Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Правда о святом Валентине, которую стоит узнать фанатам праздника 5 мин., 13.02.2024 В редакцию пришел вопрос читателя: «Почему православные игнорируют святого Валентина и не празднуют день его памяти? Они что — против любви?» На самом деле святого Валентина православные не игнорируют, но, напротив, молитвенно и с благоговением чтут его память. И даже не один, а несколько раз в году. Штука в том, что укорененный в массовом сознании образ святого Валентина не имеет ничего общего с исторической реальностью. Согласно распространенному представлению, Валентин жил во второй половине III века в Риме, был военным врачом и священником. Он не подчинился изданному императором Клавдием указу, который запрещал воинам вступать в брак, тайно венчал влюбленные пары и за это был казнен. Позже в память о его благородном служении возник праздник. Легенда, безусловно, красивая. Но что же было в действительности? Во время правления императоров Клавдия II (268–270) и Аврелиана (270–275) в Римской империи пострадали и приняли смерть за Христа целых два Валентина. Один из них был священником в Риме, его обезглавили в 269 году, другой — епископом в г. Интерамне, он принял смерть четырьмя годами позже. Был еще третий мученик Валентин, но сведений о нем практически нет. Известно лишь, что он пострадал примерно в это же время в Карфагене. Никто из них не имел отношения к военной службе и не венчал по ночам влюбленных. Да и при всем желании они не могли этого делать, поскольку никакого специального чина венчания тогда не существовало. Христиане заключали брак по гражданским законам Римской империи. Что же касается церковной стороны, молодые люди просто объявляли о своем намерении перед лицом членов общины, получали благословение епископа и скрепляли свое намерение совместным участием в Евхаристии. Наконец, вступать в брак легионерам в течение всего времени военной службы запретил еще император Октавиан Август в I веке. Позже, в 197 году, римский правитель Септимий Север этот запрет отменил. Последующие императоры периодически восстанавливали указ Августа, однако достоверных свидетельств о возобновлении запрета на брак именно при Клавдии у нас нет.

http://foma.ru/pravda-o-svjatom-valentin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Август Октавиан (Goltzius H. Vivae imperatorium. 1557) [Гай Юлий Цезарь Октавиан; лат. Gaius Iulius Caesar Octavianus, imp. Caesar Augustus, греч. Σεβαστς] (63 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.), рим. император (princeps), единоличный правитель с 31 г. до Р. Х., фактический создатель могущества Римской империи . Сын сестры Гая Юлия Цезаря ; был усыновлен Цезарем по завещанию (44 г. до Р. Х.). С 43 г. до Р. Х. консул; вместе с Марком Антонием и Эмилием Лепидом создал второй триумвират. В качестве триумвира одобрил введение «проскрипций» и политические репрессии в Риме. Участвовал в гражданской войне против Брута и Кассия, сторонников рим. сената; вместе с Антонием одержал над ними победу в битве при Филиппах (42 г. до Р. Х.). В 36 г. до Р. Х. совместно с Лепидом одержал победу над консулом Секстом Помпеем, владевшим Сицилией, после чего отстранил от власти и Лепида. В 31 г. до Р. Х. в морской битве у мыса Акций разгромил флот Антония и егип. царицы Клеопатры VII и тем самым устранил всех своих соперников в борьбе за власть. В 27 г. до Р. Х. принял титул Август (Augustus - тот, кто проводит augurium augustum - гадание по полету птиц, подобное гаданию Ромула при основании Рима; А. О., т. о., сопоставлял себя с Ромулом и провозглашал эпоху обновления и процветания Рима). А. О. проводил реформы во всех сферах общественной жизни, создал постоянную оплачиваемую армию и гос. бюрократический аппарат управления, подчиненные только императору. Полномочия сената были сокращены, но формально этот орган сохранил свое прежнее значение, т. к. все важнейшие гос. чиновники, в т. ч. и сам А. О., утверждались сенатом. При А. О. Рим постепенно прекратил завоевания в Средиземноморье и перешел к обороне уже существовавших границ с помощью строительства укрепленных поселений на Рейне и Дунае и поддержания ряда небольших вассальных гос-в на Востоке, в т. ч. царства Ирода Великого и его наследников в Иудее.

http://pravenc.ru/text/62596.html

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Одиночество и Рождество О празднике, горечи и надежде Источник: Фома Волхвы пришли. Младенец крепко спал. Звезда светила ярко с небосвода. У поэта Иосифа Бродского была замечательная традиция – несколько лет подряд в канун Рождества Христова он сочинял " стишки " (как он сам их называл), посвященные этому событию. Сам Бродский считал себя неверующим и говорил, что если бы он мог выбирать религию, то скорее стал кальвинистом – человеком, который отвечает за свои поступки лишь перед Богом. Однако, получилось так, что именно лауреату Нобелевской премии по литературе удалось очень точно выразить в стихах то ощущение, которое делает Рождество любимым праздником для многих христиан. Разумеется, дело не в долгих каникулах и подарках (хотя и это очень приятно), а в том, что это, наверное, единственное евангельское событие, в котором Бог предстает столь беззащитным. Вся земная жизнь у Богочеловека еще впереди, пока он просто Младенец, родившийся в неудачное время. За почти две тысячи лет, мы, христиане, привыкли праздновать Рождество, и поэтому, возможно, недостаточно задумываемся о том, что же произошло в этот день. Митрополит Антоний Сурожский говорил о Страстной пятнице, что мы стали воспринимать трагичные события человеческой истории как красивый спектакль. Убаюканные красивыми словами славянского богослужения, мы забываем о том, что обстоятельства рождения Богомладенца были страшными. Октавиан Август проводил перепись населения, тысячи людей поневоле вернулись в те города и села, где они были " прописаны " . Привычный уклад жизни был нарушен, и среди этой толпы бедняков, перемещавшихся не по своей воле по Римской империи, оказались Богоматерь с Иосифом Обручником, которых никто не воспринимал как святых. Зато они были очень похожи на надоедливых попрошаек, звонящих в дверь квартиры и просящих хлеба, денег или одежду. В наши дни немногие откроют дверь таким людям, и уж совсем невозможно представить себе, что кто-то пустил в свой дом незнакомого мужчину с беременной женой, чтобы она могла разрешиться от бремени. В лучшем случае вызовут " Скорую помощь " , так что ясли и вертеп – это не светлые, а страшные символы обыденного человеческого равнодушия, с которым периодически сталкивается каждый из нас. С самого момента вхождения в наш мир Христос не искал " легких путей " . Именно поэтому мы можем верить, что Он понимает житейские проблемы и трудности каждого человека, обращающегося к Нему с молитвой.

http://religare.ru/2_98908.html

Рождество Христово Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. 2 января, 2005 Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства — родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, — с удивлением воспевает Святая Церковь, — Небо — вертеп; Престол Херувимский — Деву; ясли — вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2). Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого — преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы — «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» ( Мф. 2, 11).

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo/

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа См. также: Церковный год > > Рождество Христово Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. Царь Давид Фреска (фрагмент) XVIb. Греция. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства - родился Богочеловек, Спаситель мира. " Таинство странное вижду и преславное, - с удивлением воспевает Святая Церковь, - Небо - вертеп; Престол Херувимский - Деву; ясли - вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог " (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, " повит Его и положи в яслех " ( Лк. 2). Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: " Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове " , и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до " рабия зрака " . Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам " звездословцам " , и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого - преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы - " падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну " ( Мф. 2, 11).

http://zavet.ru/kalendar/rx-004st.htm

Закрыть Место Государя в Церкви: византийский и российский опыт Доклад на 10-летии Русского собрания, 6 декабря 2023 года Алексей Величко   08:41 08.12.2023 552 Время на чтение 20 минут Фото: ros-vos.net I . Приступая к изложению такой чрезвычайно содержательной и весьма интересной темы, как место государя в Церкви, следует в первую очередь руководствоваться историческими фактами, как они свершились в действительности. А они бесспорно свидетельствуют о том, что царь даже в языческие времена не оставался индифферентной фигурой, когда речь шла о религии его народа. И, как правило, имел либо священническое достоинство, либо играл приоритетную роль в делах вероисповедания. В частности, можно напомнить, что уже в Древнем Израиле систематически встречались примеры объединения первосвященнического и царского сана в одном лице. Разумеется, в первую очередь речь должна идти о библейских харизматиках - Моисее, Давиде, Соломоне, Иисусе Навине, Осии. Но также о династии Хасмонеев, цари которой, по словам их современника Иосифа Флавия, «наслаждались тремя величайшими преимуществами одновременно - государственной властью, саном первосвященника и пророческим даром». Византийский опыт церковно-государственных отношений. Часть 3 Специалисты знают, что по языческому римскому праву религия являлась государственным учреждением, а потому Римский император исполнял обязанности pontifex maximus, верховного жреца всего народа. Что имя «Август», принятое Октавианом, происходит от латинского « augeo » («умножать») и связано с жреческим титулом « augur » («умножитель благ», «величественный»). Нельзя хотя бы мельком не сказать о том, что сакральный характер царской власти утверждается, например, в книгах Ветхого Завета: «Где слово царя, там власть» (Еккл. 8: 4); «Царь правосудием утверждает землю» (Притч. 29, 4). «Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч. 21: 1). «Бойся Господа и царя» (Притч. 24: 21) и т.д. Было бы нелепо предполагать, будто христианство в этом отношении занимает какую-то качественно иную позицию. И в полном соответствии с древней церковной традицией преподобный Максим Грек утверждал, что «Царь есть образ живой и видимый Царя Небесного».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/08/me...

Октавиан Август От демократии – к монархии. Возможно ли? В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сопоставляются три формы государственного правления – библейская теократия, монархия и демократия, – которые не равнозначны с высшей духовной точки зрения: подобно тому, как прямое богоправление, существовавшее в Древнем Израиле до поставления царем Саула, выше монархии, так и монархия, основанная на народной вере в богопоставленность правителя, царя, выше демократии, опирающейся, по крайней мере доктринально, исключительно на волеизъявление самого народа. И хотя, как утверждается в этом документе, искусственно стимулированная замена низшего по своей духовной природе государственного строя на более высокий строй – актуально: демократии на монархию – не может принести добрых плодов, если подобная трансформация не будет соответствовать религиозно-нравственному состоянию общества, сама возможность такой перемены «Основами социальной концепции» не исключается и расценивается как благо – в том случае, если она будет востребована народом, готовым принять ее. Относительно перспективы перемены форм правления в «Основах социальной концепции» содержится следующее положение: «Нельзя вовсе исключать возможность такого духовного возрождения, когда религиозно более высокая форма государственного устройства станет естественной» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. III, 7). В этом самая суть, квинтэссенция православного учения о форме правления. Доминирующая в современной теории государственного права систематика противопоставляет республику монархии, допуская при этом совместимость монархии с демократией, что и имеет место в большей части монархий, просуществовавших до наших дней. Насколько подобные государства при этом остаются подлинными монархиями, с одной стороны, и насколько они демократичны по существу дела, то есть имеет ли место в них действительное народоправие, – это большой вопрос: наблюдая за перипетиями политической жизни в таких странах, можно прийти к заключению, что при соблюдении в них монархического церемониала и демократических выборных процедур они все-таки не юридически, но в плане реальной политики представляют примеры олигархического правления, как, впрочем, и более типичные для нашего времени республики с их представительными органами власти в виде парламентов.

http://pravoslavie.ru/117895.html

Рождество Христово Событие праздника Господь Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам; всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова , должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, среди чужих людей, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира. Первым о рождении Спасителя в пещере упоминал живший во II веке святой Иустин Мученик, а во времена Оригена уже показывали пещеру, в которой родился Спаситель. После прекращения гонений на христиан, императором Константином Великим над этой пещерой был сооружен храм, о котором писал древний историк Евсевий. Эта пещера, как считают многие авторы, находилась в горе, которая стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера – с ее чревом, вместилищем Невместимого Бога. По другому толкованию, пещера понимается как темное место, означающее собою падший мир, в котором воссияло Солнце правды – Иисус Христос. Звезда на месте предполагаемого Рождества Христова. Вифлеем Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» ( Лк. 2 : 7). Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал ангел Господень и сказал: «Не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам днесь Спаситель, иже есть Христос Господь, во граде Давидове» (Лк. 2: 10–11), и смиренные пастыри первыми удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам: по объяснению святых отцов, звезда, среди прочего, являлась воплощением ангельской силы . В лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, и Ливан, и смирну» ( Мф. 2: 11 ).

http://pravoslavie.ru/33424.html

«Узурпаторы и истинный Царь» (Алексей Харитонов) 14.01.2013 23:55:03 Алексей Харитонов В эти рождественские дни мы празднуем день рождения нашего Царя. " Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; (Лук.2:11) " — благовествует Ангел Пастухам, и мы вспоминаем, что у мироздания есть законный правитель, и этот правитель — Иисус Христос. В отрывках из Писания, которые Церковь читает в это время, противопоставляются два типа реакции на Его явление — пастухов и волхвов с одной стороны, и Ирода — с другой. Пастухи радостно приветствуют рождение Спасителя; волхвы идут поклониться Ему из далекой страны. У Ирода весть о его рождении вызывает сильную тревогу. Современному читателю этот страх может показаться не очень понятным — какую угрозу могущественному правителю может представлять Младенец? Но Ирод видел ситуацию по-другому. Люди напряженно ожидали Мессию — посланного Богом Спасителя, истинного Царя, предреченного Пророками; по всем расчетам, приближалось время Его явления. Ожидание чуда, тайны, таинственного вмешательства Бога в судьбы Своего народа и всего мира висело в воздухе. Но Ирод не разделял этого ожидания — он был человеком в высшей степени практическим; его не интересовали Пророчества, не интересовала подлинность вести об истинном Царе, которую возвестили ему волхвы, не интересовали его взаимоотношения с Богом, не интересовало вечное спасение — все что его интересовало, это власть. Он знал что в этом мире власть приобретает и удерживает тот, кто всегда готов ударить и убить, кто не щадит никого и не боится крови. Этот царь с жуткой легкостью казнил   всех, в ком усматривал угрозу — даже его родной сын, Антипатр, стал жертвой его подозрительности. Как язвительно заметил римский император Октавиан Август, " Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном " . Упомянутое в Евангелии избиение младенцев очень хорошо вписывается в этот характер. Ирод видит в Младенце еще одно претендента на престол — претендента, от которого надо избавиться быстро и безжалостно. Не восстает ли он против Бога, не губит ли он навсегда свою душу — Ирод просто не задумывается.

http://radonezh.ru/analytics/uzurpatory-...

Юлий Цезарь, императоры-спасители и культ императора в Риме Нам понятно и близко негативное отношение к культу императора в Иудее. Но зададимся вопросом – какое же отношение было к этому культу у язычников? 13 июля, 2012 Нам понятно и близко негативное отношение к культу императора в Иудее. Но зададимся вопросом – какое же отношение было к этому культу у язычников? Имя Юлия Цезаря, рожденного 12 (или 13) июля на рубеже двух последних веков до Рождества Христова, связано с началом обожествления римских императоров. Гай Юлий Цезарь Хотя так называемые «божественные почести» люди оказывали военачальникам и правителям в эллинистических государствах Малой Азии, а также и в самой Римской республике, тем не менее, именно Юлий Цезарь был первым, кого провозгласили «божественным Юлием» — «Divus Julius». Его также называли и «спасителем», по-гречески – «сотер». Усыновленный племянник Юлия Цезаря — и не менее, чем Цезарь, знаменитый — император Октавиан Август был… «сыном божиим», то есть «сыном божественного Юлия». «Сыновьями божиими» продолжали называть императоров и в дальнейшем. Именно о динарии кесаря с надписью «Тиберий Цезарь, сын божественного Августа» спрашивали «некоторые из фарисеев и иродиан» (Мк 12,13-17) Иисуса Христа, Сына Божия. Но, поставив Спасителю вопрос-ловушку, они сами попадают в нее. «Достаточно взглянуть на всю ситуацию, учитывая реалии того времени. Противники Иисуса Христа задают Ему хитрый вопрос-ловушку: Должно платить подать языческому властителю или нет? Сказав «Да», Он окажется другом римлян, антипатриотом и даже беззаконником. Сказав «Нет», Он рискует быть обвиненным как мятежник-зилот, «разбойник». Первое слово Иисуса – «Принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его». Можно подумать, что Иисус никогда не видел римского динария, что Его глаза не осквернялись видом «иконы» кесаря, изображенного на монете. Вот теперь, мол, Он желает видеть те деньги, о которых его спрашивают. Благочестивый иудей не имел права вносить в храм римские деньги с изображениями кесаря. В храме действовала иная, храмовая валюта. Однако, «благочестивые» фарисеи, не уловив подвоха, достают динарий (в храме!) и предъявляют его Иисусу. Следует знаменитое слово: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (архим. Ианнуарий (Ивлиев) .

http://pravmir.ru/yulij-cezar-imperatory...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010