П.В. Густерин, научный сотрудник Российского института стратегических исследований, обозначает в данной публикации основные вехи отношений Русской Православной Церкви с прочими Поместными Церквями в XVI–XVII веках. Автор уделяет основное внимание наиболее важным событиям, повлиявшим на формирование межцерковных связей в рассматриваемый период, а также ключевым персоналиям. Подчеркивает причины и последствия визитов, осуществленных представителями взаимодействовавших Поместных Церквей. Научный сотрудник Российского института стратегических исследований П.В. Густерин в публикуемой статье повествует об условиях возникновения сотрудничества между Римско-Католической Церковью и маронитской общиной, а также о характере сложившихся взаимоотношений. Взаимоотношения России и Грузии восходят еще ко временам домонгольской Руси, когда наши предки имели весьма тесное общение с грузинскими царствами. Впоследствии это привело к тому, что в Москве образовалась грузинская колония, для жителей которой этот город стал не только столицей народа, способного оказать Грузии военную помощь и взять ее под свою защиту, но и центром грузинского просвещения и образованности. О том, какую роль сыграла грузинская колония в Москве в установлении политических и культурных связей между двумя странами, повествует научный сотрудник Российского института стратегических исследований П.В. Густерин. Личности Аввакума (Честного Дмитрия Семеновича) – выдающегося российского миссионера и востоковеда, архимандрита Русской Православной Церкви – посвящается публикация научного сотрудника Института востоковедения РАН П.В. Густерина. Библиография Библиография Библиография Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/person/350479

Вследствие прошения игумена Новинского монастыря Афанасия о построении в селе Телепневе новой деревянной церкви, в 1690 г. выдана благословенная грамота: «Божиею милостью преосвященный Адриан, митрополит Казанский и Свияжский, в 1690 году били челом великим государям и великим князям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу, всея великой и малой и белой России самодержцам патриарша домового монастыря игумен Афанасий, келарь старец Аввакум, казначей старец Рафаил с братиею в их челобитной, что в Московском уезде, в монастырской их вотчине в селе Телепневе церковь древняя во имя Воздвижения честного Креста Господня гораздо ветха и служить в ней невозможно, и великие князья пожаловали б их, велели на новую церковь лес готовить и в том лесу построить новую церковь возле той ветхой церкви во имя тот же престол и о том церковном строении дать им из Патриаршего Казенного Приказа благословенную грамоту. Преосвященный Адриан, митрополит Казанский и Свияжский, по повелению великих царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича… Новинского монастыря игумена Афанасия, келаря старца Аввакума, казначея Рафаила с братиею благословил, велел им на новую церковь лес готовить и в том лесу в Московском уезде, в монастырской их вотчине в селе Телепневе подле старой церкви построить новую во имя Воздвижения честного Креста Господня, а верх на той церкви велеть сделать по чину против прочих деревянных церквей, а не шатровой, а алтарь сделать круглый, тройной, а в церкви в алтарной стене царские двери были посреди, по правую их сторону южные, по левую – северные; а подле царских по правую сторону, меж южных, в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасова образа поставить образ настоящего того храма, а по левую сторону царских дверей, меж северных, в начале поставить образ Пречистой Богородицы и иные образы по чину; а как та церковь построена и к освящению изготовлена будет, об освящении той церкви и об антиминсе и кому святить впредь бить челом, а для антиминса велеть быть к Москве той церкви попу или дьякону, а не простолюдину. Писан на Москве 1690 года июля в 16 день». В конце грамоты находится патриаршая печать.

http://sobory.ru/article/?object=37901

Пора выйти из этого заблуждения и неслыханное равнодушие к этому предмету заменить тем большим рвением к проповеди евангельской, чем долее мы находились в теперешнем усыплении. Первым делом нашего высшего духовенства должно быть образование миссионерских училищ, в которых с малолетства следует вселять и обращать в первую потребность эту высшую степень христианской любви. Сверх сего, изучение языков и всего, что может споспешествовать успеху проповеди… Если в скором времени не примутся за это, то трудно нам будет стоять за истину Православия; видимые факты будут вопиять противу нас: недостаток жизненных сил духовенства и нужных мер со стороны правительства, заботящегося о расширении своих пределов и не помышляющего о распространении Царства Того, Кем все держится». Конечно, при таком духовном настрое адмирал уделял большое внимание церковным службам и всему строю религиозной жизни во время экспедиции. Неукоснительное соблюдение церковного устава на судне, по воспоминаниям капитана фрегата «Паллада» Ивана Семеновича Унковского, объяснялось личностью начальника экспедиции. Среди моряков ходили слухи, будто в молодости, страдая тяжкой болезнью, Путятин дал обет в случае выздоровления поступить в монастырь. Болезнь прошла, а с нею и решимость отречься от мира. Невыполненное обещание будто бы тяготило душу адмирала, и он старался в трудных условиях морской жизни по возможности строго блюсти устав и требования Церкви. Фрегат " Паллада " На «Палладе» «в течение дня многократно раздавалось молитвенное пение, то и дело в каюту адмирала требовали судового иеромонаха архимандрита Аввакума (Честного), а в свободное от служебных и молитвенных занятий время адмирал любил слушать чтение житий святых или другие душеспасительные книги». Характер адмирала был таков, что он не переносил праздности. Сам Гончаров отмечает в своей книге: «Адмирал не может видеть праздного человека; чуть увидит кого-нибудь без дела, сейчас что-нибудь и предложит: то бумагу написать… кому посоветует прочесть какую-нибудь книгу; сам даже возьмет на себя труд выбрать ее в своей библиотеке и укажет, что прочесть из нее…» Не удивительно, что при своей любви к житиям святых Путятин «выбирал в своей библиотеке» для простых матросов именно книги религиозного содержания. Уже много позже, в очерке «Слуги старого века», Гончаров отметит, насколько благотворна была эта деятельность адмирала: «Я видел, как простые люди зачитываются до слез священных книг на славянском языке… Помню, как матросы на корабле слушали такую книгу, не шевелясь по целым часам, глядя в рот чтецу…» Неукоснительное выполнение церковного устава предполагало у Путятина буквально монастырский режим служб: как показывает дневник архимандрита Аввакума (Честного), в воскресные дни литургию на фрегате «Паллада» служили в 6. 30 утра, в обычные дни – в 5 утра.

http://pravoslavie.ru/28372.html

Житие Преподобного Отца Нашего Афанасия Афонского Память 6 Июля Память Преподобного Отца Нашего Сисоя Великого Страдание Святой Мученицы Лукии Девицы И С Нею Рикса И Других Страдание Святого Мученика Коинта Страдание Святых Мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирика, Валентина Пресвитера, Астерия И Многих Других Память 7 Июля Память Преподобного Отца Нашего Фомы Малеина Страдание Святых Мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина И Германа Житие И Страдание Святых Преподобномучеников Епиктета Пресвитера И Астиона Монаха Страдание Святой Мученицы Кириакии Память 8 Июля Страдание Святого Великомученика Прокопия Празднество Пресвятой Деве Богородице В Честь Явления Ее Иконы Казанской Память 9 Июля Память Святого Священномученика Панкратия, Епископа Тавроменийского Житие И Страдание Преподобных Отцов Патермуфия И Коприя И С Ними Александра Мирянина Память Преподобного Патермуфия Память Преподобного Коприя Житие Святого Отца Нашего Феодора, Епископа Едесского Память 10 Июля Память Преподобного Отца Нашего Антония Печерского Страдание Святого Мученика Аполлония Страдание Святых Мучеников Вианора И Силуана Страдание Святых Сорока Пяти Мучеников, Пострадавших В Никополе Армянском Сказание О Перенесении Честной Ризы Господа Нашего Иисуса Христа Из Персии В Царствующий Град Москву Память 11 Июля Воспоминание О Чуде Святой Великомученицы Евфимии Всехвальной Преставление Блаженной Княгини Ольги, Во Святом Крещении Елены Память Святого Мученика Киндея Память 12 Июля Страдание Святых Мучеников Прокла И Илария Память Преподобного Отца Нашего Михаила Малеина Страдание Святой Мученицы Голиндухи Память 13 Июля Собор Святого Архангела Гавриила Память Преподобного Стефана Савваита Память Святого Серапиона Житие Святого Отца Нашего Иулиана Страдание Святого Мученика Маркиана Память 14 Июля Память Святого Апостола Акилы Память Преподобного Еллия Память Святого Мученика Иуста Память 15 Июля Страдание Святых Мучеников Кирика И Иулитты Память 16 Июля Страдание Святого Священномученика Афиногена И Десяти Учеников Его

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Наиболее вероятный вид флагов корабля " Орел " (1663 г.) В «Писании» также содержались западноевропейские геральдические трактовки девяти цветов. Желтый (золотой) цвет символизировал честь и великодушие , белый – чистоту и непорочность , синий – нерушимость и благородство («вера, постоянство и правда в склонение»), красный – справедливость и милосердие («суд неотложный и честно достойный, во оберегательства веры или бедных и стяженных»). Также перечислялись черный (мудрость), зеленый (благонадежность), вишневый (рассудительность), «красновишневый» (достоинство) и «горностальной» (святость) цвета. В какой степени такие трактовки могли повлиять на царское решение? Тут можно только предполагать, но кое-что можно сказать более уверенно. Алексей Михайлович был знаком с православной символикой цветов. В первую очередь она выражалась в богослужении и иконописи. Золотой цвет священнических облачений означает царственное величие Евхаристии – Таинства Таинств; в иконописи он означает царственность, а также вечность, божественность. Белый цвет – неземной, означающий чистоту и святость, он используется при праздновании Рождества, Богоявления, Преображения, Великой Субботы. Синий (голубой) цвет – Богородичный, он выражает надежду, небесное устремление, упование на соединение горнего и дольнего. Красный цвет – пасхальный, символизирующий торжество жизни и жертвенной любви. В рамках такого символического ряда синий цвет – цвет надежды – становится переходным от белого – цвета веры – к красному – цвету любви. Геральдическая трактовка цветов, как она была сформулирована в «Писании», была достаточно близка православной символике. Что же могли означать цвета флагов корабля «Орел»? Белый цвет должен был в первую очередь символизировать чистоту и неповрежденность святой православной веры. Синий означал надежду на несокрушимую царскую власть. В русском фольклоре с давних пор укоренилось выражение «надёжа-государь»; протопоп Аввакум в челобитной царю Алексею Михайловичу обращался к нему так же: «Надежа наша, свет государь». При любом расположении цветов флага (в виде креста или полос) герб изображался именно на синем – державном – поле, а сам двуглавый орел имел золотой – царственный – цвет. Красный цвет являл милосердную любовь и справедливость царя в отношении своего народа.

http://pravoslavie.ru/63054.html

Память 6 Июля Память Преподобного Отца Нашего Сисоя Великого Страдание Святой Мученицы Лукии Девицы И С Нею Рикса И Других Страдание Святого Мученика Коинта Страдание Святых Мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирика, Валентина Пресвитера, Астерия И Многих Других Память 7 Июля Память Преподобного Отца Нашего Фомы Малеина Страдание Святых Мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина И Германа Житие И Страдание Святых Преподобномучеников Епиктета Пресвитера И Астиона Монаха Страдание Святой Мученицы Кириакии Память 8 Июля Страдание Святого Великомученика Прокопия Празднество Пресвятой Деве Богородице В Честь Явления Ее Иконы Казанской Память 9 Июля Память Святого Священномученика Панкратия, Епископа Тавроменийского Житие И Страдание Преподобных Отцов Патермуфия И Коприя И С Ними Александра Мирянина Память Преподобного Патермуфия Память Преподобного Коприя Житие Святого Отца Нашего Феодора, Епископа Едесского Память 10 Июля Память Преподобного Отца Нашего Антония Печерского Страдание Святого Мученика Аполлония Страдание Святых Мучеников Вианора И Силуана Страдание Святых Сорока Пяти Мучеников, Пострадавших В Никополе Армянском Сказание О Перенесении Честной Ризы Господа Нашего Иисуса Христа Из Персии В Царствующий Град Москву Память 11 Июля Воспоминание О Чуде Святой Великомученицы Евфимии Всехвальной Преставление Блаженной Княгини Ольги, Во Святом Крещении Елены Память Святого Мученика Киндея Память 12 Июля Страдание Святых Мучеников Прокла И Илария Память Преподобного Отца Нашего Михаила Малеина Страдание Святой Мученицы Голиндухи Память 13 Июля Собор Святого Архангела Гавриила Память Преподобного Стефана Савваита Память Святого Серапиона Житие Святого Отца Нашего Иулиана Страдание Святого Мученика Маркиана Память 14 Июля Память Святого Апостола Акилы Память Преподобного Еллия Память Святого Мученика Иуста Память 15 Июля Страдание Святых Мучеников Кирика И Иулитты Память 16 Июля Страдание Святого Священномученика Афиногена И Десяти Учеников Его

http://pravbiblioteka.ru/book/zhitiya-sv...

Инструкция, данная в руководство членам миссии, вменяла им в обязанность совершение богослужения, проповедание Евангелия, обращение и утверждение в вере албазинских христиан, перевод на китайский и манчжурский языки литургии, молитв и катехизиса, а также воспитание при миссии нескольких мальчиков албазинского рода, которые потом могли бы стать проповедниками православной веры в Китае 33 . Прибыв в Пекин 30 ноября 1830 года, отец Аввакум добросовестно стал исполнять свои новые обязанности, несмотря на некоторые неблагоприятные обстоятельства. В письме к своему земляку и товарищу по С.-Петербургской Духовной академии он описывает условия своей жизни в китайской столице (Приложение 1) 34 . Ехал он туда, по его выражению, как в гости, заранее восхищаясь и тамошней природой, и китайской экзотической жизнью, и разнообразием предметов для занятий. По приезде, однако, во многом ему пришлось разочароваться. Глав­ной причиной тому был неуравновешенный характер начальника миссии, архимандрита Вениамина (см . Приложение 1). Физическим здоровьем отец Аввакум тоже не мог похвалиться. Вскоре по приезде он простудился, и простуда, из-за плохого устройства его жилища, перешла в ревматизм. Жить в Пекине отцу Аввакуму было определено в албазинской роте, в северо-восточном конце города (в 6–7 верстах от первоначального расположения миссии — Сретенского монастыря, находившегося в центре Пекина). Там, на окраине Пекина, незадолго до того была восстановлена и освящена в честь Успения Божией Матери старинная православная церковь, возведенная еще при первых албазинцах и посвященная сначала Софии Премудрости Божией, а потом — святителю Николаю. Прихожанами этой церкви были албазинцы. Богдыхан Канси, удивленный храбростью, с какой русские защищали свой острог, зачислил пленников в свою гвардию под названием “русской роты”, отвел им жилище, назначил денежное жалованье, приказал даже дать им жен-китаянок, правда, “из смирительного дома, где они содержались за примерный разврат” 35 . С тех пор хотя Православие и поддерживалось среди албазинцев русскими миссиями, но в своей жизни они из-за отор­ванности от родины подверглись глубокой нравственной порче. “От России они совершенно отдалились духом”, — писал Е. Тимковский, побывавший в Китае в 1820–1821 гг. — Даже принявшие крещение “по родству и зависимости подданнической столько сблизились с манчжурами, что весьма трудно различить их: говорят одним языком, то есть китайским, одинаковую с ними носят одежду и в самом образе жизни приняли все правила бедного, празднолюбивого манчжурского солдата, суеверного поклонника закону шаманскому” 36 .

http://pravmir.ru/arhimandrit-avvakum-ch...

Инструкция, данная в руководство членам миссии, вменяла им в обязанность совершение богослужения, проповедание Евангелия, обращение и утверждение в вере албазинских христиан, перевод на китайский и маньчжурский языки литургии, молитв и катихизиса, а также воспитание при миссии нескольких мальчиков албазинского рода, которые потом могли бы стать проповедниками православной веры в Китае. Прибыв в Пекин 30 ноября 1830 года, о. Аввакум добросовестно стал исполнять свои новые обязанности, несмотря на некоторые неблагоприятные обстоятельства. В письме к своему земляку и товарищу по С. Петербургской Духовной академии он описывает условия своей жизни в китайской столице. (Приложение 1). Ехал он туда, по его выражению, как в гости, заранее восхищаясь и тамошней природой, и китайской экзотической жизнью, и разнообразием предметов для занятий. По приезде, однако, во многом ему пришлось разочароваться. Главной причиной тому был неуравновешенный характер начальника миссии, архимандрита Вениамина. (см. Приложение 1). Физическим здоровьем о. Аввакум тоже не мог похвалиться. Вскоре по приезде он простудился, и простуда, из-за плохого устройства его жилища, перешла в ревматизм. Жить в Пекине о. Аввакуму было определено в албазинской роте, в северовосточном конце города (в 6-7 верстах от первоначального расположения миссии – Сретенского монастыря, находившегося в центре Пекина). Там, на окраине Пекина, незадолго до того была восстановлена и освящена в честь Успения Божией Матери старинная православная церковь, возведенная еще при первых албазинцах и посвященная сначала Софии Премудрости Божией, а потом – святителю Николаю. Прихожанами этой церкви были «албазинцы», то есть потомки уведенных в 1685 г. китайцами в плен русских подданных, жителей крепости Албазин. Богдыхан Канси, удивленный храбростью, с какой русские защищали свой острог, зачислил пленников в свою гвардию, под названием «русской роты», отвел им жилище, назначил денежное жалованье, приказал даже дать им жен-китаянок, правда, «из смирительного дома, где они содержались за примерный разврат» .

http://pravoslavie.ru/41044.html

Отец Аввакум при жизни не спешил публиковать результаты своих трудов и для своих огромных знаний написал сравнительно немного. «Для него приобретение знаний само по себе составляло конечную цель, независимо от дальнейшего их приложения, – отмечал И. П. Соколов. – Если ему представлялся повод обнаружить их по поручению начальства или по чьей-либо просьбе, он поражал глубиной их и разносторонностью. Когда же ничто не вызывало его на это, он жил своей внутренней жизнью, продолжая расширять и углублять постоянным размышлением запас своих сведений и не чувствуя потребности выступать с ними в печати». По выражению историографа Пекинской миссии иеромонаха Николая (Адоратского), о. Аввакум «унес с собой в могилу свою удивительную ученость». ... Вспоминая своих спутников по плаванию на фрегате «Паллада», И. А. Гончаров написал дополнительную главу, озаглавленную «Через 20 лет». Вот строки, посвященные корабельному священнику: «Одних унесла могила: между прочим архимандрита Аввакума. Этот скромный ученый, почтенный человек ездил потом с графом Путятиным в Китай, для заключения Тяньцзиньского трактата, и по возвращении продолжал оказывать пользу по сношениям с китайцами, по знакомству с ними и с их языком, т.к. он прежде прожил в Пекине лет пятнадцать при нашей Миссии. Он жил в Александро-Невской Лавре и скончался там лет 8 или 10 тому назад». Эти строки можно дополнить отзывом секретаря Русского географического общества Ф. Р. Остен-Сакена, опубликованным вскоре после кончины о. Аввакума: «Доброта и простота покойного были безграничны. Кто знал его близко, не мог не любить. Это был светильник, который не для себя существовал, но от которого заимствовало свет и теплоту все, что окружало его».   Архимандрит Аввакум (Честной). Дневник.., С. 93. Письмо А. А. Труневу в г. Старицу. 25 сентября 1857 г. из Шанхая.   Там же, С.100-101. Письмо А. А. Труневу в Старицу 25 сентября 1857 г. из Шанхая.  Цит. по: Соколов И. П., указ. соч.//ТЕВ, 1899, С. 249.   Васильева С. А., указ. соч., С.20.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

“Вместе с жезлом патриаршим Патриарху вручается и завет его предшественников, и заветы, хранящиеся церковью уже на протяжении тысячелетия. И так случилось, дорогие мои, что я могу высказать эти заветы не из книг, но слышанные мною лично из уст Патриарха Пимена. Они прозвучали в частной беседе моей с Патриархом, но сказаны были так значительно, так категорично и со властью. Вот что было сказано милостью Божией Святейшим Патриархом Российским Пименом. Первое. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль — Юлианский календарь, по которому преемственно молилась тысячелетие Русская Церковь. Второе. Россия как зеницу ока призвана хранить Святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками. Третье. Свято хранить церковно-славянский язык — святой язык обращения к Богу. Четвертое. Церковь зиждется на семи столпах — семи Вселенских соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо, несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять” . Архимандрит Нафанаил (Поспелов) рассказывал о таком случае. Однажды Святейшего Патриарха Пимена спросила корреспондент одной из газет: – Ваше Святейшество! Вы достигли вершины в Русской Православной Церкви. Есть ли у Вас еще какое-то желание? Святейший ответил: – Есть маленький древний монастырь в городе Печоры Псковской области. Так вот я бы хотел быть привратником в этой обители на месте монаха Аввакума. В указанных словах Святейшего Патриарха Пимена обозначена тяжесть Первосвятительского креста… О Преславнаго Чудесе. Псково-Печерский монастырь, 1999. С. 135–142. 2 мая 2010 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 223 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Мария 7 июля 2017, 01:38 Дорогой мой сродник, отец Сергий, помяни Господь твою чистую душу, чуткую, нежную, просящую любви людей и не в полной мере нашедшую ее у них. Но любимый Богородицей нашей за честность, силу и веру, за доблестное и благородное служение многих праведных предков во имя Господа и Руси. Поминяющая тебя РБ Мария,

http://pravoslavie.ru/35069.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010