Вечное существование души еще не равносильно вечной жизни. Вечная блаженная жизнь достигается через персональное богообщение (для ангелов) и восстановление богообщения (для падшего человека). При нарушении богообщения вследствие известных причин ангелы стали бесами, обрекли себя на погибель, люди же стали смертными, что тоже равносильно гибели. Неразумные твари могут получить жизнь вечную от Бога по благодати, нисходящей через человека, являющего миру Христа. Так и животные до грехопадения были бессмертны до тех пор, пока ветхий Адам являл миру неискаженный Божественный образ. Безусловно, нельзя отождествлять эту жизнь с блаженством праведников в жизни будущего века. « Животные могут быть неуничтожимыми, но, конечно, не сами по себе, а чрез человека» . Как это может произойти? Через дарование человеком животному личности (имени ). Ведь « личность ни в коем случае нельзя отождествлять с душой. Личность владеет душой и всеми ее силами и проявлениями, но сама личность – это ни сила или проявление души, ни какая-либо совокупность этих сил и проявлений» . Поэтому нет ничего необычного в том, что отдельная тварная (земляная) душа животного, получая посредством Божественного образа (человека) благодать Св. Духа, получает ипостасное (личностное) бытие. Среди условий одухотворения человеком животных можно назвать персональное или ипостасное взаимодействие конкретного человека с конкретным животным, что равносильно или обозначается наречением человеком имени животному. В результате наречения конкретная особь животного выделяется человеком из общей массы зверей, персонифицируется. Через личностное взаимодействие с человеком животное приобретает ипостасную форму бытия. « Для отцов Церкви личность есть организующий принцип бытия, она воипостазирует, т.е. вбирает в себя природу и таким образом дает ей бытие» . При принятии такого предположения теряет абсурдность условный союз «если», упомянутый в библейском тексте о наречении имен (см. Быт.2:19, церковнославянский текст). Следует понимать, что индивидуализация животного не может носить «механический» характер.

http://bogoslov.ru/article/5083718

Впрочем, человек не так уж и гнался за потерянным Богом. Очень важный символ встречает нас на пороге библейской истории: Адам, согрешив, прячется от Бога под кустом… _________________ Примечания См.: Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. С. 76–77. См.: Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. С. 132. Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. С. 180–182. Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. 2. С. 132. Честертон Г. К. Вечный человек. С. 162. Разрушенный в 146 г. до Р. Х., Карфаген был вновь заселен при Цезаре — в 44 г., но уже римскими колонистами. Религиозный культ был романизирован Ханаан — самоназвание жителей той страны, что греки нарекли Финикией. Латиняне называли их пунийцами. В Септуагинте (греческом переводе книг Ветхого Завета) Карфаген поименован как Кархедон; в масоретском тексте (и, соответственно, в русском синодальном переводе) это — Фарсис (см.: Ис 23:1, 6, 10, 14). Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. 1. С. 162. Подробнее см.: Там же. Т. 2. С. 17–18. О знакомстве библейских авторов с этим финикийским обычаем свидетельствует Иисус Навин: В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его ( Нав 6:25 ). Ср.: И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, [и погубил душу свою]. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина (3 Цар. 16, 32–34) И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной… Срок настанет — Господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?» И забуду я все — вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав — И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав.

http://bible.predanie.ru/protodiakon-and...

И если принять такую возможность, стояния каждой эпохи под особым знаком евангельских образов, то, может быть, станет яснее, что каждое время несёт в себе свои особые добродетели, особые пороки ей преимущественно свойственные. Может быть, условно, мы можем говорить об истории пороков и об истории добродетелей. И это было бы столь же характерно, как рассуждать о истории искусства, или истории образов правления, истории мысли человечества. Но если мы внимательно присмотримся к тому, как развивается с мире человеческий дух, то увидим, что самое характерное это чередование огромных, почти всегда мучительных и трагических подъёмов, с эпохами некоего мерцания, блюдения огня, консервирования затухающих порывов. Ветхий Завет в известном смысле является точным регистратором того, как это происходило в Израиле. Начиная с блаженного времени райского существования, когда Адам давал имена всему существующему, и общался с Богом, открывается длинная цепь падей и восхождений человечества. Райское блаженство было прервано грехопадением. Человек оказался вынужденным в поте лица добывать и есть хлеб свой, — может быть в поте лица, то есть с невероятными духовными усилиями сберегать в своей душе отблеск райского света. Он оказался призван как бы только к консервированию, к памятованию, к верности, а не к новым Богооткрытиям и не к новым райским видениям. Но и в этой малой задаче он предавал, он опускался на самое дно греха, в лице Каина поднял руку на брата, в бесчисленных своих представителях грешил и предавался пороку. Что в этих сумерках первозданного человечества могло быть особой добродетелью? Только эта верность райским воспоминаниям, только эта вера грядущим событиям, только трезвая и размеренная поступить, пересекающая долину плача и греха. Так рождался прототип законников, прототип всех блюдущих вчерашний день, охраняющих традиции, сделавших верность и память вершиной своих восхождений. Душа человеческая может быть уже тогда испугалась дерзаний! (Не дерзание ли увело прародителей из Эдема?)

http://pravmir.ru/opravdanie-farisejstva...

от плодов с запретного дерева. Один из замечательнейших философов прошлого столетия, впитавший в себя (и в том его смысл и значение) всю европейскую мысль за 25 веков ее существования, Гегель, без всякого колебания утверждает: змей не обманул человека, плоды с дерева познания стали источником философии для всех будущих времен. И нужно сейчас же сказать: исторически Гегель прав. Плоды с дерева познания действительно стали источником философии, источником мышления для всех будущих времен. Философы, – причем не только языческие, чуждые Св. Писанию, но и философы еврейские и христианские, признававшие Писание боговдохновенной книгой, – все хотели быть знающими и не соглашались отречься от плодов с запретного дерева. Для Климента Александрийского (начало III века) греческая философия есть второй Ветхий Завет. Он же утверждал, что, если бы можно было гнозис (т. е. знание) отделить от вечного спасения и если бы ему был предоставлен выбор, он выбрал бы не вечное спасение, а гнозис. Вся средневековая философия шла в том же направлении. Даже мистики в этом отношении не представляли исключения. Неизвестный автор прославленной «Theologia Deutsch» утверждал, что Адам мог бы хоть двадцать яблок съесть, никакой беды бы не было. Грех пришел не от плодов с дерева познания: от познания не может прийти ничего дурного. Откуда у автора «Theologia Deutsch» эта уверенность, что от знания не могло прийти зло? Он не ставит этого вопроса: ему, очевидно, и на ум не приходит, что истину можно искать и найти в Писании. Истину нужно искать только в собственном разуме, и только то, что разум признает истиной, – есть истина. Змей не обманул человека. Киргегард, как и Достоевский, оба родившиеся в первой четверти XIX столетия (только Киргегард, умерший на 44 году и бывший старше Достоевского на десять лет, уже закончил свою литературную деятельность, когда Достоевский только начинал писать) и жившие в ту эпоху, когда Гегель был властителем дум в Европе, не могли, конечно, не чувствовать себя всецело во власти гегелевской философии.

http://predanie.ru/book/69924-kirgegard-...

Первая ее, и большая по объему часть, называемая Ветхий Завет , охватывает время от сотворения мира и до пришествия в мир Христа Спасителя. Это, по библейскому летоисчислению, 5508 лет. Вторая же часть, Новый Завет, описывает всего тридцать три года земной жизни Иисуса Христа, и несколько последующих десятилетий. Подчеркнем: обе эти части вполне мирно и согласно, как единое целое, умещаются под одной общей обложкой. Далее будем опираться на другие достоверные, церковные источники. Потому что о Православии вообще можно узнать только из внутрицерковных источников. Только для тех, кто еще тогда, с самого начала прилепился к Господу Иисусу Христу, было важно запомнить и сохранить все, что касается Его жизни и учения. Все это преемственно, как драгоценное сокровище, передавалось сквозь две тысячи лет, новым и новым поколениям, избиравшим Христа. И так дошло до наших дней. А все, что порой вдруг выплывает из безвестности, и выдается за вновь открытые христианские писания, – заведомо не является таковыми. Все это приходит извне, из безразличных, или враждебных христианству источников, и поэтому не может ничего прибавить к нашим знаниям о Православии, но характеризует исключительно самые эти источники. Итак, во втором веке возник только термин «Православие», или «ортодоксия». Но противопоставление правой веры всевозможным заблуждениям началось с того самого момента, когда кончился райский период жизни человечества. Если хочешь знать, почему был утрачен рай, отсылаем тебя хотя бы к нашей книжке «Твое крещение», на двадцать восьмую страницу. Сейчас наша задача – не в выяснении, кто в этом виноват. Наша задача – что же теперь делать. Какая непостижимая близость была между Богом и первыми людьми, до того даже, что они могли слышать «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня»! И это должно было продолжаться вечно! Но когда произошло грехопадение, первым делом «скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога» во тьму. Между человеком и Богом, образовалась пропасть. Человек стал смертным, был изгнан из рая. Бог стал невидим для человека. И главной дальнейшей задачей стало – преодолеть эту пропасть, восстановить связь с Богом, иными словами – создать правильную религию, то есть собственно Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Собрали мы приходской совет и постановили: претерпеть попущение, но в ограду не допускать. Поставили дрогаля Спиридона Высокого стеречь. Ну, он — ревнитель — и Воронова шугнул, и столик его опрокинул, и дрючком гнал его до самого дома. Тот — в милицию. А я пришел объяснять: борьба у нас идеальная, сам прокурор сказал, а на церковный двор ни за что не пустим. Милицейский начальник почесал нос и отмахнулся: «Хоть проглотите друг дружку, мне не до религии, уходите…» А тот стал у себя на квартире творить соблазн. Объявил причащение вином бесплатно, все из одной бутылки причащаются, женщины стали к нему в сад бегать. Узнали мы про него. Оказывается, саратовский помещик, с полным высшим образованием, два миллиона уже прожег, три жены у него было, с каким-то немецким пастырем снюхался, и его из Питера выгнали, по протекции… а то быть бы ему в каторжных работах за все святотатства, и кощунства, и уголовное кровосмешение. Долго жил в Англии, и будто там его посвятили в пророки. Называет себя знаменитым художником. А как революция наступила — и прикатил. И, действительно, привез картины симфонические… Какс?.. Да, символические, странного вида. То на стенке громадное сердце висит, а из него кровь струями, с надписями: «Любовь плоти», «Любовь плоти» — по струйкам-то… а вверху полыхает золотом, и написано: «Любовь духовная». То еще два скелета нарисовано, и начертано на этом, понимаете, месте: «Ветхий человек»! А рядом — голые обнимаются, во всех прирожденных формах, даже до соблазна, и написано по грудям: «Новый Адам»! Потом чаша на полотне, в цветочках, и из нее льется пенное, и написано: «Причаститесь Духа». И еще — дверь написана золотая, с красной печатью, и поперек пущено: «Печать Тайны»! И огромная картина — море, по волнам все столбиками, и будто не волны, а свившиеся человеческие голые фигуры, зеленого цвета, словно духи тьмы, и написано: «Море страстей плотских», — а над ними желтая рожа светится, как луна. Стали девушки к нему ходить, «тайну» чтобы узнать. А он им проповедует:.дадим слово жить в духовной любви! Ему женщина, которая с ним приехала, скандалы устраивала, а он ее бил жгутом и поленом. Раз ночью даже в сад в одной сорочке выгнал и орал в окошко: «Совлеки ветхого человека, тогда впущу!» Ну, хуже всякого штундиста. Поняли мы с о. Алексием, что это нам испытание, и обличали по силе возможности. А он грязнейшими клеветами нас. Предложил батюшка ему предстать для словопрения о вере в 4 часа дня в церкви. Отклонил, гадина: «В капище ваше не пойду, а желаете под открытым небом, в моем саду?» В сад к нему не пошли, понятно… в блудилище-то его гнусное! Так все и тянулось. А тут он брешь-то нам и пробил! Тут-то и начинается самая трагедия… дабы воссиял Свет Разума!.. И не знаю, как мне и понимать резюме, что вышло. И вот, метусь…

http://azbyka.ru/fiction/svet-razuma/

Увидьте на сколько кроток и смирен духом БОГ, просто- " ПРИХОДИТ В СЕБЯ " . ЧУДНЫ ДЕЛА ТВОИ ГОСПОДИ! Игорь 5 марта 2013, 18:25 Замечательная проповедь! Спаси Бог! григорий 4 марта 2013, 13:53 Старший Брат-Ветхий Завет с его фрмальной чистотой и внутренним Бунтом, и младший Брат-Новый Завет с неформальным подходом и НИЗЛОЖЕНИЕ БУНТА. Лидия 4 марта 2013, 13:05 Отец Ириней .много душеполезного почерпнула из Вашей статьи Спасибо Н.Н. 4 марта 2013, 12:09 Олина: ... " С одной стороны не мечтая, как понять чего ты хочешь: летать в космос или вышивать бисером. " Можно мечтать всю жизнь избавиться от каких-то грехов; а можно поставить себе цель.. " Мечтая , женщина лепит свой образ в одежде, прическе, стиль общения. " Опять-таки, смотря какая у неё цель: Если нравится как можно бльшему количеству мужчин - то все силы уйдут на поддержание внешнего вида; а если все заботы будат о красоте души - то и " лепить " себя нужно по-другому, но ни в коем случае не забывать о достойном внешнем виде. Я так думаю. ... " через мечтательность в нашу душу входят дурные помыслы, она отвлекает от молитвы. Как распоряжаться этой силой души? " Ответ в статье: " Поэтому, святые отцы призывают постоянно испытывать помыслы, владеть своим умом в помыслах, противиться лукавым помыслам, отвергать греховную мечтательность. " Стараться постоянно в уме держать Иисусову молитву... григорий 4 марта 2013, 12:03 Плохо что мало рассматривается старший брат, ведь он болен при внешнем Благом-благополучии и он злится " Я всегде при Тебе Отец, а ты не заклал-зарезал для меня и моих друзей даже барана, а тут приезжает жигало и транжира и ты для него зарезаеш быка (наследство не его, а моё)и устраеваеш пир (это должен быть мой пир)и не вошол в дом. 1)наследство не его,а моё -Яд справедливости-самосудства, и жадности-АЛЧНОСТИ. (БЫК-наследство " забран " у иудея старшего Брата) 2)Ему быка-ты мой Отец не справедлив, осуждаю-противлюсь воли твоей Отец. 3)Не вошол в дом- ушол в духовный БУНТ. Младший брат был РАСПЯТ грехом и кстати ПО ЗАКОНУ РАСПЯТ-закон иудейский соблюдён, и сниведён до уровня свинскова, но не лишон Ума-рассуждения(МАТЕРЬ ВСЕХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ) искренне КАЕТСЯ-ОТРЕКАЕТСЯ ОТ БЛУДА ДУХОВНОГО,кается в БУНТЕ против воли ОТЦА(чего не зделал АДАМ) не надеясь на наследство и справедливость лиш на ЛЮБОВЬ ОТЦА и ЕГО МИЛОСЕРДИЕ УПОВАЕТ, в доме отца моего рабы живут лучше ,Я живу со свиньями-свинопас, и ем то что едят свинья, и Отец востанавливает его в правах СЫНА а не раба.

http://pravoslavie.ru/59894.html

Человек, произойдя разумным и свободным, конечно, получил возможность при содействии собственной воли непрестанно соединяться с Богом, если он пребудет в добре, то есть в повиновении Творцу. Поэтому так как он преступил заповеди Сотворившего его и подпал власти смерти и тления, то Создатель и Творец рода нашего по Своему милосердию уподобился нам, сделавшись человеком во всех отношениях, кроме греха, и соединился с нашим естеством. Ибо так как Он уделил нам Свой собственный образ и Свое собственное дыхание, а мы не сохранили, то Он Сам принимает участие в бедном и немощном естестве нашем, для того чтобы очистить нас и сделать нетленными и опять сделать участниками Его Божества. Но надлежало, чтобы не только начатки нашего естества оказались в соучастии с лучшим, но чтобы и всякий желающий человек и родился вторым рождением, и был вскормлен новой и соответственной рождению пищей, и таким образом достиг меры совершенства. Поэтому через Свое Рождение или Воплощение, также и Крещение, и страдание, и Воскресе ние Он освободил естество от греха прародителя, от смерти и тления, и сделался Начатком Воскресения, и представил Себя путем и образом, и примером, для того чтобы и мы, пойдя по Его следам, сделались по усыновлению тем, что именно Он есть по естеству: сынами и наследника ми Божиими и сонаследниками Его. Итак, Он дал нам, как я говорил, второе рождение, чтобы, подобно тому, как, родившись от Адама, мы уподобились ему, унаследовав проклятие и тление, так и родившись от Него, мы уподобились Ему и унаследовали как нетление, так и благословение и славу Его. А так как этот Адам – духовен, то надлежало, чтобы и рождение было духовно, и пища. Но так как мы некоторым образом двойственны и сложны, то должно, чтобы и рождение было двояким, и пища – сложной. Поэтому нам дано рождение через воду и Духа, то есть через святое Крещение, а пища – Сам Хлеб Жизни, Господь наш Иисус Христос, «сшедший с небес» ( Ин. 6, 48, 51 ). Ибо, намереваясь принять за нас добровольную смерть, в ту ночь, в которую предавал Себя, Он завещал Своим святым ученикам и апостолам Новый Завет и через них – всем, верующим в Него. Поэтому в горнице святого и славного Сиона, со Своими учениками съев ветхую пасху и исполнив Ветхий Завет , Он умывает ноги ученикам, показывая знамение Святого Крещения. Потом, преломив хлеб. Он передавал им, говоря: " приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое» ( 1Кор. 11, 24 ). Подобным же образом, взяв и чащу с вином и водой. Он передал им, говоря: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»; «сие творите... в Мое воспоминание». «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» и исповедуете Воскресение Сына Человеческого, «доколе Он придет» ( Мф. 26, 27–28 ; Лк. 22, 20 ; Мк. 14, 24 ; 1Кор. 11, 25, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

наталия 24 августа 2012, 20:45 Благодарение Богу, ведущему нас ко спасению, отверзающего наши уста для духовных назиданий и исповедования помыслов. Господь ведет каждого из нас, Дух Святой направляет пути нашей жизни,Бог жаждет нашего спасения.Прославляя Бога хвалой, мы обретаем мир и благодать. По учению Святой Церкви и падение, и изгнание дьявола произошли до сотворения человека, и зло уже было в отпадших ангелах.Человек же, как третий свет, украшенный добродетелью и чистотой, явился венцом творения. И если Адам ветхий потерял блаженство в Едемском раю, то Новый Адам прославленное человеческое естество по Воскресении вознес туда, где Сам пребывал от века, во свет Пресвятой Троицы. Как воинствующая Церковь на земле, будем пленять всякий помысл своей души в послушание заповедям Христовым, да не заколеблятся мысли и ум всякого из нас. Будем стоять молитвой на страже сердца, не обманываясь и не порабощаясь тем, что обращается в прах. Возвышаясь в своем духе до сознания влечения к бесконечному, вследствие своего тяготения к Богу, человек преобразится из душевного тела в духовное, в смысле участия в Божественном Свете (а не переходе в Божественную сущность). Ирина 22 августа 2012, 10:06 Слава Богу за ВСЕ! Спасибо Богу за ВСЕ! Спасибо за урок! Алексей 21 августа 2012, 00:20 Дай, Боже,сил не отвлекаться от Тебя на временное. Леодорка 18 августа 2012, 16:45 Спасибо!!! Светлана 17 августа 2012, 01:48 Спасибо Вам за вразумления. Галина 16 августа 2012, 19:35 Спаси, Господи! Даже прослезилась во время чтения такой душеполезной статьи. Лидия 16 августа 2012, 17:31 Спасибо за верные слова! Нам всем хорошее напоминание о том, что мы держим в голове, и о том, Кого нужно вспоминать всегда..... Артемия 16 августа 2012, 16:26 Благодарю и преклоняюсь перед старцем Арсением за духовные беседы и наставления. Для Господа каждая душа имеет великую ценность. Об этом Христос хорошо сказал в притче о том, как пастух оставил все стадо, чтобы найти одну заблудшую овцу. Господь наш Иисус Христос любит всех и каждого из нас так, как мы не можем любить Его, и жаждет нашего спасения и бессмертия.

http://pravoslavie.ru/55461.html

Бог пришел, чтобы отогреть человека и вернуть миру единство любви и доверия. Христос – Воплощенный Бог. Христос – Творец этого мира. Это Он гулял с Адамом в раю, это Он скучает и грустит по нашим чудесным прогулкам. И был только один способ вернуться на наши райские тропинки: Бог стал человеком, Христос – новый Адам – подхватил в Свои руки этот выстуженный мир и насытил его Своей жизнью. Новый Адам начал там, где упал Адам ветхий. Он принял хрупкость и уязвимость падшего человечества, сделал его Своим, стал человеком воистину и навсегда. Беззащитным ребенком Он входит в этот расколотый и безумный мир, который ликует о Его приходе с волхвами и пастухами, но тут же ищет его смерти со всем войском Ирода. Новый Адам – беззащитный и хрупкий младенец, доверивший Себя слабым рукам Девы и заботе немощного старика. И тридцать лет смиренной безвестности, пока нагим, совершенно обнаженным от славы и божеской, и человеческой, Он покорно входит в воды священной реки, повинуясь слову бездомного проповедника. Он – Тот, Кто древнее самой воды – вступает в воды Иордана. Он – Сама Святость и Правда – смиряется под руку пустынника. Он – Чье имя Красота и Свет – нагим и покорным принимает омовение в скудной реке. Нагота и смирение Бога – это первое Крещение Спасителя, а сошествие Святого Духа в виде голубя – воистину Пятидесятница Христа. Но будет и иное Крещение – Крещение Кровью на Кресте, который надлежит пройти Новому Адаму – с наготой, унижением и болью. Фото: eparhia.net Мы читаем в Писании, как Господь проклинал Адама: Проклята земля за тебя… терние и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3:17-18). Но ведь это пророчество, которое Бог изрек для Себя. Это Себе приготовил Он терновый венец, надолго расставаясь со своим другом и собеседником, отправляясь на поиски Адама, который стал чужим и одиноким. Так воды Иордана отражаются в воде и крови, излитой из ребра Распятого. Так свет Богоявления станет светом Пасхи и Радости. Так воды Крещения сольются с рекой жизни в Небесном Иерусалиме. И отрет Господь всякую слезу с очей их,

http://pravmir.ru/bogoyavlenie-bog-bez-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010