Великая Александровская слобода, стоявшая на половине пути между Переславлем-Залесским и Троице-Сергиевым монастырём, известна с XIII столетия. Во второй половине XIV века в пяти верстах от неё появилась Новая Александровская слобода (за прежней после этого закрепилось название Старая Слобода), впервые упомянутая в завещании Дмитрия Донского от 1389 года. В 1504 году великий князь Московский Иоанн III завещал её своему сыну Василию, двумя годами позже занявшему великокняжеский стол. Богомольный Василий часто бывал " у Троицы " , а по дороге заезжал и в Александровскую слободу, где он, заядлый охотник, любил развлечься охотничьими забавами. Но не только охотой увлекался этот князь - он, подобно своему отцу, при котором на Русь приехали несколько выдающихся итальянских зодчих и буквально преобразился Московский Кремль, был великим строителем; поэтому не вызывает удивления тот факт, что именно при нём в Александровской слободе вырос величественный Покровский храм, возведённый в камне. Логично предположить, что в 1508 году Василий III " перебросил " одного из освободившихся итальянских зодчих, работавших тогда в Москве, в Александровскую слободу, где требовалось построить загородный терем и новый каменный храм. Но кто же это был - Алевиз Фрязин (Старый) или Алевиз Новый? Так, историк С.В. Заграевский делает выбор в пользу последнего. Прежде всего потому, что Алевиз Фрязин, судя по всему, " специализировался " на фортификации и гражданском строительстве и до 1519 года занимался исключительно Московским Кремлём. Алевиз же Новый искусно проектировал и храмы (Архангельский собор, храм Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре), и гражданские постройки (дворец в Бахчисарае). Более того, ансамблевость его архитектурного мышления очевидна, это вообще одна из особенностей дарования Алевиза Нового. А в Александровской слободе речь как раз шла об архитекурном ансамбле. На протяжении 175 лет Троицкий собор имел посвящение в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда состоялось переосвящение храма, в точности неизвестно; это событие могло призойти на временном промежутке с 1687 по 1727 год.

http://sobory.ru/article/?object=02082

Великий князь и первый русский царь Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584) создал сильное централизованное государство, расширил границы московской Руси во много раз. Организовал книгопечатание, аптекарский приказ, дома призрения (приюты для бедных и обездоленных). Разделил светскую и военную власти (земство и опричнина). Создал регулярную армию (стрельцы). Благословил казака Ермака Тимофеевича на освоение и покорение Сибири, без которой сейчас (достаточно назвать «Газпром») мы бы жили намного беднее. Он поддержал казачество (до этого казаки считались беглыми разбойниками) как военную силу, охраняющую Россию на юго-восточных рубежах. Русский царь и первый российский император Петр I (1672–1725) начал преобразование России в сильную военную, морскую, промышленную и научную державу. Императрица Екатерина II (1729–1796) расширяла границы России и укрепляла авторитет России в мире. Внедрила в государственную политику принципы веротерпимости или свободы совести. Разрешила строительство мечетей в Казанской губернии. Важно отметить, что почти все мечети, возведенные в XVIII­–XIX веках, были построены по проектам российских (в том числе и русских православных) архитекторов. Среди них: Сенная мечеть – архитектор А.К. Ломан, мечеть Марджани – архитектор В.И. Кафтырев, Апанаевская (северный пристрой) – архитектор П.И. Романов, Галеевская мечеть (южный пристрой) – архитектор П.И. Романов, Иске-Таш (перестройка) – архитектор А.К. Шмидт, Бурнаевская – архитекторы П.И. Романов и Ф. Н. Малиновский , Первая Пороховая – архитектор Артамонов (об этом см. Эти факты свидетельствует о глубоких корнях дружбы народов и веротерпимости в среднем Поволжье. Культурное взаимообогащение народов – это естественное и частое, а не редкое явление. Например, стены и башни Московского кремля, существующие и теперь, были возведены в конце XV века итальянскими архитекторами (Марк Фрязин, П. Солари, Алевиз Фрязин Миланец, Антон Фрязин). В начале XVI века итальянский архитектор Алевиз Фрязин возвел Архангельский собор (об этом см. «Кремль московский» в БСЭ

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По преданию, в обители при церкви Рождества Богородицы учился иконописи сам Андрей Рублев, достоверно известно, что в этом храме работал знаменитый иконописец Дионисий, здесь же подвизался будущий митрополит Московский Иона – ко многим великим людям была причастна церковь Рождества Богородицы. Между тем рядом с ней вырастала новая обитель. Просторный, обширный каменный Успенский храм был удобнее для богослужений, чем маленькая деревянная церковь Рождества Богородицы, и вскоре, в том же XV веке, он стал соборным храмом обители. История способствовала его возвеличиванию. В 1476 году, когда в Москву уже приехали итальянцы строить «Третий Рим», в купол соборного Успенского храма Симонова ударила молния. И сам Аристотель Фиораванти перестраивал его – по образцу своего Успенского собора в Кремле. Тогда же из кирпича, что производили на заводе Фиораванти в Калитниках, из того же самого кирпича, что шел на строительство кремлевского Успенского собора, соорудили первую в Москве кирпичную монастырскую ограду – вокруг Нового Симонова. Это объясняется и особой заботой московских государей о Симоновом монастыре – мощнейшей сторожи московских рубежей. Однако скромная Рождественская церковь, положившая начало величайшей московской обители, все еще стояла деревянной. И только в 1509–1510 годах итальянский зодчий Алевиз Фрязин, создатель Архангельского кремлевского собора, построил на месте деревянной каменную Рождественскую церковь, ту самую, которая сохранилась до наших дней. Имя архитектора соответствовало статусу церкви с ее историей и святынями. Алоизио Ламберти да Монтаньяна был любимым придворным зодчим Василия III. Алевизом Фрязиным он стал в Москве – фрязинами москвичи звали всех итальянцев. Будто бы не привыкнув к русским морозам, они все жаловались на своем языке: «Фре! Фре! – Холодно!». Этот Алевиз еще называется Новым в отличие от своего тезки-предшественника Алевиза Старого, который тоже строил в Кремле башни, мосты и дворцы. Алевиз Новый, приехавший по приглашению русских послов, и зарекомендовавший себя строительством знаменитого Бахчисарайского дворца для крымского хана, стал главным архитектором Москвы и строил исключительно по заказу великого князя. Он возвел 11 храмов. В их числе несохранившуюся Введенскую церковь на Лубянке для переселенцев из Новгорода и Пскова (будущий домовый храм князя Пожарского), церковь Варвары в Китай-городе для торговых людей и храм святого князя Владимира в Старых Садах при великокняжеской резиденции. Он также и автор знаменитого кремлевского рва, что остался в названии храма Покрова на Рву.

http://pravoslavie.ru/587.html

Один из венецианских мастеров, Антон Фрязин, поставил на Москве-реке стрельницу, а под нею вывел тайник; Марко Фрязин поставил стрельницу на углу, Беклемишевскую; Петр Антон Фрязин поставил две стрельницы, одну у Боровицких ворот, другую у Константиноеленинских, и построил часть стены от Свибловской стрельницы до Боровицких ворот и провел стену до Неглинной; в 1495 году великий князь велел сносить дворы и церкви за Москвою против города и заложил стену каменную не по старой стене, возле Неглинной; между стеною и дворами велено было оставить 109 сажен пустого пространства. В последний год жизни Иоанновой разобрали старый собор Архангельский и заложили новый, неизвестно, по плану какого архитектора. Мастера, выписанные было из Пскова для строения Успенского собора, не остались без дела и после приезда Аристотелева; они построили Троицкий собор в Сергиеве монастыре, соборные церкви в монастырях московских – Златоустовом и Сретенском, Благовещенский собор на дворе великокняжеском, церковь Ризположения на митрополичьем. В 1496 году поставлена была церковь Успения в Кириллове Белозерском монастыре, ставили пять месяцев, издержали 250 рублей; каменщиков и стенщиков было 20 мастеров, из них старший – Прохор Ростовский. Через семь лет после построения Успенского собора, в 1487 году, великий князь велел венецианскому архитектору Марку заложить большую палату на своем дворе, где стоял терем; в 1491 году она была готова – это была так называемая Грановитая палата, которая назначалась для торжественных приемов и собраний, а жил великий князь в старом деревянном дворце. Только в следующем, 1492 году он велел разобрать этот деревянный дворец и поставить каменный за Архангельским собором, а сам во время его постройки жил в доме князя Патрикеева; но в следующем же, 1493 году этот новый дворец сгорел, так что великий князь принужден был на некоторое время перебраться в домы простых людей к Яузе, к церкви Николы в Подкопаевом; наконец, в 1499 году он велел заложить дворец каменный, а под ним погреба и ледники на старом своем дворе у Благовещения и вести стену каменную от двора своего до Боровицкой стрельницы; строителем был мастер Алевиз из Медиолана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Ко времени правления Василия III Иоанновича относится активное каменное строительство в Москве, в первую очередь церковное, в т. ч. завершение начатого при Иоанне III формирования архитектурного ансамбля Московского Кремля. Одновременно с переездом Василия III Иоанновича в новый великокняжеский дворец в 1508 г. было закончено оформление Благовещенского собора – домовой церкви великокняжеской семьи: покрыт и позолочен верх, сделана внутренняя роспись (фрески выполнены Феодосием и Владимиром, сыновьями иконописца Дионисия), на иконы положены драгоценные оклады из золота, серебра и бисера. К 1508 г. итал. архитектор Алевиз Новый закончил строительство Архангельского собора – родовой усыпальницы моск. великокняжеской семьи (постройка начата в 1506) и воздвиг ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. В 1508 г. др. итал. мастер – Бон Фрязин построил храм-башню Иван Великий «под колоколы». 1514-й год был ознаменован заложением по велению Василия III Иоанновича более 10 каменных храмов в Москве, строительством которых занимался Алевиз Новый. После взятия Смоленска в 1514 г. великий князь дал обет основать монастырь, в 1524 г. началось строительство Новодевичьего в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря в Москве, завершенное в 1525 г. Итал. мастера принимали участие в возведении каменного собора Рождества Богородицы (1513) и столпообразной церкви-колокольни в Александровой слободе (10-е гг. XVI в.), ставшей загородной резиденцией Василия III Иоанновича Ряд каменных храмов в Москве был сооружен по повелению великого князя в 1527 г.: в честь Преображения на великокняжеском дворе, во имя св. вмч. Георгия у Фроловских ворот, во имя св. князей Бориса и Глеба на Арбате. Внешняя политика Внешняя политика Василия III Иоанновича развивалась в тех же основных направлениях, которые были выработаны при его отце. В отношениях с Великим княжеством Литовским главной целью оставалось возвращение русских, укр., белорусских земель с православным населением. На протяжении большей части правления Василия III Иоанновича продолжалась русско-литовская война, начавшаяся в кон. XV в. (войны 1493–1494 и 1500–1503, в ходе которых к России при Иоанне III были присоединены значительные территории). В начале княжения В. И.– в 1507–1508 гг. военные действия были не столь успешными, как в предшествующее правление, им предшествовала неудачная попытка Василия III Иоанновича занять освободившийся литовский престол. В ходе военных действий 1512–1522 гг. русского войска взяли Смоленск (присоединение его к России зафиксировано в русско-литовского соглашении 1522 г.), были сделаны неудачные попытки взять Полоцк, др. города.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Ок. 1498 г. (ГИМ) Ко времени правления В. И. относится активное каменное строительство в Москве, в первую очередь церковное, в т. ч. завершение начатого при Иоанне III формирования архитектурного ансамбля Московского Кремля. Одновременно с переездом В. И. в новый великокняжеский дворец в 1508 г. было закончено оформление Благовещенского собора - домовой церкви великокняжеской семьи: покрыт и позолочен верх, сделана внутренняя роспись (фрески выполнены Феодосием и Владимиром, сыновьями иконописца Дионисия ), на иконы положены драгоценные оклады из золота, серебра и бисера. К 1508 г. итал. архитектор Алевиз Новый закончил строительство Архангельского собора - родовой усыпальницы московской великокняжеской семьи (постройка начата в 1506) и воздвиг ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. В 1508 г. др. итал. мастер - Бон Фрязин - построил храм-башню Иван Великий «под колоколы». 1514-й год был ознаменован заложением по велению В. И. более 10 каменных храмов в Москве, строительством к-рых занимался Алевиз Новый. После взятия Смоленска в 1514 г. вел. князь дал обет основать мон-рь, в 1524 г. началось строительство Новодевичьего в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря в Москве, завершенное в 1525 г. Итал. мастера принимали участие в возведении каменного собора Рождества Богородицы (1513) и столпообразной церкви-колокольни в Александровой слободе (10-е гг. XVI в.), ставшей загородной резиденцией В. И. Ряд каменных храмов в Москве был сооружен по повелению вел. князя в 1527 г.: в честь Преображения на великокняжеском дворе, во имя св. вмч. Георгия у Фроловских ворот, во имя св. князей Бориса и Глеба на Арбате. Внешняя политика В. И. развивалась в тех же основных направлениях, к-рые были выработаны при его отце. В отношениях с Великим княжеством Литовским главной целью оставалось возвращение рус., укр., белорус. земель с правосл. населением. На протяжении большей части правления В. И. продолжалась русско-литов. война, начавшаяся в кон. XV в. (войны 1493-1494 и 1500-1503, в ходе к-рых к России при Иоанне III были присоединены значительные территории).

http://pravenc.ru/text/150787.html

Жалованная Смоленская грамота велит Наместникам отдавать всякое поличное истцам, искоренять ябедников и немедленно освобождать судимого, представляющего надежных порук; дозволяет мещанам без явки рубить лес около города; запрещает Боярам кабалить вольных людей и держать корчмы; определяет пошлину судную, мировую, брачную, стадную, убойную и показывает нам тогдашнюю многосложную, запутанную, мелочную систему казенных доходов, изобретенную в веки невежества. Важное и любопытное судное постановление сделано было Василием в Новегороде: узнав, что Наместники и Тиуны кривят душою в решении тяжб, он велел избрать там 48 Целовальников или Присяжных, с тем, чтобы сии люди, достойные общего уважения, по очереди судили все дела с Тиунами. Для чего не распространил он столь мудрого и благодетельного учреждения на все Государство? Может быть, другие Россияне еще не имели довольно гражданского ума и навыка: они молчали, а Новогородцы, воспоминая старину, жаловались и требовали. Самодержавие не мешало Государю дать лучшим гражданам участие в судном праве. – Летописцы хвалят еще Василия за утверждение тишины и безопасности в Новегороде: он учредил там пожарную и ночную стражу; велел, как и в Москве, замыкать ввечеру улицы рогатками и совершенно прекратил воровство. Лишенные способа жить кражею и злодействами, негодники ушли или обратились к трудолюбию, выучились ремеслам и сделались людьми полезными. При сем Великом Князе построены четыре важные крепости с каменными стенами: в Нижнем Новегороде, Туле, Коломне и Зарайске; первую строил Петр Фрязин: она еще цела. Коширу и Чернигов укрепили только валом и деревянными башнями. В Москве Фрязин Алевиз обложил Кремлевские рвы кирпичом и выкопал несколько прудов в предместиях. В Новегороде, опустошенном пожарами, чиновники Великокняжеские размерили улицы, площади, ряды на образец Московских. – Из храмов, созданных Василием, доныне существуют в Москве Кремлевская церковь Св. Николая Гостунского (на том месте, где была деревянная) и Девичий монастырь, основанный в знак благодарности ко Всевышнему за взятие Смоленска.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Фиоравенти с сыном своим Андреем, в 1479 г. окончил сооружение Московского Успенского собора, по образцу Владимирского, который признал Болонский зодчий произведением своих соотечественников. Этот храм высотою и шириною превосходя все тогдашние церкви, почитался чудом зодчества. Во время сооружения Успенского собора Веницейский мастер («не той, иже большую церковь «Пречистыя ставить», как замечает летопись) делал верх на Симонов, сраженный громом в 1477 г. Вместе с внешним возвышением иерархии умножились монастыри в Москве, обогащенные вкладами Государей, Бояр и Князей, которые нередко в них оканчивали дни свои под схимою. Заложением на новом месте каменной церкви Преображения Господня в 1491 году положено основание Новоспаскому монастырю, перенесенному туда, из Кремника, где, вместо Спаской обители, учрежден был при дворце собор Преображенский. В XV веке основаны и известны монастыри: Новинский домовый Митрополитом Фотием, Златоустовский Великим Князем Иваном Васильевичем, Ивановский на Кулишках, Покровский в садах 61 , Крестовоздвиженский на острове, Георгиевский, Спаский в Чигасах, Лыщиков и Саввы Освященного, бывший домовый Митрополитов Всероссийских. В некоторых из сих монастырей сооружены были каменные церкви; основатель Крестовоздвиженского монастыря Владимир Ховрин в 1450 г. поставил на своем дворе в Кремнике каменную домовую церковь , вместо прежней обветшавшей. В 1415 году упоминаются монастырь Иоанно-Предтечевский под бором за рекою, где Алевиз Фрязин соорудил каменную церковь при Вел. Князе Василии Ивановиче 62 Кроме церквей, в Москве появляются и другие каменные здание. В 1449 году Митрополит Иона построил у себя на дворе каменную палату с домовою церковью, о коей выше упомянули, Митрополит Зосима три каменные келлии с подклетами. В 1475 г. Митрополит Геронтий поставил там же каменную палату на четырех подклетах. Марко Фрязин в 1487 году был зодчим каменного дворца, первого в Северной России. В 1491 году Фрязины Петр, Антоний и Марко воздвигли в Кремле на площади большую каменную палату для Великого Князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

29 Петра митрополита в Петровском монастыре в 1505г. (Путеводитель архимандрита Иосифа). 30 .  Николы Льняного (Гостунского, кирпичная) построена в 1506г., – Собрание летописей VI, 245 fin.. У Снегирёва в Памятниках Московской древности стр. 115 col. 2. 31 . Рождества Богородицы на Старом Симонове в 1509г. (Путеводитель архимандрита Иосифа). Великий князь Василий Иванович повелел заложить и сделать церкви каменные и кирпичные: 32 . Введения Богородицы на Большом посаде за торгом, 33 . Св. Владимира в Садех (Старых у Ивановского монастыря), 34 . Благовещения Богородицы в Воронцове, 35 . Рождества Богородицы с приделом св. Лазаря на своём дворе, 36 . Св. Леонт ия Ростовского за Неглинной, 37 . Благовещения Богородицы на Ваганькове, 38 .  ↓ Алексея человека Бож ия в девичьем монастыре за Черторьею, см. фасад в L’art russe Строганова, лист XI. NB. На деревянное дело (Ныне существующая в Зачатейском монастыре позднейшая), 39 . Иоанна Крестителя усекновения главы, что зовётся под Бором, за рекой (Москвой), 40 . Петра чудотворца всея России, за Неглинной, 41 . Введения Богородицы на Сретенской улице. Мастер всех этих церквей был Алевиз Фрязин, – Собрание летописей VI, 254 fin., под 1514 годом. 42 . Св. Варвары (на Варварке) кирпичную поставил Василий Бобр с братией, – ibid. под тем же годом. 43 . Афанас ия Александрийского кирпичную у Фроловских ворот поставил Юрий Бобынин, – ibid. под тем же годом (принимается за Афанасия и Кирилла на Сивцовом вражке, Путеводитель архимандрита Иосифа). На Красной площади? Снегирёва Памятники Московской древности стр. 344 col. 2. 44 . У Всех святых настоящая церковь 1515г.? 45 . В Новодевичьем монастыре соборная церковь 1525(4)г., Никоновская летопись VI, 231. Нынешняя построена при Борисе Годунове, см. надпись в Русской Старине Снегирёва и Мартынова, тетрадь XV. В 1527г. Великий князь поставил три церкви: 46 . Преображения на своём дворе, 47 . Мученика Георг ия у Фроловских ворот, 48 . Бориса и Глеба на Арбате, – Никоновская летопись VI, 233.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 2016 г. завершена реставрация монастырской стены-ограды. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru В 1360 г., на берегу Москвы–реки, недалеко от Кремля по благословению великого светильника Церкви Русской, святителя Алексия, митрополита Московского, основан Зачатьевский (Алексеевский) женский монастырь. Первоначальницами этой первой на Москве девической обители стали родные сестры святителя – преподобные игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. Деревянный храм обители был освящен во имя прп. Алексия, человека Божия, почему и именовалась обитель Алексеевской. Монастырь имел общежительный устав, по примеру Лавры прп. Сергия Радонежского, славился строгостью жизни и добродетельностью насельниц и послужил образцом для устройства других женских обителей. В 1514 г. иждивением Великого Князя Василия Иоанновича, чаявшего рождения наследника, была построена первая каменная соборная церковь, с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Архитектором ее стал известный итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Во время Большого Московского пожара 1547 года монастырь полностью сгорел. Царем Иоанном Васильевичем Грозным даруются земли в урочище Чертолье на устройство новой обители, куда и переводится Алексеевский монастырь с большинством сестер и всем монастырским хозяйством. Часть сестер остается на прежнем месте, освященном трудами почитаемых основательниц, прпп. Иулиании и Евпраксии, и трудится в надежде на восстановление монастыря, образуя собой малую обитель, именуемую «Зачатейской». В народе монастырь прославился как место, где Божией благодатью подается помощь в чадородии. Посещали святую обитель и бездетные супруги царь Феодор Иоаннович и царица Ирина Годунова. В 1584 г. царь Феодор, получив благословение святителя Иова, по обету восстанавливает Зачатьевский монастырь. Был отстроен соборный комплекс, состоящий из храма Зачатия святой праведной Анны с приделами во имя небесных покровителей царственной четы - великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины, и церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Алексия, митр. Московского и шатровой колокольней. Господь послал благочестивому государю дочь Феодосию.

http://sobory.ru/article/?object=02269

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010