Одним из важных компонентов политики А. О. стало формирование идеологии нового гос. строя - принципата . А. О. объединил в своем лице функции многих прежних республиканских военных и гражданских должностей, будучи проконсулом большинства провинций, пожизненным консулом, претором и народным трибуном. С 12 г. до Р. Х. он стал также верховным жрецом (pontifex maximus - Великий Понтифик ), получив полномочия управления в религ. сфере. Приложил большие усилия для восстановления авторитета римской религии и «исправления нравов» в духе традиц. рим. ценностей семьи и доблестного служения об-ву. Демонстративно отказываясь от почестей и поклонения лично себе, А. О., носивший титул Отца Отечества (pater patriae), насаждал культ имп. власти. Статуи императора как символ власти и славы Империи ставились в каждом городе, подвластном Риму. В соответствии с рим. законами отказ от принесения должных почестей статуе воспринимался как оскорбление самого императора и всего Римского гос-ва, т. е. как измена. Поэтому сопротивление иудеев попыткам рим. администрации установить статую императора в храме Соломона в Иерусалиме приводило к постоянным конфликтам. После смерти А. О. был объявлен «божественным» (divus), и по всей Империи ему посвящались храмы. Культ рим. императора, введенный при А. О., во многом продолжал традиции древних монархических гос-в Ближ. Востока. Вместе с тем в отличие от вост. деспотов и эллинистических царей рим. император воспринимался прежде всего как носитель суверенитета рим. народа и как гарант законности и порядка в гос-ве. В его эпоху в Риме и во всем Средиземноморье был установлен прочный мир. Долгий период стабильности Империи и ее процветания в I-II вв. стал результатом политики А. О. Уже при жизни и особенно в лит-ре последующих веков вплоть до Нового времени А. О. восхвалялся как император-миротворец. Под влиянием своих просвещенных советников Агриппы и Мецената А. О. поддерживал науки и искусства. Его правление связывается с периодом расцвета лат. лит-ры: творчество Вергилия , Овидия, Горация, Тита Ливия.

http://pravenc.ru/text/62596.html

И все это многообразие законодательных актов и их сборников тесно переплеталось с сохранившимися и действовавшими в Византии институтами классического римского права, а также политическими и религиозными традициями древнего Рима. Это казалось достаточным современникам тех далеких событий, чтобы совершенно ясно понимать, чт о представляет собой статус римской василиссы. Но недостаточно для нас, чтобы сегодня сослаться на конкретный акт или закон, полностью раскрывающий его. Поэтому для решения поставленной задачи нам волей-неволей остается единственная возможность: опираясь на древние традиции, выискивать конкретные прецеденты, имеющие непосредственное отношение к статусу византийской императрицы. И, обобщая свои наблюдения, корректировать их с учетом исторического контекста событий. I Конечно же, изучение статуса византийской императрицы следует начинать не со времен святого равноапостольного Константина Великого (306–337) или святого Юстиниана Великого, а гораздо раньше. Ведь он является в первую очередь результатом развития древней политической традиции – византийская царица была никем иным, как римской императрицей. Поэтому обратим внимание на прецеденты, созданные римским правосознанием еще до тех времен, когда христианство стало господствующим в империи вероисповеданием. Уже Ливия, жена императора Августа Октавиана (27–14 гг. до Р.Х.), по завещанию супруга была удостоена титула «августы», создав первый прецедент на последующие времена. Дело в том, что в представлении римлян непереводимый титул «август», которым они наградили Октавиана, сочетал в себе сразу несколько понятий: «величие», «всемогущество», «святость». Теперь и Ливия оказалась лицом, которому по праву принадлежали все указанные качества . Мессалина, третья жена императора Клавдия (41–54), хотя и не стала августой (против этого категорически возражал ее собственный супруг), но получила беспрецедентное право сидеть во время театральных представлений среди весталок и ездить по улицам в повозке carpentum – также неотъемлемая прерогатива весталок. Очевидно, что ее соседство с девственницами-аристократками, жрицами, посвященными богине Весте, хранительницами священного огня, подчеркивало сакральный сегмент ее статуса. Помимо этого, современники недвусмысленно акцентировали внимание и на его политическую составляющую. Например, некоторые греческие города начали чеканку монет с ее изображением, что допускалось исключительно в отношении императоров.

http://pravoslavie.ru/59983.html

Что такое вечный огонь? По латыни – это Ignis vigil. А всенощное бдение – это Vigilia (бдение – лат.). Это действие, насколько можно представить, было связано с богинями Церерой, Либером и Либерой, составлявших т.н. плебейскую троицу богов (в противоположность патрицианской троице — Юпитер, Юнона и Минерва, которым выстроен храм на Капитолии — капитолийская триада ). Итак – эти группы языческих богов вместе назывались по-латыни «trinitas» — так впервые было использовано это слово, от него произошло французское Trinité, английское слово trinity. C латинской trinitas были связаны такие действия, как вакханалии, потому что Либер  соответствовал Дионису, Вакху. Что же прикажете отказаться нам от Троицы  и литургии, потому что эти слова существуют еще с античных языческих времен? Герб Хеттский двуглавый орел Возьмите наш российский православный герб и изображенного на нем двуглавого орла. Да, конечно, двуглавый орел – это герб византийский, герб другой христианской империи — австрийской, а потом российской. Откуда он взялся? Двуглавный орел был символом хеттских царей. Как-то я из Турции привез табличку, гляжу, а на ней хеттский двуглавый орел —  куда какой языческий символ. Имена Теперь возьмем самые простые ситуации: как давались священнические имена фамилии. В конце XVIII-ro и начале XIX века среди инспекторов семинарий была модна любовь к античности. Оттуда у нас священнические фамилии: Апполонов, Венерин, Афродитов? Это фамилии связаны с языческими божествами. Что же священникам отказываться от своих фамилий? Возьмите наши имена. Кто такой Ираклий? Гераклов. Возьмите мою фамилию — Волков. Откуда появился? Это либо прозвище, но скорее всего, это языческое имя, которое наши предки давали детям. Опять же, возьмите имена наших русских святых: Владимир — то ли от Вольдемара, то ли Вольдемар от Владимира – трудно сказать. Ольга – это германская Хельга. Теперь  возьмите святцы. Январь – это бог Янус. Февраль – это февралия – искупительная языческая жертва и бог Фебрус, март — бог Марс, апрель – тут несколько сложнее, потому что само по себе понятие «aprilis» связано с солнечным светом, но исторически это слово, скорее всего, восходит к этрусскому обозначению Афродиты, только заимствованное из греческого). Дальше: май — Майя, июнь – Юния, июль  — обожествленный Юлий Цезарь, августОктавий Август, тоже обожествлённый император римской империи.

http://pravmir.ru/vechnyj-ogon-i-xristia...

Оба эти фрагмента важные и богословски значимые. Но непосредственно с Рождеством ни тот, ни другой не связаны. Значит, о самом Рождестве рассказывает только святой Лука? Да. А Евангелие от Матфея только уточняет некоторые детали его рассказа. Что же именно сообщает о Рождестве евангелист Лука? Согласно Луке, Христос родился после того, как вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею (Лк 2:1-2). Многие историки сомневаются, что такая перепись вообще проводилась. Не осталось, за исключением Евангелия, никаких сведений об общегосударственной переписи населения по указу императора Октавиана Августа (27-23 до Р.Х. – 14 г. по Р.Х.). В отдельно взятой Иудее перепись действительно проводили, но, судя по всему, уже после Рождества Христова. Согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, это произошло, когда Квириний начал править римской провинцией Сирия (к которой Иудею как раз тогда и присоединили). То есть примерно через 10 лет после смерти иудейского царя Ирода Великого. Лепта — мелкая монета времени правления Ирода Великого Но Христос, согласно Евангелию от Матфея, родился еще при Ироде! Так кто же ошибся – евангелист Лука или Матфей? А, может быть, Иосиф Флавий? Русский богослов и историк Церкви Николай Никанорович Глубоковский (1863-1937) считал, что дело тут не в ошибках, а в недосказанностях. Перепись, о которой упоминает Иосиф Флавий, могла быть не первой. Известно, например, что пограничный с Палестиной Египет подсчитывал свое население каждые 14 лет, и Иудея могла действовать так же. А если принять предположение, что Квириний правил Сирией дважды (так можно истолковать один из документов, обнаруженный в XVIII веке), то легко допустить, что перепись могла проводиться и в первое его правление, еще при жизни Ирода. Не случайно евангелист Лука подчеркивает, что имеет в виду именно первую перепись. Другое объяснение предложил архиепископ Аверкий (Таушев): Август мог издать указ о переписи еще задолго до Рождества Христова – возможно, даже в 27-23 гг. до н.э., когда в его руках только сосредоточилась вся полнота власти в Риме. Но исполнение этого указа в Иудее затянулось, в том числе из-за смерти Ирода: перепись приостановили и довели до конца лишь 10 лет спустя.

http://foma.ru/rasskazy-o-rozhdestve-v-e...

Придите, возрадуемся о Господе, изъясняя нынешнее Таинство: разделявшая нас с Богом стена разрушена, пламенный меч обращается вспять и Херувимы отступают от древа жизни и я приобщаюсь к блаженствам рая, из которого был изгнан за ослушание. Ибо неизменный Образ Отца и Начертание вечности Его облик раба принимает, от не испытавшей брака Матери произойдя, не потерпев при этом изменения. Ибо Он остался, чем был – Богом истинным, и принял на Себя то, чем не был, человеком сделавшись по человеколюбию. Воскликнем Ему: «Боже, рожденный от Девы, помилуй нас!» Другой автор, имя которого хотелось бы назвать, – это не патриарх и даже не мужчина. Знаменитая стихира «Августу единоначальствующу на земли…», которая поется на великой вечерне во время входа, принадлежит перу Кассии – поэта, гимнографа, композитора, монахини и основательницы монастыря в Константинополе. Приведем полностью текст этой стихиры в русском переводе: Когда Август стал единовластным на земле, прекратилось многовластие среди людей; и с Твоим вочеловечением от Девы чистой идольское многобожие упразднилось. Одному мирскому царству подчинились страны, и в единое владычество Божества племена уверовали. Переписаны были народы по указу Кесаря, записались и мы, верные, во имя Божества – Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе! Как видим, речь здесь идет о римском императоре Августе Октавиане, который в свое время положил конец междоусобной борьбе за власть и расширил границы империи. Христос родился в Иудее как раз во время правления Августа. И с Его рождением, по мысли Кассии, начался закат язычества и все народы стали поклоняться Единому Богу. Рождественский тропарь Тропарь – или, конкретнее, отпустительный тропарь – это одно из наиболее важных песнопений любого церковного праздника. Рождественский тропарь напоминает нам о событиях, описанных в Евангелии от Матфея: о пришествии Мессии и о мудрецах-звездочетах, пришедших с Востока поклониться новорожденному Младенцу. По-церковнославянски тропарь звучит следующим образом:

http://blog.predanie.ru/article/rozhdest...

Убийство того, кто был средоточием русского государственного суверенитета, целостности и независимости единой и неделимой России, служило как бы гарантией того раздела России, который был подписан в Брест-Литовске и на самом деле не отменён и до сих пор, коль скоро, несмотря ни на что, живёт и здравствует такое уродливое детище брестского мира как «незалежная Украина». Цареубийство окончательно перевело Россию в состояние «не-России» или, по крайней мере, «не-совсем-России», «недо-России» и мы убеждаемся в этом буквально на каждом шагу. Наконец, убийство в екатеринбургском подвале имело и мистический смысл. Убийцы отлично понимали, что уничтожают не только светского, но и сакрального главу России, и не только России, но всего православного мира, наследника харизмы христианских императоров от равноапостольного Константина, наследника исторической миссии римских кесарей от самого Августа. Октавиан Август. Фото: www.globallookpress.com      Была предпринята попытка уничтожить не только отдельно взятого человека вместе с его семьёй, не только насильственно отстранённого главу государства, была предпринята попытка уничтожить православное царство как духовную и метаисторическую категорию. Попытка, провал которой показал, что история рода людского творится не человеческим хотением, но Божьим строением. Несмотря на чудовищное надругательство над памятью о русской монархии, несмотря на жесточайшее насилие над народом и церковью, когда сотни тысяч и миллионы русских людей прошли тем же мученическим царским путём, а десятки миллионов скорчены были страхом и голодом, несмотря на все это православное царство в России не прекратилось даже в отсутствие царя. Из-под спуда марксистской утопии, русофобского шабаша неокоммунистов и либералов, из пустыни духовного и культурного оскудения, наше представление о подлинном должном устроении нашей страны, об исторической миссии России в мире, восстаёт из пепла, а над нами встаёт сотканная из света фигура Государя, как крепкого молитвенника за народ и страну нашу.

http://pravoslavie.ru/122486.html

Христианский Рим и «Рим» Каролингов Октавиан Август В отличие от греческого и ближневосточного ответов, исходивших каждый из своих эгоистических целей извлечь из Рима побольше выгод или даже поставить его на службу себе, христианство, как это осознали Константин и его преемники, отвечало глубинным интересам самого Рима и объединенного вокруг него мира. Христианство придало полный смысл существованию Рима, выступающего впредь как хранитель веры и просветитель мира; сняло с него печать разбойничьего и несправедливо угнетающего народы государства, осознание которой довлело над совестливыми римскими умами; сняло постоянную огромную напряженность, присутствовавшую в отношениях между императорами и сенатом, между сенатом и армией; по-настоящему объединило разнородное население империи в один римский народ если не повсеместно, то на большей части ее территории, а саму империю – в одну целостную страну под названием Романия . Понятия римлянин и христианин настолько переплелись, что уже в раннем средневековье язычник не мог восприниматься как полноценный римлянин. Христианство придало полный смысл существованию Рима: он – хранитель веры и просветитель мира Христианство довершило начавшееся при Августе формирование образа римского императора, который, вместо травмировавшего его психику подсознательного восприятия своей власти как узурпации, теперь искренно считал себя и воспринимался другими как попечитель римского народа. Именно в христианском Риме была в наибольшей степени реализована имеющая дохристианское римское происхождение идея res publica, то есть государства как всенародного достояния . Если коротко, христианство не просто стало прибежищем взыскующего римского ума, а в корне изменило всю сущность римского государства. Можно с уверенностью сказать, что римская история не только не закончилась на заре средневековья, но именно тогда, с торжеством христианства, обрела свой основной смысл. Подлинный Рим – это и есть Рим христианский, восточная часть которого в науке именуется Византией, а все предыдущие эпохи суть подготовительные этапы перед его великой миссией. Замечательный русско-сербский историк Георгий Острогорский характеризовал Византию как синтез римской государственности, греческой культуры и христианства . Как нам кажется, более полно ее можно определить как Римское государство, нашедшее себя в христианстве и освоившее греческую культуру, переосмысленную с христианской точки зрения.

http://pravoslavie.ru/104769.html

А. была украшена цветниками, бульварами и парками. В 9 км к юго-западу от города располагался живописный пригород Дафна, окруженный лавровыми и кипарисовыми рощами, с фонтанами и источниками. В Дафне находился храм Аполлона , где ежегодно в августе отмечался религ. праздник в его честь. В правление Антиоха в городе случилась эпидемия некой болезни, и, чтобы остановить бедствие, на горе в виду города была высечена огромная маска, изображающая бога Харона, перевозчика душ умерших в загробное царство, и сделана надпись-заклинание для избавления от несчастья ( Malalas. Chron. 205. 8-13). Текст ее Иоанн Малала не сообщает, и на памятнике никакой надписи не сохранилось. Селевкидский период в истории А. закончился, когда в 64 г. до Р. Х., после победы над царем Митридатом Понтийским, в город вошло рим. войско консула Помпея. Селевкидское царство перестало существовать, а Сирия стала рим. провинцией. Помпей позволил жителям Антиохии сохранить собственное городское управление. При римлянах Антиохия была резиденцией наместника провинции Сирия и местом размещения штаба главнокомандующего военными частями Востока (лат. comes Orientis). Украшению и процветанию города способствовали Цезарь , Август , Тиберий , Антонин Пий и др. правители империи, в т. ч. Константин Великий . Богиня судьбы и покровительница Антиохии Тихе. Кон. IV в. (Британский музей. Лондон) Богиня судьбы и покровительница Антиохии Тихе. Кон. IV в. (Британский музей. Лондон) При имп. Октавиане Августе Сирия получила статус имп. провинции, управление к-рой было возложено на наместника (legatus Augusti). Его помощником в адм. делах был прокуратор, непосредственно подчинявшийся императору. Под командованием наместника было неск. легионов, дислоцированных в Сирии. А. была местом постоянного пребывания и наместника, и прокуратора. После рим. завоевания А., сохранив муниципальную автономию, до основания в К-поле новой столицы империи оставалась фактической столицей рим. Востока. В 1-й пол. I в. по Р. Х. в городе была выстроена центральная улица с портиками по обеим сторонам, к-рая протянулась параллельно реке с севера на юг на 2 рим. мили. Согласно свидетельству Иосифа Флавия (Иуд. война. 1. 425; Иуд. древн. 16. 148) и Малалы ( Malalas. Chron. 223. 17-19; 232. 17 ff.), в разное время этим строительством занимались Ирод и имп. Тиберий. Массивная статуя- «божественный император Тиберий», воздвигнутая на этой улице, постоянно напоминала горожанам о верховной власти.

http://pravenc.ru/text/115782.html

Вергилий. Роспись зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля. 1564 г. Вергилий. Роспись зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля. 1564 г. В 37 г. по просьбе Мецената В. взялся за новую поэму, к-рая была издана в 29 г. и названа «Георгики» (от греч. τ γεωργικ - земледелие, сельское хозяйство). Поэма написана в подражание Гесиоду в распространенном в то время жанре дидактических пособий. Это сочинение разделено на 4 кн., каждая освещает определенную сторону жизни земледельца. Так, 1-я кн. сообщает о земледелии, 2-я - о разведении садов и виноградников; 3-я - о животноводстве, 4-я - о пчеловодстве. Среди источников, к-рые В. использовал при написании поэмы, кроме «Трудов и дней» Гесиода называют также трактат Марка Теренция Варрона «О сельском хозяйстве», одноименное сочинение Катона Старшего и нек-рые др. Однако, создавая «Георгики», В. не ставил перед собой задачу написать учебник агрономии. Используя популярную форму изложения, автор передает свои представления о мире и месте человека в нем. В исследовательской лит-ре, посвященной В., нет единого мнения о характере философских взглядов, отраженных в поэме. Часто замечают связь «Георгик» с эпосом Лукреция «О природе вещей», однако вопрос о том, следует В. эпикурейцу или полемизирует с ним, остается открытым ( Дилите. С. 296-297). К написанию героического эпоса «Энеида» (Aeneis), самого большого своего произведения, В. приступил сразу после издания «Георгик». Герой эпопеи - Эней, из разоренной Трои прибывший в Лаций, где он основал Рим (новую Трою, или Илион), и ставший родоначальником рода Юлиев, из к-рого произошел Август Октавиан. Работая над поэмой, В. написал сначала все повествование прозой, а затем изложил этот текст гекзаметром. Сюжетно «Энеида» представляется продолжением «Илиады»: в поэме Гомера Эней является героем будущего ( Homer. Il. XX 302-303, 307-308). Проработав над сочинением ок. 10 лет в Италии, В. отправился в Грецию и Азию, чтобы завершить свою поэму, увидев своими глазами место ее действия. Но во время путешествия В. заболел и умер. Перед смертью он просил, чтобы его незаконченная и, по его мнению, несовершенная эпопея была сожжена. Однако по настоянию имп. Октавиана Августа друзья В. Луций Варий Руф и Марк Плотий Тукка нарушили завещание поэта и издали «Энеиду», внеся в нее самые незначительные поправки.

http://pravenc.ru/text/150393.html

ВТОРОЕ ПЛЕНЕНИЕ – Иерусалима. Гл. 21 (110). ПОСЛЕ АНТИОХА – Антиоха IV Епифана. АНТИОХ БЛАГОГО ОТЦА – Антиох V Евпатор. РИМСКИХ – восстанавливаем по основному тексту Тр и Эрм: ромискыхъ И205 4 ; в Кринице начало временьны х цр с въ так в основном тексте S: временнаго цр с ва , но и доб.: ри м ское прьвое . Начинается новая нумерация глав, которая дойдет до конца Криницы (до гл. 91). Гл. 1. СЛАВОЙ: съ... славою – в основном тексте съ... боустью И205 7 , в Лет суровством ЛМ119об. в соот. с греч μετ... λαζονεας Б293 11 «с хвастливостью». И10 Гл. 2. СЕВАСТОМ НАРЕЧЕН БЫЛ – Гай Юлий Цезарь Октавиан получил четвертое, даваемое за заслуги имя Август, что равно греч. Севаст Σεβαστς («Священный»), см. комм. к И206. Именование рим. правителя содержало целую цепочку имен: личное, родовое, семейное прозвище, прозвище за особые заслуги, старшинство. (5)6 ЛЕТ; в Тр. · – утрата предшествующей литеры; в основном тексте · Гл. 3. Подглавы этой главы в основном тексте (И217 18 , 220 18 , 221 18 , 222 23 ) не выделены, номера отсутствуют. Гл. 4. ГАЙ – Гай Юлий Цезарь Калигула. См. комм. к И224. Гл. 5.1. ЕССЕЯМИ. Подглава 1 в основном тексте (И227 20 ) не обозначена. Гл. 6. Номер главы в Кринице отсутствует. ЗАРЕЗАЛСЯ. Это пространное резюме о Нероне здесь не на месте. В основном тексте оно соответствует концу подглавы 6 этой главы. И11 Гл. 10.3 В ЕГИПТЕ; Гл. 10.4 В СИРИИ. В основном тексте иной порядок рассказов: Гл. 10.1 – О первом пленении Иерусалима (И280). Гл. 10.2 – О втором пленении. Гл. 10.3 – О третьем пленении (И280–И299). Гл. 10.4 О царях Сирии и Египта. Гл. 11.1. ОБ ИСХОЖДЕНИИ ОГНЯ – это извержение Везувия 79 г., погубившее Помпею и Геркуланум. Гл. 15. В ЦЕРКВИ – в Иерусалимском храме; в Тр въ капнщи – единственный в пер. случай именования Иерусалимского храма словом с отрицательным привкусом; переводчик не задумался над реалиями этого заголовка. Впрочем, см. Острож 2Макк. 1:15 (материал в Дьяч.). В ГОРОД – Иерусалим. Гл. 16. АНТОНИН БЛАГОВЕРНЫЙ: блговренъ ; в основном тексте блгоч с тивыи в соот. с ντοννος Εσεβς Б341 14 , что является, в свою очередь, переводом лат. прозвища Антонина: Pius. В основном тексте де Боора Б451 прозвища нет. В русской традиции в именовании этого правителя используется лат. эпитет: Антонин Пий (138–161).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010