172 Для соответствия с окончанием предыдущих стихир на стиховне. Стихира эта настолько всеобъемлюща по содержанию, что она, видимо, предназначалась в качестве заключительной или, по крайней мере, на Славу (ср. стихиры на хвалитех 8 ноября и 6 дек.). 173 В греч. «Сергия Агиополита»; относительно этого наименования см. прим. 76, славянский текст имеет в виду, вероятно, патриарха при имп. Ираклии, 630–688 гг., которого считают автором акафиста Пресв. Богородице. 174 Тогда как 1-я стихира на стиховне заключала обращение ко Христу, 2-я такое же обращение к Богоматери. 3-я ко всему миру, эта стихира содержит уже обращение к нам самим. 175 προορισθει– то же слово, что в начале 4-й стихиры на литии; слав. текст переводит здесь иначе, может быть, для разнообразия, на том основании, что предопределение Божие основано на предведении ( Рим. 8:29 ). Перечисляются все пункты значения Пресв. Богородицы с изначального. 177 Первое значение Пресв. Девы Марии, что Она стала Матерью Божией; второе, что она была сосудом девства. Знаменательное сопоставление. 178 Сопоставлением того прообраза, который представляет собой прозябший жезл Ааронов, с предсказанием Исаии о жезле из корня Иессеева искусно указывается на происхождение Пресв. Богородицы по отцу из рода Давидова, а по матери – из рода Ааронова. 182 τκτεται, а ранее γενν ται Γεννω – рождать в приложении к мужчине, τκτω – рождать в приложении к женщине. 184 Этим в свою очередь обусловливается предыдущее; потому Пресв. Дева имела такое значение для Церкви, что Она сама была храмом Божиим. 186 ργανον – не обителью лишь Божества стала Пресв. Дева, но и орудием Его воздействия на мир, – и это благодаря своей девственной чистоте. Т.о. здесь нет повторения прежде сказанного. 187 θλαμος – в класс. яз. спальня, терем, вообще жилище. Обитель Бога, как Царя мира. Тесная связь с предыдущими сравнениями. 190 Объединение в двух словах всего содержания стихиры (двух ее частей) и естественное заключение ко всему ряду стихир вечерни. 194 Подобен, προσμοιον означает, что данную песнь нужно петь напевом другой песни, а не обычным гласовым напевом; напевы этих подобнов художественнее и изысканнее обычных гласовых напевов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

л. 184 об. Служба воскресна гл. 4. л. 194. Стихиры и канун на св. Пасху. л. 209. Канун ангелу своему хранителю. л. 216 об. Правило молебно пресв. Богородице Одигитрие. л. 230 об. В пяток 5 недели поста творим службу неседалну, сиречь акафист. л. 261 об. Служба, окт. 28, мученице Параскеве, без конца. 651. (1232.) Сборник богослужебный, полууст. разных почерков, XVI века, в четверть, 250 листов. л. 2 об. Канон благодарствен пресв. Богородици с акафистом. л. 20 об. Служба общая праздником и предпраством преч. Владычице нашей Богородици. л. 20. Служба общая праздником и предпразньством Господскым. л. 32. Канон радостен пресв. Богородице, творение ермонаха Игнатия. л. 42. Канон причястной. См. 267 л. 255. л. 49. Служба, авг. 30, препод. Александру свирскому . л. 73. Служба, март. 17, препод. Макарию колязинскому. л. 90. Служба, февр. 11, препод. Димитрию вологодскому. л. 115. Мес. февраля в 11 день, житие и подвизи и от чюдес похваление препод. отца нашего Дмитрея вологодскаго чюдотворца иже на Прилуце. Творение Макария игумена тояже обители. См. 642 л. 21. л. 154. Канун радостен св. Богородици, творение ермонаха Игнатья. Тот же, какой выше л. 32, только стихи другие. Там: Одигитрие, услыши молитву раб своих, здесь: Пресв. Богородици спаси нас. л. 161. Служба в день Пятидесятницы. л. 171. Канон (препод.) Никону, творение Пахомья. л. 182. Канун за умершаго брата с предисловием. л. 193. Служба Покрову пресв. Богородицы. л. 209 об. Служба, июля 24, св. Иоанну Предтечи. л. 231. Служба, дек. 22, св. мученице Анастасии. л. 244–247. Мес. декаврия 22, страсть св. мученици Анастасия и иже с нею. В той же день страсть св. жен Ирины, Агапии и Хеоны. В тойже день страсть св. мученицы Феодосии и чад ея. В тойже день поучение о временнемь веце и о царствии небеснемь. Из Пролога. л. 247 об. Выписка из постановления москов. Собора 1547 г., кому из русских Святых пети и праздновати повсюду и местно. Ср. 241. Внизу первого листа: Приписан к Трефолоем Канунник, на обороте скорописью XVII века: Сия книга взята у казначея старца Дорофея за описыо, имя ей Канунник.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Ковчег завета и сосуд с образом Богоматери в сцене служения праотца Аарона и прор. Моисея. Роспись сев. алтарной стены ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия). Ок. 1320 г. Ковчег завета и сосуд с образом Богоматери в сцене служения праотца Аарона и прор. Моисея. Роспись сев. алтарной стены ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия). Ок. 1320 г. Христологическому направлению в экзегезе следуют сопоставления того, что происходит с К. з., со страданиями Спасителя в земной жизни: образ поставленного на землю К. з. иногда соотносится со словами ап. Павла: «…был же Единородный в смирении и уничижении подобно нам (Флп 2. 7) ( Суг. Alex. De adorat.//PG. 68. Col. 617). К. з. подвергался бесчестию в плену у иноплеменников подобно тому, как и «Бог Слово, будучи бесстрастен, терпел поругание в воспринятом естестве, когда был распят» ( Ephraem Syr. Sermo adversus haereticos, in quo tum ex margaritae tum ex aliorum claris argumentis ostenditur credendum esse sanctam deiparam praeter naturae leges dominum ac deum nostrum pro mundi salute et concepisse et peperisse//Sancti patris nostri Ephraem Syri Opera omnia/Ed. K. G. Phrantzoles. Thessal., 1988, 1995r. Vol. 6. P. 170). Продолжает эту линию интерпретация К. з. как символа Пресв. Девы и Богородицы Марии, посредством Которой произошло воплощение Бога Слова ( Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. I 12. 47). Свт. Кирилл Александрийский утверждает, что в Своем вочеловечении Бог Слово пребывал «как бы в кивоте, в храме, воспринятом от Девы» ( Суг. Alex. De adorat.//PG. 68. Col. 597, 661). Соответственно Пресв. Богородица в трудах древних экзегетов именуется «священным ковчегом» ( Ephraem Syr. Precat. ad dei matrem. 4), «истинным кивотом» (Ibid. 9), «кивотом святыни» ( Greg. Thaum. In Annunt.//PG. 10. Col. 1153) или «умным кивотом славы» (νοερ τς δξης κιβωτ) ( Ioan. Chrysost. In Christi natalem diem [Spuria]//PG. 61. Col. 737). Подобно тому как К. з. сиял золотом, Дева Мария, украшенная золотом неземным, «сияла изнутри и снаружи блеском девства» ( Maxim. Taurin. Serm. 42. 92). Это мариологическое осмысление К. з. получает широкое раскрытие в правосл. богослужении, где Пресв. Богородицу величают: «Ковчег, позлащенный Духом» (см., напр.: 12-й икос акафиста Богородицы-Триодь Постная. Ч. 1. Л. 329 об.), «Ковчег, манну носящий» (богородичен 5-й песни канона в неделю 5-ю по Пасхе авторства Иосифа Прекрасного 4-го гласа - Триодь Цветная. Л. 137), «жизни Ковчег» (богородичен 4-й песни трипеснца 8-го гласа на утрени четверга 5-й седмицы Великого Поста - Триодь Постная. Ч. 1. Л. 301), «невещественный Ковчег Святыни» (слав. «мысленный Кивот священия»; 7-я песнь канона на Рождество Богородицы авторства прп. Андрея Критского 8-го гласа) и т. п.

http://pravenc.ru/text/1841628.html

К средневек. периоду относится небольшой трехнефный параклис, освященный во имя св. Бессребреников во 2-й пол. XIV в., расположенный недалеко от башни Преображения Господня. Его наружный вид был изменен в XIX в. В 1427 г. близ кафоликона, вероятно, на фундаменте оборонительной башни древней юж. стены была построена колокольня. В 1-й четв. XVI в. на средства валашского господаря Нягое Басараба В. был обновлен и укреплен, была перестроена башня Пресв. Богородицы, возведены совр. здание ризницы, житница и ряд др. построек. В XVII в. появились жилые корпуса на северо-западе (центральная часть обновлена незадолго до 1644) и юге монастырского двора, представляющие собой здания с аркадами и керамическими украшениями на фасадах. В XVIII-XIX вв. было построено большинство параклисов В.: в честь Рождества Пресв. Богородицы (нач. XVIII в.), во имя ап. Андрея (1788), вмч. Георгия (XVIII в.), св. Иоанна Предтечи (1813), ап. Фомы (1815), вмч. Пантелеимона (1857), ап. Иоанна Богослова (ок. 1860), свт. Иоанна Златоуста (ок. 1860), вмч. Мины (ок. 1865), святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата (ок. 1865), Трех святителей (1885). Параклисы на территории монастырского комплекса строились и как отдельно стоящие сооружения (напр., параклис в честь Пояса Пресв. Богородицы), и в составе др. построек (19 параклисов). Так, архитектурный ансамбль кафоликона включает храмы во имя вмч. Димитрия, свт. Николая, Св. Троицы, св. Архангелов и Божией Матери Парамифии («Отрада или Утешение»). Основа архитектурного типа малых храмов В.- вписанный крест с разными вариациями, обусловленными наличием или отсутствием притвора. 2 параклиса воздвигнуты в честь ватопедских святынь. В 1678 г. на 2-м этаже соборного храма построен и расписан параклис в честь чудотворной иконы Богородицы Парамифии. В 1794 г. на монастырском дворе на средства Феофила Созополита был перестроен параклис в честь пояса Пресв. Богородицы (постройка XVI в.). Он представляет собой трехкупольный триконх афонского типа с одной апсидой и притвором, перекрытым сводом. Его фасады украшены яркой кирпичной декорацией, напоминающей мозаику, и выделяются арочными очертаниями. Внутренние росписи выполнены в 1860 г. иноками Никифором и Герасимом, архим. Анфимием и иером. Гавриилом, у входа изображен серб. кн. Лазарь, подаривший храму чудотворную икону. Эта церковь является образцом афонского поствизант. храмоздательства XVIII в. Деревянный резной иконостас, сооруженный в 1816 г., считается одним из лучших среди иконостасов афонских обителей. Сохранились 2 украшенных резьбой деревянных аналоя, подаренных деспотом Фессалоники Андроником Палеологом (до 1423), на одном изображены 24 сюжета из Акафиста Пресв. Богородице, на др.- сцены из ВЗ.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Мн. списки К. и. совмещают изображение коронования Богоматери ангелами и образ ап. Луки. Напр., на серебряном окладе К. и. 1778 г., изготовленном по заказу иером. Иеремии из Митилины в одной из мастерских М. Азии (55,5×41 см; Византийский музей в Афинах), поясное изображение ап. Луки помещено на облаке на уровне плеч Богоматери и Младенца. Богоматерь венчают ангелы, один из них держит свиток, другой - кадильницу. На иконе 1788 г. из Синайского мон-ря (фотография, архив Византийского музея) Богоматерь коронуют 2 ангела со свитками, слева - ап. Лука с кистью в руке завершает написание иконы; похожий извод представлен на кипрской иконе кон. XVIII в. (Музей икон в Рекклингхаузене): апостол прикасается кистью к глазу Младенца, а сам устремил взгляд на молящегося. На иконе «Киккотиссы» с образом ап. Луки XVIII-XIX вв., которая происходит из Каппадокии (31×24 см; Музей Бенаки в Афинах), ангелы отсутствуют, а венец над главой Богоматери остался. На нек-рых списках К. и. фигуры святых, помещенные рядом с Богоматерью и Младенцем, напоминают изображения патрональных святых, напр. на иконе, выполненной по заказу некоего Манолакиса (43,5×37 см; частная коллекция в Швейцарии), помимо ап. Луки внизу представлены коленопреклоненные свт. Николай Чудотворец и сщмч. Харалампий. Киккская икона Божией Матери, с клеймами Акафиста Пресв. Богородицы. Ок. 1791 г. Мастер И. Корнарос (ц. Пресв. Богородицы Хрисополитиссы, Ларнака) Киккская икона Божией Матери, с клеймами Акафиста Пресв. Богородицы. Ок. 1791 г. Мастер И. Корнарос (ц. Пресв. Богородицы Хрисополитиссы, Ларнака) Приглашенный на Кипр критский живописец Иоаннис Корнарос выполнил неск. списков К. и. Икона 1789 г., находящаяся в соборе Киккского мон-ря в местном ряду иконостаса, первая слева от царских врат, по иконографии повторяет икону 1757 г. Монументальный живописный образ в среднике фланкирован небольшими фигурами святых, отчеканенными на боковых полях оклада, что вызывает в памяти принципы обрамления почитаемых икон еще в визант.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

Это для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению поста. Какие особенности в богослужении в пятую неделю поста? На 5-й неделе в четверг совершается в церкви так называемое стояние в честь св. Марии Египетской, а в субботу на утрени совершается моление ко Пресв. Богородице, называемое акафистом или похвалою . Что называется стоянием Марии Египетской? Утреннее служение, на котором прочитывается весь покаянный великий канон св. Андрея Критского и канон в честь св. преп. Марии Египетской, которая прежде была великою грешницею. Что такое акафист? Это – особенное молебное пение ко Пресв. Богородице (см. ниже о служб. поврем.). Это моление называется похвалою Пресв. Богородице, потому что установлено в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ее силою столицы Греции, Царь-града или Константинополя от нападения врагов. Для чего акафист Божией Матери совершается во время Великого поста? Во 1-х потому, что первое избавление было около 5-й недели поста, а во 2-х для того, чтобы больше утвердить кающихся в надежде на Небесную Заступницу, Пресв. Богородицу. Какая особенность в богослужении так называемого Вербного воскресенья? В это воскресенье на утрени или всенощной раздаются верующим ветви вербы, с которыми они и стоят, отчего самое воскресенье называется Вербным или Неделею ваий , т. е. веток. Для чего делается это? Для воспоминания того, как встречали евреи в этот день Иисуса Христа, когда Он торжественно шел в Иерусалим для принесения Себя в жертву за грехи людей. Что нужно заметить вообще о Страстной неделе. Страстная неделя вся посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа, и каждый день ее называется великим , по важности вспоминаемых событий. Почему называется она Страстною? Потому что во время ея вспоминаются Страсти, т. е. страдания Христовы. Какие богослужебные особенности в первые три дня Страстной недели? В эти дни на утрени поются следующие трогательные песни: после шестопсалмия, Се Жених грядет в полунощи (припомните), а после канона, Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам да вниду в онь (в него), просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. На часах прочитываются все четыре Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

28 Отец св. Кирилла и Мефодия был солунским вельможей; кто же он был по происхождению, грек или славянин, неизвестно. 29 В память спасения своего помощью Пресв. Богородицы, Греками составлен был так называемый «Акафист Пресв. Богородице“, т. е. особенное благодарственное в честь Ее пение. Акафист начинается и кончается известной песнью «Взбранной воеводе“. 32 При священнослужении патриархи имели следующие особенности. Патриарх при служении стоял по- середине, а архиереи по сторонам, и причащал их из своих рук. Мантия его была зеленого бархата, с образом Благовещения вверху и со звонками внизу. Клобук белый с крестом и изображениями серафимов. Патриарх носил две панагии и крест. Саккос у него был с нашивною епитрахилью, усыпанной жемчугом, наподобие Ааронова нагрудника; митра с крестом наверху. Во время путешествий ему предшествовал крест, а последовал жезл. 33 Патриаршее управление заменено синодальным, потому что, во 1-х, занятия одного лица могут прерываться болезнью и смертью его; во 2-х, решение многих лиц может быть правдивее. 34 Название «Печерский» от слова пещерный, так как монастырь устроен над пещерами. Название «лавра» с греческого значит широкий, многолюдный. Сама Пресв. Богородица помогла св. Антонию и Феодосию в устроении лавры, особенно главного храма в лавре. Так, говорит предание, Пресв. Богородица в 1073 г. явилась видимо в Греции в Константинопольском Влахернском храме четырем грекам. Около Пресв. Богородицы стояли видимо св. Антоний и Феодосий. Сих четырех греков она избрала в строителей Киево-Печерского храма, повелела им идти в Киев и построить там храм во имя Ее и при этом дала им икону своего Успения, сказав, чтобы эта икона была местной, каковая и доселе находится в храме, дала и золота на строение и указала даже и самый размер места для храма. 35 В Троице-Сергиевой лавре весьма много достопримечательного. В ней хранятся вещи, принадлежавшие св. Сергию и его ученику Никону, напр., крест, присланный пр. Сергию Константинопольским патриархом, деревянные свящ. сосуды, священнические облачения его и пр.; драгоценные вклады царей. Библиотека лавры весьма замечательна: в ней более 800 рукописей и до 6000 печатных книг. Замечательна колокольня сей лавры; высота ее более 40 саж.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» с Древом Иессеевым. 1786 г. Иконописец свящ. Анатолий Сигалас (Византийский музей в Афинах) Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» с Древом Иессеевым. 1786 г. Иконописец свящ. Анатолий Сигалас (Византийский музей в Афинах) (празд. 3/4 апр., 31 дек.), один из почитаемых образов Пресв. Богородицы, создание к-рого связано с иконографическим творчеством поствизант. мастеров. Возникновение икон с таким названием как поклонных приходится на кон. XVII в. и связано с исполнением Акафиста Богородице: несмотря на развитое литургическое употребление Акафиста Богородице (в частности, как минимум с 1-й пол. XV в. он читается на вседневных повечериях в греч. храмах), специальных икон для службы Акафиста не существовало (его чтение совершали перед иконами Божией Матери «Одигитрия», «Умиление», «Млекопитательница» и др.). Местом возникновения данного типа икон считается К-поль, откуда они распространились по правосл. ойкумене ( Πλλας. 1973. Σ. 225-238). Основным лит. источником иконографии икон «Н. Ц.» послужил Канон благодарный прп. Иосифа Песнописца, входящий в состав Постной Триоди, Канонников, Правильников и Акафистников. Канон читается на 5-й седмице Великого поста на совершаемом один раз в году богослужении Субботы Акафиста (Похвала Пресв. Богородицы). Эпитет, ставший названием образа, в Каноне относится ко Христу, в то время как на иконах «Н. Ц.» он адресован Богородице. Появление данной иконографии отражает стремление к прославлению Пресв. Девы и осмыслению Ее роли в деле Божественного домостроительства. В правосл. традиции возникновению развитой иконографии «Н. Ц.» предшествовали отдельные образы Божией Матери, на к-рых Младенец Христос или Дева Мария изображены с цветком (икона св. Анны с младенцем Марией - XV в., Музей Бенаки, Афины; см.: From Byzantium to el Greco: Greek Frescoes and Icons.

http://pravenc.ru/text/2565162.html

Пресв. Богородица на престоле, с предстоящими преподобными Лукианом и Корнилием Александровскими. Икона. 2003 г. Иконописец К. В. Фёдорова (Лукианова пуст.) Пресв. Богородица на престоле, с предстоящими преподобными Лукианом и Корнилием Александровскими. Икона. 2003 г. Иконописец К. В. Фёдорова (Лукианова пуст.) Настенный образ из Успенской ц. повлиял на разработку иконографии К. при создании образа К. и прп. Лукиана к их прославлению в 1984 г. На этой иконе, находящейся в музее мон-ря, святые представлены в рост в молении перед Пресв. Богородицей на престоле в небесном сегменте. Головы седобородых старцев, как и в росписи, покрывают куколи. Святые придерживают общий свиток с начальным текстом 13-го кондака из Акафиста Пресв. Богородице. У ног К. и прп. Лукиана изображен мон-рь с редко стоящими внутри ограды храмами, на золотом фоне возвышается коричневато-красная гора с 2 деревьями на вершинах, вероятно символизирующая высоту подвига преподобных. На полях иконы - побеги, обрамляющие вверху медальон с Голгофским крестом. Тот же автор незадолго до открытия мон-ря выполнил единоличный образ К. (ок. 1990): святой изображен в рост вполоборота вправо в молении образу Божией Матери «Одигитрия», в его левой руке - развернутый свиток с аналогичной надписью из Акафиста. У К. шапка седых волос и длинная заостренная борода, куколь лежит на плечах. Святой стоит на берегу р. Серой, напротив обители с тесно стоящими церквами. Основные иконы К. созданы после возобновления Успенского мон-ря в 1991 г. Их написание было приурочено к монастырским событиям и памятным датам. После обретения мощей святого в 1995 г., когда они были помещены в вост. части юж. галереи Троицкого (бывш. Покровского) собора обители (т. н. Распятском приделе), появились новые иконы. Святого стали писать с короткими седыми волосами и длинной, узкой на конце бородой, в полном монашеском облачении (ряса, мантия, пояс, схима с куколем на плечах), цвета одеяний варьировались. С ориентацией на древнерус. иконопись построено пространство и решен колорит золотофонных икон, созданных в иконописной школе при МДА, а также насельницами мон-ря и иконописцами из Владимира.

http://pravenc.ru/text/2458671.html

Так, на Руси в дониконовскую эпоху М. пели неск. раз в неделю или даже ежедневно. Чиновники рус. кафедральных соборов XVI-XVII вв. почти ежедневно упоминают М. среди совершаемых в храме служб - либо после вечерни, либо после часов и до Божественной литургии. Согласно Чиновнику московского Успенского собора, в случае присутствия на службе самого царя после литургии специально для него М. совершали еще раз (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908. С. 4, 12-15, 18, 21, 47, 71, 74 и др.). Сохранилось более раннее предписание даже о ежедневном пении М., принадлежащее свт. Геннадию Новгородскому и изданное в 1492 г. В нем даны указания о конкретном содержании М.: в воскресенье на М. положено петь каноны Благовещению и свт. Петру, митр. всея Руси; в понедельник - архангелам и свт. Алексию, митр. всея Руси; во вторник - Одигитрии и свт. Леонтию Ростовскому; в среду - Покрову, Знамению, Владимирской, Сретению (поочередно) и прп. Варлааму Хутынскому; в четверг - Успению и свт. Николаю Мирликийскому; в пятницу - Крестовоздвижению и прп. Сергию Радонежскому; в субботу - Похвалы Пресв. БогородицыАкафистом) и прп. Кириллу Белозерскому (см.: Псалтирь XVI в., РНБ. Соф. 61. Л. 236 об.). В сборнике XVI в. «Правило Молебное на четыре седмицы» (в тексте сборник также назван «Молебником» - Л. 5) приведены различные молебные каноны на каждый день на протяжении 4 недель, т. е. почти на целый месяц (ркп. ГИМ. Син. 470). К этим и подобным им распределениям канонов по дням недели восходят аналогичные указания позднейших Канонников и Правильных канонов; с ними же опосредованно связана и совр. практика чтения 3 молебных канонов при подготовке ко Св. Причащению. В рус. мон-рях в XVII в. М. обычно совершался трижды либо четырежды в неделю. Так, в Троице-Сергиевой лавре в XVII в. в воскресенье пели М. с каноном Пресв. Троице и/или Благовещению Пресв. Богородицы; в понедельник - с канонами Пресв. Троице и к.-л. святому; в среду - с каноном Одигитрии и к.-л. святому; в пятницу - с каноном Похвалы Пресв. Богородицы и Акафистом; в постовые дни с пением «Аллилуия» М. не совершались (см. лаврский устав нач. XVII в., РГБ. Ф. 304/1. 248. Л. 72 об.- 79 об.). В практике Иосифова Волоцкого мон-ря XVII в. М. по воскресеньям совершался с каноном Благовещению, по средам - с каноном Одигитрии, по пятницам - с каноном Акафиста; помимо М. трижды в неделю - по понедельникам, средам и пятницам - пели панихиду, с заупокойным каноном по гласу (см. Обиходник этого мон-ря XVII в., РГБ. Ф. 304/1. 739. Л. 362-362 об.); и т. д.

http://pravenc.ru/text/2564052.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010