л. 186. Канон молебен препод. отцем Зосиме и Саватию. л. 198. Канон препод. Сергию чюдотворцу. л. 206. Указ правилу на Светлой неделе. л. 210. Последование иже к божеств. причащению телу и крови Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа. См. 267 л. 255. 290. (1204.) Канонник, полууст., XVII века, в четверть, 112 листов. л. 1. Сказание главам предлежащым в книзе сей. л. 2 об. Указ полунощницы повседневной и суботной. л. 9 об. Канон Пресвятыя и Живоначалныя Троица гл. 4. л. 15. Канон Собором св. Отец общей, творение патриарха кир Германа. л. 21. Служба общая по вся дни ко Господу нашему Ис. Христу гл. 6. л. 35. Канон Ангелом. л. 42. Канон 12 Апостолом. л. 49. Канон св. великому Афанасию александрийскому . л. 58 об. Канон св. великомученице Парасковии. л. 63 об. Канон, препод. Никону радонежскому чюдотворцу. л. 70 об. Канон общей Зосиме и Саватию соловецкым чюдотворцем. л. 81. Канон трем святителям Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоустом у. л. 87 об. Канон в неделю всех Святых. л. 90. Канон св. великомученице Екатерине. л. 104. Канон препод. Варлааму хутынскому чюдотворцу. 291. (1205.) Канонник, полууст., XVII века, в четверть, 502 листа. л. 1. Главизны книзе сей. л. 3. Пасхалия, начин. от 7133 (1625) г. и Лунник. л. 11. Тропари и богородичны и ипакои воскресны на 8 гласов. Потом: Тропари и кондаки по вся дни. л. 20–29. Блаженна по вся воскресения, и апостол и евангелие. Блаженна по вся дни, и апостол и евангелие. Блаженна по вся суботы, и апостол и евангелие. л. 29. Указ правилу в келие. л. 30. Указ навечерницы малой с канонамн пресв. Богородице и ангелу хранителю. л. 52. Полунощница по вся дни, потом по вся суботы. л. 73 об. Канон Троичен гл. 6. л. 84. Канон Господу Ис. Христу нашему. л. 94 об. Канон пресв. Богородице с акафистом. л. 114. Канон Благовещению пресв. Богородицы. л. 122 об. Канон пресв. Богородицы Одигитрия. л. 130 Канон Ангелом и Архангелом. л. 136. Канон святейшему в пророцех Иванну Крестителю Господню с акафистом. л. 156 об. Канон честному и животворящему Кресту.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

На обор. конечного белого листа киноварью. Троецкаа Сергиева монастыря. 316. (850.) Псалтирь с возследованием, полууст. четкий. напис. 1543 года, в четверть, 512 листов. Заглавная заставка писана красками и золотом, заглавие Псалтири золотом, впереди закладка в бумажной рамке. л. 1. Чин егда кто хощет пети Псалтырь, (л. 140 об.) И по свршении всего Псалтыря и песней тот же, какой под 50. л. 143. Часословець, имеяй нощную и дневную службу, по уставу иже в Иерусалиме св. лавры препод. и богон. отца нашего Савы. л. 205. Последование церковнаго пениа и сбрания вселетнаго от мес. септевриа до мес. августа, преимеюще тропаря же и кондакы Господьскым праздником и нарочитымь Святымь. Из русских Святых упоминаются многие, в том числе, из Святых, которым уставлено праздновать на Соборе 1547 года: Июня 1, память препод. отца нашего Дионисиа глушицскаго чюдотворца (см. 263 на конце); ноября 17, преставление препод. отца нашего игумена Никона чюдотворца; янв. 10, память препод. отца нашего Павла обнорскаго. Впрочем, последние два приписаны под строками рукою инока Исаии каргопольца (см. 133), а тропари и кондаки им на последнем 512 листе. Память препод. отца нашего Антониа печерскаго иже в Киеве показана 7 мая. л. 291 об. Вследование св. великыа Четыредесятница и Пятидесятницы. л. 309 об. Тропари вскресны, и богородични, и ипакои 8 гласовом, и проч. См. пред. 315 л. 191. л. 318. Служба пред Господемь нашим Ис. Христомь, творение Феоктиста инока обители студийскиа. л. 325 об. Служба к пресв. Богородици акафисто, сиречь неседающе. л. 340. Служба Благовещению пресв. Богородицы. л. 349. Канон молебен пресв. Богородице, творение священноинока Игнатиа. л. 355. Служба воскресна гл. 6. л. 376. Канон св. ангелу хранителю своему. л. 381. Канон о плачи пресв. Богородици гл. 6, пети в всякую пятницу на нощь. л. 384. Правило певаемо на боготелесное погребение Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа и на плачь св Богородици, творение Симеона Логофета . (Лист 390 из месяцеслова д. б. после 213).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Аминь. (Из акафиста, 1894 г. С.-Петерб.).   27-е число. Празднование «Знамени Пресв. Богородицы». Оно установлено в Новгороде в 1170 г. по следующему случаю. Великий князь Андрей Юрьевич пошел войною против новгородцев. Собрав огромное войско, подступил к Новгороду. Новгородцы с своим архипастырем Иоанном (в иночестве – Илиею) обратились с молитвою к Господу и Пресв. Богородице. Ночью, во время молитвы, архиепископ услышал голос от иконы: «Иди в церковь Господа И. Христа, на Ильинской улице; возьми оттуда икону Пресв. Богородицы и вознеси на городские стены. Тогда увидишь спасение городу». Он отправил за иконою протодиакона, а сам начал совершать молебное пение, но посланные никак не могли двинуть икону с места. Тогда отправился за нею сам Иоанн, и когда пели молебен, то икона сама двинулась. Архиепископ принял на руки икону и вознес на городскую стену. Тут, во время нападения врагов, икона вдруг отвратила свой лик от нападающих и обратила его, в знамение своей милости, к городу, и в это время заметны были на лике слезы из очей Богородицы. Тогда тьма облегла полки неприятелей, и они обратились в бегство. Новгородцам оставалось только преследовать врагов. Это было 27-го ноября. После того икона получила название «Знамение, т. е. чудо, Пресв. Богородицы», и установлено было празднование сей иконе. В 1566 г. по молитве пред сею иконою был остановлен ужасный пожар в Новгороде, а в 1611 г. шведы, производя грабеж в этом городе, хотели войти в церковь Знамения с тою же целью; но лишь вступили на порог храма, как невидимою силою были отброшены назад. Икона представляет поясное изображение Богоматери с распростертыми к небу руками и с Младенцем Иисусом, сидящим на лоне Ее без всякой поддержки. Правою рукою Господь бдагословляет мир, а в левой держит свиток-знак Своего спасительного закона. – Замечательна икона Знамения, находящаяся в Царском Селе, в придворной церкви, по древней прекрасной живописи и по многим чудесам. Икона принесена в дар царю Алексею Михайловичу Константинопольским патриархом Афанасием и с того времени сделалась особенно чтимою в царском роде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Вид на алтарную часть с мозаикой в конхе и иконостас собора Св. Софии в Киеве Вид на алтарную часть с мозаикой в конхе и иконостас собора Св. Софии в Киеве К чудотворному образу во 2-й пол. XIX в. прибегали с молитвой «во всех житейских случаях, а женщины, в особенности киевские, даже римско-католического вероисповедания… во время разрешения от бремени, и многия пред тем просят об отправлении пред сим ликом Богоматери молебна с акафистом» ( Сементовский. 1864. С. 102). По средам перед этим образом в Софийском соборе совершалось чтение Акафиста Покрову Пресв. Богородицы ( Титов. 1910. С. 125). Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. получили распространение иконы Божией Матери «Н. С.», воспроизводящие иконографию мозаичного образа «Оранты» собора Св. Софии Киевской (икона в киоте в боковом нефе Владимирского собора в Киеве). Местночтимая икона «Н. С.» с поясным изображением Божией Матери «Оранты» (нач. ХХ в.) находится в ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Никольского Енотаевского р-на Астраханской обл.; прославилась чудотворениями с 2001 г. Почитаемая икона «Н. С.» с фигурой Божией Матери в сиянии из диагонально расходящихся золотых лучей (XIX в.) в 60-х гг. XX в. появилась в московском храме во имя апостолов Петра и Павла в Лефортове. Во 2-й пол. ХХ в. открываются храмы, освященные в честь иконы Божией Матери «Н. С.»: на хуторе Садки Приморско-Ахтарского р-на Краснодарского края, в дер. Изотино Южского р-на Ивановской обл., в пос. Гаспра городского окр. Ялта. В честь этой иконы освящен жен. мон-рь, открытый в 2002 г. в г. Апшеронске Краснодарского края. Архиеп. Сергий (Спасский) привел «Н. С.» в числе икон Богоматери с неизвестными днями празднования ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 539). В своде чудотворных икон Божией Матери С. И. Снессоревой сообщается, что празднование иконе «Нерушимая Стена» установлено в Неделю всех святых ( Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1898. С. 410-411). Во 2-й пол. ХХ в. написан Акафист Пресв. Богородице пред иконой «Нерушимая Стена» (см. икос 7 - «девять столетий неврежден сохрани»). Тропарь иконе - «Яко нерушимую стену и всемощный покров…».

http://pravenc.ru/text/2565092.html

Прор. Моисей с горящим кустом в качестве своего иконографического атрибута может изображаться в композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», получившей на Руси название «Похвала Пресвятой Богородицы» (напр., икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. или кон. XIV в.). Изображение горящего куста сохранилось и в новом изводе этой Богородичной композиции, появившейся на Руси в посл. четв. XV в. (икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, сер. XVI в., ГРМ), а также присутствует в пророческих рядах рус. иконостасов с XVI в. (икона «Пророки Давид и Моисей» из новгородской ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, сер. XVI в., НГОМЗ). Сюжет с видением прор. Моисею включается и в состав циклов деяний Св. Троицы (напр., икона «Св. Троица в деяниях», 2-я пол. XVI в., из Покровского мон-ря в Суздале, ГРМ). Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» Иконография этого образа Пресв. Богородицы появилась в XVI в. и, по всей видимости, была разработана в окружении свт. Макария, митр. Московского. Первое упоминание изображения с таким названием встречается в деле дьяка Посольского приказа И. М. Висковатого (1553-1554; «Н. К.» приведена Собором в числе сложных сюжетов, которые пишутся «по древним греческим образцом, яко же святии пророци видеша, и святии отци» - Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 36). Самое раннее датированное изображение Богоматери «Н. К.» является одним из сюжетов иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с клеймами земной жизни Христа и праздников» вологодского иконописца Дионисия Гринкова (1567-1568, ВГИАХМЗ). К наиболее древним относятся иконы: из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (40-е гг.- сер. XVI в.) (КБМЗ), из ц. Богоматери «Одигитрия» в Ростове (сер. XVI в., ГМЗРК), из Кириллова Белозерского мон-ря (60-е гг. XVI в., КБМЗ), из Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде (3-я четв. (60-е гг.?) XVI в., НГХМ). 2-й пол. XVI в. датируются иконы из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), из Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря (МГОМЗ «Коломенское»), из собора Смоленской иконы Божией Матери московского Новодевичьего мон-ря, из московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке (ГТГ), в собрании СГХМ. К рубежу XVI и XVII вв. относятся иконы из собрания Н. С. Голованова (ГТГ), а также из с. Усть-Кишерть Пермской обл. (заказ Н. Г. Строганова, 1604-1605, ЕМИИ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Конечные статьи с л. 314-го писаны другою рукою. На первых листах внизу: Кануник старца Еустафия Голофкина. См. 81. 267. (1225.) Канонник, полууст., исх. XVI века, в четверть. 286 листов. л. 1. Служба ко Господу нашему Ис. Христу. л. 15. Служба пресв. Богородици Приснодевеи Марии акафисто сиречь неседално. л. 41 об. Канон Благовещению пресв. Богородици, творение Иосифово. л. 49 об. Канон молебен пресв. Богородици (Параклис), певаем по вся дни на навечерии. л. 56. Канон молебен ангелу своему хранителю души и телу. л. 62 об. Канон молебен ангелу своему хранителю души и телу, творение Иоанна Дамаскина . л. 74 об. Канон общий препод. отцем Зосиме и Саватию. л. 87 об. Канон св. ап. Иоанну Богослову. л. 97. Канон св. Николе, творение Феофана. л. 104. Вследование тропарем и кондакам от мытыря и фарисиа до всех Святых. л. 133. Полунощницы повседневная, субботняя и воскресная. л. 179. Служба воскресная гл. 6. л. 218. Канон Святей и Живоначальней Троице. Был выше л. 166. л. 223. Канон препод. Сергию радонежскому чюдотворцу. л. 231. Канон препод. Никону, творение Пахомия ермонаха иже от Святыя горы. л. 239. Канон св. Алексею человеку Божию. л. 247. Канон Успению пресв. Богородицы. гл. 1. л. 255. Канон св. причащению преч. тела и крове Господа Бога и Спаса нашего Ис. Христа, творение св. Симеона Новаго Богослова Метафраста, Логофета от божественных рачений толковника. В Последовании к св. причащению в рукописях встречается большею частию этот канон, а не тот, какой читается ныне. Он напечатан в Каноннике 1636 и След. Псалтири 1637 года. л. 260. Молитвы ко св. причащению под особым отделом, а на конце рядом и по св. причащении. Поля начала ркп. залиты маслом и почернели. Внизу 12 и 13 листа: Кануник диакона Мартина Вешнякова. 268. (1213.) Канонник, полууст., XVI века, в четверть, 475 листов. л. 1. Сказание главам в настоящей книзе сей (почерк. XVII в.). л. 3–61. Каноны 8 гласов Святей и живоначальней Троици. л. 62. Два канона в неделю 50 на Сшествие Св. Духа на Апостолы гл. 7 и 4.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

I. Содержание Акафиста Божией Матери в кратких чертах. – Акафист Божией Матери, как исторический факт. – Трудности определения времени появления Акафиста Божией Матери (издания текста, четьи-минейные сказания). – Общий обзор мнений о времени и причинах установления праздника Акафиста Божией Матери и составления его песнопения, начиная с IX века сплошь до настоящего времени. – Неопределенность вопроса – Заключение. Столица византийской империи, великий Константинополь, был некогда осажден одним нехристианским народом, угрожавшим ему опасностью полного разорения; но он нечаянно спасся, благодаря явному заступничеству Пресвятой Богородицы; из жалости к осажденным христианам она не замедлила явиться в среде их невидимым военачальником против врага. Однако такая свыше дарованная помощь была следствием продолжительного моления, приносившегося коленопреклоненно-стоящим народом в великом храме Святой Софии, в котором вместе с этим воспевалось особенное песнопение, посвященное Пресв. Богородице, так называемый Акафист (ακθιστος μνος=неседальное песнопение). С тех пор установлен специальный ежегодный праздник – Акафист, в который от лица Константинополя и всей империи возносилось общее благодарственное моление к Пресв. Богородице за её прежнюю благостыню. Такова в кратких чертах гипотеза об историческом происхождении известного нам Акафиста. Им, в сущности, передается действительное событие в религиозной концепции, которое засвидетельствовано подлинными историческими документами, но затемнено преданием. Говорится ни о чем другом, как только о деятельности народа, который, находясь в крайне опасном положении и напрягая свои последние силы, спасся исключительно силою своей искренней и живой веры в божественное покровительство. Византийские писатели, умалчивая про народное движение, говорят только о его следствии, как воспоминании о сверхъестественном спасении города от угрожавшей ему гибели. Так издавна переданный нам исторический факт привлек к себе внимание при изучении византийской истории. Прежде всего, потребовалось его хронологическое определение, когда многие писатели и отнесли его ко временам царствования Ираклия. Дальнейшее изложение покажет неосновательность подобного мнения, хотя жертвами его явились весьма известные историки. Заблуждение выяснилось только в настоящее время, с появлением несколько односторонних и безприемных исследований. Они, хотя далеко отстоят от положительного решения вопроса о времени и причинах происхождения Акафиста Богородице, усилили, однако сомнения в ценности и научном значении доселе преобладающего мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

272. (1224.) Канонник с прибавлением, полууст., исх. XVI или нач. XVII века. в четверть, 262 листа. л. 1. Навечерница с канонами пресв. Богородице и ангелу хранителю. л. 13 об. Тропари воскресныя, по вся дни и богородичны. л. 24. Канон Святей и Единосущней и Животворящей Троице тл. 6. л. 31. Служба Господу нашему Ис. Христу. л. 39 об. Канон благодарствен пресв. Богородице сь акафистом. л. 52 об. Канон Благовещению пресв. Богородици. л. 56 об. Канон радостен пресв. Богородици Одигитрия. л. 62. Канон св. Иоанну Златоусту , творение Феофаново. л. 68. Канон препод. Сергею чюдотворцу. л. 73. Канон св. первомученику Стефану. л. 78. Последование к св. причащению. См. 267 л. 255. л. 115. Канон св. великомученице Варваре. л. 119. Канон св. великомученице Екатерине. л. 126. Последованис малаго образа, еже есть мантия. л. 134. Молитвы по св. причащении. л. 145. Чин бываемый великаго ангельскаго образа. л. 176. Последование (исповеди) иноком. л. 225. Канон Апостолом и св. Николе чюдотворцу. л. 240. Канон препод. Алексию человеку Божию. л. 252. Канон препод. Никону. По .шстам внизу скорописью: Книга Канонник Живоначалные Троицы Сергиева монастыря соборнаго старца Тихона-казанца, (быв. в 1630–1640 г.), и в котором монастыре или у приходной церкви сия книга дана будет вкладом, я за сю книгу того монастыря или приходной настоятелем за старца Тихона о душевном спасении и о телесном здравии, покаместа жив будег, молити Бога, а как Бог по душу его пошлет, и по смерти ево старца Тихона и родители ево Артемия, Фрола, Елеазара, Ирину, девицу Маремъяну, Еуфимия, Анну, инока священника Лаврентия написати в черном сенадике и поминати по уложению наставити. 273. (1231.) Канонник, полууст., XVI века, в четверть, 263 листа. Статьи, коих в оглавлении означено 22, почти те же, какие под 267, особенных нет. Ветхие листы переписаны в XVII веке. 274. (878.) Канонник, полууст. крупный, XVI века, в осмую долю, 557 листов, заглавная заставка киноварная. л. 1–118. Шесть кафизм 1–4, 9 и 17-я и две полунощницы: повседневная и субботняя.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Наиболее ярким примером итало-визант. стиля, испытавшего влияние итальянской готики и искусства Кватроченто, являются росписи ц. Панагии «тис Подиту» в Галате (1502) и Латинской капеллы в монастыре прп. Иоанна Лампадиста. Если раньше фрески капеллы датировали кон. XV в. ( Stylianou. 1997. Р. 320) или 1-й пол. XVI в. ( Constantinides. 1999. P. 278, 280, 284), то С. Фриджерио-Зениу пришла к выводу, что они выполнены между 1555 и 1571 гг., т. к. в качестве образцов при создании композиций «Гостеприимство Авраама» и 7-го икоса Акафиста Пресв. Богородице были использованы гравюры Б. Саломона, опубликованные в Лионе в 1555 г. ( Frigerio-Zeniou. 2001. Σ. 441-445). Для этих росписей характерна тенденция к уменьшению масштаба композиций, имеющих глубокое, разделенное на планы пространство с высокой линией горизонта; фоном являются ренессансные интерьеры или пейзажи со средневек. замками. Небольшие фигуры, часто в необычных ракурсах, свободных позах и «латинских» костюмах, трактованы более объемно и натуралистично, иногда с намеком на светотеневую моделировку (полуфигуры апостолов на своде). К произведениям итало-визант. стиля относятся также композиция «Страшный Суд» и иконостас ц. Панагии Кафолики в Пелендри (ок. 1500), росписи ц. Пресв. Богородицы Иаматики в Аракапасе (по Фриджерио-Зениу, 3-я четв. XVI в.), иконы худож. Иосифа Хурриса в иконостасе кафоликона монастыря прп. Неофита Затворника (1544) и др. Иконописец и реставратор Г. Петру доказал, что хранящаяся в этом мон-ре икона Божией Матери «Энклистриани» принадлежит кисти критского мастера Феофана Критского , который до пострига носил имя Феофилакт Стрелицас. В связи с этим было высказано предположение, что и росписи собора мон-ря прп. Неофита Затворника, включающие в т. ч. 24 сцены Акафиста Пресв. Богородице, созданы этим художником в ранний период его творчества. Противоположность этим изысканным аристократическим росписям представляет настенная живопись небольшой ц. арх. Михаила в дер. Визакья (XVI в.), исполненная в упрощенной манере, но поражающая экспрессивностью форм и народной фантазией.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

л. 101 об. Чин освящению церкви. После л. 103 чит. 140–161. л. 108. Последование малаго масла, творение св. отца нашего Арсениа. Окончание елеосвящения. После л. 139 чит. 104–107. л. 162. Степенна 8 гласов. На конце: По непорочнах трепари (воскресны). л. 177. Полиелеос многомилостивый. Избранные Псалмы. л. 225 об. Святцы, начин. с мес. марта, древнего летосчисления. См. в послесловии 89 показание времени, употребленного попом Упирем на списание книг 16 Пророков. Из сербских Святых нет ни одного, из русских встречается 24 июля: Бориса и Глеба, да в мае прибавлено после тою же рукою: 2-го, Бориса и Глеба, 3-го, Федосья печерьского. Упомянут праздник и пренесения мощей святителя Николая мая 9. Пророка Исаин и Николы, а происхождения честного Креста августа 1 опушен. При месяцах в святцах пишутся римские и славянские названия: Месяць март рекше сухий, априль – березоль, май – травен, июнь – изок, иуль – червен, август – зарев, септеврий – рюин, октябрь – листопад, ноябрь – груден, декабрь – студен, генварь – просинець, февраль – сечен. 256. (1864.) Канонник с прибавлениями, полууст. разный, исх. XV века, в четверть, 178 листов, заглавная заставка цветочная с красками. Заглавие: Святаго Григориа Беседовника книга. Прерывается в начале второй книги. См. 153 л. 1–70. л. 55. Суды Сомомони мало вкратце пишем, якоже рече Писание: бысть Соломан мужь мудр, притчями и гадании и неразрешимыя суды словес деяниа пытанием решитель. Разные сказки о премудрых решениях Соломоновых. См. Оп. Рум. Муз. CCCCLIII л. 328–336. л. 70. Канон молебен к своему ангелу и хранителю души и телу. л. 76 об. Канон Иисусу сладчайшему. л. 81. Канун молебен пресв. Богородици (Параклисис). л. 85 об. Чин како подобаеть пети параклись пресв. Богородици (Одигитрии). После листа 85 одного недостает. л. 89. Канон светейшому Предтечи и крестителю Иоанну. По окончании каждой песни приложена катавасия русского сочинения. л. 98. Канон благодарен пресв. Богородиди с акафистом. л. 109 об. Канон на Благовещение пресв. Богородици, творение Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010