протоиерей Владислав Свешников Скачать epub pdf 15. Христос и святость. Ценность личностного мира Как ни замечательно и совершенно устроен Богом созданный Им мир, в полноте творения выделяется не только как лучшая и совершеннейшая – по особому акту создания – его часть, но и как некая целостность как бы даже и равная миру, а потому именуемая в богословии микрокосм – человеческая личность. Даже и после грехопадения, в котором исказилась и извратилась человеческая природа, даже и после многовековой истории человечества, которую можно обозначить как историю греха и дальнейшего разрушения человеческой природы, человек оставил в себе, хотя и в негармоничном, расколотом виде, черты этого великого образа. И человеческое сознание – не по греховной мании величия, но по знанию объективной реальности – принимало как факт и величие человеческой личности, и совершенство человеческой природы; совершенство не воображаемое, а реально существующее, хотя и в реальной жизни всегда поврежденное. Да, человек видел и свое фактическое несовершенство и искаженность, но именно потому так понятна его тоска по идеалу и напряженное ожидание воплощения идеала, лишенного всех несовершенств и искажений. И не напрасны были эти ожидания. В завершение Ветхого Завета явился Тот, Кому по Предвечному Совету предстояло соединить в Себе в условиях временного земного существования – совершенного Бога и совершенного человека. Впервые после грехопадения явилась Личность, соединившая в себе полноту всего человеческого, кроме греха; Личность, в которой раскрылись все чаяния народов, в которой каждый человек может найти себя и одновременно – свой идеал. Христос – новый Адам Принятый в христианском богословии образ: «Христос – новый Адам» включает в себя осознание того, что Христос стал совершенным исполнителем нравственного задания, предложенного еще первому образу Божию – ветхому Адаму, которое тот не выполнил, оказавшись вместе со своим потомством в области греха. Это было задание послушания. Слово Божие говорит: «став как человек; смирил Себя, послушен быв даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп 2,7–8 ). И еще: «страданиями навык послушанию» ( Евр 5,8 ). И как для ветхого Адама в этой заповеди послушания состояла вся полнота нравственности: любовь, вера, мудрость, правда, чистота – так и для Адама нового; только ветхий Адам, пав, не исполнил ее, а новый Адам исполнил, и даже «до смерти крестной». И прежде всего послушание состояло в «кенозисе», истощании Сына Божия, то есть в принятии бренной плоти; затем – в прохождении всего смертного пути человеческой жизни; и, наконец, – в вольном распятии. Послушание, если только оно совершается не по самоволию, есть одно из труднейших испытаний для человеческой природы, павшей гордостью; оно может быть добровольно совершено лишь по смирению и любви, обратным человеческой гордости и эгоизму. Таким образом, не только любовь, но и смирение есть нравственное явление, не унижающее, но возвышающее человеческую личность.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Разделы портала «Азбука веры» Как объясняется существование диких племен и археологических находок первобытных людей? 876 01.05.2023 История Здравствуйте. Если наши прародители Адам и Ева. То как объяснить существование диких племен, даже в современном мире. И как объяснить археологические находки, свидетельствующие о существовании первобытных людей в разных концах мира? Не приятно на душе, от того, что закрадываются мысли сомнений и противоречий. Наверное есть объяснение этим фактам. 8 Ответов А что не понятного? После Всемирного потопа, дети Ноя и их потомки расселились по планете. Кто-то из них одичал, кто-то погиб, кто-то дожил до наших дней. Самый древний из рода Homo — Homo habilis, или человек умелый, первые представители которого появились в Африке около 2,8 млн лет назад. Наш вид современного человека возник примерно 350–200 тысяч лет назад. А из Священных писаний Адам, по разным источникам был создан примерно 5 500 лет назад, а Ной – 3 500 лет назад. Я не с целью усомниться в вере. Но интересно почему такие огромные несовпадения. Видимо, те кто писал Ветхий завет, очень сильно напутали с датами Современные методы датировки имеют серьёзные изъяны, о чём есть общее согласие в научной среде. Периоды, называемые Вами, невозможно принять за основу Светлана, советую Вам почитать книги и статьи проекта «Шестоднев» , которым руководит о. Константин Буфеев. Там очень хорошо разобраны все «доказательства» эволюционной теории и в том числе находки палеонтологов. Спасибо, почитаю. Благослови вас, Господь! Видите, в чём дело, те факты, которые Вы привели, можно интерпретировать и с эволюционной, и с библейской точки зрения. Принятие той или иной позиции всегда требует от человека веры. Советую почитать отца Серафима Роуза и его труд “Бытие: сотворение мира”, дабы избавиться от подобного рода сомнений Спасибо, почитаю. Благослови вас, Господь! Хм, это заставило задуматься. А ведь действительно, люди могли оселиться где-то и “ одичать ”. На счёт археологических находок — они могут быть. Это факт. Но вопрос к тому, насколько велика точность определения времени бытия этих находок — это вызывает сомнение. Вот, говорят, мол, “миллионы лет”… ну, а кто жил миллионы лет? Есть ли свидетельства очевидцев? Есть ли доказательства? Но есть лишь научные теории, что является предположением.

http://azbyka.ru/vopros/kak-objasnjaetsj...

КРЕЩЕНИЕ ХРИСТОС, принимая крещение, освятил воды Крещение святое нас освящает, яко грешных. Но в Христе не было чего омывать и освящать, ибо безгрешен: но Он, прикосновением святыя плоти Своея, крещение наше освятил (5:99). Крещение Христово и христиан Примечай зде, православный христианине: Христос крестился не так, как мы крещаемся. Мы крещением омываемся от скверн греховных и освящаемся. Христос греха не имел и потому не было Ему нужды омыватися от греха; но Своим крещением наше крещение освятил и установил (3:127). В крещении христиане рождаются духовно водою и Духом (4:14, см. ХРИСТИАНИН , 1065). Крещение есть духовное рождение В плотском рождении облекаемся в ветхаго Адама ( 1Кор. 15, 49 ): в духовном облекаемся в новаго – Христа, по Писанию: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3, 27 ). В плотском рождении раждаемся в грехах, якоже глаголет Пророк: «в беззаконних зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» ( Пс. 50, 7 ): в духовном омываемся, очищаемся, освящаемся и оправдаемся от скверн греховных, и делаемся праведными благодатию Христовою... В плотском раждаемся чада тьмы, во области сатанине: в духовном раждаемся «чада света, и от тмы приводимся в чудный Божий свет, и от области сатанины в царство Христа, Сына Божия» ( 1Пет. 2, 9 ; Деян. 26, 18 ; Еф. 5, 8 ). В плотском раждаемся «естеством чада гнева» ( Еф. 2, 3 ): в духовном «чада благодати, чада благословения Божия» ( 1Пет. 3, 6 ). В плотском раждаемся к временному животу: в духовном к «вечному животу» ( 1Тим. 6, 12 ) (3:402). Крещением святым раждается вновь, или ограждается человек не по естеству (ибо по естеству тойжде пребывает человек, тоежде тело, душа, чувства, дыхание и прочия естественныя силы и действия), но по внутреннему сердца, мысли, разума, воли хотения обновлению и просвещению. Откуду крещение святое называется «баня пакибытия» ( Тит. 3, 5 ), и крестившийся «новая тварь, аще кто во Христе, нова тварь» ( 2Кор. 5, 17 ). И тако ЧЕЛОВЕК, ВЕРУ христианскую и крещение восприявший, «двоякое», имеет «рождение: первое – плотское», в котором зачинается в беззакониях и рождается во гресех, и по сему рождению всяк человек рождается «чадом гнева» ( Еф. 2, 3 ) и сие рождение происходит от ветхого Адама, по которому рождению называемся вси, отцы наши и мы, сыны Адамовы. «Второе рождение есть «крещение», которое водою и Духом бывает, и есть духовное, святое, благословенное, блаженное и происходит от Христа. И якоже ветхий Адам есть отец наш по плоти, тако ХРИСТОС есть Отец наш по сему духовному рождению, и Отец вечный, «Отец будущаго века» ( Ис. 9, 6 ) (3:56–57).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Мысли при чтении Священного Писания 1 Я попробую поделиться с вами некоторыми мыслями, которые у меня собрались за многие годы чтения Священного Писания – сначала Нового Завета, в котором я, мальчиком четырнадцати лет, впервые встретил Бога, затем и Ветхого Завета. Первое, на что я хотел бы обратить ваше внимание, это то, что между началом Ветхого Завета, первыми двумя главами, и дальнейшим его содержанием существует абсолютная, категорическая разница, потому что содержание первой главы и начало второй, подводящее нас к падению человечества, очень своеобразно: это рассказ языком падшего мира о том, что было когда-то, когда мир еще не пал. Это попытка сказать нечто на одном языке, который не обладает ни словарем, ни понятиями, ни опытом другого языка. И это надо принимать в учет, когда мы читаем Ветхий Завет : мир от сотворения до падения – мир нам абсолютно неизвестный. Мы можем гадать, можем пытаться представить, что тогда могло быть, но мы не можем опытно войти в это. Можно сказать, что мы в какой-то мере приобщены этому опыту, потому что живем в Церкви, то есть в обществе, которое искуплено, которое спасено, которое очищено воплощением, смертью и воскресением Христа и даром Святого Духа. Однако мы являемся грешными существами и можем только как бы чутьем что-то улавливать. Но мы не можем знать опытно, непосредственно то, что знал Адам, что знала Ева , что знала вся тварь до того, как она оторвалась от Бога. Это нам надо помнить, когда мы читаем начало Ветхого Завета. Мы должны его читать как метаисторию, то есть не как историю, где описано все, как было, а где в форме описаний падшего мира говорится о мире, которого больше нет и которого мы не знаем, о мире, которого даже никогда больше не будет, потому что, когда кончится время, когда наступит окончательная победа Божия и, по слову апостола, будет Бог все во всем ( 1Кор 15:28 ), мы не сможем вернуться к тому моменту, когда на земле еще не было греха. Это нам надо каким-то образом пережить, потому что представить себе это нелегко, так же как нелегко представить себе жизнь, которой мы не приобщены никаким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Мысли при чтении Священного Писания Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 14, 1997 31 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 14, 1997 Я попробую поделиться с вами некоторыми мыслями, которые у меня собрались за многие годы чтения Священного Писания — сначала Нового Завета, в котором я, мальчиком четырнадцати лет, впервые встретил Бога, затем и Ветхого Завета. Первое, на что я хотел бы обратить ваше внимание, это то, что между началом Ветхого Завета, парой первых глав, и дальнейшим его содержанием существует абсолютная, категорическая разница, потому что содержание первой главы и начала второй, подводящее нас к падению человечества, очень своеобразно: это рассказ языком падшего мира о том, что было когда-то, когда мир еще не пал. Это попытка сказать нечто на одном языке, который не обладает ни словарем, ни понятиями, ни опытом другого языка. И это надо принимать в учет, когда мы читаем Ветхий Завет; мир от сотворения до падения — мир нам абсолютно неизвестный. Мы можем гадать, можем пытаться представить, что тогда могло быть, но мы не можем опытно войти в это. Можно сказать, что мы в какой-то мере приобщены этому опыту, потому что живем в Церкви, то есть в обществе, которое искуплено, которое спасено, которое очищено воплощением, смертью и воскресением Христа и даром Святого Духа. Однако мы являемся грешными существами и можем только как бы чутьем что-то улавливать. Но мы не можем знать опытно, непосредственно то, что знал Адам, что знала Ева, что знала вся тварь до того, как она оторвалась от Бога. Это нам надо помнить, когда мы читаем начало Ветхого Завета. Мы должны его читать как метаисторию, то есть не как историю, где описано все, как было, а где в форме описаний падшего мира говорится о мире, которого больше нет и которого мы не знаем, о мире, которого даже никогда больше не будет, потому что когда кончится время, когда наступит окончательная победа Божия и, по слову Апостола, будет Бог все во всем (1 Кор 15:28), мы, однако, не сможем вернуться к тому моменту, когда на земле еще никогда не было греха.

http://pravmir.ru/myisli-pri-chtenii-svy...

Норман Л. Гайслер (протестант) Т Таблички из Эблы (EBLA TABLETS) Шестнадцать тысяч глиняных табличек, относящихся к третьему тысячелетию до Р. X., были обнаружены, начиная с 1974 г., в Эбле, расположенной на территории современной Сирии. Биованни Петтинато (Pettinato) датирует их 2580–2450 гг. до Р. X., а Паоло Маттие (Matthiae) склоняется к периоду 2400–2250 гг. до Р. Х. В любом случае они изготовлены на много столетий раньше, чем любые другие письменные памятники. Ценность табличек для апологетики. Значение табличек из Эблы состоит в том, что они параллельны первым главам Книги Бытие и подтверждают их. Хотя и затушёванные из-за последующего политического давления и отрицаний, сведения, опубликованные в солидных журналах, выявляют несколько возможных линий свидетельства, подтверждающего библейские повествования (см. Ветхий Завет: археология). Судя по сообщениям, в табличках из Эблы встречаются названия таких городов, как Ур, Содом и Гоморра, а также имена упоминаемых в Библии языческих богов, таких как Ваал (см. Ostling, 76–77). Сообщается также, что в табличках упомянуты некоторые лица из Книги Бытие, в том числе Адам, Ева и Ной (Dahood, 55–56). Очень важно открытие древнейшего из известных внебиблейских рассказов о творении. Рассказ из Эблы примерно на 600 лет старше вавилонского варианта. Текст на табличках поразительно близок к тому, что говорится в Книге Бытие, и рассказывает о единственном Существе, создавшем небеса, Луну, звезды и Землю. Сравнение показывает, что в Библии содержится более древний, менее приукрашенный вариант этого рассказа, который описывает факты без позднейших мифологических дополнений. В повествовании на табличках отражены представления о сотворении мира ex nihilo («из ничего»): «Господи неба и земли: земли не было. Ты сотворил её; дневного света не было, Ты сотворил его; утренний свет Ты (ещё] не сотворил» (Ebla Archives, 259). Открытие библиотеки в Эбле имеет для христианской апологетики важные последствия. Оно опровергает веру критиков в эволюцию монотеизма (см. монотеизм исконный) из предположительно предшествующих ему политеизма и энотеизма. Эта гипотеза об эволюции религии была популярна со времён Чарлза °Дарвина (Darwin; 1809–1882) и Юлиуса Вельхаузена (Wellhausen; 1844–1918). Теперь известно, что единобожье появилось раньше. Кроме того, весомые свидетельства из Эблы подтверждают то мнение, что первые главы Книги Бытие суть история, а не мифология (см. великий потоп; наука и Библия).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Первым, естественным и бесспорно общепризнанным, средством сохранения истинного воспоминания о древнейших событиях в жизни мира и людей, равно и каждого народа в отдельности, служило устное предание, переходившее неизменным из поколения в поколение. Надежда на значительную достоверность такого народного предания в древнейшие времена подкрепляется тем соображением, что память древних народов некультурных, не ослабленная слабостью организма и многообразием всевозможных знаний, под непосильным бременем коих измождены современные культурные народы, была чрезвычайно восприимчива и крепко и на долго сохраняла воспринятое. Тем более, естественно думать, народная память твердо хранила сказания о древних лицах и событиях, к коим люди относились благоговейно, как священным предметам религиозного почтения. А таковы предметы повествования книги Бытия. – Еще более укрепляется надежда на достоверность устного предания библейскими свидетельствами о долголетии носителей истинного предания – патриархов допотопного и послепотопного мира. Согласно ветхозаветной хронологии, древнейшие предания хранились и передавались до Моисея через весьма малое число поколений, вследствие необычайного долголетия патриархов. Так, до потопа это предание могло сохраниться лишь через два-три поколения: Адам мог дожить до отца Ноева, Ламеха, а тем более до деда его, Еноха, а Енох мог передать своему внуку Ною ( Быт. 5 гл.). Очевидно, неповрежденным древнейшее предание не только могло, но и должно было сохраниться. В послепотопный период также могло быть немного носителей предания: сын Ноя Сим был в старости современником Евера, Евер – Нахора, а Нахор – Фарры и Авраама ( Быт. 11 гл.). Среди семейства Авраама, до поселения в Египте Иакова, предание, несомненно, хранилось неизменным, в Египте же евреи, отчужденные и преследуемые окружающим народонаселением, жили лишь этим преданием и надеждами на перенесение костей Иосифа в землю «посещения», а потому также должны были свято хранить его, как то было у ближайших потомков Авраама. Общественное устройство, с его делением, по сыновьям Иакова, на колена, и религиозные верования евреев в Египте всецело основывались на этих преданиях, а потому Божие откровение Моисею ( Исх.3 гл.) и речи последнего еврейскому народу были всем вполне понятны и вызывали желание исполнять высшее повеление. – Эти исторические факты и естественные соображения, ими подкрепляемые, дают основание категорически признавать истинность древнейшего предания, хранившегося до Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Прежде всего, тебе следует постоянно и всегда помнить, что человеческая жизнь (об этом свидетельствует Иов – воин весьма многоопытный и непобедимый) – не что иное, как непрерывная борьба, и простые люди, души которых мир-обманщик улавливает обольстительнейшими забавами, сильно заблуждаются. Они устраивают несвоевременные празднества, как если бы уже одержали победу; удивительно, с какой беспечностью они живут – не иначе в наипрочнейшем мире, с каким спокойствием они безмятежно спят, когда на нас без конца нападает закованная в броню великая армия пороков, домогается нас всяческими способами, угрожает всяческими кознями. Вот наверху неусыпно поджидают твоей гибели гнуснейшие демоны, вооруженные против нас тысячью хитростей, тысячью способами навредить нам! Огнеметными стрелами, пропитанными смертельным ядом, они подбивают наши умы отказаться от возвышенного; для всего этого даже ни у Геракла, ни у Кефала не было никакого более надежного оружия, если не защищал их несокрушимый щит веры. И снова – справа и слева, впереди и сзади – нападает на нас этот мир, который – по слову Иоаннову – весь во зле лежит и потому враждебен и противится Христу. Способ отразить эту армию, конечно, не прост. Ведь она то в ярости разбивает оплоты души разными несчастьями, словно тяжелым тараном в открытом бою, то склоняет к предательству огромными, однако же, пустейшими обещаниями, а то нежданно подкрадывается тайно проложенными ходами, чтобы поразить нас – зевающих и беспечных. Наконец, внизу тот самый скользкий змей – первый предатель нашего покоя, то скрываясь в одного с ним цвета траве, то прячась в своих норах, извиваясь сотнями колец, не перестает преследовать по пятам единожды падшую нашу женщину. Пойми, что женщина – это плотская часть человека. Ведь это наша Ева , через которую изворотливейшая змея совращает наш дух к смертоносным наслаждениям. С другой же стороны – будто мало того, что столько врагов грозят нам отовсюду, – внутри, в самой глубине души, мы к тому же носим врага более чем домашнего, более чем родственного. Как ничего не может быть ближе его, так ничего не может быть опаснее. Вот здесь-то и пребывает этот ветхий и земной Адам, более привычный, чем согражданин, более упорный, чем враг, которого и валом сдержать нельзя, и выбить из лагеря невозможно. За ним надлежит следить сотнями глаз, чтобы он как-нибудь не открыл демонам крепости Божьей.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/fil...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Дары и жертвы Адам был изгнан из рая в мир, в котором мы продолжаем жить; впрочем, мир с тех пор сильно изменился. НЕ СТОИТ обвинять Адама в наших мучениях. Каждый человек мучается и страдает в этой жизни за свои собственные грехи, ошибки и преступления, а вовсе не из-за Адама. Мы по-прежнему обладаем человеческой свободой и несем ответственность за последствия своих действий. После Пришествия в мир Спасителя человек сам отвечает за свою жизнь, за использование сил, данных ему Богом от рождения, за выбор своего пути. Каждый будет судим не за обстоятельства, в которых оказался из-за вины Адама, а за то, что сделал сам, находясь в этих обстоятельствах. Бог не спросит одинаково с родившихся в семье алкоголика и в семье профессора богословия. Исходные данные, природные качества, способности и душевная среда, в которой оказался человек с детства, у каждого разные. И поэтому с каждого спросится то, что он мог и должен был сделать, находясь в своей жизненной ситуации. Это применительно к судьбе каждого человека, каждого потомка Адамова. Бог знает, что мы родились в мире гораздо худшем, чем при жизни Адама. Но, тем не менее, нам даны силы и возможности исполнять заповеди Божии. И мы будем судимы за то, как исполним заповеданное, а не за то, что не сделали невозможного: если мы не способны достичь совершенства, его Господь с нас и не спросит, а вот за то, что могли сделать, но не сделали, и будет с нас спрошено. Потому Бог и назван Судьей справедливым. Не потому, что Он по справедливости воздает каждому (в этом Он скорее милосерден, чем справедлив). Но когда мы говорим о Боге, как о Судье, Его справедливость в том, что, зная способности и качества каждого человека, дела и помыслы, Он спрашивает с него, основываясь на Собственном истинном знании этого человека. Каков же нравственный вывод из вышесказанного? Каждый человек действительно хозяин своей жизни. И от человека зависит, в какие условия – духовные, нравственные, бытовые – он поставит своих потомков. Он своими грехами или, напротив, праведными делами влияет на то, насколько трудно им будет познать Бога и исполнить Его заповеди. Мы напрямую в ответе за поколение, которое будет после нас. Если мы нерадиво исполняли заповеди Божии, то нашим детям искать Бога придется в гораздо худшем исходном состоянии, чем нам.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/3

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Каин и Ной – отцы цивилизации КАИН, убивший брата, был изгнан от лица своих родителей. Теперь Адам познал первые плоды своего грехопадения. Плач Адама, его тоска усиливаются. Он уже понял, что впустил в мир, не послушав Бога. Он уже понял, что теперь будет испытывать человечество. Он отсылает Каина от себя. Сын уходит из семьи, начинает жить самостоятельной жизнью. Мы редко задумываемся о культуре, которая нас окружает, искренне считая, что цивилизации – человеческое достижение. Но Библию нужно читать честно. Творец человеческой культуры, творец и отец человеческой цивилизации именно Каин. Он уходит от отца, и именно его потомки создают первые города, первые музыкальные инструменты, придумывают песни, танцы, плавят руды. Архитектура, зодчество созданы потомками Каина. Мы знаем, что именно города стали очагами культуры: простое сельскохозяйственное поселение не оставило следов, да у его жителей и не было нужды развиваться, а не просто добывать себе пропитание; жителям древних сел не нужна культура, им было достаточно обыкновенных, простейших навыков. Культура создавалась в городах – в тех городах, которые основал Каин. Христианство очень много сделало и продолжает делать, чтобы культура смогла стать мостом, ведущим человека к Богу, к спасению. Любой предмет этого мира может связать нас с Богом: любая вещь и любая работа, любая профессия могут быть пронизаны благодатью Божией. Присутствие Святого Духа в жизни каждого человека может освятить его, окружающих его людей, и привести к предназначению – спасению его души. Но культура сама по себе не имеет никакого достоинства, которое ей очень часто приписывается; ей нельзя поклоняться, ее нельзя ценить выше Бога. Нельзя дорожить в мире ни прекрасными зданиями, ни сокровищами истории, ни даже сокровищами человеческой мысли больше, чем живым Богом. В Царствии Небесном, в том мире, который будет после пришествия Христа, культуры в нашем понимании снова не станет. Человек вернется в то первозданное состояние, в котором не будет предметов человеческой культуры, поскольку не нужны будут материальные посредники между Богом, человеком и материальным миром. Бог будет во всем, и поэтому человеческое представление о прекрасном уже будет не нужно. Бог – Красота, Правда – будет во всем, и жалкие человеческие попытки их изобразить, представить и таким образом самореализоваться будут не нужны. Любое произведение культуры, любая человеческая данность могут стать идолами в этом мире, если человек забывает, что культура только для того и нужна, чтобы приобщить нас к Богу.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/4

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010