Вопрос: Кто такой «богоглаголивый Аввакум» из пасхальных песнопений? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Творец Пасхального канона преподобный Иоанн Дамаскин при составлении ирмоса 4-й песни упоминает святого пророка Аввакума: «На Божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен». Здесь использованы слова из его пророческой книги: На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне (Авв. 2: 1). Еврейское слово мишмерет (стража) употреблено не в буквальном, а образном значении, указывающего на особенности пророческого служения. Пророки были стражами дома Израилева (Иез. 3: 17; Иер. 6: 17; Ис. 52: 8), которых верховный Пастырь и Страж избранного народа Господь воздвиг для охранения святости Завета. Возвышаясь всегда над своими современниками, пророки возвещали им волю Божию. Так и пророк Аввакум, став на стражу, ожидает от Господа Бога откровения. По уставу перед 4-й песнью Пасхального канона назначено чтение «Слова на Пасху» (45-е) святителя Григория Богослова (Триодь цветная. М., 2002. С. 3). Слово это, произнесенное за четыре века до написания Пасхального канона, помогает понять, почему преподобный Иоанн Дамаскин при составлении 4-й песни канона обратился к книге этого пророка. «На стражу мою стал, – говорит чудный Аввакум (2: 1). – Стану с ним ныне я, поданным мне от Духа власти и созерцанию; посмотрю и узнаю, что будет мне показано и что сказано. Я стоял и смотрел: и вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его, как вид ангела (Суд. 13: 6), и одежда его, как блистание летящей молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом (а глас его, как глас трубы, и вокруг его как бы воинство небесное) и сказал: “Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому! Христос из мертвых – восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей – восходите и вы; Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый: кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5: 17); обновляйтесь”. Так говорил он, а другие воспели то же, что и прежде, когда явился нам Христос через дольнее рождение: Слава в вышних Богу, и на земле мир, во человеках благоволение (Лк. 2: 14)» (Творения. СПб., б. г. Т. 1. С. 661–680). 27 мая 2008 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7102.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Концерт-проповедь «От покаяния к Воскресению» состоялся 25 марта в Смольном соборе северной столицы. В нем приняли участие Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии (регент — диакон Николай Боткин) и солист Мариинского театра, народный артист России Василий Герелло. Знаменитый баритон впервые осуществил мечту — исполнить духовные песнопения в одном из крупнейших соборов Санкт-Петербурга. Это долго ему не удавалось из-за плотности гастрольного графика. Кроме того, певец впервые встретился с великолепным хором духовенства, который отличается трепетным отношением к слову. Каждое выступление хора — это богослужение. «Вы пришли не просто в концертный зал, а в храм, чтобы через наше пение совершить молитву», — такими словами открыл концерт директор хора диакон Илия Макаров. Он подчеркнул, что место его проведения символично: Смольный собор — Воскресенский. В программе прозвучали великопостные песнопения Павла Чеснокова, Александра Львова, Григория Львовского, Николая Римского-Корсакова и других композиторов, а также «Седе Адам прямо Рая» валаамского распева. Музыкальная композиция, подготовленная специально для этого дня, раскрывает смысл Великого поста, значение произошедших два тысячелетия назад событий Страстной седмицы. Слушатели смогли почувствовать приближающуюся радость Христова Воскресения. Этому помогли комментарии благочинного храмов в вузах Санкт-Петербурга протоиерея Петра Мухина и видеокадры святых мест Палестины, икон, фрагментов православных богослужений. Отец Петр напомнил, что пост — не просто воздержание в пище, а внутренняя перемена человека, «весна души», «путь к жизни вечной». В заключение на сцену поднялся настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Виктор Московский. В 1971 году он был участником первого хора тогда еще ленинградского духовенства, а сейчас носит звание заслуженного певчего возрожденного коллектива. «Радостно, что сегодня жизнь хора продолжается», — отметил он и, поблагодарив Василия Герелло за участие в концерте, назвал его выдающимся духовным исполнителем. В завершение певчие вместе с солистом исполнили «Утверди, Господи, святую православную веру». Концерт стал совместным проектом Санкт-Петербургского епархиального управления и ГМП «Исаакиевский собор». Фото Станислава Чабуткина . «Вода живая», 25.03.10

http://old.aquaviva.ru/news/2010-03-25/1...

Грех Диаволу, духу злобы, ненавистна была блаженная, светлая и святая жизнь людей в Божием раю. И задумал он погубить людей, оторвать от Бога, лишить бессмертия и сделать их своими рабами. Сам он погиб от того, что возгордился и восстал на Бога. Он задумал заразить и людей гордою мыслью, что они и без Бога будут бессмертны, что они сами будут богами. Диавол принял вид змея и предстал в раю пред женою Адама, и обратился к ней с хитрой речью. Он спросил: – Неужели Бог сказал вам: «не ешьте плодов ни с одного дерева райского»? Жена сказала ему: – Мы будем есть плоды со всякого дерева райского. Но Бог сказал: с того дерева, которое посреди рая, не ешьте, и не прикасайтесь к нему, чтобы вам не умереть. Диавол на это сказал жене: – Не умрете! Но знает Бог, что, лишь только вкусите от этого Древа познания, раскроются у вас глаза, и вы сами будете, как боги: будете знать добро и зло. И обратила жена взоры на Древо познания. И вот, дерево вкусно на вид, и красиво для глаза, и привлекательно для разума. И прельстилась жена речами змея. Взяла плод и ела. Потом подала Адаму. И тот взял и ел. Совершился первый грех людей. Они вкусили от Древа познания. И раскрылись их очи. Но не богами они себя увидели, а вдруг познали, что оба они нагие. И стало им стыдно самих себя. Вслед за грехом явился стыд. Тогда нарвали они листьев со смоковницы, сшили их и закрыли наготу свою. После полудня слышат они голос Бога, идущего по раю. И напал на них страх. От страха спрятались они между деревьями райскими. И воззвал Бог Адама, и сказал: – Адам, где ты? Отвечая Господу, Адам сказал: – Я услышал голос Твой и устрашился, и скрылся от Тебя: ведь, я наг. И сказал Бог Адаму: – Кто поведал тебе, что ты наг? Не вкусил ли ты от того древа? От одного только Я и заповедал тебе не есть. Адам сказал: – Жена, которую Ты мне дал – она подала мне плод, и я съел. И сказал Господь Бог жене: – Зачем ты это сделала? И отвечала жена: – Змей обольстил меня, и я съела. Читать далее Источник: Завет Божий в повествованиях для учащихся детей : Книга для чтения и рассказывания : По программе свящ. истории для начал. шк. изложил П. Мироносицкий. Ч. 1-. - Петроград : Синодальная тип., 1916. - 21. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Каин и Авель Бог дал Адаму и Еве сына. Ева рада была первенцу и сказала: – Вот, я приобрела человека от Бога. И дала сыну имя: Каин, что значит: приобретение. Вскоре родился и второй сын. Его назвали: Авель. Братья подросли и стали помогать родителям добывать хлеб от земли. Они разделили между собой труды: Каин был земледельцем, Авель же пас овец. Адам и Ева передали и детям своим веру в Бога и в будущего Спасителя. Научили сыновей молиться Богу и приносить Ему жертвы, то есть: с молитвою сожигать, для угождения Богу, лучшие плоды трудов своих. Братья Каин и Авель резко отличались друг от друга нравом. Младший сын, Авель, был добрый и чистый душою. Старший же, Каин – злой и мрачный. Видя разницу в сыновьях своих, Адам и Ева уразумели, что на земле есть добро и зло: добро – от Бога, а зло – от диавола. Однажды братья приносили жертвы свои Богу. Авель принес в дар Богу первые плоды стад своих. Каин принес от плодов земледелия. Авель принес свою жертву с молитвою и усердием, а Каин без веры и молитвы. И услышал Бог Авеля и молитву его, а жертва Каина была Ему неугодна. Каин оскорбился, изменился в лице своем и возненавидел брата. Бог явился Каину и сказал ему: – Что ты опечалился? Что поникло лицо твое? Если добро у тебя на душе, подними лицо твое! А если не добро, то бойся греха: не поддавайся ему, будь над ним господином! Но Каин поддался греху и диаволу, он сделался еще мрачнее и задумал злое дело. Однажды он сказал Авелю: – Пойдем со мной в поле! Авель согласился, и они пошли. Когда же пришли в поле, Каин бросился на брата и убил его. Снова явился Бог Каину и сказал ему: – Где брат твой, Авель? Каин ответил: – Разве я сторож брату моему? И сказал ему Господь: – Что сделал ты? Кровь брата твоего из земли вопиет ко Мне. Будь проклят ты от этой земли, в которую ты пролил кровь брата! И убежал Каин в страхе из родной земли в землю иную, и бросил отца и мать. Опять Адам и Ева стали бездетными. И колебалась их надежда на пришествие Спасителя. Но Бог снова послал им радость. У Евы родился третий сын. Она дала ему имя: Сиф и сказала: – Вот Бог снова восставил мне семя, вместо Авеля, которого убил Каин. Сиф был подобен Авелю и был угоден Богу. Читать далее Источник: Завет Божий в повествованиях для учащихся детей : Книга для чтения и рассказывания : По программе свящ. истории для начал. шк. изложил П. Мироносицкий. Ч. 1-. - Петроград : Синодальная тип., 1916. - 21. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Ветхий Завет Как Бог сотворил мир и человека – Да произведет вода рыб В начале Бог сотворил небо и землю. Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: –  Да будет свет! И стало светло. И отделил Бог свет от темноты. И назвал Бог свет – днем, а темноту – ночью. И был первый день Творения. И сказал Бог: –  Да будет твердь небесная. И открылось небо над водою. И сказал Бог: –  Пусть соберется вода, которая под небом, в моря, озера и реки, да явится суша, омываемая водою. Пусть на земле растет трава, зелень и деревья, и пусть растения принесут семена и плоды. И стало так. И увидел Бог , что это хорошо. И отделил Бог день от ночи, и создал солнце, чтобы оно светило днем, луну и звезды, чтобы они светили ночью. И увидел Бог , что это хорошо. И сказал Бог: больших и малых, плавающих в глубине водной, и пресмыкающихся, ползающих по земле, и птиц, летающих в небе. И сотворил Бог всевозможных рыб, больших и маленьких, и птиц, полетевших высоко над землей. И увидел Бог , что это хорошо. И благословил их, и сказал им: плодитесь и размножайтесь. И сказал Бог: – Да произведет земля душу живую по роду ее. И создал Бог зверей и животных, и всяких скотов. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: – Да будет на земле человек, по образу и подобию Нашему, и пусть будет он хозяином на земле – и над рыбами, и над птицами, и над зверями. И сотворил Бог первого человека, и назвал его Адамом , и повелел ему дать имена всем рыбам, птицам и зверям. И заповедал заботить с я обо всем, что растет на земле. И сказал Бог: – Нехорошо человеку быть одному, – сделаю Я ему друга и помощника. И создал Бог первую женщину, и назвал ее Евой. И увидел Бог, что весьма хорошо на земле, которую Он создал, и отдохнул Бог в день седьмой от всех трудов Своих. Как Адам и Ева не послушались Бога И поселил Господь Бог Адама и Еву в раю – в прекрасном саду, и сказал им заботиться о нем и охранять его. И сказал Бог: – От всякого дерева в саду вы можете есть плоды. Только от этого одного дерева, Древа Познания Добра и Зла, вы не должны ничего есть, потому что, если вы съедите его плод, вы погибнете.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Всемирный потоп I У Адама и Евы, кроме нечестивого Каина и благочестивого Сифа, были и еще сыновья и дочери. Умерли Адам и Ева , и от детей их стали размножаться люди и заселять землю. Телом, все люди были похожи друг на друга, но душою – одни были подобны Авелю и Сифу, другие – злому Каину. Одни угождали Богу и веровали в будущего Спасителя, и в знак этой веры, приносили Богу жертвы; грешили, но каялись, молились и делали добро. Другие забыли Бога и не думали о спасении; грешили и не каялись; не молились Богу, жили без Бога в душе и делали злые дела. Добро и зло боролись между собою, и зло побеждало: завладевал людьми диавол. И восскорбел Господь, видя зло в людях, и раскаялся, что сотворил на земле все живое. И сказал Господь: – Истреблю с лица земли все создания Свои, от человека до скота. И гадов истреблю, и птиц небесных. Раскаялся Я, что сотворил их. II Один только человек на всей земле был угоден Богу. Его звали Ной. Он был потомок Сифа. Был человек праведный, и непорочный. Был всегда пред Богом. У Ноя была жена и три сына: Сим, Хам и Иафет. И у сыновей были жены. Вся семья была научена угождать Богу. И воззрел Господь на землю и на людей, и ни в ком, кроме Ноя и семьи его, не было правды. Все развратились и не слушали Ноя, проповедника правды, и не раскаялись. И сказал Бог Ною: – Конец пришел для всего живого на земле. Земля наполнилась злодеяниями. Я истреблю всякое живое существо. Я наведу потоп на землю, и все, что теперь живет, лишится жизни. Только с тобою Я заключу завет Мой, только ты спасешься от гибели. И получил Ной откровение от Бога о спасении дома своего. И сказал ему Бог: – Построй себе ковчег (корабль) из дерева; осмоли его внутри и снаружи. Наделай в нем отделений. Сбоку сделай дверь, а вверху – сведи крышу сводом. Внутри сделай помещения в два и три яруса. И сделай в ковчеге запасы пищи для людей и животных. Ной с великой верой и благоговением исполнил повеление Божие. Он построил ковчег, огромный корабль; сделал все так, как повелел ему Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Конечно, большое расстояние веков отделяет нас от времени написания книг Ветхого Завета, особенно первых его книг. И уже нелегко нам переноситься в тот строй души и в ту обстановку, в каких создавались эти боговдохновенные книги и какие представлены в самих этих книгах. Отсюда рождаются недоумения, смущающие мысль современного человека. Особенно часто возникают эти недоумения при желании согласовать научные взгляды современности с простотой библейских представлений о мире. Встают и общие вопросы о том, насколько соответствуют ветхозаветные взгляды новозаветному мировоззрению. И спрашивают: зачем Ветхий Завет? Не достаточно ли учения Нового Завета и Писаний Нового Завета? Что касается врагов христианства, то издавна выступления против христианства начинаются с нападений на Ветхий Завет. Те, кто прошли через полосу религиозных сомнений и, может быть, религиозного отрицания, указывают, что первый камень преткновения для их веры был им подброшен из этой области. Для верующего человека, или для «ищущего» обрести её Священное Писание — это наука на всю жизнь: не только юноши-ученика, но и самого великого богослова, не мирянина лишь и новоначального, но и высшего духовного чина и мудрого старца. Господь завещает вождю Израильского народа Иисусу Навину: «Да не отходит сия книга Закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь» (Ис. Нав. 1:8). Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: «С детства ты знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение» (2 Тим. 3:15).   Почему следует знать Ветхий Завет? «Церковные песнопения и чтения раскрывают перед нами два ряда событий: Ветхий Завет, как прообраз, как тень, и Новый Завет, как образ, истина, приобретение. В богослужении постоянны сопоставления Ветхого и Нового Заветов: Адам — и Христос, Ева — и Богоматерь. Там рай земной — здесь рай небесный. Через жену грех, через Деву спасение. Вкушение плода к смерти — причащение Святых Даров к жизни. Там запрещенное дерево, здесь спасительный Крест. Там сказано: смертью умрешь, — здесь: днесь со Мною будешь в раю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Для этого Церковь предлагает нам святоотеческие толкования, чтобы мы из них лучше усваивали содержание священных книг. Нужно помнить о Ветхом Завете, что он есть «тень будущих благ.» Иначе читающий может не получить должного назидания, как предупреждает ап. Павел. Он пишет об иудеях: «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердцах их;» оно у них «доныне остается не снятым при чтении Ветхого Завета , » т.е. они не просвещаются духовно для веры. «Но когда они обращаются ко Господу, это покрывало снимается» (2 Кор. 3:15—16). Так и нам нужно читать эти книги под углом зрения христианства, помня слова Господа: «Они свидетельствуют о Мне.» Они требуют не только чтения, но и исследования. В них заключены подготовительные действия к пришествию Христа, обетования, пророчества, прообразы и предзнаменования о Христе. По этому принципу избраны и чтения из Ветхого Завета для богослужения в храме. И даже если отсюда Церковь предлагает нам нравственные назидания, она избирает такие, которые как бы написаны в свете Евангелия, говорящие, например, о «вечной жизни» праведников, о «праведности по вере,» о благодати. При таком подходе к книгам Ветхого Завета открывается огромное богатство назиданий для христиан. Как капли росы отражают солнце, так и эти Писания отражают в себе то, чему предназначено быть в будущем, – события, деяния, учение Евангелия. Но зашло солнце, капли остались теми же, но уже не ласкают наш глаз. То же и с ветхозаветными Писаниями. Без света Евангельского солнца они становятся ветхими, как сказал о них апостол Павел (Евр. 8:13), как назвала их и Церковь, а «ветшающее и стареющее близко к уничтожению . Царство избранного народа закончилось, пришло Царство Христово: «закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется.» Почему нужно знать Ветхий Завет? ЦЕРКОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ и чтения раскрывают перед нами два ряда событий: Ветхий Завет, как прообраз, как тень, и Новый Завет, как образ, истина, приобретение. В богослужении постоянны сопоставления Ветхого и Нового Заветов: Адам – и Христос, Ева – и Богоматерь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3675...

20:45 наталия : Благодарение Богу, ведущему нас ко спасению, отверзающего наши уста для духовных назиданий и исповедования помыслов. Господь ведет каждого из нас, Дух Святой направляет пути нашей жизни,Бог жаждет нашего спасения.Прославляя Бога хвалой, мы обретаем мир и благодать. По учению Святой Церкви и падение, и изгнание дьявола произошли до сотворения человека, и зло уже было в отпадших ангелах.Человек же, как третий свет, украшенный добродетелью и чистотой, явился венцом творения. И если Адам ветхий потерял блаженство в Едемском раю, то Новый Адам прославленное человеческое естество по Воскресении вознес туда, где Сам пребывал от века, во свет Пресвятой Троицы. Как воинствующая Церковь на земле, будем пленять всякий помысл своей души в послушание заповедям Христовым, да не заколеблятся мысли и ум всякого из нас. Будем стоять молитвой на страже сердца, не обманываясь и не порабощаясь тем, что обращается в прах. Возвышаясь в своем духе до сознания влечения к бесконечному, вследствие своего тяготения к Богу, человек преобразится из душевного тела в духовное, в смысле участия в Божественном Свете (а не переходе в Божественную сущность). 2012-08-22 10:06 Ирина : Слава Богу за ВСЕ! Спасибо Богу за ВСЕ! Спасибо за урок! 2012-08-21 00:20 Алексей : Дай, Боже,сил не отвлекаться от Тебя на временное. 2012-08-18 16:45 Леодорка : Спасибо!!! 2012-08-17 01:48 Светлана : Спасибо Вам за вразумления. 2012-08-16 19:35 Галина : Спаси, Господи! Даже прослезилась во время чтения такой душеполезной статьи. 2012-08-16 17:31 Лидия : Спасибо за верные слова! Нам всем хорошее напоминание о том, что мы держим в голове, и о том, Кого нужно вспоминать всегда..... 2012-08-16 16:26 Артемия : Благодарю и преклоняюсь перед старцем Арсением за духовные беседы и наставления. Для Господа каждая душа имеет великую ценность. Об этом Христос хорошо сказал в притче о том, как пастух оставил все стадо, чтобы найти одну заблудшую овцу. Господь наш Иисус Христос любит всех и каждого из нас так, как мы не можем любить Его, и жаждет нашего спасения и бессмертия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Известно, что ареал распространения праздника Богоявления, отмечавшегося 6 января, был шире Египта - в древние времена он был распространен не только на востоке, но и в Галлии. А отдельный праздник Рождества 25 декабря стал отмечался в Римской и Северо-Африканской церквях. Празднование 6 января очень хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории - с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в 6 день творения, так и Христос, Новый Адам,  в 6 день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. 6 января соответствовало 6 нисану - дню творения первого Адама согласно иудейской традиции. В то же время оно достаточно органично вписывалось в римский календарь. С сер. I в. до Р. Х. в Римской империи, а позднее и в Византии под влиянием Рима принято было отмечать новолетие 1 января. В Византии было несколько новолетий: 1 марта - древнее церковное новолетие, 1 сентября - гражданское, однако наиболее торжественно отмечались январские календы (1 января). Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят наши рождественские колядки. Он отмечался христианскими царями и сановниками, богатыми и простецами, к тому же в течение первых пяти дней января в Византии прекращалось обучение в школах. Не означал ли он празднование начала мира? Бог сотворил мир и время, а новый год - является как бы своеобразным обновлением времени, переходом от старого к новому. Знаком приближения нового освященного времени был и самый короткий в году день зимнего солнцестояния - 22 декабря. Дата 6 января могла вычисляться путем прибавления 9 месяцев к той особой дате Пасхи, которая отмечалась согласно солнечному еретиками-монтанистами из Малой Азии 6 апреля, вполне возможно, что этот день чтился и другими древними христианами, вовсе не повинными в ереси. Но почему ко времени Пасхи прибавлялись месяцы чревоношения, спросит читатель? Некоторые древние христиане разделяли веру в то, что страдание и воскресение Спасителя происходит в одно время с Его пришествием в мир и Боговоплощением. Значит по их вере 6 апреля - это день не только Пасхи, но и благой архангельской вести, а 6 января - день Рождества. Подобно тому, как на Пасху мы читаем пасхальное евангелие из 1-й главы евангелиста Иоанна, так в древности в г. Ефесе годовой цикл евангельских чтений начинался на Богоявление с евангелия от Иоанна, в котором с наибольшей глубиной передано богословие воплощения. Стих «и живот бе свет человеком» (Ин. 1, 4) явно указывает на Богоявление как на праздник «светов» (по-сирийски «дэнха»), праздник свечей, которые возжигались и на Рождество, и вокруг крещальной купели, о которой еще св. Иустин Мученик писал: «Именуется это купалище просвещением, так как оно принадлежит тем, кто просвещен помыслом...»...

http://bogoslov.ru/article/270513

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010