Император Октавиан Август. Скульптура. I в. К тому времени, когда Иисус начинал Свое служение, Иерусалимский храм представлял собой гигантский комплекс зданий, восхищавших современников своей красотой и великолепием: «Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи», – писал Иосиф Флавий. После смерти Ирода в 4 году до Р. X. император Октавиан Август разделил власть между сыновьями Ирода: Архелай получил в управление Иудею, Идумею и Самарию; Ирод Антипа – Галилею и Перею; Филипп – ряд других областей; часть земель отошла к сестре Ирода Саломее. В 6 году по Р. X. Архелай был отправлен в ссылку, и в Иудее было введено прямое правление императора через римских префектов, из которых пятым по счету был Понтий Пилат. Ирод Антипа при этом сохранил свою территорию, которой управлял до 39 года. Именно этот Ирод упоминается в евангельских повествованиях о смерти Иоанна Крестителя ( Мф. 14:1–12 ; Мк. 6:14–29 ; Лк. 3:19–20 ) и о допросе Иисуса в Иерусалиме ( Лк. 23:6–12,15 ). Основные события евангельской истории происходят в то время, когда Палестина была разделена между несколькими правителями. Действие разворачивается в Галилее, Самарии и Иудее, упоминается также о посещении Иисусом Сирии Палестинской (стран Кесарии Филипповой) и Десятиградия, находившегося на другой стороне Иордана. Таким образом, деятельность Иисуса охватывает практически все области бывших царств Израильского и Иудейского, всю обетованную землю, полностью входившую тогда в состав Римской империи. Палестина во времена Иисуса Христа Одной из характерных особенностей еврейского народа было и остается присущее ему острое чувство истории и своего места в ней. В наше время многие люди спокойно живут, на зная историю своего народа или зная ее в самых общих чертах, в рамках однажды пройденной и благополучно забытой школьной программы. За редкими исключениями, события истории, «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», не воспринимаются как-то, что должно влиять на жизнь человека, на его настоящее и будущее. Люди, как правило, помнят события недавнего прошлого, произошедшие в пределах жизни двух или трех поколений; что же касается событий, отстоящих по времени более далеко, то они постепенно стираются из народной памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

После поражения Марка Антония в гражданской войне против Октавиана Ирод, до этого хранивший верность Марку Антонию, занял сторону победителя, которым теперь стал кесарь Август. В благодарность Октавиан Август утвердил в 30 году до Р. Х. Ирода на престоле Иудеи и помимо подаренных новых территорий вернул те участки, которые были отобраны Клеопатрой. Теперь царство Ирода Великого включало все территории Хасмонейского царства, за исключением некоторых городов Десятиградия. Находясь в политической зависимости от Рима, Ирод, однако располагал полной автономией в вопросах внутренней политики. Он учредил Совещательный союз, в который, как и на многие административные должности, назначались преимущественно эллинизированные евреи и даже иностранцы. Армия теперь была в основном наёмной и состояла из фракийцев и галлов. Ирод предпринимал большие усилия для эллинизации населения Иудеи, что объясняется как политическими причинами, так и личной симпатией монарха к греческой культуре. Так, даже новые номиналы монет, отчеканенных при Ироде Великом, уже не содержали палеоеврейского шрифта - он был заменён древнегреческим и латынью. А символика монет, разработанная предшественниками Ирода - Хасмонейскими монархами - была полностью упразднена, хотя фрагментарно сохранялись трудно узнаваемые еврейские мотивы. Иродом была создана настоящая служба сыска, агенты которой в разных частях страны должны были выявлять заговорщиков и саботажников, выступающих против интеграции Иудеи в римское сообщество и вообще против политики и личности Ирода. В результате работы осведомителей этой шпионской сети в разное время по тайным приказам Ирода погибло огромное количество людей, имена которых мы уже вряд ли узнаем. Но некоторые из них история всё же сохранила. Паранойя Ирода Мариамна родила Ироду пятерых детей. Ей было всего 25 лет, когда венценосный супруг заключил её под стражу по сфабрикованному обвинению в супружеской измене. Удивительно, но главным свидетелем против Мариамны была её мать - Александра! По всей видимости, Александра спасала свою жизнь, так как сама была в списке смертников. Понятно, что послушный суд вынес приговор, который Ирод приготовил накануне, - смерть.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе…(Лк. 3:1–2). Первосвященники Анна и Каиафа, царь Ирод и префект Иудеи Понтий Пилат упоминаются и в других Евангелиях. Если бы Иисус Христос не существовал в реальности, представлялось бы весьма затруднительным столь точно вписать вымышленную личность в столь четко очерченный временной и исторический контекст без того, чтобы мистификация не была быстро выявлена современниками или ближайшими потомками. Кесарь Октавиан Август.                                                                       Ирод I Великий География евангельского повествования весьма конкретна: на страницах Евангелий описываются многие города и селения, сохранившиеся до сего дня, такие как Иерусалим, Назарет, Вифлеем и другие. По этим упоминаниям достаточно легко прослеживаются передвижения Иисуса и Его учеников по территории Палестины. Если бы Евангелия создавались значительно позже описываемых в них событий, а их персонажи были литературной фикцией, каким образом евангелисты могли бы столь точно позиционировать эти события в пространстве? К многочисленным внутренним свидетельствам достоверности описываемых в Евангелиях событий следует добавить и ряд известных внешних свидетельств, в частности, упоминания об Иисусе Христе у римских историков Тацита, Светония и Плиния Младшего, а также у Цельса (в изложении Оригена). Свидетельство Тацита, относящееся к началу II века, стоит того, чтобы его здесь привести: Но вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех… кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме… Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады 2 .

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Все народы земли предуготавливались к приятию Благовестия Христова, и первая всеобщая перепись населения, промыслительно объявленная две тысячи лет назад Октавианом Августом, основателем Римской империи, именно этому и содействовала. Потому, придя в Иерусалим, волхвы так уве­ренно спросили, без тени сомнения: где родив­шийся Царь Иудейский?.. Ирод выпытывает у волхвов время появления Звезды. Этот вопрос необычайно встревожил Ирода, не име­вшего законных прав на иудейский престол (т. к. был идумеянином). Кровожад­ный и властолюбивый царь (у которого, как сказал сам император Август, быть свиньей лучше, чем сыном!), решивший уничто­жить своего, как он думал, будущего соперника, созвал перво­священников и книжников и спросил о месте ро­ждения Мессии. Получив ответ, что в Вифлееме, по пророчеству Михея (5, 2), он решил выведать у волхвов о времени явления звезды, а затем отправил их в Виф­леем, чтобы они рассказа­ли потом, вернувшись, о Новорожденном, с целью погубить Его. Звезда, которая вела их до Вифле­ема, указывая путь, остано-­ вилась над местом, где на­ходился Младенец. Волхвы - предание называет их име­на: Мельхиор, Гаспар и Вальтазар - принесли Новорож­денному дары: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как долженствую­щему вкусить смерть Чело­веку. С великим благоговением и любовью поклонившись Младенцу и Юной Матери Его, с сердцами, преисполненными «великой радостью», они, получив откровение во сне не возвращаться к Ироду, иным путем ото­шли в свою страну... ПРАЗДНИК в Вифлееме начинается в сочельник - сценой встречи волх­вов. О том, как он проходит в наши дни, рассказывает опытный гид по Святой Земле диакон Роман Гультяев. В конце 1980-х семья его переехала из Питера, где он родился, в Израиль. Здесь он продолжил учебу, отслужил в армии (спецназ), принял сан диакона в Русской Зарубежной Церкви, в Нью-Йорке. Отец Роман считает, что именно миссионерская, просветительская деятельность отвечает призванию диакона (по материалам сайта Ta day. ru ). В Вифлееме Рождество, - говорит о. Роман Гультяев, - отмечают 2 раза - 25 декабря и 7 января. «25-го декабря празднуют христиане западной, латинской традиции, и это большой праздник, потому что большинство христианского населения Вифлеема - католики. Утром они служат мессу в базилике рождества Христова - главном храме Вифлеема, а потом выходят на улицу, где организуется шествие скаутов.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/11/...

Второй же этап совпадает с периодом установления в Риме единоличной власти Кесаря Октавиана Августа. После поражения Марка Антония в гражданской войне против Октавиана Ирод,хранивший верность до этого Марку Антонию, занял сторону победителя, ставшего теперь Кесарем Августом. В благодарность Октавиан Август утвердил в 30 г. до Р.Х Ирода на престоле Иудеи и помимо подаренных новых территорий вернул те участки, которые были отобраны Клеопатрой. Теперь царство Ирода Великого включало все территории Хасмонейского царства за исключением некоторых городов Декаполиса. Находясь в политической зависимости от Римского престола, Ирод однако располагал полной автономией в вопросах внутренней политики. Он учредил Совещательный союз, в который как и на многие административные должности назначались преимущественно эллинизированные евреи и даже иностранцы. Армия теперь была по преимуществу наемной, состоявшей из фракийцев и галлов. Ирод предпринимал большие усилия для эллинизации населения Иудеи, что объясняется как политическими причинами, так и личной симпатией монарха к греческой культуре. Так, даже новые номиналы монет, отчеканенные при Ироде Великом, уже не содержали палеоеврейского шрифта, замененного на древнегреческий и латынь. А символика монет, разработанная предшественниками Ирода – Хасмонейскими монархами, была полностью упразднена, хотя фрагментально сохранялись трудно узнаваемые еврейские мотивы. Иродом была создана настоящая служба сыска, агенты которой в разных частях страны должны были выявлять заговорщиков и саботажников, выступающих против интеграции Иудеи в Римское сообщество и вообще против политики и личности Ирода. В результате работы осведомителей этой шпионской сети в разное время по тайным приказам Ирода погибло большое количество людей, имена которых мы вряд ли уже узнаем. Но некоторые из них история все же сохранила. Паранойя Ирода Мариамна родила Ироду 5 детей, ей было всего 25 лет, когда венценосный супруг заключил её под стражу с фабрикованным обвинением в супружеской измене. Удивительно, но главным свидетелем против Мариамны была её мать – Александра! По всей видимости, Александра спасала свою жизнь, так как сама была в списке смертников. Понятно, что послушный суд вынес приговор, который Ирод приготовил накануне – смерть! Но казнь любимой женщины обратилась для Ирода наказанием.

http://pravoslavie.ru/58552.html

Для охраны порядка в Италии Октавиан Август создал 9 преторианских когорт, по 1000 человек каждая. Туда отбирали людей преданных и жестоких. Но в любом случае среди римских солдат считалось позорным участие в гражданских казнях и судебных наказаниях. Страже велели растопить баню и таким образом соблазнять воинов, стоящих ночью в ледяной мартовской воде. Грязная работа. Им было о чем подумать. Но эти охранники были цельными людьми Рима. Они понимали, что раз есть такая уверенность у этих сорока человек, то это не просто так. Они такие же простые воины. Они простые каппадокийцы. Они в бою были так же смелы, как и другие, значит… Венцы сорока мучеников были показаны не самим мученикам. А всего лишь одному солдату-охраннику. Простой, цельный, сильный и мужественный человек увидел перед собой славу Божию. Как некогда ее увидели простые пастухи в день Христова Рождества Точка наблюдения вблизи охранника, увидевшего сороковой венец Мы и сами не раз сталкивались со славой Божией, открывающейся совсем рядом с нами. С причастием мы принимаем в себя Бога. Но мы не так сильны, не так мужественны и не так просты. Поэтому мы даже не понимаем, как это можно видеть Венец. А вместе с тем, все мы венчаны на Царство и всем нам выданы именные диадемы. Человек, неизвестный римский стражник, не имевший и тысячной доли тех духовных сокровищ – которые доступны современному христианину имел нечто, что оказалось важнее всего. Веру, как способность видеть Бога рядом. Ему так очевидным показалось преимущества жизни с Христом и Его венец, что он встал, взял его и умер. Нет, не умер, а быстро перебежал мост через реку Стикс. Икона Сорока мучеников севастийских очень драматургична. Одни воины опираются на плечо друга, другие склонили голову к голове, третьих поднимают товарищи с колен. Мужская дружеская нежность сильных и смелых людей украшает этот сюжет. Их Мужественность внушает оптимизм. А их головы показанные так, словно они услышали глас небес, отсылают душу зрителя к тому, что находится по ту строну изображения.

http://pravmir.ru/bulochki-v-pamyat-o-ve...

Христиане, новое религиозное меньшинство, исповедовали истину «Богу - Богово, кесарю - кесарево». Но так как в Риме «кесаревым» было всё (или почти всё), христиане сразу были объявлены вне закона и автоматически зачислены в государственные преступники. Pax Romana держался на двух столпах - греческой логике и римском праве. Христиане принесли в Рим традицию, которая с точки зрения логики была бессмыслицей, а с точки зрения права - преступлением. Строго говоря, христиан осуждали не за их веру, а за то, что они не хотели признать и наравне со всеми подданными Римской империи почитать божественную сущность императора. Так и не понял Рим слова Христа Спасителя: «Царство Моё не от мира сего». Царство может быть только одно - римского императора! А боги, как и люди, должны служить ему. Железный порядок, не знающий исключений: «Кто не с нами, тот против нас»! Так христианство и начало свой путь в истории - в атмосфере презрения и преследований. В такой атмосфере писалась и книга Откровения. Вернёмся к повествованию Апокалипсиса. Как мы помним, автор Откровения упомянул о семи царствующих особах Рима. И если последовательно их перечислить, то, согласно римской хронологии, получится следующий список: 1. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (16 января 27 г. до Р. Х. - 19 августа 14 г.); 2. Тиберий Юлий Цезарь Август (19 августа 14 г. - 16 марта 37 г.); 3. Гай Юлий Цезарь Август Германик (Калигула) (18 марта 37 г. - 24 января 41 г.); 4. Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик (24 января 41 г. - 13 октября 54 г.); 5. Нерон Клавдий Цезарь Август Германик (13 октября 54 г. - 9 июня 68 г.); 6. Сервий Сульпиций Гальба Цезарь Август (9 июня 68 г. - 15 января 69 г.); 7. Марк Сальвий Отон (15 января 69 г. - 16 апреля 69 г.). Здесь действительно необходимо сосредоточиться. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, недолго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, из числа семи, и пойдёт в погибель (Откр. 17, 9-11).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Кстати, такое сущностное различие наглядно видно на примере современной политической системы Североамериканских соединенных штатов с двумя основными партиями — республиканской и демократической. Нам в советское время по телевизору политические обозреватели внушали, что между ними нет принципиального различия и республиканство лишь другое название буржуазной демократии. Различие есть! И даже рядовые граждане Штатов его очень даже чувствуют, а многие осознают и юридически. Однако это к слову. Вернемся в Древний Рим. Во времена Второй пунической войны Рима против Карфагена, против Ганнибала на исходе третьего века до Рождества Христова римский военный трибун Публий Корнелий Сципион Африканский Старший после побед в Испании местными жителями иберами стал величаться почетным воинским титулом «император». С той поры римские легионеры после побед в крупных сражениях ввели обычай именовать своих победоносных полководцев императорами. Позже почетный титул был признан для военачальников-триумфаторов и Римским Сенатом. Никаких изменений правового статуса тогда данный титул не давал, он был временным концевым прибавлением к полному имени, но титул императора и триумф были максимально возможным достижением для римских военачальников. Титул давался только на время триумфа, в официозе упоминался некоторое время после, и факт его присвоения указывался в ежегодном завещании. Гай Юлий Цезарь. Прижизненный бронзовый портрет Неоднократно Сенатом провозглашался императором победоносный триумфатор Гай Юлий Цезарь. Его племянник Октавиан Август, при усыновлении его Юлием Цезарем получивший право именоваться Цезарем, после битвы при Мутине первый раз получил от Сената титул императора вместе с овацией, правда, без триумфа, который достался Дециму Бруту. Всего многолетний первый консул — принцепс Август Октавиан Цезарь за разные заслуги перед Римом в разные годы был провозглашен Сенатом в качестве императора двадцать один раз. Именно со времен Августа возник обычай титул «Император» указывать в начале полного имени.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/22/...

Клавдий-Антоний-Клериад, виконт де-Шуазёль-Бопре † 1794; женат на Диане-Габриэлле de La Ваите de Montrevel КОЛЕНО III: Гавриил-Флоран-Август, граф де-Шуазёль-Бопре, в последствии граф де Шуазёль-Гуфье, пер Франции, российский тайный советник, рождение 27 сентября 1752 † 22 июня 1817; женат: 1) на Марие де-Гуфье † в мае 1816; 2) на княжне Елене де-Бофремон, рождение 1774 † 18.. (все дети от 1-го брака) Михаил-Феликс-Виктор, граф де-Шуазёль д’Алькур, французский генерал-лейтенант, рождение 1754 † 1815; женат на Марие-Евгение de Boissy du Coudray. От него происходят графы де-Шуазёль д’Аркуль, находящиеся во Франции Клавдий-Антоний-Гавриил, герцог де-Шуазёль, пер Франции, генерал-лейтенант, рождение 1760 † 2 декабря 1838. Лудовик XVI возвёл его в достоинства герцога и пера в 1787 году; женат на Марие-Стефание де-Шуазёль-Стенвиль (см. выше). У них дочь, Стефания, вышедшая за маркиза de Marmier, коему Лудовик XVIII передал, в 1818 году, герцогское достоинство тестя его КОЛЕНО IV: Антоний-Лудовик-Октавий, граф де-Шуазёлъ-Гуфье, пер Франции, российский действительный каммергер, рождение 13 декабря 1773 † 4 ноября 1840; женат: 1) на Викторие Станиславовне Потоцкой; 2) на девице Тизенгауз (от 1-го брака сын и дочь; от 2-го брака 2 сына) Мария, за пером Франции герцогом de Saulx-Tavannes Клементина-Леонилла-Генриетта, 1) за графом de Belmont; 2) за пером Франции бароном de-Crouseilhes Сидония, 1) за маркизом de Тогсу; 2) за пером Франции герцогом de Fitz-James Александра-Франциска-Евгения, за графом de Moreton de Chabrillan КОЛЕНО V: Граф Эдуард Октавьевич, российский полковник † 18..; женат на княжне Варваре Григорьевне Голицыной Графиня Матильда Октавьевна, за каммергером князем Сергием Даниловичем Кудашевым Граф Александр Октавьевич, женат на NN Граф Артур Октавьевич, женат на NN КОЛЕНО VI: Графиня Теофилия Эдуардовна, за графом Альфредом de Maussion Граф Эммануил Александрович Граф Октавий Александрович Граф Гавриил Александрович Граф Франц Артурович 5) Бароны де-Шуазёль-Франсьер (Françières); последним потомком этой ветви был храбрый военачальник Лудовика XIV, барон, в последствии граф Клавдий, маршал Франции и кавалер ордена Святого Духа, (рождение 1632 † 1711).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Рожденного от Девы Марии нарекли Иисусом. Эммануил – имя не собственное, а символическое, означающее «с нами Бог», ибо в Господе Иисусе Христе Бог явился на земле и стал жить с людьми. Убежденный словами ангела, Иосиф «принял жену свою», то есть отказался от намерения отослать Ее от себя, оставил жить в своем доме как жену, и «не знал Ее, как, наконец, Она родила Сына Своего первенца». Написанное не значит, будто после рождения Иисуса он стал жить с Ней как с супругой. «Первенцем» же Иисус называется не потому, что Пресвятая Дева имела после Него других детей, а потому, что Он родился первым и притом единственным. В Ветхом Завете, например, Бог повелевает освятить Себе «всякого первенца», независимо от того, будут ли после него в семье другие дети или нет. Иосиф знал о намерениии Марии сохранить девство. Кроме того, он был в преклонном возрасте, его первая супруга к тому времени умерла, а дети от первого брака повзрослели. Именно они упоминаются в Евангелии как «братья Иисуса Христа» ( Мф. 13:55 , Ин. 2:12 и др.). Обстоятельства и время Рождества Христова Подробнее всего об обстоятельствах Рождества Христова и о времени, когда оно произошло, говорит евангелист Лука ( Лк. 2:1–20 ). Рождество Христово он приурочивает к переписи всех жителей Римской империи, проведенной по велению «кесаря Августа», то есть римского императора Октавиана, который получил от римского сената титул Августа – «священного». К сожалению, точной даты этой переписи не сохранилось, но время правления Октавиана Август, личности, хорошо известной в истории, а также при помощи других данных, о которых будет сказано дальше, дает нам возможность хотя бы приблизительно, с точностью до нескольких лет определить год Рождества Христова. Принятое у нас теперь летоисчисление «от Рождества Христова» было введено в VI веке римским монахом Дионисием, названным Малым. В основание своих исчислений Дионисий поставил тот расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754 году от основания Рима, но, как показали более тщательные исследования, расчет его оказался ошибочным: Дионисий указал год, по крайней мере, на пять лет позже действительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010