Високо-Петровський монастир 9 листопада 2012 р. 17:32 Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь расположен в Москве на улице Петровка. Известен по письменным источникам с 1377 г. Основная часть современного архитектурного комплекса сооружена в XVII-XVIII вв. В 1918 г. был закрыт. Монашеская жизнь возобновлена в 2009 г. Существуют три версии основания Петровского монастыря в Москве. Согласно одной из них обитель была основана в 1325 г., когда митрополит Киевский и всея Руси Петр принял предложение великого князя Ивана Калиты о переносе митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. По легенде и записи в Степенной книге в 1326 г., великий князь Московский Иван Калита, проезжая по берегу реки Неглинной около Высоцкой слободы, вдруг увидел перед собой высокую гору, покрытую белым искрящимся снегом. Через мгновение снег исчез, а затем исчезла и гора. Когда князь поделился впечатлениями об увиденном с митрополитом Петром, то последний рассудил так: гора — это князь, снег — митрополит Петр, и поскольку снег мгновенно растаял, то, стало быть, митрополит уйдет из жизни раньше князя. Считается, что в память о видении Иван Калита повелел поставить на этом месте церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери, строительство которой завершили в 1379 г. Эта церковь и стала основой для создания монастыря. По второй версии монастырь был основан самим митрополитом Петром в честь апостолов Петра и Павла, но в начале XVI в. был переосвящен в честь своего создателя — святителя Петра и назывался Петропавловским, Петровским на Высоком или Высоко-Петровским (с учетом места его расположения близ слободы Высокой, находившейся недалеко от Китай-города). Согласно третьей версии, Петровский монастырь был основан князем Дмитрием Донским, который после Куликовской битвы в 1380 г. построил его на месте старой церкви в честь Боголюбской иконы Божией Матери времен Ивана Калиты. В 1493 г. после Никольского пожара монастырь был разорен. В 1505 г. по велению князя московского Василия III в связи с его восшествием на престол монастырь перестроили. В 1514 г. деревянную церковь разобрали за ветхостью, а на ее месте итальянский архитектор Алевиз Новый построил восьмилепестковый каменный храм (1514-1517).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2837116...

Московский Кремль: Архангельский собор Описание: Центральное благочиние Московской епархии История Достоверных данных о времени появления в Кремле храма Архистратига Михаила не сохранилось. Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в. В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей. В 1471 г. при Иване III в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения Господня. Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме. Устроителем нового Архангельского собора считается его сын — великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм, доживший до нашего времени. Архитектором собора был выбран итальянец Алевиз Новый. В западной части храма зодчим была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной апсиды и мч. Уара у северной были пристроены в середине XVI в. Во второй половине XVI в. в соборе появляется престол в честь Покрова Божией Матери. В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей. Первым здесь был похоронен Иван Калита, последним — Иван Алексеевич, брат Петра I. Исключение составляют святой благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе Московского Кремля, а также Борис Годунов, останки которого были вынесены отсюда в 1606 году по повелению Лжедмитрия I. Здесь же находится могила М.В. Скопина-Шуйского. Также в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 г. в Москве от оспы. Сюда же были пенесены мощи св. мчч. князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 г.

http://patriarchia.ru/db/text/138918.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото GorVlad 10 самых интересных исторических мест Подмосковья 4 мин., 02.09.2015 В Московской области есть города, основанные ранее Москвы, а также города, прежде нее получившие статус столиц в отдельных самостоятельных княжествах. Так, город Волоколамск (или, по древнему названию, Волок, Волок на Ламе) впервые упоминается летописью двенадцатью годами прежде Москвы — в 1135 году. Зарайск впервые фигурирует на страницах летописи под 1146 годом. Этот город то исчезал, то возникал вновь и носил в разное время имена Осётр, Красный, Новгородок-на-Осетре, Зарясск. В Дмитрове мощный кремль появился несколькими годами ранее, чем в Москве. Какие еще значимые места русской истории хранит московская земля?  Село Микулино Собор Архангела Михаила XVI века в селе Микулино Лотошинского района Московской области Село Микулино в Лотошинском районе Московской области раньше было крупным городом Микулин, столицей большого удельного княжества. Первый раз он упоминается в 1363 году. Здесь правили Рюриковичи, принадлежащие к Тверскому дому. О былом величии напоминает Михайло-Архангельский храм XVI века, построенный великим русским полководцем князем Семеном Ивановичем Микулинским. Коломенский кремль Храм Воскресения Словущего, Коломенский Кремль, фото Lightvortex Коломенский кремль иногда называют «младшим братом» Московского кремля. Действительно, они создавались с небольшой разницей во времени: Московский — в конце XV — начале XVI века, а Коломенский — в 1525–1531 годах. Некоторые исследователи считают, что возведением крепости в Коломне занимался итальянский архитектор Алевиз, ориентировавшийся на московскую цитадель как на образец. «Братец» хоть и младший, но поистине гигант: 24 гектара по площади, 17 башен, толщина стен у основания достигает 4,5 метров, а высота — 21 метра. Московский, пусть он и старший, а кое в чем уступает ему: стены не столь высоки. Коломенский кремль не перестраивался в XVII веке, как Московский, а потому, глядя на него, можно представить себе, как выглядела столичная крепость в годы ее молодости. Коломна не только город с могучим древним кремлем, старинными храмами и высокочтимыми монастырями, но еще и «столица пастилы». Древние рецепты изготовления этого лакомства недавно возрождены здесь. Зарайск

http://foma.ru/10-samyih-istoricheskih-m...

Что получается в данном случае? Речь идет о восстановлении уникальных произведений архитектуры. Предполагаемый архитектор Чудова монастыря – Алевиз Новый, создал ансамбль в начале XVI века, потом над зданиями работал великий русский архитектор Матвей Казаков. В XIX веке здесь трудился крупный архитектор Быковский. Вознесенский монастырь восстанавливал великий зодчий Карло Росси. Эти архитекторы создали и воссоздали подлинные шедевры мировой архитектуры, имевшие глубокий сакральный и исторический смысл. Варвары, пришедшие неведомо откуда (они называли себя большевиками) и захватившие Россию, уничтожили в Кремле Чудов монастырь и другие сооружения. Но сохранились обмеры заданий и даже фундаменты. Сегодня можно достоверно восстановить эти шедевры, которые тогда воссияют, как символы великой русской истории. И враги культуры вопят – «это новодел»! А сарай, названный «Школой красных командиров» оставить в Кремле можно, по их мнению. Это не была школа «русских командиров», а школа «красных русских разрушителей», эти «красные командиры» были заняты подготовкой мировой революции: «Да здравствует всемирная республика советов»! «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!». А Маяковский сочинил: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй!» В безумии они хотели захватить весь мир! И до сих пор мы не можем переубедить Европу, что мы – не такие. Но некоторые нам вновь предлагают оставить именно это воспоминание о глубочайшей исторической ошибке и именно в Кремле. А то, что свидетельствует о славе, чести и достоинстве – не восстанавливать. Вот какова смена ценностей, уже давно произошедшая в сознании части нашего общества. Разве есть здесь логика? Как ни странно, да, здесь есть логика. Эта логика людей, которым глубоко чужды русские и христианские ценности. И не просто чужды, но и очевидно враждебны, раз они не хотят их восстанавливать? Протоиерей Александр Салтыков – Но все же, что такое, по вашему мнению, новодел? – Слово «новодел» можно применить к фальшивому сооружению, нарушающему архитектурные и строительные принципы исторического здания, которое становится как бы театральной кулисой. Новоделом в уничижительном значении можно назвать какое-либо малограмотное подражание высоким стилям прошлого. Такое, к сожалению, в наше время встречается и в Москве.

http://pravmir.ru/litsom-k-rossii-ili-nu...

Не случайно икону называют богословием в красках: она дает возможность понять глубокие истины нашей веры не только умом, но и сердцем. Соборы Московского Кремля Я не встречала людей, равнодушных к красоте Московского Кремля. Здесь оживает сама история. В то же время кремлевские соборы — это великая святыня русского народа. К сожалению, сегодня попасть сюда можно только в рамках экскурсионной программы «Архитектурный ансамбль Соборной площади». Его составляют Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни «Иван Великий».      Успенский собор (возведен в 1475–1479 гг., архитектор А.Фиораванти) в течение многих веков был главным храмом страны, в котором происходили венчание на царство и коронование российских государей, избрание и интронизация Патриархов, оглашение важнейших государственных актов. В Успенском соборе находятся раки московских первосвятителей Петра, Ионы, Филиппа, Ермогена. Росписи выполнены в 40х годах XVII века, иконостас создан в 1653 году по заказу Патриарха Никона. Место Владимирской иконы в старинном киоте занимает ее список 1514 года. Архангельский собор был построен в 1505–1508 годах (архитектор Алевиз Новый). В 1652–1666 годах собор был заново расписан артелью мастеров под руководством Симона Ушакова. Это храм-усыпальница великих московских и удельных князей и русских царей. Здесь находятся раки святого благоверного царевича Димитрия Угличского, святых благоверных князей Михаила Черниговского, Димитрия Донского. В приделе мученика Уара — мощи преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, супруги благоверного великого князя Димитрия Донского. В придел ведет отдельный вход, и многие посетители Кремля его просто не замечают… Храмы Кремля — это настоящее сокровище, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Невозможно увидеть и воспринять все за один раз. Однако бывать там часто, мягко говоря, затруднительно для многих. Цена входа на Соборную площадь — 500 руб., с экскурсией — 900, хотя для студентов и пенсионеров скидки. Прибавим к этому огромные очереди на вход, особенно в дни выходных и праздников. Мой совет: к походу в Кремль надо основательно подготовиться, найти информацию о соборах и святынях, чтобы обратить внимание на то, что особенно важно именно для вас.

http://pravoslavie.ru/100531.html

К сер. XX в. большинство зданий В. м. находились в аварийном состоянии. В 1959 г. решением Моссовета все учреждения и жильцы были выселены с территории мон-ря, комплекс построек передан Мин-ву культуры, разместившему там танцевальный ансамбль «Березка», филиал ГЛМ и Росизопропаганду. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г. Указом Президиума Московского городского Совета от 3 июля 1992 г. и распоряжением Президента РФ от 14 дек. 1994 г. комплекс В. м. передавался РПЦ (к 2005 часть помещений мон-ря занимают светские учреждения). В 1991 г. в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации, с 1994 г. в кельях находился Российский Православный ин-т ап. Иоанна Богослова, ректор к-рого архим. Иоанн (Экономцев) одновременно является настоятелем В. м. и председателем отдела. В 1993 г. мон-рю был присвоен статус Патриаршего подворья. С 7 окт. 1992 г. в восстановленном Сергиевском храме В. м. совершаются регулярные богослужения. Первым ключарем и одним из клириков храма в 1992-1994 гг. был прот. Глеб Каледа . 14 окт. 1996 г. был освящен Покровский храм (все убранство выполнил из керамики худож. Г. В. Куприянов), 10 окт. 1999 г.- Толгский храм, в к-ром располагается баптистерий, 6 сент. 2003 г.- собор свт. Петра. В 2001 г. в св. воротах была устроена ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Среди святынь В. м.- ковчежцы с частицами мощей прп. Церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1684–1687 гг. Фотография. 2004 г. Церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1684–1687 гг. Фотография. 2004 г. Архитектурный комплекс В. м. Собор во имя свт. Петра, митр. Московского Собор во имя свт. Петра, митр. Московского. 1514–1517 гг. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2004 г. Собор во имя свт. Петра, митр. Московского. 1514–1517 гг. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2004 г. (1514-1517, зодчий Алевиз Новый), построенный на месте деревянного храма и монастырского некрополя XV в.,- первый образец нового для рус. зодчества столпообразного храма, центрическая композиция к-рого развивалась в московской архитектуре кон. XVII - нач. XVIII в., определив характерные черты мн. памятников нарышкинского барокко. 8-лепестковый нижний ярус увенчан световым восьмериком с граненым шлемовидным куполом, плановые «лепестки» перекрыты конхами; с сев., юж. и зап. сторон размещены входы в собор. Восьмерик декорирован пилястрами и аркатурным пояском под карнизом. В XVI в. с 3 сторон собора располагались невысокие открытые крыльца; в посл. трети XVII в. к зап. порталу взамен прежнего было пристроено крыльцо со сводом на 4 столпах. В процессе ремонта 90-х гг. XVII в. вокруг храма была сооружена открытая галерея, узкие окна заменены широкими прямоугольными (в наст. время собору возвращен первоначальный вид).

http://pravenc.ru/text/161083.html

В соборе погребены 19 предстоятелей Русской Православной Церкви, живших в XIV-XVII вв., 11 из к-рых причислены к лику святых. Первым в 1326 г. в еще недостроенном первоначальном храме был похоронен свт. Петр, митр. Московский; последним, в 1700 г.,- патриарх Адриан. Надгробия над могилами митрополитов располагаются у сев. стены собора, патриархов - у западной и южной. Раки святителей Петра и Феогноста, находящиеся слева близ алтаря, скрыты за иконостасом. С противоположной стороны, у правого клироса, расположена рака свт. Филиппа (Колычева). В сев.-зап. углу собора погребен свт. Иона - митрополит, при к-ром Русская Церковь стала фактически независимой от К-польского Патриархата (избран в 1448 Собором рус. епископов). Серебряная рака, в к-рой он похоронен, изготовленная в 1585 г. по заказу царя Феодора Иоанновича, и сень над ней (1803) - единственные в соборе, сохранившиеся после наполеоновского нашествия. Вблизи захоронения свт. Ионы, у сев. стены, 4-я слева, находится гробница свт. Макария, совершившего первое в России венчание на царство. У юго-зап. угла собора близ раки патриарха свт. Ермогена помещена рака святителей Киприана и Фотия, митрополитов Московских. Рядом, среди др. гробниц у юж. стены,- захоронения 1-го российского патриарха свт. Иова и патриарха Филарета. II. Существующее ныне здание Архангельского собора было возведено в 1505-1508 гг. по заказу вел. кн. Иоанна III Алевизом Новым (по мнению большинства исследователей - Алоизио Ламберти да Монтаньяно). После революции 1917 г. в храме, ставшем музеем, временно прекратились богослужения. Они были возобновлены в 90-х гг. XX в. Архангельский собор. Архит. Алевиз Новый. 1505–1508 гг. Архангельский собор. Архит. Алевиз Новый. 1505–1508 гг. Архангельский собор - 6-столпный крестово-купольный храм, увенчанный 5 главами и завершенный на востоке 5 апсидами. Декорация фасадов в значительно меньшей степени, чем у Успенского собора, сохраняет связь с древнерус. зодчеством, но более подчиняется принципу ордерного членения, характерного для итал. архитектуры эпохи Возрождения. Вместо создания равновеликих по ширине прясел архитектор разделил фасады по вертикали неравномерно, располагая пилястры, увенчанные резными капителями, на разных друг от друга расстояниях. Горизонтальное членение фасадов на 2 яруса профилированным карнизом не отвечает внутренней структуре основной части храма, но соответствует пропорциональному строю ордерных деталей. Обильную декорацию фасадов дополняют вставленные в полукружия закомар изящные резные раковины и расположенные с севера и запада белокаменные резные порталы. До сер. XVIII в. закомары были увенчаны декоративными столбиками - фиалами, а центральная глава имела, как и все остальные, шлемовидное покрытие. Первоначально на фоне небеленых краснокирпичных стен четко выделялись белокаменные детали.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Роспись церкви была выполнена Феофаном Греком и Даниилом Черным при участии их учеников в 1395 году. От постройки тех времен сохранились стены до хоров, главный портал и некоторые окна. В 1479 году верх храма обвалился (предположительно – из-за пожара), и церковь была восстановлена. Позже, во время постройки нового княжеского дворца, архитектор Алевиз Новый перестроил также церковь Рождества Богородицы. По чертежам начала XVII века, дошедшим до нас, видно, что при перестройке храма архитектор использовал его как подклет, надстроив новый ярус, где разместился церковный престол. В подклете находился придел Лазаря. В наши дни церковь является недействующей. Доступ туристов в нее закрыт. Адрес: Москва, Кремль, Дворцовая ул., Большой Кремлевский дворец, Белый коридор Подробнее... Спасский собор Андроникова монастыря [ править править код ] Белокаменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 года), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е годы.). Его особенности связаны с влиянием традиций балканского зодчества. Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII веке вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы и увенчали шатровой кровлей. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры. В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Москвы

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕВИЗ НОВЫЙ итал. мастер, работавший в России в XVI в.; один из четырех «старших мастеров» (наряду с Аристотелем Фиораванти , П. А. Солери и Петроком Малым ). Прозвание Новый получил для отличия от своего соотечественника архит. Алевиза Фрязина (Старого) . А. Н. приехал в Россию в 1504 г. во главе артели итал. мастеров вместе с посольством Д. Ралева и М. Карачарова. Рекомендательная грамота крымского хана Менгли-Гирея, для к-рого в Бахчисарае А. Н. построил т. н. Железные врата (1503), аттестовала его Иоанну III как «велми доброго мастера». В Москве А. Н. поручили строительство княжеского Архангельского собора в Кремле. Архитектура возведенного А. Н. храма (1505-1508) вобрала в себя характерные особенности раннего периода венецианского Возрождения и традиц. элементы древнерус. зодчества. А. Н. выстроил в Москве также ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1508). Личность А. Н. отождествляется с венецианским скульптором и резчиком Альвизе Ламберти да Монтаньяной. В одном из частных собраний Вероны обнаружен архитектурный набросок, принадлежащий да Монтаньяне. На нем изображен храм, конструктивное решение и декорация к-рого обладают сходством с образным строем Архангельского собора. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 53; Т. 8. С. 249; Т. 13. С. 10; Т. 23. С. 198. Лит.: Власюк А. О работе зодчего Алевиза Нового в Бахчисарае и в Московском Кремле//Архитектурное наследие. М., 1958. Т. 10; Земцов С. М. Алевиз Новый//Зодчие Москвы. М., 1981. Кн. 1; Подъяпольский С. С. О деятельности Алевиза Нового в России//ДРИ. М., 1993. [Вып.]: Проблемы и атрибуции; он же. Венецианские истоки архитектуры московского Архангельского собора//ДРИ. М., 1975. [Вып.]: Зарубежные связи; он же. Итальянские строительные мастера в России в кон. XV - нач. XVI в. по данным письменных источников: Опыт составления словаря//Реставрация и архитектурная археология. М., 1991. Вып. 1. Т. Е. Самойлова Рубрики: Ключевые слова: АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома

http://pravenc.ru/text/64042.html

Между тем посланный в Рим Иван Фрязин обделал данное ему поручение. Папа отпустил его, давши полное согласие на брак московского великого князя с греческой царевной, и вручил грамоту на свободный приезд московских послов за невестой. Возвращаясь назад, Иван Фрязин заехал в Венецию, назвался там большим послом великого князя московского и был принят с честью венецианским правителем (дожем) Николаем Троно. Венеция вела тогда войну с Турцией; представилось соображение отправить вместе с московским послом посла от венецианской республики к хану Золотой Орды, чтобы подвигнуть его на турок. Послом для этой цели избран был Джованни Баттиста Тревизано. Иван Фрязин почему-то счел за лучшее скрыть перед великим князем цели этого посольства и настоящее звание посла, которого назвал купцом, своим родственником. Он отправил его частным образом в дальнейший путь. Иван Васильевич, получивши с Фрязином от папы согласие на брак, немедленно отправил за невестой в Рим того же Ивана Фрязина с другими лицами. Когда же Иван Фрязин уехал, вдруг открылось, что Тревизано не купец, а посол: за ним отправили погоню, догнали в Рязани и привезли в Москву. Великий князь естественно подозревал, что тут кроется что-то дурное, и приказал посадить Тревизано в тюрьму. Ивану Фрязину, по возвращении в Москву, готовилась заслуженная кара за обман. Иван Фрязин явился в Рим уполномоченным представлять лицо своего государя. Папой, вместо недавно умершего, был тогда Сикст IV. Этот папа и все его кардиналы увидели в сватовстве московского великого князя случай провести заветные цели римской церкви: во-первых, ввести в русской земле флорентийскую унию и подчинить русскую церковь папе, во-вторых - двинуть силы русской земли против турок, так как в тот век мысль об изгнании турок из Европы была ходячею мыслью на Западе. У римского двора было вообще в обычае, что если к нему обращались, или хотели с ним сблизиться те, которые не признавали власти папы, то это толковалось готовностью со стороны последних добровольно подчиниться власти римского первосвященника. И теперь достаточно было одного сватовства московского великого князя и, по поводу этого сватовства, отправки посольства в Рим, чтобы в таком событии видеть не только желание присоединения, но уже как бы совершившееся присоединение московского государя к римско-католической церкви. Папа в своем ответе Ивану Васильевичу прямо хвалил его за то, что он принимает флорентийскую унию и признает римского первосвященника главой церкви: папа, как будто по желанию великого князя московского, отправлял в Москву легата исследовать на месте тамошние религиозные обряды и направить на истинный путь великого князя и его подданных. Вероятно, Иван Фрязин со своей стороны подал к этому повод неосторожным заявлением преданности папе от лица великого князя: наши летописи уверяют, что он сам прикидывался католиком, тогда как, находясь в русской земле, уже принял восточное православие.

http://sedmitza.ru/lib/text/435588/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010