Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Октавиан Август Октавиан Август, Caius Iulius Caesar Octavianus (лат.), Augustus (англ.) (родился в Риме 23 сентября 63 до н.э.; умер в Ноле 19 августа 14 н.э.) — первый римский император, сумевший соединить в своих руках военную, гражданскую и религиозную власть. Гражданские войны и приход к власти После убийства Цезаря (15 марта 44 до н.э.) в Рим приехал внучатый племянник и наследник убитого диктатора — Гай Октавий — будущий Октавиан Август. Известие о смерти Цезаря Октавиан получил в Аполлонии, где тогда собирались войска для похода на Восток. Он принял наследство и имя Цезаря, получив теперь имя Гай Юлий Цезарь Октавиан. Хотя Октавиан был представлен народу и к нему сразу присоединились ветераны и друзья покойного диктатора, реальная власть в этот момент принадлежала Марку Антонию, наиболее влиятельному человеку в партии Цезаря, претендовавшему на роль его преемника. В провинциях активизировались заговорщики, бежавшие из Рима после убийства Цезаря. Децим Юний Брут укрепился в Цизальпинской Галлии и Иллирии, Марк Юний Брут захватил Македонию, а Гай Кассий Лонгин — Сирию. Марк Антоний провел через народное собрание закон о передаче ему власти в Галлии и блокировал официальное усыновление Октавиана и возможность стать трибуном. Противники начали собирать войска — назревала новая гражданская война. В январе 43 до н.э. положение Октавиана легализовалось — в Сенате его поддержал Цицерон и родственники покойного Цезаря. Против Антония, осаждавшего Децима Брута в Мутине, были отправлены два консула с войсками, и 20 апреля Антоний был разбит. Децим Брут получил триумф и по решению Сената Октавиан должен был передать ему войска для преследования Антония. Однако Октавиан отказался — в его поддержку выступила армия, которая наотрез отказалась служить убийце Цезаря. Солдаты легионов открыто заявили о нежелании сражаться с бывшими солдатами полководцев Цезаря.

http://lib.cerkov.ru/authors/1404

Октавиан-Август. Начало Империи Мертвенность правительственного состава, ещё сомнительная при Кесаре (ибо царство Рима могло объясниться гением поработителя), выказалась после его смерти во всей свой наготе. Едва освобождённые, Римляне снова подпали под власть, не оправданную даже славой. Грязный и свирепый триумвират разделил между собою всё государство. Войско республики, под предводительством двух Кесаревых убийц, из которых один (Брут) был достоин лучших времён Рима, было явной насмешкой над самой республикой, ибо состояло по большей части из восточных народов, чуждых истинно римскому вопросу и республиканскому чувству. Торжество такого войска было бесплодно; его поражение было решительно. Вместе с войском, защищавшим свободу, казалось, погибло самоё государство. Оно разделилось на три, потом на две части, не зависимые ни друг от друга, ни от одного какого-нибудь центра и подчинённые чисто-военной власти. Новая борьба была неизбежна. Победа Октавия (прозванного Августом), сына кесарева по усыновлению, решила надолго судьбу мира. Держава римская снова окрепла в единство, управляемое уже не Римом, но, по крайней мере, из Рима, с римскими формами, римским вождём-императором. Недаром полмира благословляло Августа: он возвратил ему мир и законный порядок. Недаром благословлял его Рим: он возвратил ему государственное значение, которое совершенно утратилось во время триумвирата. Он действительно восстановил Рим. Но триумвират, хотя и недолговременный, выказал уже вполне тайну дотоле незамеченную, то, что правительственный город уже не существовал, что он исчез в государстве. Призрак власти, возвращённый ему Августом, мог ещё обманывать народы современные, но должен был, наконец, уступить место действительности и едва заслуживает внимание здравой и критической истории. С Августом, усыновлённым наследником Юлиев, взошло на престол и утвердилось в поверье народов предание альбанское. На первый ряд между богами стояла богиня, о которой мало говорят прежние историки – Венера; в начале летописи римской стала древняя, давно исчезнувшая без следа, но не забытая народами, великая колония восточно-иранского племени – Троя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Содержание Предисловие бл. Иеронима I Второй Римский Император Октавиан Август III Тиверий (23, по другим 21 год) IV. Кай Калигула (царств. 3 года и 10 месяцев) V. Клавдий (царств. 13 лет, 8 месяцев и 28 дней) VI. Нерон (царств. 13 лет, 1 мес. и 28 дней) VII. Веспасиан (царст. 9 лет, 11 месяцев и 22 дня) VIII. Тит (царств. 2 года и 2 месяца) IX. Домициан, младший брат Тита (царствует 15 лет и 5 месяцев) X. Нерва (царствовал год и 4 месяца) XI. Траян (царств. 19 лет и 6 месяцев) XII. Адриан (царствовал 21 год) XIII. Антонин по прозванию благочестивый с сыновьями своими Аврелием и Луцием (царствовал 22 года, 3 месяца) XIV. Марк Антонин, он же и Вер и Л. Аврелий Коммод (царствовали 19 лет и 1 месяц) XV. Коммод (царствовал 13 лет) XVI. Элий Пертинакс (царствовал 6 месяцев) XVII. Север (царств. 18 лет) XVIII. Антонин по прозванию Каракалла, сын Севера (царствовал 7 лет) XIX. Макрин (царствовал один год) XX. Марк Аврелий Антонин (царств. 4 года) XXI. Александр сын Мамиеи (царств. 13 лет) XXII. Максимин (царств. 3 года) XXIII. Гордиан (царств. 6 лет) XXIV. Филипп (царств. 7 лет) XXV. Декий (царств. год и 3 месяца) XXVI Галл и Волузиан сын Галла (царствовали 2 года и 4·месяца) XXVII. Валериан и Галлиен (царств. 15 лет) XXVIII. Клавдий (царств. год и 9 месяцев) XXIX. Аврелиан (царств. 5 лет и 6 месяцев) XXX. Тацит (царств. 6 месяцев) XXXI. Проб (царств. 6 лет и 4 месяца) XXXII. Кар с Карином и Нумерианом (царств. 2 года) XXXIII. Диоклетиан (царств. 20 лет) Галерий Август (два года правил один) XXXIV. Константин (царствовал 30 лет и 10 месяцев)     Предисловие бл. Иеронима Евсевий Иероним своим Винкентию и Галлиену желает здравия. То был древний обычай ученых, что для упражнения ума они передавали греческие книги латинским языком, и что наиболее трудно, поэтические произведения знаменитых мужей переводили стихами. Поэтому и наш Туллий целые книги Платона перевел буквально и, издав гекзаметром Арата Римского, занимался Экономиком Ксенофонта. В этом деле эта золотая река красноречия так часто задерживается некоторыми твердыми и неодолимыми препонами, что незнающие, что это перевод, не поверят, что это писано Цицероном.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Фацеции Повести смехотворны, есть же и злых обыклостей обличительны, преведены с польскаго языка, жартов совокупно всех трактатов О Августе кесаре и о поете Виргилии Август кесарь 2031 Виргилиуша поеты 2032 и пракътыка 2033 вопроси глаголя: «Повежь ми, Виргилий, кто есть отец мне? Аз убо вем, яко Октавий отец ми есть, инии же инаго поведают быти». Отвеща Виргилий и рече: «Вем, о кесарю, яко владетель еси велики и повелитель всего света страшный, и еже аще хощеши твориши, но и в милости известнейший, обаче ужасаюся рещи, ибо правда во очи колет. Боюся томления и вечнаго злоключения, егда правду рещи ми пред тобою». Кесарь с клятвою завещася не озлобити его и приложи ухо слышати. Виргилий же возсмеяся и рече: «Великий кесарю, познаваю по тебе и предразумеваю, яко сын хлебников еси». Изумеся кесарь, помышляя в себе, како и каковым удобством 2034 , и Виргилий рече: «Послушай, милостивый кесарю, откуду имею о тебе такое непщевание 2035 . Написах аз премногия книги о славе твоего величества, ты же, будучи всего света великим монархом, приказал еси мене токмо единым хлебом отправити 2036 , что или пекарь или сын пекарьский обыче творити». Сия слыша, благодушный кесарь вельми весел учинися и рече: «Отселе, Виргилиуше, возыимееши дары и милость не яко от пекаря, но яко от великаго кесаря». Ибо у премудрых гневу не бывает, аще кто и кощуньством 2037 правду открывает. О любомудреце при Августе и о гордом дворянине При Августе кесаре прилучися быти любомудрецу некоему, в неже время изведоша пред кесаря коня зело буява и жестока, высоку выю 2038 носяща, скорообратна и быстрозрачна. Видев же той любомудрец ближняго человека пред кесарем, высокомыслива и горда суща, рече ему: «Человече, егда бы конь был еси, и цены бы тебе не было». Дворянин гордый – смерд голодный. О Ироде и о злобе проклятой Возвещено бысть кесарю Августу, яко Ирод царь вся дети в жидовской земли повеле погубите, с ними же и сына своего убити повеле. Рече к возвещающим Август: «Лучши было быти сыну вепрю у Ирода, неже человеку», оглаголуя злонравие и жестоту мучителя и како человек наречеться егда суров и жесток, неукротим таковый зверь, а не человек. О Августе кесаре и о ближнем его сановнике

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Ирод Великий, царь Палестины 40–4 до Р.Хр., второй сын идумеянина Антипатра, который Юлием Цезарем был сделан прокуратором Иудеей в 47 году до Р.Хр. Пятнадцатилетним мальчиком он был назначен своим отцом прокуратором Галилеи и в 41 г. вместе с братом Фазаилом он был назначен Антонием четверовласником над Иудеей. В 40 году он был назначен царем, победил своего противника Маккавея Антигона, взял Иерусалим и истребил род Маккавеев в 37 г. до Р.Хр. После битвы при Акциуме 31 г. до Р.Хр. он принял сторону Октавиана, за что и был пожалован Трахонитской областью и Панеасом. Этот Ирод, который неизвестно по какой причине назван в истории Великим, был диким, безнравственным тираном, лишь прикрывавшийся западным образованием. Перестройкой и украшением храма (ибо идумеи после 130 г. до Р.Хр. приняли иудейство), основанием или расширением городов Ирод стремился снискать расположение народа, но недоброжелательное отношение иудеев к чужеземному игу увеличивалось, особенно, когда он по римскому образцу ввел игры и построил театр и ристалище (беговой круг) в Иерусалиме. Он умертвил Мариамну, одну из своих многочисленных жен, вместе с ее двумя сыновьями – Александром и Аристовулом. За несколько дней до своей смерти он велел убить своего сына Антипатра и, когда уже почувнствувал приближение смерти, приказал заключить в темницу многих лучших людей из народа и взял от своей сестры обещание, что они будут умерщвлены в момент его смерти для того, как он выразился, «чтобы он не умер неоплаканным». Обещание это все же не было исполнено. «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном», сказал кесарь Август об Ироде. Во время его царствования в Вифлееме родился Иисус. Когда идумейский чужеземец на престоле Иуды услышал от Волхов о рождении иудейского царя, то испугался и, чтобы погубить его, приказал истребить всех младенцев мужеского рода в пределах Вифлеема, от двух лет и меньше. Вскоре после этого он умер от мучительной болезни на 70-му году жизни, процарствовав 37 лет (в 750 году по римскому счислению) ( Мф 2.1 ; Лк 1.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

II. Хронологический перечень римских и греческих императоров, восточных патриархов, римских пап, русских князей, царей и императоров А. Римские и греческие императоры Октавиан Август 30 до P. X. – 14 по P. X. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба, Оттон и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Пертинакс 192. Дидий Юлиан 193. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Макрин 217–218. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–­249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Фацит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283­–284. На востоке. Диоклитиан 284–305. Максимиан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Св. Константин В. 306–337. Ликиний 307–324. Константин II 337–340. Констанций II 337–361. Юлиан Отступник 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На западе. Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций I Хлор 305–306. Св. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций 353–361. Юлиан Отступник 361–863. Иовиан 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Максим 455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Олибрий 472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На востоке. Анастасий I Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий II 578–582. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Константин III 641. Констанс или Константин (1V) 641–668. Константин Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–695. Леонтий 695–698. Тиверий III 698–705. Иустиниан II (вторично) 705–711.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

А между тем такая картина требует существенного пересмотра. Возникший изначально как сообщество разбойников и почти сразу вступивший на путь огосударствления, Рим в ходе постоянных войн, больше связанных с обеспечением собственной безопасности, чем с жаждой господства, уже в I веке до н.э. превратился в единственную державу Средиземноморья. Успехи римского оружия во многом опирались на выработанный столетиями своеобразный, уходящий корнями в разбойничье прошлое кодекс чести, или, как называли сами римляне, «нравы предков», с такими важными составляющими, как дисциплина и мужество, верность долгу и прямолинейность. Но когда в обозначенное время римляне достигли высоты своего положения в мире, оказалось, что они идейно к ней не вполне готовы и нуждаются в осмыслении и теоретическом обосновании империи, своего места в мире. В отличие от греков, практический ум римлян столетиями не был склонен к теоретизированию, и, строго говоря, вплоть до времени Цицерона и Варрона (I в. до н.э.) не было по-настоящему осмыслено даже римское 700-летнее прошлое. Первый император Октавиан Август (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) понимал всю важность и одновременно сложность задачи, для решения которой создал мощный интеллектуальный кружок. Но решения оказались половинчатыми и хотя создали более-менее привлекательный образ Рима благодаря более высоким стандартам жизни (причем лишь для элит провинций, а не для широких слоев населения), однако не смогли создать образ будущего и скорее опирались, с одной стороны, на усталость римского общества от ужасов гражданских войн I века до н.э. и, с другой стороны, на неспособность завоеванных народов к сопротивлению римскому владычеству, чем на готовность двигать историю вперед. Римский миропорядок был образован именно эмпирическим путем, и Рим первых веков нашей эры оставался историческим текстом, так сказать, недосказанным и недописанным, довольно интересным сочетанием противоречий, как то: республиканские институты и монархия, власть императора и власть сената, гражданские свободы и политическая необходимость, сила права и право силы, Рим как завоеватель и Рим как общее отечество завоеванных народов. Римляне постоянно находились в поисках самоидентификации и сами не вполне могли выразить свои предпочтения: одни, будучи приверженцами императорского дома, с пиететом относились к последним в истории защитникам сенатского строя; другие, сами выходцы из сенатской оппозиции, уже не представляли Рим без сильной единоличной власти; для третьих римское отечество как бы терялось в объятиях мира как единого отечества всех людей. Если для философски настроенного греческого ума важнейшей задачей была реализация идеала, то для римлянина таковой была самореализация, поиск и нахождение себя.

http://pravoslavie.ru/104769.html

Глава XVIII. О послании к филиппийцам § 116. Сведения о городе Филиппах и основанной там апостолом Павлом церкви Город Филиппы находился невдалеке от Эгейского моря при реке Стримоне, в стране плодородной, между Неаполем и Амфиполем. В древности сей город назывался Крениды, от источников, около него находящихся. 203 Филипп, царь македонский, будучи приглашен на помощь против фракиян (около 358 года до Р. X.), овладел этим городом, укрепил его и назвал своим именем – Филиппами. Впоследствии времени римляне, заняв Македонию, разделили оную на две, потом на четыре части; а Октавий Август, одержав над Брутом и Кассием победу на полях филиппийских, объявил город римской колонией и главным городом одной из областей Македонии ( Деян.16:12 ). Население города состояло преимущественно из язычников; иудеев здесь было очень немного, потому они не имели здесь синагоги, а только молитвенницу, и ту за городом, куда чтущие Бога собирались в день субботний ( Деян.16:13 ). Апостол Павел, будучи призван в Македонию известным видением ( Деян.16:9, 10, 11 ), отправился туда из Троады и через Самофракию и Неаполь прибыл в Филиппы, иже есть первый град Македонии, колония, по свидетельству св. Евангелиста Луки ( Деян.16:12 ). Здесь в продолжение нескольких дней Апостол положил основание Христовой Церкви через обращение Лидии порфиропродальницы ( Деян.16:14 ). За изгнание пытливого духа из одной отроковицы, рабыни, Апостол ввержен был в темницу, крестил темничного стража с семейством и принужден был удалиться через Амфиполь и Апполонию в Фессалонику ( Деян.16:16–40 ). Во второй раз Апостол Павел посетил Филиппы на обратном пути в Троаду ( Деян.20:1, 6 ). Обратившиеся в христианство филиппийцы, как из иудеев, так, и язычников отличались особенной любовью к Апостолу и своими пожертвованиями неоднократно облегчали его нужды ( Фил.4:15,16 ; сн. 2Кор.11:8,9 ). § 117. Случай и побуждение к написанию послания Сие же усердие филиппийской Церкви послужило для Апостола случаем и побуждением к написанию послания. Узнав, что Апостол содержится в Риме под стражей на своем иждивении ( Деян.28:30 ), филиппийцы собрала добровольные пожертвования и отправили с оными Епафродита, который должен был остаться в Риме для услуг Апостолу. По пробытии в Рим, Епафродит подвергся нечаянной жестокой болезни, причинившей Апостолу великую печаль. Как скоро Епафродит выздоровел и захотел видеть филиппийцев, Апостол отправил его обратно в Филиппы и с ним написал послание к тамошней Церкви ( Фил. 2:25–30; 4:18 ). § 118. Место и время написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

иером. Макарий Симонопетрский Рождество по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 681 Когда первый римский император Октавиан Август (30 до Р.Х.–14 по Р.Х.) 682 , находясь на вершине могущества и подчинив Риму почти все народы известного тогда мира, решил провести перепись своих подданных, он невольно явился орудием в руках Божественного Провидения, исполнившего через него Свой великий замысел. Ведь объединив в границах своей огромной державы множество народов, весьма различных по обычаям и языку, император, сам того не ведая, приготовлял их к принятию благовестия о Триедином Боге и открывал путь ко всемирному шествию Евангельской вести, согласно обетованию Божию: Дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе ( Пс 2,8 ). Эта первая в истории западного мира перепись пророческим образом знаменовала написание имен избранных в книге жизни (ср.: Фил 4,3 ; Откр 21,27 ) и конечное исчезновение многобожия 683 . Помимо того, императорский указ, объявленный в Палестине во время правления в Сирии наместника Квирина, послужил во исполнение пророчества о том, что Мессия родится в колене Иудином, в Вифлееме, родном городе царя Давида (см.: Мих 3, 2 ), поскольку Иосифу, который жил тогда в Назарете Галилейском, пришлось направиться в Вифлеем, на родину своих отцов, для того чтобы там быть внесенным в перепись. Туда же вместе с ним отправилась и Пресвятая Дева Мария, почитавшаяся в глазах людей его женой и готовившаяся вскоре произвести на свет дитя. Придя в Вифлеем, они увидели, что число людей, прибывших для переписи из самых разных мест, весьма велико и места в гостинице нет. Им пришлось располагаться на ночлег за городскими воротами, в пещере, служившей стойлом для домашних животных. В ту же ночь Деве Марии пришла пора родить. Иосиф, как мог, устроил ее на мягкой соломе, возле стоявших тут же осла и вола, а сам поспешил отправиться на поиски повивальной бабки 684 . По пути он заметил, что вся природа внезапно будто замерла, как бы погрузившись в оцепенение: летящие птицы застыли в воздухе, люди и животные прекратили движение, даже течение вод остановилось. Бесконечный ход вещей и событий, влекущий все сущее от рождения к смерти и замыкающий его в своем суетном вращении (ср.: Пс 38, 6–7; 102, 13 ; Еккл 1 и сл.; Ис 40, 6 ), вдруг будто бы приостановился, ибо в эту самую минуту в поток времен нисходила Вечность: Предвечный Бог являлся миру в облике новорожденного Младенца, и вместе с Ним рождалось новое измерение времени и всей человеческой истории. На короткое время прервав привычный бег, время тут же возобновило свой обычный ход, а вместе с ним и все сущее в мире вернулось в обычное русло.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иосиф Флавий Книга 17 Предисловие Книга содержит описание событий, происходивших в Иудее в последние годы правления Ирода I и в период правления его наследника Архелая. Иосиф Флавий по-прежнему много внимания уделяет придворным интригам (заговор Антипатра против отца, раскрытый Иродом, что повлекло за собой казнь уже третьего сына жестокого властителя и расправы над многими другими людьми; борьба между родственниками Ирода I за его наследство и раздел Августом между ними владений Ирода). Архелай, назначенный Августом правителем Иудеи, Идумеи и Самарии, установил не менее жестокий режим, чем его отец. Иосиф приводит многие факты массовых выступлений иудейского населения против Рима и местной верхушки, служившей его опорой. Это – и два восстания в Иерусалиме, подавленные Архелаем и римскими войсками, и восстания Иуды Галилеянина, царского раба Симона, пастуха Афронта, участники которых грабили и сжигали царские дворцы, захватывали имущество местной знати. Впрочем, Иосиф с его проримскими симпатиями называет этих повстанцев разбойниками. Обстановка в Иудее была столь накаленной, что Октавиан Август предпочел сместить Архелая и включить в 6 г. н.э. территорию Иудеи в состав римской провинции Сирии. Глава 1 1. После того как Антипатр погубил своих братьев и заставил отца решиться на гнуснейшую относительно их крайность и безбожную преступность, ему уже не приходилось рассчитывать впоследствии на особенную жизненную удачу. Хотя он и был избавлен от страха за прочность своей власти вследствие невозможности вмешательства со стороны братьев, но находил, что овладеть царством представит ему крупные затруднения и тягости: глубоко внедрилась в народе ненависть против него. Если уже это было для него весьма тягостно, то еще более огорчало его нерасположение к нему войска; а между тем на войске всегда зиждилось внутреннее благополучие, если чернь проявляла склонность к мятежам. Такую опасность уготовила ему гибель его братьев. Тем не менее он был теперь соправителем отца своего и собственно настоящим царем; отец ему доверял больше прежнего, причем Антипатр укрепил свое положение именно тем, за что он, собственно, был достоин гибели; но при этом он загубил братьев своих, как будто бы заботясь о спасении Ирода, а не потому, что его побуждала к тому ненависть к этим братьям; больше их он сам был враждебен отцу своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010