С уходом воинской части, его помещения опять были переданы в распоряжение губернского отдела социального обеспечения, там был размещен Дом социального обеспечения для несовершеннолетних детей. После ухода воинской части необходим был ремонт в помещениях. 31 марта 1922 г. Псковская губернская комиссия помощи голодающим по учету и изъятию церковных ценностей во исполнение декрета Всероссийского центрального исполнительного комитета в присутствии членов церковного совета произвела учет и изъятие ценностей в Иоанно-Предтеченском женском монастыре. До 7 апреля монастырь был обязан сдать в губернский финансовый отдел следующие ценности: А. Главная церковь Иоанна Предтечи. 1. Серебряная лампада у иконы святой Троицы. 2. Серебряная лампада у иконы Божьей Матери. 3. Восемь брошек на венчике образа Иоанна Предтечи с бриллиантами. 4. Серебряная лампада у иконы святого Николая. 5. Серебряная лампада у иконы святого Иоанна Предтечи на иконостасе. 6. Лампада у иконы Спасителя. 7. Лампада и иконы Божьей Матери. 8. Лампада и иконы Божьей Матери Смоленской на иконостасе. 9. Двадцать один венчик серебряный и одна риза от иконы. 10. Одна дарохранительница серебряная Серафимовского придела. 11. Чаша, звездица, дискос и четыре тарелочки серебряные. 12. Один напрестольный крест (среднего размера) употребляется для прихода. Б. Церковь Андрея Первозванного. 13. Лампада у иконы Пантелеймона. 14. Лампада серебряная у иконы Божьей Матери. 15. Лампада серебряная у иконы Успения. 16. Лампада у иконы Божьей Матери на иконостасе. 17. Лампада серебряная у иконы Божьей Матери, на самой же иконе золотой крестик с серебряной цепочке. 18. Лампада на иконе Спасителя. 19. Лампада на иконе Андрея Первозванного. 20. Лампада на иконе Харламия и Власия. 21. Евангелие в серебряной оправе. 22. Крест напрестольный серебряный с пятью рельефными накладными изображениями. 23. Два серебряных кадила. 24. Одна серебряная звездица. 25. Два дискоса серебряных. 26. Две чаши серебряные. 27. Одна серебряная лампада у иконы в алтаре " Введение во храм Пресвятой Богородицы " .

http://sobory.ru/article/?object=46874

Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери. «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются: Влахернская икона Божией Матери, Грузинская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона «Троеручица», икона «Скоропослушница», Казанская икона Божией Матери, Козелыцанская икона Божией Матери, Смоленская икона Божией Матери, Тихвинская икона Божией Матери, Ченстоховская икона Божией Матери. Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи. Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской. В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу. Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

Алексеев Игорь Евгеньевич , кандидат исторических наук (г. Казань). Иллюстрации: 1. «Обретение иконы».(178) 2. «Казанская» Казанская икона Божией Матери, пребывавшая до 1904 г. в КБМ (г. Казань) (фото конца XIX - начала XX вв.).(179) 3. «Московская» Казанская икона Божией Матери, пребывавшая до 1918 г. в Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери) г. Москвы (фото начала XX в.).(180) 4. «Санкт-Петербургская» («Петербургская») Казанская икона Божией Матери, пребывающая в Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери) г. Санкт-Петербурга (современное фото).(181) 5. Казанская икона Божией Матери, пребывающая в храме святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище г. Казани (современное фото).(182) 6. Казанская икона Божией Матери, пребывающая в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове (г. Москва) (современное фото).(183) 7. «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери, пребывающий в Крестовоздвиженском соборе КБМ (г. Казань) (современное фото).(184) Сноски: (1) Здесь и далее в тексте даты приводятся по календарю («стилю»), официально принятому в России на момент означенного события. - И.А. (2) См.: [Наумова А.С.] Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери, с кратким описанием С.-Петербургского Казанского собора. - Санкт-Петербург: Типография А. Траншеля, 1867. - (2), 58 с., 1 л. ил. (3) См.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии/Издание Санкт-Петербургского епархиального историко-статистического комитета. - Выпуск первый. - Санкт-Петербург: Печатня В. Головина, 1869. - II, (1), 160, 161, 77, (3) с. (4) II. Епархиальные соборы и церкви в Санктпетербурге//Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии/Издание Санкт-Петербургского епархиального историко-статистического комитета. - Выпуск первый. - С. 132 - 133. (5) См.: Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1904. - Часть вторая. - С. 264.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Елисеев (1821 - 1891), отстаивавший своё принципиальное убеждение в том, что «явленная икона Казанской Божией Матери находится не в Московском Казанском соборе, а в Казанском Девичьем монастыре в Казани»(7). По «единодушной рекомендации» И.А. Смирнова-Платонова и Д.И. Кастальского 28 ноября 1851 г. протоиерей А.И. Невоструев направил Г.З. Елисееву письмо, в котором изложил свои доводы в пользу явленности («оригинальности») «Московской» Казанской иконы Божией Матери. Причём, главный из них заключался в том, что в 1611 г. под г. Москву Казанским ополчением из г. Казани была принесена явленная чудотворная икона, а не её список, как это принято считать. Уже 15 января 1851 г. Г.З. Елисеев ответил А.И. Невоструеву, приведя в своём письме аргументы в пользу того, что явленной является именно «Казанская» Казанская икона Божией Матери. По предложению ректора КДА (впоследствии - епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, затем - епископа Смоленского и Дорогобужского) Иоанна (В.С. Соколова) (1818 - 1869),(8) раздел «Краткого исторического сказания о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой» о Казанской иконе Божией Матери, вместе с письмом Г.З. Елисеева А.И. Невоструеву, переработанные в статью «Казанская чудотворная икона Божией Матери», были - без подписи - опубликованы в 1858 г. в «Православном Собеседнике».(9) В дальнейшем аргументацию в пользу явленности «Казанской» Казанской иконы Божией Матери, без ссылок на А.И. Невоструева и Г.З. Елисеева, изложил в своём исследовании «Казанский Богородицкий девичь монастырь», изданном в г. Казани в 1879 г., профессор КДА священник Е.А. Малов (1835 - 1918).(10) Впоследствии письма А.И. Невоструева и Г.З. Елисеева, с обширными комментариями, воспроизвёл в своей статье «Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года)», опубликованной в 1904 г., историк И.М. Покровский (1865 - 1941).(11) Следует отметить при этом, что заметного развития данная дискуссия тогда не получила, хотя аргументация Г.З. Елисеева вряд ли может быть признана исчерпывающей. И.М. Покровский утверждал, что: «После ответа Григория Захаровича москвичи уже не поднимали учёного спора о подлинности и явленности Казанской иконы Божией Матери, хранящейся в Москве, и согласились, что явленная икона, теперь похищенная, хранилась тогда в Казани».(12) Признанием этого он считал, в частности, изданное в 1889 г. в г. Москве Д.И. Кастальским, бывшим в то время протоиереем Казанского собора (собора Казанской иконы Божией Матери) г. Москвы, «Сказание о чудотворной Казанской иконе Божией Матери» (переиздано в 1892 г.)(13), где тот, по словам И.М. Покровского, «называет Казанскую икону первообразом Московской»(14). Вместе с тем, И.М. Покровский ничего не писал о том, как отреагировали на аргументы Г.З. Елисеева А.И. Невоструев и И.А. Смирнов-Платонов.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

От принесения чудотворной иконы Грузинской Божией Матери Красногорский монастырь приобретает известность и значение для православной России. В царствование Алексея Михайловича благоговейно чтимая икона (Грузинской) Божией Матери была отправляема в Сибирь, на великую реку Лену, и внутренние города России: Устюг, Вологду, Тотьму, Ярославль. Переяславль-Залесский и Москву. В Москве пребывание в 1654 году ознаменовалось следующим образом: Московский серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов имел больного сына. He видя пользы от врачей, он возложил (свое упование на милость Божию и в ней искал верной помощи. Узнавши о прибытии из Красногорского монастыря в Москву чудотворной иконы Божией Матери, он на первой неделе великого поста посылает ученика своего к иеромонаху Макарию, при иконе находившемуся, в дом Богдана Семенова Щепоткина, с просьбой внести тот чудотворный образ к нему в дом и отправить молебен. И не тщетна была его надежда: по вере и силе молитвы пред св. иконой больной выздоровел. В благодарность за милость ему явленную исцелением сына, Гавриил Евдокимов положил обет – снять точный лик (копию) чудотворного образа (Грузинской) Божией Матери, который тогда же и был им исполнен. Этот список с чудотворной иконы (Грузинской) Божией Матери Красногорского монастыря был поставлен в храме, что на Неглине у мельниц. В Москве находится он и по настоящее время, – в церкви св. Троицы близ Варварских ворот и также подает исцеления прибегающим к нему с верою 12 . Святыня Красногорского монастыря, приятный вид и здоровый климат влекли сюда посетителей богомольцев. Значительное стечение народа бывает здесь на храмовые праздники и другие торжественные дни: в субботу пятой недели великого поста, – день храма Похвалы Божией Матери, 22-го июня по случаю чудесного спасения обители от пожара, 23 июня храмовой праздник чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, когда бывает крестный ход в часовню на святой ручей за 5-ть верст от монастыря; 6-го июля 13 по древнему обычаю, в честь Божией Матери чудотворной иконы ее Грузинской с крестным ходом вокруг монастырской ограды; 22 августа в память принесения ее в монастырь; 6 сентября – чуда Архистратига Михаила (придельный храм); в среду второй недели великого поста, при отправлении в Архангельск чудотворной иконы Божией Матери Владимирской, и в среду пятой недели, при возвращении из Архангельска иконы Божией Матери Грузинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

(39) См.: Романский Н.А., свящ. Где находится подлинная чудотворная явленная икона Казанской Богоматери//Московские Церковные Ведомости. - 1904. - 50. - С. 585 - 589.; - 51 - 52. - С. 598 - 602.; - 1905. - 4. - С. 41 - 46.; - 5. - С. 51 - 53. (40) См.: Покровский И. Печальная годовщина со дня похищения чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Казани (Ответ на статью Московского свящ. Н. Романского: «Где находилась подлинная/явленная/Казанская икона Божией Матери до злополучной ночи на 29 июня 1904 года»)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Октябрь. - С. (327) - 339.; - Ноябрь. - С. (478) - 489.; - Декабрь. - С. (620) - 643. (41) Покровский И. Печальная годовщина со дня похищения чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Казани (Ответ на статью Московского свящ. Н. Романского: «Где находилась подлинная/явленная/Казанская икона Божией Матери до злополучной ночи на 29 июня 1904 года»)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Октябрь. - С. 328. (42) Судебный процесс по делу о похищении иконы Казанской Божией Матери. Речь защитника Захарова прис. пов. К.В. Лаврского. Заключительная речь председателя суда С.В. Дьяченко. Приговор суда//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Июль - Август. - С. 221 - 222.; Казанский Богородицкий Девичь Монастырь. История и современное его состояние./Священника Евфимия Малова./Судебный процесс по делу о похищении в Казани явленной Чудотворной Иконы Казанской Божией Матери. Полный стенографический отчёт с приложением всех судебных речей. - Репр. изд. - Казань: Издательство Сергея Бузукина, 2012. - С. 221 - 222. (43) Так в оригинале. - И.А. (44) Судебный процесс по делу о похищении иконы Казанской Божией Матери. Речь защитника Захарова прис. пов. К.В. Лаврского. Заключительная речь председателя суда С.В. Дьяченко. Приговор суда//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Июль - Август. - С. 222. (45) Базарянинов. По поводу святотатственной покражи явленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери. (Публичное чтение в Тамбов. вагон. мастерских 12 декаб. 1904 г.)//Тамбовские Епархиальные Ведомости. - 1905. - 5 (29 января). - С. 229 - 238.; - 6 (5 февраля). - С. 269 - 279.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Тем не менее, подобную риторическую аргументацию использовал в своей заключительной речи на судебном процессе по делу о похищении из КБМ Казанской иконы Божией Матери и председатель суда С.В. Дьяченко. «Не так давно ещё, - говорил он, в частности, - Москва и Петербург оспаривали у Казани первенство их икон Казанской Божией Матери перед иконой г. Казани. Каждая из столиц называла свою святую икону первообразом и явленной в Казани иконой. [...] Спор этот из-за первенства св[ятой] иконы представляется общеизвестным, таким же общеизвестным для всех казанцев фактом представляется и то, что путём строгих научных и исторических исследований известный публицист и духовный учёный бакалавр Казанской духовной академии Григорий Захарович Елисеев, бесспорно доказал, что находившаяся доныне в Казанском Богородицком монастыре икона Казанской Божией Матери представляется несомненно первообразом явленной иконы. Это положение всецело было подтверждено и исследователем Завьяловым. Но такой чисто научный способ доказательности первообраза, конечно, для вас как судей не должен иметь решающего значения. Я думаю, что каждый, кто видал изображение иконы Казанской Божией Матери здесь, в Казани, в Москве и в Петербурге, тот сам лучше всего разрешит этот вопрос. Икона Казанской Богоматери, как это вы и сами знаете и о чём свидетельствовала на суде монахиня Варвара, по своим размерам равнялась 5 и 6 вершкам. Московская же икона, находящаяся в Москве, равняется 5 3/8 и 6 1/4 вершков, а Петербургская, находящаяся в Казанском соборе, почти вдвое больше, она заключает в себе меры 13 1/2 вершков в длину и 12 в. в ширину. Живопись Казанской иконы, как показали здесь свидетельницы монахини, древне-греческого письма, совершенно тёмная, тогда как петербургская икона живописная, кисти 18 столетия, совершенно сохранившая художественность изображения и яркость красок».(161) Так или иначе, похищение в 1904 г. «Казанской» Казанской иконы Божией Матери и в 1918 г. «Московской» Казанской иконы Божией Матери(162) сделало этот спор практически неразрешимым. Считается, что наиболее близким утраченной «Московской» Казанской иконе Божией Матери списком является почитаемый ныне в г. Москве образ, пребывающий в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.(163) При этом Н.Н. Чугреева называет явленной именно её.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Храм иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " (Тосно) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Тосненский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (ранее – храм Казанской иконы Божией Матери) на городском кладбище уникален тем, что построен в годы страшных гонений на Церковь. Содержание История [ править править код ] Тосненский Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (ранее – храм Казанской иконы Божией Матери) на городском кладбище уникален тем, что построен в годы страшных гонений на Церковь. Удивляет тот факт, что проповедь слова Божия в этих стенах никогда не прекращалась. Тогда в СССР Дома Божии безжалостно разрушались, перестраивались и подвергались разграблению. Возведение новых храмов было под неофициальным запретом, ведь государственной религией был атеизм. Считается, что новый храм в Тосно — вероятно в числе немногих в нашей стране, построенный на новом фундаменте в советское время. Здесь обрели пристанище святые иконы и утварь из поруганных безбожными властями храмов и монастырей. В середине XIX века на этом месте была построена деревянная кладбищенская часовня, которая верующими жителями поселка Тосно в 1936 году была переоборудована под храм после закрытия каменной церкви Казанской иконы Божией Матери. В 1962 году каменное здание бывшего храма было перестроено под районный Дом культуры. Перед началом Великой Отечественной войны деревянный храм Казанской иконы Божией Матери закрыли. Но во время войны, в 1942-1943 годах богослужения здесь возобновились при настоятеле иеромонахе Афиногене. После войны церковная жизнь в Тосно стала возрождаться, в 1947 году возобновились богослужения в храме-часовне. Победа над фашизмом воодушевила сердца верующих, ведь отечество одолело врага благодаря Милосердию Божию, заступничеству Пресвятой Богородицы и святых угодников. Количество прихожан росло, помещения церкви стало не хватать, и было принято решение построить новый храм. В июле 1952 года при настоятеле протоиерее Владимире Демичеве по проекту ленинградского епархиального архитектора В.П. Засорина началось строительство новой деревянной церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Одновременно И.М. Покровский утверждал, что: «Живопись Явленной Казанской иконы Божией Матери, хранившейся в Казани, никогда не реставрировалась и, как святыня, сохранялась под слюдой».(157) Помимо этого, И.М. Покровский в качестве одного из аргументов в пользу явленности «Казанской» Казанской иконы Божией Матери ссылался на наличие у неё ризы XVI в., особо подчёркивая, что «драгоценная похищенная риза - дар Грозного и сына его Феодора Иоанновича - всегда хранилась вместе с иконой».(158) «Одно то, - утверждал он, - что риза на Московской иконе в 1754 г. была серебряная и после французского грабежа в 1812 году, вновь сделана такая же, а на Казанской, ныне похищенной, всегда была золотая, может говорить за то, что в Казани хранилась именно явленная икона, украшенная царём Иоанном Грозным и его сыном Феодором Иоанновичем. От похищенной иконы в монастыре сохранилась другая, также золотая и драгоценная риза - праздничная, но, как новая, она не так ценилась, как древняя, царский дар».(159) Однако, несмотря на всё это, необходимо признать, что спор на сей счёт между И.М. Покровским и священником Н.А. Романским носил по большей части умозрительный характер, так как, прежде всего, им не с чем было сравнивать, ибо отсутствует точное (детальное) описание явленной Казанской иконы Божией Матери, сделанное до известных событий «Смутного времени». Описания XIX в. (тем более, весьма приблизительные) в данном случае особого значения не имеют. Это же относится и к ризам. Тем более, что весьма странно, никто из оппонентов А.И. Невоструева и священника Н.А. Романского не задавался вопросом о том, куда делся отравленный в «Смутное время» из г. Ярославля в г. Казань «украшенный» список с «Московской» Казанской иконы Божией Матери. Кроме того, даже после сделанных священником Н.А. Романским замечаний И.М. Покровский не нашёл возможности детально изучить «Московскую» Казанскую икону Божией Матери. «К сожалению, - писал он, - мы и теперь лишены возможности лично, на месте, в Москве сравнить письмо Московской иконы с похищенной Казанской, а свящ[енник] Романский, между тем заявляет, что точных снимков с Московской иконы до сего времени нет [...]. Естественно, что после реставрации московский список с явленной Казанской иконы может оказаться более неточной копией, чем был раньше; поэтому описание нынешней Московской иконы и сравнение её с похищенной (по фотографиям) едва ли что прибавить к тому, что уже нами сказано для выяснения вопроса [...]».(160)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Костромские святыни – Феодоровская икона Божией Матери в Успенском соборе и Нерукотворенный образ Христа Спасителя в Спасо-Запрудненском храме Источник Религиозно-нравственное чтение от Феодоровско-Сергиевского братства 14 ноября 1910 года в зале городской думы. I Общее мощное заступление и попечение Ходатаицы за верующих Божией Матери, преимущественно же чрез святые иконы Ее. Особенная ценность для города Костромы Феодоровской иконы Богоматери – в ряду чудотворных Ее икон. Чудесное явление этой иконы костромскому князю Василию Ярославичу. Принесение явленной иконы в город Кострому. Признание этой иконы жителями Городца за свою чудотворную икону так называемую Одигитрию. Время явления этой иконы костромскому князю Василию. Построение в честь ее деревянного храма и каменного Успенского соборного храма с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Первоначальный вид и последовавшие обновления и украшения чудотворной иконы. Празднества в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Призывание этой иконы в частные дома города и крестные ходы с ней. Хождение с этой же иконой в городе Галиче и других городах. Чудеса и исцеления от чудотворной Феодоровской иконы По непреложному верованию Церкви Христовой всех времен, Пресвятая Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, по успении Своем удостоена вознесения на небо, и святая Церковь чтит и прославляет Ее превыше херувимов и серафимов и всех святых, угодивших Богу в Ветхом и Новом Завете. Божия Матерь выну предстоит престолу Всевышнего, являясь постоянно Молитвенницей и Ходатаицей за верующих пред Сыном и Богом, и чудно и благотворно обнаруживается на земле мощное заступление Богоматери пред милосердием Сына и Господа Бога. В древних летописях Православной Церкви и в писаниях достоверных мужей позднейших времен, в святых обителях и многочисленных храмах, воздвигнутых в честь и славу Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, сколько имеется знаков великой Ее благости и могущества, сколько разнообразных чудесных доказательств Матерней любви Ее к роду человеческому! Известны непосредственные явления Божией Матери, например в константинопольском Влахернском храме в 910 году, когда Она осенила Своим покровом весь мир, также явления Ее отдельным лицам, как то – преподобному Роману так называемому Сладкопевцу, преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим. Но более всего Пресвятая Богородица проявляет Свое невидимое присутствие среди верующих и оказывает заступление и попечение о благосостоянии их и всего христианского царства чрез изображения Ее или святые иконы, и никаких икон других угодников Божиих не прославлено столько чудотворениями, сколько прославлено икон Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010