границы Государева двора помещение для торжественных приемов - двухъярусную Грановитую палату. Дальнейшему строительству дворца помешали чреда пожаров, а затем кончина Солари (а возможно, и мастера Марко, о судьбе к-рого сведения после 1491 отсутствуют, см.: Подъяпольский. 1991. С. 224). Занятый с 1494 г. на строительстве кремлевских укреплений мастер Алевиз смог приступить к строительству дворца только в 1499 г.: «Тоя же весны, мсяца Maia, князь beлukiй веллъ заложити дворъ свой, полаты каменныа и кирпичныа, а подъ ними погребы и ледники, на старомъ двор у Блarobщehia, да и стну камену отъ двора своего до Бopobumцkia стрлницы; а мастеръ Алевизъ Фрязинъ отъ града Meдioлaмa» (ПСРЛ. Т. 12. С. 249). В это же время из Кремля был выведен на новое место московский Спасо-Преображенский на Бору мон-рь. В 1499-1508 гг. были сооружены парадные и жилые покои, а немногим позднее - хозяйственные строения Государева двора. Вероятно, вначале была выстроена на подклете палата, получившая со временем наименование Средней, или Золотой. Она была поставлена между Грановитой палатой и Благовещенским собором, несколько отступив от них к западу. Позднее к этим постройкам было добавлено обширное Красное крыльцо с 3 лестницами, служившими для прохода в эти палаты и собор. С 1503 г. строились поставленные перпендикулярно к парадной части дворца с юж. стороны Набережные палаты, с северной - корпус Постельных хором. Их 1-й ярус занимал стоявший на погребах обширный хозяйственный подклет. Перед обращенным во внутренний двор фасадом проходила галерея на аркаде - Набережные и Постельные переходы,- соединившая воедино располагавшиеся на 2-м ярусе разнообразные постройки. Второй ярус Постельных хором, где находились жилые покои вел. князя и княгини, был деревянным. В целом строительство дворца завершилось к 1508 г., в период правления вел. кн. Василия III: «Тоя же весны, Maia въ 7, во вторую недлю по Пасц, вшелъ князь beлukiй Василей Ивановичъ всеа Pyciu и съ своею великою княгинею Coлoмohieю въ новой дворъ кирпичной жити, его же заложилъ отець его князь beлukiй Иванъ Bacuлiebuчь государь всеа Pyciu на старомъ мст у Блarobщehia» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Одной из основных ее тем было прославление великокняжеской и царской власти через образы святых русских князей. Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского, и др. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их " воображаемые " портреты. Эта " портретная " галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного. Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 гг. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора – " Архангел Михаил в деяниях " , созданная около 1399 г. По преданию эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле. Ещё в 12 веке на месте нынешнего Архангельского собора стояла деревянная церковь Михаила Архангела. Первый белокаменный храм Михаила Архангела был построен Иваном Даниловичем Калитой (1283-1240/41) в 1333 году в память избавления от " морового поветрия " (чумы). В этом же храме Иван Калита впоследствии и был погребён. С тех пор Архангельский собор стал усыпальницей московских Великих князей и царей, при Петре Алексеевиче I (1672-1725) он уступил это право государственному некрополю Петропавловского собора в Петербурге. Первоначальный Архангельский собор, расписанный в 1399 году Ф. Греком, был " по ветхости " разобран в 1505 году для строительства нового храма. Возводить новый Архангельский собор было поручено приехавшему в Москву Алевизу Новому, или Фрязину. Алевиз прибыл в Москву через Крым в 1504 году из Венеции.

http://sobory.ru/article/?object=03385

У России есть будущее, у России непременно будет будущее, и будущее великое, — как мы глубоко исповедуем на основании того исторического опыта, который прошло наше Отечество. [В электронной версии помещены в виде обычных сносок с оговоркой: «концеввая сноска». — А. Дунаев.] Именной указатель   [Номера страниц в электронной версии опущены. — А. Дунаев.] Адриан и Наталия — мученики (III — IV вв.) Айтматов Чингиз Торекулович (р. 1928) — советский (киргизский) писатель, общественный деятель. Аксаков Иван Сергеевич  (1823–1886) — русский писатель, поэт, философ, славянофил. Аксенов Иван Николаевич (1880–1958) — преподаватель Богословского института Алевиз Фрязин — итальянский архитектор конца XV — начала XVI вв. С 1494 работал в Москве. Александр I Павлович (1777–1825) — император Всероссийский с 1801 г. Александр II Николаевич (1818–1881) — император Всероссийский с 1855 г. Александр Васильевич — преподаватель английского языка в МИИТе и в Богословском институте. Александр Невский (1220–1263) — св. благоверный князь. Память празднуется 23 ноября (6 декабря) — в этот день советские войска перешли в наступление под Москвой. Александра Владимировна — см. Нечаева А.В. Александра Ивановна — двоюродная бабушка митрополита Питирима. Александра Федоровна — машинистка Патриархии, тезка последней русской императрицы Александры Федоровны (1872–1918), жены Николая II. Алексеев Виктор Сергеевич — переводчик Патриархии. Алексеев Ф.А. — артист, впоследствии администратор Патриархии. Алексий (в миру Сергей Владимирович Симанский) (1877–1970) — Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Родился в Москве, потомственный дворянин. После окончания Николаевского («Катковского») лицея и юридического факультета Московского университета поступил в Московскую Духовную Академию, которую закончил в 1904 г. В 1902 г. принял постриг. В 1906 г. был назначен ректором Тульской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1913 г. хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. В 1921 г. назначен первым епископом Петроградской епархии с титулом епископа Ямбургского. В 1922 г. после ареста митрополита Вениамина вступил в управление епархией, но затем был выслан в Казахстан. В 1926 г. вернулся в Ленинград. В конце 20–х — начале 30–х гг. управлял Новгородской епархией, в 1933 г. переведен на Ленинградскую кафедру. В войну все время блокады оставался в Ленинграде. 2 февраля 1945 г. избран Патриархом, возглавлял Русскую Православную церковь в течение 25 лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

В нынешнем своем облике она представляет собой довольно редкое архитектурное решение. В русском церковном зодчестве первым случаем строительства ярусной колокольни из нескольких восьмериков является храм-колокольня св. Иоанна Лествичника в Московском Кремле (1505-1508 г.г., архитектор - Алевиз Новый; третий ярус - 1600 г.). Долгие годы она оставалась единственной в своем роде. Вновь к такой композиции обращаются во второй половине XVII в. В качестве раннего примера можно назвать колокольню храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1665 г.). Нужно отметить, что в декоре колоколен (оформлении арок и столбиков яруса звона) много общего (в этом плане переклички можно найти с ярусами звона колоколен храма Святой Троицы в Останкино и Иоанна Златоуста в Коровниках). Однако, как в расположении храма и колокольни, так и в конструкции ярусов, между двумя колокольнями видны явные различия: нижний ярус колокольни в Поярково имеет четырехугольную форму. В 1670-е - 1680-е г.г. появляются колокольни, целиком состоящие из нескольких ярусов восьмериков, верхние ярусы при этом предназначались для звона. 1672 годом датирована колокольня несохранившегося храма Николы в Меленках в Ярославле. Деление на ярусы здесь еще только намечено, самих ярусов всего два (верхний – ярус звона). В более поздний период количестно ярусов таких колоколен могло доходить до пяти - шести, как, например, у колокольни ярославского храма Иоанна Предтечи в Толчково (1680-е г.г.), состоящей из шести восьмериков, и колокольни Новодевичьего монастыря в Москве - из пяти ярусов (1683-1690 г.г.). Таким образом, дата 1672 год, когда колокольня церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Новоторжском монастыре могла быть существенно перестроена, имеет некоторое обоснование. На фотографии в издании 1913 года видна нарядная раскраска всех трех ярусов (нижнего восьмерика и двух ярусов звона). Один из исследователей пишет: «…невысокая трехъярусная колокольня, крытая восьмигранной шатровой крышей. Архитектура ее достаточно своеобразна и не позволяет отнести ее определенно к той или иной эпохе. Возможно, что она построена одновременно с Введенской церковью, но позднее подвергалась переделкам».

http://sobory.ru/article/?object=05515

— В чем, на ваш взгляд, главный феномен Кремля как архитектурного ансамбля и культурно-исторического заповедника? — Прежде всего это «маневровая крепость второго класса» (по официальной фортификационной классификации XIX века), которую невозможно взять военным способом. Не считая Смуты 1612 года, неприятель лишь однажды овладевал Кремлем. Это удалось хану Тохтамышу, и то обманом (впрочем, речь идет не о нынешнем Кремле, а о его предшественнике времен Димитрия Донского). Постройка же фряжских мастеров была абсолютно не по зубам стенобитным машинам того времени. Недавно были прозондированы фундаменты кремлевских стен. Как оказалось, в их основании — залитые известью мощные гранитные валуны, покрытые белым камнем, и уже поверх него идет кирпич. Если же рассматривать Кремль в качестве культурно-исторического феномена, то это одновременно центр высшей государственной власти, средоточие власти духовной и место наивысшего развития искусств и ремесел, концентрации самых искусных и дорогих изделий. Ничего подобного в Западной Европе вы не встретите. Там в Средневековье мастеровитые ремесленники, как правило, обитали в городах, знать и родовитая аристократия — в замках, а сановное духовенство — в монастырях. — В своей книге вы впервые подробно рассказываете о шести закрытых для свободного посещения домовых церквах Большого Кремлевского дворца... — Точнее, о пяти. Это храмы Теремного дворца, который стараниями зодчего Константина Тона в XIX столетии стал частью Большого Кремлевского дворца. Шестой храм — церковь Воскрешения Лазаря — упразднен веком раньше. Между прочим, речь идет о самом старом московском здании. Этот храм построила преподобная Евфросиния Московская в 1393 году. В начале XVI века архитектор Алевиз Новый надстроил над ним церковь Рождества Богородицы на Сенях, древний же храм поначалу стал ее приделом в подклете. При царе Федоре Алексеевиче придел упразднили, в XVIII веке превратили в хозяйственное помещение, а потом и вовсе замуровали под Теремным дворцом. Сравнивая наружные и внутренние габариты перед началом масштабной стройки БКД, архитектор Константин Тон выяснил: под Теремным дворцом не хватает 30 м, и обнаружил древний храм. С тех пор помещение бывшей церкви в основании шестиэтажного Теремного дворца сохраняется неизменным и нетронутым 2 .

http://e-vestnik.ru/history/kreml_devyat...

Вид Старопигиального Новоспасского Монастыря в настоящее время Изображенная здесь старинная церковь во имя Усекновения честные главы Святого Иоанна Предтечи до 1812 года была соборною Ивановского девичьего монастыря в старых садех, под бором, что на кулишках, против того холма, где еще в начале XVI века, соорудил Алевиз церковь Св. Владимира. Место это, удобное для монашеского жития, по средине города, кажется отделенным от него по своему положению. Обитель сия замечательна сколько древностию своей, столько и достопамятными в ней событиями. По штату, она была второклассная – ружная. До учреждения штатов, за нею состояло 813 душ по ревизии 1744 года: в уезде Переславля – Рязанского полусело Путятино на речке Ворше и Шацкого уезда, Залесского стану село Архангельское, Две Сестреницы тож, на реке Хопре. Основание ее приписывается преданием: то великому князю Иоанну III, то матери царя Иоанна Васильевича, великой княгине Елене Глинской; сооружением церкви в память Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи она, вероятно, желала ознаменовать день тезоименитства своего сына. Так свидетельствует предание, впрочем не подтверждаемое историческими данными! В описи Ивановского девичья монастыря 1763 г., читаем следующее: «А когда оный монастырь построен, при котором государе и по какой государской грамоте, и в котором году, о том в означенном монастыре точного известия нет» 1 . Из летописей же открывается нам, что в начале XV столетия, существовал мужеский Иоанно – Предтечевский монастырь под бором за Москвою рекой, там, где ныне приходская церковь Сретения Черниговских чудотворцев 2 . Вероятно, что с упразднением этого монастыря, под Замоскворецким бором, основан соименный ему под Кулижским бором, о коем упоминает ниже приведенная надпись на Евангелии. В исторических актах Ивановский монастырь встречается в 1604 году. Так в патриаршество Иова священник Ивановского монастыря (только неизвестно мужеского, или женского) был в числе старост поповских, как значится в извете боярского сына Ивана Чортова, 1604 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Архитектура Архангельского собора В основном, храм сооружен в традиционно русском стиле. В плане - прямоугольник, вытянутый по оси восток – запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы. При строительстве храма была впервые использована интерпретация архитектуры Успенского собора Московского Кремля. В западной части были устроены палати, в которых разместились 4 придела. В архитектуре прослеживаются элементы венецианского стиля. Если посмотреть на фасады, то видим, что здесь применен двухъярусный ордер, что характеризует Венецианскую архитектуру. Закомары (полукруглые или килевидные завершения стены здания) выполнены в виде полукруглых фронтонов, известных в Венеции в 15 веке. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения - ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы. При устройстве внутреннего пространства Алевиз Новый впервые внес в интерьер храма ордерную декорацию. В середине 16 века с восточной стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы. Позже симметрично был построен придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи. Убранство Успенского собора В интерьере Архангельского собора преобладает торжественно-сумеречное настроение. Считается, что Архангел Михаил, в честь которого и построен храм, был проводником душ в царство вечности. Также он считался и покровителем князей, отличившихся на поле брани. Исследователи предполагают, что при первоначальном оформлении храма при Василии III роспись не предполагалась. Впервые, видимо, храм был расписан в 1564-1565 гг. при Иване IV. Доказательство этому – сохранившиеся фрески над западным входом и в южном предалтарии. Те фрески, которые мы видим сейчас, были созданы в середине 17 века. По указанию царя Алексея Михайловича в 1652 году четверо жалованных иконописцев - Симон Ушаков, Степан Рязанец, Яков Казанец и Сидор Поспеев сделали тщательные прориси.

http://sobory.ru/article/?object=03385

Из пышной церковной утвари Архангельского собора мастерством исполнения выделяется золотой потир, украшенный драгоценными камнями и отделанный чеканкой, чернью, резьбой вклад Ирины Годуновой в 1598 г. (Оружейная палата). История Архангельского собора Московского Кремля восходит к XIV в.: в 1333 г. первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, издревле почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. В 1505-1508 гг. на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый. С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора. Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью. Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 гг. собор был расписан заново большой артелью русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Программа новой росписи во многом следовала идеям, содержавшимся в стенописи грозненского времени.

http://sobory.ru/article/?object=03385

Остальной декор центрального столпа достаточно сдержан. Нижний ярус отделен от остальных широким выносным «тройным» карнизом сложного профиля, а его грани украшены филенками. Два из трех верхних восьмериков скрыты под тремя рядами кокошников. Нижний ряд образован полукруглыми «закомарами» глубокого рельефа. Дополнительную пластику им придает «составной» рисунок многократно повторенных и уходящих вглубь кокошника арок. Четыре из восьми «закомар» прорезаны круглыми окнами, составляющими второй световой пояс столпа. Второй ряд, идущий «в перебежку» с первым, образуют кокошники схожие по рисунку, но существенно меньшего размера. Третий ряд представляет собой фриз из треугольных фронтонов. Верхний восьмерик оформлен глубокий ширинками – по две на грань. Если прием расположения нескольких рядов полукруглых кокошников разного размера «вперебежку» уже использовался русскими зодчими (в основании шатра, венчающего центральный столп собора Покрова на Рву, 1555-1561 годы), то треугольные фронтоны сложного профиля в то время еще не получили распространения. Полукруглые закомары впервые на Руси были использованы в декоре Архангельского собора Московского Кремля (1505-1508 годы, архитектор – Алевиз Новый), но особенно часто они встречаются во второй половине - конце XVI века (собор Покрова на Рву 1555-1561 годы, Троицкий и Распятский храмы в Александровой слободе 1565-1570-е годы, церкви Святой Троицы в Хорошеве и Больших Вяземах 1590-х годов). Тоже можно сказать и о круглых окнах, вписанных в кокошники. Итальянский архитектор украсил композицией из четырех круглых окон центральный кокошник над западной стеной Архангельского собора. Русские зодчие предпочитали одно окно, (большего или меньшего размера) в кокошниках над гранями столпов. Именно такие окна видны в кокошниках нижнего ряда, на центральном столпе собора Покрова на Рву (1555-1561 годы). Тот же мотив использован в декоре столпов Распятской церкви-колокольни (перестроена в 1565-1570 году) и храма Покрова в Александровой слободе (нач. 1570-х годов), а также надвратного храма Происхождения честных древ Креста Господня Симонова монастыря (1591-1593 годы). Нетрудно заметить, что все перечисленные храмы входили в круг деятельности мастеров, работавших по заказам царской фамилии.

http://sobory.ru/article/?object=03286

Акилы, отделенная стеной от внутреннего помещения собора, в которой на хорах было сделано окно, чтобы княгиня могла присутствовать при богослужении. Изначально в глухой теперь стене имелся дверной проем в северо-западном углу интерьера и, следовательно, существовал переход из храма на хоры, куда поднимались по винтовой лестнице. Во всем этом уже не было той гармонической целостности, которая была достигнута Фиораванти. Но при традиционности конструктивно-планировочного решения Алевиз пошел значительно дальше своего соотечественника в насыщении здания собора элементами светской ренессансной архитектуры. То, что едва наметилось в Успенском соборе (выделение цокольного этажа, завершение пилонов антаблементом), превратилось здесь в принцип декорации фасадов. Классический пилястровый ордер четко членит фасады по горизонтали на два этажа, не только по-разному обработанные (нижний с помощью ложной аркады, верхний широких филенок), но и разделенные карнизом и имеющие свой ряд оконных проемов. Стена утрачивает былую монолитность. Завершающий здание антаблемент отрезает закомары от основного кубического объема и превращает их в декоративные кокошники, украшенные великолепными раковинами. Ордерная декорация введена и внутри здания: приставленные к поднятым на импосты столпам пилястры, как и обходящий рукава креста карниз, подчеркивают конструкцию и пространственные членения интерьера. Увлечение пышным убранством сказалось в обработке порталов резным растительным орнаментом. Портал главного, западного фасада, расположенный в глубине лоджии, выделен особенно обильной и сочной резьбой (фреска на стене лоджии, посвященная деяниям князя Владимира Святославича и крещению Руси, была написана в XVI в., затем неоднократно поновлялась). Заслуживает внимания " горнее место " в алтаре, исполненное в стиле всей архитектуры собора и напоминающее ренессансные ниши-табернакли в итальянских церквах, служащие для помещения в них статуй святых. В создании этого " горнего места " , отличающегося гармонией пропорций и благородной простотой декора, Алевиз проявил себя таким же увлеченным сторонником ренессансных форм, каким он показал себя во всех деталях отделки Архангельского собора.Многие формы декорации собора получили широкое распространение в русском зодчестве, и прежде всего карниз, филенки, раковины, круглые окна закомар, резные порталы.

http://sobory.ru/article/?object=03385

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010