Храм святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех передан Церкви Москва, 15 февраля 2018 г.      В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города от 2 ноября 2017 года 37008 в собственность Русской Православной Церкви передан объект культурного наследия федерального значения «Церковь Владимира в старых садах, 1689 г.», расположенный по адресу: Старосадский пер., д. 11, стр. 2, сообщает Московская городская епархия . Храм святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех — одна из древнейших московских святынь, известная с начала XV века. Впервые церковь «Святого Владимира» (вероятно, деревянная) упоминается в духовной грамоте великого князя Василия I Дмитриевича (сына благоверного князя Димитрия Донского) в 1417 году. В 1514-1516 годах итальянский архитектор Алевиз Фрязин построил в загородном имении великого князя Василия III Ивановича каменный храм. Нынешнее здание храма относится к 1670-1680 годам и, возможно, является результатом сознательного обращения к формам существовавшего ранее алевизовского храма. В годы гонений в храме служили прославленные в лике святых священномученики Владимир Амбарцумов и Александр Покровский. В 1932 году был арестован последний из служивших в храме священников — протоиерей Евгений Климентовский, и храм был закрыт. Главный престол освящен в честь равноапостольного князя Владимира, боковые приделы — в честь благоверных князей Бориса и Глеба и мучеников Кирика и Иулитты. В 1990 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию, и с 1991 года в храме совершаются богослужения. 28 июля 1992 года Святейший Патриарх Алексий II совершил великое освящение главного престола и возглавил в храме Божественную литургию. С 1991 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы. При храме существует общеобразовательная православная школа. Сайт храма: www.s-kn-vladimir-ch.ru По материалам Финансово-хозяйственного управления 15 февраля 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/110756.html

Архитектор Алевиз Новый Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, возможное полное имя Алоизио (Aloisio) Ламберти да Монтиньяна; вторая половина XV века — первая треть XVI века (1531 год?)) — итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор в Москве, собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, храмы Александровской слободы, Посольского портала Бахчисарайского дворца и др. Список храмов, которые построил Алевиз Новый (или с его участием) Владимирская область Успенский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Александровский район, Александров Архитектор: Алевиз Новый Год постройки: Между 1508 и 1513 г. Москва Церковь Владимира равноапостольного в Старых Садех Центральный административный округ (ЦАО), Басманный Архитектор: Алевиз Новый (?) Год постройки: Между 1514 и 1516. 1660-1680; 1689 Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке (утрачена) Центральный административный округ (ЦАО), Мещанский Архитектор: Алевиз Новый Год постройки: Между 1514 и 1519. перестроена в 1747-50 гг Архитектурный стиль: Барокко Высокопетровский монастырь. Собор Петра, митрополита Московского Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Архитектор: Алевиз Новый (1514-1517), Б.П. Дедушенко (1979-1990 реставрация) Год постройки: Между 1517 и 1519 Кремль. Собор Михаила Архангела Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Архитектор: Алевиз Новый, реставрации Ильин В. (Запокровский В.И.),: Рязанец С.Г., Зубов Ф.Е, Никитин Г. (Кинешемцев Г.Н., Савин С.С., Ушаков С.Ф., Любимова Е.В., Хамцов А.И. Год постройки: Между 1505 и 1508. реставрации в 1652-66, 1970-х годах Кремль. Церковь Рождества Иоанна Предтечи, что на Бору (утрачена) Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Архитектор: Алевиз Новый Год постройки: Между 1508 и 1509 Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Ваганькове (утрачена) Центральный административный округ (ЦАО), Арбат Архитектор: Алевиз Новый Год постройки: Между 1514 и 1516 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/architect/aleviznovyiy

Из книги «Русские монастыри», издательство «Очарованный странник», Москва, 1995, с. 45-46. Монастырь, первоначально посвящённый апостолам Петру и Павлу, был основан на этом месте в последние годы жизни свт. Петра (1326), митрополита Киевского и всея Руси. Сделав своим местопребыванием Москву, он любил уединяться для молитвы на лесистом берегу Неглинной. Шло время. Деревянная обитель не раз горела и вновь отстраивалась. В начале XVI века, после очередного пожара, она получила первый каменный храм - собор во имя святителя Петра Митрополита. Возвёл его, как говорят, Алевиз Фрязин Новый. Тогда-то монастырь и поименовали официально Высоко-Петровским, хотя название " Петропавловский " было в ходу до начала XVIII века. До самых последних лет XVII столетия Высоко-Петровский монастырь не относился к числу наиболее благоустроенных и обеспеченных московских и подмосковных обителей, хотя имел статус ставропигиального и управлялся архимандритами. Но в 1672 году Наталья Кирилловна, вторая жена царя Алексея Михайловича, произвела на свет сына Петра, и её отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, на радостях подарил свой московский двор, вплотную примыкавший к Петровскому монастырю, венценосному зятю. А зять, в свою очередь, передал его монахам. В 1690-е годы на разросшейся монастырской территории началось активное строительство: были возведены храмы Боголюбской иконы Божией Матери, преподобного Сергия с трапезной, Святые ворота с надвратным храмом и колокольней, а также длинный корпус, занявший юго-западную сторону участка. Тогда же, благодаря щедрости юного Петра, обитель приобрела немало земельных угодий за пределами Москвы. В Москве нет больше ансамбля, где в таком объёме сохранились бы жилые здания с галереями и гульбищами. К примеру, Нарышкинские палаты, возведённые в 1690-е годы, долгое время оставались самым длинным зданием в городе, исполнение которых завораживает до сих пор. Храм Сергия Радонежского выстроили в монастыре в память о том, что именно в Троице-Сергиевой Лавре, под молитвенным покровом преподобного Сергия, спасся в 1689 году царь Пётр от очередного стрелецкого бунта.

http://sobory.ru/article/?object=03404

Иоанно-Предтеченский монастырь был расположен на окраине Москвы, на торговой дороге, в опасном с точки зрения возможного нападения врагов направлении. Само Замоскворечье — «Заречье» — и в то время, и позже (вплоть до начала XVII века) представляло собой небогатый ремесленный посад. В 1382 году Заречье было дотла уничтожено Тохтамышем, в 1409 году — Едигеем. В 1514 году по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа 1515 года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье. В 1578 году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора. В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. В 1675 году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся доныне. Разрушенный в 1612 году в разгар Смуты, храм Иоанна Предтечи был вновь отстроен в 1658 году. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений. В 1757 году начинается строительство новой, существующей ныне колокольни. Композиционное решение колокольни соответствует традициям раннего классицизма с элементами барокко и наглядно иллюстрирует переходный этап архитектурного зодчества от пышности к сдержанной классике. Строительство завершилось в 1781 году. Эта дата считается окончанием формирования храмового комплекса Черниговского переулка. В 1917 году храмы Черниговского подворья были закрыты. В 1977 году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, покрыты изумрудной черепицей главы.

http://patriarchia.ru/db/text/4259963.ht...

Милян Никитович из Сербии закончил подготовительный курс и учится на первом курсе магистратуры. Он служит на Черниговском подворье пономарем, поет на клиросе. «В Русской Церкви очень торжественное богослужение. Бывает, мы поем по-гречески, по-сербски, по-арабски, по-японски. И это производит сильное молитвенное впечатление: чувствуешь себя как на празднике Пятидесятницы, когда молятся на разных языках». Милян с восхищением рассказывает, как на Пасху Евангелие читали на 14-ти языках. «Такой торжественной Пасхальной службы, как в Мос­кве, я больше нигде не видел. Всю Пасхальную неделю каждый день проходят крестные ходы. У нас такого нет. Это радостно наблюдать». А вот иеромонаха Александра (Галушку), приехавшего из Словакии, поразила красота, благолепие московских храмов и их количество. «В Словакии храмов не так много, буквально по одному в городе. А в Москве, особенно в центре, на одной улице их может быть два, три. Поначалу я заходил в каждый храм, который мне попадался по дороге, но потом понял, что если буду и дальше так идти, то не скоро доберусь до нужного места». Отец Александр любит слушать на службах в Черниговскогом подворье пение на разных языках и разными распевами и надеется, что на подворье будут приходить еще больше москвичей, с которыми можно будет вместе молиться. Справка. Шесть веков назад История Черниговского Патриаршего подворья восходит k XIV–XV bb., когда здесь находился Ивановский (в честь святого Иоанна Предтечи) под Бором монастырь. Заречье (так называлось тогда Замоскворечье) было небогатым ремесленным посадом на подступах к Москве и располагалось на торговой дороге, окруженной дремучими лесами. Поэтому и монастырь был «под Бором». В 1514 г. по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа 1515 г. Это был первый каменный храм в Заречье. У его стен в 1578 г. царь Иоанн Грозный вместе с боярами и народом торжественно встречал перенесенные из Чернигова мощи князя Михаила и его верного боярина Феодора, мученически погибших в Орде в 1245 г.

http://e-vestnik.ru/reports/po_molitve_c...

Расстоянием одна башня от другой на выстрел из лука или пищали для того, чтобы они могли обстреливать. Под землею устроены были из кирпича и белого камня подвалы, ходы, спои и водные течи, по свидетельству летописи Крекшина, «осаднаго рода сиденья»; в первых хранились порох, пушечные ядра и другие военные снаряды; а последние проводили из реки воду в город. В 1508 году Алевиз Фрязин обложил кирпичем ров около стены; выкопаны пруды и устроена плотина. 1032 Так устроена и снаряжена была эта крепость, памятник военной Архитектуры XV века! Она называлась городом, каменными и большим городом (Bolsigorod), а после построения Китая, старым каменным городом и Кремлем, который составляет величественный памятник эпохи освобождения России от ига Монгольского и утверждение ее самобытности вместе с единодержавием. Судьба Иоанновых стен замечательна во многих отношениях от конца XV до начала XIX века, как увидим далее. Этой твердыни без осадных орудии не могли взять ни Магмет-Гирей в 1521 году, ни Девлет-Гирей в 1571 г., ни Казы-Гирей в 1591 году. Чужестранные путешественники, как очевидцы, оставили нам свидетельства, кои здесь повторим. Алб. Кампепзе в начал XVI века так отзывается о Кремлевской крепости: «она находится посредине города в виде отдельнаго, довольно большаго городка, и окружена твердыми степами и башнями». 1033 Современник Кампепзе, Павел Иовий Новокомский говорит, что «Неглинная при впадении своем в Москву образует полуостров, на конце коего стоит весьма красивый замок с башнями и бойницами, построенный Италианскими архитекторами, – «по образцу Миланской крепости,» прибавляет Гванини. По свидетельству Датского Принца Иоанна в 1602 году, «в самом замке, т. е. Кремле, огражденном высокими и толстыми стенами, было четыре башни четвероугольныя с воротами, в кои народ мог входить и въезжать со всех сторон». 1034 В таком положении находился старый большой город Кремль 1035 до самого нашествия Поляко-Литовцев! По сказанию Маскевича, они нашли на каждой башне и на воротах по 4 и по 6 орудий, кроме полевых пушек, коих так было много, что и перечесть нельзя. Он же упоминает о склепе в Цейгаузе, который служил пороховым погребом. 1036 Державшись там 19 месяцев, они привели крепость сию в оборонительное положение, окружили ее турами и острожками; некоторые ворота завалили; на башнях Кремлевских тогда развевались Польские знамена. С Деревянного и с Каменного большого города, также из под навесу у Земского двора наряд, т. е. пушки поставлены были по всем воротам и против ворот Кремля, 1037 по городовым воротам, стенам, у решеток стражи. При отбитии Кремля Русскими, с южной стороны часть стены и Петровская башня с церковью на ней были разрушены от пушечных выстрелов, в других местах стены и башни потерпели значительное повреждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Только в XIX веке, когда Неглинную заключили в трубу, Петровка обратилась в шикарную коммерческую улицу, соперничавшую с Кузнецким мостом. Петровский монастырь входил в число монастырей-сторож северного полукольца, защищавших Москву от вражеских набегов. Он сильно пострадал от татарских полчищ, а пожар 1492 года причинил ему такие повреждения, что требовалось восстановить монастырь почти заново. К тому же рядом расположился загородный великокняжеский дворец, и это, вероятно, ускорило обновление обители. В 1514 году старый деревянный собор был разобран, и на его месте итальянский архитектор Алевиз Фрязин за три года выстроил новый каменный, освященный уже во имя святителя Петра, Митрополита Московского. Заказ на перестройку монастыря и строительство нового каменного собора явно был высочайший. О том свидетельствует, во-первых, имя приглашенного московским государем мастера, Алевиза Фрязина. А во-вторых, купол нового собора Петровского монастыря был увенчан подобием «древней короны греческих царей», как писал один старинный московский историк. Есть версия, что тогда же Петровский монастырь впервые был официально назван «Высоко-Петровским». В старину здесь проходила дорога на окраинную Божедомку, к «убогому дому», где собирали тела безвестных людей, скончавшихся насильственной смертью и самоубийц, и погребали их на местном погосте. В XVII столетии дважды в год, в семик после Пасхи и на Покров, из Петровского монастыря на Божедомку отправлялся крестный ход. Священники отпевали всех умерших и хоронили новых покойников, совершая положенные в таком случае церковные службы. А в конце XVII века Петр I приказал вновь отстроить древнюю Боголюбскую церковь Петровского монастыря, которая с того времени стала усыпальницей Нарышкиных, родственников его матери. С этой боярской фамилией, и прежде всего, с именем царицы Натальи Кирилловны связано значительное обновление старинного московского монастыря в 1682-1690-х гг. Нарышкины жертвовали на него немалые средства. Есть легенда, будто бы обновление Петровского монастыря начал еще царь Алексей Михайлович в честь рождения у него в 1672 году сына Петра. После стрелецкого бунта 1682 года царица Наталья Кирилловна похоронила здесь двух своих братьев, Ивана и Афанасия, убитых стрельцами. Гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви стояли рядами, наподобие великокняжеских гробниц в кремлевском Архангельском соборе. Помимо братьев царицы здесь же в 1691 году был погребен и ее отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, насильно постриженный в монахи в кремлевском Чудове монастыре по принуждению взбунтовавшихся стрельцов. И хотя старец Киприан был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь, вероятно, он после подавления бунта, сложил с себя этот невольный обет и на надгробном камне в усыпальнице именовался по-прежнему боярином.

http://pravoslavie.ru/83.html

Шесть веков на горке в бывших великокняжеских садах в храме во имя крестителя Руси возносятся молитвы за народ, «власти и воинства»; на этом месте некогда преклоняли свои колени великие князья Московские, здесь молились патриархи, русские цари и царицы. Немало, подобно всей Москве и России, пришлось претерпеть и храму, и духовенству, и прихожанам за это время невзгод, бед и напастей: набеги татар, польская интервенция, пожары, чума, французское нашествие, наконец, революция и гонения на Церковь в XX в. Два священника Владимирского храма — священномученик Александр Покровский (служивший здесь с 1909 г., сначала диаконом, а в 1919–22 гг. священником) и священномученик Владимир Амбарцумов (служивший в храме в 1928–30 гг.), прославлены Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских. Оба они были расстреляны на Бутовском полигоне в 1937 г. Последний настоятель — священник Сергий Борделиус (в монашестве Феодор) служил во Владимирском храме с 1927 г. Арестованный в начале 1932 г., он скончался в Бутырской тюрьме 7 апреля (на праздник Благовещения) во время следствия. После о. Сергия Борделиуса с мая 1932 г. во Владимирском храме служил священник Евгений Климентовский. Его арестовали 26 января 1933 г., а храм был закрыт по постановлению президиума Мособлисполкома от 23 марта 1933 г. В 1937 г. церковь стали разбирать, но не кончили. В изуродованном виде — лишенная глав и внутреннего убранства — она простояла до 70-х гг., когда к Московской Олимпиаде 1980 г. началась медленная реставрация. В конце 1990 г. храм был передан Православной общине. Освящение храма св. князя Владимира и первое богослужение в нем состоялось 24 мая 1991 г. в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. http://s-kn-vladimir-ch.ru/history/ Церковь во имя св. равноапостольного и благоверного князя Владимира в Старых Садех - одна из древнейших московских святынь, известная с начала XV в. Впервые церковь «Святого Владимира» (вероятно, деревянная) упоминается в духовной грамоте великого князя Василия I Дмитриевича (сына св. князя Димитрия Донского) в 1417 г. В 1514–1516 гг. итальянский архитектор Алевиз Фрязин построил в загородном имении великого князя Василия III Ивановича каменный храм. Нынешнеее здание храма относится к 1670–1680 гг. и, возможно, является результатом сознательного обращения к формам существовавшего ранее алевизовского храма. Главный престол освящён во имя святого равноапостольного князя Владимира, боковые приделы — в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба и святых мучеников Кирика и Иулитты. Святейший Патриарх Алексий II 28 июля 1992 г. совершил великое освящение главного престола и возглавил в храме Божественную литургию.

http://sobory.ru/article/?object=02187

Ясно, что в свите Зои было немало иностранцев: греков и итальянцев. О них известно немного. Самые известные итальянцы – «фрязе», как их называли на Руси (от слова «фряг» – «франк»), – прибыли чуть позже. И повод для этого был довольно скандальный. В ноябре 1472 года состоялось бракосочетание Софии и Ивана Васильевича, а уже в мае 1474 года рухнул почти достроенный новый Успенский собор – краса и гордость Московского государства. Конечно, это был позор: стали искать виновных, подозревали воровство – но всё было драматичнее. Русские зодчие просто не умели строить большие здания. В течение веков все мастера и умельцы целенаправленно угонялись на стройки Востока – этот момент нельзя недооценивать, говоря о последствиях ордынского «ига» для русской истории. Но нет худа без добра. Великий князь по совету супруги направил в Венецию посла с поручением пригласить на работу в Москву архитекторов, художников, оружейников и других иностранных специалистов. Условия предлагались щедрые. И уже в марте 1475 года в Россию прибыл знаменитый Аристотель Фиораванти. Ему был положен оклад 12 рублей в месяц (русский каменщик получал 15 копеек). Вслед за ним потянулись и другие мастера: архитекторы Петр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), Алевиз Фрязин, Алевиз Новый. Это были звезды даже по европейским меркам. Их творения – Успенский и Архангельский соборы, башни и стены Кремля, Грановитая палата – стали визитной карточкой России. Но не менее важную роль играли крепости, самая известная из них – Ивангород на границе с немецкой Прибалтикой – была построена по самым современным канонам и надолго обеспечила охрану наших рубежей. Успенский собор Московского Кремля А представители лучшей на то время в мире итальянской металлургии создали русскую оружейную промышленность. Знал великий князь и о главной европейской новинке того времени – книгопечатании. В Любеке русские послы нашли печатника, который согласился поступить на службу к великому князю, но до Москвы он не добрался: был ограблен и утоплен в Новгороде…

http://pravoslavie.ru/88077.html

·  10. Благовещенский собор. Здание собора постройки 1397 г. было в 1482 году разобрано до цоколя, и на старом подклете выстроен новый пятиглавый храм, освященный 9 августа 1489 года. В 1564 году были надстроены четыре верхних придела с их главками, и пристроена вторая южная паперть. Три верхние придела: 1) Архангела Гавриила, 2) Собора Пресвятой Богородицы, 3) Входа в Иерусалим, сохранили древние иконостасы. Четвертый, св. Георгия, был переустроен в 1822 году и получил новое наименование Александра Невского. В 1837 году в первой южной паперти устроен придел Николая Чудотворца. 11. Зачатия Св. Анны, что в Углу. Зарядье, Кривой переулок. Упоминается уже под 1493 годом. Сложена из белого камня. Обновления были в 1547 и 1752 годах. Придел Екатерины Мученицы построен царем Алексеем Михайловичем в 1658 году. Другой придел Мученика Мины более древнего времени. Колокольня середины XVIII века. 12. Рождества Богородицы, в Рождественском монастыре. Построена неизвестно когда. Придел Сошествия Св. Духа пристроен в 1814 году, придел Димитрия Ростовского – в 1820 г. 13. Чуда Архистратига Михаила, на дворе Чудова монастыря. Старый храм был разобран в 1501 году: воздвигнутый на его месте новый освящен в 1503 году. В 1913 году 13 мая освящена новоустроенная в подклете церковь Патриарха Ермогена. Колокольня построена в 1779 году. ·  14. Николая Чудотворца, что в Мясниках. Мясницкая, 35. Древнейшая часть, Никольский придел, построена неизвестно когда. В 1705 году с юга пристроен обширный храм Сошествия Св. Духа и выстроена отдельно стоящая колокольня. В 1883 году с северной стороны пристроен придел Апостола Матфея. / 15. Архангельский собор. Выстроен в 1505–1508 годах на месте разобранного старого храма, стоявшего с 1333 года. Зодчим был фрязин Алевиз Новый. Контрфорсы с южной стороны устроены в 1772 году, северное крыльцо и югозападная палатка – в начале XIX века. – Над западным входом придел Покрова Пресвятой Богородицы. К юговосточному углу собора пристроен придел Зачатия Предтечи, к северовосточному – Мученика Уара.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010