Разделы портала «Азбука веры» Ветхий днями — символический образ Бога , фокусирующий внимание на таком Его сущностном свойстве как «вечность». Основание этому образу дано в Книге пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:13-14 ). Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Седьмой день. 1852–1860 гг. При ближайшем рассмотрении выражение «Ветхий днями» означает: древний, исполненный днями. Однако это всего лишь метафора. Как известно, Бог, будучи Творцом видимого и невидимого мира, является в ту же очередь и Творцом веков. Промышляя о мире, обусловленном временем, Сам Он от времени не зависит: «Он изменяет времена и лета» ( Дан.2:21 ), Он — Царь веков ( 1Тим.1:17 ). Собственно в независимости Бога от условий времени и выражается Его вечность. Будучи непреложным во всех отношениях, Бог не изменяется и по возрасту: Он «не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» ( Числ.23:19 ). Стало быть, в строгом смысле, Божественной вечности чуждо и прошлое, и будущее. Вседержитель всегда пребывает как бы в неизменном настоящем. Между тем, действия Бога в истории воспринимаются человеком как поэтапные, а Сам Он — как непрестанно Живущий. Так, Адам беседовал с Господом раньше, чем Ной, а Ной — раньше чем Моисей. От Адама до Моисея прошли тысячи лет, от Моисея до Даниила ещё сотни лет. Отсюда и аналогия с насыщенностью Бога днями, с древностью, ветхостью: «но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:28 ). Несмотря на то, что вечность — это существенное Божеское свойство, а не ипостасное, и, следовательно, равно принадлежит Отцу и Сыну и Святому Духу, в иконографии образ Ветхого днями по большей части используется в отношении Бога Отца (хотя иногда в образе Седовласого Старца пишется Сын). Сложившаяся ко времени Большого Московского Собора (1666–1667) практика изображать Бога Отца в виде Ветхого днями была подвергнута на нём жёсткой критике и получила негативную оценку.

http://azbyka.ru/vethij-dnyami

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Только Бог может соразмерить все силы нашего существа Если умом мы приклоняемся к земле, то и все остальное служит земле. Если умом мы устремляемся к Небу, к Богу, то все существо наше проникается, освещается Богом: ум – это некий источник, буквально око, через которое вливается во все наше существо свет. Не только видимый свет, а именно свет, о котором сказано в Новом Завете: «Бог есть свет» ( 1Ин.1:5 ). Этот Свет, наполняя все наше существо, делает его не просто светлым, а делает его живым, правильным – только Бог может соразмерить все силы нашего существа. Чтобы правильно понимать явление боговедения, богопознания, как о том говорится все в той же 6й главе Книги пророка Осии, надо иметь в виду, что познание, и на языке греческой философии, и, что гораздо важнее, на языке Библии, предполагает не просто схоластическое изучение учебников, чтение книг, пусть даже книг святых отцов. Этого чрезвычайно мало для того представления о богопознании, к которому призывает нас Бог через Библию или устами Иисуса Христа напрямую. На языке Библии познание предполагает теснейшее, буквально телесное соединение. Библия начинается: Адам познал жену свою Еву, и она зачала и родила сына. Адам познал жену. Именно тем же самым словом говорится и о познании Бога, то есть познание Бога предполагает теснейшее соитие с Богом: не говорение о Нем, не размышление о Нем, а погружение в Него, сочетание с Ним. Этой брачной, даже физиологически брачной символикой пронизана вся библейская картина взаимоотношений Бога и человека, она дана в образах именно брачного ложа, брачного пира, брачного союза. Именно у пророка Осии еще раз повторяется (это слова Господа о дочери израильской): «Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: «муж мой», и не будешь более звать Меня: «Ваали» – Господин мой».

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/11...

преподобный Авва Исайя СЛОВО ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ О ветвях зла 1. Необходимо сказать о ветвях зла, чтоб знал человек, что есть страсть, и что отлучает его от Бога, и молил благость Его по поводу каждой из них, – да изыдет помощь Его с человеком и да даст Он ему силу (бороться с ними), пока возможет он совсем совлечься их. Ибо они суть раны в душе и отлучают ее от Бога. 2. Блажен совлекшийся их, потому что он будет разумною овцой, благоприятной на жертвенник Божий, и услышит радостный глас Господа: «добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа Твоего» ( Мф. 25, 21 ). Те же, которые хотят творить свои хотения по плоти, и не хотят уврачевать себя святым врачевством покаяния, чтоб сделаться чистыми, – в час нужды окажутся нагими, не имеющими одеяния добродетелей, и ввержены будут во тьму кромешную, где пребывает диавол, одетый в одежду страстей, кои суть: блуд, похотение, сребролюбие, оглаголание, гнев, завиствование, тщеславие, гордость. Они-то и суть ветви (зла), и многие им подобные, как-то: невоздержание, украшение тела, развлечения, леность, смехотворные речи, бесстыжие взгляды, страсть шириться, бессовестность, невнимание к суду Божию, зависть к ближнему, ложь на брата, человекоугодие, лжесвидетельство, ложное знание, желание учить, любовь к обычаям мира, малодушие, нетерпение, ненависть к ближнему, непорицание себя (несознательность и самодовольство), любовь к славе человеческой, паче славы Божией, выказывание своего делания, чтоб прославлену быть людьми, любовь к яствам изысканным, совершение страстей телесных в сердце, почитание соблазном немерения себя (или самоуничижения), хвастание своим знанием, спорливость, настояние на своей воле, почитание себя разумным и мудрым, почитание брата неразумным, и уничижение его. 3. Все сие действуется в бедной душе, доколе не отлучит ее от Бога. Это суть тяжкие бремена, кои взял на себя Адам, когда вкусил от древа. О них-то и говорится: «Той немощи наши взял и болезни понес» (сл. Ис. 53, 4 ...). Их-то Господь наш Иисус Христос умертвил крестом. Они-то суть ветхие мехи, в которые не вливают вина нового. Они-то суть пелены, коими связан был Лазарь. Они-то суть демоны, коих послал Христос в стадо свиней. Это есть ветхий человек, коего совлещися заповедал Апостол. Это то, что он сказал: «плоть и кровь царствия Божия наследити не могут» ( 1Кор. 15, 50 ). Это то, что он говорит: аще бо по плоти живете, имате умрети ( Рим. 8, 13 ). Это плевелы, кои извела земля Адамова, когда он извергнут был из рая.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление В полноте все явится в последние дни мира Это то самое, что произошло с апостолами в Сионской горнице, когда они получили дар Святого Духа. Об этом Духом Святом апостол Петр свидетельствует: «Вот ныне то, о чем говорил пророк Иоиль, произошло». Но мы знаем из той же самой исторической ситуации, что полнота данного пророчества Иоиля не может быть отнесена только к свидетельству апостола Петра, потому что, строго говоря, не на всех людей излилась благодать Святого Духа. Мы все получаем эту благодать в таинстве Миропомазания, когда совершается над нами Крещение. Мы сочетаемся с Богом, погружаемся в купель, и как на принадлежащих Богу, как на рожденных Богу, на нас сходит благодать Святого Духа через таинство Миропомазания, или, как в древности, через возложение апостольских рук. Кажется, здесь противоречие, ведь Дух Святой через пророка Иоиля ясно свидетельствует: «Изолью Духа Моего на всякую плоть». В полноте это все явится в последние дни мира, но и сейчас уже происходит, потому что, как мы уже говорили, время от первого явления Христа в мир до Второго Его Пришествия – в очах Бога это один день. Точно так же в глубинном замысле Бога о человеке перед Ликом Бога есть единый человек – Адам. Все мы воспринимаем себя как многообразное явление. На самом деле, Господь видит нас как единое существо, разрозненное, ссорящееся, в этих ссорах разрушающее себя все больше. Но, тем не менее, Он видит нас как единое существо и пытается восстановить распадающееся единство человечества именно в Церкви, в теле Христовом. Он всех нас не просто объединяет, а соединяет воедино, так что мы становимся во Христе единым целым, и вся полнота даров Божиих дается нам в Церкви во всей полноте. Благодать Духа Святого, благодаря которой и происходит буквально воссоединение человечества, то есть достижение единства его, изливается сейчас действительно на всех. Но только от воли человеческой зависит – принять ли эту благодать или отвергнуть. Дары Божии, грубо говоря, льются потоками с Неба. Но, чтобы этот поток действительно что-то сотворил с тобой, надо сделать определенный переворот в своей жизни – обратиться лицом к Богу, подставить под эти животворящие потоки Святого Духа свое сердце, свой ум, свой дух, свое лицо и воспринять поток жизни, который струится от Бога в таинствах церковных.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/11...

С еврейской Библией к Рождеству Христову. Почему Адам и Ева покинули Эдемский сад? Священник Александр Зиновкин Кандидат богословия, кандидат филологических наук, преподаватель древнееврейского языка Санкт-Петербургской православной духовной академии, специалист по семитологии и текстологии Ветхого Завета. Подпишитесь на наш Телеграм Что зашифровано в Библии? Как протекает время в событиях Ветхого Завета? Почему все-таки Адам съел запретный плод? О чем говорит смех Сарры? Посещает ли Бог наш мир и каким образом? О скрытых смыслах Ветхого Завета рассказывает священник Александр Зиновкин , кандидат филологических наук, заведующий кафедрой древних языков Санкт-Петербургской духовной академии. Смотрите ролик или читайте расшифровку: Тема грехопадения первого человека неразрывно связана с тайной боговоплощения. Господь рождается, чтобы, по мысли святителя Афанасия Великого , сделать нас тем, что Он есть Сам. Открывая практически любой Закон Божий , мы узнаем, что Бог изгнал первых людей из Едемского сада, потому что они не покаялись в своем грехе. Далее следуют наказания и проклятия со стороны Бога. Но могут ли дети, читающие эту историю, видеть в Боге любовь и милосердие, либо взрослые люди почувствовать, что в этой истории нет мести и зависти со стороны Бога, которая так присуща нам, людям? Для наилучшего понимания грехопадения первых людей мы обратимся к еврейскому оригиналу Библии, чтобы почувствовать силу произошедшего грехопадения со всеми оттенками. Согласно древнему христианскому преданию, первые люди прожили в Едемском саду всего полдня. Это следует из жизни Христа Спасителя, Который в евангельский шестой час (то есть по-нашему около 12 часов дня) протянул Свои Пречистые Руки на Кресте. Христос, как Новый Адам, показал тем самым нам, что именно в этот час Ветхий Адам протянул свои руки к запретному плоду, который принесла ему Ева. Соответственно, в евангельский девятый час (то есть по-нашему около 15 часов) Христос умер на Кресте, потому что первый человек был изгнан в это время из рая, а Новый Адам — вошел в него. Еще раз. Первые люди прожили всего полдня в Едемском саду, о чем свидетельствует нам жизнь Нового Адама — Христа, Который сделал то, что не сделал первый Адам.

http://blog.predanie.ru/article/s-evrejs...

Богоявление. Бог без покровов Тот, Кто древнее самой воды – вступает в воды Иордана 19 января, 2019 Тот, Кто древнее самой воды – вступает в воды Иордана Христос – Воплощенный Бог, Творец этого мира. Это Он гулял с Адамом в раю, это Он скучает и грустит по нашим чудесным прогулкам. И был только один способ вернуться на наши райские тропинки: Бог стал человеком, Христос – новый Адам – подхватил в Свои руки этот выстуженный мир и насытил его Своей жизнью. Новый Адам начал там, где упал Адам ветхий. Он принял хрупкость и уязвимость падшего человечества, сделал его Своим, стал человеком воистину и навсегда. Он покорно входит в воды священной реки, повинуясь слову бездомного проповедника. Он – Тот, Кто древнее самой воды – вступает в воды Иордана. Архимандрит Савва (Мажуко) Разве это красиво – стыдливо глаза отводить от иконы? Перед святыней, и прячешь взгляд – не правда ли, странно? Всякое в жизни бывает. Всегда считалось неприличным рассматривать чужую наготу, а тут передо мной старинный образ Крещения Господня, на котором Сам Творец изображен безо всяких покровов – нагим Мессией, ставшим под властную руку Предтечи. Нагота – загадка. Это тайна, которую мы никогда до конца не поймем, не проясним. Только человек может быть по-настоящему обнаженным. Состояние, неизвестное «ребятам и зверятам». Дети до двух лет не догадываются об этом, а Божьи звери и вовсе такого не знают. Писание говорит, что первые люди, наши далекие предки, впервые пережили этот опыт в раю, попробовав плод запретного дерева. Два самых близких человека – Адам и Ева, – вдруг почувствовали себя чужими, ведь – что есть нагота, как не взгляд чужого? Нагота – это холод отчуждения – от Бога, от мира, от любимого. Думаю, именно тогда, в Эдеме, человек в первый раз осознал свои пределы и границы, потому что нагота – это предел тела, его очертания, четкая очерченность рубежа, за которыми – чужой мир. Мое тело заканчивается здесь. Я здесь завершаюсь. Дальше – не мое, чуждое, чужое, постороннее, просто – опасность и холод!

http://pravmir.ru/bogoyavlenie-bog-bez-p...

Всенощное бдение      Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию. Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь. Всенощная начинается с великой вечерни Вход на вечерне      В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии. Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2). Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь». Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.

http://pravoslavie.ru/105000.html

Откуда у Каина жена, а у Христа – братья? Священники отвечают на вопросы читателей «Правмира» 17 июля, 2015 Священники отвечают на вопросы читателей «Правмира» У новоначальных (и даже «опытных») христиан, всегда есть множество «а почему?», касающихся разных сторон духовной жизни. В помощь им «Правмир» начинает серию публикаций, в которых на вопросы читателей отвечают наши священники. Сегодня мы поговорим о непонятных местах из Священного Писания. Два вопроса по книге Бытие: Владимир Священник Михаил Самохин Здравствуйте, Владимир! Некоторые исследователи считают, что во время Ездры, при редактировании книг Ветхого Завета, были соединены два рассказа о сотворении человека: более краткий и, поясняющий его, более подробный. С уважением, протоиерей Михаил Самохин Бог создал Адама и Еву, первых людей. У них родились дети, Каин и Авель, затем Каин убил брата. В качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле» («и пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою»). Откуда взялась его жена? Татьяна Здравствуйте, Татьяна! В Библии говорится: «Адам родил сынов и дочерей» (Быт. 5:4-5). Адам жил 930 лет. Исследователи Библии утверждают, что если бы Каин был так долговечен, как его отец, и женился в трехсотлетнем возрасте, то он имел бы к тому времени 100000 невест, из которых мог бы выбрать себе жену. Конечно, легко могло случиться, что невестой Каина оказалась бы его сестра, племянница или кузина. В те времена, когда род людской еще не был так захвачен грехом, близкое родство не представляло собою угрозы вырождения, предотвращенной позже законом Моисея. С уважением, протоиерей Михаил Самохин Почему большинство заповедей даны Богом через отрицание? Ведь, казалось бы, проще и понятнее вместо фразы «не убий» использовать «сохрани жизнь», вместо «не укради» — «живи честно» и так далее. Сергей Здравствуйте, Сергей! То, что Вы имеете в виду, дополнил Иисус Христос в Новом Завете, в Нагорной проповеди, в частности. Это большая высота, планка здесь сильно поднята по сравнению с Ветхим Заветом, откуда и идут все эти заповеди. Но большинству людей, чтобы дорасти до большего, сначала доступнее и понятнее ограничения через отрицание чего-то недолжного, нежелательного (между прочим, детей именно так и воспитывают с самого начала, да и множество взрослых Ветхий Завет еще отнюдь не переросло).

http://pravmir.ru/otkuda-u-kaina-zhena-a...

Содержание Слово о спасительном Божием смотрении к роду человеческому, кратко составленное на основе святого Евангелия, на пользу всякого, кто хочет знать Причину и образ спасения нашего     «Господи! Услышал я слух Твой и убоялся» (Авв 3:2).    Когда Всемогущий Бог сотворил небо и землю, и прочие видимые и невидимые вещи, после всего создал человека из земли, и вдохнул в него душу живую, дал ему имя Адам, и ввел его в рай — место прекрасное, всякими изрядными и плодоносными деревьями украшенное (Быт 2:15). Адаму создал Бог помощницу Еву, и обоим им, Адаму и Еве, дал Бог заповедь такую, чтобы от всех деревьев плоды вкушали, а от того дерева, которое было посреди рая, не дерзали вкушать плода (Быт 3:3). Притом объявил им Бог: если вы от того дерева заповеданного вкусите плода, «смертью умрете» (Быт 2:17).    Адам и Ева не сохранили заповеди Божией, от заповеданного дерева вкусили. На то преступление и вкушению от того дерева заповеданного, змей, или сам сатана, дух лукавый, в змее действующий, прельстил их (Быт 3:4—5, 13). Этим преступлением праотцы Адам и Ева Бога весьма прогневали, и на себя Божию клятву навели, из-за чего из рая были изгнаны и на смерть осуждены, и вечному мучению подпали (Быт 3:23). А с ними и мы все, как их сыны, той же клятве и казни стали подвержены Божиим правосудием.    Однако же Бог, как весьма Благой и Милостивый, тогда еще обещал им, и всем людям, которые должны были быть после них, послать избавление. Это избавление, которое должно было быть всему миру, Милосердный и Человеколюбивый Бог разнообразно предвозвещал: предъявлял через патриархов и святых мужей знамениями всякими, предсказывал через пророков Духом Своим Святым, о чем написано в книгах Ветхого Закона.    А как приблизилось то время, в которое определил Бог послать роду человеческому избавление, родился от неплодных и старых родителей, Захария священника и Елизаветы праведных, пророк именем Иоанн, рождение которого празднуется 24 июня. Сей пророк был как бы посредник между Ветхим и Новым Законом, поскольку от его рождения Ветхий отступает, а наступает Новый Закон. Сего сына Захарии и Елизавете дал Бог через явление Архангела Гавриила. Назван он Предтечей потому, что от Бога послан уготовить путь Избавителю и возвестить людям пришествие в мир Спасителя. И возвестил так, как утренняя звезда возвещает приближающееся восхождение солнца. Потому и Церковь называет его денницей, то есть утренней звездой Солнца Праведного Христа, в мире воссиявшего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Если бы Бог принимал нас «такими, какие мы есть», Он бы не восходил на крест 27 июня, 2016. Игумен Петр (Мещеринов) Игумен Петр (Мещеринов) о письме ЛГБТ-группы Собору на Кипре Организация, именующая себя «Европейский Форум ЛГБТ-христианских групп» обратилась с открытым письмом к Собору Православной Церкви, собранному на Крите. Комментирует в своем фейсбуке игумен Петр (Мещеринов) Игумен Петр (Мещеринов) Многие просят меня высказаться по поводу письма Михаила Черняка. С большой неохотой делаю это. 1. Я не судья никому. «Каждый перед своим Господом стоит или падает» (Рим.14, 4). 2. Я не согласен с тезисом Миши Черняка, который лучше всего выразил один из его друзей: «Отец наш небесный бесконечно любит нас и принимает такими, какие мы есть». — Если бы Бог принимал нас такими, какие мы есть в этом падшем и обречённом на смерть мире, и скорёженном извнутри и отвне, то Он бы не восходил на крест. Ибо Он восшёл на крест для того, чтобы принять нас не в падшем нашем состоянии, а свободными от этой падшести и изуродования, такими, какими Он нас задумал, какими Он хочет нас видеть. О том, что это именно так, говорит всё Священное Писание Нового Завета и сам факт того, что Христос, для того, чтобы избавить нас от этой самой падшести, дал нам заповеди, — которые все сводятся к тому, что мы должны идти по стопам Его (1 Петр. 2, 21), отвергнув себя (Мф. 16, 24), погубив душу свою (Лк. 17, 33) (то есть разделив себя — христианина, и себя — падшего человека), и взяв, таким образом, на себя крест свой, следовать за Христом (Мф. 10, 38). 3. Я вынужден — исключительно для себя, ни для кого другого, а тем более не для полемики и холивара — констатировать, что в данном случае мы с Мишей Черняком, по-видимому, по-разному понимаем Бога и Церковь (Церковь в данном контексте — путь ко Христу). Для меня христианство требует, говоря словами моих любимых раннепротестантских мистиков, чтобы ветхий Адам в человеке умер, а Христос в нём воскрес и жил; а отношение к гомосексуализму как к одному из проявлений падшести ясно выражено в 1 Петр. 4, 3

http://pravmir.ru/esli-byi-bog-prinimal-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010