У России есть будущее, у России непременно будет будущее, и будущее великое, — как мы глубоко исповедуем на основании того исторического опыта, который прошло наше Отечество. Именной указатель Адриан и Наталия — мученики (III — IV bb.) Айтматов Чингиз Торекулович (р. 1928) — советский (киргизский) писатель, общественный деятель. Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) — русский писатель, поэт, философ, славянофил. Аксенов Иван Николаевич (1880–1958) — преподаватель Богословского института Алевиз Фрязин — итальянский архитектор конца XV — начала XVI вв. С 1494 работал в Москве. Александр I Павлович (1777–1825) — император Всероссийский с 1801 г. Александр II Николаевич (1818–1881) — император Всероссийский с 1855 г. Александр Васильевич — преподаватель английского языка в МИИТе и в Богословском институте. Александр Невский (1220–1263) — св. благоверный князь. Память празднуется 23 ноября (6 декабря) — в этот день советские войска перешли в наступление под Москвой. Александра Владимировна — см. Нечаева А.В. Александра Ивановна — двоюродная бабушка митрополита Питирима. Александра Федоровна — машинистка Патриархии, тезка последней русской императрицы Александры Федоровны (1872–1918), жены Николая II. Алексеев Виктор Сергеевич — переводчик Патриархии. Алексеев Ф.А. — артист, впоследствии администратор Патриархии. Алексий (в миру Сергей Владимирович Симанский) (1877–1970) — Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Родился в Москве, потомственный дворянин. После окончания Николаевского («Катковского») лицея и юридического факультета Московского университета поступил в Московскую Духовную Академию, которую закончил в 1904 г. В 1902 г. принял постриг. В 1906 г. был назначен ректором Тульской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1913 г. хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. В 1921 г. назначен первым епископом Петроградской епархии с титулом епископа Ямбургского. В 1922 г. после ареста митрополита Вениамина вступил в управление епархией, но затем был выслан в Казахстан. В 1926 г. вернулся в Ленинград. В конце 20–х — начале 30–х гг. управлял Новгородской епархией, в 1933 г. переведен на Ленинградскую кафедру. В войну все время блокады оставался в Ленинграде. 2 февраля 1945 г. избран Патриархом, возглавлял Русскую Православную церковь в течение 25 лет.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

274; Т. 20. С. 355, 356; Т. 22. С. 507; Т. 23. С. 188; Т. 24. С. 207, 208; Т. 25. С. 332; Т. 26. С. 286, 287; Т. 27. С. 159, 290, 291, 361; Т. 28. С. 155, 156, 321). Весной 1493 г. началось строительство стен и башен, расположенных вдоль русла р. Неглинной, к-рое после неожиданной смерти Солари продолжил приглашенный из Италии в 1494 г. Алевиз Фрязин Старый (Алоизио да Карезано, или да Каркано). В 1495-1499 гг. он построил Троицкую башню, от которой через реку был перекинут каменный мост, завершенный мощным предмостным укреплением - Кутафьей башней. По-видимому, в эти же годы проводились работы по строительству Граненой (ныне Средняя Арсенальная), Конюшенной (ныне Оружейная) и Колымажной (ныне Комендантская) башен. Вскоре началось сооружение мощного рва, вырытого вдоль восточной стены М. К. Он был наполнен водой и, соединив р. Неглинную с Москвой-рекой, превратил М. К. в остров. Уровень воды поддерживался при помощи системы шлюзов. Все работы были завершены к 1516 г. Т. о., была создана самая мощная на тот момент в России крепость, к-рую никому не удавалось взять приступом; ее зубчатые стены являются своеобразным символом Москвы. Стены М. К. протянулись почти на 2,5 км (2235 м), охватывая территорию примерно треугольной формы площадью ок. 28 га. Высота стен в разных местах составляет от 5 до 19 м (самая высокая стена - восточная, к-рая обращена к Красной площади), толщина - от 3,5 до 6,5 м. Каждая из башен обладает присущим только ей неповторимым обликом и, за исключением двух, имеет собственное имя. По периметру расположены 18 боевых башен (еще одна башня - Кутафья - вынесена за пределы стен). На 3 углах крепости размещаются одна граненая и 2 круглые башни. Между ними на каждой из 3 сторон вначале располагалось по 5 башен. Шесть башен были проездными: 1 - с юга, 3 - с востока и 2 - с северо-запада. В 1680 г. в дополнение к прежним башням на стене была сооружена небольшая каменная Царская башенка. В кон. XVI в. вдоль рва у вост. стены М. К. были устроены 2 дополнительные невысокие стенки с зубцами, а с юга возведена 2-я дополнительная стена вдоль русла Москвы-реки.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

В итоге, единственным путем обретения утраченного знания стало натурное исследование, а именно археологические раскопки. Здесь стоит отметить особый вклад в исследования этого памятника Б.П. Дедушенко, возглавлявшего археологические раскопки и реставрационные работы в Высоко-Петровском монастыре в 1980-х годах. Именно ему удалось установить, что собор митрополита Петра действительно был построен в начале XVI века. Тогда же, в 1986 году, храму был возращен его первоначальный облик, а Москве возращен один из уникальных примеров зодчества XVI века, явивший уникальный синтез итальянской и русской традиции. При создании главного собора монастыря итальянский мастер прибегает к очень редкому типу центрического храма квадрифолия («четырехлистника»). К тому же при постройке собора Алевиз Новый усложняет рисунок «квадрифолия», в итоге в плане собор образует восьмилепестковую розу – октаконх. Здесь уместно привести еще один крайне важный для современного изучения этого памятника факт: благодаря новейшим археологическим исследованиям храма великомученицы Варвары на улице Варварка в Москве было установлено, что изначальное строительство Варваринского храма возглавлял также Алевиз Новый. За основу плана алевизовской постройки, как и в соборе митрополита Петра, был взят квадрифолий, об этом говорит сохранившийся фундамент начала XVI века. Сейчас на этом месте одноименный храм, построенный уже в XVIII веке архитектором Родионом Казаковым в стиле классицизм. Тот факт, что Алевиз Новый строил не один храм такого редкого типа, крайне любопытен, и тем ценнее для нас то, что собор митрополита Петра сохранился и почти не утратил свой первоначальный облик. Касаясь архитектурных форм Петровского собора, также весьма важно вспомнить о том, что авторитетные историки архитектуры XX века, такие как М.А. Ильин или П.А. Раппопорт, в своих трудах относили собор к периоду «нарышкинского барокко». «Нарышкинское барокко» – условное название стиля русской архитектуры конца XVII – начала XVIII вв. Наиболее характерные постройки этого стиля были возведены в московских и подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных. В «нарышкинском барокко» соединились традиции древнерусского белокаменного узорочья и новые веяния, заимствованные из западно европейской архитектуры. Для зданий этого стиля характерны нарядность, декоративность, светская жизнерадостность, мажорная цветовая гамма – контрастное сочетание красных стен и белых резных деталей. В постройках «нарышкинского барокко» начинают широко применяться элементы ордера (декоративные фронтоны, полуколонны, пилястры, арки), а также украшения в виде раковин и волют, ярусной, пирамидальной композиции зданий. Яркий пример «нарышкинского барокко» – церковь Покрова в Филях.

http://sobory.ru/article/?object=02165

1993. С. 121; Сиренов. 2001. С. 592-593). О переносе мощей П. из серебряной раки в золотую (серебряную с золотым чеканным изображением П. на крышке) свидетельствует новгородский свящ. Агафон , к-рый присутствовал при этом событии 5 мая 1538 г. По молитве П. Агафон получил облегчение от болезни и дал обещание в благодарность сделать список пасхалии («круг святыя Пасхи Господня») и положить его на гроб святителя, что впосл. и осуществил. Наиболее раннее известие о посвящении церкви П. относится к осени 1416 г.- на средства архиеп. Симеона каменный храм был возведен в Новгороде (НПЛ. С. 407) на владычном дворе (в 1437-1438 церковь была разобрана и возобновлена на прежнем месте архиеп. Новгородским свт. Евфимием II Вяжицским, в 1669, при митр. Новгородском Питириме (буд. патриарх Московский), существенно перестроена (расширена с пристройкой папертей), в 1759-1760 разобрана окончательно, на ее месте находились каменные Петровские ворота, снесенные в 1830-1831). В известии о пожаре 9-10 сент. 1479 г. упоминается ц. во имя П. на подворье в Московском Кремле Угрешского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (ПСРЛ. Т. 25. С. 326). Церковь во имя свт. Петра, митр. Московского, Высокопетровского мон-ря. 1514 г. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверева Церковь во имя свт. Петра, митр. Московского, Высокопетровского мон-ря. 1514 г. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверева В 1514 г. по повелению Василия III в Москве, за р. Неглинной, была заложена ц. во имя П. в Высокопетровском во имя святителя Петра , митрополита Московского , мужском монастыре (ныне патриаршее подворье, храм сохр.), построенная по проекту итал. архит. Алевиза Нового. В 1585 г. по указу царя Феодора Иоанновича была возведена каменная шатровая ц. во имя П. в Переяславле, в городе, где проходил судьбоносный для П. Собор. В XVI в. известны церкви во имя П. также в Новгороде, Пскове, Кашире, Коломне, Можайске, в селах и погостах Московского, Ростовского, Суздальского, Тверского и Юрьевского уездов (см.: Мельник.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Археологи склонны полагать, что ныне стоящий храм был построен в 1514–1517 гг. на месте деревянного храма, пришедшего в ветхое состояние. Считается, что первый храм на этом месте был посвящен апостолам Петру и Павлу и что именно митрополит Петр был его основателем в 1315 году. Наименование храма связано с небесным покровителем первого московского святителя. И даже после канонизации митрополита Петра и освящения храма в его честь обитель еще долго именуют Петропавловской. В начале XVI века великий князь всея Руси Иоанн III принимает решение о перестройке храма в камне, но вскоре умирает. Дело возведения храма продолжает его преемник великий князь Василий III. Возглавил строительство итальянский зодчий Алоизо Ламберти да Монтанья, на Руси больше известный как Алевиз Новый, строитель Архангельского собора в Кремле и еще 10 храмов в разных частях Москвы. Перед ним, как перед исполнителем великокняжеских заказов, стояла особая задача – создать образ храма-монумента, величественного и целостного. Эта постройка, как и большинство московских построек XVI века, должна была стать своего рода символом возвышения Москвы. А сам процесс осмысления был связан непосредственно с первосвятителем Петром и, конечно, не случайно в строительстве храма Алевиз обращается к новой для Москвы архитектурной форме. Будучи первой каменной постройкой монастыря, собор митрополита Петра становится отправной точкой для строительства последующих веков и центром всего ансамбля. Высоко-Петровский монастырь, пожалуй, один из очень немногих примеров каменного церковного строительства Петра I в Москве. Впоследствии император создаст свой новый город, где будет уже новая архитектура, величественная и праздничная, с роскошными дворцами и грандиозными соборами, но пока он в Москве, его взор обращен именно на Высоко-Петровский монастырь, теснейшим образом связанный с историей его семьи по материнской линии. В разговоре о соборе митрополита Петра важно отметить, что кардинальные перемены в архитектурном облике царских заказов не сильно коснулись главного собора монастыря, хотя сделали его облик более парадным и нарядным. К 1690 году происходит перестройка собора: были растесаны щелевидные окна и порталы, изменен декор (известно, что по приказу Петра I фасад был богато декорирован росписями, фрагменты которой сохранились по сей день). В целом, измененный облик собора очень сблизил его с постройками конца XVII века, что впоследствии стало вводить в заблуждение многих исследователей, так как в таком виде собор просуществовал вплоть до реставрации 1980-х годов. Л.А. Беляев, археолог, научный сотрудник Института Археологии РАН, работавший на раскопках и на реставрации собора в 1980-х, отмечает парадоксальный факт: в XIX веке никто не сомневался в древности собора, а в XX веке эти знания были утрачены и возникли ошибочные датировки.

http://sobory.ru/article/?object=02165

О, если бы они тогда взяли в числе этих избранных и нас, ныне с честью празднующих их Собор! Аминь. Приложение IV Храмы святых Архангелов Архангельский собор в Московском Кремле Архангельский собор построен в 1505–1508 годах. Архитектор Алевиз Новый (Алоизо Ламберти да Монтаньяно). Первоначально на этом месте находилась деревянная церковь, построенная при одном из первых Московских князей Михаиле Хоробрите. Затем в 1333 году, при Иване Калите, на этом месте был построен каменный храм во имя Михаила Архангела. С тех пор храм служил усыпальницей для великих князей, а потом и царей. В 1505 году государь всея Руси Иван III пригласил из Италии архитектора Алоизо Ламберти да Монтаньяно для сооружения нового Архангельского собора. В 1509 году строительство было закончено. Храм был пятиглавым, шестистолпным, согласно традиции. Во внешнем оформлении были применены новые для Москвы элементы: тонкопрофилированные карнизы, пилястры с капителями, настенные филенки, многочисленные ложные арки, раковины в кокошниках и декоративные детали в их завершении. Западный фасад Алевиз украсил лоджией, а северный, выходящий на Соборную площадь, – аркадной галереей, повторявшей декоративное убранство нижнего яруса северной стены (галерея не сохранилась). Входные двери были декорированы порталами с ренессансным орнаментом. Барабаны глав с аркатурой и щелевидными окнами были выполнены по русским образцам. Собор первоначально имел красно-белую окраску (белокаменный декор на красном фоне). Кровлю покрывала красная и чернолощеная черепица. Двуэтажный притвор с западной стороны выделен капитальной стеной, средняя часть его образует лоджию. Входы в небольшие помещения по сторонам лоджии отмечены изящными порталами. Из этих помещений винтовые лестницы ведут наверх в небольшие приделы и центральную палатку во втором ярусе лоджии. Декорация фасадов двухъярусная. Нижний ярус, обработанный архивольтами, воспринимается как аркада, несущая верхний ярус, в котором простенки между пилястрами заполнены филенками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

почитание В. С. активно поддерживается московским великокняжеским домом. Во имя В. С. был крещен серпуховской кн. Владимир Андреевич Храбрый, родившийся 15 июля 1353 г. В «Слове о житьи и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго» (по предположению Г. М. Прохорова, составлено в кон. XIV - нач. XV в.) блгв. кн. Димитрий Иоаннович Донской прославляется как «отрасль благополодъна и цвет прекрасный» «царя Володимера, новаго Костянтина, крестившаго Роускую землю» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 351-352). В 1389 г. по заказу кнг. Марии Александровны, вдовы вел. кн. Московского Симеона Иоанновича Гордого, был вышит воздух «Спас Нерукотворный с предстоящими святыми», где в числе 8 святых представлены вмч. Димитрий Солунский и В. С.- св. покровители князей Димитрия Донского и Владимира Храброго. В нач. XV в. на княжеском дворе «в садех» за Москвой (совр. Старосадский пер. в Москве) уже существовала каменная ц. во имя В. С. (упом. в духовной грамоте вел. кн. Московского Василия I Димитриевича , составленной ок. 1417.- ДДГ. 21. С. 58; в 1514-1516 на месте этого храма архит. Алевиз Новый построил церковь с тем же посвящением (ПСРЛ. Т. 30. С. 141), храм неоднократно перестраивался, в 1991 в нем возобновились богослужения). Осада Корсуни войском кн. Владимира. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 60 об.) Осада Корсуни войском кн. Владимира. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 60 об.) В 1-й пол. XV в. почитание В. С. приобрело черты церковно-гос. празднования. В ходе борьбы против Флорентийской унии на рус. почве была сформулирована идея о преемственности Московской Руси по отношению к Киевской, отразившаяся, в частности, в формуляре великокняжеских грамот, неотъемлемой частью к-рых стало обращение к «нашему прародителю, святому и равноапостольному великому князю Киева и всея Руси Владимиру» ( Поппе. С. 44). Поминание «великаго и благочьстиваго царя и князя Владимира» включается в предисловия к синодикам мон-рей и кафедральных соборов (Синодик ростовского Успенского собора, 2-я четв.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Москва. Кремль. Церковь Рождества Иоанна Предтечи, что на Бору. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи , Уара Египетского Год постройки:Между 1508 и 1509. Год утраты:1847 (разобрана из-за ветхости) Архитектор: Алевиз Новый Ссылки:   Адрес: Россия, город Москва, Кремль, улица Боровицкая Координаты: 55.749635, 37.615488 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Легендарная кремлевская церковь Рождества Иоанна Предтечи была самой первой московской церковью, основанной в Москве на заре ее истории - в XII веке, когда появилась и сама Москва. Она стояла прямо перед Большим Кремлевским Дворцом и была снесена в 1847 году по личному повелению императора Николая I. Основание этой церкви часто связывают с борьбой на Руси с язычеством в самые первые века после принятия христианства. Праздник св. Иоанна Крестителя совпадал и по дате с языческими празднествами дня Ивана Купалы, а в то время Христианская Церковь часто замещала своими праздниками и обычаями народные языческие для облегчения обращения народа в истинную веру. Церковь Рождества Иоанна Предтечи - самый первый московский храм - была основана на Бору, где тогда же появилась и первая деревянная крепостная стена города вокруг главного Боровицкого холма - будущий московский Кремль. Примечательно, что эта церковь была выстроена деревянной, и, как долго утверждали старинные историки, из того же местного дерева, сосны, которым густо был покрыт кремлевский холм, получивший от этого леса свое историческое имя - Боровицкий. Во время археологических работ, проведенных в XIX веке при разборке церкви, на ее месте были обнаружены кости животных и лошадиный череп, и это навело исследователей на мысль, что Предтеченская церковь была построена точно на месте прежнего языческого капища, где совершались жертвоприношения.

http://sobory.ru/article/?object=40755

Остался еще один, архитектурный, свидетель того замысла – высокий Иван Великий. Поскольку кремлевская звонница была окончательно достроена при Борисе Годунове, она получила свое второе, менее известное, имя – Годунов столп. Иногда его даже сравнивают с памятником императору Юстиниану в Константинополе. Он представлял собой восьмигранный столп, увенчанный конной статуей правителя. В Москве такой памятник монарху несколько иначе воплотился в кремлевской колокольне: ее восьмигранный столп венчал купол с крестом, но под куполом во славу своего правления Годунов приказал выложить надпись славянской вязью: «Изволением Святыя Троицы повелением Великого Государя царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного Великого государя царевича и Великого князя Федора Борисовича всея Руси храм совершен и позлащен во вторыя лето государства их 7108». Эта горделивая надпись, гласившая о новой династии Годуновых, была замазана в Смутное время. Лишь Петр I приказал ее возобновить. До возведения храма Христа Спасителя главная кремлевская колокольня была самым высоким сооружением Москвы. Из звонниц ее превзошла по высоте только колокольня Симонова монастыря, возведенная тем же Константином Тоном в 1839 году, но тогда Симонов находился за чертой Москвы, и древняя традиция не была нарушена. По замыслу архитектора, эта гигантская подмосковная колокольня должна была перекликаться с Иваном Великим. В народе было поверье: пока стоит Иван Великий, будет стоять и Россия. Царское богомолье За многовековую историю в Кремле не раз возводились великокняжеские чертоги. Иван III велел построить для своей жены Софьи Палеолог роскошный каменный дворец, но строительство растянулось надолго: государь и его супруга умерли в начале XVI века, а их сын, великий князь Василий III, в 1514 году достроил дворец по своему вкусу, пожелав, чтобы он вышел наподобие Миланского замка. Когда итальянский архитектор Алевиз Старый исполнил его желание, государь подарил мастеру восемь одежд со своего плеча.

http://pravoslavie.ru/4167.html

Москва. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Церковь Иоанна Предтечи под Бором Карта и ближайшие объекты Церковь перестроена из более старой, возведенной в 1514 году в находившемся здесь Иоанновском " под бором " монастыре зодчим Алевизом Фрязином. Перестройка, произошедшая в 1658 году, полностью изменила храм - от алевизовского здания остался только белокаменный подклет. Поэтому 1658 год обычно и считается годом постройки храма. В 18 веке основной объем храма подвергся переделке - изменили его завершение. Поэтому в нем можно увидеть смешение стилей: оформление стен соответствует древнерусской архитектуре XVII века (окна с наборными колонками и кокошниками, бегунец, поребрик), а завершение храма (полуглавия, восьмигранный барабан) типично для русского барокко. В 1758-60 гг. выстроена трапезная (также барочная). В 1780 или 1781 году, после разборки старой колокольни была выстроена новая, отдельно стоящая. В ней уже видны черты перехода от барокко к классицизму. В конце XIX века пристроен западный притвор, а в начале XX века - паперть с крыльцом. Храм обновлялся в 1796 году, в 1896-1904 гг. (в этих работах принимал участие Ф.О. Шехтель), реставрировался в 1970-80-х гг. В советское время был закрыт, занят различными организациями. К началу 1990-х гг. в здании размещался выставочный зал ГИС " Художественное стекло " . В начале 1990-х возвращен верующим. Имеет статус Патриаршего подворья наряду с соседним храмом Михаила и Федора, Черниговских чудотворцев , приписным к которому он является. Величественная колокольня церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, формирует панораму центральной части Пятницкой улицы и доминирует над этой частью Замоскворечья. Здание имеет три яруса. Колонны нижнего яруса дорические, средний ярус оформлен ионическими, а в оформлении верхнего применены колонны самого пышного, коринфского ордера. В двух нижних ярусах – торжественные фронтоны, а третий ярус завершается башенкой с высоким шпилем. Участок, где находится церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, известен с XIV века – там находился Ивановский монастырь, перенесенный при великом князе Василии III на нынешнюю Ивановскую горку. Вместо деревянного монастырского храма на этом же участке в 1514-15 гг. был поставлен каменный, посвящение которого сохранилось до наших дней. Автором храма, был Алевиз Новый, один из строителей Кремля. Тогда же, но не на современном месте, была выстроена и шатровая колокольня храма. Участок же, где сейчас располагается звонница, был занят гражданскими постройками подворья.

http://sobory.ru/article/?object=02176

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010