ПАСХАЛЬНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И ЛАДОЖСКОГО ВЛАДИМИРА апреля 2004 В «сей нареченный и святый день» мы все вместе в мыслях и вслух повторяем радостные слова, подтверждающие наше благочестивое ожидание. Удивительные слова: сколько в них торжества, надежды и свидетельства о величайшей победе! Архиепископ Константинопольский Григорий Богослов приглашает нас войти в эту радость: «Христос из мертвых - восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый; аще кто во Христе, новое творение (2 Кор. 5, 17); обновляйтесь» (Слово 45-е на святую Пасху). Клиру, насельникам и насельницам святых монастырей и всем верным чадам Санкт-Петербургской Митрополии " Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити " Стихира Пасхи В " сей нареченный и святый день " мы все вместе в мыслях и вслух повторяем радостные слова, подтверждающие наше благочестивое ожидание. Удивительные слова: сколько в них торжества, надежды и свидетельства о величайшей победе! Архиепископ Константинопольский Григорий Богослов приглашает нас войти в эту радость: " Христос из мертвых - восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый; аще кто во Христе, новое творение (2 Кор. 5, 17); обновляйтесь " (Слово 45-е на святую Пасху). Готовя нас к этому празднику, святая Церковь в замечательных богослужебных текстах проводит нас путем наших прародителей. Церковь напоминает нам о том, что Адам и Ева были сотворены в раю и для райской жизни. Нарушив заповедь, первые люди получили то, что хотели, но они не предполагали каким горьким и " ядовитым " окажется соблазнивший их плод! Оказавшись за пределами рая, люди познали горе, смерть, болезни и страдания. Любящий Творец не желал людям печали, скорби и лишений. Через пророков и посланников Бог воспитывал людей, но не все исполняли Его заповеди (Ос. 6, 1).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=187...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 6 К оглавлению Сегодня мы продолжаем тему о творении Богом мира, о грехопадении и его последствиях. В прошлый раз мы говорили о том, что человек создан как великое творение Божие особым актом Божественной Премудрости, которому предшествовал, как говорят свв. отцы, Предвечный совет Св. Троицы. «Сотворим человека по образу Нашему..., и да владычествуют они... над всею землею». Слово «они» подчеркивает множественность в человеке и говорит о том, что под именем человека здесь подразумевается весь человеческий род. Отсюда — понятие «Адам всеродный». Творение человека заканчивается повествованием о насаждении Эдемского сада и помещении туда человека. Назначение человека — быть владыкой всей твари, всей природы. Не просто наблюдателем, не просто живущим, а именно владыкой, и приводящим весь окружающий мир через себя к Богу. Эдем, согласно Библии, находился где-то в районе Месопотамии, Еще древние шумеры упоминали о таинственной местности и в аккадских древних книгах встречалось слово «эдино», которое означает «равнина». С другой стороны, если мы будем искать это место на карте, то увидим, что это не Месопотамия, которую евреи уже хорошо знали, а скорее всего условное место, которому придан вид определенной привязанности к местности. Поэтому там названы и реки, которые выходят из Эдема, в том числе две известные — Тигр и Евфрат, и другие две неизвестные. Так что вопрос о том, где находился Эдем (по-другому Рай), где росло древо жизни и загадочное древо познания добра и зла, остается открытым. Для нас важно, что это место было, и оно освящено многими преданиями как шумерской, так и иудейской письменности. Есть мнение, что территория, где находился древний Эдем, была на территории современного Персидского залива. Последние исследования говорят о том, что там происходит постоянное движение почвы и часть суши, которая сейчас является побережьем залива, постепенно погружается в воду. Значит, возможно, что много тысячелетий назад часть суши, которая сейчас покрыта морем, была доступной для обитания. Некоторые богословы так трактуют это место: после изгнания Адама и Евы из Рая, чтобы это место не осквернялось их потомками, погрязшими в нечестье. Господь взял это место от земли, закрыв его водами Мирового океана.

http://sedmitza.ru/lib/text/432081/

Когда мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы, прославляем Матерь Божию и Ее родителей, мы понимаем, что тоже призваны принести некий дар Богу — собственное сердце. Сегодня мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день наша Церковь вспоминает не только Матерь Божию и Ее преславное Рождество, но и тот путь, который прошло человечество навстречу этому празднику. Остаток Израиля Это путь, которым прошел Адам, в своем покаянии вернувшийся к Богу, и его потомки. Праведный Енох, который взошел на небо, как потом взошел Илия. Ной, своей проповедью обличавший пороки людей, призывавший к спасению — чтобы сквозь воды потопа прошли они к новой жизни. За ним не последовали, но сам Ной, как мы знаем, создал ковчег, высадился на горе Арарат, и через него человечество продолжило свой путь в этом мире. Авраам, который услышал глас Божий. Он тосковал в языческой земле, где все поклонялись идолам, он искал Бога — и пошел за ним в Землю обетованную. Моисей, который вывел людей из Египта. Он общался с Богом, и когда сходил с горы Синай, его лицо сияло светом Божественной славы. Великие пророки: пророк Илия, пророк Елисей, Исаия, Иезекииль. Все эти люди вопреки закону плоти, вопреки магии, в которой тогда человечество увязло по самую макушку, выпестовали остаток Израиля, о котором говорит Ветхий Завет. Тот самый остаток Израиля, который спасется, потому что через него приходит спасение всем. Новая Ева Результатом этой ветхозаветной праведности, бывшей, между прочим, не только в Израиле, но и за его пределами (например, Мельхиседек, благословивший Авраама, не был связан с ним узами родства, но тоже ходил пред Богом), плодом труда над своим сердцем, возделыванием его земли — было пришествие в мир Девы Марии, в Которой Господь обретает место для Себя. Каждый из нас имеет свой смысл и свое предназначение. А в Деве Марии Слово Божие, Которым мир сотворен, находит то, чего не нашло в Еве, когда-то пошедшей вопреки Его воле. Она сама приобщилась плодам с древа познания добра и зла, Адама им приобщила, и впустила в себя тление, распад и смерть.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-presvyatoj-...

Разделы портала «Азбука веры» Что такое Великий пост? Как на него настроиться? Зачем нужен Великий постсовременному человеку? В Википедии сказано, что пост — это « религиозно обусловленная традиция воздержания от принятия определенной пищи и питья (полностью или определенного вида), сопряженного с другими духовно-аскетическими практиками ». Определение по сути верное. Культура поста существует не только в христианстве и конкретно — в православии. Пост — составная часть очень многих религиозных систем, это очевидно. Википедия в качестве справки дает общее представление о посте, который, действитльно, начинается именно с некого ритуального воздржания от какого-либо рода пищи. В ветхозаветные времена перед великими событиями, перед битвами, в периоды глубокого покаяния, перед тем, как приблизиться к святыне или услышать голос Божий, люди постились, воздерживаясь от пищи и супружеских отношений, поскольку Ветхий Завет предписывал соблюдение телесной чистоты во время поста. 1 Важна, однако, цель, ради которой происходит такое ритуальное воздержание. Стал ли пост другим по смыслу, содержанию или форме в новозаветное время? Конечно, очень многое изменилось, хотя что-то осталось прежним — нечто глубокое, архетипическое. В последнее время обращается много внимания на то, что основное в посте — это не воздержание от пищи. В результате возникает впечатление, что на пищу серьезного внимания можно не обращать. В то же время определение поста звучит как воздержание от пищи прежде всего, и это самое простое, доступное людям, самое очевидное. Как поститься? Чего-то не есть. А почему чего-то не есть? Какой в этом смысл? Аскетическое учение говорит нам о том, что воздержание в пище — это борьба с чревоугодием. Многие святые отцы пишут, что Адам с Евой вкусили в раю плод запретный и теперь нам надо поститься. Я долго этого не мог понять. Но вот святые отцы рассуждают о страстях и борьбе с ними. И преподобный Иоанн Кассиан Римлянин 2 говорит о восьми главных страстях. Среди них первой он называет отнюдь не гордыню, гордыня стоит восьмой, последней. Первая среди страстей — чревоугодие.

http://azbyka.ru/post-i-ogranicheniya-v-...

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО «ВЕТХОЕ» И «НОВОЕ»: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ В наши дни, как, впрочем, и прежде, попытки диалога между различными христианскими конфессиями часто заходят в тупик из-за терминологии. Так, например, термин θωσις, или «обожение», часто использовавшийся в греческой патристике и православном богословии для обозначения того, к чему человечество призвано во Христе, лютеран повергает в дрожь, поскольку ассоциируется с неоплатонизмом или пантеизмом, против которых их предостерегал Мартин Лютер. Однако в восточной традиции термин «обожение» первоначально использовался для подтверждения именно тех положений, которые, как правило, дороги лютеранам, – в частности, что спасение и «новая» жизнь имеют начало в Самом Боге, а не в каком-то низшем или тварном посреднике. Именно в полемике против ариан свт. Афанасий произнес свое знаменитое изречение: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» 301 . Именно в споре с несторианами свт. Кирилл Александрийский отстаивал мысль о том, что спасает только Бог и, следовательно, Христос Спаситель – одна личность, личность Сына Божия, из чего неизбежно следовало, что Его человечество было человечеством Бога. В силу этих христологических положений термин «обожение» обрел законное право на существование в духовной и аскетической литературе. При этом он неизбежно служил тем мостом между христианами и неоплатониками, по которому греческие интеллектуалы переходили в христианскую веру. Ни в коей мере не оспаривая правомерность самого слова θωσις, употребляемого в соответствующем христологическом контексте, я хотел бы обратить внимание на его значение для разъяснения другого термина – на сей раз полностью библейского и при этом одинаково приемлемого как для лютеран, так и для православных, когда они говорят о спасении. Речь идет о термине «освящение». Может ли кто-либо освящаться, кроме как через причастие Богу, Который «Един Свят»? Предметом спора является не само слово «обожение», а понимание спасения как «причастности» бытию Божию, как восстановление смысла и цели существования человека. Значение разногласий по этому пункту было четко и обоснованно подчеркнуто в диссертации, недавно защищенной богословом-лютеранином из Финляндии, который использовал греческий термин «причастие» ( μθεξις) в качестве заглавия к книге о современном православном богословии 302 . Он мог остановить свой выбор и на других синонимичных терминах – таких, как μετοχ, κοινωνα, или на производных от них. Эти слова употребляются в Новом Завете для обозначения отношений между Богом и человечеством как до Боговоплощения, когда эти отношения видятся разрушенными или ущербными, так и после Воскресения Христова, когда они были восстановлены действием благодати. «Ветхий Адам»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Скачать epub pdf Ветхий Завет Праотцы Адам и Ева Адам – первый человек, созданный Богом «из праха земного» ( Быт.2:7 ), поэтому он назван «перстным» ( 1Кор.15:47 ). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт.2:7 ). Адам был сотворен Богом как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога ( Быт.1:27 ). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен был также быть подобным Богу ( Быт.1:26 ). О создании же жены Адама Евы книга Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ), и более подробно: «для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» ( Быт.2:20–23 ). Книга Бытия подчеркивает, что создание жены не независимо от мужа, а из его природы. Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» ( Быт.2:18 ); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены – это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). Адам является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира ( Быт.1:28 ). В соответствии со своим высоким предназначением именно первый человек Адам дает имена животным ( Быт.2:19–20 ), он призван, по повелению Божию, «возделывать... и хранить» окружающий мир ( Быт.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

протоиерей Владислав Свешников Скачать epub pdf 15. Христос и святость. Ценность личностного мира Как ни замечательно и совершенно устроен Богом созданный Им мир, в полноте творения выделяется не только как лучшая и совершеннейшая – по особому акту создания – его часть, но и как некая целостность как бы даже и равная миру, а потому именуемая в богословии микрокосм – человеческая личность. Даже и после грехопадения, в котором исказилась и извратилась человеческая природа, даже и после многовековой истории человечества, которую можно обозначить как историю греха и дальнейшего разрушения человеческой природы, человек оставил в себе, хотя и в негармоничном, расколотом виде, черты этого великого образа. И человеческое сознание – не по греховной мании величия, но по знанию объективной реальности – принимало как факт и величие человеческой личности, и совершенство человеческой природы; совершенство не воображаемое, а реально существующее, хотя и в реальной жизни всегда поврежденное. Да, человек видел и свое фактическое несовершенство и искаженность, но именно потому так понятна его тоска по идеалу и напряженное ожидание воплощения идеала, лишенного всех несовершенств и искажений. И не напрасны были эти ожидания. В завершение Ветхого Завета явился Тот, Кому по Предвечному Совету предстояло соединить в Себе в условиях временного земного существования – совершенного Бога и совершенного человека. Впервые после грехопадения явилась Личность, соединившая в себе полноту всего человеческого, кроме греха; Личность, в которой раскрылись все чаяния народов, в которой каждый человек может найти себя и одновременно – свой идеал. Христос – новый Адам Принятый в христианском богословии образ: «Христос – новый Адам» включает в себя осознание того, что Христос стал совершенным исполнителем нравственного задания, предложенного еще первому образу Божию – ветхому Адаму, которое тот не выполнил, оказавшись вместе со своим потомством в области греха. Это было задание послушания. Слово Божие говорит: «став как человек; смирил Себя, послушен быв даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп 2,7–8 ). И еще: «страданиями навык послушанию» ( Евр 5,8 ). И как для ветхого Адама в этой заповеди послушания состояла вся полнота нравственности: любовь, вера, мудрость, правда, чистота – так и для Адама нового; только ветхий Адам, пав, не исполнил ее, а новый Адам исполнил, и даже «до смерти крестной». И прежде всего послушание состояло в «кенозисе», истощании Сына Божия, то есть в принятии бренной плоти; затем – в прохождении всего смертного пути человеческой жизни; и, наконец, – в вольном распятии. Послушание, если только оно совершается не по самоволию, есть одно из труднейших испытаний для человеческой природы, павшей гордостью; оно может быть добровольно совершено лишь по смирению и любви, обратным человеческой гордости и эгоизму. Таким образом, не только любовь, но и смирение есть нравственное явление, не унижающее, но возвышающее человеческую личность.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Разделы портала «Азбука веры» Как объясняется существование диких племен и археологических находок первобытных людей? 876 01.05.2023 История Здравствуйте. Если наши прародители Адам и Ева. То как объяснить существование диких племен, даже в современном мире. И как объяснить археологические находки, свидетельствующие о существовании первобытных людей в разных концах мира? Не приятно на душе, от того, что закрадываются мысли сомнений и противоречий. Наверное есть объяснение этим фактам. 8 Ответов А что не понятного? После Всемирного потопа, дети Ноя и их потомки расселились по планете. Кто-то из них одичал, кто-то погиб, кто-то дожил до наших дней. Самый древний из рода Homo — Homo habilis, или человек умелый, первые представители которого появились в Африке около 2,8 млн лет назад. Наш вид современного человека возник примерно 350–200 тысяч лет назад. А из Священных писаний Адам, по разным источникам был создан примерно 5 500 лет назад, а Ной – 3 500 лет назад. Я не с целью усомниться в вере. Но интересно почему такие огромные несовпадения. Видимо, те кто писал Ветхий завет, очень сильно напутали с датами Современные методы датировки имеют серьёзные изъяны, о чём есть общее согласие в научной среде. Периоды, называемые Вами, невозможно принять за основу Светлана, советую Вам почитать книги и статьи проекта «Шестоднев» , которым руководит о. Константин Буфеев. Там очень хорошо разобраны все «доказательства» эволюционной теории и в том числе находки палеонтологов. Спасибо, почитаю. Благослови вас, Господь! Видите, в чём дело, те факты, которые Вы привели, можно интерпретировать и с эволюционной, и с библейской точки зрения. Принятие той или иной позиции всегда требует от человека веры. Советую почитать отца Серафима Роуза и его труд “Бытие: сотворение мира”, дабы избавиться от подобного рода сомнений Спасибо, почитаю. Благослови вас, Господь! Хм, это заставило задуматься. А ведь действительно, люди могли оселиться где-то и “ одичать ”. На счёт археологических находок — они могут быть. Это факт. Но вопрос к тому, насколько велика точность определения времени бытия этих находок — это вызывает сомнение. Вот, говорят, мол, “миллионы лет”… ну, а кто жил миллионы лет? Есть ли свидетельства очевидцев? Есть ли доказательства? Но есть лишь научные теории, что является предположением.

http://azbyka.ru/vopros/kak-objasnjaetsj...

Мысли при чтении Священного Писания Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 14, 1997 31 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 14, 1997 Я попробую поделиться с вами некоторыми мыслями, которые у меня собрались за многие годы чтения Священного Писания — сначала Нового Завета, в котором я, мальчиком четырнадцати лет, впервые встретил Бога, затем и Ветхого Завета. Первое, на что я хотел бы обратить ваше внимание, это то, что между началом Ветхого Завета, парой первых глав, и дальнейшим его содержанием существует абсолютная, категорическая разница, потому что содержание первой главы и начала второй, подводящее нас к падению человечества, очень своеобразно: это рассказ языком падшего мира о том, что было когда-то, когда мир еще не пал. Это попытка сказать нечто на одном языке, который не обладает ни словарем, ни понятиями, ни опытом другого языка. И это надо принимать в учет, когда мы читаем Ветхий Завет; мир от сотворения до падения — мир нам абсолютно неизвестный. Мы можем гадать, можем пытаться представить, что тогда могло быть, но мы не можем опытно войти в это. Можно сказать, что мы в какой-то мере приобщены этому опыту, потому что живем в Церкви, то есть в обществе, которое искуплено, которое спасено, которое очищено воплощением, смертью и воскресением Христа и даром Святого Духа. Однако мы являемся грешными существами и можем только как бы чутьем что-то улавливать. Но мы не можем знать опытно, непосредственно то, что знал Адам, что знала Ева, что знала вся тварь до того, как она оторвалась от Бога. Это нам надо помнить, когда мы читаем начало Ветхого Завета. Мы должны его читать как метаисторию, то есть не как историю, где описано все, как было, а где в форме описаний падшего мира говорится о мире, которого больше нет и которого мы не знаем, о мире, которого даже никогда больше не будет, потому что когда кончится время, когда наступит окончательная победа Божия и, по слову Апостола, будет Бог все во всем (1 Кор 15:28), мы, однако, не сможем вернуться к тому моменту, когда на земле еще никогда не было греха.

http://pravmir.ru/myisli-pri-chtenii-svy...

Прежде всего, тебе следует постоянно и всегда помнить, что человеческая жизнь (об этом свидетельствует Иов – воин весьма многоопытный и непобедимый) – не что иное, как непрерывная борьба, и простые люди, души которых мир-обманщик улавливает обольстительнейшими забавами, сильно заблуждаются. Они устраивают несвоевременные празднества, как если бы уже одержали победу; удивительно, с какой беспечностью они живут – не иначе в наипрочнейшем мире, с каким спокойствием они безмятежно спят, когда на нас без конца нападает закованная в броню великая армия пороков, домогается нас всяческими способами, угрожает всяческими кознями. Вот наверху неусыпно поджидают твоей гибели гнуснейшие демоны, вооруженные против нас тысячью хитростей, тысячью способами навредить нам! Огнеметными стрелами, пропитанными смертельным ядом, они подбивают наши умы отказаться от возвышенного; для всего этого даже ни у Геракла, ни у Кефала не было никакого более надежного оружия, если не защищал их несокрушимый щит веры. И снова – справа и слева, впереди и сзади – нападает на нас этот мир, который – по слову Иоаннову – весь во зле лежит и потому враждебен и противится Христу. Способ отразить эту армию, конечно, не прост. Ведь она то в ярости разбивает оплоты души разными несчастьями, словно тяжелым тараном в открытом бою, то склоняет к предательству огромными, однако же, пустейшими обещаниями, а то нежданно подкрадывается тайно проложенными ходами, чтобы поразить нас – зевающих и беспечных. Наконец, внизу тот самый скользкий змей – первый предатель нашего покоя, то скрываясь в одного с ним цвета траве, то прячась в своих норах, извиваясь сотнями колец, не перестает преследовать по пятам единожды падшую нашу женщину. Пойми, что женщина – это плотская часть человека. Ведь это наша Ева , через которую изворотливейшая змея совращает наш дух к смертоносным наслаждениям. С другой же стороны – будто мало того, что столько врагов грозят нам отовсюду, – внутри, в самой глубине души, мы к тому же носим врага более чем домашнего, более чем родственного. Как ничего не может быть ближе его, так ничего не может быть опаснее. Вот здесь-то и пребывает этот ветхий и земной Адам, более привычный, чем согражданин, более упорный, чем враг, которого и валом сдержать нельзя, и выбить из лагеря невозможно. За ним надлежит следить сотнями глаз, чтобы он как-нибудь не открыл демонам крепости Божьей.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/fil...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010