то Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:34-35).   183. КТО БЫЛА ДЕВА МАРИЯ? Пресвятая Дева Мария происходила из племени Авраама и Давида, из рода которых надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию. Она была обручена Иосифу, из того же племени, чтобы он был Её хранителем, т. к. Она была посвящена Богу с обетом пребывать всегда Девой. 184. ПОЧЕМУ МЫ ИМЕНУЕМ ПРИСНОДЕВОЙ? Пресвятая Мария действительно всегда пребывала и пребывает Девой — прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя и поэтому Она называется Приснодевой. 185. ПОЧЕМУ МЫ ИМЕНУЕМ ДЕВУ МАРИЮ БОГОРОДИЦЕЙ? Православная Церковь почтила Пресвятую Деву Марию ещё одним великим именованием — Богородицы . 186. ЭТО НАИМЕНОВАНИЕ ВЗЯТО ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ, из следующих слов пророка Исаии:   «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14) (Еммануил в переводе с древнееврейского языка означает с нами Бог ). Праведная Елисавета также называет Пресвятую Деву Матерью Господа . А это именование равнозначно именованию Богородицы. «И откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1:43).   187. ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА НАРЕЧЕНА БОГОДИЦЕЙ, несмотря на то, что Господь Иисус Христос родился от Неё не по Божеству Своему, которое вечно, а по человечеству. Она достойно наречена Богородицей, потому что родившийся от Неё был в самом зачатии и рождении от Неё, как есть и всегда, истинный Бог . 188. КАКОВО ДОСТОИНСТВО ДЕВЫ МАРИИ? Будучи Матерью Господа, Пресвятая Дева Мария превосходит благодатью и приближением к Богу, а, следовательно, и достоинством всякое сотворённое существо, и потому Православная Церковь чтит Её превыше Херувимов и Серафимов. 189. О РОЖДЕНИИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ОТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ следует заметить и то, что поскольку рождение это было святым и чуждым греха, то оно было и безболезненным: потому что в числе наказаний за грех определил Бог Еве «в болезни... рождать детей»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Об отличии и неотделимости энергий от существа Божия св. Григорий Палама пишет: «Ни нетварная благодать, ни вечная слава, ни жизнь и тому подобное не будут непосредственно сверхсущей сущностью Бога. И над всем этим Бог возвышается как Причина. Жизнью мы Его именуем, благом и тому подобным лишь по обнаруживающим энергиям и силам Его сверхсущности, коль скоро по Василию Великому удостоверением всякой сущности выступает свойственная ее природе энергия, возводящая ум к той природе. Все святые Отцы вместе свидетельствуют, что для несотворенной Троицы невозможно найти имя, являющее Ее природу, но все Ее имена суть именования Ее энергий. Ибо даже «Божество» выражает энергию… Самое имя «сущность» есть обозначение одной из упоминавшихся сил в Боге. …Беседуя с Моисеем, Бог сказал не «Аз есмь сущность», а «Аз есмь Сый», не от сущности ведь Сущий, а от Сущего сущность: Сущий объял в Себе все бытие. … И подобные истины ничуть не мешают чтить Единого Бога и единое Божество, как не мешают чтить солнце и его свет единым, если мы назовем «солнцем» и его луч ». 46 Таким образом, хотя Бог, как сверхименная и неприобщаемая сущность, «на бесконечные бесконечности» (по выражению св. Максима Исповедника ) превознесен над Своими энергиями, это не препятствует равно именовать и сущность и энергии Божии Богом. В противном случае мы не могли бы истинно именовать Бога никоим образом и никаким именем, но всякая такая попытка без сомнения была бы ложной. Удивительно, что над этим неизбежным выводом не задумываются имяборцы, которые часто ссылаются на неименуемость существа Божия в подтверждение мысли, что Имя Божие и все Его энергии не суть Бог. Вернее, их совершенно не заботит, что говоря: «Бог Любы есть», – Апостол, по их мысли, называет Бога тем, что Богом вовсе не является; не заботит, что говоря в молитве: «Господи Иисусе Христе», «Троице Пресвятая», «Отче и Сыне и Святый Душе», «Царю Небесный» и т. п., – мы, по их мнению, обращаемся вовсе не к Богу, поскольку именуем, разумеется, не Его неименуемое существо, которое одно только по их мысли является Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/ne-nam...

Разделы портала «Азбука веры» Крещение – это Таинство пакибытия , как говорит Церковь , или, по-русски, нового рождения . Сам Господь, посылая учеников, говорит: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» ( Мф. 28:19 ). Крещение, как и физическое рождение, возможно лишь раз. «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Ефес.4:5 ); «верую… во едино Крещение во оставление грехов» (никео-константинопольский Символ веры – 381 год). «Одно рождение с небес. Одно есть от плоти, а другое от Духа, одно есть от смертности, а другое от вечности, одно есть от мужа и жены, а другое от Бога и Церкви. Но и то, и другое есть единожды» (бл. Августин). Древняя Церковь не знала слова Крещение . Это славянское слово, и оно производится от крест . Крещение – дословно мистерия, таинство Креста Христова. Новый Завет знает другое слово – баптизо , что означает погружение, омовение . И когда перед святыми отцами стояла задача наименовать баптизо , чтобы выделить основные идеи богословия этого Таинства, в писаниях отцов Церкви Крещение было названо Просвещением . «Просвещение есть лучший и величественнейший из даров Божиих. …Мы именуем баптизо даром, благодатию, крещением, помазанием, просвещением, одеждою нетления, банею пакибытия, печатию, всем, что для нас всечестно. Именуем даром, как подаваемое тем, которые ничего не привносят от себя; благодатию, как подаваемое тем, которые еще и должны; крещением (греч. – погружением), потому что в воде спогребается грех; помазанием, как нечто священническое и царское, потому что помазывались цари и священники; просвещением как светлость; одеждою как прикровение стыда; банею как омовение; печатию как сохранение и знамение господства. О сем даре сорадуются небеса; его славословят Ангелы, по сродству светлости; он есть образ Небесного блаженства; его желаем и мы воспеть, но не можем…» (св. Григорий Богослов ). «Крещение – искупление тленных, прощение долгов, смерть греха, пакибытие души, светлая одежда, неприкосновенная печать, колесница на небо, предуготовление Царствия, дарование сыноположения (св. Василий Великий ).

http://azbyka.ru/kreshhenie-eto-vozmozhn...

Когда мы хотим наименовать страсти общим именем, именуем их миром, когда же намереваемся распределить их по частным их названиям, тогда именуем их страстями. Где страсть перестанет действовать там мир умер. 1046 Основываясь на этих понятиях о мире, преподаваемых Священным Писанием и Святыми Отцами, Епископ Игнатий определяет настроение греховности, чуждое заботы о конечном и вечном, как миролюбие. 1047 Миролюбие и служение Богу и любовь к нему не уживаются. Друг мира соделывается непременно, может быть, незаметно для себя, злейшим врагом Бога и своего спасения. Миролюбие вкрадывается в душу человека, как тать, пользуясь мраком ночи – нерадением и невниманием себе. История человечества подтверждает, что миролюбие способно совершать величайшие беззакония, величайшие злодеяния. 1048 Миролюбие и исполнение Христова Закона несовместимы, миролюбие извращает духовную деятельность человека, ибо зараженное пристрастием к миру сердце не может исполнить чистой и святой воли Христовой с подобающей святостью и чистотой. Исполняя волю свою вместо воли Христовой, и упорствуя показывать, что творим волю Христову, мы впадаем в лицемерие. Миролюбие искажает все добрые намерения человека и все дела его направляет к целям земным, лишая их истинно-нравственного смысла. 1049 Настроение миролюбия сложное, а значение его в духовно-нравственной жизни человека огромное; заполнение миролюбием духовной жизни нашей есть величайшее нравственное бедствие: главными страстями греховного человека являются сребролюбие, славолюбие и сластолюбие, а из этих трех главных страстей составляется миролюбие. 1050 Таково греховное состояние человеческого сердца. Поколебленное при первичном падении, постоянно потрясаемое различными страстями, заполняемое миролюбием, оно само по себе поддерживает лжеименность разума, влияя на нашу мысль, 1051 увлекая волю насилием преобладающего в душе греха. 1052 Но как и во всех подобных случаях, подробно, анализируя духовное состояние человека, Преосвященный Игнатий старается возбудить в себе и ближних желание душевного спасения, выяснить его первостепенную важность и из покаянного самопознания придти к спасительному Богопознанию, привлекающему к человеку возрождающую благодать Божию, Анализируя греховное сердце и яркими красками изображая губительное миролюбие, Владыка Игнатий убеждает читателей и учеников своих быть внимательными к сердцу своему, в изучении состояний которого открывается нам глубина падения не только собственного, но и всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Как слово, выражающее мысль, пребывает в мысли, и мысль, выражаемая словом, пребывает в слове, так взаимно пребывает и Отец в Сыне, и Сын во Отце: «Глаголы, яже Аз глаголю, о Себе не глаголю. Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела. Веруйте Мне, яко Аз во Отце и Отец во Мне есть» ( Ин. 14:10 ). Все приведённые слова Спасителя нашего ясно свидетельствуют исповедуемую нами истину, что всякое Его слово, а, следовательно, и всякое Богооткровенное Имя Божие есть словесное действие Божества, в коих пребывают: Отец мыслью. Сын словом и Дух Святой жизнью. Неименуемая сущность Божия именуется наименованием энергий Божиих Но вот имяборцы, находя у св. Григория Богослова и у св. Иоанна Дамаскина слова, что сущность Божия неименуема, исходя отсюда, приходят к заключению, что, следовательно, и Имя Божие отнюдь не имеет Божественного достоинства, ибо не есть самая сущность Божества, забывая то, что Божественным достоинством обладает не только сущность Сущего, но и свойства и действия Сущего. Но мы признаём Божественное достоинство Имени Божия, ибо, именуя Бога по откровенным Им нам свойствам Его, мы хотя и не именуем самой сущности Сущего, но имеем эту сущность Сущего неотделимо в именуемых свойствах Божиих. Хотя мы для именования Бога и пользуемся словами человеческими, находя в свойствах своих и в существе своём образ и подобие Божества, но этими человеческими словами выражаем истины вечные о Боге. Так, св. Афанасий Великий говорит: «Хотя невозможно нам понять, что такое Божия сущность, однако мы, слыша слова «Отец», «Бог», «Вседержитель», понимаем, что не иное что сим означается, но самая сущность Сущего " 463 . Также и св. Григорий Нисский говорит, что все Имена Божии, которыми мы именуем Его, равно именуют неименуемую сущность Сущего, ибо пророчество говорит: «Аз Господь» ( Ис. 42:8 ): «сие Мое есть Имя вечное (т. е. имя – Сый) и память родов родом» ( Исх. 3:15 ). И ещё в другом месте говорит: «Аз есмь Сый» ( Исх. 3:14 ). И у другого пророка: «Яко милостив есмь» ( Иер. 3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Уже не один год «Славянка» выражает свою печаль и надежду в том, чтобы изменился чин обращения на отпусте во время богослужений к святым царственным страстотерпцам, до сир пор не удостоенным поименного возглашения. На всю Москву , может быть один единственный благочестивый и верный протодиакон, возглашающий каждого царственного страстотерпца по имени. А ведь непроизношение имен царственных страстотерпцев - это очевидное неуважение и непочтение к святым венценосным мученикам. Преподобномученицу Елисавету и инокиню Варвару, по обычаю следующих за ними, именуем, а царскую семью - нет! Святых иноплеменников, подвизавшихся сотни лет назад в Египте и Средней Азии, именуем, а величайшего русского святого царя-мученика Николая, отдавшего в жертву за русский народ и свою жизнь, и жизнь любимых детей - нет! «Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский царь Николай», - говорил знаменитый старец Николай Гурьянов, поднимавший государя на уровень «самого великого Русского царя». ...И в столетие со дня гибели Царственных мучеников мы продолжаем надеяться на изменение этого малодушного момента богослужебного чина, составленного, по всей вероятности, в страхе перед потомками распинателей Христовых и богоотметных убийц царских... Есть определенное мнение, его поддерживают даже в церковных кругах, что нужно достойно прославить царственные останки из Поросенкова Лога под Екатеринбургом... Уже доказано научно, и результаты научных экспертиз подтверждены в Германии в судебном порядке, что эти останки не имеют никакого отношения к царственным мученикам. Нет их почитания и в народе Божием. За все годы их пребывания в Петропавловском соборе - ни одного чудесного исцеления, ни одного случая чудесной помощи. А ведь молиться можно было и на некотором отдалении от них, просто находясь в храме... Старец Николай Гурьянов, о котором архимандрит Кирилл (Павлов) говорил, как о святильнике, подобном Серафиму Саровскому, неоднократно свидетельствовал: «Царских останков нет! Они в свое время сожжены были - храните эту истину, которая необходима в вечности!.. И те, кто поверят клеветнику и будут идти против царя, творить зло с подложными останками - участь их страшна в вечности! Сохрани Бог! Нельзя верить лжи!..»

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

После такого свидетельства святых Отцов можно ли в этом вопросе доверять грамотам патриарха и Св. Синода во всех тех случаях, где они говорят от себя, а не предлагают исключительно только святоотеческое учение. Конечно нет, и тот поистине достоин всякого сожаления, кто сочтёт их непогрешимыми. Посмотрим же, как дальше мудрствует об Имени Божием грамота. Совершенно верно, что св. Григорий Палама нигде не учит смешивать действий Божиих с их плодами; но этого также не делаем и мы; поэтому пример Апостолов, сошедших после Преображения Господня на Фаворе, остаётся втуне. Но мы, на основании учения св. Отцов, понимаем, что Имя Божие есть действие Божие. Кроме вышеприведённого свидетельства блаженного Феофилакта Болгарского , которым подтверждается эта мысль: «ибо чудеса творило Само Имя Христово», мы укажем также на слова св. Отцов 859 . Сообщение синодской грамоты, будто бы мы считаем Богом церковные молитвословия, т. е. не только слова, сказанные Богом, но и все наши слова о Боге, «слова, коими мы именуем Бога», и проч., лишено всякой истинности, никогда мы этого не признавали и теперь не признаём. Никогда мы не смешивали наших слов со словом Божиим. Слова о. Антония: «Имена, коими мы именуем Бога», докладчик злонамеренно неправильно истолковал и этим ввёл в обман весь Св. Синод, а теперь желает обмануть тем же весь мир. И что другое могут значить они, как не «Имена Божии», т. е. Слова Божии суть Имена Божии. – Это единственное значение, которое придал им о. Антоний. Если же мы и привели слова св. Григория Синаита : «Молитва есть Бог, действуяй вся во всех» 860 , то Св. Синод сам должен знать, без нашего подсказа, что это было сказано святым по поводу Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий...» 18 Но ведь это уже обоготворение твари, пантеизм, считающий всё существующее за Бога. Справедливо на эту именно опасность указано в отзыве богословов Халкинской греческой школы. Возражение: В такой же мере, как и относительно молитвы, права грамота, обвиняя нас, будто мы свернули в пантеизм (всебожие), считая всё существующее за Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

И радость наша тем больше, что Богоматерь прошла этим путем воскресения всецело – согласно Священному Преданию, не только ее душа взошла на небо, но и тело на третий день было воскрешено и взято на небо. Вот как описывает эти события, согласно Преданию, преподобный Иоанн Дамаскин: «Богоприемное Ее тело, вынесенное и погребенное с ангельским и апостольским пением, было положено во гробе в Гефсимании… Через три дня… апостолы открыли гроб, поскольку один из них, отсутствовавший и прибывший после третьего дня, пожелал поклониться богоприимному телу. Но они не смогли найти Ее всепетое тело, так что, обретя лишь лежащие погребальные одеяния и исполнившись исходящего от них несказанного благоухания, они закрыли гроб. Пораженные чудом таинства, апостолы только и могли подумать, что Бог Слово и Господь Славы, благоволивший воплотиться по Ипостаси и вочеловечиться от Нее и родиться по плоти, а после рождества сохранивший невредимым Ее девство, Сам благоволил и после отшествия Богоматери почтить Ее чистое и незапятнанное тело нетлением и перемещением прежде общего для всех Воскресения». Конечно, тут можно спросить: почему же тогда Мария сразу не была взята живой на небо? Зачем ей понадобилось умирать телесно, чтобы через три дня воскресать? Это понятно в случае Самого Богочеловека – ведь когда Он умирал на кресте, смерть еще не была побеждена. Но уже после Его воскресения – зачем? Причина здесь скорее всего не одна. Во-первых, Господь в своей неизреченной мудрости позволил Богоматери испытать телесную смерть, чтобы у христиан из вчерашних язычников не было соблазна начать почитать ее как некую «великую мать-богиню» (культы подобных божеств были в ту эпоху очень распространены, особенно на Востоке). Не случайно и преподобный Иоанн Дамаскин уточняет в своем втором Слове на Успение: «Тот, Кому мы поклоняемся, есть Бог истинный, Бог, Который не переходил из небытия в бытие, вечно Сущий от вечно Сущего, Который превыше всякой причины, слова и понятия как времени, так и естества. Мы чествуем и почитаем Матерь Божию, не приписывая Ей безвременное рождение Сына по Божеству, – ведь рождение Бога Слова безвременно и совечно Отцу, – но исповедуем второе рождение через добровольное Воплощение, которого причиной Ее и знаем, и именуем. Ибо Сущий безначально бесплотным воплощается «нас ради и нашего ради спасения», чтобы подобным спасти подобное; и, воплотившись от этой священной Девы, без сочетания рождается, Сам будучи весь Богом и весь став человеком, весь Бог с плотью Своей и весь человек со Своим пребожественным Божеством. Итак, зная эту Деву как Матерь Бога, мы празднуем Ее успение, но не именуем Ее богиней, – прочь от нас подобные россказни эллинской глупости; ведь мы и смерть Ее возвещаем, – но мы Ее знаем как Матерь Бога, потому что Бог воплотился из Нее».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

3 иконы Иоанна Златоустог о. 2 иконы Иоанна Богослова. (л. 62) Алексея митрополита Московского и всея Руси чудотворца 26 икон, тут же 2 иконы Петра митрополита да 2 иконы Петра и Алексея, Ионы Московских. Никиты епископа Новгородского чудотворца 147 икон; оклад серебрян золочен, басемный. Варлаама Хутынского чудотворца 172 иконы. Леонтия и Исаия, Игнатия Ростовских чудотворцев 211 икон. Одного Леонтия Ростовского ж чудотворца 156 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Александра Невского 115 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Пафнутия Боровского чудотворца 3 иконы. Дмитрия, Игнатия Вологодских чудотворцев 120 икон, оклад басемный, серебрян золочен. (л . 63) Благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина Ярославских чудотворцев 71 икона, оклад серебрян золочен, басемный. Дмитрия Вологодского Прилуцкого чудотворца 33 иконы, оклад серебрян, басемный. Николая чудотворца 16 икон, оклад серебрян золочен, венцы резные, и в том числе 4 иконы поставлены с иконы Чудо архистратига Михаила. 3 иконы Иосифа Волоцкого чудотворца, поставлены с Евфимием же Суздальским. 3 иконы Корнилия Комельского, оклад серебрян басемный, поставлены с Евфимием же Суздальским. 2 иконы Макария Калязинского чудотворца, – поставлены с Евфимием же Суздальским. 7 икон Макария Унженского. 3 иконы Соловецких чудотворцев, – поставлены с Евфимием же Суздальским. (л. 64) Евфимия Суздальского чудотворца 28 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Антония Сийского чудотворца 4 иконы, оклад серебрян золочен, басемный. Никиты Столпника Переславского чудотворца 6 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Екатерины Христовы мученицы 16 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Святого славного Христова мученика Георгия 4 иконы, оклад серебрян золочен, басемный. Павла Обнорского 4 иконы, оклад серебрян, басемный. Алексея человека Божия 3 иконы, оклад серебрян, басемный, венцы резные. Ефросинии Суздальской 4 иконы, оклад серебрян золочен, басемный, поставлены с Евфимием Суздальским. (л. 65) 6 икон Авраамия Ростовского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Каноны: праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Богородицы (иконы) на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия праздника: «Сушу глубородительную…». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й; седален Богородицы (иконы), глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «От Девы Тя воплощенна...» (см. в службе мц. Агафии). По 6-й песни – кондак Богородицы (иконы), глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». (Припевы праздника не поются.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Духом во святилищи...» (см. 2 февраля). «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3 и Богородицы (иконы), глас 4-й – 3 (см. на литии в Минее). «Слава» – Богородицы (иконы), глас 6-й: «Не надеемся на князи…» (см. славник на литии в Минее), «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Радуйся, Яже радость…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы (иконы) (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во объятиих...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Богородицы (иконы). Кондаки праздника и Богородицы (иконы) читаются попеременно. На Литургии блаженны праздника, песнь 5-я (со ирмосом) – 4, и Богородицы (иконы), песнь 6-я – 4. На входе – «…во святых Дивен сый…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь Богородицы (иконы); кондак храма. «Слава» – кондак Богородицы (иконы), «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь Богородицы (иконы). «Слава» – кондак Богородицы (иконы), «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь праздника, тропарь Богородицы (иконы), тропарь храма; кондак Богородицы (иконы). «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен и причастен – праздника (и Богородицы (иконы)) . Аллилуиарий – праздника и Богородицы (иконы). Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (иконы). Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во объятиих...».

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-18/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010