P. 27-37. (Syr. Churches Ser.; 16); Vanderkam J. The Origin, Character and Early History of the 364-Day Calendar: A Reassessment of Jaubert " s Hypotheses//CBQ. 1979. Vol. 41. P. 390-411; Alichoran F. Missel Chaldéen: l " ordre des mystères avec les trois anaphores selon le rite de la sainte église de l " Orient. P., 1982; Yousif P. The Divine Liturgy according to the Rite of the Assyro-Chaldean Church//The Eucharistic Liturgy in the Christian East/Ed. J. Madey. Padderborn, 1983. P. 173-237; idem. Classified Bibliogr. on the East Syr. Liturgy. R., 1990 [bibliogr.]; idem. Anaphora of Mar Theodore, East Syrian: Further Evidences//ΕΥΛΟΓΗΜΑ: Stud. in honor of R. Taft. R., 1993. P. 571-591; A Syriac Lectionary from the Church of the Forty Martyrs in Mardin, Tur Abdin, Mesopotamia/Ed. A. Vööbus. Louvain, 1986. (CSCO; 485); Isaac J. aksa d-Hussaya: Le rite du Pardon dans l " Église syriaque orientale. R., 1989. (OCA; 233); Vadakkel J. The East Syr. Anaphora of Mar Theodore of Mopsuestia. Kottayam, 1989. (Orient. Inst. of Religious Stud.; 129); Elavanal Th. A Study of the Anaphora of the Apostles Mar Addai and Mari. Kottayam, 1989; Bradshaw P. Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. N. Y., 1990; Kannookadan P. The East Syrian Lectionary: An Hist.-Liturgical Study: Diss. R., 1991; Gelston A. The Eucharistic Prayer of Addai and Mari. Oxf., 1992; Naduthadam S. L " anaphore de Mar Nestorius.: Diss. P., 1992; Spinks B. D. Prayers from the East. Wash., 1993; Mannooramparampil Th. The Explanation of All the Divine Mysteries of Yohannan bar Zo " bi. Kottayam, 1993; Kollamparampil A. G. Week of the Victorious Paschal Lamb: From Palm Sunday to Easter Sunday in the East Syrian Liturgy//Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus. R., 1997. P. 135-163. (BEL.S; 93). А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице

http://pravenc.ru/text/155372.html

Жанен, она существовала уже при Патриархе Тимофее I (511-518) ( Janin. 1966). В начале процессии происходило «обычное чудо». Согласно гипотезе М. ван Эсбрука, процессия из В. в Халкопратию совершалась в подражание пятничным шествиям в Иерусалиме из Св. Сиона в Гефсиманию ( van Esbroeck M. Le culte de la Vierge de Jerusalem è Constantinople aux VI-VIIe siècles//REB. 1988. Vol. 46. P. 181-190). Вероятно, впосл. к ней было добавлено пение Акафиста Пресв. Богородице ( Паттерсон-Шевченко Н. Иконы в литургии//Вост.-христ. храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 36-54). Особенности богослужения во В. отражены в агиографических памятниках. Так, «пятничная» процессия упоминается в Житии св. Фомаиды Лесбосской (ActaSS. Nov. 4. P. 237d, 243f), в Житии св. Стефана Младшего говорится о всенощном бдении во В. (PG. 100. Col. 1076). А. А. Ткаченко Лит.: Papadopoulos I. B. Les palais et les églises des Blachernes. Thessal., 1928; Grumel V. Le miracle habituel de Notre-Dame des Blachernes à Constantinople//EO. 1931. Vol. 30. P. 129-146; Schneider A. M. Die Blachernen//Oriens. 1951. T. 4. P. 97-105; Janin R. Constantinople Byzantine: Développement urbain et répertoire Topographique. P., 19642. P. 161-171, 223-227, 369-371, 402; idem. Les processions religieuses de Byzance//REB. 1966. Vol. 24. P. 68-89; Miranda S. Les Palais des empereurs byzantines. Mexico, 1964; Mango С. The Art of the Byzantine Empire, 312-1453: Sources and Documents. N. Y., 1972; idem. The 14th Region of Constantinople//Studies on Constantinople. Brookfield, 1993; Runciman S. Blachernae Palace and its Decoration//Studies in Memory of D. Talbot Rice. Edinb., 1975. P. 277-283; Belting-Ihm C. «Sub matris tutela»: Untersuch. Vorgesch. d. Schutzmantelmadonna. Hdlb., 1976; M ü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 82-83, 223-224, 300-307; Seibt W. Der Bildtypus der Theotokos Nikopotos: Zur Ikonographie d. Gottesmutter-Ikone, die in 1030/31 in der Blachernenkirche wiedergefunden wurde//Byzantina. 1985. Τ. 13. Σ. 549-564; Magdalino P. Church, Bath and Diakonia in Medieval Constantinople//Church and People in Byzantium/Ed. R. Morris. Birmingham, 1990. P. 165-188; Limberis V. Divine Heiress: The Virgin Mary and the Creation of Christian Constantinople. L.; N. Y., 1994; Pentcheva B. The Icon of the «Usual Miracle» at the Blachernai//Res. Camb. (Mass.), 2000. Vol. 38. Autumn: Anthropology and Aesthetics. P. 35-55; Papaioannou E. N. The ‘Usual Miracle " and an Unusual Image//JÖB. 2001. Bd. 51. S. 177-188. Рубрики: Ключевые слова: АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата

http://pravenc.ru/text/155035.html

В рус. росписях XVI-XVII вв. цикл И. П. получил развитие. Как правило, он занимает один из регистров росписи наоса, часто соседствуя с циклом Акафиста Пресв. Богородице. Возможно, эта традиция берет начало в росписях собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря, выполненных в 1502 г. прп. Дионисием. Однако в этом храме И. П. представлено только одной композицией - «Рождество Пресв. Богородицы» с эпизодом «Ласкание Марии», помещенными на наружной зап. стене, в то время как цикл Акафиста Пресв. Богородице располагается на стенах наоса. В Успенском соборе Московского Кремля (фрески, выполненные в 1642-1643, копируют первоначальную роспись 1515) протоевангельский цикл в наосе, вероятно, впервые сочетается с циклом Акафиста Пресв. Богородице. Протоевангельский цикл находится в 3-м регистре юж. и сев. стен между евангельским циклом и циклом Акафиста Пресв. Богородице. Повествование начинается в вост. части юж. стены изображениями принесения даров праведными Иоакимом и Анной и отвержения их и завершается на сев. стене. В соборе Свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (60-е гг. XVI в.) протоевангельский цикл занимает средний регистр росписи, начинаясь в зап. части сев. стены сценой «Отвержение даров Иоакима и Анны», затем продолжаясь на юж. стене, от востока к западу. Ярусом ниже на юж. стене представлено «Успенское деяние». В Троицком (первоначально Покровском) соборе в Александрове также присутствуют циклы И. П. и Акафиста Пресв. Богородице (70-е гг. XVI в.). Такие же циклы украшают Смоленский собор московского Новодевичьего в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря (1589) и Благовещенский собор в Сольвычегодске (1601). Возобновление в XVII в. фресок Успенского собора Московского Кремля оказало большое влияние на последующие росписи: кремлевской ц. Ризположения (1644), в 2 верхних регистрах стен которой - цикл И. П., в 2 нижних - цикл Акафиста Пресв. Богородице; Рождественского собора Саввина Сторожевского мон-ря (сер. XVII в.), где роспись повторена.

http://pravenc.ru/text/200365.html

Введение во храм. Питание Марии ангелом. Роспись ц. праведных Иакима и Анны мон-ря Студенца. 1314 г. В поздневизант. искусстве протоевангельский цикл приобретает выраженный литургический характер, но связано это уже не с евхаристической символикой алтаря, а с Богородичными праздниками, с отражением в росписях особенностей праздничного богослужения и прославления Богоматери в гимнах. Циклы И. П. включаются в программу росписей наосов храмов, посвященных Пресв. Богородице, нередко дополняются сценой «Успение Пресв. Богородицы», а также входят в иконографию «Акафист Пресв. Богородице». В росписи ц. Богородицы Перивлепты (св. Климента) в Охриде (1295) сцены цикла занимают регистр юж. и сев. стен наоса ниже композиций евангельского цикла. Сцена «Отвержение даров Иоакима и Анны» начинает цикл, далее идет без разделения на отдельные композиции сплошным фризом: «Иоаким и Анна покидают храм, Благовестие Иоакиму, Благовестие прав. Анне, Встреча Иоакима и Анны (Зачатие Пресв. Богородицы), Рождество Пресв. Богородицы, Ласкание Марии, Благословение Марии иереями, Первые шаги Богородицы, Введение во храм Пресв. Богородицы со сценой питания Марии ангелом в Святое Святых, Моление Захарии о жезлах, Обручение Марии с Иосифом, Благовещение у колодца». Роспись ц. Перивлепты, выполненная изографами Михаилом и Евтихием, стала образцом для мн. храмов палеологовской эпохи. В разном объеме сцены детства и юности Девы Марии включены в росписи ц. Богородицы в Градаце (1276; сцены расположены в нартексе, сохр.: «Благовестие прав. Анне», «Встреча Иоакима и Анны», «Рождество Пресв. Богородицы», «Ласкание Марии», «Благословение Марии иереями», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Обручение Марии с Иосифом»); в ц. вмч. Димитрия (Митрополия) в Мистре (1291-1292; «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Благовестие Иоакиму и Анне», «Рождество Пресв. Богородицы», «Благословение Марии иереями», «Введение во храм Пресв. Богородицы»); ц. св. Ахиллия в Арилье (1299; «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы»).

http://pravenc.ru/text/200365.html

мон-ри: Пресв. Богородицы на горе Атрос (упом. с 1264); Пресв. Богородицы в Агрилии близ Сами (основан в 1721 на месте обретения чудотворной иконы Божией Матери); Пресв. Богородицы (Фематон) близ Пилароса (по преданию, существует с X-XI вв., отреставрирован в 90-х гг. ХХ в., в мон-ре хранится чтимая икона Божией Матери «тон Фематон»); Пресв. Богородицы в местности Кипурия, в 15 км от Ликсури (основан в 1759, в обители находится чудотворная икона Благовещения Пресв. Богородицы); Пресв. Богородицы (Сиссион) близ с. Лурдата (по преданию, основан св. Франциском Ассизским в 1-й пол. XIII в., передан православным в XVI в., в монастыре почитаются иконы Божией Матери Сиссийской критского иконописца Андреаса Рицоса XV в. и «Акафистная» XVII в. Стефана Цангароласа). Жен. мон-ри: прп. Герасима Кефалинийского, ап. Андрея Первозванного (Милапидиас), Эставромену (т. е. Распятого) близ с. Песада (построен в 1618 на месте визант. обители), Пресв. Богородицы (Коронату) близ Ликсури (основан в кон. XV в., жен. обитель с 1926, икона Божией Матери Корониотиссы утрачена, чтится ее список - «Дакрирроуса» (т. е. Слезоточивая), этот образ сохранил мон-рь от разрушений во время землетрясений 1867). Мон-рь прп. Герасима Кефалинийского имеет 2 подворья: пещеру св. Герасима в Ласи близ Аргостоли, где первоначально был его аскитирий, и мон-рь св. Параскевы и прп. Анфима Кефалинийского (Астипалейского) в сел. Лепеда (основан в 1687 как мужской, разрушен землетрясением, в 1769 восстановлен и преобразован в жен. мон-рь прп. Анфимом (Куруклисом), подвизавшимся и скончавшимся в нем; святыня - чудотворная икона св. Параскевы). Мон-рь Пресв. Богородицы (Палеохерсу) близ сел. Дефераната (основан ок. 1600) является подворьем мон-ря Пресв. Богородицы (Фематон), а мон-рь Благовещения Пресв. Богородицы (Евангелистрии) на островке Вардиани - подворьем мон-ря Пресв. Богородицы (Коронату) (время основания неизв., возможно, существовал уже в XII-XIII вв., восстанавливался после землетрясений в 1469, 1560 и 1658, разрушен в период второй мировой войны, возрожден в 1988).

http://pravenc.ru/text/1684289.html

Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресв. Богородицы . Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. (согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова. Успение, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено имп. Маврикием (592-602); известно также, что имп. Пульхерия (399-453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресв. Богородицы в одном из храмов К-поля ( Скабалланович. Успение. С. 85-86). Рождество Пресв. Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. ( Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 40), где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» - тот же, что поется на этот праздник и в наст. время. Праздник Введения Пресв. Богородицы во храм впервые зафиксирован в греч. месяцесловах VIII в., но в греч. Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, к-рая присуща др. Б. п. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX-X вв., в Типиконе Великой ц., по ркп. Patm. 266 (IX-X вв.) при нем не дается никакой службы ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 25, 203), а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с литией ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 110). В слав. Остромировом Евангелии 1056-1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании ( Скабалланович. Введение. С. 110). После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Б. п. В совр. правосл. богослужении в число Б. п. входят: Рождество Богородицы (8 сент.); память Ее родителей, св. праведных Иоакима и Анны (9 сент.); Введение во храм (21 нояб.); Зачатие прав. Анной Пресв. Марии (9 дек.); Собор Пресв. Богородицы (26 дек.); Благовещение (25 марта); Суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста); Обновление (т. е. день освящения) храма Пресв. Богородицы у Живоносного Источника в К-поле (пятница Светлой седмицы), Положение ризы Пресв.

http://pravenc.ru/text/149547.html

1-8). В конхе помещен образ Пресв. Богородицы с Младенцем на троне с 2 припадающими ангелами, ниже - «Причащение апостолов», фланкируемое по сторонам парами пророков, что нередко изображается в алтарях груз. церквей (напр., в Атени Сиони , 1060-1068 или 90-е гг. XI в.- Ibid. P. 55). Ниже находятся ниши, где помещены фигуры святителей из «Службы св. отцов», за ними - св. диаконы Стефан и Роман (последний особо почитается в Грузии). Над горним местом, заменяя изображение Жертвы, помещен образ Христа «Спас Недреманное Око», встречающийся в таком контексте только в Грузии (ср. в Кинцвиси , рубеж XII и XIII вв., Мартвили и Цаленджихе , 2-я пол. XIV в., Набахтеви, нач. XV в.). В узкой виме находится редкий в Грузии цикл ветхозаветных прообразов Богородицы: «Лествица Иакова», «Неопалимая Купина», иллюстрация 9-й притчи Соломона «Премудрость созда себе дом» с образом 3-ликой Софии, Премудрости Божией, «Скиния завета» в уникальном изводе с образом литургисающего Христа. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в. В наосе храма на стенах и сводах расположены обширные цикл Жития Пресв. Богородицы и евангельский цикл. Богородичный цикл занимает вост. часть наоса и включает композиции «Рождество Пресв. Богородицы», «Жертвоприношение праведных Иоакима и Анны», «Детство (Ласкание) Марии», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благословение Марии первосвященником», «Обручение Марии», «Передача Пресв. Богородице порфиры и шерсти», «Сон св. Иосифа», «Испытание водой обличения», «Встреча Марии и прав. Елисаветы». В евангельский цикл входят: «Благовещение», «Рождество Христово», «Обрезание», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Успение Пресв. Богородицы». К нему примыкают расположенные в зап. части Страстной и Воскресный циклы с событиями до Пятидесятницы: «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Омовение ног», «Благословение апостолов», «Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Моление о Чаше», «Несение Креста Спасителем», «Установление Креста на Голгофе», «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад», «Уверение ап. Фомы», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа». Зап. стену занимают композиции «Страшный Суд», «Причащение прав. Марии Египетской» и «Пир Ирода». В зап. части храма (на сев. стене в сев.-зап. компартименте и сев. простенке зап. рукава креста) расположены также ветхозаветные прообразовательные сцены, соотнесенные со Страстями и с Воскресением Христа, со Страшным Судом и имеющие литургические коннотации: «Прор. Даниил во рву львином», «Три отрока в печи», «Явление трех ангелов Аврааму» и «Гостеприимство Авраама». Представлены Мандилион (в юж. части храма) и сонм многочисленных святых. Т. Вельманс указывает также на наличие цикла Акафиста ( Velmans. 1977. P. 152). Св. Мария Магдалина. Фрагмент композиции «Положение во гроб». Роспись вост. части кафоликона. 2-я четв.— сер. XIV в.

http://pravenc.ru/text/182627.html

л. 151. Канон препод. Макарию колязинскому чюдотворцу. л. 160. Канон препод. Макарию желтоводскому. л. 171. Канон св. мучеником Мине и Виктору и Викентию. л. 180. Канон см. мученице Екатерине. л. 191. Канон за творящих милостыню. л. 202. Канон за болящаго. л. 214. Канон пресв. Богородици, певаемым в наведении печали. л. 225. Чин бываемый на разлучение души от тела. л. 245. Покаяние скитьское душеполезно со исповеданием. л. 262. Канон св. великомученику Артемию. В конце ркп. другим почерком: Книга строителя (Авнежского монастыря) старца Иосифа Махая. Опись 1612 года. 300. (1250.) Канонник, полууст., в скоропись переходящий, XVII века в осьмую долю, 252 листа. л. 1. Начало правилу келейному по соловецкому чину. На малом повечерии соединены каноны сначала Иисусу сладчайшему и благодарствен пресв. Богородице с акафистом, потом Параклисис пресв. Богородице, и ангелу хранителю. л. 69–113. Полунощница повседневная, суботнаа и воскресная. л. 114–150. Часы 3, 6, 9 и чин изобрательных. л. 151. Канон Благовещению пресв. Богородицы, творение Феофана. л. 161 об. Канун к своему ангелу хранителю души и телу болшей, творение Иоанна Дамаскина . л. 173. Канун пречестному Предтечи. Тут же: ин канун св. ап. Иоанну Богослову. л. 186. Канун св. Николи чюдотворцу. Вместе: ин канун Пафнотию чюдотворцу. л. 203. Последование к божественому причащению. См. 267 л. 255. 301. (1237.) Канонник, полууст., XVII века, в осьмую долю, 177 листов. л. 1. Служба, июля 25, препод. Макарию желтоводскому. л. 36. Канон общий препод. Зосиме и Саватию соловецкым начялником. л. 67. Служба, ноябр. 27, Знамению пресв. Богородицы. л. 115. Служба, сент. 23, Зачатию Иоанна Предтечи. л. 139. Канон препод. чюдотворцу Сергию. л. 151. Канон препод. чюдотворцу Никону, творение Пахомия иеромонаха иже от Святыя горы. л. 194. Канон честному и животворящему Кресту творение Григория Синаита . 302. (1258.) Канонник, полууст. разный, XVII века, в осмую долю, 265 листов. Содержит: Последование ко св. причащению, акафист пресв. Богородице, три полунощницы и каноны: И. Златоусту, препод. Сергию радонежскому, пресв. Богородице Параклисис и Одигитрии, Кресту честному, препод. Иякову (галичскому), святителям московским Петру, Алексию и Ионе (общий).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. в честь Сошествия Св. Духа мон-ря Добровэц. 1527–1531 гг. Наиболее необычной при сопоставлении с предыдущими и последующими памятниками является иконографическая программа нартекса. Изображение в куполе не сохранилось, и долгое время с учетом традиции и надписи вокруг купола считали, что там была изображена Пресв. Богородица. Исследования показали, что надпись является поздним добавлением, а непосредственный иконографический контекст следующий: в малых парусах - фигуры тетраморфа, в центре свода каждой из косых арок в медальонах - композиции «Ветхий денми», «Спас Еммануил», «Престол уготованный» и «Агнец Божий», к-рые скорее указывают на то, что в куполе был один из иконографических типов Христа. Тем не менее переход к Богородичной тематике совершается благодаря изображениям пророков с соответствующими атрибутами, фланкирующих медальоны, а также св. гимнографов в больших парусах. Акцент сделан на сценах в малых тимпанах, к-рые иллюстрируют Богородичные гимны: «Акафист Пресв. Богородице» (кондак «Взбранной Воеводе»), «Канон Пресв. Богородице», обрамляющий «Акафист Пресв. Богородице» («Все народы земные»), «О Тебе радуется...» и сцене «Покров Пресв. Богородицы» (?). В тимпанах стен изображены сцены «Побиение камнями первомч. Стефана» (юг), «Семь отроков Ефесских» (запад), «Крещение ап. Павла ап. Ананией» (север) и «Покаяние прор. Давида» (восток). Их обрамляют композиции на сводах вост. и зап. арок «Встреча Захарии и Елисаветы» («Зачатие св. Иоанна Предтечи»), «Встреча Пресв. Богородицы и прав. Елисаветы» (восток), «Встреча праведных Иоакима и Анны» («Зачатие Пресв. Богородицы»), «Благословение Елканы и Анны, родителей прор. Самуила». Под сценами в тимпанах изображены Вселенские Соборы, а ниже расположен регистр с полным циклом мученичества апостолов (известен ранний аналог в капелле (приделе) над диаконником собора Св. Софии в Охриде, фрески кон. XI - нач. XII в.). В завершении цикла, развернутого на юж., зап. и сев. стенах, находится сцена «Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою » (Мф 16. 18), к-рая встречается в росписях церквей XIII-XIV вв. Македонии и Сербии: свт. Климента в Охриде, мон-рей Жича и Грачаница , однако ее контекст в Добровэце значительно расширен. Ап. Петр поднимает на свои плечи церковь, стоящую на каменной плите, на которую опирается лестница; слева перед ним Христос на престоле в окружении святителей и св. Иоанна Предтечи, справа св. строители во время работы. Также в данный регистр на зап. стене включена сцена «Небесная литургия» (известная своим местоположением в барабане главы нефа или в алтаре, но не встречавшаяся прежде в нартексе). Особенностью данной композиции является включение в ее состав святителей.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Духа. 24 нояб. 2004 г., по завершении росписи алтаря и установлении каменного иконостаса, совершено малое освящение ц. Сошествия Св. Духа. С этого времени воскресные и праздничные богослужения проходят в ц. Сошествия Св. Духа. В ее юж. пристройке был устроен придел во имя сщмч. Владимира Амбарцумова (освящен 2 нояб. 2005). 25 нояб. 2005 г. состоялась торжественная закладка воссоздаваемого собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. В наст. время З. м. является общежительным и действует на основании устава. Настоятельница - игум. Иулиания (Каледа); насельниц ок. 30. В мон-ре работают просфорная и хлебопекарня, швейная мастерская. На подворье З. м. в дер. Барвихе есть подсобное хозяйство (теплица, огород, скотный двор). Причт состоит из 4 священников, диакона, старшего священнослужителя и духовника сестер - прот. Николая Важнова. Богослужения в обители совершаются ежедневно. В воскресные дни по окончании литургии - водосвятные молебны с чтением акафиста преподобным Иулиании и Евпраксии или сщмч. Киприану и мц. Иустине (поочередно). 1 или 2 раза в месяц за вечерним богослужением в воскресный день совершается чтение акафиста праведным Иоакиму и Анне с молением о даровании чад. Ежедневно перед Божественной литургией служатся молебны с чтением акафиста основательницам мон-ря, преподобным женам игум. Иулиании и мон. Евпраксии. Каждый четверг (за исключением праздников) по окончании вечерни совершается параклис - молебен с пением канона и акафиста перед чудотворной иконой Божией Матери «Милостивая». На подворье в дер. Барвихе 9 июня 1996 г. еп. Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) совершил чин закладки ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, 14 окт. 1998 г. состоялось малое освящение восстановленного храма. В ц. Покрова Пресв. Богородицы богослужения совершаются в воскресные дни, великие и двунадесятые праздники, в дни особо чтимых святых. В доме при храме устроен баптистерий для совершения таинства Крещения. С 1998 г. в помещениях старого трапезного корпуса размещается богадельня. Среди призреваемых - престарелые монахини и мирянки (на 2008 - 10 стариц). Икона Божией Матери «Милостивая». Кон. XVIII в. Главная святыня З. м.- чудотворная икона Божией Матери «Милостивая» традиц. письма, в вышитой жемчугом ризе, украшенной драгоценными камнями (сохр. малая часть). Ее появление в обители восходит к кон. XVIII в.; до закрытия З. м. в 1925 г. образ находился в соборе Рождества Пресв. Богородицы. В донесении игум. Валентины благочинному московских мон-рей от 21 сент. 1901 г. икона именуется чудотворной, каждую среду перед ней совершался молебен с акафистом. При закрытии З. м. игум. Мария собрала сестер на последний молебен перед чтимым образом. Серебряную ризу оставили в З. м., а икону вместе с игуменским жезлом и др. святынями перенесли в ц. прор. Илии в Обыденском пер.

http://pravenc.ru/text/182731.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010