Авва – евр. «отец», принятое в ранневизантийское время обозначение настоятеля монастыря или особенно уважаемого старца из числа монахов. Авгар (Абгар, Агбар) – Авгар V Ухама (Черный), топарх (правитель) Эдессы в 4 г. до н. э. – 7 г. н. э. и в 13–50 гг. н. э., по преданию, крещенный апостолом Фаддеем. Прокопий приводит две легенды, связанные с этим персонажем – о мудрости А., убедившего императора Августа отпустить его из Рима на родину, и об исцелении А. Иисусом Христом, с которым он состоял в переписке. Вторая легенда сохранилась у Евсевия Памфила в «Учении Аддая-апостола» (конец IV в.) и у армянского историка Моисея Хоренского (ок. 410–490 гг.). Легенду о письме Христа к А. передает и Евагрий Схоластик . См.: мандилион. Август – с лат. «возвеличенный богами, величественный, священный»; титул, который происходит от священного имени Август. Императоры именовались А. начиная с Октавиана Августа, наследника Гая Юлия Цезаря, которому сенат Рима впервые даровал это имя 16 января 27 г. до н. э. Ср.: севаст. Августа – заимствованный от римлян официальный титул и одновременно должность византийской императрицы, родившей императору детей. Ср.: василисса, август. Августал – императорский представитель в провинции (эпархии), викарий диоцеза Египет, наместник (префект) Египта со второй половины IV в. В ранневизантийскую эпоху было два А. – Верхнего и Нижнего Египта. С 539 г. они были упразднены, а территория Египта разделена на пять частей. Во главе двух из них – Александрии и Фиваиды – стояли А. Иные названия – префект августал, эпарх Александрии, архонт Александрии, кир Александрии. Августей – см.: триклин Августея; большая (или тронная) зала дворца Дафны, входившего в комплекс Большого императорского дворца. Августион (Августий) – центральная площадь Константинополя с одноименным дворцом, который внутренними переходами был связан с Большим императорским дворцом. А. получил своей название в честь августы Елены, матери Константина I Великого. Здесь был расположен Милий, а неподалеку – бани Зевксиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. время выхода и объявления Августова указа о переписи отличается здесь от совершения самой переписи в Иудее. Нет в самом деле никаких препятствий принять за верное, что по указу Августа, изданному перед временем рождества Христова о переписи всей Римской империи, такая перепись началась и в Иудее ко времени рождества Христова, но потом, по случаю смерти Ирода великого и происшедших по поводу ее некоторых политических замешательств в Иудее, она приостановлена была там, и только позднее, лет через 12–15, снова продолжена была и окончена в правление Сирией и Иудеей проконсула Квириния. – Замечание евангелиста, что эта перепись была первая при Квириние в Иудее, имеет целью, как полагать надобно, указание, что Иисус Мессия родился именно в то время, когда в переписи ясно обозначалось, что Иудея дошла до крайней степени уничижения (что хорошо сознавали и сами иудеи и что поэтому вызвало возмущение их против Римлян, Деян.11:26 ): и примечательно в самом деле, что Господь Иисус, при самом рождении своем, должен был быть записан как подданный Римского государства. – Что указ Августа о всеобщей переписи действительно был – это видно из повествования Тацита, римского историка того времени (Ann. 1, 11), что по смерти Августа (ок. 17-го г. по P. X.), сын и преемник его Тиверий прочитал в сенате римском собственноручную записку Августа, в которой между прочим содержатся подробные указания на силы и богатства государства и на военные силы городов союзников. – Как Август мог дать подобные указания относительно Иудеи без подобной переписи? А что и страны союзников Августа, каков был Ирод, подвергались переписи – в этом нет ничего невероятного, когда мы знаем, что такое был в то время римский император, особенно такой, как Октавиан Август. Что в частности Ирод не мог не исполнить этого указа Августа, видно из того, что его в Риме не очень жаловали (Иосиф. Antt. 4,1; 17, 5–8, 11), да и он имел характер и льстивый и честолюбивый, а потому готов был сделать все в угоду римскому деспоту, только бы сохранить свою деспотическую власть над Иудеей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

1. Да будет позволено и мне кое-что добавить, что к истине кафолической кажется ближайшим. Один Бог в трех лицах. Одно лицо, которое и источником, и сущностью, и основою действия может называться (Отец), одно – вечное как бы поприще действия (Сын), одно – вечное действие (Святой Дух), которое из первоисточника исходит и на поприще воссиявает; но не в том смысле исходит, что и без первоисточника существовать и без поприща проявиться не может. Это и от Отца исхождение и в Сыне необходимое укоренение Святого Духа; каковое учение мне кажется и истинным и наиболее сообразным с православием. Прошу, верь, что и поприще и действие не собственно место или действие, но лица. 2. Это же – философски. Когда себе первичный разум самого себя определяет как объект, истинно говорится, что возникает объект, и так вечно (извечно) рождается Сын. Когда же разум объект этот познает как самого себя, то есть – себя как субъекта, а Сына как объект, совершается объект-субъективация, и это есть новое познание, или Святой Дух, который хотя без объекта существовать не может, однако, несомненно из единого общего источника исходит как познание образа в созерцании. Разве не к этому относятся слова Св. Иринея? И того и другого Дух назвал именем Бога, и помазуемого Сына, и помазующего Отца. Кн. IV. Гл. VI и VII 731 . Святой Дух есть, так сказать, венец познания, завершение и печать вечности. Словарь имен 732 Аарон – брат и сподвижник Моисея, первый первосвященник у древних евреев Аббас (к. VI – пол. VII в.) – дядя и сподвижник пророка Мухаммеда, основатель династии Аббасидов Абен-Эзра – см. Ибн-Эзра Абу Бекр (Абуберк; 572–634) – первый калиф в Арабском халифате, сподвижник Мухаммеда Абу-Обейда (Абу Убайда; 728–823) – один из основоположников араб. филологии, генеалогии и историографии Абу-ль-Гази (Абу-эль-Азис; 1603–1663) – узбекский писатель и историк Хиванского ханства Август Цезарь (Октавиан, 63 до н. э. – 14 н. э.) – рим. император с 27 до н. э. Августин Блаженный (Аврелий, 354–430) – христ. теолог и церк. деятель, гл. представитель зап. патристики, родоначальник христианской философии истории

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

В 142 г. до Р. Х. была образована рим. пров. Ахайя, но полис Спарта (к-рому принадлежала Кифера) сохранял в ней автономный статус до 86 г. до Р. Х. После победы над понтийским царем Митридатом VI Евпатором было введено прямое рим. управление (сенатская провинция; с 31 г. до Р. Х. по 44 г. по Р. Х. имп. провинция, затем снова сенатская). Но при этом Октавиан Август провозгласил спартанского магната Гая Юлия Эврикла «игемоном» Лакедемона в знак благодарности за помощь в битве при мысе Акций. Эта должность была встроена в систему рим. администрации, но Эвриклу были предоставлены некоторые дополнительные полномочия в управлении ранее автономной Спартой, а Кифера стала его личным владением. Городская жизнь развивалась и в римский период, о чем свидетельствуют раскопки в Палеополи, Кастри и на горе Палеокастро. Жители Антикиферы оказали вооруженное сопротивление римлянам, к-рые стали использовать остров как место ссылки. В позднерим. период из-за землетрясений Кифера опять пришла в запустение. На острове решила укрыться прмц. Елеса , чтобы избежать брака с язычником и вести отшельническую жизнь, но она была найдена и казнена своим отцом (ок. 375 (?)). Церковь Космы и Дамиана в Палеокастро. VII в. Церковь Космы и Дамиана в Палеокастро. VII в. Впосл. остров был снова заселен, раскопки в Кастри показали, что город на этом месте процветал в VI - нач. VII в., но был оставлен жителями в сер. VII в. К 1-й пол. VI в. относится мозаичный пол в ц. св. Иоанна Предтечи близ Потамоса, к VII в.- напольные мозаики со сценами охоты в ц. вмч. Георгия Победоносца «сто Вуно» близ Авлемонаса, 2 церкви в окрестностях Кастри - св. бессребреников Космы и Дамиана и вмч. Пантелеимона (построена на месте раннехрист. базилики) - датируются VII в. Новое запустение Кифиры было вызвано нападениями арабов. Об отсутствии жителей свидетельствует и Житие прп. Феодора Кифирского, уроженца г. Корона на Пелопоннесе, к-рый подвизался на Кифире в заброшенной ц. мучеников Сергия и Вакха при имп. Романе (Романе I Лакапине (920-944) или Романе II (959-963)).

http://pravenc.ru/text/1841167.html

до Р. Х. Пергамская б-ка была целиком вывезена в Александрию Марком Антонием в подарок Клеопатре, чтобы возместить потери Александрийской б-ки от пожара 48 г. Позднее Октавиан Август вернул в П. часть свитков, и б-ка продолжала существовать еще неск. столетий. В рим. эпоху П. долго сохранял значение важного культурного и политического центра, в кон. I в. до Р. Х. был одним из первых городов востока Римской империи, где началось развитие культа императора. В П., как и в Эфесе , был построен алтарь божественному Октавиану Августу. В качестве центра имп. культа в 113 г. до Р. Х. П. первым в Азии получил титул «неокорос»; П. был известен как самый красивый город в М. Азии (таким его считал Плиний Старший). В сер. II в. по Р. Х. его территория заняла обширную равнину, примыкавшую с запада к акрополю. В 123 г. имп. Адриан сделал П. митрополией, возвысив его над соперничавшими с ним Эфесом и Смирной. В эти же годы была предпринята новая масштабная перестройка городского центра и храмов. Особое внимание было уделено местному храму Асклепия: он превратился в общеимперский центр паломничества и развития медицины. Аристократия П. была тесно связана с рим. патрицианскими фамилиями; выходец из П. Элий Юлий Квадрат был рим. консулом в 94 и 105 гг. Среди известных деятелей культуры, которые работали в П. в рим. эпоху, были Плиний Старший (I в.), Плиний Младший (нач. II в.), Элий Аристид (II в.), Эдесий (IV в.), учителя имп. Юлиана Отступника Оривасий и Максим Эфесский (IV в.), философ Евнапий Сардский (рубеж IV и V вв.). Уроженцем П. был медик Гален (II в.), работавший в лечебницах при храме Асклепия. «Красная базилика» в Пергаме. 1-я пол. II в. Фотография. 2013 г. Фото: И. Н. Попов «Красная базилика» в Пергаме. 1-я пол. II в. Фотография. 2013 г. Фото: И. Н. Попов П.- один из первых городов империи, где появились христиане в апостольский век. Церковь (община христиан) в П. упоминается в Откровении Иоанна Богослова как одна из 7 церквей (Откр 2. 12-13). По словам апостола, община в П.

http://pravenc.ru/text/2579970.html

…наша Беотия или Коринф…  – Беотия – область в Средней Греции со столицей Фивы; Коринф – греческий город-порт на полуострове Пелопоннес. Так сказано и в вашей, христианской книге…  – Предсказание о том, что «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» падет, содержится в библейском «Откровении святого Иоанна Богослова» (гл. 17–19). …темным уличкам у театра Марцелла…  – Театр Марцслла – второе по величине (после театра Помпея) каменное зрелищное сооружение арочного типа в древнем Риме, вмещавшее 14 000 зрителей. Его возведение начал Юлий Цезарь (102 или 100–44 до н. э.), а завершил Октавиан Август (63 до н. э. – 14 н. э.), дав ему имя своего племянника. …рассуждали бы о Порфирии, Плотине, Ямвлихе…  – Порфирнй (ок. 233 – между 301 и 305) и Ямвлих (сер. III b. – ок. 330) – древнегреческие философы-неоплатоники, ученики Плотина. …зашагал мимо Тестаччио и пирамиды Цестия.  – Тестаччио – холм из битой посуды, сбрасывавшейся с Хлебного рынка в Риме. Пирамида Цестия – мавзолей с мраморными гранями, встроенный в городскую стену у римских ворот Сан Себастьяно. А со всеми гностиками – я же нищий…  – Гностики – приверженцы гностицизма, религиозного дуалистического учения поздней античности, вобравшего в себя некоторые черты христианского вероучения, греческой философии и восточных религий. Гностики считали, что только их знание о Боге является истинным. …оснуем новое государство… лучше, чем Платоново.  – Древнегреческий философ Платон (428 или 427 до н. э. – 348 или 347 н. э.) в диалогах «Государство», «Политика» и др. разработал учение об идеальном государстве, представляющем собой иерархию трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. …тяжкие триремы… входили они в порт на веслах. – Трирема (лат. – имеющий три ряда весел) – боевое гребное судно в Древнем Риме. …сам папа Иннокентий.  – Иннокентий I – папа римский с 401 или 402 до 417 г.; искусный политик, он высоко поднял авторитет папской власти. …тело возложили в раку и перенесли в церковь св. Бонифация-мученика…  – Впоследствии, в 1216 г., над могилой Алексия, человека Божия, на Авентинском холме в Риме выстроена церковь, носящая его имя.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Человек этот был, по-видимому, исключительных, военных и политических дарований. Если вспомнить, что происходило в Римской империи до воцарения Октавиана Августа, то остается только удивляться, каким образом Ирод смог маневрировать между всеми борющимися сторонами и при этом уцелеть. Кто там только не был замешан, включая Клеопатру. Тем не менее, Ирод все-таки остался у власти. Одно из известных его деяний то, что в двадцатом году до Рождества Христова он начал перестройку Храма. Когда Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его», ему сказали, что храм этот строился сорок шесть лет. Второе восстановление храма произошло за гораздо меньший срок, за двадцать лет, а вот та реконструкция, которую затеял Ирод, к моменту этого диалога Христа с иудеями как раз и продолжалась где-то сорок шесть лет. Ирод был человеком крайне жестоким, и, понимая всю незаконность своей власти, он весьма жестоко относился даже к своим родственникам; спустя семь лет после воцарения он казнил свою жену, после этого у него было еще семь жен. Ирод казнил и многих своих сыновей, так что Август в свое время шутил, говоря, что в доме Ирода гораздо безопаснее быть свиньей, нежели сыном, по той причине, что свинины иудеи не ели, а вот сыновей своих Ирод уничтожал весьма усердно. В конце концов, их осталось только трое: Архелай, Ирод Антипа и Филипп, известные нам уже по Евангелию. Вот, собственно, конец ветхозаветной истории и начало истории новозаветной. К характеристике Ирода можно прибавить еще вот что: иногда удивляются, почему же такое событие, как избиение младенцев в Вифлееме, никак не было зафиксировано в других источниках. До нас вообще дошло мало исторических трудов того времени. Когда Ирод уже умирал, он вполне отчетливо понимал, что никто расстраиваться не будет о его кончине. Тогда он повелел взять достаточно большое количество заложников, юношей из самых знатных семейств, и умертвить их в тот момент, когда он умрет, чтобы среди иудеев был плач по случаю его кончины. Для человека с таким масштабом злодеяний избиение младенцев в Вифлееме было весьма рядовым событием. В связи с Иродом исполнилось одно из древнейших пророчеств, которое прозвучало из уст патриарха Иакова: скипетр отошел от Иуды. Со времен царя иудейского Седекии не было царя в самой Иудее, кроме Александра Янная, но тут царский скипетр попадает в руки идумеянина. И в этот момент происходит величайшее событие, а именно Рождество Христово, Христос приходит в мир.

http://sedmitza.ru/lib/text/431243/

Политика Октавиана С окончанием гражданских войн Октавиан приступил к укреплению своей власти: в 29 до н.э. он, как и Цезарь до него, принял титул императора как постоянный, который обладал новым качеством — он не только выражал непобедимость и власть над армией, но и превращался в титул правителя. 13 января 27 до н.э. Октавиан выступил в Сенате и заявил, что добровольно передает власть Сенату и народу и восстанавливает республику. Это заявление было встречено сенаторами со страхом — как перед войнами и анархией, так и перед тем, что отказ являлся провокацией. Поэтому все ему поверили, одни по принуждению, другие притворились, — так описывает реакцию сенаторов историк Дион Кассий, — хвалить его одни не осмеивались, другие не желали (Римская история. 53, 11). Октавиан принял на себя полномочия управления государством, а через несколько дней — 16 января — Мунаций Планк предложил назвать принцепса " Августом " — и с этого момента Октавиан принял новое имя: Император Цезарь Август. Имя " Август " (Augustus лат.) означало что-то вроде " высокий, величественный " и продолжало традицию особых прозвищ конца республики. Еще в большей степени, чем " Цезарь " , оно становилось именем-титулом. В середине 20-х Октавиан предпринял попытку основать династию и передать власть по наследству. Не имея собственных отпрысков мужского пола, он ориентировался на своих пасынков — Тиберия и Клавдия Нерона Друза, но когда в 23 до н.э. сильно заболел, то передал перстень с печатью единственно надежному в тот момент человеку — Марку Випсанию Агриппе. Выздоровев, он 1 июля 23 до н.э. отказался от консульства, но взамен навечно получил проконсульский империй, который стал основой его полномочий в провинциях и в армии. Возможно, тогда же Октавиан получил и полную пожизненную трибунскую власть, которая позволяла контролировать решения любого магистрата и Сената, созывать трибунскую коллегию и Сенат. А вскоре Август получил пожизненное почетное консульство, чем окончальтельно закрепил свое положение.

http://lib.cerkov.ru/authors/1404

В сентябре 42 до н.э. войска триумвиров разгромили армию республиканцев у города Филиппы в Греции. Марк Брут и Кассий покончили с собой. Решающую роль в сражении сыграл Антоний, который после нового передела территорий получил в управление всю Галлию и восточные провинции; Октавиану досталась Испания и Сардиния; Лепиду — только Африка. Но соглашение триумвиров было непрочным: вскоре вспыхнула новая война и в октябре 40 до н.э. было заключено новое соглашение — Брундизийский договор, который должен был уладить все обиды между триумвирами. В Средиземном море активизировался флот Помпея, которому удалось захватить Сицилию и затруднить подвоз хлеба в Рим. Пиратские корабли напали на Этрурию. Народ потребовал решительных действий, и в октябре 38 до н.э. Антоний и Октавиан договорились объединить свои усилия для борьбы с Помпеем, продлив свои полномочия триумвиров. Но Антоний уехал в Египет, официально женившись на египетской царице Клеопатре (37 до н.э.). Его поход против Парфии был неудачен, зато Октавиан сумел разгромить Секста Помпея и объявил о прекращении гражданских войн. Осенью 34 до н.э. в Александрии был отпразднован триумф победы над парфянами, Клеопатра объявлена " царицей царей " , а ее сын от Цезаря — законным его наследником и соправителем матери. Антоний, Клеопатра и ее сын получили в управление территории, которые давно считались римскими провинциями: (Сирия, Киликия, и Кипр). Народным недовольством решил воспользоваться Октавиан: он обвинил Антония в национальной измене, и его действия поддержал Сенат. В ответ Антоний объявил сына Клеопатры единственно законным наследником диктатора и завещал похоронить себя в Александрии, что было воспринято в Риме как свидетельство его измены. 2 сентября 32 до н.э. произошло морское сражение при Акции, закончившееся поражением Антония и Клеопатры. Они бежали в Египет и покончили с собой. 1 сентября 30 до н.э. Октавиан торженственно вступил в Александрию. Гражданские войны закончились. Октавиан оказался единственным властителем Римской империи.

http://lib.cerkov.ru/authors/1404

Нет сомнений, что переход от республики к монархии - процедура не однодневная, а потому требует некой переходной формы правления. Наиболее известной из подобных форм в истории был период правления Октавиана Августа (27 до Р.Х. - 14 от Р.Х.), когда он, не отменяя старых республиканских учреждений, с соизволения народного собрания соединил в своем лице как первого из сенаторов (princeps) все главные власти и должности: консула, проконсула, трибуна, цензора, понтифекса. Потомки же Августа по крови или усыновлению - Юлии-Клавдии (Тиберий (14-37), Калигула (37-41), Клавдий (41-54), Нерон (54-68)) - стали полноправными Императорами, которые, несмотря на своё язычество, признавались Святой Церковью Удерживающими. Принцепсом Август стал поневоле, в силу сложнейшей внутриполитической обстановки. А в это время на окраинах Рима в далеком Вифлееме родился Спаситель. Борьба за власть вынудила Августа испросить у Сената чрезвычайные полномочия на определенный срок, в результате чего власть полностью сосредоточилась в одних руках. И если до этого рейтинг доверия Августу был высоким, то после зачистки сепаратистской элиты и " пятой колонны " народ буквально боготворил своего правителя. И было за что. Жесткой рукой был наведен порядок, закончились раздоры между соперничающими кланами, надолго подавлены мятежи в провинциях. Октавиан вернулся в Рим победителем. И сложил с себя чрезвычайные полномочия. Целью своей Август видел не власть, а благо государства в исторической перспективе. Поэтому отмена чрезвычайного положения, как бы мы сказали сейчас, нужна была для демонстративного снятия напряжения. Реально Октавиан готовил трон для монарха. Причем Август хотел видеть на троне достойнейшего, рассматривая отведенное ему самому время, как шанс объединить, успокоить и подготовить страну. Только опытный, умный и решительный человек мог продолжать политику Августа так, чтобы сохранить и преумножить раздираемую сепаратистами и жадными до власти олигархами римскую Империю. В своих мечтах Август видел не роскошь на старости лет, а Рим, пребывающий вечно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010