Сохранилось еще одно свидетельство, подтверждающее, что Дмитрий Честной родился в 1804 г. На обороте одного из писем Аввакума из Китая есть запись, сделанная неизвестным лицом: «1869-го года. Для памяти. 1). Брат наш отец Архимандрит Аввакум родился 1804-го года в феврале месяце, – в миру Димитрий Честной. По окончании Академического курса 1829 года ноября 19-го дня, постриженец Александроневской Санкт-Петербургской Лавры». Далее в записи приводятся сведения о брате Дмитрия – Алексее Честном. «Многочисленные подробности свидетельствуют о том, что автор хорошо знал и самого Аввакума и его семью, поэтому следует признать наиболее вероятной датой рождения Дмитрия Честного февраль 1804 г.» , - такой вывод делает С. А. Васильева. Место рождения о. Аввакума из существующих источников также не совсем ясно: «Русский биографический словарь» называет «погост Родик» Осташковского уезда Тверской губернии. Но населенного пункта с названием Родик в Осташковском уезде не было. По-видимому издатели Словаря по недосмотру пропустили опечатку. И.П. Соколов, уроженец Тверской губернии, в статье, посвященной о. Аввакуму (1899 г.), приводит правильное название: «погост Рожок» того же Осташковского уезда. И действительно, существовал погост Рожок, расположенный в 30 верстах от Осташкова на озере Селигер, по правую сторону Старорусского тракта. В этом небольшом, но имевшем церковь погосте, и родился Дмитрий Честной. Следующие сведения о Дмитрии Честном относятся к 1817 году. Он упоминается в списках, присылаемых из уездных училищ в Тверскую духовную семинарию, в числе «поступивших в высшее отделение низшаго отделения». . На этом листе не указано уездное училище, представившее сведения, но предыдущая запись содержит данные об учениках Старицкого уездного училища, а написана она тем же почерком и на такой же бумаге, что и интересующая нас. Затем Дмитрий Честной упоминается в «Годичной ведомости о учениках Старицкого духовного уездного училища за 1818 г.» В списке высшего отделения первым номером значится: «Дмитрий Честной Старицкого уезда села Бабина священника Семена Димитриева сын. Лет – 14, поступил в ученики – сентября 1-го дня 1815 года, поведения честного, способностей хороших, прилежания изрядного, успехов очень хороших» .

http://pravoslavie.ru/41044.html

Сохранилось еще одно свидетельство, подтверждающее, что Дмитрий Честной родился в 1804 г. На обороте одного из писем Аввакума из Китая есть запись, сделанная неизвестным лицом: “1869-го года. Для памяти. 1). Брат наш отец Архимандрит Аввакум родился 1804-го года в феврале месяце, — в миру Димитрий Честной. По окончании академического курса 1829 года ноября 19-го 7 дня, постриженец Александро-Невской Санкт-Пе­тер­бургской Лавры”. Далее в записи приводятся сведения о брате Дмитрия — Алексее Честном. “Многочисленные подробности свидетельствуют о том, что автор хорошо знал и самого Аввакума и его семью, поэтому следует признать наиболее вероятной датой рождения Дмитрия Честного февраль 1804 г.” 8 , — такой вывод делает С. А. Васильева. Место рождения отца Аввакума из существующих источников также не совсем ясно: “Русский биографический словарь” называет “погост Родик” 9 Осташковского уезда Тверской губернии. Но населенного пункта с названием Родик в Осташковском уезде не было. По-видимому, издатели Словаря по недосмотру пропустили опечатку. И. П. Соколов, уроженец Тверской губернии, в статье, посвященной отцу Аввакуму (1899 г.), приводит правильное название: “погост Рожок” 10 того же Осташковского уезда. И действительно, существовал погост Рожок, расположенный в 30 верстах от Осташкова на озере Селигер, по правую сторону Старорусского тракта. В этом небольшом, но имевшем церковь погосте и родился Дмитрий Честной 11 . Следующие сведения о Дмитрии Честном относятся к 1817 году. Он упоминается в списках, присылаемых из уездных училищ в Тверскую духовную семинарию, в числе “поступивших в высшее отделение низшаго отделения” 12 . На этом листе не указано уездное училище, представившее сведения, но преды­дущая запись содержит данные об учениках Старицкого уезд­ного училища, а написана она тем же почерком и на такой же бумаге, что и интересующая нас. Затем Дмитрий Честной упо­минается в “Годичной ведомости о учениках Старицкого духов­ного уездного училища за 1818 г.”. В списке высшего отделения первым номером значится: “Дмитрий Честной Старицкого уезда села Бабина священника Семена Димитриева сын. Лет — 14, поступил в ученики — сентября 1-го дня 1815 года, поведения честного, способностей хороших, прилежания изрядного, успехов очень хороших” 13 .

http://pravmir.ru/arhimandrit-avvakum-ch...

Из этих записей следует, что к 1815 г. семья священника Семена Дмитриевича Честного переехала в Старицкий уезд. В то время существовало несколько населенных пунк­тов с названием Бабино, но лишь село Бабино (впоследствии Никольское), расположенное в 50 верстах от Старицы на Ос­ташковской торговой дороге, имело церковь, где мог служить отец Дмитрия Честного 14 . 1-го сентября 1819 г. Дмитрий Честной поступает в Твер­скую духовную семинарию, где обучается весьма успешно: во всех сохранившихся ведомостях отмечаются хорошие способно­сти и прилежание, отличные успехи и “отлично честное” поведе­ние 15 . Во время экзаменов в 1823/1824 учебном году, когда Дмитрий Честной обучается уже на высшем отделении (в 1822/1823 уч. г. — среднее отделение 16 ), он демонстрирует хорошие знания, о чем свидетельствуют оценки: по классу цер­ковной истории — отлично, довольно хорошо, отлично; по классу греческого языка — отлично, очень хорошо, отлично; по классу еврейского языка — очень хорошо, отлично; по классу богословия — отлично 17 . Кроме того, Дмитрий Честной открывает “Список Тверской семинарии учеников, отличных по благонравию” 18 . Сведений о семье Честных сохранилось очень немного, и почти все они относятся именно к периоду обучения Дмитрия в Тверской духовной семинарии. В прошении, поданном в семи­нарское правление Дмитрием Честным и рассмотренном 28 ок­тября 1822 г., содержится просьба “по бедности и многосемейству отца его, принять его в число казеннокоштных воспитанни­ков”. Правление вынесло решение: “Ученика Честного, по прописанным в его прошении причинам и по уважению очень хо­роших успехов в учении, при отлично честном поведении, на открывшуюся в семинарском корпусе казеннокоштную вакансию определить” 19 . Из ученических ведомостей известно, что вместе с Дмитрием в Тверской духовной семинарии обучался его младший брат — Алексей Честной (зачислен 12 сентября 1819 г. 20 , то есть всего на двенадцать дней позже самого Дмит­рия), который, правда, не отличался такими успехами, как Дмитрий: “поведения хорошего, способностей — средственных, прилежен, успевает средственно” 21 .

http://pravmir.ru/arhimandrit-avvakum-ch...

Из этих записей следует, что к 1815 г. семья священника Семена Дмитриевича Честного переехала в Старицкий уезд. В то время существовало несколько населенных пунк­тов с названием Бабино, но лишь село Бабино (впоследствии Никольское), расположенное в 50 верстах от Старицы на Ос­ташковской торговой дороге, имело церковь , где мог служить отец Дмитрия Честного 14 . 1-го сентября 1819 г. Дмитрий Честной поступает в Твер­скую духовную семинарию, где обучается весьма успешно: во всех сохранившихся ведомостях отмечаются хорошие способно­сти и прилежание, отличные успехи и «отлично честное» поведе­ние 15 . Во время экзаменов в 1823/1824 учебном году, когда Дмитрий Честной обучается уже на высшем отделении (в 1822/1823 уч. г. – среднее отделение 16 ), он демонстрирует хорошие знания, о чем свидетельствуют оценки: по классу цер­ковной истории – отлично, довольно хорошо, отлично; по классу греческого языка – отлично, очень хорошо, отлично; по классу еврейского языка – очень хорошо, отлично; по классу богословия – отлично 17 . Кроме того, Дмитрий Честной открывает «Список Тверской семинарии учеников, отличных по благонравию» 18 . Сведений о семье Честных сохранилось очень немного, и почти все они относятся именно к периоду обучения Дмитрия в Тверской духовной семинарии. В прошении, поданном в семи­нарское правление Дмитрием Честным и рассмотренном 28 ок­тября 1822 г., содержится просьба «по бедности и многосемейству отца его, принять его в число казеннокоштных воспитанни­ков». Правление вынесло решение: «Ученика Честного, по прописанным в его прошении причинам и по уважению очень хо­роших успехов в учении, при отлично честном поведении, на открывшуюся в семинарском корпусе казеннокоштную вакансию определить» 19 . Из ученических ведомостей известно, что вместе с Дмитрием в Тверской духовной семинарии обучался его младший брат – Алексей Честной (зачислен 12 сентября 1819 г. 20 , то есть всего на двенадцать дней позже самого Дмит­рия), который, правда, не отличался такими успехами, как Дмитрий: «поведения хорошего, способностей – средственных, прилежен, успевает средственно» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Из этих записей следует, что к 1815 г. семья священника Семена Дмитриевича Честного переехала в Старицкий уезд. В то время существовало несколько населенных пунктов с названием «Бабино», но лишь село Бабино (впоследствии Никольское), расположенное в 50 верстах от Старицы на Осташковской торговой дороге, имело церковь, где мог служить отец Дмитрия Честного. 1-го сентября 1819 г. Дмитрий Честной поступает в Тверскую духовную семинарию, где обучается весьма успешно: во всех сохранившихся ведомостях отмечаются хорошие способности и прилежание, отличные успехи и «отлично честное» поведение. Во время экзаменов в 1823/1824 учебном году, когда Дмитрий Честной обучается уже на высшем отделении (в 1822/1823 уч. г. – среднее отделение ), он демонстрирует хорошие знания, о чем свидетельствуют оценки: по классу церковной истории – отлично, довольно хорошо, отлично; по классу греческого языка – отлично, очень хорошо, отлично; по классу еврейского языка – очень хорошо, отлично; по классу богословия – отлично. Кроме того, Дмитрий Честной открывает «Список Тверской семинарии учеников, отличных по благонравию» . Сведений о семье Честных сохранилось очень немного, и почти все они относятся именно к периоду обучения Дмитрия в Тверской духовной семинарии. В прошении, поданном в семинарское правление Дмитрием Честным и рассмотренном 28 октября 1822 г., содержится просьба «по бедности и многосемейству отца его, принять его в число казеннокоштных воспитанников». Правление вынесло решение: «Ученика Честного, по прописанным в его прошении причинам и по уважению очень хороших успехов в учении, при отлично честном поведении, на открывшуюся в семинарском корпусе казеннокоштную вакансию определить» . Из ученических ведомостей известно, что вместе с Дмитрием в Тверской духовной семинарии обучался его младший брат – Алексей Честной (зачислен 12 сентября 1819 г., то есть всего на двенадцать дней позже самого Дмитрия), который, правда, не отличался такими успехами, как Дмитрий: «поведения хорошего, способностей - средственных, прилежен, успевает средственно» .

http://pravoslavie.ru/41044.html

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Житие твое, яко солнце, в сердца верных возсия, зарю чудес испущая,/темже и нас невечерним Светом озари, всечестное твое пренесение почитающих,/да непрестанно Христу зовем:/Церковь Твою утверди, Едине Блаже и Человеколюбче.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Зело люте погружаемую душу мою в пучине житейских страстей/и бурею одержимую безмерных согрешений,/спасения ми простри руку, Пречистая, и изведи из глубины зол моих,/да, радуяся, славлю Тя, Всенепорочную.  Седален, глас 5 Пресветлая и светоносная, отче Богомудре Иакове,/приспе твоя память, созывающи верных множество/прославити и пети твое честное пренесение,/просим от Христа прияти велию милость. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Явилася еси вышши Небесных сил,/Владыку и Господа рождши, Богородице:/земных естество возвела еси, Богоневестная./Темже Тя, воистинну, Богородительнице,/сердцем и душею вернии славим. Песнь 4 Ирмос: Дела смотрения Твоего, Господи,/ужасиша пророка Аввакума:/изшел бо еси на спасение людей Твоих,/спасти помазанныя Твоя пришел еси.  Припев: Святый праведный Иакове, моли Бога о нас. Землени бо есмы и перстни человецы,/верно припадаем к пречестным мощем твоим, блаженне Иакове, просяще отпущения грехов:/молися о верно празднующих твое честное пренесение.  Припев: Святый праведный Иакове, моли Бога о нас. Иже крест взем, блаженне, и желаемаго ти отечества достиг, Горняго Иерусалима,/и в нем со Ангелы ликуеши, Иакове премудре:/молися о чтущих твое честное пренесение.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ныне на Небесех с праведными веселишися, преблаженне Иакове,/с нимиже молися, Христу предстоя, мир мирови даровати/и благочестивому народу нашему здравие, и на враги побеждение,/и всем скорбящим утешение.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Кто не удивится или кто не почудится человеколюбию Божию,/сшед бо с Небесе и воплотися нас ради из Тебе без Отца, Едина Всепетая:/егоже моли избавитися рабом Твоим от всякия скорби.  Песнь 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Хотящих всех с верою входити в храм Твой святый, Владычице, присно спасай и сохраняй, в нем Тя славящих, от всяких напастей и бед свобождай и на противныя победы даруй, ко спасению прошения присно нам подающи. Песнь 4 Ирмос: Божественное Твое разумев истощание прозорливо, Аввакум, Христе, со трепетом вопияше Тебе: во спасение людей Твоих спасти помазанныя Твоя пришел еси. Гора, добродетельми присенная, из Неяже Владыка раболепно прииде, человеки от работы вражия избавляя, явилася еси, Пречистая Владычице. Гора, юже виде Божественный Аввакум, присенная и чистая Ты явися, Пречистая Богородице. Гору превелию, юже Даниил виде, именуем Тя, Владычице, от Неяже Камень отсечеся Нерукосечный и вся соблазны истни, верныя же просвети. Гору Тя усырену и тучну именует Давид, праотец Твой, от Неяже Бог явися, спасая всех поющих Тя и покланяющихся Тебе. Песнь 5 Ирмос: Одеяйся светом, яко ризою, к Тебе утренюю и Тебе зову: душу мою просвети омраченную, Христе, яко Един Благоутробен. Небеснии лицы веселятся с человеки днесь и уготовляются прияти честную икону Чистыя Богоматере, яко воистину Царицы тварем, преподобно владычествующия. Да уклонятся днесь воздушнии дуси, да отступит же и самый миродержец и да падет посрамлен, покланяему видя икону Богоматере. Не якоже ктому образно в гаданиих священный ковчег Завета носим есть, икона бо Божия Матере священными руками днесь честно в церковь вносима есть. Голубице Соломоня, яко воистину добра же, и красна, и всечестна, помяни нас в Небесных селениих Сына Твоего, празднующих день пришествия честныя иконы Твоея. Песнь 6 Ирмос: Неистовствующееся бурею душетленною, Владыко Христе, страстей море укроти и от тли возведи мя, яко Благоутробен. Воистину безценный есть бисер, Владычице, икона Твоя, нам даровася, якоже Сама рекла еси, обогащая вся верою приходящия к Тебе. Светится днесь православных собор, еретический же полк да посрамится, видя икону Богоматере покланяему, плотию нам Избавителя рождшия. Слепым свет уже пришествова, и немощным люте врачевство отверзеся, и всем спасение днесь приближися пришествием честнаго образа Богоматере.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-presv...

19 июля 1859 г. в кафедральном Троицком соборе Якутска состоялось 1-е богослужение на якут. языке. Во внимание к «особенным нуждам и обстоятельствам» Якутской обл. по настоянию свт. Иннокетия было учреждено «особое викариатство с допущением больших в сравнении с другими викариатствами, прав и власти викария». 11 янв. 1858 г. утверждено определение Синода об учреждении Новоархангельского и Якутского викариатств, святителю поручено подобрать кандидатов на должность викарных епископов и написать для них инструкции (Проект инструкции епископу Новоархангельскому// Крылов. 1908. С. 105-108). Архиеп. Иннокентий предъявлял к Якутскому викарию особые требования, считая главнейшим как можно более длительное («всю жизнь») пребывание в Якутском крае, который требует особого изучения. При этом он отдавал учености «преимущество относительное, но отнюдь не главное». Прот. П. Попов в июне 1857 г. был представлен архиеп. Иннокентию (во время остановки в Красноярске по дороге в столицу для присутствования в Синоде), дал согласие поступить на службу в Камчатскую епархию и служить в ней «где бы то ни было» ( Иннокентий (Вениаминов). 1898. Кн. 2. С. 182-183). Как «человек высокой жизни и добродетели» он был рекомендован свт. Иннокентием обер-прокурору Синода гр. А. П. Толстому в числе 3 кандидатов (после архимандритов Аввакума (Честного) и Петра (Екатериновского)) сначала на должность в Новоархангельское вик-ство, затем 2-м епископом Якутского вик-ства (после прот. Д. В. Хитрова (впосл. еп. Дионисий ), перед прот. С. Поповым и архим. Герасимом (Добросердовым). «Этот человек высоко уважаем в Красноярске за его истинно христианские и пастырские добродетели, и за его скромный характер, любивое сердце и здравый и основательный ум» (Там же. С. 183). 16 нояб. 1859 г. Попов по докладу Синода был Высочайше утвержден викарным епископом Якутским с пребыванием в якутском Спасском мон-ре - единственном в Камчатской епархии. 2 марта 1860 г. в домовой церкви Иркутска принял постриг, возведен в сан архимандрита, 6 марта в иркутском кафедральном Богоявленском соборе хиротонисан во епископа Якутского и Вилюйского, викария Камчатской епархии, архиепископами Иркутским и Нерчинским Евсевием (Орлинским) и Камчатским Иннокентием (Вениаминовым).

http://pravenc.ru/text/2578501.html

В ноябре 2010 года церковь получила статус памятника архитектуры XVIII века, охраняемого государством. Храм во имя Присхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, или Всемилостивого Спаса, " под Ангелом " , построен в 1731-1739 гг. Гавриилом Григорьевичем Зубовым, " церковного зданя мастером " , крестьянином деревни Маурино села Захарьина Костромского уезда. Стиль здания - барокко " барокко аннинского времени " . Судя по формам, при постройке рядои стоящей колокольни, в 1793 г., его наружная декоративная обработка все-таки была несколько " исправлена " в духе классицизма крепостным зодчим Е.Г.Дикушиным. Кирилл Аминов. 30 апреля 2015 г. Село Кусково в 1577 г., находившееся Московского уезда, в Васильцове стану, принадлежало боярину Ивану Васильевичу Шереметеву. По писцовым книгам 1623 – 24 гг. значится: «старинная вотчина боярина Федора Ивановича Шереметева; в селе церковь во имя Происхождения честного Креста Господня, да в приделе Николы чудотворца, Флора и Лавра древянна, клетцки, а в церкви образы и книги, и ризы, и на колокольне колокола строения боярина Федора Ивановича Шереметева; в селе двор боярина, да двор животинный, живут деловые люди; у церкви во дворе поп Иван Федоров, во дворе дьячок Савка Игнатьев, во дворе пономарь Ивашко Федоров, во дворе просвирница Марьица, да в селе пруд, да другой пруд на поле». Боярин Ф. И. Шереметев отказал свою вотчину по духовному завещанию 1649 г. племяннику своему боярину Василию Петровичу Шереметеву, а от него перешло в 1661 г. к его сыну Петру. В 1688 г. при церкви были «поп Аввакум Ларионов и диакон Семен Андреев, а служат у той церкви из руги». 17 января 1682 г., по указу великого государя и великого князя Федора Алексеевича, из Поместного приказа боярину Петру большому Васильевичу Шереметеву на погребение сына его стольника Ивана выдано 300 руб., а в доимку тех денег не писать. Великого государя указ сказал окольничий князь Иван Михайлович Коркодинов, а о том великого государя указ за пометою дьяка Григория Близнакова в расходном столпу. Те деньги 300 руб. боярин Петр Васильевич большой Шереметев взял, а расписался человек его Левка Сурин.

http://sobory.ru/article/?object=03361

Во время службы в миссиях Г. активно занимался переводами. Он исправил существовавшие переводы на кит. язык огласительных книг, сделал новые переводы Псалтири, НЗ, литургии свт. Иоанна Златоуста , последования ко Св. Причащению, последования всенощного бдения, требника, катехизиса, Свящ. истории с прибавлением краткой церковной истории, кратких житий святых и др. В этой многолетней работе ему помогали китайцы. Г. стремился использовать классический кит. язык, о переводе НЗ член миссии иером. Алексий (Виноградов) писал: «По признанию европейских синологов, труд этот относится к разряду классических, ибо исполнен в высшем стиле китайских ученых» ( Алексий (Виноградов), иером. Кит. б-ка и ученые труды членов имп. Рос. духовной и дипломатической миссии в г. Пекине или Бэй-Цзине (в Китае). СПб., 1889. С. 25), но высокий стиль перевода был доступен только образованным китайцам. Святейший Синод дал благословение на издание, но рекомендовал внести поправки архим. Аввакума (Честного) , ориентированные на большую доступность текста для простых людей. Г. критически относился к этим поправкам, считая неправильным вносить в текст разговорные элементы. Издание было осуществлено в 1864 г. в Пекине, в 1884 г. там же вышло 2-е издание, значительно переработанное архим. Флавианом (Городецким; впосл. митрополит Киевский). В 1865 г. был опубликован составленный Г. на кит. языке «Указатель чтений из Евангелия и Апостола». На основании анализа кит. источников Г. создал исследование «Обеты буддистов и обряд возложения их у китайцев», к-рое стало вкладом в европ. синологию. Составил поучения к новообращенным, к-рые назвал «Беседами сельского священника с прихожанами». Ему также принадлежат очерки с описанием жизни миссии (1863) «Письма из Пекина об успехах Православия в Китае». Г. уделял большое внимание пополнению б-ки миссии. В сент. 1865 г. Г. был назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . В нач. 1866 г. переведен на должность настоятеля посольской церкви в Риме. Его келейником стал иеродиак. Флавиан (Городецкий). 5 июля 1866 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге состоялась хиротония Г. во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Из-за тяжелой болезни Казанского архиеп. Афанасия (Соколова) Г. фактически управлял епархией. Занимался реставрацией и украшением соборного храма в казанском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . Основал и возглавил Гурия Казанского свт. братство в 1867 г., оставался его членом до кончины. Занимался миссионерством среди татар вместе с Н. И. Ильминским .

http://pravenc.ru/text/168374.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010