Мироточивые главы в Дальних пещерах. Фотография. Кон. ХХ в. Мироточивые главы в Дальних пещерах. Фотография. Кон. ХХ в. После возрождения лавры из фондов НКПИКЗ в обитель был возвращен изготовленный во 2-й пол. XIX в. ковчег, в который помещены части Древа Животворящего Креста Господня и гроба ап. Андрея Первозванного, частицы мощей святых, почивающих в лаврских пещерах, прав. Лазаря Четверодневного, ап. Анании, еп. Дамасского, святителей Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, сщмч. Игнатия Богоносца, великомучеников Меркурия Кесарийского, Феодора Стратилата, Пантелеимона, Иакова Персянина, вмц. Варвары, преподобных Иоанна Дамаскина, Афанасия Афонского, Александра Свирского. В Крестовоздвиженской ц. находится изготовленное в 1999 г. резное Распятие с частью Древа Животворящего Креста Господня в киоте с частицами мощей святых. Частицы мощей также вложены в иконы ап. Андрея Первозванного (90-е гг. XX в., храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских), свт. Николая Чудотворца (нач. XIX в.), свт. Никиты Новгородского (1992, Крестовоздвиженская ц.), свт. Феодосия Черниговского (XIX в., ц. Всех святых Киево-Печерских), вмч. Пантелеимона (2000, Крестовоздвиженская ц.), вмц. Варвары (2-я пол. XIX в., ц. Всех святых Киево-Печерских, передана из НКПИКЗ; рубеж XX и XXI вв., Крестовоздвиженская ц.), прп. Александры Дивеевской (2001). Иконы Киево-Печерская икона «Успение Пресв. Богородицы». Литография. 1847 г. (ГПИБ) Киево-Печерская икона «Успение Пресв. Богородицы». Литография. 1847 г. (ГПИБ) Главной святыней К.-П. л. КПП называет «наместную» икону. В патерике рассказывается о принесении в 1073 г. преподобным Антонию и Феодосию к-польскими зодчими иконы, к-рую они получили во Влахернах из рук Самой Богородицы со словами: «Она будет наместной» (Киево-Печерский патерик. Слово 2. «О приходе мастеров церковных из Царьграда к Антонию и Феодосию»). Монастырское предание, восходящее к сер. XVII в., считает древней «наместной» иконой образ «Успение Пресв. Богородицы» (см. ст. Киево-Печерская икона «Успение Пресвятой Богородицы» ). В XVII - нач. XX в. прославившийся чудесами образ находился в круглом драгоценном киоте над царскими вратами иконостаса Успенского собора и опускался на шелковых шнурах для целования. Икона утрачена во время оккупации Киева в 1941 г. В К.-П. л. хранятся ее почитаемые списки XIX в.- в Крестовоздвиженской ц. на Ближних пещерах, в киоте над царскими вратами и в алтаре Трапезного храма преподобных Антония и Феодосия Печерских. Каждую среду перед литургией соборно читался акафист Успению Пресв. Богородицы. Празднование в честь иконы «Успение Пресв. Богородицы» совершается 16 мая в память о принесении ее из К-поля и 28 авг., в день Успения Пресв. Богородицы. Возобновлена традиция соборного чтения по средам акафиста Успению Богоматери перед Ее чудотворной иконой.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

л. 69 об. Тропари вскресны на 8 гласовь. Тут же: Тропари по вся дни. Тропареве богородичны и крестобогородичны на 8 гласов. л. 76 об. Последование тропарий и кондаком от мытаря и фарисея до всех Святых. л. 85. Служба на первый день Пасхи. л. 94. Служба к Господу нашему Ис. Христу, творение Феоктиста инока Студийскыя обители. л. 99. Служба Благовещению пресв. Богородицы. л. 107 об. В пяток 5 недели св. Четыредесятницы акафисто, служба пресв. Богородици. л. 121. Чин како подобает пети параклис пресв. Богородици (Одигитрии). Стихи пред тропарями в каждой песни разные, а в 3 и 4 песни и пред обоими тропарями, но различис между ними заключается в одних выражениях; напр., в 1-й песни запел: О чюдотворная Богородице, предвари от бед избавити раба своего молящагося; в 3 песни пред 1-м тропарем: О чюдотворнаа Девице Мати Бога вышняго, ты еси утвержение, потщися спасти рабы своя; пред 2-м тропарсм: О чюдотворнаа Богородице, молитвами Сына умоли, вся бо можеши матерьскы молящи. л. 128. Правило певаомо на боготелесное погребение Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа, творение Симеона Логофета . л. 134. Канон молебен пресв. Богородици гл. 8 (Параклисис). л. 137. Канон молебен к пресв. Богородици гл. 6. л. 141. Последование к божественному причащению. См. предыд. 267 л. 255. л. 186. Последование о причащении св. воды, иже великаго освящениа на Богоявление. л. 188. Песнь полунощнаа Господу Богу нашему Ис. Христу по буквам. Нач. Безгрешне едине Тебе молю, моа грехы оцести. л. 190. Песнь полунощнаа пресв. Богородици по буквам. Нач. Вспеваа благодать твою Владычице, ум мой облагодети. л. 191 об. Св. Максима исповедника сказание известно, и проч. л. 194. Правило, внегда случится иноку искуситися в сне от осквернениа по действу диаволю. л. 200. Канон молебен к своему ангелу хранителю души и телу. л. 207. Акафист св. архистратигу Михаилу, творение вселенскаго патриарха кур Исидора. л. 214 об. Канон на исход души, творение Андрея критскаго . л. 224. Служба, июня 12, препод. Ануфрию. л. 229 об. Служба, апр. 1, преп. Марии египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

О. В. Лосева, М. А. Маханько Фресковые комплексы Фрагмент лика Богоматери. Роспись юж. стены кафоликона вмч. Георгия Победоносца. XIII в. Фрагмент лика Богоматери. Роспись юж. стены кафоликона вмч. Георгия Победоносца. XIII в. К числу ранних относятся росписи в парекклисионе старого кафоликона во имя вмч. Димитрия (3-я четв. XIV в.). Как и кафоликон малый храм имеет наос с певницами, в конхах к-рых были помещены росписи на сюжеты праздников (сохр. только «Крещение Господне» в сев. конхе), прославляющие Христа и Пресв. Богородицу. В деталях раскрывалась тема царственности, напр. в композиции «Успение Пресв. Богородицы» смертное ложе покрыто тканью с жемчужными бордюрами и медальонами с 2-главыми орлами, синими и красными. Похожие узорчатые ткани, изображенные на ложе в композиции «Успение Пресв. Богородицы» известны лишь в росписи ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Матейче (Македония; 1356-1360), гораздо чаще они встречаются в одеяниях царственных персонажей и ктиторов. На стенах и столбах также представлены в рост и погрудно святители, св. воины, преподобные. Стиль росписей характерен для палеологовской живописи, с пластическим решением личного благодаря холодному санкирю, теплым охрам и яркой подрумянке. На внешней юж. стене сохранился фрагмент росписи XIII в. Раннехрист. колонны, использованные в кафоликоне, имеют античные композитные капители; в средневековье они были дополнены плитами, к-рые имеют граненые очертания, украшены различными орнаментальными мотивами: крест в круге или в окружении виноградной лозы, вписанные в круги розетты и цветы, солярные изображения. В кон. XV в. благодаря поддержке валашских господарей К. п. м. переживал период расцвета. Возведение трапезной придало мон-рю более торжественный вид: она составила часть монастырской ограды с запада и через экзонартекс была соединена с лити и кафоликоном. Фасад трапезной украшают сдвоенные арочные окна; подобное сдвоенное окно, но более крупного размера и с мраморной колонкой по центру есть на фасаде лити старого кафоликона. В 1474/75 г. (в прочтении И. Тавлакиса и К. Хрисохоидиса - в 1496 или 1497) были расписаны стены трапезной. Согласно вкладной надписи в нише игумена на юж. стене (записана), росписи были выполнены при настоятеле Феофиле на средства архонта Иоанна, сына Симона, и его детей. Юж. стена украшена композицией, где собраны разные образы, прославляющие Пресв. Богородицу: над окном - «Богоматерь Воплощение» в окружении небесных сил и ангелов, по сторонам окна - святители, по контуру арочного обрамления оконной ниши - полуфигуры пророков в медальонах-«завитках». Стены трапезной разделены на 2 ряда, в нижнем располагаются фигуры преподобных в рост, так что каждый стоит под собственной арочкой-киворием без столбиков. В верхнем ряду на зап. стене - Акафист Пресв. Богородице, на вост.- Житие вмч. Георгия. Над входом в трапезную в нише - «Гостеприимство Авраама (Св. Троица)».

http://pravenc.ru/text/2462145.html

В рус. храмах XIV в. литургическое осмысление протоевангельских циклов, как и в XII в., получает яркое воплощение. В росписи собора Рождества Пресв. Богородицы псковского Снетогорского мон-ря (1313) 2 большие праздничные композиции («Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы») расположены справа от алтарного проема и занимают весь средний регистр вост. стены юж. рукава подкупольного креста. Остальные 10 сцен цикла представлены небольшими композициями в 3 ярусах на зап. стене сев. рукава креста: «Отвержение даров», «Благовестие Иоакиму», «Благовестие прав. Анне», «Встреча Иоакима и Анны», «Первые шаги Марии», «Благословение Марии иереями», «Моление Захарии о жезлах», «Обручение Марии с Иосифом», «Сомнения Иосифа», «Испытание водой обличения». Вслед за иллюстрациями И. П. идет праздничная композиция «Покров Богоматери». Завершается этот ряд плохо сохранившейся композицией, к-рую можно интерпретировать как иллюстрацию 12-го икоса «Поюще Твое Рождество» Акафиста Пресв. Богородице (см.: Лифшиц Л. И. Программа росписи собора Снетогорского мон-ря//Вопросы рус. и сов. искусства: Мат-лы науч. конф./ГТГ. М., 1974. Вып. 3: 1972/1973 гг. С. 38-39; Он же. Очерки истории живописи древнего Пскова: Сер. XIII - нач. XV в. М., 2004. С. 205). О том, что все названные сцены имеют литургическое значение, т. е. могут быть прочитаны в богослужебном контексте, свидетельствует изображение праздничных композиций «Преполовение» и «Пятидесятница - Сошествие Св. Духа на апостолов» напротив на вост. стене сев. рукава подкупольного креста. В новгородской ц. Успения на Волотовом поле (60-е гг. XIV в.) сцены протоевангельского цикла расположены на сводах и стенах всех рукавов креста и стенах вимы, как бы опоясывая все пространство храма. Фигуры творцов канонов, Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, авторов служб и песнопений в честь Богоматери, на предалтарных столпах подтверждают литургическое значение истории Девы Марии в системе храмовой декорации. В новгородской ц. Феодора Стратилата на Ручью (80-е гг. XIV в.) протоевангельский цикл украшает зап. стену хоров, обрамляя центральную композицию «Покров Богоматери», соответствующую посвящению находившегося на хорах придела. С утратами сохранились композиции: «Благовестие Анне», «Встреча у Золотых ворот», «Рождество Пресв. Богородицы», «Ласкание Марии». Выделение композиции «Введение во храм Пресв. Богородицы», к-рая расположена не на хорах, а в наосе на вост. стене юж. рукава ( Лифшиц. 1987),- особенность программы росписи этого храма.

http://pravenc.ru/text/200365.html

Рама с 23 клеймами Акафиста Божией Матери от Казанской Каргопольской иконы Божией Матери. 70-е гг. XVIII в. (КИАМЗ) Рама с 23 клеймами Акафиста Божией Матери от Казанской Каргопольской иконы Божией Матери. 70-е гг. XVIII в. (КИАМЗ) Рама 70-х гг. XVIII в. с клеймами Акафиста Пресв. Богородице (118×85 см) (КИАМЗ) (Там же. Рис. 3) раскрыта во ВХНРЦ в 2005-2008 гг. (реставраторы Г. В. Цируль, С. Н. Добрынин). Под средником, где находилась К. К. и., помещен кондак Казанской иконе Божией Матери «Притецем людие…», над средником в картуше - заключительный, 13-й кондак Акафиста Пресв. Богородице - «О, Всепетая Мати…». В навершии рамы на облачном фоне изображено «Коронование Богородицы» с предстоящими ангелами, по сторонам - святые. В клеймах (слева направо) иллюстрируются кондаки и икосы Акафиста Пресв. Богородице: 1) Кондак 1. «Взбранной Воеводе победительная…» - изображена композиция «Чудо от Ризы Богородицы в Константинополе»; 2) Икос 1. «Ангел предстатель…», кондак 2. «Видящи Святая Себе в чистоте…» - «Благовещение»; 3) Кондак 13. «О, Всепетая Мати…» - Богоматерь на престоле с предстоящими; 4) Икос 2. «Разум недоразумеваемый…», кондак 3. «Сила Вышняго осени тогда…» - «Благовещение у кладезя»; 5) Икос 3. «Имущи Богоприятную Дева утробу…» - «Встреча Марии и Елисаветы»; 6) Кондак 4. «Бурю внутрь имея…» - Дева Мария и Иосиф; 7) Икос 4. «Слышаша пастырие…» - «Рождество Христово»; 8) Кондак 5. «Боготечную звезду…» - «Путешествие волхвов со звездой»; 9) Икос 5. «Видеша отроцы халдейстии…» - «Волхвы приносят дары Богомладенцу»; 10) Кондак 6. «Проповедницы богоноснии бывше волсви…» - «Обратный путь волхвов»; 11) Икос 6. «Возсиявый во Египте…» - «Бегство в Египет»; 12) Кондак 7. «Хотящу Симеону…» - «Сретение Господне»; 13) Икос 7. «Новую показа тварь…» - «Иисус Христос благословляет апостолов на проповедь»; 14) Кондак 8. «Странное рождество видевше…» - Христос на престоле с предстоящими Божией Матерью и св. Иоанном Предтечей (Деисус); 15) Икос 8. «Весь бе в нижних, и вышних…» - Иисус Христос с предстоящими, в небесном сегменте - Божия Матерь «Знамение»; 16) Кондак 9.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [ГОРБАНЕВСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Горбанёвская икона Божией Матери Горбанёвская икона Божией Матери (празд. 30 июня), явлена в 1-й пол. XVIII в. (по др. источникам - в 1-й пол. XVII в.). Обрел икону казак Горбань в пустыньке в 5 верстах от Полтавы (ныне с. Горбанёвка Полтавского р-на Полтавской обл., Украина), где он вел хозяйство и имел пасеку. Во время сенокоса коса Горбаня переломилась, задев образ Пресв. Богородицы. На лике Божией Матери, под правым глазом, казак увидел рану, невольно нанесенную им иконе, из глаза истекла слеза; следы удара и слезы до сих пор явственно видны на иконе. Края обретенной иконы были обрезаны - возможно, образ был изуродован в период Северной войны 1700-1721 гг. Горбань перенес икону в дом и сообщил о случившемся духовному начальству. Вскоре в сел. Горбанёвка, к-рым владела помещица Стороженкова, был построен деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, где была поставлена Г. и. Чудеса от иконы тщательно проверялись и записывались в церковную книгу (не сохр., записи велись до 1917). На месте обретения иконы - на расстоянии ок. 2 верст от храма - забил целебный источник, существующий и в наст. время. В 1997 г. над источником была устроена небольшая часовня на месте прежней, разрушенной. На пожертвования верующих и заботами свящ. Евтихия Павловского в 1818 г. была возведена каменная ц. Рождества Пресв. Богородицы. В 30-х гг. ХХ в. ц. Рождества Пресв. Богородицы в Горбанёвке была разрушена, чудотворный образ спрятали прихожане. С 1949 по 1962 г. Г. и. находилась в Преображенском соборе Полтавы, после разрушения к-рого в 1962 г. была перенесена в Свято-Макариевский храм, ставший с того времени кафедральным собором, где и находится поныне. Начиная с 1850 г. ежегодно 30 июня Г. и. в сопровождении мн. тысяч богомольцев переносилась в Полтаву, где оставалась в Успенском кафедральном соборе 40 дней (до 10 авг.), а затем возвращалась в Горбанёвку. В наст. время Г. и. пребывает в Успенском соборе с 30 июня по 30 сент., затем к Покрову Пресв. Богородицы ее переносят в Горбанёвку. Посвященные Г. и. архиерейские богослужения проходят 2 раза в год - 13 июля и 12 окт. (по н. ст.). 13 июля совершается крестный ход из кафедрального храма к источнику у места обретения святыни. Иконе составлены тропарь и кондак. Каждое воскресенье за вечерним богослужением перед образом попеременно поется Акафист Богородице или созданный в 60-х гг. неизвестным автором Акафист Богородице в честь Ее иконы «Горбанёвская» (с 2000 в ред. прот. Георгия Зверева).

http://pravenc.ru/text/166173.html

Судя по тому что эта сцена отсутствует во всех интерьерах церквей, расписанных при св. Стефане III, можно предположить, что местами ее размещения и в др. случаях были фасады церквей. Подобная гипотеза вместе с другими аргументами вызывает необходимость пересмотра теории о появлении фасадных росписей в М. к. при господаре Петру IV Рареше, во 2-й четв. XVI в. Поклонение Этимасии. Фрагмент росписи «Страшный Суд» в ц. в честь Воздвижения Креста Господня в с. Пэтрэуци. 1487–1488 гг. Церковь вмч. Прокопия в Милишэуци была полностью разрушена в ходе первой мировой войны, однако сохранилось ее частичное описание в работах К. Ромсторфера и В. Подлахи, которые отмечают следы внешних росписей. В алтаре находились сцены «Поклонение Св. Жертве», «Тайная вечеря», «Омовение ног», а также регистр с изображением херувимов - видимо, непосредственно под изображением Пресв. Богородицы со Христом в конхе апсиды. В росписях нефа выделены ктиторский портрет св. Стефана III и его семьи и фигура вмч. Прокопия как предстателя и посредника подношения церкви Христу, сцены «Распятие Господне», «Христос перед Каиафой», «Снятие с Креста», «Успение Пресв. Богородицы» и «Преображение Господне» (в др. описании уточняется расположение сцен «Распятие Господне» и «Успение Пресв. Богородицы» на зап. стене и упом. сцена «Гостеприимство Авраама»). Важно, что сцена «Положение во гроб» располагалась на южной стене. Здесь, как и в церкви в Пэтрэуци, цикл разворачивался в обратном ходу солнца направлении. Так же, как и там, в Милишэуци в сев. апсиде повторяется сцена «Сошествие Св. Духа», однако здесь впервые появляется сцена «Преполовение Пятидесятницы». Отмечены без точного указания расположения сцены «Сошествие во ад» и «Царский Деисус» («Предста Царица…»). В нартексе милишэуцкой церкви был представлен довольно обширный (15 сцен) цикл Жития вмч. Прокопия, над входом в неф - Пресв. Богородица с Иисусом Христом и 2 ангелами, выше - пророки Давид и Соломон, по обе стороны от входа - архангелы Михаил и Гавриил. В нижнем регистре упоминаются образы св. жен. В описании сцен Жития вмч. Прокопия усматривается итал. влияние (типология персонажей, анатомия фигур, передача движения, композиция, пространственные отношения), однако сегодня на эти замечания трудно опереться, учитывая уровень познаний в области поздневизант. и поствизант. искусства в нач. XX в. О внешних росписях пэтрэуцкой церкви сведения довольно скудны. Справа от входа в нартекс (на юж. стене) отмечены следы композиции «Древо Иессеево», а слева - фрагменты «Акафиста Пресв. Богородице» . В нижней части стены упоминаются очертания обширной сцены, которая осталась неидентифицированной, но с учетом более поздних аналогий здесь могла быть расположена сцена «Осада Константинополя», сопровождавшая в молдав. памятниках цикл «Акафиста Пресв. Богородице». Ни один из исследователей не указывает, на каком языке были сделаны надписи в милишэуцкой церкви.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

л. 268. Служба Покрову пресв. Богородицы. Не эту ли службу имел в виду писец пергам. ркп. 30, сказав, что стихиры и канон Покрову писаны в Богородичнике? л. 275. Многомилостивый в великую суботу. Там же 47 л. 210. На конце: По блажени непорочни тропари (воскресны). См. 242 л. 570. На первом листе крупною вязью: Богородичник. 254. (190.) Канонник, на бомбицине, полууст., XIV века, в четверть, 97 листов. Заглавие: Книги Часословець. Степены о Бозе починаем. л. 8. Каноны 8 гласов Живоначальной Троице. Степенны гл. 8-го и начала сих до полов. 5-й песни 2-го гласа, по причине утраты листов, недостает. л. 47. Чин полунощьници. Окончание также утрачено. С л. 53 следует молитва от слов... мы бо люди твои и овца паствины твоея и стадо яже ново начато паствити. Илариона митр. киевского. См. 284 л.26. л. 56. Канон за творящая милостыню гл. 6. л. 61. Канон за болящаго гл. 3. л. 66 об. Канон св. Богородици на плачь гл. 6. л. 72. Служба Покрову пресв. Богородицы. В конце отрывки: Блажении нищии духом. С нами Бог, разумейте языцы, и проч. л. 89 об. Канон за епитемью гл. 6. Пред тропарями постишно читается молитва Манассии царя иудейского. л. 94. Канун за мертвыя гл. 8 тот же, какой в предыд. 253 л. 222. В заключение тропари субботние: По блажени непорочнии. 255. (1248.) Канонник с прибавлениями, полууст., XV века, в осьмую долю, 235 листов. л. 2. Канон пресв. Богородице Одигитрии, без начала. л. 14. Канон (Благовещению пресв. Богородицы), творение Феофана гл. 4. л. 22. Канон св. Сергию (радонежскому) гл. 8, писан крупным полууставом. л. 38. В пяток 5-я неделя поста акафисто, служба пресв. Богородици. л. 61 об. Служба Благовещению пресв. Богородици неполная (см. выше). л. 66. Чин бываемый на разлучение души. л. 80 об. Канон Святей Живоначалней Троици (гл. 6), поется во всякую неделю пред утренею вместо полунощници, творение вселеньскаго патр. Констянтинаграда кир Митрофана. л. 89 об. Служба к Господу нашему Ис. Христу, творение Феоктиста инока обители студийскыа. л. 100. Чин основанию церкви и потычение кресту.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

3. Храмовая же икона Владимирской Божией Матери древнего письма в бархатной низанной жемчугом ризе, венец серебряный вызолоченный, по краям оклад басемной, цата серебряная. Икона эта особенно чтима богомольцами и в описи 1780 г. именуется чудотворною. 4. Казанская икона Пресв. Богородицы – Строгановского письма, оклад серебряный вызолоченой басемный, венец и убрус украшены жемчугом; кругом иконы писаны чудеса от нее. 5. Смоленская икона Божией Матери, одинакового письма с Казанской иконой, в серебряном вызолоченном окладе, убрус писан жемчугом; по бокам изображен акафист Божией Матери. 6. Образ Благовещения Пресв. Богородицы – древнего письма. 7. Икона Пресв. Богородицы Неопалимые Купины. 8. Икона Успения Пресв. Богородицы в серебряном золоченом окладе; икона эта из бывшего придела в честь Успения Пресв. Богородицы. 9. Небольшой серебряный крест, в нем часть древа креста Господня и частицы св. мощей – Николая Чудотворца, Иоанна Многострадального, Марии Египетской, Гурия Казанского, Даниила Столпника и др. – Под крестом подвешена маленькая икона Грузинской Божией Матери в серебряном окладе. Икона эта была домашней святыней князей Ромодановских; сохранился ковчежец, в котором носилась эта икона, вместо стекла вставлена слюда; икона носилась на груди. 10. Две древние иконы Богоявления Господня и Нерукотворенного образа, в серебряных вызолоченных окладах. Кроме сего сохранилось немало древних икон во втором ярусе иконостаса и в трапезе церкви. В теплой Владимирской церкви древняя икона – Иоанна Предтечи, который изображен с крыльями. – Сохранились две иконы местной иконописи XVIII века: а) Владимирская икона Божией Матери писана в 1762 г. и б) Шуйская Смоленская икона Божией Матери 1769 г. Имеются еще резные из дерева иконы: 1) св. в.-муч. Георгия Победоносца, 2) Николая Чудотворца Можайского. 3) другая такая же икона. 4) И. Христос в темнице и 5) глава Иоанна Крестителя. Кроме св. икон в Мстерских церквах сохраняются еще следующие свящ. предметы древности. 1. Напрестольное Евангелие изд. 1644 г. в серебряном вызолоченном окладе на верхней деке, с надписью по листам: «Лета 1669 сие Евангелие обложено серебром и золотом с камением дал боярин кн. Вас. Гр. Ромодановский в свою вотчину в Богоявленскую слободу в монастырь Богоявления Господа И. Христа и Успения Пресв. Богородицы по деде своем кн. Петре и Евфимие и по отце своем кн. Григорье, иноке-схимнике Геннадие и по матери своей по кн. Ульяне и по своей душе и прочих родителей. А кто сие Евангелие исхитит или отдаст кому и на тем будет страшный суд Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Лит.: Πασδου. 2002. Σ. 36, 54, 62, 158, 164-166, 178-179, 181-183, 201, 226, 233. Вмч. Никита. Роспись ц. Пресв. Богородицы (архонта Апостолакиса), Кастория. 1605/06 г. Вмч. Никита. Роспись ц. Пресв. Богородицы (архонта Апостолакиса), Кастория. 1605/06 г. Церковь Пресв. Богородицы (архонта Апостолакиса) в сев.-вост. части городской крепости построил и украсил росписями на свои средства архонт Апостолис (Апостолакис) в 1605/06 г., о чем известно из ктиторской надписи. Это небольшой однонефный храм с деревянным перекрытием, без нартекса. Внутри он сверху донизу покрыт росписью. Верхний ярус занимают евангельские сюжеты, ниже размещен «Акафист» Пресв. Богородицы, затем - фигуры святых в рост. На наружной стене зап. фасада помещена композиция «Страшный Суд». В малофигурных сценах важную роль играет развитый пейзажный или архитектурный фон. Чередующиеся яркие краски, обильные мелкие пробела, оживляющие фигуры и лица, ритмичные движения персонажей и сильно стилизованный рисунок драпировок придают росписи декоративный характер. По иконографии и стилю эти росписи во многом ориентированы на традиции касторийской мастерской рубежа XV и XVI вв. Фрески этого ансамбля также имеют существенное сходство с росписями мон-ря Пива (1604-1606) в Черногории, что свидетельствует о наличии художественных связей между этими 2 регионами на Балканах в нач. XVII в. Лит.: Πασδου. 2002. Σ. 32, 40-41, 68-69, 73, 76, 83-86, 88, 91, 98, 102, 106-107, 129-131, 135-136, 140, 172, 187, 194, 197, 202, 205-209, 212-214, 221, 227-230, 232, 238-239, 246-247, 249, 265, 268-269, 272-273, 275, 277, 279, 281-283. Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы «ту Циацапа» в сев.-вост. части города построена и расписана в первом 10-летии XVII в. Она получила название от находящейся рядом усадьбы семьи Циацапасов. В 1613/14 г. был выполнен 2-й слой росписи в нартексе. Судя по ктиторской надписи и по упоминаниям в кодексе Касторийской митрополии, храм был кафоликоном мон-ря. Видимо, с этим связаны и особенности иконографической программы нартекса. В ней большое внимание уделено ветхозаветным прообразам Евхаристии и сценам из житийного цикла св. Иоанна Предтечи, к-рые размещены в верхнем ярусе. Среднюю зону занимают сцены мучений святых и апостолов, в иконографии которых мн. элементы близки к фрескам Сев.-Зап. Греции. Отсутствие сцен Богородичного цикла, вероятно, объясняется тем, что они размещались в наосе, где фрески в значительной мере утрачены. Над росписью этого храма трудились неск. художников. Часть фресок наоса М. Паисиду приписывает тому же мастеру, что работал в церквах Пресв. Богородицы (архонта Апостолакиса) и вмч. Димитрия Солунского в квартале Елеусы.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010