Вознесение Господне. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 20 об.) Очевидно, под влиянием западноевроп. образцов эпохи Проторенессанса в московской художественной среде появляется М. в виде миндалевидного сегмента в композиции сидящего на престоле Христа-Судии. К древнейшим относятся миниатюра Переславского Евангелия (кон. XIV - нач. XV в., РНБ. F.n.I.21) и 2 центральные иконы самых древних рус. деисусных чинов - из иконостаса московского Благовещенского собора (посл. четв. XIV в., мастер круга Феофана Грека) и владимирского Успенского собора (1408, мастера прп. Даниил Чёрный, прп. Андрей Рублёв). По мнению В. Г. Пуцко, иконография «Спас в силах» происходит от композиций европ. алтарей с тронным образом Христа. И. А. Кочетков считает, что визант. извод Христа-Судии на престоле с иконографическими деталями зап. происхождения, в т. ч. миндалевидной М., мог появиться после распространения в Русской Церкви Иерусалимского богослужебного устава, т. е. с эпохи митр. Киприана. Появление формы «славы» в виде миндалевидной М. Кочетков связывает с упрощением формы овала и не спешит возводить к лат. образцам. Мастер Переславского Евангелия использовал также сложные цветовые эффекты для характеристики М. как части теофанического видения. М.- пурпурно-лилового цвета, но при пересечении с контурами предметов или др. «слав» отсвечивает тем цветом, к-рый пересекает. Композиция «Спас в силах» стала характерной для центральной иконы Христа Вседержителя на престоле в деисусном чине высокого рус. иконостаса, однако форма М. здесь, как правило, тяготеет к простым геометрическим фигурам (кругу и квадрату). Близкие к миндалевидной по характеру М. славы встречаются и в др. теофанических композициях, напр. в иллюстрации 9-го кондака Акафиста Пресв. Богородице («Всякое естество ангельское удивися») с образом сидящего на престоле в горнем мире Христа Еммануила или Христа средовека,- на рус. иконах «Похвала Пресв. Богородицы, с клеймами Акафиста» (начиная с 3-й четв. XIV в. и позднее), «Покров Пресв. Богородицы» (новгородская икона 2-й пол. XVI в., из собрания Н. П. Лихачёва, ГРМ).

http://pravenc.ru/text/2561826.html

4) Кондак 11-й акафиста: пение всякое побеждается. Представлены И. Христос и святители. 5) Икос 10-й акафиста: стена еси девам Богородице Дево. Представлена Богоматерь, держащая в руках омофор – эмблема покровительства верным, и по сторонам Ее св. девы. 6) Душа умершего в царском венце сидит за столом, уставленным яствами, среди райских деревьев. Ниже – ангел несет душу вниз; еще ниже – обнаженная душа сидит в темном месте. Надписи: 1) посажена душа та в ангельски светле месте, 2) и по совершении литургии сносит ангел Господень душу облаком и обнажает ее и сажает в прежнем месте. 7) Ангел Господень сидит в раю и записывает имена усопших; ниже – душа в темном месте, пред нею стоит ангел с одеждою и венцом в руках, предназначенными для облачения праведной души. 8) Рай в виде вертограда; ангел держит в руках обнаженную душу и показывает ей блаженства рая, или, как гласит надпись: «повеле Господь ангелу показати (душе) главную красоту». Направо в темном месте мучаются грешные души. 9) Ангел показывает душе мучения грешников. 10) «Взбранной Воеводе победительная»: погибель неприятелей под стенами Константинополя. 11) Благовещение Пресв. Богородицы. 12) Св. диаконы, в числе которых Козьма и Дамиан. В центральном куполе Господь Вседержитель, в ю.-з. – И. Христос Первосвященник, в с.-з. – св. Николай Чудотворец. В сводах праздники. Рождество Богородицы (с.-в.): св. Анна сидит на узорчатой постели, возле нее стол с яствами и две женщины с подарками; внизу направо две женщины омывают новорожденную Богоматерь; а повыше – служанка объявляет Иоакиму о рождении Богоматери. Налево зачатие Богоматери в виде лобзания Иоакима и Анны. Благовещение Пресв. Богородицы: Бог Отец посылает ангела благовестить Пресв. Деве; ангел размышляет пред дверьми дома Богоматери; ангел благовествует Богоматери, которая стоит в палатах, без рукоделья; на главу Богоматери сходит Св. Дух; пред Нею Библия , раскрытая на словах прор. Исаии: «се дева во чреве приимет и родит сына». Перевод этот согласен с описанием события благовещения в Четьи-Минеях св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

«Похвала Богоматери с Акафистом». Икона из Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV в. (ГММК) «Похвала Богоматери с Акафистом». Икона из Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV в. (ГММК) Церковь Пресв. Богородицы в квартале Диакониссы (17) (τν Διακονσσης) ( Janin. 1969. P. 174-175; Иванов. 2011. С. 269-270), основана патриархом свт. Кириаком II (596-606). Согласно соч. «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного, была местом остановки во время торжественной имп. процессии, направлявшейся в ц. св. Апостолов в Светлый понедельник. В храме совершался синаксис в честь ап. Иоанна Богослова (15 февр.), Пресв. Богородицы (13/14 мая), апостолов Петра и Павла, Стефана и Иакова, брата Господня (19 нояб.); освящение церкви праздновалось дважды (28 июля и 19 нояб.), что может указывать на ее большую реконструкцию. Развалины церкви были обнаружены в ходе раскопок 1943-1946 гг. на месте, к-рое в наст. время занимает здание философского фак-та Стамбульского ун-та. Монастырь Пресв. Богородицы Евергетиды (18) (Эвергетис) (τς Εεργετδος - Благодетельницы; Евергетидский мон-рь) ( Janin. 1969. P. 178-183), известен в основном благодаря своему Типикону (см. Евергетидский Типикон ), составленному во 2-й пол. XI в. Основан состоятельным жителем К. Павлом в его загородном владении, где он начал вести подвижническую жизнь в 1048 г. После его смерти (1054) управление общиной перешло к его ученику Тимофею, который организовал полноценный мон-рь с церковью (освящение - 29 дек.) и 3 часовнями - в честь Спасителя, во имя св. Апостолов и кладбищенской. В рукописях известны неск. игуменов и насельников мон-ря XI-XII вв. В числе последних был буд. патриарх Неофит I (1153-1154). Мон-рь неоднократно посещал свт. Савва I , архиеп. Сербский (1219-1237), к-рый вместе со своим отцом великим жупаном Стефаном Неманей сделал в его пользу значительные пожертвования. В марте 1206 г. мон-рь (лат. Santa Maria de Virgiotis) со всем его имуществом был передан обители Монте-Кассино с условием, что греч. монахи не будут из него выселены (акт о передаче был подтвержден в 1217 и 1222). Мон-рь находился в прибрежном районе на расстоянии ок. 3 км от городских стен. У него было подворье в К., о к-ром упоминал Антоний Новгородец и в к-ром, вероятно, останавливался свт. Савва Сербский. По мнению Жанена, подворье может быть отождествлено с «монастырем святого Андрея», к-рый находился близ мон-ря св. Андрея в Криси и в к-ром, по свидетельству анонимного рус. паломника XV в., хранился посох прп. Андрея Юродивого (по сведениям Антония Новгородца, на подворье хранился крест ап. Андрея Первозванного).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКАФИСТ [греч. μνος κθιστος - гимн, при пении к-рого не сидят; церковнослав.    ]. 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) (далее А. Богородице); в поздневизант. время стало называться «икосы» (οκοι), а затем «хайретизмы» (χαιρετισμο); др. название - Великий А. 2. Жанр позднейших церковных песнопений, написанных по образцу и в подражание первоначальному А. Богородице и посвященных Господу, Богоматери, святым. Первоначально А. был один - А. ко Пресв. Богородице, и только спустя столетия, когда появились др. подобные ему песнопения, их стали также называть А., что стало обозначать не конкретный текст, а жанр песнопения. 1. А. Богородице Источники Похвала Божией Матери с Акафистом. 3-я четв. XIV в. (ГММК) Похвала Божией Матери с Акафистом. 3-я четв. XIV в. (ГММК) Источники, содержащие текст А. Богородице, весьма многочисленны: рукописные греч. Кондакари , Триоди , Минеи , Евхологии , Часословы , Псалтири следованные , богослужебные сборники. Первое печатное издание греч. текста подготовлено А. Мануцием в 1502 г. Лат. перевод был сделан между 3-й четв. VIII и сер. IX в. (по мнению И. Кодера, между 810 и 813 венецианским еп. Христофором во время ссылки в мон-ре Райхенау на Боденском оз.). Позднее А. Богородице переведен на араб., церковнослав., румын., тур., англ., нем., франц., рус., новогреч. и др. языки. В слав. рукописной и старопечатной традиции А. Богородице может помещаться в различных типах богослужебных книг: Триоди Постной (подавляющее большинство случаев), Псалтири с восследованием, Часослове, Кондакаре, Акафистнике (с XV в.), Богородичнике (с нач. XIV в.). Впервые с Великим А. славяне познакомились, вероятно, в составе Триоди Постной, перевод к-рой, по косвенному свидетельству жития св. Климента Охридского , написанного архиеп. Охридским Феофилактом , был завершен не позднее 916 г. Все списки А. Богородице распадаются на 4 основных типа (среди них выделяется 31 редакция), признаки к-рых подробно рассмотрены М.

http://pravenc.ru/text/63814.html

«Шествие волхвов». «Бегство в Египет». Сцены из «Акафиста Пресв. Богородице». Роспись кафоликона мон-ря. XVI в. Главный монастырский храм посвящен празднику Успения Пресв. Богородицы и представляет собой купольную базилику. Центральный и 2 боковых нефа базилики отделены друг от друга рядами столбов с коринфскими капителями, на к-рые опираются полукруглые арки. Точное время сооружения храма неизвестно, предположительно это произошло в нач. XVI в. Вероятно, тогда же он был украшен росписями. Возможно, заказчиком росписи кафоликона был мон. Неофит († 1512), заказчик поновления росписи Нижнего затвора, упомянутый в памятной надписи 1503 г. в ц. Св. Креста. Главные темы стенописи кафоликона связаны с богородичным посвящением церкви; они находят иконографические параллели в палеологовском искусстве кон. XIII - XIV в. В юж. нефе сохранилось неск. сцен протоевангельского цикла, среди к-рых «Жертвоприношение Иоакима и Анны», «Отвержение даров», «Молитва Иоакима». В сев. нефе - цикл «Акафист Пресв. Богородице» (25 сцен); в нем отсутствует разделение эпизодов рамами, сюжеты следуют один за другим, подобно изображениям на свитке. В конхе алтарной апсиды - фигура тронной Богоматери с Младенцем с 2 архангелами, в т. н. иконографическом типе «Богоматерь Кипрская» (фигура Христа и верхняя часть фигуры Богородицы отсутствуют). Под ней - «Причащение апостолов» и фигуры святителей в крещатых фелонях, со свитками в руках, многочисленные однофигурные изображения святых. Живописная поверхность фресок кафоликона сохранилась недостаточно хорошо, поэтому оценить их стиль и художественные достоинства затруднительно. Однако в целом, видимо, мастера росписи ориентировались на македон. искусство палеологовского времени, напр. росписи Мистры. Стилистически фрески обнаруживают сходство с живописью итало-критской школы XVI в. (см. сев. церковь монастыря св. Иоанна Лампадиста, Кипр; ц. Пресв. Богородицы «тис Подиту» в Галате) и могут быть отнесены к раннему XVI в. Деревянный резной иконостас главной церкви датируется 1544 г. Он включает местный, праздничный и деисусный чины. Сохранилось 16 из 17 икон Деисуса. На основании надписи на обороте иконы Христа Пантократора из местного ряда все иконы приписываются мастеру Иосифу Хурису.

http://pravenc.ru/text/2565034.html

л. 57 об. Канон молебен в нахождение брани иноплеменник. л. 78 об. Канон о св. Купине во вся суботы гл. 6. л. 75. Молитва пресв. Богородице похвалная. 287. (1200.) Канонник, с прибавлениями, устав. чистый, XVII века, в четверть, 274 лист, с л. 73 полууст. разный. л. 2. Служба ко Господу нашему Ис. Христу, творение Феоктиста инока студийския обители. л. 11 об. Канон благодарствен, пресв. Богородицы с акафистом. л. 34 об. Канон пресв. Богородици Благовещению, творение кир Феофана. л. 43 об. Канон радостен к пресв. Богородици, творение Игнатия священноинока. л. 56. Канон молебен к своему ангелу хранителю душе и телу, творение инока Иоанна. л. 63 об. Канон св. грозному воеводе хранителю всех человек от Вседржытеля Бога, посланому по вся душа человеческия, душу возвести к Богу, а тело земли отдати. Творение уродиваго Парфения. л. 73. Часословець, имеяй нощную и дневную службу, по уставу иже в Иерусалиме лавры св. отца Савы. В конце воскресная служба гл. 6. Листы перемешаны. Листы 142–207 печатные, взяты из Служебника 1602 г,. заключают 20 глав от последов. освящению воды св. Богоявлений, прерыв. молитвою над новым кладязем. л. 208. Воследование св. великиа Четыредесятница и Пятидесятницы. л. 230. Блажена по вся суботы. л. 232. Канон молебен ангелу своему хранителю души и телу. л. 238. Правило всякому, внегда случится во сне искуситися от осквернениа по действу диаволю. л. 246. Последование в неделю пятьдесятную вечер. л. 265. Тропари Святым, показанным в сей и след. рукописи. 288. (1219.) Канонник, устав. чистый, XVII века, в четверть, 210 листов. Продолжение первой половины предыд. ркп. 287, главы на поле начинаются с 7. Лист 1-й в обоих списках содержит священнические возгласы на утрени. л. 2. Канон на собор св. Предтечи Иоанна. л. 9. Канон св. верьховным апостолом Петру и Павлу. л. 20. Канон св. чюдотворцу Леоньтью епископу ростовьскому, творение Иоанна епископа тояже богоспасаемыя епископия. л. 28. Канон св. чюдотворцу Исаии, епископу ростовьскому. л. 37. Канон св. чюдотворцу Игнатию, епископу ростовьскому.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В ХХ в. мон-рь не действовал, реставрационные работы в нем проводились в 1929, 1934, 1939, 1953 и 1960 гг. По традиции многочисленные паломники приходили в обитель в день Успения Пресв. Богородицы. Во время македонско-албан. вооруженного конфликта 2001 г. в обители располагался штаб албанцев, к-рые осквернили мн. фрески. В наст. время в пос. Матейче живет преимущественно албан. мусульм. население, что затрудняет посещение мон-ря. Пятикупольный собор М. построен из тесаного камня и кирпича и является 2-м по величине храмом средневековой Сербии (после собора в мон-ре Дечаны ). Внутри храма частично сохранился уникальный фресковый ансамбль из 15 циклов: «Великие праздники», «Чудеса, притчи и события из жизни Иисуса Христа», «Страдания Христовы», «Житие Пресв. Богородицы», «Успение Пресв. Богородицы», «Акафист Пресв. Богородице», «Деяния апостольские», «Чудеса архангела», «7 Вселенских Соборов» (в их число включена сцена «Собор кор. Стефана») и др.; множество отдельных сцен и образов святых (Иоанна Предтечи, Антония Великого, вмч. Димитрия) и ктиторские портреты царицы Елены, царя Уроша, к-рые стоят рядом с царем Душаном и держат в руках модель храма; на генеалогическом древе (лозе) династии Неманичей среди их предков представлены члены визант. династии Комнинов и, вероятно, болг. династии Асеней (предков царицы Елены). Сербские святые свт. Савва I, архиеп. Сербский, и прп. Симеон Неманя изображены рядом со свт. Климентом Охридским. Предположительно фрески были созданы ок. 1360 г. группой мастеров, по богатству колорита и моделированию фигур и образов они близки к работам зографа Иоанна Теориана. Лит.: В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 185-188; Р. Српска црква средином XVII в.//ГлСАНУ. Од. ист. наука. 1980. 2. С. 118-119; О. Цркве и манастири на noдpyчjy nampujapшuje до 1683. г. Београд, 1984. С. 132; Поп-Атанасов Велев И., М. Скрипторски центри во средневек. Makeдohuja. Ckonje, 1997. С. 189-211; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 205-209, 411-413; Димитрова Е. Манастир Mamejчe. Ckonje, 2002; Серафимова А. и др. Xpucmujahcku споменици. Ckonje, 2008; С. Црковни споменици во кумановско. Куманово, 2012.

http://pravenc.ru/text/2562570.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЗДИН ВО ИМЯ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. XVI в. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. XVI в. [Реметак, Мунар, серб. Бездин манастир] Тимишоарской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в румын. части Баната, неподалеку от с. Мунар. Основан в 1520 г. как муж. мон-рь на месте древней церкви тщанием архим. Иоасафа (Милутиновича) и эконома иером. Леонтия (Богоевича) на земле, принадлежавшей известному серб. роду Якшичей. Самое раннее письменное упоминание о мон-ре - запись 1539 г. в Псалтири Божидара Вуковича. Церковь представляла собой скромную постройку, имевшую триконховый план, четырехгранные апсиды, образующие изнутри полукружие. Б. м. много раз обновлялся: в 1781 г. был достроен притвор и изменена колокольня, высокая звонница над зап. входом построена в 1789 г., кровля храма была покрыта листовым железом, колокольня и глава - медью в 1888 г. Основная часть монастырских корпусов возведена в 1746 г. Церковь была расписана в 1592 г., большая часть фресок обновлена в сер. XVIII в. и в 1781 г. В алтарной части помещена большая композиция «Введения во храм Пресв. Богородицы», в клиросных апсидах (певничках), на пилястрах и куполах расположены сцены из земной жизни Христа. На сводах - фрагменты акафиста Пресв. Богородице. Первый иконостас был написан в 1753 г. арадским живописцем С. Тенецким, в 1802 г. он был заменен иконостасом работы И. Орфелина; резьбу исполнил А. Маркович. Ф. Гостинчар расписал в 1887 г. монастырскую часовню, настенная роспись в трапезной выполнена в 1914 г. С. Алексичем . В 1737 г. в Б. м. вместе с игум. Феодосием (Веселиновичем) перешло братство мон-ря Винча, находившееся под Белградом и покинувшее свою обитель из-за тур. поселенцев. Они принесли с собой чудотворную икону Винчанской Богородицы и царские врата. С 1740 г. в мон-ре вели архивные записи о происходивших событиях. В XVIII в. при мон-ре существовала школа с богатой б-кой. Из числа братии мон-ря были избраны мн. епископы СПЦ: Павел (Авакумович), Герасим (Адамович), Моисей (Микович), Сергий (Качанский), Феофан (Живкович), Нестор (Йованович). Возобновлен на рубеже XX-XXI вв. как жен. мон-рь, единственная насельница - игумения мон-ря. Лит: Зеремски И. Српски манастири в Банату. Ср. Карловци, 1907. С. 99-132; Бугарски С. Српско у Pyмyhuju. Темишвар; Београд; Нови Сад, 1995. С. 63-69; В. Српски споменици у Pyмyhuju. Суботица, 1996. С. 49-65; M. Српски манастири у Банату. Београд, 2000. С. 111-144. Сл. Милеуснич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77806.html

Преставление Божией Матери называется успением. Ибо Она, «как бы сном, на малое время смертию уснула, вскоре от нее, яко от сна, воспрянула и мертвость гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела бессмертную во свете лица Господня жизнь и славу» 464 . В честь и память Успения Божией Матери установлен Церковью праздник с древних времен христианства. О нем упоминается в IV веке в сочинениях Иеронима и Августина 465 . Иероним свидетельствует, что на гробе Богоматери построен был храм 466 , и хотя не упоминает, кем этот храм построен, но по настоящим преданиям христиан палестинских, он сооружен был равноапостольной царицей Еленой 467 . В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский , в IX – Феофан Никейский написали каноны на день Успения, поемые ныне Церковью в этот день. Праздник Успения есть великий, двунадесятый, вселенский. Иероним называет праздник Успения торжеством, несравненным с празднествами святых 468 ; «ибо в оный, – говорит он, – Спаситель всех Сам во всей Своей славе с радостию сретил и вселил Матерь Свою с Собою». После Пятого Вселенского Собора, исповедавшего человеческое естество Иисуса Христа, по желанию нмператора Маврикия (582–603), одержавшего знаменитую победу над персами в 15-й день августа, день Успения Богоматери сделался торжественнейшим в Прав. Церкви 469 . В песнях канона в день Успения называется он знаменитым, торжественным и Божественным праздником. Кроме сего, Успение Богоматери в Прав. Церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события. Продолжение и богослужение праздника Праздник Успения Божией Матери в пределах предпразднства и попразднства продолжается 10 дней, с 14 (27) августа до 23 августа (5 сентября). На всенощном бдении паримии и Евангелие, а на лштургии Апостол и Евангелие произносятся те же, какие читаются в праздник Рождества Богородицы. Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы 2 (15) июля Во дни греческого императора Льва Великого (457–474), как пишет Никифор Каллист 470 , св. братья Галвий н Кандид высокого сана, путешествуя в Палестину на поклонение св. местам, обрели там в доме одной еврейки девицы ризу Пресв. Богородицы. Эта риза досталась девице по наследству от другой девицы еврейки, была хранима ими с великим благоговением, и преемственно, со времени блаженного успения Богоматери, передаваема от одной девы к другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Владимирская икона Божией Матери (собор в честь Рождества Пресв. Богородицы) Владимирская икона Божией Матери (собор в честь Рождества Пресв. Богородицы) Согласно монастырской летописи, составленной игум. Никодимой (1876-1912), во 2-й пол. XIX в. в Г. м. была принесена небольшая Владимирская икона Божией Матери, с 1877 г. прославившаяся чудом мироточения. С 1901 г. икона находилась в Красностоке, затем в Москве и полоцком Евфросиниевом мон-ре. 20 сент. 1992 г. образ был возвращен в Г. м. В 1998 г. Патриарх Алексий II передал на эту икону золотой крест с дарственной надписью. Постоянно на полуночнице прочитывается акафист Владимирской мироточивой иконе, составленный схиигум. Гавриилой (Рисицкой). Частица мощей свт. Николая Чудотворца была принесена из г. Бари (Италия), икона прп. Сергия Радонежского в 1892 г. подарена братией Троице-Сергиевой лавры. В 2000 г. в эту икону помещена частица мощей прп. Сергия, подаренная Г. м. Патриархом Алексием II. В 2002 г. в Г. м. возвращена икона вмч. Пантелеимона с частицей мощей, написанная на Афоне и привезенная афонской братией в 1905 г. Патриарх Алексий II благословил передачу обители иконы Покрова Пресв. Богородицы (1993), «Утоли моя печали» (1995). С 2000 г. в Г. м. находятся ковчег-мощевик с частицами Древа Креста Господня, камня от Гроба Господня из Иерусалима, а также иконы с частицами мощей прп. Серафима Саровского , свт. Тихона (Белавина) , Патриарха Московского, мч. Гавриила Белостокского, вмц. Варвары и прав. Софии Слуцкой , св. праведных Феодора Томского и Иоанна Кормянского . . Арх.: НИАБ. Гр. Ф. 1. Оп. 5. Д. 368, 447; Ф. 2. Оп. 34. Д. 600, 718; Ф. 31. Оп. 1. Д. 72; Ф. 97. Оп. 1. Д. 113, 656; Архив Белорусского Экзархата. Годовые отчеты Г. м. Ист.: АВАК. Т. 1: Акты Гродненского земского суда. 1865. С. 25, 52-54; Акты, относящиеся к истории Западно-Русской Церкви. Вильна, 1908. С. 179-180. Лит.: Памятная кн. Гродненской губ. на 1867 г.//Адрес-календарь и справ. кн. Гродненской губ. Гродно, 1866; Освящение теплой церкви в Гродненском жен.

http://pravenc.ru/text/168165.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010