21 мая/3 июня. Празднование Владимирской иконы Божией Матери. Служил литургию в храме Владимирской иконы Божией Матери на Никольской, у ворот Китай – города. 25 мая/7 июня. Служил вечерню и всенощную в Троицком соборе Троице – Сергиевой лавры. 26 мая/8 июня. День Святой Троицы. Служил литургию в Троицком соборе Троице – Сергиевой лавры. 27 мая/9 июня. День Святого Духа. Служил литургию в храме Сошествия Святого Духа Троице – Сергиевой лавры. 29 мая/11 июня. Служил литургию в храме иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Хамовниках (ныне храм называется по главному престолу – Святителя Николая Чудотворца). 2/15 июня. Служил литургию в храме Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке. 8/21 июня. Служил всенощную в храме Воскресения Христова в Кадашах. 9/22 июня. Служил литургию в храме Воскресения Христова в Кадашах. 11/24 июня. День памяти апостола Варнавы . Служил всенощную и молебен в храме апостола Варнавы Варнавинского общества трезвости. 15/28 июня. Служил литургию в храме Троицы в селе Троицком – Голенищеве на реке Сетуни. 16/29 июня. Служил литургию в храме Николая Чудотворца на Самотёке («Никола Драчи»). 17/30 июня. Служил молебен с акафистом и водосвятием в часовне Боголюбской иконы Божией Матери у Варварских ворот. 20 июня/3 июля. Служил молебен в часовне Боголюбской иконы Божией Матери у Варварских ворот. 23 июня/6 июля. Празднование Владимирской иконы Божией Матери. Возглавил крестный ход из Казанского собора на Красной площади в Сретенский монастырь и служил литургию в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского монастыря. 26 июня/9 июля. Празднование Тихвинской иконы Божией Матери. Служил литургию в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Лужниках. 29 июня/12 июля. День памяти апостолов Петра и Павла. Служил литургию в храме Христа Спасителя. При выходе из храма на патриарха было совершено покушение, и он был ранен. 4/17 июля. Служил вечерню и всенощную в Троицком соборе Троице – Сергиевой лавры. 5/18 июля. День памяти преподобного Сергия Радонежского. Служил литургию в Троицком соборе Троице – Сергиевой лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Преподобный Иоанн Дамаскин слезно моляшеся Тебе пред честною иконою Твоею,/Ты же молитву его скоро услышала еси/и усеченней руце его исцеление даровала еси. Преподобный Иоанн Дамаскин/слезно молился Тебе пред священною иконою Твоею;/Ты же молитву его скоро услышала/и отсечённой руке его исцеление даровала. Слава: Радости Ходатаице,/мольбы раб Твоих приими, вся противных врагов советы разжени/и стадо Твое невредимо сохрани и от всех скорбей спаси. Слава: Радости Подательница, мольбы рабов Твоих прими,/все враждебные замыслы противников расстрой/и стадо Твое невредимым сохрани/и от всех скорбей спаси. И ныне: Избавляемы прегрешений Твоими святыми молитвами, Благословенная Богородице,/благоразумно Тя вси ублажаем. И ныне: Избавляясь от согрешений/Твоими святыми молитвами,/Благословенная Богородица,/мы все Тебя благоговейно блаженной именуем. Песнь 6 Ирмос: Вечер, и утро, и полудне/хвалим Тя, Господи Боже наш,/услыши глас наш. Ирмос: Вечером, и утром, и в полдень/мы хвалим Тебя, Господи Боже наш;/услышь голос наш! Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Блажим Тя и славим, Богородице Дево,/ибо Ты, о Благодатная, благодатию Твоею всегда нас осеняеши,/покрывающи, и заступающи, и от лукавых врагов избавляющи. Блаженной именуем Тебя и славим,/Богородица Дева,/ибо Ты, о Благодатная, благодатию Твоею всегда нас осеняешь,/покрывая, и защищая,/и от коварных врагов избавляя. Ездяй на Херувимех и Певаемый от Серафим/из Твоих ложесн явися, и все человечество спасено бысть,/сего ради славим Тя, яко Заступницу нашу Непостыдную. Носимый Херувимами и/Воспеваемый устами Серафимов/из Твоих недр явился,/и спасено было все человечество;/потому мы славим Тебя,/как Заступницу нашу надежную. Слава: Грядите, людие, на поклонение Божией Матери,/благодать бо света Ея и нам возсия и научи пети:/сподоби нас, о Благодатная, Вышняго причастия. Слава: Идите, люди, на поклонение Божией Матери,/ибо благодать света Ее и нам воссияла и научила петь:/“Сподоби нас, о Благодатная, небесного причастия!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-pre...

Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX веков. СПб., 2000. Икона Древней Руси XI-XIV веков. Альбом/Сост. Н. И. Бердник, научн. консульт. Т.В. Вилинбахова. СПб., 1993. Икона. Секреты ремесла. Сборник/Сост. А. С. Кравченко, А. П. Уткин. М., 1993. Иконописный сборник. Вып. 1. СПб., 1907. Иконопись Палеха. Из собрания Государственного музея палехского искусства/Авт-сост. Л.П. Князева, Н. П. Кузенина, О.Я. Колесова. М., 1994. Иконостас. Происхождение – развитие – символика. М., 2000. Иконы Владимира и Суздаля//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2008. Иконы Вологды XIV–XVI веков. М., 2007. Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV – начала XX века. Каталог выставки. М., 2004. Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2008. Иконы Москвы XIV-XVI вв.//ЦМиАР. Каталог собрания. Серия Иконы. Вып. II/Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. Отв. ред. Г.В. Попов. М., 2007. Иконы Мурома//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2004. Иконы Пскова//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2006. Иконы Ростова Великого//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2006. Иконы Русского Севера. Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье. Статьи и материалы/Ред.-сост. Э. С. Смирнова . М., 2005. Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. Т. 1, 2. М., 2007. Иконы Рыбинского музея. М., 2005. Иконы строгановских вотчин XVIXVII веков. По материалам реставрационных работ ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря/Каталог-альбом. М., 2003. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV–XVI вв.//ЦМиАР. Каталог собрания. Серия Иконы. Вып. I/Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2000. Иконы Углича XIV–XX веков/Сост. А. Н. Горстка. М., 2006. Иконы Ярославля XII–XVI веков//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2002. Иконы Ярославля XVII–XVIII вв. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля. Т. 1–2. М., 2009. Иконы XIII–XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева//Древнерусская живопись в музеях России. М., 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Основания для почитания Ее находим в священном Писании. Какой имеет смысл почитание Ее, по заповеди ее церкви? Мы именуем Ее, – Богородицей, ублажаем или прославляем Ее, обращаемся к Ней с молитвами, в надежде, при Ее ходатайстве за нас пред Богом, получить просимое. 1) Богородицей мы именуем Ее, потому что Она родила Бога, так как Господь Иисус Христос есть и Бог, и Человек. Она родила Его по человечеству, но родившийся от Нее Человек был и истинный Бог. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил», пророчествовал о Нем пророк Исаия ( Ис.7:14 ), а слово Еммануил, по изъяснению св. Матфея, значит: с нами Бог ( Мф.1:23 ). Поэтому-то, в св. Писании Пресвятая Дева именуется Матерью Господа, что равносильно наименованию Богородицы. Св. Елизавета, родственница св. Марии, не сама по себе, а исполнившись Св. Духа, встречает Ее словами: благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» ( Лк.1:41–43 ); затем многократно Она называется Матерью Господа, – напр., у Мф.2:13, 14, 20 , Лк.2:7 ; Лк.2:33, 34 ; Лк.2:43, 48 ; Ин.2:3, 5, 19 , Ин.2:25–26 и др. Как Матерь Господа И. Христа, истинного Царя неба и земли, Она и Сама называется Царицей Небесной, как называл Ее в пророчестве царь и пророк Давид: «предста Царица одесную Тебе (Господа), в ризах позлащенных и приукрашенных» ( Пс.44:10 ). 2) Итак, она ближе всех к своему Сыну и Богу, Она одесную Его. По глубокой вере в свое величие, как Матери Господа, прежде чем исполнилось то, о чем благовествовал ей св. архангел Гавриил, она пророчествует: «отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный» ( Лк.1:48–49 ). Какой еще заповеди об ублажении Пресвятой Девы будем искать в св. Писании, читая эти слова Евангелия: «отныне будут ублажать Меня все роды». И мы видим примеры ублажения Ее, как Матери Господа, в св. Евангелии: «радуйся, Благодатная Господь с Тобою; благословенна Ты между женами ( Лк.1:28 ), ублажает ее св, архангел; «благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего» ( Лк.1:41 ), – ублажает св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Наконец, писатель книги Притчей пророчески возносится мыслью к предизображению новозаветного домостроительства Божия , имеющего открыться в проповеди Спасителя мира, в спасении мира и человека и в создании Новозаветной Церкви. Это предизображение находится в первых стихах 9-й главы кн. Притчей: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое…» и пр. (9:1-6). Этот величественный образ равен по силе пророчествам о Спасителе ветхозаветных пророков. Так как домостроительство спасения совершено Сыном Божиим, то свв. Отцы Церкви, а за ними вообще православные толкователи книги, относят имя премудрости Божией, по существу принадлежащей Святой Троице в совокупности, ко Второму Лицу Святой Троицы Сыну Божию, как Исполнителю Совета Святой Троицы. По аналогии с этим местом, и те образы книги Притчей, какие указаны были выше, относящиеся к премудрости в Боге (из гл. 8), истолковываются в приложении к Сыну Божию. Когда ветхозаветные писатели, которым не открыта была вполне тайна Пресвятой Троицы, выражаются: «вся премудростью сотворил еси», то для новозаветного верующего, для христианина, под именем «Слова» и под именем «Премудрости» открывается Второе Лицо, Сын Божий. Сын Божий, как Ипостась Святой Троицы, вмещает в Себе все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Но, как явивший эти свойства миру в его творении и в его спасении, Он бывает именуем Ипостасной Премудростью Божией. С таким же основанием Сын Божий может быть именуем и Ипостасной Любовью (преп. Симеон Новый Богослов), и Ипостасным Светом ( «ходите во свете, пока Свет с вами»), и Ипостасной Жизнью («жизнь бо Ипостасию родила еси» — канон Благовещенью песнь 8-я) и Ипостасной Силой Божией («проповедуем… Христа, Божию силу…» — 1 Кор. 1:24). Следует еще остановить внимание на 7 главе книги Прем. Соломоновой. Здесь о премудрости, даруемой человеку от Бога, говорится, что в ней действует — «Она есть дух разумный, святой, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный… человеколюбивый, беспечальный, всесильный, всевидящий…, сияние бо есть света присносущного…» (Прем. Сол. 7:22-30). В этих словах для христианина открываются — уже приоткрывшаяся ветхозаветному благочестивому писателю — истина о Духе Святом, о благой Его силе, разливаемой Им во всем мире, и о благодати Его, даруемой Им и просвещающей верующего человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Истры, которая обтекает его с сев. и зап. сторон. Основан в 1656 г. патриархом Никоном, который, часто проезжая в сооруженный им Иверский монастырь Новгородской губ., пленился красотою местности, что подало ему повод воздвигнуть здесь монастырь, который бы представил точное подобие Иерусалимского храма и в нем Гроба Господня. В приделе Иоанна Предтечи главного храма, под Голгофою, погребен патриарх Никон, скончавшийся в 1681 г. около Ярославля на возвратном пути из ссылки и погребенный здесь 28 августа того же года. Над гробницею стоит келейный образ Божией Матери, сопутствовавший всюду Никону; тут же висят его вериги, в коих весу 14 фунт. В монастыре находятся частицы св. мощей угодников Божиих и в числе их правая кисть руки с 4 перстами св. мученицы Татианы. В 150 саж. от монастыря лежит принадлежащий ему Никонов скит, основанный патр. Никоном еще до построения монастыря и представляющий каменный столп в 4 этажа с церквами Богоявления и Верховных апостолов. Архим. Леонид, “Ист. опис. ставроп. Воскр., Нов. Иерусал. именуем. м-ря, с портретом патр. Никона 1650 г.», помещено в “Чтен. И. Общ. ист.», 1874 г., кн. 3 и 4, 1875 г., кн. 1, 2 и 3; “Краткое ист. опис. ставроп. Воскресен., Новый Иерусалим именуемого м-ря», Москва, 1862 г., изд. 2-ое; Дмитревский, “Путеш. в Новый Иерусалим, или краткое ист., хронолог. и топограф. опис. Воскресен., Новый Иерусал. именуемого монаст.», Москва, 1808 г.; “Краткое истор. опис. ставропиг. Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря», заимствованное из “Ист. Росс. Иерар.», из начертания жизни и деяний Св. патр. Никона и из некоторых рукописей, хранящихся в библиотеке монастыря», Моск., 1852 г.; А. Л. М., “Месяцеслов Воскр. Нов. Иерус. именуем. м-ря для посетителей и богомольц.», М., 1870 г.; А. Л., “Опис. собор. храма Воскр. Хр. по Иерусал. образцу в В. Н. Иерус. м-ре», М., 1870 г.; “Ист. Росс. Иер.», II, 306; Ратшин, 214; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 112; “Опис. монаст.», 1817 г., 28; “Свед. о существ. в Росс. лавр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Песнь 5 Ирмос: Законом заповедей Твоих, Единый Человеколюбец,/просвети сердце мое, Господи, молю,/и помилуй меня. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Твоя всесвященная икона Троеручица/ясно свидетельствует всем,/что Ты крепость наша и сила;/потому мы прославляем/материнское Твое к нам милосердие. Преподобный Иоанн Дамаскин/слезно молился Тебе пред священною иконою Твоею;/Ты же молитву его скоро услышала/и отсечённой руке его исцеление даровала. Слава: Радости Подательница, мольбы рабов Твоих прими,/все враждебные замыслы противников расстрой/и стадо Твое невредимым сохрани/и от всех скорбей спаси. И ныне: Избавляясь от согрешений/Твоими святыми молитвами,/Благословенная Богородица,/мы все Тебя благоговейно блаженной именуем. Песнь 6 Ирмос: Вечером, и утром, и в полдень/мы хвалим Тебя, Господи Боже наш;/услышь голос наш! Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Блаженной именуем Тебя и славим,/Богородица Дева,/ибо Ты, о Благодатная, благодатию Твоею всегда нас осеняешь,/покрывая, и защищая,/и от коварных врагов избавляя. Носимый Херувимами и/Воспеваемый устами Серафимов/из Твоих недр явился,/и спасено было все человечество;/потому мы славим Тебя,/как Заступницу нашу надежную. Слава: Идите, люди, на поклонение Божией Матери,/ибо благодать света Ее и нам воссияла и научила петь:/«Сподоби нас, о Благодатная, небесного причастия!» И ныне: Ангелам Ты радость, Богородица,/и всем людям воистину веселие;/спаси души всех, воспевающих Тебя, Чистая! Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне: Кондак, глас 3 Дева в сей день благоволение к нам являет,/гора же Афон благодарение Ей приносит,/Ангелы и иноки славословят,/Троеручица из Сербии чудесно путешествует:/ибо ради нас Она пришла/и вселилась во святую обитель Хиландарскую. Икос: Воистину пречудное явление:/преславная икона Твоя Троеручица,/которую первосвятитель сербский Савва/из святой Лавры Саввы Освященного со благоговением, словно драгоценный дар,/в страну Сербскую принес,/на неразумном осле из Сербии на Афон приносится чудесно/и к святой обители Хиландарской прибывает./Иноки же обители сей, приняв ее с радостию, как дар Небесный,/поставили ее во алтаре соборной церкви обители,/ибо уразумели в том событии/явное Твое к ним благоволение./Потому они с радостию и любовию поклонялись всесвященной иконе Твоей,/целуя ее и Тебе воспевая:/«Радуйся, святую икону Твою залогом милости нам даровавшая,/всем верным скорая Помощница!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Имя Божие - человеческое примышление, тварное само по себе, но если произносится в молитве с православной верой членом Церкви, то на имени Божием почитает нетварная божественная благодать. В противном случае - это пустой звук. Имя Божие не есть благодать, как не есть благодать икона. Но как на иконе, так и на имени Божием может почивать благодать. Михаил, Пятигорск 04 мая 2017г. 20:43 Ничего общего паламизм (православие) не имеет с имябожием. Имябожие - это неоплатонизм, язычество. Богословие имени тоже, что и богословие иконы. Имя Божие - человеческое примышление, тварное само по себе, но если произносится в молитве с православной верой членом Церкви, то на имени Божием почитает нетварная божественная благодать. В противном случае - это пустой звук. Имя Божие не есть благодать, как не есть благодать икона. Но как на иконе, так и на имени Божием может почивать благодать. Алэксандрос 05 мая 2017г. 21:37 Совершенно верно. То до какого абсурда может дойти эта ересь видно из слов Флоренского «Христианство есть проповедь Имени Иисуса Христа и Евангелия, призыв исповедать Имя Христа. А мы подменяем это исповедание Имени исповеданием Самого Иисуса Христа» (У водоразделов мысли. Приложение 1. Об имени Божием). ++Любопытно, что представление о Божественных именах как энергиях Божества присутствовало в древнерусском богословии++ Это всего лишь не очень удачное формулирование православного тезиса " Бог именуем только по Его энергии " . Алэксандрос 05 мая 2017г. 21:38 Совершенно верно. То до какого абсурда может дойти эта ересь видно из слов Флоренского «Христианство есть проповедь Имени Иисуса Христа и Евангелия, призыв исповедать Имя Христа. А мы подменяем это исповедание Имени исповеданием Самого Иисуса Христа» (У водоразделов мысли. Приложение 1. Об имени Божием). ++Любопытно, что представление о Божественных именах как энергиях Божества присутствовало в древнерусском богословии++ Это всего лишь не очень удачное формулирование православного тезиса " Бог именуем только по Его энергии " .

http://bogoslov.ru/article/5333988

Каждая энергия Божия, будучи неотделима от сущности Божией, содержит в себе всего Бога: Ни нетварная благость, ни вечная слава, ни жизнь и тому подобное не являются сверхсущностной сущностью Бога, ибо Бог как Причина превосходит их. Жизнью же мы Его именуем, Благом и тому подобным лишь по обнаруживающим энергиям и силам Его сверхсущности Но так как Бог присутствует всецело в каждой из боголепных энергий, по каждой из них мы именуем Его   . То, что является или умопостигается или становится причастным, не есть часть Бога но какимто образом Он весь и проявляется и не [проявляется], и уразумевается и не уразумевается, и бывает приобщим и остается неприобщим   . Согласно Паламе, «каждая [божественная] сила или каждая энергия есть Сам Бог (εκστη δναμνς ενργεια αυτς εστν ο Θες)»   . Β этом смысле энергия Божия, будучи связующим звеном между Богом и тварным миром, не является «посредником» между тварным и не–тварным, между человеческим и божественным: это не какаято промежуточная природа, отличная от божественного и человеческого   . Все энергии Божий нетварны и божественны, все они являются Самим Богом, Самим Божеством в Его проявлении вовне: «Как бы их ни называли — благодатью, божественной жизнью, светом, озарением, — энергии или божественные действия принадлежат самому существованию Божиему; они представляют Его существование для нас. Значит, не только оправданно, но и необходимо употреблять по отношению к ним собственные определения Божества: они суть θες и θετης»   . Последние два термина употребляются Паламой в качестве синонимов: оба обозначают божественную энергию. Как отмечает протопресвитер Иоанн Мейендорф, существует consensus восточных Отцов, утверждающих, что термин θες этимологически обозначает божественную энергию, а не сущность: каково бы ни было словопроизводство этого термина (от θειν, от αθειν, от θεασθαι и т. д.), всегда за основу берется какоелибо из действий Божиих в тварном мире   . То же относится и к термину θετης, употребление которого применительно к энергии Божией санкционировано Константинопольским Собором 1341 года, в своей 5–й анафеме против Варлаама провозгласившим:

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Каждая энергия Божия, будучи неотделима от сущности Божией, содержит в себе всего Бога: «Ни нетварная благость, ни вечная слава, ни жизнь и тому подобное не являются сверхсущностной сущностью Бога, ибо Бог как Причина превосходит их. Жизнью же мы Его именуем, Благом и тому подобным лишь по обнаруживающим энергиям и силам Его сверхсущности... Но так как Бог присутствует всецело в каждой из боголепных энергий, по каждой из них мы именуем Его». «...То, что является или умопостигается, или становится причастным, не есть часть Бога... но каким-то образом Он весь и проявляется и не (проявляется), и уразумевается и не уразумевается, и бывает приобщим и остается неприобщим». Согласно Паламе, «каждая (Божественная) сила или каждая энергия есть Сам Бог». В этом смысле энергия Божия, будучи связующим звеном между Богом и тварным миром, не является «посредником» между тварным и нетварным, между человеческим и Божественным: это не какая-то промежуточная природа, отличная от Божественного и человеческого. Все энергии Божии нетварны и Божественны, все они являются Самим Богом, Самим Божеством в Его проявлении вовне: «Как бы их ни называли – благодатью, божественной жизнью, светом, озарением, – энергии, или Божественные действия, принадлежат самому существованию Божиему; они представляют Его существование для нас. Значит, не только оправданно, но и необходимо употреблять по отношению к ним собственные определения Божества: они суть Бог (Θεος) и Божество (Θεοτης)». Последние два термина употребляются Паламой в качестве синонимов: оба обозначают Божественную энергию. Как отмечает протопресвитер Иоанн Мейендорф , существует консенсус восточных отцов, утверждающих, что термин «Бог» этимологически обозначает Божественную энергию, а не сущность. То же относится и к термину «Божество», употребление которого применительно к энергии Божией санкционировано Константинопольским Собором 1341 года, в 5-й анафеме против Варлаама провозгласившим: «...Мудрствующим и говорящим, что имя Божества относится только к Божественной сущности, и не исповедующим, согласно с богодухновенным богословием святых и благочестивым мудрствованием Церкви, что оно прилагается и к Божественной энергии, и таким образом всеми способами, настаивающим на едином Божестве Отца, Сына и Святого Духа, хотя бы кто из божественных тайноводцев назвал Божеством либо сущность Их, либо энергию, и этому нас учащим, анафема трижды».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010