Прославление личностей и семей, внесших вклад в жизнь В., способствует частому обращению к мемориальным темам и мотивам античного искусства, напр., получает распространение тип конной статуи, его высшее выражение - памятник кондотьеру Б. Коллеони (начат А. Верроккьо в 1479, завершен А. Леопарди в 1496) на Пьяцца Санти-Джованни э Паоло. Скульптура того времени, напр., А. Риццо (3 алтаря для ц. Сан-Марко по заказу дожа К. Моро, 1465; Адам и Ева на арке Фоскари, ныне Музей истории создания Дворца дожей; надгробия в ц. Санта-Мария деи Фрари и ц. Санти-Джованни э Паоло, 70-е гг. XV в.; работы по украшению Дворца дожей, в т. ч. лестница гигантов, ок. 1485) создавалась под сильным влиянием живописцев, вдохновлявшихся античностью, таких как А. Мантенья, с подчеркнутым интересом к мускулатуре и анатомии, сочетанию драматических движений и идеального облика персонажей. Мастера того периода, уроженцы В., напр. Алевиз Новый , оказали влияние на развитие рус. архитектуры кон. XV - нач. XVI в. в связи со строительством Архангельского собора Московского Кремля . Со 2-й пол. XV в. В. играет особую роль в сохранении визант. художественного наследия, иконописцы обширной греч. колонии работают в традициях визант. живописи (см. ст. Византийская империя . Поствизант. живопись). Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо. Кон. XV — нач. XVI в. Худож. Дж. Беллини (Галерея Академии. Венеция). Фрагмент Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо. Кон. XV — нач. XVI в. Худож. Дж. Беллини (Галерея Академии. Венеция). Фрагмент Влияние Мантеньи сказалось и на живописи В. (1450-1515), особенно в творчестве старшего поколения мастеров из семейства Беллини ; среди др. живописцев В. знамениты В. Карпаччо, мастер алтарных образов и циклов, как, напр., «Жизнь св. Урсулы» (1490-1495, Галерея Академии), Чима да Конельяно, молодые Джорджоне и Тициан. живописную школу В. отличает особая любовь к цвету, умение сочетать изысканные оттенки, передавать сложные эффекты света. После 1527 г. В. стала одним из крупнейших центров гуманистической культуры в Италии, центром книгопечатания европ.

http://pravenc.ru/text/150247.html

В непосредственной близости от Свибловой находится сохранившаяся до наших дней башня Пятницких ворот. Название Пятницкие ворота, вероятно получили от стоявшей на посаде церкви Параскевы Пятницы, покровительницы торговли. Единственные сохранившиеся ворота дают представление о проездных башнях Коломны. Двухъярусная ступенчатая башня с бойницами усилена отводной стрельницей - дополнительной кубической постройкой ниже первого яруса башни. Стрельница позволяла навесить ещё одни ворота, а за ними устроить простреливаемый внутренний дворик. Проездная арка ворот необычной формы, она выложена подковой. Внутри в башне остались огромные петли от створок ворот, а если задрать голову, можно увидеть в толще наружных стен щели для опускной решётки - герсы. Подобная щель сохранилась в Троицкой башне Московского Кремля. Коломенский кремль не просто похож на Московский, его строили также итальянские инженеры. После окончания строительных работ в Москве князь Василий III перевёл в Коломну освободившихся зодчих и каменщиков. Стены длиной 2 километра с 16-ю башнями возвели за 6 лет. Начали в мае 1525 года и закончили летом 1531 года. Историки считают, что работами руководили итальянские специалисты Алевиз Новый и Петрок Малый. После завершения возведения башен Коломенского кремля Петрок вернулся в Москву и построил стену Китай-города. Территория Коломенского кремля 24 гектара, Московский же кремль раскинулся на 27 гектарах. Кремль в Москве обширнее, поэтому у него на одну башню больше - семнадцать против шестнадцати коломенских. Размеры и архитектура двух кремлей схожи. Остатки кремля в Коломне являются прекрасной моделью. По ним можно представить, как выглядел Московский кремль до надстройки его башен во второй половине XVII столетии многоярусными шатрами. Пятницкие ворота похожи на Спасские, какими они были в XVI веке. Здесь мы видим такие же ряды итальянских зубцов - ласточкиных хвостов, узкие бойницы, простую боевую крышу из тёса. Если мысленно убрать часы, белокаменные украшения и шатёр, выложенный муравлёными изразцами, со Спасской башни - то получите сохранившиеся коломенские ворота.

http://sobory.ru/article/?object=17597

Москва. Кремль. Церковь Лазаря Четверодневного. Лазаревская церковь; Лазаря Праведного Воскрешения церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Храм возведен княгиней Евдокией Дмитриевной в период 1393-1394 гг. на месте, где ранее находилась деревянная церковь Воскрешения Лазаря, во имя церкви Рождества Богородицы, Лазаревский придел был сохранен (Дворцовая ул.). Церковь Лазаря Четверодневного имеет уникальную роспись, великолепные иконы, которые, по преданию, назывались «зело чудною». В 1395 г. церковь была расписана Семеном Черным и Феофаном Греком. В XVI в. церковь была разрушена, но по указу князя Василия Иоанновича она осталась внизу. В 1514 г. зодчий Алевиз надстраивает другой храм, носящий название Рождества Богородицы, что на Сенях, а церковь под ним переименована в Воскрешение Лазаря. По некоторым сведениям, примерно в конце XVII века Лазаревская церковь была замурована, и только в 1842 г. храм нашли при возведении Большого Дворца. Император Николай Павлович распорядился восстановить церковь в первозданном виде. Работы проводились под руководством арх. П.А. Герасимов и худ. Ф.Г. Солнцева. С 1923 по 1928 гг. реставрацией церкви занимались Н.Н. Померанцев и Д.П. Сухов, в период 1949-1952 гг. проведена капитальная реставрация храма. В настоящий момент доступ к церкви Лазаря Праведного Воскрешения закрыт и прохода нет. Лазаревская церковь представляет собой одно из древнейших построек не только Кремля, но и Москвы. http://www.apartment.ru/Article/48792932.html В архитектурном комплексе Большого Кремлевского дворца с западной стороны Теремов сохраняется один из самых древних памятников Кремля и Москвы — церковь Лазаря, относящаяся к концу XIV в. Первоначально церковь Лазаря была деревянной и примыкала к княжескому дворцу как домовая церковь. В 1392— 1393 гг. рядом с ней была построена белокаменная церковь во имя Рождества Богородицы, и церковь Лазаря стала ее приделом. В 1395 г., как свидетельствует Воскресенская летопись, церковь Рождества Богородицы была расписана художниками Феофаном Греком и Семионом Черным. После того, как в 1514 г. зодчий Алевиз построил над ней новую кирпичную церковь, нижняя стала называться церковью Лазаря, а новая — Рождества Богородицы. В XVII в. церковь Рождества была вновь перестроена и в таком виде сохранилась до наших дней. Эти церкви снаружи увенчаны одним куполом, который хорошо виден со стороны Оружейной палаты.

http://sobory.ru/article/?object=23547

Посвященный соответствующему временному пласту зал называется просто и емко — Сергиевским. Здесь установлен гигантский медиакупол — проекционная конструкция большого диаметра, при помощи которой иллюстрируются связанные с жизнью Преподобного Сергия эпизоды. Благодаря современным трехмерным технологиям посетитель (при известном воображении) переносится в то время. И видит, как Церковь (и Преподобный как один из ярчайших представителей эпохи) берет на себя, казалось бы, совершенно не свойственную ей функцию: вместо государственных институтов усмиряет лично-собственнические и региональные амбиции отдельных князей, получавших в Орде ярлыки на кня-жение. Выставка напоминает посетителям: путь обретения русского пути, поиска национальной и политической идентичности был мучительным. Показательна история, когда в 1378 году будущий святитель митрополит Киприан, занимавший Киевскую кафедру согласно постановлению патриаршего Собора (в 1375 году Патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского c условием, что он станет «одним митрополитом всея Руси» после смерти митрополита Алексия), отправился в Москву. Там его избили, бросили в темницу и ограбили, а в довершение с позором выгнали. «Когда же Иван III стал великим князем Московским (и чуть позднее — первым царем), Русь заявила о себе как о наследнице и Византии, и Золотой Орды, — продолжает Кузенков. — Это был новый виток развития страны как евразийской державы, взявшей на себя ответственность в том числе и за входившие в Орду территории и народы. Не будем забывать: в Европе XVI века это наложилось на собственные непростые процессы, связанные с широким внедрением огнестрельного оружия, созданием регулярных армий и резко выросших военных бюджетов. Феодальные государства на глазах разваливались, и имперские амбиции Руси кое-у-кого вызывали панику. Малоизвестный факт: когда царь Иван Грозный основал в устье реки Нарвы порт с первой серьезной попыткой вывести Русь на мировую арену, на Западе началась истерика. Европейским специалистам — инженерам и строителям — в буквальном смысле закрыли въезд в Россию, опустив в Литве железный занавес. А ведь всего лишь поколением ранее Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый возводили здесь свои архитектурные шедевры!»

http://e-vestnik.ru/reports/pravoslavnay...

Высоко-Петровский монастырь является одним из древнейших монастырей в Москве. Его история напрямую связана с основанием Московского княжества. Считается, что обитель была основана в 1315 г. святителем Петром, тогда митрополитом Киевским, который в 1325 году с целью объединения русских земель вокруг Москвы перенес православную кафедру из Киева в Москву. Изначально обитель на высоком берегу реки Неглинки называлась Петропавловской в честь апостолов Петра и Павла. В 1326 году митрополит Петр скончался, а на его могиле начались массовые исцеления. В 1339 году святитель Петр был причислен к лику святых, а монастырь был восстановлен и переименован в Петровский. В конце XV века в Москву был приглашен итальянский зодчий Алевизио Ламберти ди Монтаньяно, известный на Руси как Алевиз Новый, именно по его проекту началось строительство собора во имя Петра Митрополита Петровского (начало XVI в.). Наибольшего своего расцвета Высоко-Петровский монастырь достигает в XVII веке, благодаря покровительству бояр Нарышкиных, которые являлись прямыми родственниками Петра I. Позднее Пётр в борьбе за власть надежно укрепляет Петровский монастырь, на самом верху центрального креста водружает корону - символ царской власти, строит царское крыльцо. В это время на территории Высоко-Петровского монастыря были выстроены: храм Сергия Радонежского, служебный корпус, Святые врата. Позднее были возведены еще две церкви: Церковь в честь Толгской иконы Божьей и церковь Пахомия Великого. В 1812 году Высоко- Петровский монастырь был безжалостно разграблен французами. Лишь в начале девяностых годов прошлого столетия Высоко-Петровский монастырь возвращен Русской Православной церкви. Монастырь был отреставрирован и в 1998 году освящен. Среди строителей и ктиторов Высоко-Петровского монастыря были великие князья и цари, а также святитель Филарет (Дроздов). В храмах обители совершали богослужения прославленные Русской Церковью святитель Митрофан Воронежский и Патриарх Тихон. В 20-е гг ХХ в. в закрытом монастыре тайно продолжалась богослужебная и молитвенная жизнь. 9 клириков, насельников и прихожан монастыря были канонизированы в лике новомучеников и исповедников Российских.

http://pravoslavie.ru/31987.html

Москва. Кремль. Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Вознесения Господня в Вознесенском монастыре Кремля собор В Московском Кремле во второй половине XIV века у Фроловских ворот (так тогда называли Спасские ворота) стоял княжеский терем, где жили после свадьбы великий князь Димитрий Иванович и его жена Евдокия Дмитриевна. Отсюда великая княгиня Евдокия провожала мужа на доблестный подвиг и здесь же она встречала его после Куликовской битвы победителем темника Мамая. В своем тереме великая княгиня устроила девичий монастырь. Точная дата основания его неизвестна, по одним сведениям, это произошло в 1387 или в 1389 г., или даже в 1393 г. По другим сведениям, обитель заложили в 1407 г., когда великая княгиня Евдокия приняла постриг с именем Евфросинии, в память преподобной Евфросини Суздальской. Через три дня после пострига – 20 мая 1407 г. – инокиня Евфросиния стала возводить первый каменный Вознесенский собор монастыря. Она скончалась 7 июля 1407 г. и была погребена в строившемся соборе. Он достраивался после ее смерти великой княгиней Софьей Витовтовной, женой великого князя Василия I, был доведен до сводов, но пострадал от пожара в 1415 г. Собор недостроенным простоял около пятидесяти лет, когда великая княгиня Мария Ярославна, супруга великого князя Василия II Темного поручила возобновить его зодчему В.Д. Ермолину. Ермолин был и скульптором. Он сделал изображение святого Георгия Победоносца на Фроловских (Спасских) воротах, хранившееся позднее в Вознесенском монастыре. Ермолин был также первым русским зодчим, занимавшимся восстановлением древних построек. Он предложил собор не сносить, а обложить новым кирпичом и переложить своды. В 1468 г. храм был освящен. Новое церковное здание пострадало от пожара 1482 г. В пожаре обгорела чтимая икона Божией Матери «Одигитрия», и на сохранившейся доске иконописец Дионисий написал заново образ Богоматери. Эта икона хранилась в монастыре и выносилась во время больших крестных ходов навстречу царю и патриарху, которые к ней прикладывались. В 1519–1521 гг. собор был перестроен и вновь освящен (9 мая 1521 г.). По летописи известно, что строителем был итальянский зодчий Алевиз.

http://sobory.ru/article/?object=45278

Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря) — древнейший (если не считать подклета Благовещенского собора Кремля) из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы. Расположена в Московском кремле, входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца. Содержание История [ править править код ] Церковь Рождества Богородицы на Сенях — древнейший из дошедших до наших дней памятников архитектуры Кремля. Она была построена в 1393-1394 гг. по заказу вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии, предположительно, в память Куликовской битвы. Об этом говорит посвящение храма Рождеству Богородицы, которое по христианскому календарю совпадает с датой Куликовской битвы. Новая церковь заняла место деревянной церкви Воскрешения Лазаря и находилась при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма. Выстроенная из белого камня четырехстолпная трехапсидная церковь сохранилась до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. Круглые в плане западные столбы несут сводчатое перекрытие хор, наличие которых подтверждается внутристенной лестницей, расположенной в северо-западном углу. Архитектура храма сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской архитектурных школ. О принадлежности к последней говорят килевидные завершения портала и ниш и окна-розетки. В 1395 г. храм расписали Феофан Грек и Даниил Черный с учениками. В 1479 г., вероятно по причине пожара, верх здания обвалился, но вскоре церковь была восстановлена. В связи со строительством нового каменного великокняжеского дворца возводивший его Алевиз Новый перестроил в 1514 г. и церковь Рождества Богородицы. Сохранив древний храм в качестве подклета, архитектор надстроил его в уровне жилого яруса дворца новым обьемом, в котором разместился главный престол. Подклет был отведен приделу Лазаря, ранее располагавшемуся при алтаре. Об облике алевизовского храма сведений практически нет. Наиболее четкое его изображение мы имеем на чертеже “Кремленаград” начала 1600-х годов, где он показан трехглавым с тремя апсидами и двумя приделами, появившимися вероятнее всего не ранее второй половины XVI в.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Лазаря...

Москва. Кремль. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Боровицкой башне. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня Иоанна Предтечи была организована в 1847 году в Боровицкой башне Кремля. Через эту часовню проходили в саму церковь Рождества Иоанна Предтечи, которая также была устроена в 1847 году в Боровицкой башне. Церковь Иоанна Предтечи имела долгую историю. Она считалась первой на Москве. По легенде, она была возведена в XII веке на Боровицком холме, а в 1321 году построена заново при Иване Калите для митрополита Петра. В 1461 году была заменена каменной, но в пожар 1493 года сгорела. В 1508 году зодчий Алевиз построил новую церковь. Она находилась на расстоянии 100 метров от Боровицких ворот. В XVI веке при храме был придел святого Уара - по дню рождения царевича Дмитрия. В 1847 году по указу Николая I храм был разобран (он закрывал вид на новый Большой Кремлевский дворец). Престол Уара был перенесен в придел Архангельского собора, а престол Рождества Предтечи - в Боровицкую башню и освящен 2 мая 1848 года. (По Бартеневу - май 1847 года). Подняться в церковь, расположенную в Боровицкой башне, можно было через часовню в башне по каменной лестнице. Церковь представляла собой высокое светлое помещение с пятиярусным иконостасом. Крест от придела Уара мученика увенчало крыльцо перед входом в Боровицкую башню. Это крыльцо хорошо видно на фотографиях XIX века. Судя по его архитектурному облику, оно, видимо, было возведено также в середине XIX века для того, чтобы подчеркнуть вход во вновь устроенную церковь и ее часовню. По Бартеневу «...главка шатра осенена крестом, сделанным по образу креста бывшей церкви Рождества Иоанна Предтечи, помещающейся теперь внутри башни. Подлинный крест с этой сломанной церкви прикреплен на стене выше шатра и накрыт зонтом. На доске, служащей ему фоном, надпись: «сей древний крест церкви Рождества Иоанна Предтечи, построенной в 1461 году, на настоящее место перенесен 1847 года». И далее: «Ниже, рядом с проездом, на белокаменной доске другая надпись: «Повелением Благочестивого Государя Императора Николая I храм Рождества Иоанна Предтечи, построенный при Великом Князе Василии Темном в 1461 году, временем и взрывом 1812 года подверженный разрушению, перенесен в сие здание башни над Предтеченскими по народному преданию Боровицкими воротами и освящен Филаретом Митрополитом Московским мая 1847 года».

http://sobory.ru/article/?object=21399

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором — архитектурный комплекс в районе Замоскворечье города Москвы. Расположен в Черниговском переулке и состоит из церкви XVII века, соединённой с ней трапезной последней трети XVIII века и колокольни конца XVIII века, стоящей на углу Черниговского переулка и улицы Пятницкой. Храм вместе с церковью Михаила и Фёдора Черниговских под Бором входит в состав Патриаршего подворья храмов под Бором. Содержание История [ править править код ] Архитектурный комплекс расположен на месте древнего Ивановского, «что под Бором», монастыря, впервые упомянутого в летописи при рассказе об обстоятельствах рождения великого князя Василия II в 1415 году. В 1514 году «по особому благоволению» Василия III вместо деревянного монастырского храма была возведена первая каменная церковь Усекновения главы Иоанна Крестителя, строил её Алевиз Новый. Ивановский монастырь был традиционным местом молитв о благополучных родах великой княгини. И в 1530 году, в год рождения Ивана Грозного, при содействии великого князя и бояр Глинских, монастырь был перенесен ближе к государеву двору на холм, названный по имени древнего монастыря, Ивановскую горку. А каменная церковь бывшего Ивановского монастыря стала приходской. Вероятно, в смутное время каменный храм был значительно повреждён. Во всяком случае, в некоторых документах середины XVII века он упоминается как деревянный. Последний мог появиться при восстановлении каменного здания, рядом с которым, по традиции тех времён, могли поставить небольшую рубленную церковь для временного размещения престола. От постройки XVI века сохранился белокаменный подклет, а в апсиде попадаются фрагменты кладки из маломерного «алевизовского» кирпича. По одной из версий, основной объём храма датируется 1658 годом. Другая дата, 1675 год, вероятно, связана с очередной перестройкой или обновлением церкви, совпавшей по времени со строительством расположенной по соседству каменной церкви Черниговских чудотворцев. Стилистическая общность этих храмов и приёмы в обработке деталей позволяют предполагать, что над ними работала одна и та же артель каменщиков.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

Село Остров впервые упоминается в завещании великого князя Ивана Калитыв 1328 году, и с тех пор на протяжении многих поколений оно передавалось по наследству от отца к старшему сыну. Это указывало на особое значение великокняжеской вотчины в Острове. История села и великолепной Преображенской церкви связаны с именами Бориса Годунова, графа Алексея Орлова-Чесменского, его дочери тайной монахини Агнии, преподобного Пимена Угрешского и святителя Иннокентия Московского. В 1380 году накануне Куликовской битвы великий князь Дмитрий Донской остановился с дружиной на отдых в шатрах недалеко от села Остров. Во время отдыха князю явился образ Николая Чудотворца, который чудесно парил в воздухе над сосной. На месте этого чуда впоследствии был основан Николо-Угрешский монастырь, который, таким образом, появился здесь благодаря соседству с дворцовым селом Остров – вотчиной всех великих князей и царей вплоть до XVIIIcmoлemuя. В царствование Алексея Михайловича в селе Остров уже стоял великолепный каменный шатровый храм Преображения Господня. Точная датировка и авторство церкви многие годы вызывала споры среди археологов и церковных историков. В метрике конца XIX века указывалось, что храм построен при Иване Грозном. Согласно другому свидетельству, храм появился раньше и был посвящен избавлению от нашествия на Москву хана Мехмед-Гирея. В настоящее время считается, что Преображенский храм был воздвигнут в начале XVII века Борисом Годуновым, который пытался обстроить собственную подмосковную резиденцию по образцу царского села Коломенского. Отсюда и перекличка с обликом церкви Вознесения в Коломенском и сходное расположение в природном ландшафте на холме у реки. Часовня св. Димитрия Донского и вид на Угрешский монастырь Облик храма в селе Остров поражал путешественников, писателей и любителей старины во все времена. Один из них – Н. Д. Иванчин-Писарев – предположил, что архитектором такого выдающегося храма мог быть итальянский мастер Алевиз Новый – автор проекта Архангельского собора московского Кремля. Преображенский храм в Острове также ставили в один ряд с признанными церковными шедеврами XVI столетия: храмом Василия Блаженного, церковью Вознесения в Коломенском, храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Несмотря на кажущееся сходство с памятниками этого ряда, церковь в селе Остров не похожа ни на один из них. Она будто собрана из трех разнородных частей: «европейского» центрального столпа, «московских» шатра и кокошников, и двух «псковских» боковых приделов. Разнообразие форм подмосковной церкви породило интересную версию, что ее одновременно строили два архитектора – русский и иноземец.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010