Наконец, писатель книги Притчей пророчески возносится мыслью к предизображению нового домостроительства Божия, имеющего открыться в проповеди Спасителя мира, в спасении мира и человека и в создании Новозаветной Церкви. Это предизображение находится в первых стихах 9ой главы кн. Притчей: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое...» и пр. (9:1—6). Этот величественный образ равен по силе пророчествам о Спасителе ветхозаветных пророков. Так как домостроительство спасения совершено Сыном Божиим, то свв. Отцы Церкви, а за ними вообще православные толкователи книги относят имя премудрости Божией, по существу принадлежащей Святой Троице в совокупности, ко Второму Лицу Святой Троицы Сыну Божию, как Исполнителю Совета Святой Троицы. По аналогии с этим местом, и те образы книги Притчей, какие указаны были выше, относящиеся к премудрости в Боге (из гл. 8), истолковываются в приложении к Сыну Божию. Когда ветхозаветные писатели, которым не открыта вполне тайна Пресвятой Троицы, выражаются: «вся премудростью сотворил еси,» то для новозаветного верующего, для христианина, под именем «Слова» и под именем «Премудрости» открывается Второе Лицо, Сын Божий. Сын Божий, как Ипостась Святой Троицы, вмещает в Себе все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Но, как явивший эти свойства миру в его творении и в его спасении, Он бывает именуем Ипостасной Премудростью Божией. С таким же основанием Сын Божий может быть именуем и Ипостасной 1 Кор. 1:24). Следует еще остановить внимание на 7 главе книги Прем. Соломоновой. Здесь о премудрости, даруемой человеку от Бога, говорится, что в ней действует — «Она есть дух разумный, святой, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный... человеколюбивый, беспечальный, всесильный, всевидящий... , сияние бо есть света присносущного...» (Прем. Сол. 7:22—30). В этих словах для христианина открываются – уже приоткрывшаяся ветхозаветному благочестивому писателю – истина о Духе Святом, о благой Его силе, разливаемой Им во всем мире, и о благодати Его, даруемой Им и просвещающей верующего человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3671...

Каждая энергия Божия, будучи неотделима от сущности Божией, содержит в себе всего Бога: Ни нетварная благость, ни вечная слава, ни жизнь и тому подобное не являются сверхсущностной сущностью Бога, ибо Бог как Причина превосходит их. Жизнью же мы Его именуем, Благом и тому подобным лишь по обнаруживающим энергиям и силам Его сверхсущности Но так как Бог присутствует всецело в каждой из боголепных энергий, по каждой из них мы именуем Его   . То, что является или умопостигается или становится причастным, не есть часть Бога но каким-то образом Он весь и проявляется и не [проявляется], и уразумевается и не уразумевается, и бывает приобщим и остается неприобщим   . Согласно Паламе, «каждая [божественная] сила или каждая энергия есть Сам Бог (εκστη δναμνς ενργεια αυτς εστν ο Θες)»   . Β этом смысле энергия Божия, будучи связующим звеном между Богом и тварным миром, не является «посредником» между тварным и не–тварным, между человеческим и божественным: это не какая-то промежуточная природа, отличная от божественного и человеческого   . Все энергии Божий нетварны и божественны, все они являются Самим Богом, Самим Божеством в Его проявлении вовне: «Как бы их ни называли — благодатью, божественной жизнью, светом, озарением, — энергии или божественные действия принадлежат самому существованию Божиему; они представляют Его существование для нас. Значит, не только оправданно, но и необходимо употреблять по отношению к ним собственные определения Божества: они суть θες и θετης»   . Последние два термина употребляются Паламой в качестве синонимов: оба обозначают божественную энергию. Как отмечает протопресвитер Иоанн Мейендорф, существует consensus восточных Отцов, утверждающих, что термин θες этимологически обозначает божественную энергию, а не сущность: каково бы ни было словопроизводство этого термина (от θειν, от αθειν, от θεασθαι и т. д.), всегда за основу берется какое-либо из действий Божиих в тварном мире   . То же относится и к термину θετης, употребление которого применительно к энергии Божией санкционировано Константинопольским Собором 1341 года, в своей 5–й анафеме против Варлаама провозгласившим:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Вопрос: Что значит Действие Божие, или как в Греческом подлиннике сказано – «энергия» Божия? Ответ: Действие, или силы деятельности Божией, означает благодатное проявление свойств Божиих, ощутимо для умно-чувственной и словесной твари. Сущность Божия не может быть восприемлема тварью, ниже именуема ею, но свойства Божии по действию Божию могут быть благодатно ощутимы тварью. Так, например, человек по действию Благодати Божией может опытно ощутить, что Бог есть Любовь , что Он есть мир, что Он есть радование, что Он есть Премудрость, наконец, что Он есть Свет, и что Он есть Истина. Все эти действия Божии, большей частью лишь в тайне сердца ощутимые, а иногда ощутимы и органами чувств, как, например, на Фаворе – видение Апостолами Света, и слышание ими Гласа; или слышание Гласа Отча при входе Господнем в Иерусалим; или видение Света и слышание Павлом: «Аз есмь Иисус...» – все эти ощутимые действия Божии суть Сам Бог. Сам Бог – суть все Евангельские Истины и все Истины Святого Писания; Сам Бог есть на основании сего церковного определения и имя Иисус, и Имя Божие, Которые суть Истины Богооткровенные, и проклят тот, кто думает иначе. Вопрос: Писано ли у кого из святых Отцов, что Имя Божие есть Сам Бог? Ответ: Писано у многих. Так, например, св. Симеон Новый Богослов ясно говорит о том, что хотя мы называем Бога именами, которыми также и человеков называем, как, например, отцами и сынами, и Иисусами, но, когда эти слова глаголются о людях, то они суть просты и безжизненны, когда же этими именами мы именуем Бога, или истинного Иисуса Христа, тогда и имена эти суть сам Бог Сый и Живый: «Слова человеческие текучи и пусты, слово же Божие (т. е. слова, коими мы именуем Бога и Иисуса Христа) Живое и Действенное. Равным образом, и истина Божия (т. е. истина о Боге, выражаемая именами Божиими) есть паче ума и слова человеческого. Бог непреложный, сый и живый» 269 . О непреложности сей веры во Имя Божие и во имя Иисус наипаче явствует из Богослужебных молитв и песнопений и из Псалтири, ибо Церковь безразлично обращается то к Самому Богу, то к Имени Его, не отделяя Бога от Имени Его.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

С. 293-296); Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 437; Перевощиковы Н. М. и М. М. Справочный иллюстр. путев. по г. Казани. Каз., 1903. С. 59-60; Нилус С. А. Грозное знамение Казанской Божией Матери//Моск. вед. 1904. 191, 13 июля. С. 2; Покровский И. М. Явленная чудотв. Казанская икона Божией Матери: (По поводу святотатственного похищения ее из Казанскаго жен. мон-ря 29 июня 1904 г.)//ПС. 1904. Ч. 2. С. 254-285; он же. Печальная годовщина со дня похищения явленной чудотв. Казанской иконы Божией Матери в Казани. Каз., 1905; Романский Н. А., свящ. Где находится подлинная чудотв. явленная икона Казанской Богоматери//Моск. ЦВед. 1904. 50. С. 585-589; 51/52. С. 598-602; 1905. 4. С. 41-46; 5. С. 51-53; Судебный процесс по делу о похищении в Казани явленной чудотв. иконы Казанской Божией Матери: Полн. стеногр. отчет с прил. всех судебных речей. Каз., 1904; Дмитриевский А. А. В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22 окт.? К., 1905; Сказание о явленной Казанской иконе Божией Матери, бывших от нее чудесах, установлении повсеместнаго празднования ей в России с 1649 г. и о чтимых списках с нее, прославившихся чудотворениями. М., 1907; Феодор (Поздеевский), архим. Казанская икона Божией Матери//Странник. 1907. Т. 2. 7/8. С. 7-18; Никольский А. В., прот. Где в 1812 г., в нашествие неприятелей на Москву, имела пребывание находящаяся в Моск. Казанском соборе чудотв. икона Казанской Божией Матери и о нек-рых проявлениях чудодейственной силы Божией от сей св. иконы в это время. [М., 1909]; он же. О празднествах в Моск. Казанском соборе в 17 и 18 ст. в честь Казанской иконы Богоматери и о крестных ходах в названный собор в это время. М., 1911; Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 424-432; Мерзлюкин А. С. История Казанской иконы Пресв. Богородицы. П., 1969; Киселев А. А., прот. Чудотворные иконы Божией Матери в рус. истории. Н.-Й., 1976. С. 47-51. М., 1992п. С. 53-60; Андреев Н. Е. К вопросу о судьбе иконы Казанской Богоматери//ЗРАГ. 1984. Т. 17. С. 261-276; Швец В., прот.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Великое дарующий нам Дух Всесвятой/на апостолов сошел, как Божественный,/как Благой, как исполняющий все,/как обоживающий, как освящающий,/как все творящий, владычественный и самовластный. На престоле Отеческом воссев, Христе Спаситель,/Ты ниспослал по обещанию Своему/ученикам Твоим Утешителя, как Бога пришедшего;/посылаешь же Его, не противящегося Тебе,/как всех Создателя, от Отца исходящего. Слава: Возвещать языками будущее/научил пророков в древности Дух Всесвятой;/языками же премудрых апостолов/говорит Он о великих делах Божиих/ныне в шуме дуновения бурного/Существом Своим пребывая. И ныне, Богородичен: Вратами Невещественного Света/мы именуем Тебя, Богоматерь:/ими к нам вошел Христос,/прекрасным в блеске Божества явившись,/в одеяние плоти облеченный – невидимый по Божеству,/но ныне в нашем естестве видимый. Песнь 5 Ирмос: Ты, Бог мира и Отец милосердия,/послал нам Вестника великого Твоего замысла,/дарующего мир./Потому, приведенные к свету Богопознания,/после ночи рассвет встречая,/славословим Тебя, Человеколюбец. О Дух премудрости и страха Божия,/истины, совета и разума!/Мир подающий, вселись в нас,/чтобы мы, освятившись Твоим вселением,/после ночи рассвет встречая,/славословили Тебя, Человеколюбец. Все удерживающий и истинный всех Господь,/сохраняющий творение от распада!/Подай нам освящение и просвещение,/чтобы мы, насытившись подаваемым Тобою светом,/после ночи рассвет встречая,/славословили Тебя, Человеколюбец. Слава: В древности Закон начертавший Моисею/Нового Завета веления/и Закон Благодати излагает ясно,/в сердцах апостолов их написав,/пришедший Божественный Утешитель, как Человеколюбец. И ныне, Богородичен: Проклятие Евы, всех матери,/Ты родами Своими упразднила, Дева,/явив миру благословение – Христа./Потому мы радостно устами и разумом/исповедуя Тебя истинной Богородицей,/блаженной именуем. Песнь 6 Ирмос: Из утробы Иону, как младенца, изверг морской зверь/ таким же, как и принял;/а Слово, вселившись в Деву и плоть приняв,/прошло через Нее, сохранив Её нетленной;/ведь как Сам Он не подвергся обычному зачатию,/ так и Родившую соблюл невредимой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Наконец, мы называем Марию Царицей Небесной. Для православного сознания это вполне естественно, а для слуха неверующих звучит по меньшей мере странно. Царь Небесный – это понятно. Царь царей и Господь господствующих ( Откр. 19:16 ) – так о Нем говорится в Священном Писании. А какая может быть Царица Небесная? Кто Ее поставил на царство? Каким образом Она стала Царицей? Откуда вообще пошло, что на небе существует Царица? Обратимся вновь к 44-му псалму: Предста Царица одесную Тебе . Наше сознание видит Царицей Марию, несмотря на то что в большинстве экклезиологических святоотеческих толкований утверждается, что речь в данном случае идет о Церкви, что Царица одесную Царя – это Церковь Божия. Например, таким образом толкует 44й псалом Василий Великий . Иными словами, с исторической точки зрения Богородичное толкование этого псалма достаточно позднее. Ранние христианские отцы не толкуют этот текст в Богородичном значении. Здесь также налицо динамическое развитие этого представления. Известна икона «Венчание Богородицы», на которой изображены Отец Небесный, Христос, голубь, символизирующий Дух Святой, Божия Матерь и корона. То есть вся Святая Троица венчает Марию на Царство. Изначально православная иконография такого сюжета не знала, но в XVIII–XIX веках, когда мы «прорубили окно в Европу», многое пришло к нам с Запада, в том числе и этот образ. И в наших храмах, расписанных в XVIII–XIX столетиях, есть такие изображения, не основанные непосредственно на библейских текстах. Но «Царице моя Преблагая» мы поем, «Царицей Небесной» Ее именуем. Мать царя всегда называлась царицей. И мы именуем Марию Царицей на том же основании, как и называя Ее Богородицей. У Предвечного Бога матери нет. Но Мария родила нам Бога. Она нам Его дала. Так же дело обстоит и с Царством. На небе – один Царь, и Своей царской властью Бог ни с кем не делится. Монотеизм – это абсолютная монархия. Бог Один правит миром и не имеет соправителей. И Мария, естественно, не «соцарствует» Христу. Мы же, именуя Деву Марию Царицей, ублажаем Ее не потому, что так нам заповедано свыше, но потому, что этого требует наше благочестие. Церковь свидетельствует о неоднократных видениях, в которых Мария являлась в царском благолепии, в виде Небесной Царицы.

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

5. Господи Боже наш, мир даждь нам. Господи Боже наш, стяжи ны, Господи, разве Тебе иного не вемы, имя Твое именуем. Господи Боже наш, даруй нам мир; Господи Боже наш, усвой нас Себе; Господи, иного кроме Тебя мы не знаем: Твое имя именуем. П. 6. Яко воды морския, Человеколюбче, волнами житейскими обуреваюся; темже яко Иона, тако вопию Ти: возведи от тли живот мой, благоутробне Господи! Как морские воды, я обуреваюсь волнами житейскими, Человеколюбче; посему, как Иона, взываю к Тебе так: изведи жизнь мою из тления, милосердый Господи! П. 7. Халдейская пещь огнем распаляемая, орошашеся духом, Божиим предстоянием; отроцы пояху: благословен еси, Боже отец наших. Халдейская печь, пламеневшая огнем, была орошаема Духом, – Божиим присутствием; отроки воспевали: благословен Ты, Боже отцов наших! П. 8. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй морю предел песок, и содержай вся, Тя поет солнце, Тя славит луна, Тебе приносит песнь вся тварь, яко Содетелю всех во веки. Покрывающий водами вышния (горние селения) Свои, полагающий пределом морю песок, и все сохраняющий! Тебя воспевает солнце, Тебя славит луна, Тебе приносит песнь вся тварь, как Создателю всего, во веки ( Псал. 103:3 ). Припев: Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию. – Прославляй, душа моя, родившуюся от бесплодной (матери) Деву Марию. П. 9. Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем. Чуждо для матерей девство, и несвойственно (невозможно) для дев деторождение; на Тебе же, Богородительница, совершилось то и другое: посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя. Стихира на хвалитех: «Сей день Господень» (см. л. 115). Прокимен на литургии. Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Боге, Спасе Моем. Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем ( Лк. 1:46–47 ). Ап. Фил. 2:5–11 . Ев. Лк. 10:38–42, 11:27–28 . Вм. – «Достойно есть» – Ирмос 9 п. 2-го канона: «Чужде матерем».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Опровергается в «Апологии...» и мнение о том, что имя Божие, не будучи сущностью Божией, не имеет Божественного достоинства. Во всех энергиях Божиих, в т. ч. и в божественных именах, присутствует, по мнению Булатовича, неименуемая сущность Божия, а потому они могут быть названы «Богом»: «Имяборцы приходят к заключению, что, следовательно, и Имя Божие отнюдь не имеет Божественного достоинства, ибо не есть самая сущность Божества, забывая то, что Божественным достоинством обладает не только сущность Сущего, но и Свойства и действия Сущего. Но мы признаем Божественное достоинство Имени Божия, ибо, именуя Бога по откровенным нам свойствам Его, мы хотя не именуем Самой сущности Сущего, но имеем эту сущность Сущего неотделимо в именуемых свойствах Божиих» (Там же. С. 23). Булатович также опровергает мнение, что, коль скоро все имена Божии произносятся на человеческом языке, они имеют человеческое, а не божественное происхождение. Как только человеческое имя или понятие будет употреблено применительно к Богу, оно становится носителем Божественного присутствия, утверждает он: «Те имена, коими мы именуем Бога, хотя и берем мы их из понятий и слов человеческих, но когда мы относим их к Богу, то они и суть непреложно - Бог Сый и Живый... Имя Божие не только есть свет, но производит в нас действие света, то есть не только бездушно именует Бога светом, но низводит с собою и Самого Бога в души наши, и, следовательно есть Сам Бог, будучи словесным действием Божества и обладая Божественными свойствами» (Там же. С. 25). Приведенные тексты не содержат достаточных оснований для обвинения иеросхим. Антония в пантеизме и отождествлении Бога с именем Божиим. Имяславская формула «Имя Божие есть Сам Бог» понимается им лишь в смысле присутствия Бога в священном имени Божием. Автор «Апологии...» убежден в том, что учение о Божестве имени Божия основано на Евангелии, где вера в Самого Господа отождествляется с верой во имя Его. Кроме того, это учение, по мнению автора, есть «один из главных устоев Церкви», а потому «посягательство на умаление имени Божия есть посягательство на Церковь» (Там же.

http://pravenc.ru/text/389527.html

Григорий, «получает наименование от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни» 941 . В конечном итоге выходит, что имена Божии выражают человеческие действия, коими обозначаются действия Божии в нашей жизни. Или, говоря кратко: имена Божии означают действия Божии. Поэтому св. Григорий Нисский учит, что мы именуем Бога различными именами на основании благочестивых представлений... «Именуем Его так и иначе, означая наименованиями или силу, или владычество, или благость, или бытие не от причины, или вечное существование» 942 . Указывая на слова пророка Давида: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив 943 , как на доказательство появления означенных имен Божиих после происхождения человека и после познания им на себе милосердных действий Господа, св. отец говорит: «Никто не скажет, что они (т.е. указанные имена) означают что-либо иное, кроме действия» 944 . Сообразно с этим, имея в виду самое общеизвестное и общеупотребительное имя Божие – «Бог», св. Григорий Нисский на основании св. Писания свидетельствует, что оно означает зрительную деятельность Божию. Высказывая мысль, что имена Божии означают не естество, а действия Божии, он говорит: «Думаю предложить вам это место Писания, где змий объясняется с Евой, показывая ей, что имя: Божество имеет значение зрительной деятельности. Ибо, советуя коснуться запрещенного, объявляет им такую пользу сего непослушания: отверзутся очи ваши, и будете яко бози ( Быт. 3:5 ). Смотри, и змий свидетельствует, что словом: Божество означается зрительная деятельность. Ибо не иначе. можно что-либо видеть, как с отверстыми очами» 945 . Таким образом св. Григорий производит имя: Бог ( Θες) от глагола смотреть ( Θεομαι). «Именуя Его Богом, – говорит он, – называем так, имея в мысли, что Он назирает и призирает и провидит тайное» 946 . Правда, св. Григорий Богослов указывает и другие значения в словопроизводстве имени Божиего – «Бог». «Имя Θες, – говорит он, – искусные в корнесловии, производят от θειν (бежать) или ιθειν (жечь), по причине приснодвижимости и силы истреблять худое (почему Бог именуется и огнем истребляющим ( Втор. 4:24 )» 947 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Очевидно, после похищения в 1904 г. из КБМ Казанской иконы Божией Матери предпринимались попытки исследовать поновлявшуюся в XVII - XVIII вв. «Московскую» Казанскую икону Божией Матери с целью установления более точного времени её написания. Сохранилась фотография последней без оклада, сделанная около 1905 г. для неизданного тома научного труда историка византийского и древнерусского искусства Н.П. Кондакова (1844 - 1925) «Лицевой иконописный подлинник. Иконография Богоматери». При этом, как отмечает Н.Н. Чугреева: «Видимо, в нач[але] XX в., в связи с утратой в 1904 г. явленной Казанской иконы, делались попытки расчистки и исследования М[осковской] К[азанской] и[коны] (верхний плотный белильный слой в нижней части лика Богоматери удалён, что видно на фотографии)».(166) Однако сведений о каких-либо конкретных результатах данных исследований не обнаружено. Очевидно при этом, что даже при установлении более раннего времени написания «Московской» Казанской иконы Божией Матери доказать подобным образом её явленность («подлинность», «оригинальность») не представлялось бы возможным. «Петербургская икона Божией Матери Казанская ... значительно древнее, чем предполагают ...» Из трёх образов Казанской иконы Божией Матери, рассматриваемых в качестве основных «претендентов» на явленность («подлинность», «оригинальность»), у «Санкт-Петербургской» («Петербургской») Казанской иконы Божией Матери, как полагало большинство исследователей в начале XX в., вообще нет никаких шансов быть признанной «первообразом». Если принять за истину утверждение, что «Московская» Казанская икона Божией Матери была не явленным образом, а списком с него (тогда как явленный образ - «Казанская» Казанская икона Божией Матери - пребывала в КБМ), то и «Санкт-Петербургская» («Петербургская») Казанская икона Божией Матери, перенесённая из г. Москвы в г. Санкт-Петербург, никак не могла быть таковым. Причём, и многие из тех, кто считал «Московскую» Казанскую икону Божией Матери явленным («подлинным», «оригинальным») образом, также отрицали, что в столицу Российской Империи была перенесена именно она.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010