московского святителя Алексия, заботившегося об утверждении общежительных монастырей и по благословению которого на Руси были основаны многие обители. Алексеевская обитель была устроена около 1360 года по просьбе родных сестёр святителя, Евпраксии и Иулиании, в честь святого Алексия, человека Божия, чьё имя воспринял в монашеском постриге сам митрополит. Для постройки монастыря было выбрано уединённое место близ села Семчинского. Здесь, в пойме Москвы-реки, находились обширные луга и покосы, на которых стояли многочисленные стога сена, отчего вся местность получила название Остожье. В монастыре был возведён храм во имя святого Алексия, человека Божия, а также соборная церковь во имя Зачатия праведной Анны. В основание обители был положен общежительный устав. Адрес: 107140, Россия, г.Москва, 2-й Красносельский переулок, дом 7 Телефоны: Дежурный телефон - 8-499-264-11-70 Приемная - 8-499-264-72-74 Подробнее... Андреевский мужской монастырь (Москва) [ править править код ] В 1648—1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская церковь (1648). В 1675 году над «Святыми вратами» на восточной стене монастыря была построена церковь мученика Андрея Стратилата с приделом великомученика Феодора Стратилата (существовал до начала XIX в.), фасады церкви были украшены изразцами работы белорусских мастеров. В 1689 году на месте прежней Воскресенской церкви было начато строительство новой (освящена в 1703 году); в подклете над склепом, в котором, по преданию, погребен Ртищев, находился придел великомученика Феодора Стратилата. К северу от Воскресенского храма располагалась Покровская церковь (построена в 1701 году?), впоследствии разобранная, на её месте был сооружен корпус богаделен. В 1748 году на средства графа С. Б. Шереметева была сооружена колокольня — на гравюре XIX века четырёхгранную колокольню с большими арочными проёмами в верхнем ярусе завершал четырёхскатный шатёр с небольшим шаром, увенчанным крестом; первоначально храм в нижнем ярусе колокольни был освящён в честь архистратига Михаила, а после перестройки колокольни в 1848 году митрополит Филарет (Дроздов) освятил учреждённый на средства купца М. Сеткина храм в честь апостола Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/palomnik/Москва_(монаст...

Архив Пн В день 10-летия возрождения Алексеевского ставропигиального монастыря Святейший Патриарх Кирилл совершил в обители Божественную литургию 16 июля 2023 г. 13:42 16 июля 2023 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, праздник перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1652), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы, отмечающий десятую годовщину со дня возрождения обители. Решение об открытии монастыря было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года ( журнал 91 ). В храме Всех святых Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: митрополит Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; архиепископ Егорьевский Матфей ; протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа Московской (городской) епархии , настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского монастыря; протоиерей Виктор Сандар, благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке г. Москвы; протоиерей Александр Симаков, старший священник скита Алексеевского монастыря при храме святителя Тихона Задонского в Сокольниках г. Москвы; клирики обители и духовенство г. Москвы. В храме присутствовали: председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям С.А. Гаврилов; первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» В.В. Михайлов; первый заместитель начальника Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» А.В. Гуц, главный врач ФГБУ «Клиническая больница» Управления делами Президента РФ Н.А. Амосова, главный научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева С.В. Гнутова.

http://patriarchia.ru/db/text/6042579.ht...

Архив Пн В день памяти святителя Николая Чудотворца Предстоятель Русской Церкви освятил Вознесенский собор Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря и возглавил хиротонию архимандрита Сергия (Копылова) во епископа Семилукского 19 декабря 2015 г. 16:54 19 декабря 2015 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения главного храма обители — возрожденного собора Вознесения Господня и Божественную литургию в новоосвященном соборе. Центральный престол был освящен в честь Вознесения Господня, северный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, южный — в честь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца. За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Сергия (Копылова) во епископа Семилукского, викария Воронежской епархии . Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Воронежский и Лискинский Сергий ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Троице-Сергиевой лавры , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Россошанский и Острогожский Андрей ; епископ Валуйский и Алексеевский Савва ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Петр Петров, настоятель Никольского храма г. Воронежа; клирики Воронежской митрополии , Свято-Троицкой Сергиевой лавры и г. Москвы. За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдел по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря игумения Екатерина (Чайникова) , настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова), настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря игумения Елисавета (Жегалова), настоятельница Князь-Владимирского архиерейского подворья в Нарва-Йыэсуу (Эстония) монахиня Флавиана (Пономарева), насельницы Крестовоздвиженской Иерусалимской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4299592.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун Великой Среды в Алексеевском ставропигиальном монастыре 3 апреля 2018 г. 23:54 Вечером 3 апреля 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Алексеевский ставропигиальный женский монастырь в Москве, где принял участие в вечернем богослужении в канун Великой Среды. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Матушка игумения! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую в канун Среды Страстной седмицы. Этим богослужением мы вошли в духовную атмосферу дня, предшествовавшего страданиям, смерти и воскресению нашего Господа. Евангелие повествует нам о событиях, которые, по всей вероятности, были очень странными и малопонятными для их очевидцев. Господь приходит в дом Симона прокаженного (Мф. 26:6). Проказа — это болезнь, которая превращала человека в изгоя. Заболеть проказой означало быть выброшенным из общения с другими, потому что люди смертельно боялись заразиться. Прокаженные были полностью изолированы от общества. Не только войти в дом прокаженного, — даже стоять рядом с ним считалось недопустимым. Но Господь приходит в дом прокаженного и принимает там пищу. То, что происходит далее, тоже выпадает из логики тогдашней жизни, а, может быть, и не только тогдашней. Грешная женщина входит в дом Симона прокаженного и, принеся с собой драгоценный сосуд с миром, возливает это миро на главу Спасителя. Все произошедшее в этот день очень странно, но исполнено величайшего духовного смысла. Господь, посещая больного проказой, свидетельствует о том, что разделения в человеческом обществе, которые часто являются результатом предрассудков, не существуют для Бога. Человек может быть богатым или бедным, знатным или низкого происхождения, здоровым или тяжко больным, но каждый есть чадо Божие и каждому Господь простирает Свою десницу. И вот еще о чем учит нас это повествование. Люди согрешают пред Богом. Кто-то совершает страшные деяния; кто-то грешит повседневно, не совершая что-то особо беззаконное, но омрачая душу постоянным пребыванием во грехах. Ведь всякий грешник тоже становится изгоем, носителем некой духовной проказы. Но когда грешная женщина приходит в дом Симона прокаженного, Господь ее не изгоняет. Она возливает на Его главу миро, и это свидетельствует о том, что никакой грех не может отлучить человека от Бога, если человек приносит покаяние, если в сердце его — живая вера. Ни страшная болезнь, ни тяжкий грех не способны навечно отделить человека от Бога, — силой благодати Божией дистанция между здоровым и больным, святым и грешным уничтожается, потому что благодать Божия, как свидетельствует нам Священное Писание, дождит и на праведных, и на неправедных (см. Мф. 5:45).

http://patriarchia.ru/db/text/5173782.ht...

Саратовское женское епархиальное училище, где девушки со всей России учатся на регентов, в шутку называют кузницей невест. Именно сюда часто заглядывают молодые семинаристы, а в будущем священники, в поисках своих вторых половинок. И это вполне логично: с кем еще решиться связать свою жизнь, если не с человеком, который так же, как и ты, стремится посвятить себя и свои таланты служению Церкви и с которым ты с наибольшей вероятностью найдешь то общее, без чего невозможна семья? Девичье предание богато красивыми историями о том, как воспитанницы училища с Божией помощью находили здесь своих будущих супругов и впоследствии становились матушками. Стала матушкой и Марина Диянова – воспитатель в училище, но не это в ее истории главное. Куда главнее то, как премудро Господь ведет за Собой человека, сделавшего Ему навстречу всего лишь несколько уверенных шагов. Марина Диянова Мы познакомились с Мариной в училище, куда она пришла со своим малышом – веселым двухлетним карапузом, похожим на маму как две капли воды. Беседуя об училище и жизни его воспитанниц, мы говорили и о том, что встреча с Богом – всегда чудо, путь к Нему у каждого свой, он исключителен и неповторим, как неповторим человек. Путь нашей героини уникален той поистине удивительной последовательностью событий, которая привела ее, совершенно не церковного человека из неверующей семьи, к Богу и к вере и сделала по-настоящему счастливой. Кроме того, в ее жизни было знаменательное и для всей епархии событие: по воле Божией именно ей пришлось заниматься организацией перезахоронения последней игумении саратовского женского Крестовоздвиженского монастыря Антонии (Заборской) с Воскресенского кладбища в саратовский женский Свято-Алексеевский монастырь. Исторический вид Крестовоздвиженского храма Никто не расскажет о человеке и событиях его жизни лучше, чем он сам. Поэтому мы решили дать слово матушке Марине. Преображение в Дивеево – Я из нецерковной семьи, молодость родителей прошла в советские времена. В храм не ходила и о Церкви ничего не знала. Но однажды в моей жизни случилась паломническая поездка – в Дивеево, и оттуда я приехала уже другим человеком. Это произошло не потому, что я сразу все поняла, просто в душе появилось чувство радости, прежде никогда мной не испытываемое. Вроде бы все в моей жизни было хорошо, но чего-то важного – не хватало. Я и сама не понимала чего.

http://pravoslavie.ru/107528.html

Святейший Патриарх Кирилл посетил Алексеевский ставропигиальный монастырь 30 июня 2023 г. 13:52 30 июня 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Алексеевский ставропигиальный женский монастырь города Москвы.  Предстоятель Русской Православной Церкви вместе с настоятельницей монастыря, руководителем Правового управления Московской Патриархии  игуменией Ксенией (Чернегой) осмотрел здания по адресу ул. Верхняя Красносельская, д. 15, строения 1 и 2. Первое из них в дореволюционный период являлось известной в Москве богадельней им. И.Н. Геера. Святейший Владыка побывал в домовом храме праведного Иосифа Обручника и осмотрел все помещения бывшей богадельни.  Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил здание, в котором ранее располагался Всесоюзный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), по адресу ул. Верхняя Красносельская, д. 17. Предстоятеля сопровождали игумения Ксения (Чернега) и директор ВНИРО К.В. Колончин.  Сейчас все указанные здания находятся в безвозмездном пользовании Алексеевского монастыря.  Святейший Патриарх Кирилл осмотрел помещение бывшей библиотеки — придел храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который в советское время был встроен в здание ВНИРО.  В Крестовоздвиженском храме состоялась презентация проекта по дальнейшему восстановлению и использованию данных зданий в целях реализации церковно-государственного проекта по работе с детьми и молодежью.  Его Святейшеству была представлена Концепция создания центра развития детей и молодежи «Алексеевский» в комплексе с церковью Воздвижения Креста Господня в Красном Селе. Презентацию провели игумения Ксения (Чернега) и Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка М.А. Львова-Белова. О восстановлении помещений бывшей богадельни рассказал заместитель министра просвещения РФ Д.Е. Грибов.  В мероприятии также участвовали: руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) В.В. Яковенко, заместитель министра сельского хозяйства РФ, руководитель Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) И.В. Шестаков, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» В.В. Михайлов, заместитель руководителя Росимущества Д.А. Степаненко, заместитель руководителя Росимущества М.С. Попов, директор ВНИРО К.В. Колончин. 

http://patriarchia.ru/db/text/6039367.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (СЕРАФИМО-АЛЕКСЕЕВСКИЙ) БАХАРЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (СЕРАФИМО-АЛЕКСЕЕВСКИЙ) БАХАРЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Пермской и Соликамской епархии), расположен в дер. Бахаревке в черте г. Перми. 1863-1921 гг. В 1863 г. купеческая вдова Н. К. Бахарева в память о супруге устроила в своей деревне жен. общину, к-рую возглавила уроженка г. Перми послушница Серафимова Дивеевского мон-ря Феодосия Норина. К 1879 г. в общине проживало 40 насельниц. Сестры занимались хозяйством, золотошвейными работами, устроили небольшой кирпичный завод. На богослужения ходили в приходский деревенский храм Покрова Пресв. Богородицы. В 1877 г. община была причислена к Кунгурскому во имя св. Иоанна Предтечи жен. мон-рю , а в 1879 г. к Успенской общине (см. Пермский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь ), но из-за конфликта между Нориной и начальницей Успенской общины Бахаревская община была закрыта. Насельник Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря иером. Серафим (Кузнецов), впосл. окормлявший сестер К. м., считал, что община была упразднена «по козням и проискам исконного врага к святому делу - диавола через людей, подпавших под его прелестную, коварную уловку». Впосл. Норина проживала в К. м., приняв схиму с именем Феофания. Крестный ход на Белую гору в Казанском Бахаревском мон-ре Крестный ход на Белую гору в Казанском Бахаревском мон-ре В 1888 г. в дер. Бахаревой (Бахаревке) была открыта жен. богадельня с отделением для малолетних сирот. Под богадельню выделялась казенная земля в стороне от деревни у р. Медведки, где впосл. и находился монастырь. В 1875 г. на средства пермского купца В. Н. Бахарева в богадельне была построена и 1 окт. 1875 г. освящена каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с колокольней и оградой. Сестрам оказывали покровительство и духовную поддержку настоятель Белогорского монастыря архим. прмч. Варлаам (Коноплёв) и иером. Серафим (Кузнецов). В 1908 г. иером. Серафим направил в Святейший Синод ходатайство об организации в Бахаревке монастыря, «с посвящением воспоминанию радостного для всей России рождения» наследника престола цесаревича Алексея Николаевича и о строительстве в новой обители храма в честь Казанской иконы Божией Матери. 16 февр. 1908 г. Пермский еп. Никанор (Надеждин) направил в Синод представление с просьбой об открытии в дер. Бахаревой жен. мон-ря. «Ввиду того что во всем Пермском уезде не имеется ни одного монастыря и для религиозно-нравственного просвещения окрестного населения учреждение монастыря, как показателя примерной христианской жизни вблизи г. Перми, будет весьма желательно»,- писал отец Серафим. Временной строительницей обители стала родная мать иером. Серафима мон. Анастасия (Кузнецова).

http://pravenc.ru/text/1319858.html

Курская область (монастыри) Материал из Азбука паломники Алексеевский Золотухинский женский монастырь [ править править код ] Алексеевский Золотухинский женский монастырь Женский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия создан в поселке Золотухино Курской области, где никогда не существовало не только православной обители, но и приходского храма. Раньше на месте монастыря был откормсовхоз. Сегодня на территории монастыря проживают 15 насельниц: 1 схиигумения, 1 схимонахиня, 4 инокини, 2 монахини, послушницы. Действуют храмы во имя святого преподобного Алексия и во имя Пророка Иоанна Крестителя. При монастыре действует воскресная школа, которую посещают дети, проживающие в поселке Золотухино и близлежащих селах. В обители установилась традиция общих трапез по воскресным и праздничным дням с приглашением всех присутствующих за богослужением паломников. Адрес : Курская обл., Золотухинский р-н, пос. Золотухино, ул. Садовая, 10 Дата основания : 1998 Статус : действ. Подробнее... Курский Знаменский мужской монастырь [ править править код ] Курский Знаменский мужской монастырь Монастырь устроен в Курске в 1612 в память избавления от нападения поляков. В Знаменском монастыре и Коренной пустыни попеременно хранилась чудотворная Курская Коренная икона Богоматери Знамение. Стена с башнями и кельи в основном выстроены в кон. XVIII в. В XIX в. в монастыре помещались духовное училище и архиерейский дом (c 1833). Закрыт в нач. 1920-х, постройки заняты заводом и музеем. Восстановлен в 1993 на части территории. Адрес : г. Курск, ул. Луначарского, 4 Дата основания : 1612 Статус : действ. Подробнее... Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь [ править править код ] Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь Мужской монастырь основан в 1597 у места, где в 1295 на корнях дерева был обретен образ Знамения Пресвятой Богородицы. Первоначально был небогат, несколько раз разорялся во время набегов крымских татар, приписан к Знаменскому монастырю Курска. С 1764 самостоятельный. Разбогател и разросся благодаря ежегодному крестному ходу с иконой Божией Матери в Курск и проходившей у стен монастыря Коренской ярмарке, с кон. XVIII в. до 1870-х бывшей одной из крупнейших в России. Большая часть келейных корпусов и хозяйственных построек сооружена в XIX в., надвратная колокольня 1862. Закрыт в 1923, значительная часть построек разрушена. Занят военной частью, затем санаторием, в войну госпиталем, с 1950-х - сельхоз-профтехучилищем. Вновь открыт в 1989, многие здания выстроены заново.

http://azbyka.ru/palomnik/Курская_област...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ, СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание МОСКОВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ, СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находится в Москве. М. А. м. на Остоженке Алексиевский мон-рь у Пречистенских во-рот. Литография. До 1837 г. Алексиевский мон-рь у Пречистенских во-рот. Литография. До 1837 г. М. А. м. на Остоженке первоначально был основан как общежительная обитель митр. всея Руси свт. Алексием в районе совр. Зачатьевского пер. и подчинялся кремлевскому Чудову в честь Чуда архангела Михаила монастырю . Весной 1514 г. в М. А. м. была заложена одна из 11 каменных церквей Алевиза Фрязина (Старого): «...церковь Алексей Человек Божей в девичи монастыри за Черторьею» (ПСРЛ. Т. 8. С. 254-255). Сопоставление каменного храма с трапезной, открытого во время раскопок 2002-2008 гг. под рук. Л. А. Беляева и Н. А. Кренке, исследователями не проводилось, найденный храм датирован 1-й третью - 2 пол. XVI в. По мнению Беляева, в период между 1551 и 1571 гг. М. А. м. мог располагать 2 участками: на Остоженке, с правой стороны от Черторыя, и в Чертолье, на левом берегу того же ручья и его оврага. Вероятно, после пожара, связанного с нашествием Девлет-Гирея в 1571 г., сестры оставили обитель на Остоженке и перешли на 2-й участок, в Чертолье. В 1584-1585 гг. царь Феодор Иоаннович и царица Ирина основали на старом месте Алексеевской обители Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы женский монастырь . В писцовых книгах Тверского у. 1539-1540 гг. упоминаются деревни и село, принадлежащие М. А. м. в Чертолье ( Калачов, ред. 1877. Ч. 1 Отд. 2. С. 273, 278). Следующее по времени упоминание мон-ря в Чертолье имеется в списке поповских старост 1551 г. ( Боголюбский. 1894. 9. С. 474). М. А. м. в Чертолье История переноса М. А. м. в Чертолье изложена в жалованной грамоте 1623 г. царя Михаила Феодоровича . В Чертолье мон-рь уже располагал земельными владениями и городской слободой поблизости от его стен. Грамота 1623 г. упоминает вотчину, пожалованную вел. кн. Иоанном IV Васильевичем Грозным ( Смирнов. 1884. С. 14). Первое упоминание о монастырской слободе в Чертолье имеется в росписи опричных и земских земель 1565 г. (РИБ. Т. 2. С. 257: «...опричь Новинского монастыря и Савинского монастыря и Алексеевского монастыря слободы»). Местоположение слободы определяется по описанию, сделанному после пожара 1629 г.: она занимала вытянутый поперек Москвы-реки участок к северо-востоку от монастыря (Красный архив. 1940. 4(101). С. 205; Баталов, Беляев. 2010. С. 121). М. А. м. владел слободой до 1649 г., когда все слободы были отобраны в ведение казны (ЧОИДР. 1860. Ч. 3. Отд. 1. С. 128-129).

http://pravenc.ru/text/2564218.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010