В том же томе на стр. 37 это выселение Новгородцев описано иначе. «Зимою в лето 6997 (1489 г.) сказано там, князь великий Иван Васильевич переведе из Новгорода из Великого многих бояр и житьих людей, гостей, всех голов болши тысячи и жаловал их на Москве давал поместья, и в Володимери, и в Муроме, и в Новгороде Нижнем, и в Переславле, и в Юрьеве, и в Ростове, и на Костроме, и по иным городом: а в Новгород в Великый на их поместья послал Московских многих лутших гостей и детей боярских, и из иных городов из Московския вотчины многих детей боярскых и гостей, и жаловал их в Новегороде в Великом» 152 . «В лето 6998 (1490 г.) поставлен бысть град каменной в Великом Новеграде, повелением великого князя Иоанна Васильевича всея России, при архиепископе Генадии: на две части великого князя денги, а треть владыка своими деньгами» 153 . А в 1499 г., в мае, князь великий «велел заложити двор свой, полаты каменные и кирпичные, а под ними погреби и ледники, на старом дворе у Благовещенья, да и стену каменну от двора своего до Боровицкые стрельницы; а мастер Алевиз Фрязин от града Медиолана». В этом же году в. к. Иван Васильевич «нарекл сына своего Василия государем великим князем и дал ему Великый Новгород и Псков великое княженье» 154 . В 1495 г. прекратилась в Новгороде Ганзейская торговля, существовавшая не одно столетие и служившая источником богатства и просвещения страны через сношения с иностранцами. Поводом к этому послужило след. обстоятельство: Ревельцы, как пишет летописец, обижали купцов Новгородских, грабили их на море, без обсылки с Иоанном и без исследования варили его подданных в котлах, делая несносные грубости послам московским, которые ездили в Италию и в Немецкую землю. Раздраженный государь требовал, чтобы Ливонское правительство выдало ему Магистрат Ревельский, и, получив отказ, велел схватить ганзейских купцов в Новгороде: их было там 49 человек из разных городов. Запечатали немецкие гостиные дворы, лавки и божницу; отняли и послали в Москву все товары, ценою на миллион гульденов; заключили несчастных в тяжкие оковы и душные темницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Воздвигся храм Фасад Ярославского вокзала. Москва. Архитектор: Федор Шехтель В 1901 году, после сооружения русского павильона в виде сказочного терема с башенками на Международной выставке в Глазго, Шехтель стал академиком архитектуры. Однако есть версия, что именно после декорации Тверской в 1896 году он получил заказ на строительство Ярославского вокзала, после которого Шехтеля стали считать апологетом неорусского стиля. Конечно, вокзал, открывающий дорогу к младшему брату Москвы и на русский Север, мог быть построен только в русском стиле. Шехтель при этом нисколько не копирует исторические образцы. Верно замечание современного исследователя, что зодчего интересует не воссоздание прототипов, а связанные с ними переживания. Отмечена еще одна интересная деталь: вокзал хорошо запоминается. Стоит на него посмотреть и закрыть глаза – его облик представляется во всех деталях. Даже скупые на похвалы газетчики оценили творение Шехтеля: «Нечто свое, стоящее того, чтобы показать иностранцам». Он не замыкался в архитектурном мирке особняков, замков, театров. Шехтель мыслил всеохватно, в контексте русской цивилизации. С конца XIX века Шехтель строил и храмы, в которых историческое начало диктовалось самим их смыслом: храм более всех остальных творений рук человеческих имеет глубинные исторические и национальные корни. Архитектор и здесь всеохватен. Он возводит и старообрядческие, и лютеранские (часовня лютеранской кирхи в Старосадском переулке), и православные храмы, часовни. И не только в Москве. Как уже говорилось, первым проектом была часовня в Таганроге. На рубеже веков Шехтель перестроил в Москве древнюю церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором на Пятницкой, которую возводил Алевиз Фрязин в начале XVI века – у ее стен в 1578 году встречали мощи князей Михаила и Феодора Черниговских. Под наблюдением Шехтеля в ней были построены западный притвор и паперть с крыльцом, обновлены росписи и устроены мраморные иконостасы.В Куркине под Москвой он построил часовню-склеп с мозаичным распятием по эскизу В.М.

http://pravoslavie.ru/31977.html

Государевым заказом была и церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. А через несколько лет после ее освящения Алевиз Фрязин по велению Василия III перестроил после пожара и кремлевскую церковь Рождества Богородицы. Со временем она стала приходской для разных кремлевских поселенцев, и именно в ней венчались Лев Толстой и Софья Андреевна Берс, дочь кремлевского врача. Дальнейшая история монастырской церкви Рождества Богородицы была напрямую связана с историей Симоновой обители, которая стала и местом государева богомолья, и градостроительным символом Москвы, и центром подготовки высших церковных иерархов – митрополитов, архиепископов, патриархов, некоторые из которых прославлены в лике святых. В обители, по преданию, хранилась и древняя святыня – та самая икона, которой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву и которая прежде находилась в церкви Рождества Богородицы. Теперь она стояла в иконостасе соборного Успенского храма, и богомольцы, видевшие этот образ в XIX веке, говорили, что его древность оправдывает предание. Симонов монастырь по-своему продолжил патриотическую традицию церкви Рождества Богородицы и завершил освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Когда в 1480 году великий князь Иван III растоптал ханскую басму, отказавшись платить дань, и русское войско вышло на «великое стояние» на реке Угре, митрополит Геронтий, бывший настоятель Симонова монастыря, послал великому князю благословение и призвал его не отступать до победы. Простояв две недели на Угре, хан Ахмет все же не решился вступить в бой с русскими и повернул обратно. Так в ноябре 1480 года пало татаро-монгольское иго, 240 лет терзавшее Русь. А в 1552 году Иван Грозный перед штурмом Казани, согласно легенде, вдруг ясно услышал звон далеких симоновских колоколов и почувствовал в этом предзнаменование победы. После взятия Казани он не забыл о том чуде и первым взял себе в опричнину Симонов монастырь, тем более, что его настоятель архимандрит Филофей был в числе посланников, отправившихся в печальном январе 1565 года в Александровскую слободу уговаривать Ивана Грозного вернуться на царство в Москву. Вернувшись, царь и объявил о создании опричнины. Это был, несомненно, любимый монастырь Ивана Грозного. Именно сюда он назначил настоятелем Иова, будущего первого русского патриарха, на которого обратил внимание еще в Старице. В монастырском соборе был похоронен и несчастный Симеон Бекбулатович, крещеный татарский царевич, которого Грозный в минуту безумства в 1574 году назначил на царство вместо себя, а себя объявил его поданным, но через два года все возвратил на свои места. Царевич прожил долгую жизнь и кончил ее схимником Симонова монастыря в Смутное время. Первые же Романовы не только чтили Симонов монастырь, но и избрали его местом особого богомолья – жили и молились в его кельях во время Великого поста.

http://pravoslavie.ru/587.html

Государь из собственной казны своей отложил на то 3000 рублей (около шестидесяти тысяч нынешних), кроме дворцовых сел и деревень, данных сему монастырю. Главным строителем церковным был тогда Фрязин Алевиз Новый. Довершив храм Михаила Архангела, Василий (в 1507 году) перенес туда гробы своих предков и сам назначил себе могилу подле родителя. Собор Успенский был (в 1515 году) украшен живописью, чудною и столь искусною, говорят Летописцы, что Великий Князь, Святители и Бояре, вступив в церковь , сказали: «Мы видим небеса!» Между иконописцами славился Россиянин Федор Едикеев, который расписывал церковь Благовещения, соединенную с новым великолепным дворцом, куда Василий перешел в Мае 1508 года. Церковная история Василиева государствования, кроме мнимой ереси Максима Грека в исправлении священных книг, представляет не мною достопамятных случаев. Уже давно мощи Алексия Митрополита, по сказанию Летописцев, исцеляли недужных: но в 1519 году были священным обрядом утверждены во славе чудотворения. Митрополит Варлаам донес Государю, что многие слепцы, с усердием лобызая руку Алексия, прозрели. Собралось все Духовенство и несметное число людей при колокольном звоне. Объявили чудеса и доказательства оных. Пели молебен над Святым гробом: Великий Князь, обливаясь слезами умиления, первый поклонился оному и восхвалил милость Неба, которая во дни его Царствования открыла второй источник благодати и спасения для Москвы. Светло праздновали сей день, и Св. Алексий, в народном мнении, стал наряду с древним Московским Угодником Божиим, Митрополитом Петром. Немалым соблазном для Духовенства и мирян была тогдашняя ссора Архиепископа Новогородского, Серапиона, с Св. Иосифом Волоцким за то, что сей последний с монастырем своим отложился от его ведомства к Митрополии. Великий Князь в гневе лишил Серапиона Епархии, и Новогородцы, 17 лет не имев Святителя, с радостию встретили наконец знаменитого Макария, бывшего Архимандрита Лужковского, согласно с древним обычаем поставленного к ним в Архиепископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

далее... Во имя Рождества Христова в Москве освящен самый известный в столице храм - Храм Христа Спасителя. Как известно, он был построен в честь победы России над Наполеоном в 1812 году. Много было противников этого грандиозного начинания, и все же вновь парит над Москвой величественный золотой купол возрожденного храма. далее... Одна из древнейших сооруженных в Москве церквей, дожившая до нашего времени, во имя Зачатия праведной Анны, " что в Углу " - ныне единственная в первопрестольной освященная в честь этого праздника. Она находится на Москворецкой набережной перед зданием гостиницы " Россия " , построенная в старину за пределами Кремля в торговом посаде, получившем потом имя Китай-города. далее... Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. далее... Единственная в Москве действующая дореволюционная церковь св. апостола Андрея Первозванного находится на Ваганьковском кладбище. Оно было устроено здесь в 1771 году во время страшной эпидемии чумы в Москве. На кладбище освятили первую деревянную церковь Ваганьковского погоста во имя Иоанна Милостивого. А в 1824 году возвели ныне существующую каменную церковь Воскресения Словущего, а также часовню. Из этой перестроенной часовни в марте 1916 года возвели Андреевский храм. далее... Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом Дворе находится близ Воздвиженки в Романовом переулке. Великолепная архитектура храма вписала Знаменский храм на особую страницу в истории русского искусства как яркий памятник раннего московского барокко. И сама церковь оказалась свидетельницей и участницей многих исторических событий, связанная с ними своей выдающейся и трагической судьбой.

http://pravoslavie.ru/47.html

Здесь же стояли и слушали воины, коим вскоре предстояло идти в сражение – было уже известно о начале восстания в Венгрии, и он говорил им: – Да поможет Бог Державной мудрости держать Российское воинство в таком, как ныне, положении, чтобы один грозный вид его достаточен был отражать войну и чтобы не было нужды поражать врагов. Но если когда дерзость врагов и царственное правосудие вызовут вас к брани: вы вспомните тогда особенно сей чертог, и каждый полк, и каждый воин скажут единым сердцем: станем подвизаться так, чтобы царь в своем Георгиевском чертоге веселым оком воззрел на имена полков наших! Но с открытием и освящением Большого Кремлевского дворца связано не только светлое воспоминание в жизни Филарета. Он не мог забыть о сносе древнейшей кремлевской церкви, отданной в жертву дворцу. Храм Рождества Иоанна Предтечи был построен еще в XII веке, то есть был ровесником Первопрестольной. Дорог он был сердцу православного москвича тем, что являлся памятником низвержения язычества. На месте его некогда находилось языческое капище, при коем совершались обряды в честь божества Купалы и непотребные радения, сопровождаемые купанием в реке и свальным грехом. Принявшие истинную веру москвичи на месте разрушенного капища воздвигли храм в честь праздника Рождества Иоанна Предтечи, совпадающего по времени с днем Купалы. Так языческое купание было заменено почитанием Крестителя, «купавшего» Христа во время крещения в Иордане. Деревянная Предтеченская церковь простояла до времен Василия Темного, который возвел на ее месте каменную. Затем архитектор Алевиз Фрязин построил другую, она-то и простояла до 1847 года, когда выяснилось, что после возведения нового дворца ей грозит разрушение – езда на лошадях, неизбежная вблизи дворца, создаст вибрацию, и постройка не выдержит. Приняли решение храм перенести внутрь Боровицкой башни. Но Филарет, узнав об этом, загоревал и возмутился. Пришлось его долго уговаривать. В итоге он смирился, но лично составил таблички, объясняющие причину переноса, и эти таблички с разрешения императора были помещены на стенах башни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

И еще несколько слов о том, как складывались судьбы этих древнейших московских святынь, связанных с памятью Куликовской битвы. В 1509-1510 гг. итальянский зодчий Алевиз Фрязин, построил на месте деревянной каменную церковь Рождества Богородицы в Симонове - она и сохранилась до наших дней. В престольный праздник здесь всегда совершали панихиду по всем православным воинам Куликовской битвы, первыми из которых поминали Пересвета и Ослябю. Кланяться их могилам приходили сюда и Иван III, и сам Иоанн Грозный - стены церкви помнят этого царя! - и Алексей Михайлович, и Екатерина II, которая посетила храм после коронации и приказала устроить надгробную белокаменную плиту над могилами святых иноков. И только когда по благословению святителя Филарета, митрополита Московского, к церкви были пристроены новая колокольня и трапезная, могилы героев Куликовской битвы оказались внутри храма. В 1870 году скромная Рождественская церковь стала центром торжеств, посвященных 500-летию Куликовской битвы и местом августейшего паломничества. Могилу иноков увенчала чугунная сень и платиновая лампада, украшенная фигурами архангелов - дар военно-морского ведомства, ибо Александр Пересвет и Андрей Ослябя чтимы покровителями военно-морского флота России, их имена носили два крейсера. 22 апреля 1900 года церковь посетили государь Николай II с императрицей Александрой Федоровной и великий князь Сергей Александрович с Елизаветой Федоровной. Для Николая II это было первое посещение храма в Старом Симонове, и его потрясла изумительная палехская роспись, исполненная в 1894 году. С этой росписью потом случилась поистине чудесная история. После революции храм оказался на территории завода «Динамо» и был подготовлен к сносу: Куликовская битва тогда не интересовала тех, кто идейно не имел Отечества. Каким-то чудом его сохранили под компрессорную станцию, говорят, за крепкие стены. Несколько десятилетий здесь, у гробов Пересвета и Осляби, ревели моторы, сотрясая бесценное здание. Чугунная сень была продана как лом, по новейшему преданию, за 317 рублей 25 копеек. Лишь в канун 600-летия Куликовской битвы вспомнили, что здесь лежат ее герои. За эту церковь заступились художник П.Д.Корин, архитектор П.Д.Барановский, писатели Л. Леонов, В. Распутин, В. Астафьев, космонавт В. Севастьянов, скульптор В.М.Клыков, и... Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Когда в январе 1977 года поступило прошение соорудить для завода новую компрессорную станцию, а церковь освободить и отреставрировать, Косыгин подписал соответствующее распоряжение. Моторы из храма удалили - и с того начался почин его возвращения. В начале 1980-х годов храм передали под филиал Исторического музея.

http://pravoslavie.ru/37013.html

Из современных блаженному Геннадию происшествий в Новгороде замечательны следующие. «Зимою в 6997 (1489 г.), – сказано в летописи, – князь великий Иван Васильевич переведе из Новгорода из Великого многих бояр и житьих людей, гостей, всех голов, болши тысячи и жаловал их на Москве, давал поместья, и в Володимери, и в Муроме, и в Новгороде Нижнем, и в Переславле, и в Юрьеве, и в Ростове, и на Костроме и по иным городом: а в Новгород в Великий на их поместья послал Московских многих лутших гостей и детей боярских и из иных городов из Московския вотчины многих детей боярских и гостей, и жаловал их в Новгороде в Великом». «В лето 6998 (1490 г.) поставлен бысть град каменной в Великом Новеграде, повелением великого князя Иоанна Васильевича всея России, при архиепископе Геннадии: на две части великого князя денги, а треть владыка своими деньгами». А в 1499 г. в мае князь великий «велел заложити двор свой, полаты каменные и кирпичные, а под ними погребы и ледникы, на старом дворе у Благовещенья, да и стену каменну от двора своего до Боровицкые стрельницы; а мастер Алевиз Фрязин от града Медиолапа». В этом же году великий князь Иван Васильевич «нарекл сына своего Василия государем великим князем и дал ему Великий Новгород и Псков великое княженье». В 1495 г. прекратилась в Новгороде Ганзейская торговля, существовавшая не одно столетие и служившая источником богатства и просвещения страны через сношения с иностранцами. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство: ревельцы, как пишет летописец, обижали купцов Новгородских, грабили их на море, без обсылки с Иоанном, делая несносные грубости послам московским, которые ездили и Италию, и в Немецкую землю. Раздраженный государь требовал, чтобы Ливонское правительство выдало ему Магистрат Ревельский, и, получив отказ, велел схватить ганзейских купцов в Новгороде: их было там 49 человек из разных городов. Запечатали немецкие гостиные дворы, лавки и божницу; отняли и послали в Москву все товары, ценою на миллион гульденов; заключили несчастных в тяжкие оковы и душные темницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

При пожаре 1493 года обитель выгорела. По указу великого князя Василия III итальянский архитектор Алевиз Фрязин начал в 1514 году возведение нового каменного храма во имя святителя Петра Митрополита. 23 августа 1517 года собор был освящён. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно тогда монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название " Петропавловский " употреблялось вплоть до XVIII века. В очередной раз Высоко-Петровский монастырь был опустошён в 1611 году польско-литовскими интервентами. В 1612 году, после изгнания поляков, обитель восстановили и обнесли каменной стеной. В современном виде архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник в стиле " Нарышкинского барокко " . Самый древний храм обители - собор святителя Петра Митрополита Киевского и всея Руси, возведён в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Московского Кремля. Храм воздвигнут на месте более древней деревянной церкви попечением Великого князя Василия III. Значительный вклад в обустройство монастыря внесли Нарышкины и лично царь Пётр I. В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и её царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этой иконы и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском храме был поставлен список чудотворной иконы, привезённый царём из Боголюбского монастыря. Храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 года Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия.

http://sobory.ru/article/?object=03404

С 1991 г. монастырские строения постепенно начали передаваться Церкви. Высоко-Петровский монастырь патриаршим указом возрожден в 2009 г., а наместником стал епископ Зарайский Меркурий (ныне митрополит Ростовский и Новочеркасский). С 2013 г. этот пост занимает ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев). Храмы Высоко-Петровского монастыря Собор святителя Петра, митрополита Московского Единственная в России церковь, посвященная первому московскому митрополиту и чудотворцу. Первый в обители каменный храм возведен по повелению великого князя Московского Ивана Калиты в 1514 г. по проекту Алевиза Фрязина (Нового). Во второй Софийской и в Воскресенской летописях под 1514 г. говорится: «Тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всеа Руси с многы желанием и верою повеле заложити и делати церкви каменныа и кирпичныа на Москве: (...) да за Неглимною церковь святый Петр Чудотворец митрополит всеа Руси (...) а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин...» 1 Петровский собор — редкий по форме и объемно-планировочному решению архитектурный памятник. Он представляет собой сложенный из красного кирпича 23-метровый столпообразный центричный храм. Первый ярус — в плане октаконх 2 , четыре больших полукружия которого ориентированы по разным сторонам света. Над ним — крытый черепичной шлемовидной кровлей восьмерик. Нижний ярус также покрыт черепицей. Здание было окружено круглой в плане галереей на бессводчатых арках, к дверям вели белокаменные ступени невысоких лестниц. В 1689–1690 гг. собор был перестроен и заново освящен в присутствии Петра I. Одновременно выстроили окружавшую храм белокаменную галерею-паперть. В мае 1690 г. «цари государи и великие князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич были в Высоко-Петровском монастыре на торжестве по поводу освящения церкви Петра Митрополита, слушали в ней Литургию, а затем Петр жаловал ближних людей и угощался в кельях архимандрита» 3 . Это событие имело глубокий политический подтекст. Петровский собор с того момента стал памятным символом утверждения Петра на российском престоле: после второго стрелецкого мятежа 1689 г., бегства Петра в Троицкий монастырь, последующей за тем победы над Софьей и заключения ее в Новодевичий монастырь царь считал своим долгом «отблагодарить своего святого покровителя Петра митрополита и тем самым указать подданным на свои законные права на трон. Так что ремонт и торжественное освящение Собора Петра митрополита были более чем многозначительны» 4 .

http://e-vestnik.ru/church/vysoko-petrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010